ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ «КАК РАБОТАЕТ …?»
Составитель: Жаринов Константин Александрович, учитель физики, МОУ Пушновская СОШ, Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной, Центральная 1а.
[email protected]
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ «КАК РАБОТАЕТ …?»
Содержание программы
Пояснительная записка
Программа внеурочных занятий по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Программа полностью согласована с учебным планом занятий и представлена в качестве дополнения к основному курсу физики. Содержание программы является мощным инструментом к формированию познавательных и творческих навыков учеников, расширением их кругозора. Возрастные особенности учащихся основной школы таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические занятия, а занятия с самостоятельным выполнением опытов, с использованием разнообразных физических приборов [1]. Необходимо помнить и о том, что физика как учебный предмет в основной общеобразовательной школе призвана не только формировать научные представления об основных природных явлениях и законах, но и знакомить учащихся с миром техники, искусственно созданным человеком в основном путем использования на практике достижений науки физики. Интерес учащихся к технике учитель физики должен рассматривать не как досадный факт конкуренции, а как одно из наиболее эффективных средств развития интереса учащихся к развитию физики. Перечень тем в этой программе следует рассматривать лишь как ориентировочный для начала организации занятий, далее следует ориентироваться на интересы учащихся и возможности кабинета физики [2].
Формы организации занятий могут быть самыми разнообразными (экскурсия, конференция, дискуссия, исследование) На первом занятии желательно обсудить перечень возможных тем на ближайшие 3-4 занятия и распределить эти темы между учащимися по их выбору. На одно занятие можно планировать обсуждение 2-3 сообщений, сообщения могут быть индивидуальными или подготовленными группой из 2-3 учащихся. По каждой теме готовится краткое сообщение об истории создания данной машины (или прибора), о ее принципе действия, характеристиках, физических явлениях и принципах, которые лежат в основе устройства. Для подготовки таких сообщений наиболее простым может оказаться путь использования сети Интернет. Достаточно в поисковой системе сделать запрос: «Как работает дизельный двигатель?», «Как работает транзистор?», и вы получите десятки вариантов ответов на поставленный вопрос. Трудность будет связана с выбором лучшего варианта ответа, достаточно простого, с наглядными иллюстрациями. Иллюстрации можно использовать в презентации, подготовленной учащимися. После обсуждения желательно продемонстрировать реальный технический объект или его модель в действии. Возможность такого прямого знакомства с техническим объектом должна служить одним из критериев при выборе тем сообщений.
Ниже прилагаются программа и тематическое планирование, рассчитанные на 1 час в неделю в 7–9 классах. Общее число часов на внеурочные занятия 110, из которых 102 ч составляют вариативную часть, а оставшиеся 8 ч учителя могут использовать в качестве резерва времени. Программа включает в себя пояснительную записку, содержание внеурочных занятий, тематическое планирование, рекомендации по оснащению кабинета физики, психолого-педагогические идеи, критерии оценивания и список литературы для учителей и учеников.
Направления развития личности ученика в ходе прохождения курса:
- физико-техническое;
- обще интеллектуальное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общекультурное.
Цели курса: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи курса:
Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Занимательные опыты по разным разделам физики;
Применение ИКТ;
Занимательные экскурсии в область истории физики;
Применение физики в практической жизни;
Наблюдения за явлениями природы.
Форма проведения занятий: занятия проводятся в виде бесед, лекций, самостоятельной работы учащихся по конструированию приборов и технических устройств, лабораторных работ по изготовлению самодельных приборов.
Основное содержание внеурочных занятий
Физика и физические методы изучения природы
На первом занятии дается краткое содержание курса, обоснование основных тем и навыков, которыми ученики овладеют к окончанию курса.
Рассматриваются основные измерительные приборы, позволяющие измерить основные фундаментальные величины, обосновывается их значимость при изучении природы. Выделяются общие принципы строения приборов (наличие индикатора, шкалы).
Демонстрации
Измерение силы, электрических характеристик, давления, температуры, времени.
Опыты
Обнаружение радиоактивных частиц с помощью счетчика Гейгера [3].
Исследовательская работа
Различие линейчатых спектров разных тел.
Варианты сообщений
Как работает динамометр, электронный мультиметр, манометр, барометр, термометр, секундомер, телескоп, спектрометр, счетчик Гейгера.
Механические явления
Кинематика
Выяснить основы работы устройств. Выделить физические явления и теории лежащие в основе механизмов. Расширить представление о баллистическом движении. Принцип движения кораблей и самолетов. Система полива полей. Применение центробежной силы в сепараторе.
Демонстрации
Работа спидометра, сепаратора, мясорубки.
Опыты
Баллистическое движение снаряда пушки [4].
Исследовательская работа
Альтернативные устройства для замены винтов кораблей и самолетов [5].
