СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельнсти "Чистописание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеинтелектуальной направленности, рассчитана для детей уровня начального общего образования (1-4 классы). Курс - межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка, в его содержание входят знания по технологии, искусству.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельнсти "Чистописание"»


Программа «Чистописание» разработана на основе программы Н.А.Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк ( 1-4 )», соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Программа общеинтелектуальной направленности, рассчитана для детей уровня начального общего образования (1-4 классы). Курс - межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка, в его содержание входят знания по технологии, искусству.

Актуальность программы в том, что в 1-4 классах мало времени отводится на формирование навыков каллиграфического письма. У многих детей к приходу в школу плохо развита (не развита) мелкая моторика рук, нужно дополнительное время, чтобы научить каждого ребенка писать графически правильные элементы букв.

Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

В программу курса включены упражнения для развития зрительно-моторных координаций, упражнения для развития свободных движений руки, упражнения для предупреждения сходства букв, упражнения для работы над формой сопоставляемых букв, упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Особое внимание отведено работе над соединением букв, так как при ускоренном письме нарушается правильность начертания графических элементов букв, ведется работа над скорописанием.

Цель курса: научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

Задачи курса:

- Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев.

- Развивать глазомер, внимательность.

- Учить самостоятельности

- Воспитывать аккуратность,целеустремленность,самодисциплину.

Место курса в учебном плане

Всего 135 часов: 1 класс 33 часа ( 1 час в неделю), 2 класс 34 часа ( 1 час в неделю), 3 класс 34 часа ( 1 час в неделю), 4 класс 34 часа ( 1 час в неделю)

Содержание курса


1 класс

Вводное занятие. «Чем мы будем заниматься на занятиях по каллиграфии?» Штриховка сверху вниз. Письмо прямых линий. Рисование забора. Штриховка снизу вверх. Письмо прямой наклонной линии с закруглением вправо. Рисование. Штриховка слева направо. Письмо прямой наклонной линии с закруглением влево. Рисование крючков. Штриховка справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением сверху и снизу. Рисование уточек. Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол. Письмо наклонной линии с закруглением влево (элемент букв л, м, я). Клюшки. Штриховка с левого верхнего угла в правый нижний угол. Письмо верхних петель. Рисование рыбок. Письмо нижних петель. Рисование птичек.

Письмо полуовалов. Рисование месяца (кусочка сыра). Письмо овалов. Рисование шариков. Начертание букв, содержащих элемент: короткая наклонная линия. Начертание букв, содержащих элемент: прямая наклонная линия вниз и вверх. Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная наклонная линия с закруглением влево. Начертание букв, содержащих элемент: наклонная линия с закруглением влево. Начертание букв, содержащих элемент: полуовал. Начертание букв, содержащих элемент: овал. Начертание букв, содержащих элемент: верхняя петля. Начертание букв, содержащих элемент: нижняя петля. Буквы- картинки. Творческий проект. Запись основных элементов букв. Запись вспомогательных элементов букв. Росчерк элемента: прямая наклонная линия. Росчерк элемента: наклонная линия с закруглением вправо. Росчерк элемента: короткая прямая наклонная линия. Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением влево. Росчерк элемента: полуовал. Росчерк элемента: овал. Росчерк элемента: верхняя и нижняя петли. Списывание с рукописного текста. Списывание с печатного

текста. Закрепление и обобщение изученного. Творческое занятие «Чему научились за год».


2 класс

Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки. Написание букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г,л, м, Л, М, я, Я, у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч, с, С, е, о, О, а, б, д, ь, ъ, ы ,в, Н, Ю, н, ю, к, К, В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф, Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф, ок, он, оп, ог, ож, оз, ос, ое, ой, оц, ош, ощ, аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас, ие, ий, ИЦ, ИЩ, ел, ем, ег, еж, ез.

Рациональные способы соединений в словах. Написание соединений яб, яр, яв, ят, ль, мь, ья, ье, Оо, Сс, Ээ. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание заглавных и строчных букв. Работа по устранению графических недочётов. Творческая мастерская «Волшебная ручка». Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии.


3 класс

Написание строчных букв и их соединений и, ш, й, г, п, т, н, р, у, ц, щ, к; ити, иши, иуш, иру; п, т, р, г, гл, пл, гу, па, тшт, трт, тк, тв; и, ш, г, п, т, й. Поэтическая страничка. Контрольное списывание: буквы и, ш, г, п, т, й, н, р, у, слова и предложения.

Строчные буквы л, м, т, н, л, ш, м, ц, щ, ь, ы, ъ, о, а, ю, я, б, д, ф, в, с, е, ё, ч, х, ж, э, з, к. Заглавные буквы И, Ш, Ц. Щ, Ч, У, А, Л, М,И, Ш, Ц, Щ,Ч, У, А, Л, М, О, С, Х, Ж, Ю, Э, З, Я, Е, Ё, Н, К, Р,В, Ф, Г, П, Т, Б, Д, Письмо соединений букв: ом, ол, оя, ог, оч, ок, оц, ощ, ор, ос, от, оп, ох, ож; мл, мы, ми, мя, ля, кл, ся, ем, ел, ех, еж, её; вм, вя, бя, дл, ез, ед, ев, ве, вё, вл, об, од; сд, зу, бр, ув, уд, уз, ум, вы, бы; ья, ъя, ье, ъё, ьи, ъи, ью, ъю.

