СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Волшебство умелых ручек"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебство умелых ручек» художественной направленности разработана для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Волшебство умелых ручек"»

Управление образования администрации Губкинского городского округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «НеШкола»





РАССМОТРЕНА

на заседании

педагогического совета

протокол от

___________20 г., №____

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБУДО «Центр дополнительного образования «НеШкола»

от ___________ г., №_________





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебство умелых ручек»


художественная направленность






Объем обучения: 144 часа

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория: 7- 15лет







Разработчик программы:

Конарева Алла Михайловна, педагог дополнительного образования










г. Губкин, 2024

Пояснительная записка

Художественное творчество – одна из важнейших областей развития духовной жизни. Творческая деятельность объединяет в себе познание мира

Творческая работа способствует гармоничному развитию ребенка, воспитывает в нем трудолюбие, учит работать в коллективе. Всё это отвечает духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяет их тягу к познанию, художественному творчеству.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебство умелых ручек» разработана педагогом дополнительного образования Конаревой А.М., 2024 год. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020).

  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 г. Москва "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Программа «Волшебство умелых ручек» составлена с учётом педагогического опыта автора и анализа литературы:

  1. «Полный курс современного рукоделия». – Минск: Харвест, 2007.

  2. «Кружок вязания крючком». Еременко Т.И.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  3. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах». - М.,1978.

  4. «Рукоделие в начальных классах». – М.,1984.

Дафтер Х. «Учимся вышивать шёлковыми ленточками». – М., 2009


Актуальность программы. В системе творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия по созданию изделий из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу - силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Таким образом развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Педагогическая целесообразность. Занятия прикладными видами творчества, которые предлагает, в частности, данная программа, решают задачи создания оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей детей младшего и среднего школьного возраста с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Направленность программы: художественная.

Особенности реализации программы. Данная программа дает возможность каждому учащемуся попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Умение работать с разными материалами дает возможность использовать в различных видах деятельности одни и те же приемы, технологию обработки материалов. Разнообразие видов деятельности и материалов, использованных для работы, позволяет педагогу удерживать интерес детей на протяжении всего учебного года, а ребенку набраться опыта и знаний в различных областях художественного творчества.

Целевая аудитория: обучающиеся 7-15лет. Несмотря на то, что группы формируются разновозрастные, занятия могут быть интересны всем учащимся за счёт дифференцированных заданий и индивидуального подхода.

Программа может быть использована при работе со следующими категориями обучающихся:

  • дети-инвалиды;

  • дети с ограниченными возможностями здоровья;

  • дети с особыми образовательными потребностями (одаренные

обучающиеся).

Программа может служить основой для разработки индивидуального учебного плана или индивидуального образовательного маршрута.

Программа может использоваться при сетевой форме реализации программы.

Программа может быть использована для обучения детей с разным уровнем начальной подготовки

Язык обучения: русский.

Психолого-педагогическая характеристика.

В младшем школьном возрасте ребенок формируется всесторонне. Это период, когда нужно формировать полноценные качества личности, это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Не менее полезна данная программа и для детей среднего школьного возраста, для которого характерно стремление решать проблемные ситуации, находить сходства и отличия, определять причину и следствие. Программа «Волшебство умелых ручек» предоставляет такие возможности.

Уровень программы: ознакомительный.

Объём: 144 часа.

Срок освоения программы: 1 год, 36 недель.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся в группах по 12 человек 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут). Состав групп - постоянный. Занятия проходят в светлом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном необходимой мебелью (столами, стульями, шкафами), раздаточными материалами. Обязательными условиями при проведении занятий являются:

- строгое соблюдение требований техники безопасности;

- смена деятельности через каждые 10 минут, обязательное соблюдение индивидуального режима работы;

- проведение медикопрофилактических процедур (динамических пауз, пальчиковой гимнастики, массажа (самомассажа) рук и т.п.);

- педагог обеспечивает обстановку эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса педагога), способствует созданию ситуации успеха для каждого ребёнка.

Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности детей, базисные знания, умения и навыки учащихся, предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей учащихся посредством декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

обучающие:

- сформировать необходимые представления о декоративно-прикладном искусстве;

- познакомить с различными видами продуктивной творческой деятельности, такими как тестопластика, вязание крючком, мягкая игрушка, вышивка лентами.

- формировать трудовые yмения и навыки, познавательную активность и потребность постоянно пополнять свои знания;

- выработать навыки применения полученных знаний в самостоятельной практической деятельности;


воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к традиционной народной культуре;

- формировать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

- формировать интерес к творческому труду и работе на конечный результат;

- воспитывать у детей адекватное отношение к себе и окружающим и общую культуру поведения;

коррекционно-развивающие:

- развивать творческий потенциал личности (фантазию, воображение, образное мышление и т.д.) и художественно-эстетический вкус детей;

- формировать рефлексивные и коммуникативные навыки;

-развивать социальные и коммуникативные навыки: навыки совместной деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения работать в небольшом коллективе, придерживаться социальных правил;

-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую и крупную моторику, развивать глазомер;

-развивать способность выполнять инструкцию педагога, действовать по показу, образцу, сосредоточиться на задании и целенаправленно его выполнять.


Планируемые результаты обучения:

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство умелых ручек» запланировано достижение следующих результатов:

  1. предметных:

• имеют мотивацию к получению знаний и умений по различным видам декоративно-прикладного творчества;

• знают историю возникновения и развития изученных техник декоративно-прикладного творчества;

• знают правила безопасного обращения с инструментами ручного труда, технологию выполнения изделий в освоенных ими техниках продуктивной творческой деятельности;

• умеют самостоятельно находить в различных источниках информацию и использовать в процессе выполнения изделий в различных видах декоративно-прикладного творчества;

• умеет применять полученные знания и навыки в практической деятельности;

2. личностных:

• учащиеся демонстрируют общительность и эмпатию, включенность в социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе освоения программы;

• проявляют уверенность в себе, самостоятельность и аккуратность;

• учащиеся заинтересованы в творческом труде и работе на конечный результат;

• у учащихся сформировано адекватное отношение к себе и окружающим;

• учащиеся обладают навыками общей культуры поведения;

• имеют основы социально ценных личностных и нравственных качеств:

трудолюбие, организованность, усидчивость, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

  1. коррекционно-развивающих:

• обучающиеся сосредоточены на задании и целенаправленно его выполняют, выполняют инструкцию педагога, действуют по показу, по образцу, выполняют задание и не отвлекаются;

• обучающиеся с помощью взрослого оценивают результаты своей работы, стараются понять каждое поставленное задание, осмысленно относятся к учебному процессу и результату своей работы;

• у обучающихся сформированы бытовые навыки, необходимые в учебной ситуации, они знают социальные правила и стараются придерживаться их.




Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/контроля

1.

Введение в дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Волшебство умелых ручек»

2

блиц-опросы, беседы, выставки

2.

Тестопластика

26

выставка работ

3.

Вязание крючком

44

выставка работ

4.

Мягкая игрушка

40

выставка работ

5.

Вышивка лентами

30

выставка работ

6.

Итоговое занятие «Наши успехи».

2

выставка работ


Итого

144



Учебно-тематический план

п/п

Разделы и темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

1.

Введение в дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Волшебство умелых ручек».

2

1

1

блиц-опрос, педагогическое наблюдение,

2.

Тестопластика.

26

6

20


2.1.


История развития искусства тестопластики.

2


1


1


устный опрос

2.2.

Основные приёмы лепки из теста. Окрашивание теста.

4

1

3

блиц-опрос, педагогическое наблюдение, беседа

2.3.

Лепка простых элементов.

4

1

3

педагогическое наблюдение

2.4.

Лепка простых элементов.

Изготовление подсвечника.

4

1

3

педагогическое наблюдение, анализ детских работ

2.5.

Изготовление изделий на основе. Подбор основы для различных видов изделий.

2

1

1

педагогическое наблюдение

2.6.

Изготовление изделий на основе. Карандашница.

4

-


4

коллективный анализ работ, мини-выставка

2.7.

Лепка фигур людей.

2


1


1


педагогическое наблюдение

2.8.

Лепка фигур людей. Роспись лицевой части.

4


-

4


анализ работ детей, мини-выставка. Мониторинг усвоения раздела (приложения 1,2)

3.

Вязание крючком.

44

8

36


3.1.

История возникновения промысла. Назначение вязаных вещей в домашнем обиходе.

2

1

1

опрос по теме


3.2.

Основные приёмы вязания крючком.

4

2

2

педагогическое наблюдение

3.3.

Вязание изделий геометрической формы. Круг, квадрат

4

-

4

педагогическое наблюдение, мини-выставка

3.4.

Вязание изделий геометрической формы. Овал.

4

-

4

педагогическое наблюдение, мини-выставка

3.5.

Вязание узорного полотна. Правила чтения схем.

4


2


2


блиц-опрос, работа по карточкам

3.6.

Обработка ткани для обвязывания.

2


1


1


педагогическое наблюдение

3.7.

Вязание узорного полотна (обвязывание платочка).

4

-

4


педагогическое наблюдение, мини-выставка

3.8.

Изготовление тапочек.

8

1

7

педагогическое наблюдение, мини-выставка

3.9.

Вязаная игрушка. Выполнение игрушки «Змейка».


2


1


1

блиц-опрос, педагогическое наблюдение

3.10.

Выполнение игрушки «Змейка». Вязание деталей.

2


-

2

педагогическое наблюдение

3.11.

Выполнение игрушки «Змейка». Вязание деталей и оформление работы.

2

-

2

выставка работ,

самоанализ

3.12.

Творческая работа по выбору учащихся.

2


-

2


педагогическое наблюдение

3.13.

Творческая работа по выбору учащихся. Вязание деталей.

2


-


2


педагогическое наблюдение

3.14.

Вязание деталей и оформление работы.

2

-

2

выставка, мониторинг усвоения раздела

4.

Мягкая игрушка.

40

8

32


4.1.

История народной игрушки.

2

2

-

викторина

4.2.

Изготовление куклы-скрутки.

4

1

3

выставка работ

4.3.

Основные виды швов. Правила кроя деталей.

4

1

3

работа по карточкам

4.4.

Сборка и оформление игрушек.

4

1

3

педагогическое наблюдение, устный опрос

4.5.

Объёмные игрушки из меха. Игрушка «Мячик».


4


1


3

блиц-опрос, выставка работ

4.6.

Игрушка «Медвежонок». Технология изготовления.

2


1


1


блиц-опрос, педагогическое наблюдение

4.7.

Изготовление и оформление игрушки.

4

-

4

педагогическое наблюдение, выставка

4.8.

Игрушка «Гномик». Технология изготовления.

4


1


3


блиц-опрос, педагогическое наблюдение

4.9.

Изготовление и оформление игрушки «Гномик».

4


-


4

выставка

4.10.

Творческая работа по выбору учащихся. Изготовление деталей.

4


-


4


педагогическое наблюдение

4.11.

Сборка деталей и оформление игрушки.

4

-

4

выставка, мониторинг освоения раздела

5.

Вышивка лентами.

30

7

23


5.1.

История вышивки. Общая технология вышивки.

2

1

1

устный опрос, педагогическое наблюдение

5.2.

Основные стежки.

4

1

3

педагогическое наблюдение

5.3.

Техника вышивки и рисунок.

2

1

1

блиц-опрос, педагогическое наблюдение

5.4.

Панно «Жостовский букет». Начало работы.

4

2

2

блиц-опрос, педагогическое наблюдение

5.5.

Изготовление панно «Жостовский букет».

4

-

4

педагогическое наблюдение.

5.6.

Изготовление панно и оформление картины.

4

-

4

выставка

5.7.

Изготовление картины «Цветок папоротника».

4

1

3

педагогическое наблюдение

5.8.

Оформление картины «Цветок папоротника».

2

-

2

выставка

5.9.

Изготовление картины «Ветка рябины».

2

1

1

педагогическое наблюдение

5.10.

Изготовление и оформление картины «Ветка рябины».

2

-

2

выставка, мониторинг освоения раздела

6.

Итоговое занятие «Наши успехи».

