Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»
Принято на заседании ШМО учителей - логопедов Протокол № 1 от « »____________20____ | Согласовано зам. директора по ВР ______О А. Косицына « »__________20____ | Утверждено директор школы _______ Е.В. Киреева « »___________20____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название курса внеурочной деятельности: «Звуки, буквы и слова»
Период функционирования рабочей программы:5 лет
Ф.И.О. разработчика программы: Тедер Ольга Игоревна
Николаевск-на-Амуре
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа внеурочной деятельности по логопедическому направлению для обучающихся 1 – 4 классов «Звуки, буквы и слова» разработана с ЦЕЛЬЮ создания условий для формирования у детей мотивации к изучению русского языка и литературного чтения, развития интеллектуальных и творческих способностей, оказания помощи в освоении общеобразовательных программ, коррекции дефектов устной и письменной речи.
ЗАДАЧИ:
- формировать лексический компонент речи;
- формировать грамматическую сторону речи;
- формировать синтаксический компонент речи и связную речь;
- развивать невербальные психические функции в единстве с развитием речи;
- воспитывать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию.
АДРЕСАТ ПРОГРАММ: обучающиеся с ОНР III уровня, с нарушением письма и чтения, связанным с недостатками в развитии познавательных процессов и процессов саморегуляции и самоконтроля.
АКТУАЛЬНОСТЬ программы обусловлена диссоциацией между психическим и речевым развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставания в экспрессивной речи, недостаточной речевой активностью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Программа «Звуки, буквы и слова» разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов.Сроки реализации образовательной программы – 5 лет.Количество часов в год: 1 (1) класс – 66часов, 1 (2) класс – 66 часов, 2-4 классы – 68 часов. На изучение курса «Звуки, буквы и слова» отводится 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и построение программы определяется особенностями речевого развития детей с ЗПР в возрастной динамике.
1.Развитие связной речи:
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи.
-обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре
-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений
2.Лексическая работа:
-обогащение словарного запаса детей
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)
3. Развитие звуковой культуры речи:
-знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением
-знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
4. Развитие фонетического слуха:
-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове
-выделение в слове гласных звуков . согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
5. Обучение звуко-слоговому анализу:
-звуковой анализ слов и слогов
-дифференциация понятий «звук» и «буква»
-соотнесение букв и звуков
6. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД:
- формирование адекватной позитивной самооценки и самопринятия;
- повышение мотивации к учебной деятельности;
- формирование потребности в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Регулятивные УУД:
- актуализировать и «открывать» знания;
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- планировать вместе с учителем и самостоятельно алгоритм действий;
- сравнивать результат с эталоном.
ПознавательныеУУД:
- формированиелексического компонента;
- формированиеграмматической стороны речи;
- формированиесинтаксического компонента речи и связной речи;
- совершенствование операций анализа, синтеза классификацииобъектов и их вербализацию.
Коммуникативные УУД:
- развитие умений строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- формирование эмоционально- позитивного отношения к процессу сотрудничества;
- развитие невербальные психические функции в единстве с развитием речи.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Материал для обследования:
- альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования;
- практические материалы для обследования устной речи;
- материал по диагностике речевых нарушений школьников;
- пособие по фронтальному обследованию устной и письменной речи учащихся;
- пособие по диагностике письменной речи у младших школьников.
Материал для звукобуквенного и звуко-слогового анализа:
- разрезная азбука;
- касса букв;
- слоговые таблицы;
- карточки со схемами.
Длякоррекция звукопроизношения:
- пособия, раздаточный и демонстрационный материал на все группы звуков;
- карточки с артикуляционными упражнениями;
- профили звуков;
- наборы пособий для работы над речевым дыханием;
- символы звуков.
Материал для работы над словарём и грамматическим строем речи:
- предметные картинки на обобщения;
- времена года;
- профессии людей;
- форма, цвет;
- детёныши животных;
- синонимы;
- антонимы;
- согласование;
- управление;
- предлоги.
