СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»

(МАОУ СОШ)



«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения учителей

начальных классов

/____________ А.М. Токмакова

подпись

Протокол №______

от « __» ____________2019 г


«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №17

__________/_И.Ю.Номогоева

подпись

Приказ №__________

от «___» ____________2019 г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Знатоки родного края»

для 1 класса


















Составитель программы:

Фалилеева Т.П.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория


2019

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на обучающихся первого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 33 (количество учебных недель в году), количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 30 минут.
Цели программы:
Познакомить учащихся с историческим наследием родного края.
воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края; воспитание любви к природе родного края; формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи программы:
Образовательные
1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.
При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный приём способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Планируемые результаты реализации программы:
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся в кружковой деятельности;
- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;
- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
- создание комплексной системы кружковой работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;
- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;
- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
- реализация социально-экологических проектов;
- духовно – нравственное развитие личности.

Личностными результатами изучения являются:
- установка на поиск решения проблем;
- критичность;
- развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметными результатами изучения являются:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность осуществлять информационный поиск;
- способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
- основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы;
- целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса являются умения:
- объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
- называть 2-3 достопримечательности края;
- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
- охранять природу родного края;
- наблюдать и выделять характерные особенности природы;
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Формы и методы работы
игровая;
познавательная;
краеведческая;
просмотр презентаций и видеофильмов;
проектная деятельность;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
посещение библиотеки
заочные экскурсии
Методические приемы:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
Индивидуальная работа с учащимися.
Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчётов проектов).
Основные виды деятельности:
проведение викторин, выставок рисунков, фотографий, создание проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, стенгазет, создание электронных презентаций, участие в областных и районных краеведческих конкурсах и мероприятиях, коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; практическое занятие, работа с документами, викторина, консультация, проблемная лекция, исследовательская деятельность, работа в музеях, встречи с участниками исторических событий.

Содержание программы

Название темы

Кол-во часов

Введение в курс. Что такое краеведение.

1

Дом, в котором я живу.

1

Мир твоего дома.

1

Жизнь каждого члена семьи. 

1

Отношения в семье. 

1

Моя родословная

1

Я и моё имя. 

1

Я – ученик, я – школьник

1

Родная школа

1

Трудовая жизнь в школе

1

Наши помощники - школьные принадлежности

1

Школьные, семейные традиции и праздники.

1

Новый год.

1

Рождественские колядки.

1

Труд людей в городе и на селе.

1

Заочная экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты,

типографии и т.д.).

1

Наш современный город.

1

Правила безопасного движения.

2

Экскурсия по городу.

1

Моя улица.

1

Животный мир Бурятии

1

Животные из Красной книги Бурятии

1

Зелёные чудеса нашего края

2

Полезные ископаемые

1

Отечество. Наша Родина - Россия

2

О гербе, флаге и гимне.

1

Москва – столица нашей Родины.

1

Сто народов – одна страна.

1

Я – надежда Отечества.

1

Земля – общий дом для всех людей.


1


33ч


Учебно-тематическое планирование




Темы занятий

Кол-во
часов

Содержание

Практическая работа

1

Введение в курс. Что такое краеведение.

1

Краеведение - наука о родном крае.
Слова «родина», «отечество», «отчизна» обозначают место, где человек родился, где он живёт, работает, где живут его родные и близкие люди.


Рисование по теме. Работа в тетради.


2

Дом, в котором я живу.


1

Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.

Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в

строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки

защищали постройку?

Изображение своего дома. Устный рассказ.


3

Мир твоего дома.

1

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из

истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное

убранство. Домашние животные.


 Лепка интерьера (можно своего рабочего места или

лепка по выбору).


4

Жизнь каждого члена семьи. 

1

Что такое семьяСостав семьи. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музей, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и

рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье.

«Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Какие обязанности может исполнять

первоклассник в семье?

Состав семьи. «Вся семья вместе, так и душа на месте».


Составление рассказа о домашних делах (устно).

Использование семейных фотографий.


5

Отношения в семье. 

1

Этика и психология семейных взаимоотношений

в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на

печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Изображение на рисунке членов семьи.


6

Моя родословная



1

Знакомство с понятиями: поколение, потомки,

предки. Знакомство с терминами родства. События, которые отразились в

истории семьи.


 Составление родословного древа (работа вместе с родителями).


7

Я и моё имя. 

1

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребёнку? Имя и ангел-хранитель.

