СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Звуки, буквы и слова" на 2018-2019 учебный год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена программа внеурочной деятельности, по предмету "Логопедия".

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Звуки, буквы и слова" на 2018-2019 учебный год»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»





Принято

на заседании ШМО

учителей - логопедов

Протокол № 1

от « »____________20____


Согласовано

зам. директора по ВР

______О А. Косицына

« »__________20____

Утверждено

директор школы

_______ Е.В. Киреева

« »___________20____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Название курса внеурочной деятельности: «Звуки, буквы и слова»


Период функционирования рабочей программы:5 лет



Ф.И.О. разработчика программы: Тедер Ольга Игоревна










Николаевск-на-Амуре

Пояснительная записка

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Рабочая программа внеурочной деятельности по логопедическому направлению для обучающихся 1 – 4 классов «Звуки, буквы и слова» разработана с ЦЕЛЬЮ создания условий для формирования у детей мотивации к изучению русского языка и литературного чтения, развития интеллектуальных и творческих способностей, оказания помощи в освоении общеобразовательных программ, коррекции дефектов устной и письменной речи.

ЗАДАЧИ:

- формировать лексический компонент речи;

- формировать грамматическую сторону речи;

- формировать синтаксический компонент речи и связную речь;

- развивать невербальные психические функции в единстве с развитием речи;

- воспитывать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию.


АДРЕСАТ ПРОГРАММ: обучающиеся с ОНР III уровня, с нарушением письма и чтения, связанным с недостатками в развитии познавательных процессов и процессов саморегуляции и самоконтроля.

АКТУАЛЬНОСТЬ программы обусловлена диссоциацией между психическим и речевым развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставания в экспрессивной речи, недостаточной речевой активностью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Программа «Звуки, буквы и слова» разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов.Сроки реализации образовательной программы – 5 лет.Количество часов в год: 1 (1) класс – 66часов, 1 (2) класс – 66 часов, 2-4 классы – 68 часов. На изучение курса «Звуки, буквы и слова» отводится 2 часа в неделю.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и построение программы определяется особенностями речевого развития детей с ЗПР в возрастной динамике.

1.Развитие связной речи:

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи.

-обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре

-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений

2.Лексическая работа:

-обогащение словарного запаса детей

-создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)

3. Развитие звуковой культуры речи:

-знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением

-знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

4. Развитие фонетического слуха:

-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове

-выделение в слове гласных звуков . согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.

5. Обучение звуко-слоговому анализу:

-звуковой анализ слов и слогов

-дифференциация понятий «звук» и «буква»

-соотнесение букв и звуков

6. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные УУД:

- формирование адекватной позитивной самооценки и самопринятия;

- повышение мотивации к учебной деятельности;

- формирование потребности в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Регулятивные УУД:

- актуализировать и «открывать» знания;

- самостоятельно планировать речевое высказывание;

- планировать вместе с учителем и самостоятельно алгоритм действий;

- сравнивать результат с эталоном.

ПознавательныеУУД:

- формированиелексического компонента;

- формированиеграмматической стороны речи;

- формированиесинтаксического компонента речи и связной речи;

- совершенствование операций анализа, синтеза классификацииобъектов и их вербализацию.

Коммуникативные УУД:

- развитие умений строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- формирование эмоционально- позитивного отношения к процессу сотрудничества;

- развитие невербальные психические функции в единстве с развитием речи.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Материал для обследования:

- альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования;

- практические материалы для обследования устной речи;

- материал по диагностике речевых нарушений школьников;

- пособие по фронтальному обследованию устной и письменной речи учащихся;

- пособие по диагностике письменной речи у младших школьников.

Материал для звукобуквенного и звуко-слогового анализа:

- разрезная азбука;

- касса букв;

- слоговые таблицы;

- карточки со схемами.

Длякоррекция звукопроизношения:

- пособия, раздаточный и демонстрационный материал на все группы звуков;

- карточки с артикуляционными упражнениями;

- профили звуков;

- наборы пособий для работы над речевым дыханием;

- символы звуков.