2

1

1

выставка работ


Итого:

144

31

113




Содержание программы


1. Введение в дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Волшебство умелых ручек», 2 ч

Теория: ознакомление с планом и режимом работы на учебный год; материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы на первом году обучения; техника безопасности труда; свойства материалов, перспективы творческого роста: демонстрация работ детей предыдущих годов обучения.

Практика: выполнение тренировочных упражнений на развитие творческого мышления.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за развитием познавательных интересов, блиц-опрос по правилам техники безопасности.

2. Тестопластика, 26 ч

2.1. История развития искусства тестопластики.

Теория: знакомство с понятием «тестопластика», рецептами приготовления солёного теста; отличительные особенности работы с солёным тестом, основные этапы работы.

Практика: приготовление теста, тренировочные упражнения по работе с тестом.

Текущий контроль: устный опрос по усвоению темы, педагогическое наблюдение; учащиеся демонстрируют знание рецептуры приготовления соленого теста для лепки, умения замесить тесто и использовать его для создания отдельных элементов, а также умение смонтировать их в общую композицию (приложение 8).

2.2. Основные приёмы лепки из теста. Окрашивание теста.

Теория: знакомство с основными приёмами лепки из теста (катание шариков, раскатывание теста в пласт, катание колбасок, вырезание элементов по шаблону, нанесение рисунка, создание фактуры поверхности, соединение деталей); условия хранения; правила сушки; инструктаж по технике безопасности; два способа окрашивания теста.

Практика: изготовление из теста закладки с использованием основных приёмов лепки; приготовление окрашенного теста вторым способом.

Текущий контроль: блиц-опрос по технике безопасности, педагогическое наблюдение; учащиеся демонстрируют знание основных приёмов лепки из теста, двух способов окрашивания теста, умения использования основных приёмов лепки при изготовлении закладки (приложение 8).

2.3. Лепка простых элементов.

Теория: знакомство со свойствами теста, стилизацией простых форм. Технология выполнения простых элементов.

Практика: тренировочные упражнения на выполнение мелких орнаментальных деталей.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями по выполнению мелких орнаментальных деталей: жгутиков, барашков, тонких косичек, рюшей, лепесточков, листиков и т.д. (приложение 8).

2.4. Лепка простых элементов. Изготовление подсвечника.

Теория: знакомство с технологией изготовления подсвечника.

Практика: изготовление подсвечника с использованием мелких орнаментальных деталей.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями по изготовлению подсвечника, учащиеся демонстрируют умения использования мелких орнаментальных деталей; анализ детских работ.

2.5. Изготовление изделий на основе. Подбор основы для различных видов изделий.

Теория: ознакомление с технологией изготовления крупных фигур на основе.

Практика: подбор основы для различных видов изделий: фольга, плотный картон, хорошо высушенное тесто необходимой формы, предметы домашнего быта (керамическая, стеклянная посуда).

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют знание технологии изготовления фигур на основе, умения по подбору основы для различных видов изделий (приложение 8).

2.6. Изготовление изделий на основе. Карандашница.

Практика: изготовление карандашницы на основе стеклянного стакана.

Текущий контроль: коллективный анализ работ, учащиеся демонстрируют знание технологии изготовления фигур на основе, мини-выставка изготовленных детьми карандашниц.

2.7. Лепка фигур людей.

Теория: знакомство с инструментами и приспособлениями; технологией изготовления фигуры человека из теста; отличительными особенностями конструирования женской и мужской фигуры из теста.

Практика: лепка женской и мужской фигуры.

Текущий контроль: блиц-опрос по теме занятия, учащиеся демонстрируют знание инструментов и приспособлений, технологии изготовления фигуры человека из теста, умение лепки женской и мужской фигуры; коллективный анализ работ.

2.8. Лепка фигур людей. Роспись лицевой части.

Практика: лепка женской и мужской фигуры; роспись лицевой части.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют умение лепки женской и мужской фигуры, росписи лицевой части (приложение 8); мини-выставка детских работ.

Текущий контроль: выставка работ.

Промежуточный контроль: мониторинг усвоения раздела (приложения 1,2,9)

3. Вязание крючком, 44 ч

3.1. История возникновения данного промысла. Назначение вязаных вещей в домашнем обиходе.

Теория: ознакомление с историей возникновения данного промысла, демонстрация вязаных изделий; назначение вязаных вещей в домашнем обиходе; знакомство с материалами и инструментами для вязания крючком, техникой безопасности.

Практика: подбор материалов и инструментов для работы.

Текущий контроль: беседа по технике безопасности, опрос по усвоению темы занятия.

3.2. Основные приёмы вязания крючком.

Теория: знакомство с основными приёмами вязания крючком: образованием первой петли, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, образование колечка, вязание по кругу.

Практика: тренировочные упражнения по отработке приёмов вязания крючком.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями по освоению основных приёмов вязания крючком (приложение 8).

3.3. Вязание изделий геометрической формы. Круг, квадрат.

Практика: выполнение прихваток на основе круга, квадрата.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями по освоению навыков выполнения прихваток на основе круга, квадрата (приложение 8). Мини-выставка выполненных работ.

3.4. Вязание изделий геометрической формы. Овал.

Практика: вязание подставки под горячее овальльной формы.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями по освоению навыков выполнения прихваток на основе овала (приложение 8). Мини-выставка выполненных работ.

3.5. Вязание узорного полотна. Правила чтения схем.

Теория: знакомство с условными обозначениями вязания крючком; правила чтения схем; способы обработки ткани для обвязывания крючком.

Практика: подготовка материалов для работы, обработка краёв ткани для обвязывания, выбор узора.

Текущий контроль: блиц-опрос по теме занятия, работа по карточкам (чтение схем)

3.6. Обработка ткани для обвязывания.

Теория: ознакомление со способами обработки ткани для обвязывания крючком.

Практика: обработка краёв ткани для обвязывания.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями по освоению навыков обработки ткани для обвязывания (приложение 8).

3.7. Вязание узорного полотна (обвязывание платочка).

Практика: выбор узора каймы, обвязывание платочка.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями по обвязыванию платочка (приложение 8), мини-выставка детских работ.

3.8. Изготовление тапочек.

Теория: лекция о месте вязаной одежды в гардеробе современного человека; ознакомление с технологией вязания тапочек.

