Пояснительная записка.
Направленность: Социально-педагогическая
Актуальность программы: Содержание программы соответствует приоритетным направлениям Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» (далее – ВОД «Волонтеры-медики»)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Медицинское добровольчество широко развито в мире и рассматривается как глобальный процесс объединения людей, стремящихся внести вклад в медицину на благо своей страны и мирового сообщества. Программа дает возможность помогать людям и быть полезным своей стране. Учащиеся приобретают новые навыки и компетенции, необходимые для профессиональной деятельности в сфере здравоохранения, получают опыт работы в команде, умение находить компромиссы и решать проблемы.
Программа разработана на основе программ: Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» /авт. – сост. Березина А.Н., Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности»/ авт. – сост. Костылева Т.П.
Отличительные особенности программы:
Тесное взаимодействие волонтерского отряда с местным населением, с медицинскими образовательными организациями, организациями системы здравоохранения через проведение социально-значимыхдел.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения на основе взаимодействия общества иволонтеров.
Выявление и поддержка инициативной молодежи поселка ирайона.
Адресат программыПрограмма разработана для учащихся 16 -17 лет. Количество учащихся в группе: 20 - 25 человек
Срок реализации программы: 1 год обучения, 144 ч.
Уровень освоения программы:стартовый
Обучение включает нормативно-правовую, теоретическую и практическую подготовку по волонтерской деятельности в области медицины, также направлен на развитие волонтерской деятельности на базе медицинских учреждений через теоретическую и практическую деятельность
Формы обучения и виды занятий:
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные
Виды занятий
Тренинги имастер-классы;
Всероссийские, межрегиональные и региональные акции в сфере здравоохранения;
Массовые зарядки,флеш-мобы;
Видеолекторий;
Брейн-ринги;
Публичныедебаты;
Энерго-точки;
Наглядныеопыты.
Практическиеэкскурсии
Образовательныефильмы
Интерактивные презентации идемонстрации
уличнаяакция
конкурсы
социологическое исследование (опрос, анкетирование, анализданных).
круглый стол (обсуждение проблемы с привлечением специалистов данной темы).
отчет-презентация (подведение итогов волонтерской деятельности, обмен опытом).
Срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель – 36, месяцев - 9, лет – 1 год;
режим занятий — периодичность занятий – 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 45 минут, перерыв 10 минут, 45 минут.
Цель и задачи
Цель: Содействие осознанному выбору школьниками своей будущей профессии в области здравоохранения и вовлечение их в добровольческую деятельность через социально-значимые мероприятия.
Задачи:
Развить личностные и профессиональные качества, коммуникативные способности волонтеров-медиков.
Выявить инициативную молодежь с лидерскими качествами, желанием развивать данное направление врегионе.
Содействие осознанному выбору школьников будущей профессии в сфере здравоохранения, мотивации школьников к участию в волонтерской деятельности.