Материал для работы над словарём и грамматическим строем речи:

- предметные картинки на обобщения;

- времена года;

- профессии людей;

- форма, цвет;

- детёныши животных;

- синонимы;

- антонимы;

- согласование;

- управление;

- предлоги.

Материал по развитию связной речи:

- предметные картинки;

- сюжетные картинки;

- серии сюжетных картинок;

- наборы различных текстов;

- наборы деформированных текстов;

- различные настольные, речевые игры, упражнения, ребусы, кроссворды, шарады и др.



Учебно-методическое, информационное обеспечение программы

1.Садовникова Н. И. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников:Учеб. Пособие – М.: ВЛАДОС, 1995. 2.Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000, - 120 с.

3.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальнх классов: пособие для логопеда/Л, Н, Ефименкова, - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС ,2006. – 335 с.: ил.

4.Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: издательство ГНОМ,2008, 128 с. 5. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматическойдисграфии. – М.: изддательство ГНОМ и Д,2006, 136 с.

6. Мазанова Е. В. Коррекция оптическойдисграфии. – М.: изддательство ГНОМ и Д,2006, 128 с.

7.Лалаева Р. Н. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.: ил. 8.Коржаева Е. Е. Программа логопедической работы с учащимися 1 – 4 классов коррекционно - развивающего обучения с ОНР и ЗПР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.

9. Ястребова А. В. , Бессонова Т. П. Обучаем писать и читать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции чтения и письма, - М.: АРКТИ, 2007. - 360 с. 10.Мисаренко Г. Г. Коррекционно - развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы// Логопед, 2004. - № 1. – с. 4 – 10 . 11.Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М : ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.



Логопедические сайты

1.http://logoportal.ru/

2.http://www.logolife.ru

3.http://logopedia.by

4.http://logoped18.ru/l

5. http://www.logoped.ru/zv-r.htm

6. http://festival.1september.ru/articles/628838/













Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»








Согласовано

Зам. директора по УР

____________________

«__» ___________г.


















Календарно-тематическое планирование занятий по программе "ЗВУКИ, БУКВЫ И СЛОВА"

(предмет)

Учебный год:2018-2019

Класс: 2б



Ф.И.О. учителя - логопеда: Тедер Ольга Игоревна



№ темы, раздела

№ занятия в году

№ занятия в теме





Содержание

учебного материала

Количество часов на тему (общее количество часов по разделу)

Дата план

Дата факт





УУД

Виды деятельности

Реализация навыков жизненных компетенций


1

Слово и его значение. Слова-предметы.

16


Личностные УУД:

- формирование адекватной самооценки;

– установление связи между учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- актуализация и «открытие» знаний;

- самостоятельное планирование речевого высказывания;

- планирование вместе с логопедом и самостоятельно алгоритм действий;

- сравнение результата с эталоном;

формирование

- лексического компонента;

- грамматической стороны речи;

- синтаксического компонента речи и связной речи.

Познавательные:

- совершение операций анализа, синтеза;

- выбор основания и критериев для сериации, сравнения, классификации объектов и их вербализацию;

- умение следовать по образцу, правилу, инструкции;

- установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- обращаться к учителю или товарищам по группе за помощью за разъяснениями, задавать вопросы.


Учатся отвечать на вопросы, формирую диалогическую речь.








Обогащают активный словарный запас;

Учатся употреблять новые слова в собственной речи.














- Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;

- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту развития ребенка, преодоление коммуникативно-речевой инактивности.



1,2

1.2

Вводное занятие. Школа. Пришла пора учиться.

2

4.09,

5.09


3,4

3,4

Я – человек. Я хочу быть здоровым.

2

11.09,

12.09


5,6

5,6

Дикие и домашние животные, их детёныши.

2

18.09,

19.09


7,8

7,8

Такая разная осень.

2

25.09,

26.09


9,

10

9,

10

Дары природы. Овощи, фрукты, ягоды, злаки.