Практика: изготовление тапочек, декорирование готовых изделий.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют знание технологии изготовления и декорирования тапочек (приложение 8); мини-выставка детских работ.

3.9. Вязаная игрушка. Выполнение игрушки «Змейка».

Теория: ознакомление с последовательностью изготовления объёмной игрушки; объяснение поэтапного выполнения игрушки «Змейка».

Практика: подбор материалов для работы, начало вязания.

Текущий контроль: блиц-опрос по теме занятия, педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют умения по подбору материалов для изготовления игрушки «Змейка», показывают начало работы (приложение 8).

3.10. Выполнение игрушки «Змейка». Вязание деталей.

Практика: вязание деталей игрушки.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями по изготовлению деталей (приложение 8).

3.11. Выполнение игрушки «Змейка». Вязание деталей и оформление работы.

Практика: вязание деталей игрушки, их соединение и оформление работы.

Текущий контроль: выставка работ, коллективный анализ.

3.12. Творческая работа по выбору учащихся.

Практика: подбор материалов, начало работы.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями учащихся на начальном этапе выполнения игрушки (приложение 8).

3.13. Творческая работа по выбору учащихся. Вязание деталей.

Практика: вязание деталей игрушки.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями учащихся при выполнении деталей игрушки (приложение 8).

3.14. Вязание деталей и оформление работы.

Практика: вязание деталей игрушки, их соединение и оформление работы.

Текущий контроль: выставка детских работ.

Промежуточный контроль: мониторинг усвоения раздела (приложения 3, 4, 9)

4. Мягкая игрушка, 40 ч

4.1. История народной игрушки.

Теория: беседа об истории народной игрушки, анализ образцов; виды тряпичных кукол, их назначение; связь материала, формы, оформление народной игрушки.

Текущий контроль: викторина по народным куклам (приложение 5).

4.2. Изготовление куклы-скрутки.

Теория: история создания сувенира и его назначение; объяснение последовательности выполнения куклы-скрутки.

Практика: подбор материалов, изготовление куклы.

Текущий контроль: выставка детских работ.

4.3. Основные виды швов. Правила кроя деталей.

Теория: знакомство с видами ручных швов, используемых для сшивания деталей игрушки и обработки ткани: шов вперёд иглу, шов за иглу, стебельчатый шов, петельный шов; техника безопасности труда.

Практика: выполнение тренировочных упражнений на закрепление основных видов швов, раскрой деталей.

Текущий контроль: работа по карточкам (определить вид шва по графическому изображению, показать, как он выполняется)

4.4. Сборка и оформление игрушек.

Теория: знакомство с технологией сборки и оформления мягких игрушек; использование каркасных конструкций для изготовления мягких игрушек, материалов для набивки; характерные особенности при оформлении животных, людей: глаза, нос, выступающая часть мордочки у животных.

Практика: выполнение эскизов лицевой части к различным игрушкам (зайчик, медведь, жираф, львёнок и т. д.) с передачей характера.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют знания технологии сборки и оформления мягких игрушек; выполняют эскизы лицевой части к различным игрушкам (приложение 8); устный опрос по теме занятия.

4.5. Объёмные игрушки из меха. Игрушка «Мячик».

Теория: знакомство с правилами раскроя меха, анализ образцов меховых игрушек, обобщение знаний по сборке и оформлению игрушек; ознакомление с технологией поэтапного выполнения игрушки «Мячик».

Практика: подбор материалов, изготовление игрушки.

Текущий контроль: блиц-опрос по теме занятия, выставка работ.

4.6. Игрушка «Медвежонок». Технология изготовления.

Теория: ознакомление с технологией поэтапного выполнения игрушки «Медвежонок».

Практика: подбор материалов по фактуре и цвету, раскрой деталей из меха.

Текущий контроль: блиц-опрос по теме занятия, педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют знание технологии изготовления игрушки «медвежонок», умения по подбору материалов по фактуре и цвету, раскрою деталей из меха (приложение 8).

4.7. Изготовление и оформление игрушки «Медвежонок».

Практика: сметывание, сшивание деталей, набивка формы, оформление игрушек.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют умения, связанные со сметыванием, сшиванием деталей, набивкой формы, оформлением игрушек (приложение 8); выставка детских работ.

4.8. Игрушка «Гномик». Технология изготовления.

Теория: ознакомление с особенностями технологии поэтапного выполнения игрушки «Гномик».

Практика: подбор материалов по фактуре и цвету, раскрой деталей.

Текущий контроль: блиц-опрос по теме занятия, педагогическое наблюдение (приложение 8).

4.9. Изготовление и оформление игрушки «Гномик».

Практика: сметывание, сшивание деталей, набивка формы, оформление игрушек.

Текущий контроль: выставка детских работ.

4.10. Творческая работа по выбору учащихся. Изготовление деталей.

Практика: подбор материалов по фактуре и цвету, раскрой деталей.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями учащихся (приложение 8).

4.11. Сборка деталей и оформление игрушки.

Практика: сметывание, сшивание деталей, набивка формы, оформление игрушек.

Текущий контроль: выставка детских работ.

Промежуточный контроль: викторина «Мир мягкой игрушки» (приложение 6,9)

5. Вышивка лентами, 30 ч

5.1. История вышивки. Инструменты и материалы.

Теория: ознакомление с историей вышивки лентами; вышивка лентами как новый, увлекательный и очень красивый вид творчества; актуальность собственноручного декорирования; материалы и инструменты: виды лент, их рабочая длина, иглы, ножницы, пяльцы и другие принадлежности для вышивания; техника безопасности.

Практика: изготовление футляра для швейных принадлежностей.

Текущий контроль: устный опрос по теме занятия, педагогическое наблюдение за действиями учащихся (приложение 8).

5.2. Основные стежки.

Практика: отработка навыков выполнения стебельчатых стежков, французских узелков, ленточных стежков, розы-паутинки, полупетли с прикрепом, махровой розы, петельного стежка и др.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют умения и навыки выполнения стебельчатых стежков, французских узелков, ленточных стежков, розы-паутинки, полупетли с прикрепом, махровой розы, петельного стежка (приложение 8).

5.3. Техника вышивки и рисунок.

Теория: особенности укладки стежка, экономичное использование атласной ленты, выбор цвета, создание фона.