Учебно-тематическое планирование
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля |
Всег о | Теори я | Практик а |
1 | Знакомьтесь, это мы!- вводное занятие | 4 | 1 | 3 | |
2 | Модуль 1 « Я- волонтер-медик» | 8 | 4 | 4 | Создание отряда волонтеров –медиков, страницы отряда в соц сетях, |
3 | Тема 1 Введение в медицинское добровольчество | 2 | 1 | 1 | |
4 | Тема 2 Калейдоскоп медицинских специальностей | 2 | 1 | 1 | |
5 | Тема 3 Основы медицинской этики и деонтологии | 2 | 1 | 1 | |
6 | Тема 4 Человек – уникальныйорганизм | 2 | 1 | 1 | |
7 | Модуль 2 «Подари мир безодиночества» » (работа с детьми ОВЗ, детьми с различными заболеваниями.) | 22 | 8 | 14 | Проведение праздника для детей- инвалидов и сирот «Волонтеры собирают друзей», организация контактного мини- зоопарка «Твой пушистый друг», защитапроектов |
8 | Тема 1 Инклюзивная педагогика | 4 | 2 | 2 | |
9 | Тема 2 «Общение без | 4 | 2 | 2 | |
| границ» | | | | |
10 | Тема 3 «Мой волонтерскийпроект» | 6 | 2 | 4 | |
11 | Тема 4 «Добрый волшебник» Проведение праздников, мероприятий с детьми ОВЗ, детьми сиротами, реализация социально- значимых проектов | 6 | 2 | 4 | |
12 | Тема 5 «Дорогою добра» Защита проектов | 2 | 0 | 2 | |
13 | Модуль 3 «Проспект здоровья» (здоровый образ жизни) | 50 | 20 | 30 | Организация мероприятий по популяризации здорового образа жизни (акции, мероприятия, флешмобы). Отчеты о проведенных мероприятиях. |
14 | Тема 1 Профилактика заболеваний | 5 | 1 | 4 | |
15 | Тема 1.1 Всероссийская акция по профилактике йододефицитныхзаболеваний«Соль+йод: IQ сбережет!» | 2 | 1 | 1 | |
16 | Тема 1.2 Всероссийская акция «Здоровое сердце», приуроченное ко Всемирному дню сердца | 2 | 1 | 1 | |
17 | Тема 1.3 Всероссийская акция #СТОПВИЧ/СПИД | 2 | 1 | 1 | |
18 | Тема 1.4 Болезни иммунодефицита | 2 | 1 | 1 | |
19 | Тема 2 Мы то, что мы едим | 6 | 2 | 4 | |
20 | Тема2.1. Психология питания | 2 | 1 | 1 | |
21 | Тема 2.2 Болезни и еда | 2 | 1 | 1 | |
22 | Тема 2. 3 Правильное питание-это тренд | 2 | 1 | 1 | |
23 | Тема 2.4 Лаборатория в кухне | 2 | 1 | 1 | |
24 | Тема 2.5 Растения- медики | 2 | 1 | 1 | |
25 | Тема 3 Вредные привычки | 7 | 1 | 6 | |
26 | Тема 3. 1 Виды зависимостей | 2 | 1 | 1 | |
27 | Тема 3.2 Табакокурение. | 2 | 1 | 1 | |
28 | Тема 3.3 Алкоголизм | 2 | 1 | 1 | |
29 | Тема 3.4Наркотики. | 2 | 1 | 1 | |
30 | Тема 4 активный образ | 2 | 1 | 1 | |
| жизни | | | | |
31 | Тема 5 Польза тайм- менеджмента | 2 | 1 | 1 | |
32 | Тема 6 Стресс и его профилактика. | 2 | 1 | 1 | |
33 | Модуль 4 Оказание первой медицинский помощи | 34 | 9 | 25 | Практическая работа по оказанию первой помощи, проведение акции, разработка листовок, буклетов |
34 | Тема 1Первая помощь: спаси чужую жизнь | 4 | 1 | 3 | |
35 | Тема 2 Первая помощь при ожогах, обморожении | 4 | 1 | 3 | |
36 | Тема 3 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе | 4 | 1 | 3 | |
37 | Тема 4 Первая помощь при отравлении | 4 | 1 | 3 | |
38 | Тема 5 Первая помощь при укусах животных, насекомых | 4 | 1 | 3 | |
39 | Тема 6 Первая помощь при переломах, кровотечении | 4 | 1 | 3 | |
40 | Тема 7 Первая помощь при инсультах, инфарктах | 4 | 1 | 3 | |
41 | Тема 8 Помощь при | 4 | 1 | 3 | |
| отравлении угарным газом, электрическим током | | | | |
42 | Тема 9 Практическая работа «Сохраняя жизнь» | 2 | 1 | 1 | |
43 | Модуль 5 Волонтерская помощь медицинским организациям | 22 | 6 | 16 | Практическая деятельность на базе медицинских учреждений, отчет о проделанной работе |
44 | Тема 1 Медицинские организации и врачебнаядеятельность | 4 | 2 | 2 | |
45 | Тема 2 Правила поведения и техника безопасности, непредвиденные ситуации | 4 | 1 | 3 | |
46 | Тема 3 Экскурсии в организации системы здравоохранения | 4 | 1 | 3 | |
47 | Тема4«Помоги красномукресту» | 10 | 2 | 8 | |
48 | Заключительное занятие | 4 | 1 | 3 | Предоставление индивидуальных отчетов, проведениеитоговой |
49 | Итого: | 144 | 49 | 95 | |
Вводное занятиеЗнакомьтесь, это мы ! Сбор отряда волонтеров медиков, знакомство, определение названия отряда, выбор командира отряда, определение структуры отряда, анкетирование. История медицинского волонтерства, основы, традиции. Регистрация в системе ВОД «Волонтеры- медики», разработка положения о работе отряда волонтеров- медиков,
составление плана работы объединения (акции и мероприятия). Создание страницы отряда в социальных сетях
Модуль 1 « Я- волонтер-медик» ( 8 часов)
Тема 1 Введение в медицинское добровольчество. История и суть медицинской науки, медицинского добровольчества
Тема 2 Калейдоскоп медицинских специальностей. Основные медицинские специальности, ВУЗы края по медицинскому профилю. Функционал и аспекты работы медицинского добровольчества.