2

2.10,

3.10



11,

12

11,

12

Моя малая родина. Природа моего края.

2

9.10,

10.10



13,

14

13,

14

Библиотека. Больница.

2

16.10,

17.10



15,

16

15,

16

Я знаю. Где мне это пригодится?

2

23.10,

24.10


2

Слово и его значение. Слова-действия.

14



17,

18

1,2

Профессии. В гости к мастеру.

2

6.11,

7.11


19,20

3,4

Почта.

2

13.11,

14.11


21,

22

5,6

Я – человек. Как я воспринимаю мир?

2

20.11,

21.11


23,

24

7,8

Электроприборы. ТБ.

2

27.11,

28.11


25,

26

9,10

Время года зима.

2

4.12,

5.12


27,

28

11,

12

Праздники и традиции.

2

11.12,

12.12


29,30

13,

14

Я знаю. Где мне это пригодится?

2

18.12,

19.12


3 Слово и его значение. Слова-признаки. 14


31,

32

1,2

Посуда. Продукты питания.

2

25.12,

26.12


33,

34

3,4

Мебель.

2

15.01,

16.01


35,36

5,6

Магазин.

2

22.01,

23.01


37,38

7,8

Спорт (летний, зимний).

2

29.01,

30.01


39,40

9,

10

Жизнь диких птиц и животных зимой.

2

5.02,

6.02


41,

42

11,

12

Форма. Цвет. Величина.

2

12.02,

13.02


43,

44

13,

14

Я знаю. Где мне это пригодится?

2

19.02,

20.02


4

Слово и его значение.

Признак действия и качества предмета.

12







Учатся подробному пересказу текста по зрительной опоре;

Учатся составлять рассказы по серии картинок.










45,

46

1,2

Я – человек. Мои соседи.

2

26.02,

27.02


47,48

3,4

Время. Что я знаю о времени?

2

5.03,

6.03


49,50

5,6

Время года весна.

2

12.03,

13.03


51,

52

7,8

Праздники и традиции.

2

19.03,

20.03


53,

54

9,

10

Мир вокруг нас. Пространственные отношения.

2

2.04,

3.04


55,

56

11,

12

Я знаю. Где мне это пригодится?

2

9.04,

10.04


5

Предложение и словосочетание.

12



57,

58

1,2

Космос.

2

16.04,
17.04


59,

60

3,4

Я человек. Моё отношение к природе.

2

23.04,

24.04


61,

62

5,6

Поговорки, пословицы, многозначные и образные выражения.

2

30.04,

7.05


63,64

7,8

Общение и дружба.

2

8.05,

14.05


65,66

9,

10

Скоро лето. Каникулы проведу с пользой.

2

15.05,

21.05


67,

68

11,

12

Викторина «Знаю, умею, использую».

2

22.05,

28.05


































Календарно - тематическое планирование

2 класс (65 часов)


п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

Дата







Слово и его значение. Слова-предметы – 16 ч.



1,2

Вводное занятие. Школа. Пришла пора учиться.

2

5.09 7.09

12.09 14.09

3,4

Я – человек. Я хочу быть здоровым.

2

19. 09 21.09

5,6

Дикие и домашние животные, и их детёныши.

2

26.09 28.09

7,8

Время года осень.

2

310 5.10

. 9,10

Моя малая родина. Природа моего края.

2

10.10 12.10

11, 12

Дары природы. Овощи, фрукты, ягоды, злаки.

2

17.10 19.10

13,14

Библиотека. Больница.

2

24,10 26.10

15,16

Я знаю. Где мне это пригодится?

2

7 11 9.11


Слово и его значение. Слова-действия – 12 ч.



17,18

Профессии. В гости к мастеру.

2

14.11 16.11

19,20

Почта.

2

21.11 23.11

21,22

Я – человек. Как я воспринимаю мир?

2

28.11 30.11

23,24

Электроприборы. ТБ.

2

5.12 7.12

25,26

Время года зима.