Усовершенствование местной системы полива полей.
Варианты сообщений
Как работает автомобильный спидометр, артиллерийская пушка, винт моторной лодки, винт самолета, система полива полей, плуг, мясорубка, экскаватор, сепаратор.
Динамика
Рассмотрение принципа работы простейших механизмов – наклонная плоскость, рычаг, блок, колесо. Перегрузки в лифте. Искусственные спутники Земли. Плавание тел – корабль и подводная лодка. Преобразование энергии в турбине ГЭС.
Демонстрации
Работа рычага, наклонной плоскости, блока, барометра.
Опыты
Плавание тел
Исследовательская работа
Усовершенствование тормозной системы трактора, автомобильного амортизатора.
Экскурсии
ГЭС, водопроводная система.
Лодочная станция
Моделирование
Модели кораблей, подводных лодок.
Простейший барометр.
Варианты сообщений
Как работает рычаг, наклонная плоскость, блок, колесо, тормозная система трактора, амортизатор автомобиля, лифт, зерномет, триер, плуг, подшипник, спутник (ИСЗ), барометр, водокачка, речной корабль, подводная лодка, водяная турбина ГЭС.
Экспериментальные задачи и задания
1. Посетите зерно ток, понаблюдайте за работой зернопульта. Объясните принцип его работы. Как распределяется зерно в куче после движения по зернопульту? Чем объясняется такое расположение зерна в куче?
2. Во время посещения цеха по ремонту двигателей тракторов и комбайнов в машинно-тракторной мастерской обратите внимание на устройство муфты сцепления двигателя. Сделайте схематический рисунок муфты сцепления, укажите основные ее части. Объясните принцип работы устройства [6].
Законы сохранения импульса и механического движения
Принцип работы ракетного двигателя. Механика движения бильярдных шаров. Устройство пульверизатора, пожарного брандспойта. Обоснование применения закона импульса на практике.
Демонстрации
Запуск модели ракеты, работа пульверизатора, взаимодействие бильярдных шаров.
Исследовательская работа
Альтернативные ракетные двигатели.
Моделирование
Модели ракет.
Экскурсии
Цех завода, кузницы, пожарная служба.
Варианты сообщений
Как работает космический корабль многоразового использования, пульверизатор, пожарный брандспойт, артиллерийский снаряд, бильярдный шар, многотонный пресс, гидромолот.
Механические колебания и волны
Различия и сходство музыкальных инструментов. Работа часов с маятником и пружиной. Работа фонографа, эхолота, сейсмографа. Патефон – устройство преобразования механических колебаний в звуковые.
Демонстрации
Звучание звуков различных инструментов в отдельности и в оркестре.
Исследовательская работа
Эволюция патефона до лазерного проигрывателя.
Экскурсии
Филармония (или запись)
Моделирование
Сборка звукоснимателя для гитары.
Варианты сообщений
Как работает гитара, скрипка, флейта, патефон, фонограф, пружинные и маятниковые часы, эхолот, сейсмограф.
Экспериментальные задачи и задания
1. Посетите машинный двор сельскохозяйственного предприятия. Поинтересуйтесь у механизаторов, обслуживающих зерноуборочные комбайны, какие агрегаты комбайна во время работы совершают колебательные движения. Опишите их устройство и принцип действия.
2. Для уменьшения сроков прорастания и всхожести семян культурных растений используют различные методы предпосевной обработки семян. Исследуйте, как влияет обработка семян встряхиванием на сроки их прорастания и всхожесть. Сконструируйте и по возможности изготовьте установку для проведения исследования.
Строение и свойства вещества
Наблюдение молекулярной структуры вещества с помощью микроскопа. Рассмотрение основных принципов кристаллизации. Нагревание и охлаждение жидкости.
Демонстрации
Молекулярная структура вещества.
Кристаллические решетки различных материалов.
Опыты
Выращивание кристаллов поваренной соли или медного купороса.
Исследовательская работа
Альтернатива криогенной установки для продления жизни.
Моделирование
Модели кристаллических решеток.
Варианты сообщений
Как работает микроскоп, кипятильник, криогенная установка, установка для выращивания кристаллов.
Экспериментальные задачи и задания
1. Поступление воды при поливе растений, а также питательных веществ во время подкормки, зависит от способности почвы пропускать жидкость. Исследуйте, какая из предложенных почв (глина, песок, чернозем, перегной) обладает лучшей способностью пропускать через себя воду.
Тепловые явления
Рассмотрение видов тепловых машин. Устройство нефтеперерабатывающей колонки. Преобразование энергии на тепловой электростанции. Устройство двигателей внутреннего сгорания.
Демонстрации
Работа тепловых машин.
Исследовательская работа
Альтернативные машины по совершению полезной работы.