Материал по развитию связной речи:
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- серии сюжетных картинок;
- наборы различных текстов;
- наборы деформированных текстов;
- различные настольные, речевые игры, упражнения, ребусы, кроссворды, шарады и др.
Учебно-методическое, информационное обеспечение программы
1.Садовникова Н. И. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников:Учеб. Пособие – М.: ВЛАДОС, 1995. 2.Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000, - 120 с.
3.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальнх классов: пособие для логопеда/Л, Н, Ефименкова, - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС ,2006. – 335 с.: ил.
4.Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: издательство ГНОМ,2008, 128 с. 5. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматическойдисграфии. – М.: изддательство ГНОМ и Д,2006, 136 с.
6. Мазанова Е. В. Коррекция оптическойдисграфии. – М.: изддательство ГНОМ и Д,2006, 128 с.
7.Лалаева Р. Н. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.: ил. 8.Коржаева Е. Е. Программа логопедической работы с учащимися 1 – 4 классов коррекционно - развивающего обучения с ОНР и ЗПР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
9. Ястребова А. В. , Бессонова Т. П. Обучаем писать и читать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции чтения и письма, - М.: АРКТИ, 2007. - 360 с. 10.Мисаренко Г. Г. Коррекционно - развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы// Логопед, 2004. - № 1. – с. 4 – 10 . 11.Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М : ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
Логопедические сайты
1.http://logoportal.ru/
2.http://www.logolife.ru
3.http://logopedia.by
4.http://logoped18.ru/l
5. http://www.logoped.ru/zv-r.htm
6. http://festival.1september.ru/articles/628838/
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»
| | | | Согласовано Зам. директора по УР ____________________ «__» ___________г. |
Календарно-тематическое планирование занятий по программе "ЗВУКИ, БУКВЫ И СЛОВА"
(предмет)
Учебный год:2018-2019
Класс: 2б
Ф.И.О. учителя - логопеда: Тедер Ольга Игоревна
№ темы, раздела | № занятия в году | № занятия в теме | Содержание учебного материала | Количество часов на тему (общее количество часов по разделу) | Дата план | Дата факт | УУД | Виды деятельности | Реализация навыков жизненных компетенций |
|
1 | Слово и его значение. Слова-предметы. | 16 | | Личностные УУД: - формирование адекватной самооценки; – установление связи между учебной деятельности и её мотивом. Метапредметные УУД: Регулятивные: - актуализация и «открытие» знаний; - самостоятельное планирование речевого высказывания; - планирование вместе с логопедом и самостоятельно алгоритм действий; - сравнение результата с эталоном; формирование - лексического компонента; - грамматической стороны речи; - синтаксического компонента речи и связной речи. Познавательные: - совершение операций анализа, синтеза; - выбор основания и критериев для сериации, сравнения, классификации объектов и их вербализацию; - умение следовать по образцу, правилу, инструкции; - установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; - обращаться к учителю или товарищам по группе за помощью за разъяснениями, задавать вопросы. | Учатся отвечать на вопросы, формирую диалогическую речь. Обогащают активный словарный запас; Учатся употреблять новые слова в собственной речи. | - Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; - развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; - овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач; - развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту развития ребенка, преодоление коммуникативно-речевой инактивности. |
