Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…
Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Кружок «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности во 2 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
В кружке «Умелые ручки» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Обучающиеся по данной программе учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.
Обучаясь в кружке «Умелые ручки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Умелые ручки» имеют и культурно - психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Цели работы:
- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания
значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
- развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
способностей ориентироваться в информации;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами
планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной
деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи кружка:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
1) развитие:
творчества;
сенсорики, мелкой моторики рук;
пространственного воображения;
технического и логического мышления, глазомера;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
2) овладение:
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической деятельности по созданию поделок;
способами планирования и организации досуговой деятельности;
навыками творческого сотрудничества.
3) воспитание:
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Ожидаемые результаты кружковой работы:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни;
- заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
- способность добывать новую информацию из различных источников.
Основные формы организации деятельности на занятиях:
коллективная;
индивидуальная;
групповая.
Формы подведения итогов:
Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами:
необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то;
исключить отрицательную оценку и результатов его действий;
сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.
Подведение итогов т происходит по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности.
Формой итоговой отчётности учащихся является защита своих работ.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из разного материала. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную.
Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол – во часов | Теория | Практика |
1 | Аппликация и моделирование. | 16 | - | 16 |
2 | Работа с пластическими материалами. | 7 | - | 7 |
3 | Работа с разными материалами. | 11 | - | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела и тем | Форма проведения | УУД | Дата проведения |
план | факт |
Аппликация и моделирование 8 ч. |
1 | Аппликация из листьев и цветов | Индивидуальная практическая | Регулятивные: -понимание представленных задач; -умение проговаривать свои действия при поэтапном выполнении работы; -умение определять необходимые способы работы; -умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работ; Познавательные: - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - строить рассуждения об объекте; -умение делать обобщения, сравнения. -Умение анализировать представленные материалы и давать им характеристику; -понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы. Коммуникативные: -навык работы в группе; -умение контролировать свои действия при коллективной работе -умение делиться своими наблюдениями, впечатлениями, строить чёткие, понятные для одноклассников, высказывании; | | |
2 | Аппликация из цветной бумаги. «Мышонок». | Индивидуальная практическая | | |
3 | Аппликация из цветной бумаги. «Мышонок». | Индивидуальная практическая | | |
4 | Объёмная аппликация из кусочков цветной бумаги. «Цветочек». | Индивидуальная практическая | | |
5 | Пчелка из бумаги. | Индивидуальная практическая | | |
6 | Аппликация из кружков «Девочка» | Индивидуальная практическая | | |
7 | Аппликация с использованием салфеток. «Барашек на лугу». | Индивидуальная практическая | | |
8 | Аппликация с использованием салфеток. «Барашек на лугу». | Индивидуальная Практическая | | |
Работа с пластическими материалами 7 ч. |
9 | Работа с пластилином. «Цыплёнок». | Индивидуальная практическая | Регулятивные: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы,; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать своё предположение с помощью учителя - объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других; - умение слушать собеседника; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | | |
10 | Коллективное изготовление панно из пластилина и макаронных изделий. «Подсолнухи». | Коллективная практическая | | |
11 | Коллективное изготовление панно из пластилина и макаронных изделий. «Подсолнухи». | Коллективная практическая | | |
12 | Цветы из соленого теста. | Коллективная практическая | | |
13 | Мозаика из шариков пластилина. «Корабль в море». | Индивидуальная практическая | | |
14 | Мозаика из шариков пластилина. «Корабль в море». | Индивидуальная практическая | | |
15 | Раскрашивание цветов из теста гуашью. | Индивидуальная практическая | | |
Аппликация и моделирование 8 ч. |
16 | Аппликация из обведённой ладошки. «Осьминожек». | Индивидуальная практическая | Регулятивные: - планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. - отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. - самоконтроль и корректировка хода практической работы. - самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом). Познавательные: - Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями. - Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов. Коммуникативные: -учет позиции собеседника (соседа по парте). - умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере. - умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте). - осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. | | |
17 | Аппликация из обведённой ладошки. «Белый лебедь». | Индивидуальная практическая | | |
18 | Изготовление праздничной открытки. | Индивидуальная практическая | | |
19 | Изготовление гусеницы из колечек бумаги. | Индивидуальная практическая | | |
20 | Изготовление объемного котика из бумаги. | Индивидуальная практическая | | |
21 | Аппликация из салфеток «Ёлочка». | Индивидуальная практическая | | |
22 | Изготовление кружки из бумаги. | Индивидуальная практическая | | |
23 | Изготовление объемной улитки. | Индивидуальная практическая | | |
Работа с разными материалами 11 ч. |
24 | Поделка из спичек «Лошадка на лугу». | Индивидуальная практическая | Регулятивные : - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия. - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно находить варианты решения творческой задач. Познавательные: - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте. Коммуникативные: | | |
25 | Поделка из спичек «Лошадка на лугу». | Индивидуальная практическая | | |
26 | Роспись игрушек из дерева. | Индивидуальная практическая | | |
27 | Знакомство с папье – маше. Изделие «Мисочка». | Индивидуальная практическая | | |
28 | Папье – маше. Роспись изделия «Мисочка». | Индивидуальная практическая | | |
29 | Конструирование игрушек из спичечных коробок. | Индивидуальная практическая | | |
30 | Конструирование игрушек из спичечных коробок. | Индивидуальная практическая | | |
31 | Плетение корзинки с использованием одноразового стаканчика и вязальных ниток.. | Индивидуальная практическая | | |
32 | Оригами. Весенние цветы. | Индивидуальная практическая | - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - контролировать действия партнёра. | | |
33 | Оригами. Весенние цветы. | Индивидуальная практическая | | |
34 | Оригами. Весенние цветы. | Индивидуальная практическая | | |
Список литературы.
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1988 г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
5. Журнал «Делаем сами» 2010год №1-24
6. Журнал «Девчонки и мальчишки» 2010год №6-12
7. Мир игрушек и поделок. О. В. Парулина. 2000.
8. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
9. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
10. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
11. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
12. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
Интернет ресурсы
1. http://www.debotaniki.ru/2012/02/tsvetyi-iz-bumagi-na-8-marta-svoimi-rukami/ Детские Ботаники. Растим детей правильно. Мастер-класс
2. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
3. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru