СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Волонтеры-медики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Волонтеры-медики"»

Пояснительная записка.


Направленность: Социально-педагогическая

Актуальность программы: Содержание программы соответствует приоритетным направлениям Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» (далее – ВОД «Волонтеры-медики»)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Медицинское добровольчество широко развито в мире и рассматривается как глобальный процесс объединения людей, стремящихся внести вклад в медицину на благо своей страны и мирового сообщества. Программа дает возможность помогать людям и быть полезным своей стране. Учащиеся приобретают новые навыки и компетенции, необходимые для профессиональной деятельности в сфере здравоохранения, получают опыт работы в команде, умение находить компромиссы и решать проблемы.

Программа разработана на основе программ: Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» /авт. – сост. Березина А.Н., Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности»/ авт. – сост. Костылева Т.П.

Отличительные особенности программы:

  1. Тесное взаимодействие волонтерского отряда с местным населением, с медицинскими образовательными организациями, организациями системы здравоохранения через проведение социально-значимыхдел.

  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения на основе взаимодействия общества иволонтеров.

  3. Выявление и поддержка инициативной молодежи поселка ирайона.

Адресат программыПрограмма разработана для учащихся 16 -17 лет. Количество учащихся в группе: 20 - 25 человек

Срок реализации программы: 1 год обучения, 144 ч.

Уровень освоения программы:стартовый

Обучение включает нормативно-правовую, теоретическую и практическую подготовку по волонтерской деятельности в области медицины, также направлен на развитие волонтерской деятельности на базе медицинских учреждений через теоретическую и практическую деятельность

Формы обучения и виды занятий:

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные

Виды занятий

  • Тренинги имастер-классы;

  • Всероссийские, межрегиональные и региональные акции в сфере здравоохранения;

  • Массовые зарядки,флеш-мобы;

  • Видеолекторий;

  • Брейн-ринги;

  • Публичныедебаты;

  • Энерго-точки;

  • Наглядныеопыты.

  • Практическиеэкскурсии

  • Образовательныефильмы

  • Интерактивные презентации идемонстрации

  • уличнаяакция

  • конкурсы

  • социологическое исследование (опрос, анкетирование, анализданных).

  • круглый стол (обсуждение проблемы с привлечением специалистов данной темы).

  • отчет-презентация (подведение итогов волонтерской деятельности, обмен опытом).

Срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель – 36, месяцев - 9, лет – 1 год;

режим занятий — периодичность занятий – 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 45 минут, перерыв 10 минут, 45 минут.


Цель и задачи

Цель: Содействие осознанному выбору школьниками своей будущей профессии в области здравоохранения и вовлечение их в добровольческую деятельность через социально-значимые мероприятия.

Задачи:

  1. Развить личностные и профессиональные качества, коммуникативные способности волонтеров-медиков.

  2. Выявить инициативную молодежь с лидерскими качествами, желанием развивать данное направление врегионе.

  3. Содействие осознанному выбору школьников будущей профессии в сфере здравоохранения, мотивации школьников к участию в волонтерской деятельности.



















































Учебно-тематическое планирование



N

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всег о

Теори я

Практик а

1

Знакомьтесь, это мы!-

вводное занятие

4

1

3


2

Модуль 1 « Я-

волонтер-медик»

8

4

4

Создание отряда волонтеров –медиков, страницы отряда в соц сетях,

3

Тема 1 Введение в медицинское добровольчество

2

1

1


4

Тема 2 Калейдоскоп медицинских

специальностей

2

1

1


5

Тема 3 Основы медицинской этики и деонтологии

2

1

1


6

Тема 4 Человек – уникальныйорганизм

2

1

1


7

Модуль 2 «Подари

мир безодиночества»

» (работа с детьми

ОВЗ, детьми с

различными

заболеваниями.)

22

8

14

Проведение праздника для детей- инвалидов и сирот

«Волонтеры собирают друзей», организация контактного мини- зоопарка «Твой пушистый друг», защитапроектов

8

Тема 1 Инклюзивная педагогика

4

2

2


9

Тема 2 «Общение без

4

2

2



границ»





10

Тема 3 «Мой волонтерскийпроект»

6

2

4


11

Тема 4 «Добрый волшебник»

Проведение праздников,

мероприятий с детьми ОВЗ, детьми сиротами, реализация социально- значимых проектов

6

2

4


12

Тема 5 «Дорогою добра» Защита проектов

2

0

2


13

Модуль 3 «Проспект

здоровья» (здоровый

образ жизни)

50

20

30

Организация мероприятий по популяризации здорового образа жизни (акции, мероприятия, флешмобы). Отчеты о проведенных

мероприятиях.

14

Тема 1 Профилактика заболеваний

5

1

4


15

Тема 1.1

Всероссийская акция по профилактике йододефицитныхзаболеваний«Соль+йод: IQ

сбережет!»

2

1

1


16

Тема 1.2

Всероссийская акция

«Здоровое сердце», приуроченное ко

Всемирному дню сердца

2

1

1



17

Тема 1.3

Всероссийская акция #СТОПВИЧ/СПИД

2

1

1


18

Тема 1.4 Болезни иммунодефицита

2

1

1


19

Тема 2 Мы то, что мы едим

6

2

4


20

Тема2.1. Психология питания

2

1

1


21

Тема 2.2 Болезни и еда

2

1

1


22

Тема 2. 3 Правильное питание-это тренд

2

1

1


23

Тема 2.4 Лаборатория в кухне

2

1

1


24

Тема 2.5 Растения- медики

2

1

1


25

Тема 3 Вредные привычки

7

1

6


26

Тема 3. 1 Виды зависимостей

2

1

1


27

Тема 3.2

Табакокурение.

2

1

1


28

Тема 3.3 Алкоголизм

2

1

1


29

Тема 3.4Наркотики.

2

1

1


30

Тема 4 активный образ

2

1

1





жизни





31

Тема 5 Польза тайм- менеджмента

2

1

1


32

Тема 6 Стресс и его профилактика.

2

1

1


33

Модуль 4 Оказание

первой медицинский

помощи

34

9

25

Практическая работа по оказанию первой помощи, проведение акции,

разработка листовок, буклетов

34

Тема 1Первая помощь: спаси чужую жизнь

4

1

3


35

Тема 2 Первая помощь при ожогах,

обморожении

4

1

3


36

Тема 3 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе

4

1

3


37

Тема 4 Первая помощь при отравлении

4

1

3


38

Тема 5 Первая помощь при укусах животных, насекомых

4

1

3


39

Тема 6 Первая помощь при переломах, кровотечении

4

1

3


40

Тема 7 Первая помощь при инсультах, инфарктах

4

1

3


41

Тема 8 Помощь при

4

1

3



отравлении угарным газом, электрическим током





42

Тема 9 Практическая работа «Сохраняя жизнь»

2

1

1


43

Модуль 5

Волонтерская

помощь медицинским

организациям

22

6

16

Практическая

деятельность на базе медицинских учреждений, отчет о проделанной работе

44

Тема 1 Медицинские организации и врачебнаядеятельность

4

2

2


45

Тема 2 Правила поведения и техника безопасности,

непредвиденные ситуации

4

1

3


46

Тема 3 Экскурсии в организации системы здравоохранения

4

1

3


47

Тема4«Помоги красномукресту»

10

2

8


48

Заключительное

занятие

4

1

3

Предоставление индивидуальных отчетов, проведениеитоговой

49

Итого:

144

49

95




Вводное занятиеЗнакомьтесь, это мы ! Сбор отряда волонтеров медиков, знакомство, определение названия отряда, выбор командира отряда, определение структуры отряда, анкетирование. История медицинского волонтерства, основы, традиции. Регистрация в системе ВОД «Волонтеры- медики», разработка положения о работе отряда волонтеров- медиков,


составление плана работы объединения (акции и мероприятия). Создание страницы отряда в социальных сетях

Модуль 1 « Я- волонтер-медик» ( 8 часов)

Тема 1 Введение в медицинское добровольчество. История и суть медицинской науки, медицинского добровольчества

Тема 2 Калейдоскоп медицинских специальностей. Основные медицинские специальности, ВУЗы края по медицинскому профилю. Функционал и аспекты работы медицинского добровольчества.

Тема 3 Основы медицинской этики и деонтологии. Эффективная коммуникация, взаимодействие с медицинским персоналом и посетителями мед. организаций


Модуль 2 «Подари мир без одиночества» (работа с детьми ОВЗ, детьми с

различными заболеваниями.) (20 часов)

Тема 1 История азы инклюзивной педагогики, дефектологии

Тема 2 «Общение без границ» Овладение эффективным формам общения, технологиям организации совместных коллективно - творческих дел, проектной деятельности, навыкам бесконфликтного общения. Приобретение социальных компетенций и нравственных качеств: сострадание, гуманность, милосердие, готовность прийти на помощь, обучение умениям и навыкам общения со сверстниками, имеющими ограниченные возможности здоровья;

- знакомство с приемами общения и помощи: язык жестов, правила обращения с инвалидной коляской, игры для незрячих, включение ребенка - инвалида в совместную деятельность в качестве активного участника; - азы педагогики, дефектологии.

Тема 3 Разработка проекта, реализация плановых мероприятий проекта

Тема 4 «Добрый волшебник» Проведение праздников, мероприятий с детьми ОВЗ, детьми сиротами, реализация социально-значимых проектов: мероприятия по формированию навыков ЗОЖ: игра по формированию навыков личной гигиены «Путешествие с доктором Айболитом», мероприятие «В гостях у Сказки» с элементами арт-терапии, игра по формированию анатомических знаний и ЗОЖ «Я и моё здоровье», мастер- класс по оказанию первой медицинской помощи оформление стенда по профилактике ОРВИ «Дорогою добра»

Тема 5 Защита проектов защиту четырѐх учебно-практических проектов в составе группы; предоставление содержательного отчета по реализации социального проекта.


Модуль 3 «Проспект здоровья» (здоровый образ жизни) ( 52 часа)

Тема 1 Профилактика заболеваний

Тема 1.1 Всероссийская акция по профилактике йододефицитных заболеваний «Соль+йод: IQ сбережет!» Соль-немой носитель йода.

Тема 1.2 Всероссийская акция «Здоровое сердце», приуроченное ко Всемирному дню сердца.

Тема 1.3 Всероссийская акция #СТОПВИЧ/СПИД

Тема 1.4 Болезни иммунодефицита: как работает иммунитет, 4 вида вакцин

Тема 2 Мы то, что мы едим

Тема 2.1. Психология питания Тема 2.2 Болезни и еда

Тема 2.3 Правильное питание-это тренд. Правильное питание — для здорового образа жизни: правила составления сбалансированного рациона. Прошлое, настоящее и будущее пищи. Приготовление пищи, режим питания. Рекомендуемые продукты-вкусно и полезно. Нерекомендуемые продукты- ненужный баласт. Калорийность рациона и БЖУ- баланс. Примерное меню на день. Здоровые пищевые привычки : какпривить.

Тема 2.4Соц опрос «А вы боитесь нитратов?»

Тема 2.5 Растения- медики Природные энергетики, вкусные цветы, лекарственные растения.

Тема 3 Вредные привычки

Тема 3.1 Виды зависимостей и как оградить себя от них Причины возникновения зависимостей; что делать, если у близкого человека зависимость.

Тема 3.2Табакокурение. Курительные смеси и их влияние на организм. Заменители сигареты – польза или вред?

Тема 3.3 Алкоголизм, Последствия, предотвращение зависимости .

Тема 3.4 Наркотики. Виды наркотиков и их последствия

Тема 4 Активный образ жизни. Понятие физической активности; Норма ежедневной физической активности; Мифы о физической активности; Физическая активность умеренной и высокой интенсивности; Физическая активность в зависимости от возрастной категории; Физическая активность и питание;

Тема 5: тайм-менеджмент для здоровья. Для освещения данной темы рекомендуется привлечение психологов, неврологов, сомнологов, кардиологов, спортсменов и действующих тренеров вашего региона. Специалисты должны донести до целевой аудитории следующую информацию: Что такое режим дня и для чего он необходим; Грамотное планирование дня в зависимости от возрастной группы; Режим труда и отдыха как основа здорового образа жизни; Тайм-менеджмент – залог твоего личногоуспеха;

Тема 6: стресс и его профилактика. Для освещения данной темы рекомендуется привлечение психологов, психотерапевтов, неврологов, сомнологов вашего региона. Специалисты должны донести до целевой аудитории следующую информацию: Понятие стресса, виды и причины его появления; Симптоматика при стрессе; Методы лечения и профилактика стресса; Сон и стресс; Причины нарушения сна; Профилактика здорового сна; Что дает организму здоровый сон и почему так важно следить за ним; Организациясна.


Модуль 4 Оказание первой медицинский помощи (30 часов)

Тема 1Первая помощь: спаси чужую жизнь

Тема 2 Первая помощь при ожогах, обморожении Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи

Тема 3 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказаниюпомощи

Тема 4 Первая помощь при отравлении Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи

Тема 5 Первая помощь при укусах животных, насекомых Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи

Тема 6 Первая помощь при переломах, кровотечении Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи

Тема 7 Первая помощь при инсультах, инфарктах Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи

Тема 8 Помощь при отравлении угарным газом, электрическим током Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи

Тема 9 Практическая работа «Сохраняя жизнь» Причины возникновения, алгоритм действия, практические навыки по оказанию помощи


Модуль 5 Волонтерская помощь медицинским организациям (22 часа)

Тема 1 Медицинские организации и врачебная деятельность. Структура и особенности работы системы здравоохранения РФ и медицинских учреждений.

Тема 2 Правила поведения и техника безопасности, непредвиденные ситуации . Основные правила работы с медицинскимоборудованием.

Тема3Экскурсииворганизациисистемыздравоохранения. Организация ознакомительных экскурсий, практическойдеятельности.

Тема 4 «Помоги красному кресту». Регистрация и навигация пациентов, работа на медицинском посту, работа с документацией, подготовка медицинских кабинетов и оборудования, осуществление ухода и кормления больных, организация досуговой деятельности.


Заключительное занятие:отчет о проведённых мероприятиях за год (волонтерские акции, фитнес-уроки, общешкольные и уличные зарядки, танцевальные и спортивные флешмобы, турниры и состязания, викторины, опросы, конкурсные программы)


Планируемые результаты


Метапредметные:

- будутформированы первичные организаторские умения и навыки;

- развиты коммуникативные качества, умения работать в команде;

- развита уверенность в себе.

- дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств.


Предметные:

- знать историю и суть медицинского добровольчества;

- знать нормативно-правовую основу волонтерской деятельности,

- знать формы и направления волонтерской деятельности в России,

- знать формы профилактики и пропаганды ЗОЖ,

- знать структуру совместного и сетевого мероприятия,

- получат возможность познакомиться с медициной изнутри.


Личностные:

- приобретут социально-значимый опыт;

- повысят свою социальную активность;

- расширят сферы деятельности и освоят новые виды деятельности;

- разовьют свои организаторские способности, творческий потенциал и

лидерские качества каждого;

- увлекуться идеями добра и красоты, духовного и физического

совершенствования.