2

12. 12 14.12

27,28

Я знаю. Где мне это пригодится?

2

19.12 21.12


Слово и его значение. Слова-признаки –12 ч.



29,30

Посуда. Продукты питания.

2

09.01 11.01

31,32

Праздники и традиции.

2

16,01 18.01

33,34

Спорт (летний, зимний).

2

23.01 25.01

35,36

Жизнь диких птиц и животных зимой.

2

3001 1.02

37, 38

Форма. Цвет. Величина.

2

06.02 08.02

39, 40

Я знаю. Где мне это пригодится?

2

13.02 15,02


Слово и его значение.

Признак действия и качества предмета – 10 ч.



41,42

Я – человек. Мои соседи.

2

20,02 22.02

43,44

Время. Что я знаю о времени?

2

27.02 01.03

45,46

Измерение в словах. Время года весна.

2

6.03. 13.03

47,48

Мир вокруг нас. Пространственные отношения.

2

15.03 20.03

49, 50

Я знаю. Где мне это пригодится?

2

22.03


Предложение и словосочетание – 12 ч.



51,52

Космос.

2

03.04 05.04

53,54

Я человек. Моё отношение к природе.

2

10.04 12.04

55,56

Поговорки, пословицы, многозначные и образные выражения.

2

17.04 19.04

57,58

Общение и дружба.

2

24.04 26.04

59,60

Скоро лето. Каникулы проведу с пользой.

2

1.05 3.05

61,62

Викторина «Знаю, умею, использую».

2

8.05 10 05


IIэтап – оценочный – 2ч.



63,64

Подведение итогов. Диагностика и мониторинг словарного запаса у обучающихся 2-х классов.

2

15.05 17.05


Лексика

Работа по восполнению пробелов в развитии словаря у обучающихся представлена разделами «Слово и его значение. Слова-предметы», «Слово и его значение. Слова-действия», «Слово и его значение. Слова-признаки», «Слово и его значение. Признак действия. Качества предмета», «Предложение». Основными задачами лексической работы являются: количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.

«Слово и его значение. Слова-предметы»

В разделе «Слово и его значение. Слова-предметы» работа с обучающимися в первую очередь направлена на уточнение, активизацию и обогащение номинативного словаря. Расширение словаря ребенка происходит на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. Вводятся слова, обозначающие элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.Дети знакомятся и усваивают понятие «слова-предметы». Тренируются правильно ставить вопрос к слову и отвечать на него, опираясь на существенные признаки. Таким образом, устанавливается связь содержания словаря с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Проводится работа по объединению видовых и родовых понятий. Дифференцируются и усваиваются лексические понятия, обозначающие сами предметы, их части («Школа», «Правила поведения на дороге», «Я – человек», «Профессии», «Растения», «Время», «В гостях у сказки», «Моя малая родина», «Время года», Дары природы», «Дикие и домашние животные, и их детёныши»). В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся классифицируют и группируют предметы на основании общих признаков, подбирают антонимы и синонимы, исключают лишнее в предъявленной группе предметов по изученным лексическим темам, устанавливают связь слова с жизненными ситуациями.

Рекомендуемые дидактические игры: «Каждому слову свой дом», «Найди лишний предмет», «Кто у кого?», «Целое и его часть», «Скажи одним словом», «Что у вас? Кто у нас?», «Чего не бывает», «Продолжи цепочку», «Слова-приятели», «Слова-неприятели», «Слова-близнецы», «Назови предмет по действию», «Назови предмет по описанию», «Кто-то знает, кто-то нет…», «Мяч бросай, быстро фрукты (овощи, транспорт и др.) называй», «Человеческие дети знают всех зверят на свете», «Человек легко находит, что в природе происходит», «Кто вы мне и кто вам я, если вы  моя семья?».

