«Занимательный русский язык»
Смирнова Н.А.
1-4 классы
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
умение осознавать роль речи в жизни общества;
умение чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимание необходимости быть носителем правильной речи;
проявление интереса к изучению языка.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,
проговаривать последовательность действий,
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
Обучающийся получит возможность научиться:
работать по предложенному учителем плану,
отличать верно выполненное задание от неверного,
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,
Обучающийся получит возможность научиться:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,
преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
слушать и понимать речь других,
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
1 класс
Обучающийся научится
- делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах,
-группировать слова слова,
-отгадывать ребусы
-называть последовательность действий;
-называть противоположные по смыслу слова
2 класс
Обучающийся научится
- делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
3 класс
Обучающийся научится:
-искать и исправлять ошибки;
-как правильно произносить слова
-группировать родственные слов; подбирать родственные слова;
-находить слова-историзмы; слова-архаизмы; уметь находить данные слова в текстах;
-находить синонимы в тексте, подбирать антонимы
-пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения
4 класс
Обучающийся научится
-распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
-отличать признаки основных языковых единиц;
-различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;
-иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;
-знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
-уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;
-творчески мыслить при решении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.
Виды деятельности и формы работы.
- решение занимательных задач;
- участие в олимпиаде, международной игре «Русский медвежонок»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
- анализ и просмотр текстов;
конкурсы,
КВН, викторины,
дидактические игры и др.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Содержание курса
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.
Игротека.
Тематическое планирование. 1 класс.
№ | Разделы | Колич. часов |
1 | Фонетика. | 12 |
2 | Словообразование. | 5 |
3 | Лексика. | 6 |
4 | Морфология. | 4 |
5 | Пословицы и поговорки. | 3 |
6 | Игротека. | 3 |
| | 33 |
Тематическое планирование. 2 класс.
№ | Разделы | Колич. часов |
1 | Фонетика. | 3 |
2 | Словообразование. | 4 |
3 | Лексика. | 7 |
4 | Морфология. | 9 |
5 | Пословицы и поговорки. | 6 |
6 | Игротека. | 5 |
| | 34 |
Тематическое планирование. 3 класс.
№ | Разделы | Колич. часов |
1 | Фонетика. | 2 |
2 | Словообразование. | 8 |
3 | Лексика. | 8 |
4 | Морфология. | 8 |
5 | Пословицы и поговорки. | 4 |
6 | Игротека. | 4 |
| | 34 |
Тематическое планирование. 4 класс.
№ | Разделы | Колич. часов |
1 | Фонетика. | 3 |
2 | Словообразование. | 7 |
3 | Лексика. | 8 |
4 | Морфология. | 8 |
5 | Пословицы и поговорки. | 4 |
6 | Игротека. | 4 |
| | 34 |
Тематическое планирование. 1 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Речь устная и письменная | 1 |
2 | Что такое слово | 1 |
3 | В мире звуков | 1 |
4 | Игротека | 1 |
5 | Звуки и буквы- не одно и тоже | 1 |
6 | Что такое метаграммы | 1 |
7 | Жили-были гласные и согласные | 1 |
8 | Игротека | 1 |
9 | Волшебник Ударение | 1 |
10 | Такие разные согласные | 1 |
11 | Такие разные согласные | 1 |
12 | Игротека | 1 |
13 | Русские народные загадки | 1 |
14 | Зачем шипят шипящие | 1 |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | 1 |
16 | Игротека | 1 |
17 | Привет, пословица! | 1 |
18 | Поговорим о предложении | 1 |
19 | Ещё немного о предложении | 1 |
20 | Игротека | 1 |
21 | Знакомимся с анаграммами | 1 |
22 | Что такое текст? | 1 |
23 | Что мы пишем с большой буквы | 1 |
24 | Игротека | 1 |
25 | О безударных гласных | 1 |
26 | О парных звонких и глухих согласных | 1 |
27 | Слова-приятели | 1 |
28 | Игротека | 1 |
29 | Слова-неприятели | 1 |
30 | Волшебное слова предлог | 1 |
31 | Что за зверь такой-фразеологизм | 1 |
32 | Игротека | 1 |
33 | Учимся различать слова разных частей речи | 1 |
Тематическое планирование. 2 класс.
