МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
| Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № ________Л.Г. Пр. ОУ №___от________ |
Рабочая учебная программа
внеурочной деятельности
по русскому языку «Занимательная филология»
Уровень общего образования (класс):основное общее, 7 класс
Количество часов:__64 ч.___
Срок реализации программы: 2019-2020 уч.год
ФИО учителя: Комаревцева Анна Петровна
Квалификационная категория: высшая
Составлена на основе: сборника «Примерные программы внеурочной деятельности» под ред. В.А. Горского. - М.: «Просвещение», 2010г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………….3
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………5
Содержание учебного предмета, курса……………………………………...7
Тематическое планирование………………………………………………….8
Поурочное планирование………………………………………………..…....10
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Занимательная филология» в 7 классе составлена в соответствии с нормативно - методическими документами, регламентирующими языковое образование:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 №1897
«Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
реализуемых МБОУ СОШ №»;
документов. Русский язык в общеобразовательных учреждениях с русским языком
обучения/Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008;
общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.(ФГОС) (М.: Просвещение, 2014)
Сборник программ внеурочной деятельности под ред.В.А. Горского.- М.: Просвещение,2010г.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи реализации занятий по внеурочной деятельности «Занимательная филология»:
обеспечить речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности и формирования навыков речевой коммуникации.
Задачи:
расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;
научить учащихся самостоятельно работать с книгами, справочной литературой, словарями, подбирать материал на нужную тему;
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмeту;
прививать любовь к великому русскому языку;
сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная филология» детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «Занимательная филология» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
соответствии с требованиями ФГОС ООО во внеурочной деятельности реализуются современные образовательные технологии: информационная технология, технологии проектного и личностно ориентированного обучения. Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Содержание и методы обучения программы внеурочной деятельности «Занимательная филология» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
образовательном процессе используются следующие методы и приёмы: метод творческого чтения, проблемный, исследовательский метод, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая. Во время занятий у ученика происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Система оценки планируемых результатов.
Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивную и поисковую деятельность, публичное выступление. Данная работа позволяет учащимся в практической ситуации демонстрировать полученные знания.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий, направленных на анализ познавательной деятельности и управление ею.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать познавательные и практические задачи с использованием средств учебного предмета. Такие результаты могут быть выражены в форме письменных работ: сочинений-рассуждений, отзывов, рецензий.
Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания обучающихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная филология» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану школы на курс внеурочной деятельности по русскому языку в 7 классе отводится 2 часа в неделю. В связи с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019г. №875 «О переносе выходных дней в 2020 году» и в соответствии с расписанием школы курс русского языка в 7 классе будет реализован за 64 учебных часа в год.
Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ученик научится:
соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
группировать слова по видам орфограмм;
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях
Ученик получит возможность научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
Содержание программы
Язык и речь - чудо из чудес. ( Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. )
Необычные правила.(Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил..)
Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)
Если матрёшки не откликнулись… (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
Ъ и Ь – смягчение иль разделение? (Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)
Хитрый звук «йот»1ч.(Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
Слова-тёзки.(Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).
Различай и отличай. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).
Поиск нужного слова.(Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)
Многословие..(Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).
Каламбур и многозначность. (Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)
Тайно слово родилось. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова)
Судьба слова.(Лингвистические игры.«Происхождение слов».)
Проще простого или сложнее сложного.(Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)
Согласуй меня и помни.(Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)
Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Наречие как часть речи.. (Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)
Образование бывает разным.. (Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.)
Разряд, становись в ряд!. (Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.)
Узнай меня по суффиксу!.(Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.)
Некогда или никогда?.. (Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).
Затруднительное состояние.(Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения)
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.(Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.)
Употреби меня со словом.(Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..)
То же, так же иль за то?(Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)
Соединю простое в сложное.(Роль союзов в тексте. Построение текстов.)
Уточню, укажу, на вопрос отвечу.(Разряды частиц. Игры на внимание.)
Не могу не знать = я знаю!(Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста)
Будешь вежлив ты со мной..(Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.)
«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»(Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)
Заговори, чтоб я тебя увидел.(Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)
«Стильная речь» (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.)
Типы речи или типы в речи. (Работа с текстами, определение типов речи)
Итоговое повторение. Защита проектов.