Практика: тренировочные упражнения на отработку техники вышивки.

Текущий контроль: блиц-опрос, педагогическое наблюдение за степенью овладения учащимися техникой вышивки при выполнении тренировочных упражнений (приложение 8).

5.4. Панно «Жостовский букет». Начало работы.

Теория: ознакомление с особенностями жостовской вышивки; закрепление знаний по технике вышивки; объяснение последовательности выполнения панно.

Практика: подбор материалов, начало работы над панно.

Текущий контроль: блиц-опрос по теме занятия, педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют знания особенностей жостовской вышивки (приложение 8).

5.5. Изготовление панно «Жостовский букет».

Практика: изготовление панно «Жостовский букет»: выполнение стежков согласно выбранной композиции.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют умения выполнения стежков согласно выбранной композиции (приложение 8).

5.6. Изготовление панно и оформление картины «Жостовский букет».

Практика: завершение укладки стежков согласно выбранной композиции, оформление работы.

Текущий контроль: выставка детских работ.

5.7. Изготовление картины «Цветок папоротника».

Теория: знакомство с народным преданием о цветке папоротника; объяснение последовательности выполнения картины.

Практика: подбор материалов, начало работы над картиной.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, учащиеся демонстрируют знания технологии изготовления картины, последовательности этапов, умения, связанные с подбором материалов для работы (приложение 8).

5.8. Оформление картины «Цветок папоротника».

Практика: завершение работы над картиной, оформление работы.

Текущий контроль: выставка детских работ, самоанализ.

5.9. Изготовление картины «Ветка рябины».

Теория: объяснение последовательности изготовления картины.

Практика: выполнение картины «Ветка рябины».

Текущий контроль: педагогическое наблюдение за действиями учащихся при выполнении картины (приложение 8).

5.10. Оформление картины «Ветка рябины».

Практика: завершение работы над картиной, оформление работы.

Текущий контроль: выставка детских работ.

Промежуточный контроль: мониторинг усвоения раздела (приложение 7, 9)

6. Итоговое занятие «Наши успехи», 2 ч

Теория: подведение итогов работы за прошедший учебный год.

Практика: оформление выставки.

Промежуточный контроль: итоговая выставка работ.


Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Волшебство умелых ручек»

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий в неделю

1 год

сентябрь

май

36

144

2 раза по 2 часа




Организационно-педагогические условия реализации программы


Запланированная работа по программе предъявляет повышенные требования к охране жизни и здоровья детей. Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Каждый ребёнок должен быть обеспечен необходимыми для работы материалами, инструментами, приспособлениями.

В процессе реализации программы занятия строятся следующим образом:

1-й этап – организационно-подготовительный и диагностический.

2-й этап – конструирующий, состоящий из основного и систематизированного.

3-й этап – итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.

Для более эффективной реализации данной программы используются следующие педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества;

- личностно-ориентированная технология;

- технология проектной деятельности;

- технология коллективно-творческой деятельности;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии.

Проведение динамических пауз и физкультминуток на занятиях необходимы, так как они играют особую роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении занятия и в развитии положительных эмоций и чувств детей. В течение занятий дети несколько раз меняют положение тела. Это снимает статическое напряжение и предупреждает формирование неправильной осанки. Для профилактики нарушения зрения деятельность учащихся строится в режиме «зрительных горизонтов».

Выполняя разнообразные задания по изготовлению поделок, учащиеся работают в темпе, который они определяют сами. Всё зависит от природных данных, от эмоционального состояния ребёнка в данный момент времени. Все индивидуальные особенности детей автоматически регулируются собственным темпом работы. Ребёнок может оставить работу в любое время, если он устал, и отдохнуть столько времени, сколько нужно.

В оздоровительных целях на занятиях используются разнообразные физкультминутки: оздоровительные (руки и ноги в движении), гимнастика для глаз, массаж для рук, физкультурно-спортивные, двигательно-речевые, подражательные.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства, игры-занятия, развивающие абстрактное мышление, использование методических пособий дидактических игр и художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Методика проведения занятий предусматривает не только практическую, но и теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией образцов, репродукций изделий народных мастеров декоративно-прикладного искусства, посещение выставок, музеев, творческие встречи с другими объединениями, студиями, а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления полученных знаний и совершенствования практических умений.

Многие занятия проводятся в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Образные игровые формы проведения занятий: считалки, сценки, театрализация – сочетаются с элементами художественной деятельности. Основная задача при организации игровой деятельности – включение всех детей в игру, создание условий для развития.

Материально-техническое обеспечение:

- материалы: бумага, картон, кисти, краски, баночки для воды, мука, клей ПВА, КМЦ (обойный), «Титан», соль пищевая мелкая, нитки для шитья и вязания, лоскуты ткани, деревянная рама или пяльцы;

- инструменты: ножницы, иголки, стеки для теста, ножи, спицы, крючки, различные формы для выпечки, пинцет, булавки;

- иллюстративный и демонстрационный материал: иллюстрации с изображением образцов изделий, иллюстрации и репродукции к темам по истории развития промыслов, образцы изделий, таблицы, схемы по вязанию;

- раздаточный материал: карточки с заданиями, технологические карты изделий;

- материалы для проверки освоения программы: тесты по разделам программы, диагностические карты, тесты на узнавание, кроссворды и др.

Информационное обеспечение:

Информационное обеспечение:

Видеоуроки в Интернете - https://videouroki.net
Сделай сам https://www.diyideas.ru

Pinterest https://ru.pinterest.com

МЦОО «Секреты мастеров» https://foreven.justclick.ru

Passion Forum https://www.passionforum.ru

Rumelo https://rumelo.ru

Поделки с детьми https://www.detkipodelki.ru

Ярмарка мастеров https://www.livemaster.ru/masterclasses


Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование, квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования», владеющий навыками работы в различных техниках декоративно – прикладного творчества.

Промежуточная аттестация. Обучающиеся программы «Волшебство умелых ручек» проходят промежуточную аттестацию после изучения каждого тематического раздела. Формы, используемые для промежуточной аттестации: тестирование; выполнение практических заданий; участие в выставках, фестивалях и конкурсах различного уровня (см. приложения 1-5, 7).