Творческая мастерская «Волшебная ручка». Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии


4 класс

Написание строчных и заглавных букв и, ш, й, И, Ш, Й, с, о, С, О ,Аа, Лл, Гг, Пп, Тт, Рр, Нн, Кк, Юю и соединений с ними. Написание строчных букв ь, ы, ъ и соединений с ними.Написание строчных и заглавных букв Уу, Чч. Сочетания ча, чу, чк, чн. Написание заглавных и строчных букв Ее, Ёё, Зз, Бб, Вв, Дд. Работа с деформированным текстом.Написание заглавных и строчных букв Цц, Щщ и соединений с ними. Написание заглавных и строчных букв Ээ, Хх, Жж и соединений с ними.Контрольное списывание. Написание заглавных и строчных букв Яя, Фф и соединений с ними.Работа с деформированным текстом. Творческая мастерская «Волшебная ручка».Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии.


Личностные, метапредметные и предметные результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- воспитание аккуратности, целеустремленности, усидчивости.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

-умение анализировать, сравнивать.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков

препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак);

- воспитание аккуратности, целеустремленности, усидчивости.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

-умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами

речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;

- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;

- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;

- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;

-каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;

- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных

произведений;

- развитие орфографической зоркости учащихся;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.


Контроль и оценка планируемых результатов

Формы:

- аккуратность и правильность выполнения практических работ;

- творческие работы учащихся;

- конкурсы;

- выставки.

Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также

осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.


Методическое и материально-техническое обеспечение программы

1. АгарковойН.А.«Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк ( 1-4).

2. Н. Р. Мавлютова. Умная тетрадка для первоклассника: в 2-х ч.: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования. –Мозырь: Белый Ветер, 2015.

3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Мои первые прописи.-М,.АСТ: Астрель,2012.

4.Горецкий В.Г., Игнатьева Т.В. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2 кл. – Экзамен. ФГОС.

5. Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4 кл. – М.Дрофа.

6.Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней

начальной школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов).

7. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. //Нач. шкл. – 1999. - №8.

8. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).

9. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей.// Нач. шк. – 1990. - №4.

10. Альбомы для рисования, тетради в узкую и широкую линейку.

11.Линейки – трафареты с геометрическими фигурами.

12. Материал для словарной работы (иллюстрации, тексты).

13. Доска.

14. Цветные мелки для учителя.

15. Цветные карандаши для учащихся.


























Учебно-тематическое планирование

1 класс (33часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие «Чем мы будем заниматься на занятияхпо каллиграфии?»

1

2

Штриховка сверху вниз. Письмо прямых линий. Рисование забора.

1

3

Штриховка снизу вверх. Письмо прямой наклонной линии с закруглением вправо.

1

4

Штриховка слева направо. Письмо прямой наклонной линии с закруглением влево. Рисование крючков.

1

5

Штриховка справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением сверху и снизу. Рисование уточек.

1

6

Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол. Письмо наклонной линии с закруглением влево (элемент букв л, м, я). Клюшки.

1

7

Штриховка с левого верхнего угла в правый нижний угол. Письмо верхних петель. Рисование рыбок.

1

8

Штриховка по трафарету: верхние петли. Письмо нижних петель. Рисование птичек.

1

9

Штриховка по трафарету. Письмо полуовалов. Рисование месяца (кусочка сыра).

1

10

Штриховка по трафарету. Письмо овалов. Рисование шариков.

1

11

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая наклонная линия.

1

12

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: прямая наклонная линия вниз и вверх.

1

13

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная наклонная линия с закруглением влево.

1

14

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: наклонная линия с закруглением влево.

1

15

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: полуовал.

1

16

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: овал.

1

17

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: верхняя петля.

1

18

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: нижняя петля.

1

19

Штриховка по трафарету. Буквы- картинки. Творческий проект.

1

20

Штриховка по трафарету. Запись основных элементов букв.

1

21

Штриховка по трафарету. Запись вспомогательных элементов букв.

1

22

Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: прямая наклонная линия.

1

23

Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: наклонная линия с закруглением вправо.

1

24

Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: короткая прямая наклонная линия.

1

25

Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

1

26

Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением влево.

1

27

Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: полуовал.

1

28

Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: овал.

1

29

Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: верхняя и нижняя петли.

1

30

Штриховка по трафарету. Списывание с рукописного текста.

1

31

Штриховка по трафарету. Списывание с печатного текста.

1

32

Закрепление и обобщение изученного.

1

33

Творческое занятие «Чему научились за год».

1


Учебно- тематическое планирование

2 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Ориентирование на листе бумаги.

1

2

Большие и малые прямые наклонные линии.