Условия реализации программы

    1. Материально- техническоеобеспечение

Для организации работы в лаборатории созданы необходимые материально- технические условия



Помещение

Применение

Материальная база

1

2

3

Кабинеты

Проведение теоретических занятий

Материальная база школы

Дворовая территория

центра

Исследовательская деятельность; Проведение подвижных игр на воздухе, спартакиад, спортивных состязаний, зарядок, флеш-мобов

Материальная база школы

Актовый

зал

Массовые мероприятия,акции

Материальная

школы

база

Зал для

проведения

конференций

Проведение информационных встреч, лекториев, круглыхстолов

Материальная школы

база

Экологическая лаборатория

Проведение научных исследований по ЗОЖ

Материальная школы

база

Игровая комната

Организация деятельности

досуговой

Материальная школы

база


    1. Информационные ресурсы: комплектация научно-методической копилки специальной литературы по различным направлениям: здоровьесберегающей, досуговой, социально-значимой деятельности учащихся.

  • разработка системы диагностики результатов работы объединения, системы подведения итогов,рефлексии;

  • формирование пакета диагностическихметодик.

  • сеть интернет, выход на сайтучреждения

-образовательные фильмы, видиолекции

-набор методических рекомендаций по организации медико-волонтерской деятельности.


Формы аттестации:

Для определения ожидаемого результата на основании положения об аттестации проводится входящий контроль (сентябрь), промежуточный контроль (декабрь) и итоговая аттестация воспитанников.

Данный контроль позволяет педагогу и учащимся увидеть результаты своей деятельности, что создаёт хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции.

Контроль проводится в следующих формах:,) , промежуточный для 1-го года обучения: Приложение №1, итоговый для 1-го года обучения: Приложение№2). Участие в коллективно-значимых делах, презентация «Волонтёрской книжки» (Учащиеся предоставляют индивидуальные творческие отчеты о проделанной работе за год и их презентуют), прохождение тестирования на выявление уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Руководитель проводит награждение благодарственными письмами самых активных членов волонтерского отряда и волонтеров- медиков в совместных мероприятиях.


Оценочные материалы Практические работы, материалы проверочных работ, оценочные материалы социально-значимых проектов, конкурсы. Методика оценки уровня выраженности социальной активности волонтеров


Методические материалы

      1. Конспектызанятий,

      2. методические рекомендациипо организации медико-волонтерской деятельности

      3. Научная литература по медицине издравоохранению

      4. Методические материалы с опытом работы в сфере медицинского волонтерства.


Наглядности:

  • плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни.

  • видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальныхявлений.

  • раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных и привлеченных ресурсов, а также предоставленные партнерами города).

  • методические карточки станционных игр итренингов,

  • информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов (из методической копилкиЦДТ).

Методики и технологии

Использование теоретического материала и практических методик в реализации программы по развитию волонтерской деятельности в области медицины. Использование опыта работы ВОД «Волонтеры медики» края и страны, изложенных в методической литературе, а также полученного во время краевых семинаров и обучения в выездных краевых школах Организация рабочих встреч по обмену опытом между организаторами волонтерских отрядов школ, ВУЗов и ССУЗов по медицинскому профилю. Обучение методикам проведения современных форм мероприятийпопрофилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.


Педагогические технологии.


Методы обучения:

    • Индивидуальные

    • Групповые

    • Индивидуально-групповые

    • Фронтальные


Педагогические технологии:

1) Технологии коллективно-творческой деятельности Участие в мероприятиях, акциях, где учащиеся учатся сплочённой работе в коллективе, планируют свою деятельность, за счёт этого создаётся психологический комфорт вколлективе.

2)ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)способствуют повышению эффективности и качества процесса обучения, активности познавательной деятельности в области естественных наук. ИКТ используется:

-для обеспечения наглядности во время проведения занятий (презентации, видеоролики, образовательные видео-фильмы);

-дляобработкиинформации(фотоивидео-изображений,обработкианкет);

-как средство хранения информации (базы данных объединения, методические разработки фото- и видеоархивы)

3) Личностно-ориентированная технология. Ориентирование на свойства личности ребенка, формирование и развитие в соответствии со способностями, интересами, создание ситуации успеха, создание условий для самореализации личности каждогоребенка.