Текущий контроль. Текущий контроль педагог проводит на каждом занятии, стимулируя и поощряя работу учащихся независимо от того, как они продвигаются в освоении программы, создает для каждого ситуацию успеха. Формы, используемые для проведения текущего контроля: опрос, викторина, тестирование, педагогическое наблюдение и педагогический анализ, самоанализ. По мере изготовления поделок в объединении проводятся выставки, где дети сами дают оценку той или иной поделке (см. приложение 6).

Воспитательная работа

Цель воспитательной работы – способствовать формированию и раскрытию творческой индивидуальности личности учащихся.

Задачи:

- способствовать активизации и ориентации интересов учащихся на интеллектуальное, физическое и духовное развитие;

- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики ребенка;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного, самовыражения личности учащихся;

- развивать творческую деятельность;

- развивать активную жизненную позицию ребенка.

Функции педагога дополнительного образования как воспитателя:

1. Воздействие педагога на учащихся:

- изучение индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, его окружения, его интересов; программирование воспитательного воздействия;

- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;

- анализ эффективности индивидуальных воздействий.

2. Создание воспитывающей среды:

- формирование благотворной эмоциональной обстановки;

- включение учащихся в разнообразные виды деятельности.

При планировании воспитательной работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, федеральные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.

Воспитательная работа педагога дополнительного образования отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Формы воспитательной работы с детскими объединениями.

Формы воспитательной работы можно разделить на 3 вида (по Куприянову).

Тип «представление»:

1. Представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление, торжественное собрание).

2. Представления-ритуалы (линейка).

3. Представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).

Тип «созидание-гуляние»:

1. развлечение — демонстрация (выставка-ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);

2. совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка к выставке);

3. развлечение - коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).

Тип «путешествие» также три класса:

1. путешествие - демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);

2. путешествие - развлечение (поход, прогулка);

3. путешествие - исследование (экскурсия, экспедиция).

Формы воспитывающей деятельности: экскурсия, посиделки, чаепития, игра, конкурсы, развлекательная программа, соревнования, деловая, ролевая игра, тренинг и т.п.

Методы воспитывающей деятельности: слово, наглядность, стимулирование, упражнения, тренировка, дискуссия, диспут, поиск и т.п.

Педагогический прием в воспитании: интонация, поощрение, эмоциональная отзывчивость, тактильные прикосновения, убеждение, перевод бытовой ситуации в воспитательную и т.д.

Педагогическая технология: технология педагогической поддержки; личностно - ориентированное воспитание (используются методики изучения личности ребенка, семьи, интересов и т.п.); создание «ситуации успеха».

Воспитание человека проводится совместными усилиями родителей, педагогом. Если педагог хочет добиться от своих учащихся высоких результатов, то прежде всего семья должна стать его верным союзником. Практика показывает, что положительное отношение родителей к занятиям сына дает хорошие результаты и, наоборот, - отрицательное отношение уменьшает возможности роста результатов. Общение педагога с родителями дает представление об обстановке в семье, о взаимоотношениях между родителями и детьми, помогает совместными усилиями исправить, если необходимо, отрицательные моменты. Родители хотят видеть в лице педагога человека, который сможет восполнить пробелы в воспитании их ребенка, допущенные семьей. Педагог должен скоординировать с родителями режим дня, отдыха и питания.

С помощью родителей можно получить чрезвычайно ценную информацию о нервной системе учащихся, их характерах, увлечениях, привычках. Педагогу необходимо, чтобы родители в погоне за модой не устраивали своих детей одновременно заниматься и музыкой, и иностранным языком, и каким-либо видом спорта, так как учащемуся не под силу выдержать такие нагрузки. В результате не будет успеха ни в одном из этих занятий. Педагог должен помочь родителям правильно выбрать для занятий тот или иной вид деятельности в зависимости от имеющихся у ребенка задатков. Необходимо проводить беседы с родителями и родительские собрания, привлекать родителей к оказанию помощи детскому объединению, к ведению внеурочной работы с ребятами. Практика показывает, что все мероприятия, проводимые с участием родителей, несут яркую эмоциональную нагрузку, дети в присутствии родителей демонстрируют свои лучшие качества. Похвала педагога в их присутствии является лучшей наградой для ребенка и стимулирует его к дальнейшему серьезному отношению к занятиям.

Оценочные материалы

Аттестация учащихся является неотъемлемой частью организации образовательного процесса. Она проводится с целью определения степени усвоения учащимися учебного материала, выявления детей отстающих и опережающих обучение, определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей, для дальнейшего усовершенствования программы, методов и средств обучения. Основным предметом оценки выступает индивидуальная динамика обучающихся в достижении планируемых образовательных результатов освоения программы. Оценивание осуществляется в сравнении с предыдущими индивидуальными достижениями ребенка. Любое продвижение относительно собственных результатов рассматривается как положительная динамика.

Для оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы используются тестовые задания для изучения уровня достижений в овладении знаниями, умениями и навыками; практические задания, позволяющие оценить уровень овладения технологией изготовления поделок в той или иной технике декоративно-прикладного творчества.

Помимо предметных результатов, важно отслеживание развития личностных качеств учащихся. В первую очередь, это активность детей на учебных занятиях и в социокультурных мероприятиях, культура поведения, ответственность за порученное дело, развитие коммуникативных навыков, самостоятельность. Основной метод оценивания данных показателей – наблюдение, в процессе которого оцениваются изменения в повседневном поведении и деятельности ребенка.

Отслеживание результатов осуществляется по следующим показателям:

  1. Коммуникативные навыки и социализация:

• стремление к общению и желание общаться,

• умение высказать свои мысли и желания, умение слушать, слышать и воспринимать речь педагога, понимать сказанное,

• принятие ответственности за свои действия,

• стремление к участию в выставках, конкурсах, фестивалях и др.).

  1. Мотивация к занятиям и полнота усвоения теоретических знаний:

• проявление желания и интереса к занятиям декоративно-прикладным творчеством,

•стремление к самостоятельности в работе,

• настойчивость при изучении терминов, условных знаков, схем;

• освоение правил техники безопасности,

• овладение навыками чтения схем и чертежей, технологических карт и алгоритмов действий,

• умение находить нужную информацию и использовать ее в своей работе и др.