| 1,2 | 1.2 | Вводное занятие. Школа. Пришла пора учиться. | 2 | 4.09, 5.09 | |
3,4 | 3,4 | Я – человек. Я хочу быть здоровым. | 2 | 11.09, 12.09 | |
5,6 | 5,6 | Дикие и домашние животные, их детёныши. | 2 | 18.09, 19.09 | |
7,8 | 7,8 | Такая разная осень. | 2 | 25.09, 26.09 | |
9, 10 | 9, 10 | Дары природы. Овощи, фрукты, ягоды, злаки. | 2 | 2.10, 3.10 | |
| 11, 12 | 11, 12 | Моя малая родина. Природа моего края. | 2 | 9.10, 10.10 | |
| 13, 14 | 13, 14 | Библиотека. Больница. | 2 | 16.10, 17.10 | |
| 15, 16 | 15, 16 | Я знаю. Где мне это пригодится? | 2 | 23.10, 24.10 | |
2 | Слово и его значение. Слова-действия. | 14 | |
| 17, 18 | 1,2 | Профессии. В гости к мастеру. | 2 | 6.11, 7.11 | |
19,20 | 3,4 | Почта. | 2 | 13.11, 14.11 | |
21, 22 | 5,6 | Я – человек. Как я воспринимаю мир? | 2 | 20.11, 21.11 | |
23, 24 | 7,8 | Электроприборы. ТБ. | 2 | 27.11, 28.11 | |
25, 26 | 9,10 | Время года зима. | 2 | 4.12, 5.12 | |
27, 28 | 11, 12 | Праздники и традиции. | 2 | 11.12, 12.12 | |
29,30 | 13, 14 | Я знаю. Где мне это пригодится? | 2 | 18.12, 19.12 | |
3 Слово и его значение. Слова-признаки. 14 |
| 31, 32 | 1,2 | Посуда. Продукты питания. | 2 | 25.12, 26.12 | |
33, 34 | 3,4 | Мебель. | 2 | 15.01, 16.01 | |
35,36 | 5,6 | Магазин. | 2 | 22.01, 23.01 | |
37,38 | 7,8 | Спорт (летний, зимний). | 2 | 29.01, 30.01 | |
39,40 | 9, 10 | Жизнь диких птиц и животных зимой. | 2 | 5.02, 6.02 | |
41, 42 | 11, 12 | Форма. Цвет. Величина. | 2 | 12.02, 13.02 | |
43, 44 | 13, 14 | Я знаю. Где мне это пригодится? | 2 | 19.02, 20.02 | |
4 | Слово и его значение. Признак действия и качества предмета. | 12 | | Учатся подробному пересказу текста по зрительной опоре; Учатся составлять рассказы по серии картинок. |
| 45, 46 | 1,2 | Я – человек. Мои соседи. | 2 | 26.02, 27.02 | |
47,48 | 3,4 | Время. Что я знаю о времени? | 2 | 5.03, 6.03 | |
49,50 | 5,6 | Время года весна. | 2 | 12.03, 13.03 | |
51, 52 | 7,8 | Праздники и традиции. | 2 | 19.03, 20.03 | |
53, 54 | 9, 10 | Мир вокруг нас. Пространственные отношения. | 2 | 2.04, 3.04 | |
55, 56 | 11, 12 | Я знаю. Где мне это пригодится? | 2 | 9.04, 10.04 | |
5 | Предложение и словосочетание. | 12 | |
| 57, 58 | 1,2 | Космос. | 2 | 16.04, 17.04 | |
59, 60 | 3,4 | Я человек. Моё отношение к природе. | 2 | 23.04, 24.04 | |
61, 62 | 5,6 | Поговорки, пословицы, многозначные и образные выражения. | 2 | 30.04, 7.05 | |
63,64 | 7,8 | Общение и дружба. | 2 | 8.05, 14.05 | |
65,66 | 9, 10 | Скоро лето. Каникулы проведу с пользой. | 2 | 15.05, 21.05 | |
67, 68 | 11, 12 | Викторина «Знаю, умею, использую». | 2 | 22.05, 28.05 | |
Календарно - тематическое планирование
2 класс (65 часов)
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов | Дата |
|
| | | |
| Слово и его значение. Слова-предметы – 16 ч. | | |
1,2 | Вводное занятие. Школа. Пришла пора учиться. | 2 | 5.09 7.09 12.09 14.09 |
3,4 | Я – человек. Я хочу быть здоровым. | 2 | 19. 09 21.09 |
5,6 | Дикие и домашние животные, и их детёныши. | 2 | 26.09 28.09 |
7,8 | Время года осень. | 2 | 310 5.10 |
. 9,10 | Моя малая родина. Природа моего края. | 2 | 10.10 12.10 |
11, 12 | Дары природы. Овощи, фрукты, ягоды, злаки. | 2 | 17.10 19.10 |