4) Технологии социального проектирования. Данная технология стимулирует интерес детей к обучению через организацию их самостоятельной социально-значимой деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. В работе объединения метод проектов используется для развития лидерских качеств, коммуникативных навыков общения, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.


Рабочие программы (модули курсов, дисциплин)-программа образовательного курса «Развитие сети медицинскогодобровольчества

«Медицина объединяет».




Методическая литература:


  1. Российская Федерация. Законы. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» : Федеральный закон от 11 августа 1995г.

№ 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014). : [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа

:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162618/– (Датаобращения

: 04.04.2015)


  1. Российская Федерация. Законы. «О добровольчестве (волонтерстве)» : проект Федерального закона от 11.01.2013 N 300326-6 // Собрание законодательства РФ.- 2013. - N 28. - ст.3194.


  1. Албегов Ф. Г. Волонтеры как внутренний ресурс социального развития местного социума (на примере г. Ярославля) / Ф. Г. Албегов// Социальная политика в условиях модернизации российского общества: концепции развития и практика реализации: сборник статей науч.-практ. конференции с междунар. участием (14-15 ноября 2011 г.) / М-во образования и науки РФ ; Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова ; под ред. И. Ф. Албеговой. – Ярославль, 2011. – С.8-10.


  1. Анализ психологических особенностей современных волонтеров : монография / В.В. Семикин и др.; Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена [и др.]. – СПб. : Копи-Р Групп, 2014. – 55с.


  1. Арсеньева Т. Н. Волонтерское движение в России как уникальный ресурс системной поддержки здорового образа жизни молодежи / Т. Н. Арсеньева // Волонтер. – 2012. – № 1-2. – С.74-77.


  1. Богданова Е. В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов / Е. В. Богданова; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 156с.


  1. Бодренкова Г. П. Привлечение труда добровольцев как одно из направлений государственной поддержки социально ориентированных организаций / Г. П. Бодренкова // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2013. –№ 4 (60). – С.97-108.


  1. Волонтерское движение: проблемы и перспективы : материалы Межрегион. заочной науч.-практ. конф. (Бийск, 30 нояб. 2012 г.) / М-во образования и науки РФ, Алтайская гос. акад. образования им. В. М. Шукшина; [отв. ред.: Н. И. Беляева]. – Бийск: АГАО им. В. М. Шукшина, 2012. – 305с.


  1. Гуменная. А. Н. Влияние добровольчества на формирование ценностных ориентаций молодежи / А. Н. Гуменная // Социальные технологии, исследования. – 2011. – № 4. – С.61-65.


  1. Добровольчество : перспективы развития в регионе : материалы науч.- практ. конф. (29 нояб. 2013 г.) / Упр. внутренней политики Липецкой обл., Центр развития добровольчества. – Липецк : ЛГТУ, 2013. – 111с.


  1. Ермаченко Н. А. Организация волонтерских отрядов по профилактике зависимостей и пропаганде здорового образа жизни / Н. А. Ермаченко, В. А. Середа // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2014. –№ 1(63).

– С. 102-107.


  1. Крутицкая Е. В. Сценарии волонтерских проектов. Механизм самоорганизации волонтерских групп / Е. В. Крутицкая и др. // Волонтер. – 2012. – № 3-4. – С.23-36.


  1. Кузьменко И. В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / И. В. Кузьменко, О. В. Баркунова // Вестник Томского гос. пед. университета. - 2012. – № 8. – С.88-91.


  1. Лаврентьев А. В. Методика оценки уровня выраженности социальной активности волонтеров / А. В. Лаврентьев, М. Т. Анашкина // Волонтер. – 2014. – № 4(12). – С.6-19.


  1. Молодежное волонтерское антинаркотическое движение: опыт, проблемы и пути их решения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. в рамках Молодежного антинаркотического волонтерского форума (Уфа, 29 мая 2014 г.) / Администрация гор. окр. г. Уфа Респ. Башкортостан [и др.]. – Уфа : БИСТ (фил.) АТиСО, 2014. – 405с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!