  1. Сформированность практических навыков:

• владение специальными инструментами: ножницы, швейная игла, шило, крючок, канцелярский нож, циркуль, карандаш с линейкой и др.

Для текущего и промежуточного контроля знаний учащихся по итогам изучения каждой темы проводятся тестирования, блиц-опросы, викторины (см. приложения1-7). По мере изготовления поделок в объединении проводятся выставки, где дети сами дают оценку той или иной поделке.


Методические материалы

Методы обучения. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); - наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - - частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой – организация работы в группах.

Дидактический принцип построения материала – «от простого к сложному». Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.

В результате освоения программы повышается уровень общей осведомлённости и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребёнка в целом, активизируется социально-ориентированная деятельность, его профессионально-творческий потенциал как комплекс социально значимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в условиях конкуренции рынка труда.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  1. изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра видеофильмов); введение новых способов художественной и прикладной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствуют решению учебных задач и заданий;

  2. самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе (её цель – творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности);

  3. обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребёнку видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека (могут быть организованы сменные выставки, творческие отчёты и т. д.).




Список литературы

Литература для педагогов


  1. Агапова И.А, Давыдова М. А. 117 лучших мягких игрушек. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007.

  2. Волкова Н. В. 100 замечательных поделок из всякой всячины. – Ростов-на-Дону, 2009.

  3. Еременко Т. И. – Кружок вязания крючком. – М, 1984.

  4. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.,1978.

  5. Ильковская Ю. А. Игрушки своими руками. – М., 2007.

  6. Инструкции по ОБЖ.

  7. Кирьянова Ю.С. Новая большая энциклопедия вязания. – М.,2008.

  8. Общая психология. – М., 1981.

  9. Павлова Н. Мягкая игрушка. От простого к сложному. Ростов-на-Дону, 2007.

  10. Полный курс современного рукоделия. – Минск, 2007.

  11. Рукоделие в начальных классах. – М.,1984

  12. Смирнова М.Филейное вязание. – Ростов-на-Дону, 2000.

  13. Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., 1992.

  14. Чернова А.Г. Искусство вышивки лентами. – Ростов-на-Дону, 2007.

  15. Чижик Т. Б. Учим детей вязать и вышивать: Приключения Ниточки и Иголочки. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.


Литература для детей и родителей


  1. Валентина: журнал. —1995. - №1.

  2. Деревянко Н.С., Трошкова А. Ю. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок. – М., 2005.

  3. Зайцева А. Игрушки из помпонов для детей и взрослых. – М., 2008.

  4. Кочеткова С. В. Игрушки для всех. – М., 1999.

  5. Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. – М., 2005.

  6. Стародуб К., Ткаченко Т. Мягкая игрушка шаг за шагом: для себя и для подарка. – Ростов-на-Дону, 2005.

  7. Ткаченко Т., Стародуб К. Мягкая игрушка для начинающих. Лучшие модели и выкройки. – Ростов-на-Дону, 2005.

  8. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М., 1992

  9. Дафтер Х. Учимся вышивать шёлковыми ленточками. – М., 2009.

  10. Джина Кристанини Ди Фидио, Вилма Страбелло Беллини. Шёлковые ленточки. – М., 2009.

  11. Чибрикова О.В. Азбука солёного теста. Книга-игра. – М., 2010.

  12. Энциклопедия для маленьких принцесс. – СПб, 1999.


Приложение 1


Тесты к разделу

«Тестопластика (лепка из соленого теста)»

I уровень

1. Тест на опознание

Ты согласен с тем, что…

Да

Нет

1

2

3

4

5

…из теста начали лепить только в 21 веке

 … у индейцев фигурки из теста имели символический       смысл

… тесто для лепки должно быть жидким.

 … соли необходимо добавлять столько же сколько муки

… после того как слепили фигурку, её можно расписывать



2. Тест – различение

Соедини стрелкой название жанра и объект изображения.

натюрморт                                        человек

портрет                                              природа

пейзаж                                               животное

анималистический                            предметы

3. Тест на классификацию      

В 1 колонку запиши, что пригодится для лепки, а что нет: ножницы, стека, молоток, топор, линейка, кисточка, рубанок, иголка.

Пригодится

Нет

II уровень

1. Тест - подстановка

а) пластмассовый ножик для лепки






б) декоративная композиция, которой украшают стены помещения

   





в) как на Руси называли маленькие куколки, вылепленные из соленого теста.












2. Конструктивный тест

1. Лепка из теста называется ____________________________

3. Типовая задача

Расположи в нужной последовательности этапы выполнения панно в технике тестопластика.


приготовить тесто


расписать


высушить


лакировать


вылепить


оформить композицию в рамку

Задания на выявление доучебного уровня

знаний и умений учащихся

Задания на выявление знаний по материаловедению

1 задание. Согласны ли вы с тем, что:

Вопрос

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Из теста можно лепить игрушки

 Из теста можно лепить посуду и использовать ее по назначению

Тесто, используемое для лепки, сладкое

После сушки игрушки из соленого теста становятся твердыми

Аппликация из соломы выполняется только на бумаге

Солому заготавливают летом

Солому можно гладить утюгом

Солому можно покрасить

Из бересты делают только корзины

На бересте можно рисовать



2 задание. Закончи предложение:

1. Кора березы – это …

2. Стебель злаковых растений называется…

3. Тесто для лепки готовят из…

4. Для аппликации используют солому следующих злаков: …

Критерии оценки работ учащихся

Анализ панно из соленого теста

  1. Изделие выполнено аккуратно.

  1. Цветовое решение подобрано удачно.

  1. Выбран интересный сюжет.

  1. Композиционное решение удачное.

  1. Детали приклеены прочно.



Приложение 2


Тестовый контроль к разделу «Тестопластика»


Ф.И.О._____________________________________________________________


Задание: подчеркни правильные ответы


1. Из чего готовят солёное тесто?

А) рисовая мука;

Б) пшеничная мука;

В) горчичный порошок.


2. Какой клей добавляют в солёное тесто?

А) ПВА;

Б) дракон;

В) момент;

Г) канцелярский.


3.При приготовлении теста в муку кладём:
А) сахар;
Б) ванилин;
В) соль .