13,14 | Библиотека. Больница. | 2 | 24,10 26.10 |
15,16 | Я знаю. Где мне это пригодится? | 2 | 7 11 9.11 |
| Слово и его значение. Слова-действия – 12 ч. | | |
17,18 | Профессии. В гости к мастеру. | 2 | 14.11 16.11 |
19,20 | Почта. | 2 | 21.11 23.11 |
21,22 | Я – человек. Как я воспринимаю мир? | 2 | 28.11 30.11 |
23,24 | Электроприборы. ТБ. | 2 | 5.12 7.12 |
25,26 | Время года зима. | 2 | 12. 12 14.12 |
27,28 | Я знаю. Где мне это пригодится? | 2 | 19.12 21.12 |
| Слово и его значение. Слова-признаки –12 ч. | | |
29,30 | Посуда. Продукты питания. | 2 | 09.01 11.01 |
31,32 | Праздники и традиции. | 2 | 16,01 18.01 |
33,34 | Спорт (летний, зимний). | 2 | 23.01 25.01 |
35,36 | Жизнь диких птиц и животных зимой. | 2 | 3001 1.02 |
37, 38 | Форма. Цвет. Величина. | 2 | 06.02 08.02 |
39, 40 | Я знаю. Где мне это пригодится? | 2 | 13.02 15,02 |
| Слово и его значение. Признак действия и качества предмета – 10 ч. | | |
41,42 | Я – человек. Мои соседи. | 2 | 20,02 22.02 |
43,44 | Время. Что я знаю о времени? | 2 | 27.02 01.03 |
45,46 | Измерение в словах. Время года весна. | 2 | 6.03. 13.03 |
47,48 | Мир вокруг нас. Пространственные отношения. | 2 | 15.03 20.03 |
49, 50 | Я знаю. Где мне это пригодится? | 2 | 22.03 |
| Предложение и словосочетание – 12 ч. | | |
51,52 | Космос. | 2 | 03.04 05.04 |
53,54 | Я человек. Моё отношение к природе. | 2 | 10.04 12.04 |
55,56 | Поговорки, пословицы, многозначные и образные выражения. | 2 | 17.04 19.04 |
57,58 | Общение и дружба. | 2 | 24.04 26.04 |
59,60 | Скоро лето. Каникулы проведу с пользой. | 2 | 1.05 3.05 |
61,62 | Викторина «Знаю, умею, использую». | 2 | 8.05 10 05 |
| IIэтап – оценочный – 2ч. | | |
63,64 | Подведение итогов. Диагностика и мониторинг словарного запаса у обучающихся 2-х классов. | 2 | 15.05 17.05 |
Лексика
Работа по восполнению пробелов в развитии словаря у обучающихся представлена разделами «Слово и его значение. Слова-предметы», «Слово и его значение. Слова-действия», «Слово и его значение. Слова-признаки», «Слово и его значение. Признак действия. Качества предмета», «Предложение». Основными задачами лексической работы являются: количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
«Слово и его значение. Слова-предметы»
В разделе «Слово и его значение. Слова-предметы» работа с обучающимися в первую очередь направлена на уточнение, активизацию и обогащение номинативного словаря. Расширение словаря ребенка происходит на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. Вводятся слова, обозначающие элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.Дети знакомятся и усваивают понятие «слова-предметы». Тренируются правильно ставить вопрос к слову и отвечать на него, опираясь на существенные признаки. Таким образом, устанавливается связь содержания словаря с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Проводится работа по объединению видовых и родовых понятий. Дифференцируются и усваиваются лексические понятия, обозначающие сами предметы, их части («Школа», «Правила поведения на дороге», «Я – человек», «Профессии», «Растения», «Время», «В гостях у сказки», «Моя малая родина», «Время года», Дары природы», «Дикие и домашние животные, и их детёныши»). В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся классифицируют и группируют предметы на основании общих признаков, подбирают антонимы и синонимы, исключают лишнее в предъявленной группе предметов по изученным лексическим темам, устанавливают связь слова с жизненными ситуациями.