Именины. Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом?

«Говорящие фамилии».


 Игры с использованием имён.


8

Я – ученик, я – школьник


1

Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она) люблю

(любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Режим дня

школьника как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение

соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни.

Правила организации режима дня школьника.


Нарисуй дорогу от дома до школы». Работа в тетради.

9

Родная школа

1

История школы. Возведение здания, его назначение,

реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Какие

помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначены?


Схематическое изо -бражение здания школы и

прилегающей территории. Работа в тетради.


10

Трудовая жизнь в школе

1

Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Первоклассник

должен знать и выполнять правила поведения в школе.


Экскурсия по школе (в школьный музей)

11

Наши помощники - школьные принадлежности

1

Загадки о школьных принадлежностях

Рисование отгадок

12

Школьные, семейные традиции и праздники.


1

Что такое реликвия? Традиции и праздники в твоей семье. Школьные

праздники.


Составление макета «Школа – мой дом»

13

Новый год.


1

Как к нам пришёл праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

Народные праздники и обрядыКак в старину отмечали праздники, обрядовая

культура.


Подготовка к Новому году. Разучивание песен, стихов,

поговорок, пословиц.


14

Рождественские колядки.


1

Праздник Рождество Христово. Рождественские колядки.


Заучивание колядок, инсценирование.


15

Труд людей в городе и на селе.


1

Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Чем

отличается труд людей в городе и на селе. Профессии людей на селе и в городе.


Работа в тетради, рисование на тему исследования.


16

Заочная экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты,

типографии и т.д.).


1

 «Нарисуй продукцию, которую выпускают на

предприятиях (по выбору)». Работа в тетради.



17

Наш современный город.


1

Современные предприятия, административные здания, их значение в

хозяйственной и нравственно – духовной жизни города. Узнавание зданий по

вывеске.


 «Составь рассказ о своём городе. Работа в тетради».


18

Правила безопасного движения.


2

Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не

попасть в беду? Наша дорога в школу идёт мимо (через, рядом, около…). На

ней расположены знаки дорожного движения. Ты – пешеход.

«Заполни таблицу в тетради. Она поможет тебе, когда

взрослых не будет дома, запиши «нужные» телефоны».


19

Экскурсия по городу.

1

Город Улан-Удэ – столица Бурятии. Памятники и достопримечательности

города Улан-Удэ.


«Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»


20

Моя улица

1

Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц,

прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного

человека.


Схематическое изображение улиц, прилегающих к

школе. Дети рисуют свой путь к школе. Работа в тетради.


21

Животный мир Бурятии

1

Животные нашей республики и среда их обитания.

Ребёнок готовит сообщение о своём любимом животном и иллюстрацию к нему.


22

Животные из Красной книги Бурятии

1

Выставка картин животных из Красной книги

Ребёнок готовит сообщение о животном

23

Зелёные чудеса нашего края

2

Растения лесов, лугов. Редкие растения нашего края. Красная книга.

Ребёнок готовит сообщение о деревьях, окружающих его.

24

Полезные ископаемые

1

Нефрит и другие богатства нашей земли

Ребёнок готовит сообщение о любом полезном ископаемом

25

Отечество. Наша Родина - Россия


2

Российская Федерация – наша Родина. Россияне-граждане России. Русский

Язык. Обычаи и традиции русского народа.


Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.


26

О гербе, флаге и гимне.


1

Государственная символика России: гимн, флаг, герб. Флаг, Герб Бурятии

Рисование флага России.


27

Москва – столица нашей Родины.


1

Москва – самый знаменитый город России. Москвичи – жители Москвы.

Кремль. Красная площадь.


Игра – путешествие: «Достопримечательности

Москвы».


28

Сто народов – одна страна.


1

Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края. Россия – многонациональное государство. Народы

России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные

праздники.


Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. Работа в тетради.



29

Я – надежда Отечества.


1

Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание

ребёнком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях

положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.


Составление памятки «Законы дружбы».


30

Земля – общий дом для всех людей.


1

Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.


Ролевая игра: «Мы из разных стран».




33ч




Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

-оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В “портфель достижений” обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;

-создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися -родителями;

Методы отслеживания результативности:

- тестирование, анкетирование;

- участие в школьных конкурсах, соревнованиях;

- участие в олимпиадах.


Наглядные пособия:

  1. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

  2. географические и исторические карты;

  3. экспозиции школьного музея.

3.Техническое оборудование:

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/ и др.) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!