«Слово и его значение. Слова-действия»

В разделе «Слово и его значение. Слова-действия» работа с обучающимися в первую очередь направлена на уточнение, активизацию и обогащение предикативного словаря происходит на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом действий предметов и различных явлений. Дети знакомятся и усваивают понятие «слова-действия». Тренируются правильно ставить вопрос к слову и отвечать на него. Таким образом, устанавливается связь содержания словаря глаголов с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира (бытовые глаголы, глаголы, обозначающие движения и крики животных, глаголы движения, глаголы, выражающие чувства людей, глаголы, связанные с профессиями, глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе). Дифференцируются и усваиваются лексические понятия, обозначающие сами действия людей, животных, механических предметов («Живое и неживое», «Транспорт», «Я человек», «Время года», «Профессии», «Животный мир», «Слесарные и музыкальные инструменты», «Больница», «Библиотека», «Почта», «Электроприборы»). В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся называют действия предметов и явлений, подбирают антонимы и синонимы по изученным темам, находят ошибки и несоответствие в обозначении действия в предъявленном условии, устанавливают связь слова с жизненными ситуациями.

Рекомендуемые дидактические игры: «Какое слово лишнее?», «Кто у кого?», «Чего не бывает», «Продолжи цепочку», «Слова-приятели», «Слова-неприятели», «Назови действие по предмету», «Кто-то знает, кто-то нет…», «Человек легко находит, что в природе происходит», «Мяч лови, да поскорей. Назови язык зверей», «Кто как передвигается?», «Что каждый умеет?», «О чем говорят инструменты?», «Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет?», «Угадай, что я делаю?», «Делал, делаю, сделаю».

«Слово и его значение. Слова-признаки»

В разделе «Слово и его значение. Слова-признаки» работа с обучающимися в первую очередь направлена на уточнение, активизацию и обогащение атрибутивного словаря. Расширение словаря ребенка происходит на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом свойств и признаков предметов и явлений. Дети знакомятся и усваивают понятие «слова-признаки». Тренируются правильно ставить вопрос к слову и отвечать на него. Таким образом, устанавливается связь содержания словаря с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира (размер, цвет, форма, вкус, температура, вес, соотнесенность с чувствами, обобщающие признаки и др.). Дифференцируются и усваиваются лексические понятия, обозначающие признаки и свойства предметов («Птицы», «Животный мир», «Мебель», «Время года», «Я человек», «Живое и неживое», «Природные сообщества», «Праздники и традиции», «Посуда», «Продукты питания», «Космос», «Форма. Цвет. Величина»). В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся группируют предметы на основании общих признаков, подбирают антонимы и синонимы, исключают лишнее в предъявленной группе признаков предметов по изученным лексическим темам, устанавливают связь слова с жизненными ситуациями.

Рекомендуемые дидактические игры: «Лови, да бросай, цвета называй», «Продолжи цепочку», «Слова-приятели», «Слова-неприятели», «Назови признак предмета», «Кто-то знает, кто-то нет…», «Человек легко находит, что в природе происходит», «Чей хвост? Чьё жилище?», «У кого какая шубка?», «Опиши, какой на вкус?», «Я бываю добрый, я бываю злой…», «Моё слово подойдёт», «Чья у зверя голова?», «Я золотой, я …», «У каждого предмета своя форма и величина», «Мы варили из чего, потому его назвали …».

«Слово и его значение. Признак действия и качества предмета»

В разделе «Слово и его значение. Признак действия и качества предмета» работа с обучающимися в первую очередь направлена на уточнение, активизацию и обогащение словаря наречий, которая вводится в конце 2-ого класса. Расширение словаря наречий происходит на основе ознакомления ребенка с признаками действия и качеством предмета. Вводятся слова, обозначающие качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Дети знакомятся с такие понятиями как (как? каким образом?) быстро, хорошо и др., (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?) сегодня, теперь, зимой и др., (где? куда? откуда?) вдали, наверху, домой и др., (сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере?) очень, много, вдвое быстрее, слишком громко, чуть-чуть и др. Дифференцируются и усваиваются понятия, обозначающие признак действия и качества предмета в рамках общих лексических тем («Я – человек», «Время», «Измерение в словах», «Мир вокруг нас»). В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающимся предъявляются задания на выяснение понимания и правильности употребления наречий в речи, устанавливают связь слова с жизненными ситуациями.