Тема 3 Основы медицинской этики и деонтологии. Эффективная коммуникация, взаимодействие с медицинским персоналом и посетителями мед. организаций
Модуль 2 «Подари мир без одиночества» (работа с детьми ОВЗ, детьми с
различными заболеваниями.) (20 часов)
Тема 1 История азы инклюзивной педагогики, дефектологии
Тема 2 «Общение без границ» Овладение эффективным формам общения, технологиям организации совместных коллективно - творческих дел, проектной деятельности, навыкам бесконфликтного общения. Приобретение социальных компетенций и нравственных качеств: сострадание, гуманность, милосердие, готовность прийти на помощь, обучение умениям и навыкам общения со сверстниками, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- знакомство с приемами общения и помощи: язык жестов, правила обращения с инвалидной коляской, игры для незрячих, включение ребенка - инвалида в совместную деятельность в качестве активного участника; - азы педагогики, дефектологии.
Тема 3 Разработка проекта, реализация плановых мероприятий проекта
Тема 4 «Добрый волшебник» Проведение праздников, мероприятий с детьми ОВЗ, детьми сиротами, реализация социально-значимых проектов: мероприятия по формированию навыков ЗОЖ: игра по формированию навыков личной гигиены «Путешествие с доктором Айболитом», мероприятие «В гостях у Сказки» с элементами арт-терапии, игра по формированию анатомических знаний и ЗОЖ «Я и моё здоровье», мастер- класс по оказанию первой медицинской помощи оформление стенда по профилактике ОРВИ «Дорогою добра»
Тема 5 Защита проектов защиту четырѐх учебно-практических проектов в составе группы; предоставление содержательного отчета по реализации социального проекта.
Модуль 3 «Проспект здоровья» (здоровый образ жизни) ( 52 часа)
Тема 1 Профилактика заболеваний
Тема 1.1 Всероссийская акция по профилактике йододефицитных заболеваний «Соль+йод: IQ сбережет!» Соль-немой носитель йода.
Тема 1.2 Всероссийская акция «Здоровое сердце», приуроченное ко Всемирному дню сердца.
Тема 1.3 Всероссийская акция #СТОПВИЧ/СПИД
Тема 1.4 Болезни иммунодефицита: как работает иммунитет, 4 вида вакцин
Тема 2 Мы то, что мы едим
Тема 2.1. Психология питания Тема 2.2 Болезни и еда
Тема 2.3 Правильное питание-это тренд. Правильное питание — для здорового образа жизни: правила составления сбалансированного рациона. Прошлое, настоящее и будущее пищи. Приготовление пищи, режим питания. Рекомендуемые продукты-вкусно и полезно. Нерекомендуемые продукты- ненужный баласт. Калорийность рациона и БЖУ- баланс. Примерное меню на день. Здоровые пищевые привычки : какпривить.
Тема 2.4Соц опрос «А вы боитесь нитратов?»
Тема 2.5 Растения- медики Природные энергетики, вкусные цветы, лекарственные растения.