Экскурсии
Тепловая электростанция, оранжерея, инкубатор, холодильное предприятие.
Моделирование
Модель паровой машины, двигателя внутреннего сгорания.
Варианты сообщений
Как работает паровая турбина, паровая машина, дизельный двигатель, двигатель внутреннего сгорания, охладитель молока, скороварка, нефтеперерабатывающая установка, тепловая электростанция, оранжерея, холодильник, инкубатор.
Экспериментальные задачи и задания
1. При посещении сварочного цеха МТМ сельскохозяйственного предприятия обратите внимание на то, как производится газосварка металлов. Объясните, какие физические процессы происходят при этом.
2. Для работы двигателей большинство сельскохозяйственных машин используется дизельное топливо. Предложите способ, который позволил бы определить удельную теплоту сгорания дизельного топлива.
3. Для нормального роста и развития растений очень важно, чтобы испарение влаги с поверхности почвы происходило как можно медленнее. Исследуйте, с поверхности, какой почвы (перегной, чернозем, песчаная, суглинистая) происходит большее испарение влаги.
Электрические явления
Принципы работы электрофорной машины, электродвигателя, электробритвы, пылесоса. Полупроводниковые приборы. Автоматические системы управления. Низкочастотный усилитель или как докричаться до небес. Электромобиль – альтернатива ДВС.
Демонстрации
Работа электрофорной машины, диода, транзистора.
Исследовательская работа
Поиск альтернатив двигателю внутреннего сгорания.
Разработка систем автоматического управления.
Автоматизация работ в животноводстве.
Влияние электрического поля на развитие растений.
От лампы до микропроцессора – эволюция радиоэлектроники.
Моделирование
Сборка низкочастотного усилителя.
Варианты сообщений
Как работает электрофорная машина, аккумулятор, диод, транзистор, низкочастотный усилитель, автомат электрического освещения, автомат пожарной тревоги, электродвигатель, электростатический сепаратор, электрообогревательный коврик, электропастух, электробритва, пылесос, электромобиль, электростатический фильтр.
Экспериментальные задачи и задания
1. Земля имеет отрицательный заряд, а окружающая атмосфера в общей сложности – положительный. Исследуйте, как влияет электрическое поле, создаваемое землей и атмосферой, на развитие и рост растений?
Магнитные явления
Способность движущегося магнитного поля вызывать электрический ток. Звуковые устройства с магнитным принципом. Магнитные системы автоматического управления. Плазма в электромагнитном поле. Циклотрон – ускоритель частиц. Компас как прибор для обнаружения магнитного поля.
Демонстрации
Действие магнитного поля на проводник с током.
Реакция компаса на магнитное поле.
Магнитный пускатель – устройство автоматического управления.
Работа динамика, микрофона.
Исследовательская работа
Магнитная дорога – альтернативные пути развития.
Альтернатива удержания плазмы в магнитном поле.
Магнитное поле Земли – альтернативные средства передвижения.
Экскурсии
Электростанция.
Моделирование
Модель магнитной железной дороги.
Модель генератора тока.
Варианты сообщений
Как работает генератор тока, микрофон, динамик, магнитная железная дорога, магнитный сепаратор зерновых культур, магнитный пускатель, циклотрон, токамак, компас.
Экспериментальные задачи и задания
1. Исследуйте, как влияет направление магнитного поля, отличающегося от магнитного поля Земли, на всхожесть семян и расположение проростков.
2. Разработайте устройство для омагничивания воды, исследуйте, как влияет полив растений омагниченой водой на их рост и развитие.
Электромагнитные колебания и волны
Устройства связи – телеграф, телефон, телевещание, радиосвязь, интернет. Строение компьютера. Спутниковые системы навигации.
Демонстрации
Различные виды связи (телефон, телеграф, телевещание, мобильная связь, интернет).
Устройство компьютера.
Исследовательская работа
Альтернатива связи – от телеграфа до интернета.
Как ускорить работу компьютера.
Спутниковые системы навигации, как альтернатива компасу.
Моделирование
Модель простейшего радиоприемника, модель простейшего телеграфного аппарата.
Экскурсии
Телефонная станция, телеграф, радиостанция, телецентр.
Варианты сообщений
Как работает телефон, телеграф, мобильный телефон, радиопередатчик, радиоприемник, телевизор, спутниковые системы навигации, компьютер, интернет.
Оптические явления
Устройство глаза, фотоаппарата, кинокамеры. Устройства вывода – мониторы. Устройства исследования – телескоп, спектрограф. Зеркально-линзовые устройства ориентации – маяк, прожектор.
Демонстрации
Работа фотоаппарата, кинокамеры.
Работа спектрографа.
Монитор плазменный и ЖК.
Исследовательская работа
Как печатаются фотографии с пленки?