Рекомендуемые дидактические игры: «Каждому слову свой дом», «Найди лишний предмет», «Кто у кого?», «Целое и его часть», «Скажи одним словом», «Что у вас? Кто у нас?», «Чего не бывает», «Продолжи цепочку», «Слова-приятели», «Слова-неприятели», «Слова-близнецы», «Назови предмет по действию», «Назови предмет по описанию», «Кто-то знает, кто-то нет…», «Мяч бросай, быстро фрукты (овощи, транспорт и др.) называй», «Человеческие дети знают всех зверят на свете», «Человек легко находит, что в природе происходит», «Кто вы мне и кто вам я, если вы моя семья?».
«Слово и его значение. Слова-действия»
В разделе «Слово и его значение. Слова-действия» работа с обучающимися в первую очередь направлена на уточнение, активизацию и обогащение предикативного словаря происходит на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом действий предметов и различных явлений. Дети знакомятся и усваивают понятие «слова-действия». Тренируются правильно ставить вопрос к слову и отвечать на него. Таким образом, устанавливается связь содержания словаря глаголов с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира (бытовые глаголы, глаголы, обозначающие движения и крики животных, глаголы движения, глаголы, выражающие чувства людей, глаголы, связанные с профессиями, глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе). Дифференцируются и усваиваются лексические понятия, обозначающие сами действия людей, животных, механических предметов («Живое и неживое», «Транспорт», «Я человек», «Время года», «Профессии», «Животный мир», «Слесарные и музыкальные инструменты», «Больница», «Библиотека», «Почта», «Электроприборы»). В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся называют действия предметов и явлений, подбирают антонимы и синонимы по изученным темам, находят ошибки и несоответствие в обозначении действия в предъявленном условии, устанавливают связь слова с жизненными ситуациями.
Рекомендуемые дидактические игры: «Какое слово лишнее?», «Кто у кого?», «Чего не бывает», «Продолжи цепочку», «Слова-приятели», «Слова-неприятели», «Назови действие по предмету», «Кто-то знает, кто-то нет…», «Человек легко находит, что в природе происходит», «Мяч лови, да поскорей. Назови язык зверей», «Кто как передвигается?», «Что каждый умеет?», «О чем говорят инструменты?», «Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет?», «Угадай, что я делаю?», «Делал, делаю, сделаю».
«Слово и его значение. Слова-признаки»
В разделе «Слово и его значение. Слова-признаки» работа с обучающимися в первую очередь направлена на уточнение, активизацию и обогащение атрибутивного словаря. Расширение словаря ребенка происходит на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом свойств и признаков предметов и явлений. Дети знакомятся и усваивают понятие «слова-признаки». Тренируются правильно ставить вопрос к слову и отвечать на него. Таким образом, устанавливается связь содержания словаря с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира (размер, цвет, форма, вкус, температура, вес, соотнесенность с чувствами, обобщающие признаки и др.). Дифференцируются и усваиваются лексические понятия, обозначающие признаки и свойства предметов («Птицы», «Животный мир», «Мебель», «Время года», «Я человек», «Живое и неживое», «Природные сообщества», «Праздники и традиции», «Посуда», «Продукты питания», «Космос», «Форма. Цвет. Величина»). В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся группируют предметы на основании общих признаков, подбирают антонимы и синонимы, исключают лишнее в предъявленной группе признаков предметов по изученным лексическим темам, устанавливают связь слова с жизненными ситуациями.
Рекомендуемые дидактические игры: «Лови, да бросай, цвета называй», «Продолжи цепочку», «Слова-приятели», «Слова-неприятели», «Назови признак предмета», «Кто-то знает, кто-то нет…», «Человек легко находит, что в природе происходит», «Чей хвост? Чьё жилище?», «У кого какая шубка?», «Опиши, какой на вкус?», «Я бываю добрый, я бываю злой…», «Моё слово подойдёт», «Чья у зверя голова?», «Я золотой, я …», «У каждого предмета своя форма и величина», «Мы варили из чего, потому его назвали …».