Рекомендуемые дидактические игры: «Хорошо — плохо», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, Что, когда делал, расскажи», «В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели», «Что за чем?», «Что за чем у нас идет? Каждый год и круглый год?», «Бывает — не бывает» «Что же будет, что же нет?» «Мир не плох и не хорош — Объясню, и ты поймешь», «Я могу измерить чувства», «Слева – справа, вверху – внизу», «Сегодня и завтра».

Предложение и словосочетание

В разделе «Предложение и словосочетание» основное внимание уделяется преодолению и предупреждению ошибочных словосочетаний в речи обучающихся, усвоение ими сочетаемости и логичности слов, осознанному построению предложений из слов. Но оценивается главным образом лексическая наполняемость фразы. Обогащение фразовой речи путем построения словосочетания и предложения предлагается ребенку таким образом, чтобы он имел возможность применить на практике усвоенные лексические понятия («Магазин», «Спорт», «Каникулы», «Я – человек», «Наш город», «Поговорки, пословицы, многозначные и образные выражения», «Общение и дружба»). То есть, ему предлагается дополнить предложение недостающим словом, например, словом-действием (словом-предметом, словом-признаком, наречием). Или, заменить в предложении или словосочетании картинку или символ (графическое обозначение, мнемо-карту) словом. Или, найти ошибку и справить её, заменив нужным словом. В конце этого раздела представлено занятие-викторина. Обучающийся закрепит изученный материал, получит возможность самостоятельно применять полученные знания и умения в различных видах деятельности.

Оценивая состояние уровня сформированности словаря у обучающихся 1 – 2-х классов по представленным разделам, мы руководствуемся следующими нормами оценок:













Предметные (первый уровень результатов) – приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта. Так правильная грамотная культурная речь педагога является эталоном для учащихся. «Лучший учитель - это пример».

Метапредметные (второй уровень результатов) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Личностные (третий уровень результатов) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Планируемые результаты: готовность детей к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития; навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.

Личностные результаты:У обучающегося будут сформированы:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;  мотивация для углублённого изучения курса русского языка;  умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;  понимание причин успеха в учебной деятельности;  умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;Обучающийся получит возможность для формирования:  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;  устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;  адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;  осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:  планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;  понимать смысл инструкции учителя; - осуществлять взаимный контроль;  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:  устанавливать причинно-следственные связи;  выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;  искать, анализировать информацию;  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;  понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;  обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Обучающийся получит возможность научиться:  добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;  в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач;  под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;  под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;  строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:  договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;  строить понятные для партнера высказывания;  контролировать действия партнеров в совместной деятельности;  воспринимать другое мнение и позицию;  формулировать собственное мнение и позицию;  задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;  проявлять инициативу в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность научиться:  следить за действиями других участников совместной деятельности;  принимать другое мнение и позицию;  строить понятные для партнера высказывания;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:  сравнивать произношение гласных и согласных звуков;  наблюдать за функцией и ударением в слове;  контролировать правильность постановки ударения в словах;  наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;  выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;  различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;  оценивать уместность использования слов в тексте;  анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;  устанавливать словообразовательные связи данных слов;  анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;  наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;  соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;  самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях.

Содержание курса внеурочной деятельности В данной программе используется методическое пособие Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов. Содержание Формы организации и видов деятельности Предлагаемая система внеурочной деятельности включает в себя основные темы:  Устная связная речь.  Лексика.  Предложение.  Текст.  Письменная связная речь. Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:  на фонетическом уровне;  на лексико-грамматическом уровне;  на синтаксическом уровне. Коррекционная работа на фонетическом уровне:  коррекция дефектов произношения;

Виды занятий: практические, игровые, наглядные (работа по образцу).





 формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:  уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;  дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:  уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;  развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.