Спектрография – узнать строение объекта на расстоянии многих световых лет.
Экскурсии
Фотолаборатория.
Моделирование
Модель маяка, прожектора.
Варианты сообщений
Как работает глаз, фотоаппарат, кинокамера, ЖК-монитор, плазменный монитор, телескоп, спектрограф, прожектор, маяк.
Экспериментальные задачи и задания
1. Исследуйте, как влияет ультрафиолетовое излучение на посевные качества семян и урожайность.
2. Исследуйте, как влияет солнечное излучение на скорость роста растений.
Квантовые явления
Области применения лазеров. Устройство калайдера. Атомная энергетика. Ядерное оружие. Рентгеновское излучение. Фотоэлементы.
Демонстрации
Лазерная указка.
Запись ядерного взрыва.
Рентгеновские снимки.
Исследовательская работа
Альтернативы развития управляемой термоядерной реакции.
Лазер – устройство изменившее мир.
Экскурсии
Атомная электростанция. Кабинет флюорографии.
Моделирование
Макет ядерного реактора.
Макет ядерной бомбы.
Варианты сообщений
Как работает лазер, лазерное оружие, лазерный проигрыватель, лазерный принтер, колайдер, фотоэлемент, солнечная батарея, рентгеновская установка, ядерный реактор, атомная электростанция, атомная бомба, термоядерная бомба.
Строение и эволюция Вселенной
Принцип работы телескопа Хаббла. Устройство фотонного двигателя. Ракетостроение. Жизнь на МКС.
Демонстрации
Снимки космоса – галактик, планет, комет.
Исследовательская работа
Жизнь в космосе – трудности и особенности.
Фотонный двигатель – альтернативы развития и применения.
Моделирование
Макет МКС.
Модель строения Солнечной системы.
Варианты сообщений
Как работает телескоп Хаббла, фотонный двигатель, ракета, спутник, МКС.
Тематическое планирование внеурочных занятий по физике 7-9 классы (110 ч)
Основное содержание по темам | Основные виды деятельности и рекомендации по содержанию занятий |
Раздел 1. Физика и физические методы изучения природы (4 ч) |
1. Физика и физические методы изучения природы (4 ч) |
Как работает динамометр, электронный мультиметр, манометр, термометр, секундомер, телескоп, спектрометр, счетчик Гейгера | Рассматриваются принципы измерения основных физических величин, как один из методов познания мира, и общие принципы работы измерительных приборов. Формы занятий – конференция «Как измерить окружающий мир». |
Раздел 2. Механические явления (36 ч) |
2. Кинематика (10 ч) |
Как работает автомобильный спидометр, артиллерийская пушка, винт моторной лодки, винт самолета, система полива полей, плуг, мясорубка, экскаватор, сепаратор | Закрепляются ранее полученные знания о равномерном, ускоренном, баллистическом движении. Обоснование практической значимости знаний, организация дискуссии «Из пушки на Луну», конкурс моделей устройств с винтом (корабли, самолеты и т. д.). |
3. Динамика (14 ч) |
Как работает рычаг, наклонная плоскость, колесо, тормозная система трактора, амортизатор автомобиля, лифт, спутник (ИСЗ), барометр, речной корабль, подводная лодка, водяная турбина ГЭС | Закрепление основных понятий – сила, масса тела, давление, взаимодействие. Обоснование знаний о плавании тел, взаимодействии, законах Ньютона, невесомости, силе трения. Формы организации – экскурсия на ГЭС (возможно виртуально с помощью компьютера), конференция «От колеса до спутника» [24]. |
4. Законы сохранения импульса и механического движения (8 ч) |
Как работает космический корабль многоразового использования, пульверизатор, пожарный брандспойт, артиллерийский снаряд, бильярдный шар, многотонный пресс, гидромолот | Закрепление явлений реактивного движения, сохранения импульса, механического движения. Формы организации – дискуссия «Перспективы инерционных двигателей», конкурс моделей ракет |
5. Механические колебания и волны (4 ч) |
Как работает гитара, скрипка, флейта, патефон, фонограф, пружинные и маятниковые часы, эхолот, сейсмограф | Обоснование практического использования явлений колебания, резонанса, распространения волн. Возможна организация исследования «Как обнаружить землетрясение», экскурсия в филармонию (или имитация ее с помощью записей оркестровых концертов) |
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч) |
6. Строение и свойства вещества (4 ч) |
Как работает микроскоп, кипятильник, криогенная установка, установка для выращивания кристаллов | Наблюдение и обоснование молекулярного строения веществ, агрегатных состояний. Выращивание кристаллов поваренной соли, конкурс установок для кристаллизации. Дискуссия «Возможно ли обмануть природу» (обсуждение криогенной установки) |
7. Тепловые явления (8 ч) |
Как работает паровая турбина, паровая машина, дизельный двигатель, двигатель внутреннего сгорания, скороварка, нефтеперерабатывающая установка, тепловая электростанция, оранжерея, инкубатор, холодильник | Закрепление изученных явлений – теплообмен, фазовые переходы. Формы организации – экскурсия на ТЭЦ, конференции на тему «Тепловые машины», конкурс моделей ДВС |
Раздел 4. Электрические и магнитные явления (36 ч) |
8. Электрические явления (14 ч) |