«Слово и его значение. Признак действия и качества предмета»
В разделе «Слово и его значение. Признак действия и качества предмета» работа с обучающимися в первую очередь направлена на уточнение, активизацию и обогащение словаря наречий, которая вводится в конце 2-ого класса. Расширение словаря наречий происходит на основе ознакомления ребенка с признаками действия и качеством предмета. Вводятся слова, обозначающие качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Дети знакомятся с такие понятиями как (как? каким образом?) быстро, хорошо и др., (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?) сегодня, теперь, зимой и др., (где? куда? откуда?) вдали, наверху, домой и др., (сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере?) очень, много, вдвое быстрее, слишком громко, чуть-чуть и др. Дифференцируются и усваиваются понятия, обозначающие признак действия и качества предмета в рамках общих лексических тем («Я – человек», «Время», «Измерение в словах», «Мир вокруг нас»). В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающимся предъявляются задания на выяснение понимания и правильности употребления наречий в речи, устанавливают связь слова с жизненными ситуациями.
Рекомендуемые дидактические игры: «Хорошо — плохо», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, Что, когда делал, расскажи», «В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели», «Что за чем?», «Что за чем у нас идет? Каждый год и круглый год?», «Бывает — не бывает» «Что же будет, что же нет?» «Мир не плох и не хорош — Объясню, и ты поймешь», «Я могу измерить чувства», «Слева – справа, вверху – внизу», «Сегодня и завтра».
Предложение и словосочетание
В разделе «Предложение и словосочетание» основное внимание уделяется преодолению и предупреждению ошибочных словосочетаний в речи обучающихся, усвоение ими сочетаемости и логичности слов, осознанному построению предложений из слов. Но оценивается главным образом лексическая наполняемость фразы. Обогащение фразовой речи путем построения словосочетания и предложения предлагается ребенку таким образом, чтобы он имел возможность применить на практике усвоенные лексические понятия («Магазин», «Спорт», «Каникулы», «Я – человек», «Наш город», «Поговорки, пословицы, многозначные и образные выражения», «Общение и дружба»). То есть, ему предлагается дополнить предложение недостающим словом, например, словом-действием (словом-предметом, словом-признаком, наречием). Или, заменить в предложении или словосочетании картинку или символ (графическое обозначение, мнемо-карту) словом. Или, найти ошибку и справить её, заменив нужным словом. В конце этого раздела представлено занятие-викторина. Обучающийся закрепит изученный материал, получит возможность самостоятельно применять полученные знания и умения в различных видах деятельности.
Оценивая состояние уровня сформированности словаря у обучающихся 1 – 2-х классов по представленным разделам, мы руководствуемся следующими нормами оценок:
Предметные (первый уровень результатов) – приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта. Так правильная грамотная культурная речь педагога является эталоном для учащихся. «Лучший учитель - это пример».
Метапредметные (второй уровень результатов) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Личностные (третий уровень результатов) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Планируемые результаты: готовность детей к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития; навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.
Личностные результаты:У обучающегося будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; мотивация для углублённого изучения курса русского языка; умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; понимание причин успеха в учебной деятельности; умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; понимать смысл инструкции учителя; - осуществлять взаимный контроль; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; искать, анализировать информацию; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Обучающийся получит возможность научиться: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач; под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнеров в совместной деятельности; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться: следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты: сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; оценивать уместность использования слов в тексте; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями; устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях.
Содержание курса внеурочной деятельности В данной программе используется методическое пособие Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов. Содержание Формы организации и видов деятельности Предлагаемая система внеурочной деятельности включает в себя основные темы: Устная связная речь. Лексика. Предложение. Текст. Письменная связная речь. Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях: на фонетическом уровне; на лексико-грамматическом уровне; на синтаксическом уровне. Коррекционная работа на фонетическом уровне: коррекция дефектов произношения;
Виды занятий: практические, игровые, наглядные (работа по образцу).
формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов. Коррекционная работа на синтаксическом уровне: уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций; развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.