Тема 3 Вредные привычки
Тема 3.1 Виды зависимостей и как оградить себя от них Причины возникновения зависимостей; что делать, если у близкого человека зависимость.
Тема 3.2Табакокурение. Курительные смеси и их влияние на организм. Заменители сигареты – польза или вред?
Тема 3.3 Алкоголизм, Последствия, предотвращение зависимости .
Тема 3.4 Наркотики. Виды наркотиков и их последствия
Тема 4 Активный образ жизни. Понятие физической активности; Норма ежедневной физической активности; Мифы о физической активности; Физическая активность умеренной и высокой интенсивности; Физическая активность в зависимости от возрастной категории; Физическая активность и питание;
Тема 5: тайм-менеджмент для здоровья. Для освещения данной темы рекомендуется привлечение психологов, неврологов, сомнологов, кардиологов, спортсменов и действующих тренеров вашего региона. Специалисты должны донести до целевой аудитории следующую информацию: Что такое режим дня и для чего он необходим; Грамотное планирование дня в зависимости от возрастной группы; Режим труда и отдыха как основа здорового образа жизни; Тайм-менеджмент – залог твоего личногоуспеха;
Тема 6: стресс и его профилактика. Для освещения данной темы рекомендуется привлечение психологов, психотерапевтов, неврологов, сомнологов вашего региона. Специалисты должны донести до целевой аудитории следующую информацию: Понятие стресса, виды и причины его появления; Симптоматика при стрессе; Методы лечения и профилактика стресса; Сон и стресс; Причины нарушения сна; Профилактика здорового сна; Что дает организму здоровый сон и почему так важно следить за ним; Организациясна.
Модуль 4 Оказание первой медицинский помощи (30 часов)
Тема 1Первая помощь: спаси чужую жизнь
Тема 2 Первая помощь при ожогах, обморожении Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи
Тема 3 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказаниюпомощи
Тема 4 Первая помощь при отравлении Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи
Тема 5 Первая помощь при укусах животных, насекомых Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи
Тема 6 Первая помощь при переломах, кровотечении Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи
Тема 7 Первая помощь при инсультах, инфарктах Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи
Тема 8 Помощь при отравлении угарным газом, электрическим током Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи
Тема 9 Практическая работа «Сохраняя жизнь» Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи
Модуль 5 Волонтерская помощь медицинским организациям (22 часа)
Тема 1 Медицинские организации и врачебная деятельность. Структура и особенности работы системы здравоохранения РФ и медицинских учреждений.
Тема 2 Правила поведения и техника безопасности, непредвиденные ситуации . Основные правила работы с медицинскимоборудованием.
Тема3Экскурсииворганизациисистемыздравоохранения. Организация ознакомительных экскурсий, практическойдеятельности.
Тема 4 «Помоги красному кресту». Регистрация и навигация пациентов, работа на медицинском посту, работа с документацией, подготовка медицинских кабинетов и оборудования, осуществление ухода и кормления больных, организация досуговой деятельности.
Заключительное занятие:отчет о проведённых мероприятиях за год (волонтерские акции, фитнес-уроки, общешкольные и уличные зарядки, танцевальные и спортивные флешмобы, турниры и состязания, викторины, опросы, конкурсные программы)
Планируемые результаты
Метапредметные:
- будутформированы первичные организаторские умения и навыки;
- развиты коммуникативные качества, умения работать в команде;
- развита уверенность в себе.
- дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств.
Предметные:
- знать историю и суть медицинского добровольчества;
- знать нормативно-правовую основу волонтерской деятельности,
- знать формы и направления волонтерской деятельности в России,
- знать формы профилактики и пропаганды ЗОЖ,
- знать структуру совместного и сетевого мероприятия,
- получат возможность познакомиться с медициной изнутри.
Личностные:
- приобретут социально-значимый опыт;
- повысят свою социальную активность;
- расширят сферы деятельности и освоят новые виды деятельности;
- разовьют свои организаторские способности, творческий потенциал и
лидерские качества каждого;
- увлекуться идеями добра и красоты, духовного и физического
совершенствования.