Как работает электрофорная машина, аккумулятор, диод, транзистор, низкочастотный усилитель, автомат электрического освещения, автомат пожарной тревоги, электродвигатель, электробритва, пылесос, электромобиль, электростатический фильтр | Практическое обоснование явлений электрического тока, полупроводников. Формы занятий – конференция «Электричество в быту и вокруг нас», конкурс работ по созданию автоматических устройств. |
9. Магнитные явления (8 ч) |
Как работает генератор тока, микрофон, динамик, магнитная железная дорога, магнитный сепаратор зерновых культур, магнитный пускатель, циклотрон, токамак, компас | Практическое применение электромагнетизма. Форма занятий – исследование по поиску альтернативных средств передвижения с использованием магнитных явлений, конференция на тему «Магнетизм на пользу человечества» |
10. Электромагнитные колебания и волны (8 ч) |
Как телефон, телеграф, мобильный телефон, радиопередатчик, радиоприемник, телевизор, спутниковые системы навигации, компьютер, интернет | Практическое использование электромагнитных колебаний. Формы занятий – дискуссия на тему «Эволюция средств связи – от телеграфа до интернета», конкурс простейших радиоприемников. |
11. Оптические явления (6 ч) |
Как работает глаз, фотоаппарат, кинокамера, ЖК-монитор, плазменный монитор, телескоп, спектрограф, прожектор, маяк | Практическое обоснование явлений отражения, преломления, поглощения света, методы изучения состава веществ. Возможные формы занятий – конференция, посвященная средствам фото- и видеозаписи, дискуссия о методах исследования звезд. |
Раздел 5. Квантовые явления (10 ч) |
12. Квантовые явления (10 ч) |
Как работает лазер, лазерное оружие, лазерный проигрыватель, лазерный принтер, колайдер, фотоэлемент, рентгеновская установка, ядерный реактор, атомная электростанция, атомная бомба, термоядерная бомба | Многогранность практического применения радиоактивности, фотоэффекта. Возможные формы занятий – дискуссия «За и против ядерной энергии», конференция «Лазерные устройства изменившие мир» |
Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной (4 ч) |
13. Строение и эволюция Вселенной (4 ч) |
Как работает телескоп Хаббла, фотонный двигатель, ракета, спутник, МКС | Расширение кругозора, методы изучения Вселенной. Формы занятий – конференция «Альтернативные двигатели для освоения космического пространства» |
14. Резерв времени (8 ч) |
Рекомендации по оснащению кабинета физики в основной школе для обеспечения занятий по внеурочной деятельности школьников
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с программой внеурочных занятий необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрацию физических явлений, выполняемые учителем, организацию исследовательских работ и моделирования, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы. Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в программу основной школы. Система демонстрационных опытов при внеурочных занятиях предполагает использование, как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений. Использование демонстрационного оборудования и средств моделирования в форме тематических комплектов позволяет организовать выполнение задания с прямым доступом учащихся к ним в любой момент времени. Это достигается путем их хранения в шкафах, расположенной вдоль задней или боковой стены кабинета, или использование специализированных лабораторных столов с выдвижными ящиками. Использование тематических комплектов оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:
– формированию такого важного обще учебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
– проведение экспериментальной работы на любом этапе занятия;
– уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к занятиям.
Снабжение кабинета физики электричеством и водой должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, специалистами подводится переменное напряжение 42В от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в соответствии с числом столов в кабинете. К демонстрационному столу от щита комплекта должно быть подведено напряжение 42 и 220В. В торце демонстрационного стола размещается тумба с раковиной и краном. Одно полотно доски в кабинете физики должно иметь стальную поверхность. В кабинете физики необходимо иметь:
– противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;
– инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
На фронтальной стенке кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблиц приставок и единиц СИ. В зависимости от имеющегося в кабинете типа проекционного оборудования он должен быть оборудован системой полного или частичного затемнения. В качестве затемнения удобно использовать рольставни с электроприводом. Кабинет физики должен иметь смежную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов. Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть также оснащен:
– комплектом технических средств обучения, компьютером с медиапроектором, интерактивной доской и подключением к сети Интернет;
– учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
– картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации исследовательских работ, проведения занятий по моделированию;
– комплектом тематических таблиц по всем разделам курса физики, плакатами устройства машин представленных в программе, портретами выдающихся физиков.