1

3

Прямая линия с закруглением внизу.

1

4

Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

1

5

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

1

6

Большой и маленький овалы.

1

7

Большие и малые полуовалы.

1

8

Линия с петлёй вверху и внизу.

1

9

Малая и большая пламевидные прямые.

1

10

Петля на линии строки.

1

11

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г.

1

12

Группа букв: л, м, Л, М, я, Я.

1

13

Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч.

1

14

Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д.

1

15

Группа букв: ь, ъ, ы ,в.

1

16

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

1

17

Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.

1

18

Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.

1

19

Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф.

1

20

Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос.

1

21

Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

1

22

Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас.

1

23

Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ.

1

24

Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.

1

25

Рациональные способы соединений в словах.

1

26

Написание соединений яб, яр, яв, ят.

1

27

Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн.

1

28

Написание соединений ль, мь, ья,ье.

1

29

Написание заглавных и строчных букв.

1

30

Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

1

31

Работа по устранению графических недочётов.

1

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

1

33

Конкурс по каллиграфии.

1

34

Итоговая работа по каллиграфии.

1



Календарно – тематическое планирование

3 класс ( 34часа )

Тема занятия

Кол-во часов

1

Написание строчных букв и, ш, й, г, п, т, н, р, у, ц, щ, к и их соединений ити, иши, иуш, иру…

11

2

Написание строчных букв п, т, р, г и соединений гл, пл,гу, па, тшт, трт, тк, тв.

1

3

Написание строчных букв и, ш, г, п, т, й. Поэтическая страничка.

1

4

Контрольное списывание: буквы и, ш, г, п, т, й, н, р, у, слова и предложения.

1

5

Строчные буквы л, м.

1

6

Строчные буквы т н л ш м.

1

7

Строчные буквы ц, щ.

1

8

Строчные буквы ь ы ъ.

1

9

Строчные буквыо а ю я.

1

10

Строчные буквы б, д, ф, в.

1

11

Строчные буквы с, е, ё, ч.

1

12

Строчные буквых, ж, э.

1

13

Строчные буквы з, к.

1

14

Заглавные буквыИ, Ш, Ц. Щ

1

15

Заглавные буквыЧ, У.

1

16

Заглавные буквыА, Л, М.

1

17

Заглавные буквы И, Ш, Ц, Щ, Ч, У, А, Л, М.

1

18

Заглавные буквыО, С, Х.

1

19

Заглавные буквы Ж, Ю, Э.

1

20

Заглавные буквыЗ, Я.

1

21

Заглавные буквыЕ, Ё.

1

22

Заглавные буквыН, К.

1

23

Заглавные буквы Р,В.

1

24

Заглавная буква Ф.

1

25

Заглавные буквы Г, П, Т.

1

26

Заглавные буквыБ, Д.

1

27

Письмо соединений букв: ом, ол, оя, ог, оч, ок, оц, ощ, ор, ос, от, оп, ох, ож.

1

28

Письмо соединений букв: мл, мы, ми, мя, ля, кл, ся, ем, ел, ех, еж, её.

1

29

Письмо соединений букв: вм, вя, бя, дл, ез, ед, ев, ве, вё, вл, об, од.

1

30

Письмо соединений букв: сд, зу, бр, ув, уд, уз, ум, вы, бы.

1

31

Письмо соединений букв: ья, ъя, ье, ъё, ьи, ъи, ью, ъю.

1

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

1

33

Конкурс работ.

1

34

Итоговое занятие.

1













Календарно – тематическое планирование

4 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1,2

Написание строчных и заглавных букв и, ш, й, И, Ш, Й и соединений с ними.

2

3,4

Написание строчных и заглавных букв с, о, С, О и соединений с ними.

2

5

Написание букв Ии, Шш, Сс, Оои соединений с ними.

1

6,7

Написание строчных и заглавных буквАа, Лл, Мм и соединений с ними.

2

8,9

Написание строчных и заглавных букв Гг, Пп, Тт, Рри соединений с ними.

2

10

Контрольное списывание.

1

11,12

Написание строчных и заглавных букв Нн, Кк, Ююи соединений с ними.

2

13

Контрольное списывание.

1

14

Написание строчных букв ь, ы, ъ и соединений с ними.

1

15,16

Написание строчных и заглавных буквУу, Чч. Сочетания ча, чу, чк, чн.

2

17

Диктант.

1

18,19

Написание заглавных и строчных букв Ее, Ёё, Ззи соединений с ними.

2

20,21

Написание заглавных и строчных букв Бб, Вв, Дди соединений с ними.

2

22

Работа с деформированным текстом.

1

23,24

Написание заглавных и строчных букв Цц, Щщи соединений с ними.

2

25,26

Написание заглавных и строчных букв Ээ, Хх, Жжи соединений с ними.

2

27

Контрольное списывание

1

28,29

Написание заглавных и строчных букв Яя, Ффи соединений с ними.

2

30

Диктант.

1

31

Работа с деформированным текстом.

1

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

1

33

Конкурс по каллиграфии.

1

34

Итоговая работа по каллиграфии.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!