Тематическое планирование
| Раздел, часы | | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Орфография. Введение. | 10 | Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. |
2 | Лексическая стилистика. | 12 | Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?» Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка». |
3 | Грамматика. Морфология и синтаксис. Предложение. | 5 | Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. |
4 | Морфология. Наречие. | 11 | Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач. Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды. Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках. |
5 | Слова категории-состояния. | 2 | Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения. |
6 | Предлог | 4 | Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств. |
7 | Союз | 4 | Роль союзов в тексте. Построение текстов. Правописание союзов. Дидактические игры с союзами..Лингвистическая игра «Найди соответствие». |
8 | Частица | 4 | Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. |
9 | Междометие | 4 | Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. |
10 | Культура речи | 5 | Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. |
11 | Итоговое повторение. | 3 | Конкурс вежливых. Защита проектов. |
| | 64ч. | |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата проведения |
План | Факт |
Введение 1ч. | | | |
1 | Язык и речь - чудо из чудес. | 1 | 2.09 | |
Орфография 9 ч. | | | |
2 | Необычные правила. | 1 | 6.09 | |
3 | Путеводные звёзды орфографии. | 1 | 9.09 | |
4 | Если матрёшки не откликнулись… | 1 | 13.09 | |
5 | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | 1 | 16.09 | |
6 | Хитрый звук «йот» | 1 | 20.09 | |
7 | Подготовка и оформление проектов. Игра «Что там стоит?» | 1 | 23.09 | |
8 | Проект: «Составление этимологического словаря народной мудрости о языке» | 1 | 27.09 | |
9 | Проект: «Сочинение грамматической сказки» | 1 | 30.09 | |
10 | Защита проектов. Презентация групповой работы. | 1 | 4.10 | |
Лексическая стилистика. 12 ч. | | | |
11 | Слова-тёзки. | 1 | 7.10 | |
12 | Различай и отличай. | 1 | 11.10 | |
13 | Поиск нужного слова. | 1 | 14.10 | |
14 | Многословие. | 1 | 18.10 | |
15 | Каламбур и многозначность. | 1 | 21.10 | |
16 | Тайно слово родилось. | 1 | 25.10 | |
17 | Судьба слова. | 1 | 8.11 | |
18 | Лингвистические игры «Происхождение слов» | 1 | 11.11 | |
19 | Подготовка и оформление проектов. Игра «Кто больше?» | 1 | 15.11 | |
20 | Проект: «Готовим сочинение «Весенняя симфония» | 1 | 18.11 | |
21 | Проект: «Готовим сочинение «Песня веселого ручейка» | 1 | 22.11 | |
22 | Защита проектов. Презентация групповой работы. | 1 | 25.11 | |
| Грамматика. Морфология и синтаксис. Предложение. 5 ч. | | | |
23 | Проще простого или сложнее сложного. | 1 | 29.11 | |
24 | Согласуй меня и помни. | 1 | 2.12 | |
25 | Работа над проектом (выбор темы, сбор материала). | 1 | 6.12 | |
26 | Оформление проекта. | 1 | 9.12 | |
27 | Защита проекта «Согласуй меня» | 1 | 13.12 | |
Морфология. Наречие. 11 ч. | | | |
28 | Наречие как часть речи. | 1 | 16.12 | |
29 | Лингвистическое лото. Работа с деформированным текстом. | 1 | 20.12 | |
30 | Образование бывает разным. | 1 | 23.12 | |
31 | Лингвистические примеры и задачи. | 1 | 27.12 | |
32 | Разряд, становись в ряд! | 1 | 10.01 | |
33 | Лингвистические кроссворды | 1 | 13.01 | |
34 | Узнай меня по суффиксу! | 1 | 17.01 | |
35 | Игра «Кто быстрее?» Работа с текстом. | 1 | 20.01 | |
36 | Некогда или никогда? | 1 | 24.01 | |
37 | Работа над проектом «Наречия в загадках». | 1 | 27.01 | |
38 | Защита проекта «Наречия в загадках». | 1 | 31.01 | |
Слова категории состояния 2 ч. | | | |
39 | Затруднительное состояние. | 1 | 3.02 | |
40 | Дидактические упражнения на определение слов категорий | 1 | 7.02 | |
Предлог 4 ч. | | | |
41 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1 | 10.02 | |
42 | Дидактические упражнения на нахождение предлогов в тексте. | 1 | 14.02 | |
43 | Употреби меня со словом. | 1 | 17.02 | |
44 | Предлог и географические объекты. | 1 | 21.02 | |
Союз 4 ч. | | |
45 | То же, так же иль за то? | 1 | 28.02 | |
46 | Лингвистическая игра «Найди соответствие» | 1 | 2.03 | |
47 | Соединю простое в сложное. | 1 | 6.03 | |
48 | Дидактические игры с союзами. | 1 | 13.03 | |
Частица 4 ч. | | | |
49 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | 1 | 16.03 | |
50 | Разряды частиц. Игры на внимание. | 1 | 20.03 | |
51 | Не могу не знать = я знаю! | 1 | 3.04 | |
52 | Конкурс на восстановление деформированного текста. | 1 | 6.04 | |
Междометие 4 ч. | | | |
53 | Будешь вежлив ты со мной. | 1 | 10.04 | |
54 | Слова вежливости. Создаем ребусы. | 1 | 13.04 | |
55 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» | 1 | 17.04 | |
56 | Звукоподражательные слова. | 1 | 20.04 | |
Культура речи 5 ч. | | | |
57 | Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 | 24.04 | |
58 | Культура речи. Речевой этикет. | 1 | 27.04 | |
59 | «Стильная речь» | 1 | 8.05 | |
60 | Типы речи или типы в речи. | 1 | 15.05 | |
61 | Решение кроссвордов. Конкурс вежливых. | 1 | 18.05 | |
Итоговое повторение 3 ч. | | | |
62 | Филологические задачи и кроссворды. | 1 | 22.05 | |
63 | Подготовка и оформление проекта. | 1 | 25.05 | |
64 | Защита проекта «Что кроется в слове» | 1 | 29.05 | |
Согласовано: Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № №___ от __________ Руководитель МС ______________ С.В. | Согласовано: Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № ______________/ С.В. ____ ________________20__г. |
5