Кроме технического оснащения кабинета важную роль играет и психологическая подготовка учителя и его педагогическая грамотность, с этой целью в программу включаются основные психолого-педагогические идеи, способствующие продуктивной внеурочной деятельности.
Основные психолого-педагогические идеи при реализации программы внеурочных занятий по физике
Внеклассная работа по физике позволяет добиться значительных результатов в воспитании учеников и развития большого спектра полезных навыков. Самое главное при реализации программы – это правильный подход к организации занятий. Ученики очень чувствительно реагируют на атмосферу, царящую на занятиях, при неправильной психологической организации занятий, даже при высоком уровне педагогической подготовки, ученики быстро потеряют к ним интерес и преследуемые цели не смогут реализоваться. Очень важно самое первое впечатление, которое получат ученики, при неудовлетворенности, дальнейшие занятия потеряют смысл и будут просто являться местом бесполезной траты времени. По сути, чтобы вызвать интерес у ученика, учителю необходимо быть подростком, то есть мыслить как они, чувствовать как они, радоваться вместе с ними даже самым незначительным, как может показаться, результатам, так же увлекаться работой. Только тогда можно добиться пользы от внеклассных занятий, важно уяснить, что это не обычный урок, - это занятие на которое ученики приходят, чтобы попасть в некую другую среду – среду, где им помогут развиваться и не обругают за неудачу [7].
Учитель должен демонстрировать терпение, приемлемость, сочувствие и интерес к ученикам, избегает сарказма и унизительных замечаний, тем самым учитель создает атмосферу, которая вселяет во всех учеников желание добиться успехов. Педагог устанавливает необходимые нормы поведения и добивается их, заостряет свое внимание во всех случаях, когда поведение учеников соответствует или не соответствует этим нормам. Повторяемые неоднократно примеры правильного поведения в классе указывают на то, что правила и нормы поведения ранее были указаны ученикам. Учитель должен привлекать всех учеников к участию в процессах хода занятия, когда любой из учеников постоянно невнимателен на занятиях, учитель должен попытаться заполучить обратно внимание этого ученика. Важную роль играет также и правильный подбор содержания, оно должно согласовываться с целями занятий и изучаемой темы, должно быть на уровне соответствующем уровню восприятия учеников и уровню их социального, эмоционального и физического развития. Содержание занятий не должно быть слишком легким или слишком трудным для восприятия и усвоения учениками, оно должно быть достоверным. На занятиях должны четко прослеживаться введение – то есть то, чего мы хотим достичь, и заключение – подведение итогов. Введение необходимо делать для того, чтобы сконцентрировать внимание учеников, на занятии до его начала, а также до начала рассмотрения нового материала занятия. Заключение учитель делает в конце занятия, что помогает ученикам понять цель. Это также может быть краткий обзор тем всего занятия или только что рассмотренного материала. Учитель должен поощрять участие учеников в обзоре изученного материала или добиваться их участия методом задавания вопросов. Занятия должны быть логически последовательными, связывающими последующей материал с предыдущим. Оба должны способствовать развитию интереса учеников и привлекать их к участию. Учитель должен выражаться связанно, неопределенная или неоднозначная речь создает сложности для усвоения учениками материала, указания должны быть ясными и грамотными. Выразительность, громкость голоса и скорость речи не должны создавать сложности для понимания учениками материала, грамматически неправильные и сленговые выражения не должны использоваться, никогда не должны использоваться вульгарные выражения, не следует никогда быть грубым или оскорблять учеников. На занятии должна присутствовать завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка. Возможно, создание эмоционально-познавательной интриги, атмосферы радости интеллектуального открытия, ситуации творческого поиска, важную роль играют приемы активизации совместного решения интеллектуальной, учебной задачи, использование метода «мозгового штурма» (брейнсторминг), создание дискуссионных «малых групп», сотрудничающих пар, «жужжащие группы», важно побуждение учеников к взаимопомощи. Необходимо выделять поведение учеников, высказывания, вопросы, развернутые выступления, оказание помощи товарищу, проявление творческой самостоятельности, старательность, требовательность к себе, способность к дискуссии, нестандартность мышления – это все служит для создания благоприятной атмосферы на занятиях, побуждает учеников к активным действиям, способствует творческому росту, сближает учителя и ученика. Важно проявление индивидуального подхода к ученикам: учет темперамента, интереса к предмету, успеваемости, особенностей восприятия конкретного и абстрактного материала, взаимоотношений с другими учениками класса, учитывать различий между мальчиками и девочками, их симпатий друг к другу. Понятно, что соответствовать всем требованиям бывает сложно и все учесть и предусмотреть нелегко, но ученикам еще труднее, тем более при реализации новой программы, главное не останавливаться на достигнутом и смело пробовать новые идеи и нестандартные решения. Важно понимать, что при достижении целей и успеха при реализации занятий, мы получим от обучения и воспитания необходимый результат, и, возможно, сумеем в ком-то вырастить нового Ньютона или Эйнштейна, или просто успешного человека, способного решать поставленные перед ним задачи с использованием своего творческого потенциала и навыков, полученных на внеклассных занятиях.