Условия реализации программы
Материально- техническоеобеспечение
Для организации работы в лаборатории созданы необходимые материально- технические условия
Помещение | Применение | Материальная база |
1 | 2 | 3 |
Кабинеты | Проведение теоретических занятий | Материальная база школы |
Дворовая территория центра | Исследовательская деятельность; Проведение подвижных игр на воздухе, спартакиад, спортивных состязаний, зарядок, флеш-мобов | Материальная база школы |
Актовый зал | Массовые мероприятия,акции | Материальная школы | база |
Зал для проведения конференций | Проведение информационных встреч, лекториев, круглыхстолов | Материальная школы | база |
Экологическая лаборатория | Проведение научных исследований по ЗОЖ | Материальная школы | база |
Игровая комната | Организация деятельности | досуговой | Материальная школы | база |
Информационные ресурсы: комплектация научно-методической копилки специальной литературы по различным направлениям: здоровьесберегающей, досуговой, социально-значимой деятельности учащихся.
разработка системы диагностики результатов работы объединения, системы подведения итогов,рефлексии;
формирование пакета диагностическихметодик.
сеть интернет, выход на сайтучреждения
-образовательные фильмы, видиолекции
-набор методических рекомендаций по организации медико-волонтерской деятельности.
Формы аттестации:
Для определения ожидаемого результата на основании положения об аттестации проводится входящий контроль (сентябрь), промежуточный контроль (декабрь) и итоговая аттестация воспитанников.
Данный контроль позволяет педагогу и учащимся увидеть результаты своей деятельности, что создаёт хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции.
Контроль проводится в следующих формах:,) , промежуточный для 1-го года обучения: Приложение №1, итоговый для 1-го года обучения: Приложение№2). Участие в коллективно-значимых делах, презентация «Волонтёрской книжки» (Учащиеся предоставляют индивидуальные творческие отчеты о проделанной работе за год и их презентуют), прохождение тестирования на выявление уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Руководитель проводит награждение благодарственными письмами самых активных членов волонтерского отряда и волонтеров- медиков в совместных мероприятиях.
Оценочные материалы Практические работы, материалы проверочных работ, оценочные материалы социально-значимых проектов, конкурсы. Методика оценки уровня выраженности социальной активности волонтеров
Методические материалы
Конспектызанятий,
методические рекомендациипо организации медико-волонтерской деятельности
Научная литература по медицине издравоохранению
Методические материалы с опытом работы в сфере медицинского волонтерства.
Наглядности:
плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни.
видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальныхявлений.
раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных и привлеченных ресурсов, а также предоставленные партнерами города).
методические карточки станционных игр итренингов,
информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов (из методической копилкиЦДТ).
Методики и технологии
Использование теоретического материала и практических методик в реализации программы по развитию волонтерской деятельности в области медицины. Использование опыта работы ВОД «Волонтеры медики» края и страны, изложенных в методической литературе, а также полученного во время краевых семинаров и обучения в выездных краевых школах Организация рабочих встреч по обмену опытом между организаторами волонтерских отрядов школ, ВУЗов и ССУЗов по медицинскому профилю. Обучение методикам проведения современных форм мероприятийпопрофилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.
Педагогические технологии.
Методы обучения:
Индивидуальные
Групповые
Индивидуально-групповые
Фронтальные
Педагогические технологии:
1) Технологии коллективно-творческой деятельности Участие в мероприятиях, акциях, где учащиеся учатся сплочённой работе в коллективе, планируют свою деятельность, за счёт этого создаётся психологический комфорт вколлективе.
2)ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)способствуют повышению эффективности и качества процесса обучения, активности познавательной деятельности в области естественных наук. ИКТ используется:
-для обеспечения наглядности во время проведения занятий (презентации, видеоролики, образовательные видео-фильмы);
-дляобработкиинформации(фотоивидео-изображений,обработкианкет);
-как средство хранения информации (базы данных объединения, методические разработки фото- и видеоархивы)
3) Личностно-ориентированная технология. Ориентирование на свойства личности ребенка, формирование и развитие в соответствии со способностями, интересами, создание ситуации успеха, создание условий для самореализации личности каждогоребенка.