1 | Что мы знаем о звуках и буквах. |
2 | Что такое лексика |
3 | Однозначные и многозначные слова |
4 | Игротека |
5 | Слова - братья |
6 | Слова - наоборот |
7 | Пословица недаром молвится |
8 | Игротека |
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы… |
10 | Играем со словарными словами |
11 | Анаграммы |
12 | Игротека |
13 | Секреты некоторых букв |
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы |
15 | Ещё раз о синонимах и антонимах |
16 | Игротека |
17 | Слова, обозначающие предметы |
18 | Слова, обозначающие действия предметов |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов |
20 | Игротека |
21 | Текст. Тема. Главная мысль. |
22 | Заголовок – всему голова |
23 | Работаем с фразеологизмами |
24 | Игротека |
25 | И снова пословицы |
26 | Ещё раз о фразеологизмах |
27 | Русские народные загадки |
28 | Игротека |
29 | И вновь словарные слова |
30 | Учимся различать части речи |
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера |
32 | Игротека |
33 | Повторяем, повторяем… |
34 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» |
Тематическое планирование. 3 класс.
| Тематическое планирование. |
№ п/п | Тема занятий |
-
| Да здравствует русский язык |
-
| Вежливые слова |
-
| Поговорки и пословицы |
-
| Игротека |
-
| Запоминаем словарные слова |
-
| Растения во фразеологизмах |
-
| Животные во фразеологизмах |
-
| Игротека |
-
| Я не поэт, я только учусь… |
-
| Как морфология порядок навела |
-
| Игра с пословицами |
-
| Игротека |
-
| Животные во фразеологизмах |
-
| Кое-что о местоимении |
-
| Познакомимся поближе с наречием и числительным |
-
| Игротека |
-
| Состав слова. Основа слова. Формы слова |
-
| Про корень и окончание |
-
| Про суффикс и приставку |
-
| Игротека |
-
| Непроизносимые согласные |
-
| Учимся различать приставку и предлог |
-
| Учимся писать «не» с глаголами |
-
| Игротека |
-
| Имена существительные с шипящим звуком на конце |
-
| Его величество ударение |
-
| Поговорим о падежах |
-
| Игротека |
-
| Сложные слова |
-
| От архаизмов до неологизмов |
-
| По страницам энциклопедий |
-
| Игротека |
-
| Повторяем… |
-
| Повторяем, повторяем… |
Тематическое планирование. 4 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
-
| И снова о русском языке… | 1 |
-
| Крылатые слова и афоризмы | 1 |
-
| Копилка занимательных заданий | 1 |
-
| Игротека | 1 |
-
| Об именах | 1 |
-
| О русских фамилиях | 1 |
-
| В поисках сбежавших головоломок | 1 |
-
| Игротека | 1 |
-
| Мы играем в логогрифы | 1 |
-
| Учимся распознавать речевые ошибки | 1 |
-
| Коллекция заморочек | 1 |
-
| Игротека | 1 |
-
| Ох уж эти фразеологизмы!... | 1 |
-
| Работаем над рифмами | 1 |
-
| Словесные забавы | 1 |
-
| Игротека | 1 |
-
| Продолжаем работу над фразеологизмами | 1 |
-
| Русские пословицы и поговорки | 1 |
-
| Ассорти для любителей русского языка | 1 |
-
| Игротека | 1 |
-
| И снова о фразеологизмах | 1 |
-
| Однородные члены предложения | 1 |
-
| Ошибочка вышла!... | 1 |
-
| Игротека | 1 |
-
| Про омонимы и их разновидности | 1 |
-
| Еще немного фразеологизмов | 1 |
-
| В стране Перевертундии | 1 |
-
| Игротека | 1 |
-
| Что такое «паронимы» | 1 |
-
| Запоминаем словарные слова | 1 |
-
| 31 июня | 1 |
-
| Игротека | 1 |
-
| Повторяем… | 1 |
-
| Повторяем… | 1 |