Любая деятельность учеников на занятиях должна оцениваться, для качественной постановки оценки необходимо познакомиться с проблемами диагностики внеклассной деятельности и критериями постановки оценки.
Проблемы диагностики внеклассной деятельности и критерии постановки оценки
В рамках новых образовательных стандартов внеклассная деятельность входит в обязательный перечень занятий, направленных на развитие кругозора учащихся и их творческих способностей. Следовательно, необходимо как-то оценивать внеклассную деятельность школьников. Это достаточно сложная проблема, так как необходимо учесть много факторов, которые характерны именно для внеклассной деятельности.
Одна из проблем – это учет индивидуальных качеств и способностей учеников. Уровень развития у всех учеников разный, и для одного собрать, например, модель ракеты не является большой сложностью, а от другого это задание требует приложения больших усилий. Соответственно, при оценивании это необходимо также учитывать. Необходимо принимать в расчет и личный рост ученика в профессиональном и творческом отношении.
Важно учитывать и источник знаний, используемый учеником при подготовке и выполнению задания. Интернет-источники не являются весомым аргументом при выставлении оценки, гораздо выше по уровню – это использование правильной, полезной литературы, и самый главный критерий – опора на личный опыт и запас умений.
Немаловажным параметром оценивания является и личное отношение учителя к ученику. К кому-то педагог испытывает симпатию, а к некоторым наоборот. Для некоторых учителей бывает сложно в таком отношении выставлять действительно заслуженные оценки, не завышая и не занижая результата. В такой ситуации необходимо более объективно и трезво подходит к результатам работ, так как при таком подходе ученики, попавшие разряд отвергнутых, перестанут стараться качественнее выполнить задания, так как смысла в этом для них не будет – «что ни делай, все равно, снизят балл».
Важно также вовремя поставить оценку, не торопиться с выводами, дать ученику шанс исправиться. Внеурочная деятельность – это не урок, получив плохую оценку, ученик перестанет посещать занятия, потеряет к ним интерес, необходимо более терпимо относится к ученикам и положительно оценивать даже незначительные успехи. На внеурочных занятиях большую роль играет даже не физическая оценка, а качественная. «Хорошо», «молодец», «умница». Как вариант можно использовать и такую шкалу условной оценки, и предоставить ученикам возможность самим оценивать свою деятельность. Внеурочная деятельность больше носит воспитательный характер, и тут оценивать достижения гораздо труднее.
Основная проблема состоит в параметрах оценивания. Рассмотрим один из вариантов их реализации:
1. Нестандартность (отличие от общепринятого и известного).
2. Самобытность (опора на личный потенциал ученика).
3. Творческая продуктивность (объем и качество ответа участника).
4. Мировоззренческая глубина (степень проникновения в основы разрабатываемой или конструктируемой области).
5. Уровень технического или графического воплощения идеи.
Исходя из этого комплекса параметров, и надо выставлять оценку ученику за работу на внеурочных занятиях. Объективно оценить работу ученика очень сложно, так как вариант отметки будет зависеть от личных качеств учителя и его уровня педагогической грамотности. Учитывая все основные проблемы и факторы, можно предложить следующую систему постановки оценки:
Оценка Параметр | «Хорошо» | «Молодец» | «Умница» |
Нестандартность | Использование опыта других | Сделано открытие уже существующего явления | Сделано новое открытие |
Самобытность | Реализация проекта с помощью родителей, одноклассников | Разбор проекта с учителем | Самостоятельное решение проблемы |
Творческая продуктивность | Много теории, нет оформления проекта | Теория с минимальным оформлением проекта | Наличие рисунков, схем, музыкального или видео- сопровождения |
Мировоззренческая глубина | Часть проекта в рамках общей физики | Проект основан на интуиции | Использование дополнительного материала из разных областей знаний |
Технико-графическое воплощение идеи | Проект без технической или графической основы | Требуется доработка технической или графической основы | Проект полностью готов к использованию, имеет ясную и понятную схему или план |
Важно отметить, что постановка по такому оценочному листу [Приложение 1] реализуется крайне индивидуально, не содержит характеристик, отталкивающих ученика от занятий, а значит, вполне, может использоваться для оценивания деятельности учеников на внеклассных занятиях. По такой таблице ученик сразу понимает, над какой областью своих умений и навыков нужно поработать, а учитель может проследить прогресс личного роста ученика в ходе занятий.