4) Технологии социального проектирования. Данная технология стимулирует интерес детей к обучению через организацию их самостоятельной социально-значимой деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. В работе объединения метод проектов используется для развития лидерских качеств, коммуникативных навыков общения, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Рабочие программы (модули курсов, дисциплин)-программа образовательного курса «Развитие сети медицинскогодобровольчества
«Медицина объединяет».
Методическая литература:
Российская Федерация. Законы. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» : Федеральный закон от 11 августа 1995г.
№ 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014). : [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа
:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162618/– (Датаобращения
: 04.04.2015)
Российская Федерация. Законы. «О добровольчестве (волонтерстве)» : проект Федерального закона от 11.01.2013 N 300326-6 // Собрание законодательства РФ.- 2013. - N 28. - ст.3194.
Албегов Ф. Г. Волонтеры как внутренний ресурс социального развития местного социума (на примере г. Ярославля) / Ф. Г. Албегов// Социальная политика в условиях модернизации российского общества: концепции развития и практика реализации: сборник статей науч.-практ. конференции с междунар. участием (14-15 ноября 2011 г.) / М-во образования и науки РФ ; Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова ; под ред. И. Ф. Албеговой. – Ярославль, 2011. – С.8-10.
Анализ психологических особенностей современных волонтеров : монография / В.В. Семикин и др.; Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена [и др.]. – СПб. : Копи-Р Групп, 2014. – 55с.
Арсеньева Т. Н. Волонтерское движение в России как уникальный ресурс системной поддержки здорового образа жизни молодежи / Т. Н. Арсеньева // Волонтер. – 2012. – № 1-2. – С.74-77.
Богданова Е. В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов / Е. В. Богданова; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 156с.
Бодренкова Г. П. Привлечение труда добровольцев как одно из направлений государственной поддержки социально ориентированных организаций / Г. П. Бодренкова // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2013. –№ 4 (60). – С.97-108.
Волонтерское движение: проблемы и перспективы : материалы Межрегион. заочной науч.-практ. конф. (Бийск, 30 нояб. 2012 г.) / М-во образования и науки РФ, Алтайская гос. акад. образования им. В. М. Шукшина; [отв. ред.: Н. И. Беляева]. – Бийск: АГАО им. В. М. Шукшина, 2012. – 305с.
Гуменная. А. Н. Влияние добровольчества на формирование ценностных ориентаций молодежи / А. Н. Гуменная // Социальные технологии, исследования. – 2011. – № 4. – С.61-65.
Добровольчество : перспективы развития в регионе : материалы науч.- практ. конф. (29 нояб. 2013 г.) / Упр. внутренней политики Липецкой обл., Центр развития добровольчества. – Липецк : ЛГТУ, 2013. – 111с.
Ермаченко Н. А. Организация волонтерских отрядов по профилактике зависимостей и пропаганде здорового образа жизни / Н. А. Ермаченко, В. А. Середа // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2014. –№ 1(63).
– С. 102-107.
Крутицкая Е. В. Сценарии волонтерских проектов. Механизм самоорганизации волонтерских групп / Е. В. Крутицкая и др. // Волонтер. – 2012. – № 3-4. – С.23-36.
Кузьменко И. В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / И. В. Кузьменко, О. В. Баркунова // Вестник Томского гос. пед. университета. - 2012. – № 8. – С.88-91.
Лаврентьев А. В. Методика оценки уровня выраженности социальной активности волонтеров / А. В. Лаврентьев, М. Т. Анашкина // Волонтер. – 2014. – № 4(12). – С.6-19.
Молодежное волонтерское антинаркотическое движение: опыт, проблемы и пути их решения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. в рамках Молодежного антинаркотического волонтерского форума (Уфа, 29 мая 2014 г.) / Администрация гор. окр. г. Уфа Респ. Башкортостан [и др.]. – Уфа : БИСТ (фил.) АТиСО, 2014. – 405с.