Для качественной подготовки к занятиям и учителю и ученикам необходимо знать источники информации по предмету, в настоящее время большую часть необходимого материала можно найти в интернете, тем не менее, есть очень полезная по содержанию литература. Желательно постоянно иметь доступ к источникам, указанным в нижеприведенном списке.
Источник знаний для учителей
1. Интернет-поисковая система.
2. Браверман, Э. М. Внеурочная работа по физике: кружки, игры, эстафеты [Текст] / Э. М. Браверман, В. С. Данюшенков. – М.: МП «Мап», 1994. – 144с.
3. Внеклассная работа по физике [Текст] / авт. сост.: В. П. Синичкин, О. П. Синичкина. – Саратов: Лицей, 2002. – 208 с.
4. Внеурочная работа по физике [Текст] / под ред. О. Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
5. Горлова, Л. А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7–11 классы [Текст] / Л. А. Горлова. – М.: ВАКО, 2006. – 176 с.
6. Камин, А.Л. Физика. Развивающее обучение [Текст]: кн. для учителей. 7-й класс / А. Л. Камин. – Ростов н/ Д: Изд-во «Феникс», 2003. – 352с.
7. Косолапов, В. И. Диспуты и конференции в школе [Текст] / В. И. Косолапов. – М., 1975.
8. Ланина, И. Я. Внеклассная работа по физике [Текст]: кН. для учителя / И. Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1991.
9. Ланина, И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики [Текст]: кн. для учителя / И. Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
10. Рапацевич, Е. С. Формирование технических способностей у школьников [Текст]: кн. для учителя / Е. С. Рапацевич. – Минск: Нар. асвета, 1986. – 96 с.
11. Соколова, Н. Ю. Ресурсы интернета и обучение физике [Текст] / Н. Ю. Соколова // Физика в школе. – 2002. – № 6 – С. 70-75.
12. Усова, А. В. Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством [Текст] / А. В. Усов, Н. С. Антропова. – М.: Просвещение, 1970.
Источник знаний для учеников
1. Интернет-поисковая система.
2. Веччионе, Г. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов [Текст] / Г. Веччионе; пер. с англ. Е. Гупало. – М.: «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2004. – 192 с.
3. Иванов, А. С. Мир механики и техники [Текст]: кн. для учащихся / А. С. Иванов, А. Т. Проказа. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
4. Куприн, М. Я. Физика в сельском хозяйстве [Текст]: кн. для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. / М. Я. Куприн. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
5. Майоров, А. Н. Физика для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке [Текст] / А. Н. Майоров; худ. Г. В. Соколов. – Ярославль: «Академия развития»: «Академия, К°», 1999. – 176 с.
6. Низе, Г. Маленькая физика [Текст]: общедоступное введение в физические основы техники / Г. Низе, пер. с нем. М. И. Блудова; под ред. С. М. Райского. – М.: Гос. изд-во ф.-м. литературы, 1960. – 300 с.
7. Тарасов, Л. В. Физика в природе [Текст]: кн. для учащихся / Л. В. Тарасов. – М.: «Вербум-М», 2002. – 352 с.
8. http://www.fizika.ru/tehnik/index.htm
Политехнический материал об измерительных приборах, промышленном оборудовании и бытовой технике.
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Браверман Э. М. Внеурочная работа по физике: содержание и методика проведения [Текст]: метод. пособие / Э. М. Браверман. – М.: Высш. шк., 1990. – 189 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7–9 классы. Естествознание. 5 класс. [Текст]: – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2010. – 80 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020552-8.
3. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике в 6–7-х классах средней школы [Текст]: кн. для учителя / Л. А. Горев. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
4. Ди Специо М. Занимательные опыты: свет и звук. Электричество и магнетизм [Текст] пер. с англ. М. Заболотских, А. Расторгуева. – М.: Астрель, 2006. – 319 с.
5. Иванов А. С. Мир механики и техники [Текст]: кн. для учащихся / А. С. Иванов. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
6. Практикум по трактору: учебно-справочное пособие для учащихся 9–10 классов сельской школы [Текст] / под ред. Калошина А. И. – 4-е изд. исправленное. – М.: Просвещение. – 1975. – 238 с.
7. Оригинальные приемы по физике и приемы обучения [Текст] / сост. Э. М. Браверман. – М.: Школа Пресс, 2000. – 80 с.
Приложение
Приложение 1. Оценочный лист
Оценочный лист ученика________________ класса_______
Тема занятия:________________________________________________________________
Название работы:_____________________________________________________________
Оценка Параметр | «Хорошо» | «Молодец» | «Умница» |
Нестандартность | | | |
Самобытность | | | |
Творческая продуктивность | | | |
Мировоззренческая глубина | | | |
Технико-графическое воплощение идеи | | | |
15