4.  Какая температура должна быть в помещении при работе с солёным тестом?

А) 15-18 градусов;

Б) 20-25 градусов;

В) 10-14градусов;

Г) 28-33градуса.


5. Солёное тесто нужно хранить:

А) в бумаге;

Б) в полотенце;

В) в плотно завязанном пакете.


6. Где правильно сушить изделия из теста? 

А) в газовой духовке;

Б) в электродуховке;

В) в печке.


7. Какой инструмент не используется при работе с солёным тестом?
А) скалка;
Б) чеснокодавилка;
В) расческа;
Г) плоскогубцы.


8. Какой краской нельзя окрашивать тесто?

А) пищевой,

Б) акриловой;

В) масляной.


Критерии оценки:


Оптимальный уровень - 7-8 ответов;

Удовлетворительный - 5-6 ответов;

Критический уровень - 4 ответа;

Неудовлетворительный уровень – 3 ответа.


Правильные ответы:


1.

Б

2.

А

3.

В

4.

Б

5.

В

6.

Б

7.

Г

8.







Приложение 3


Тест по теме «Вязание крючком»

1.

С чего начинается любое вязание?                                                                                                                              

с вязания изнаночных петель;

с вязания столбиков без накида;

с набора петель.



2.

Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:

вытянутыми;

кромочными;

воздушными.



3.

Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди распространенных видов домашнего рукоделия?

плетенные на коклюшках;

плетенные челноком;

вязаные крючком.



4.

Условные обозначения петель – это…

рисунок;

схема;

описание.



5.

Что является  элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного изделия?

крючок;

пряжа;

петля.



6.

Прием, который не относится к технике вязания крючком?

столбик с накидом;

воздушная петля;

лицевая петля.



7.

Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными спицами и крючком?

кофту;

носки;

помпон.









       Приложение 4



ВИКТОРИНА – ИГРА «Всё о вязании крючком»      

 

 

 

1.     Какой главный инструмент в Волшебной стране Вязания?                                                          (Крючок)

2.     Какие ещё инструменты пригодятся для вязания игрушек и т.д?                                     (Игла, ножницы)

3.     Какая бывает пряжа? (Толстая, тонкая, разного цвета)

4.     Из каких петелек вяжется цепочка?         (Из воздушных)

5.     Какая петелька обозначается на схеме чёрточкой?  (Столбик без накида)

6.     Какие игрушки можно сделать из круглых вязаных детелей?                                                                    

7.     Какую пряжу можно вязать тонким крючком?                       8.    Назовите виды  ниток?                                                           9.    Какими по длине должны быть петельки?     (Одинаковыми)                                                                       10. Из чего изготавливают крючки? (Из металла, древесины, кости, пластмассы.)

        11.Каким получится изделие, если связать из толстых ниток тонким крючком? (Слишком плотным, неэластичным.)

        12.Какие изделия можно связать на основе круга? (Существует большое многообразие изделий на основе круга – салфетки, шапки, игрушки, некоторые элементы одежды.)

    13.Является ли ручное вязание в современной жизни популярным, или оно утратило свою актуальность? (Ручное вязание является очень популярным и пользуется постоянным успехом.)

14.Что такое каркасная игрушка? Предназначение каркаса. Роль каркаса, основные приёмы.

 


 

Кроссворд – « Ручное вязание»

Задание практическое.

·        Изготовление каркаса для куклы;

·        Вывязывание цветочка, используя схему;

·        Вязание длинными петлями (применение в игрушках)

Итог занятия.

По окончанию проводится показ своих работ (ранее подготовленная выставка). Краткий рассказ о любимой игрушке (сложности выполнения)

 

 


Кроссворд «Ручное вязание»

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

С

 

Т

О

Л

Б

И

К

 

 

 

 

 

 

3.

П

Е

Р

Ч

А

Т

К

И

 

 

 

4.

Т

Р

И

К

О

Т

А

Ж

 

 

 

 

5.

Р

Ы

  Б

А

Ц

К

У

Ю


 

 

 

 

 

6.

М

О

Х

Е

Р

 

 

 

 

 

 

 7.

 

П

О

Л

У

С

Т

О

Л

Б

И

К

 

 

 

 

 

8.

М

Е

Л

А

Н

Ж

 

 

 

 

 

9.

Ш

А

Р

Ф

 

 

 

 

 

 

 

10.

Н

А

К

И

Д

 

 

 

 

11.

У

П

Р

У

Г

О

С

Т

Ь

 

 

 

 

 

13.

12.

Д

И

А

М

Е

Т

Р

 

 

 

 

 

П

Р

Я

Ж

А

 

 

 





























 

 

По вертикали:

 

1.Раздел медицины, использующий для лечения работу на спицах.

По горизонтали:

 

2.Элемент вязания крючком.

3.Пять чуланов, одна дверь.

4.Вязаное полотно.

5. На какую сеть будет похоже изделие, связанное из тонких ниток толстым крючком?                                                                                                                              6.Очень пушистая, мягкая, теплая пряжа с шелковистым блеском.                                                       7. Какая петелька соединяет цепочку в кольцо?                                                                                  8.Пряжа из нитей разных цветов.                                                                                                      9.Зимой протянулся, а летом свернулся.

10.Без него нельзя связать ажурные узоры.

11.Способность нити принимать первоначальную форму после снятия нагрузки.

12.Номер крючка определяет его… в миллиметрах.

13.Нитки для вязан



Приложение 5

Викторина по народным куклам


1. Назовите их по определению.

Обрядовые:

1. Куклу делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол – «Зернушка, Крупеничка».

2. Кукла, которая была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. – «Десятиручница».

3. Как называлась обучающая кукла ,которая помогала научить ребёнка благодарности – «Отдарок – на – подарок».

4. Кукла, которую показывать никому не следовало, если хотели, чтобы желание исполнилось – «Желанница».

5. Этих кукол делали на свадьбу и хранили всю жизнь. С появлением второго и

последующих детей кисточки добавлялись. – «Неразлучники» (свадебная кукла).

Игровые:

  1. Мешочек наполняли древесной золой. Определенным способом скручивали

и завязывали платок – получалась кукла. Ее одевали бабушкой. (Зольная кукла).

7.Куклу устанавливали на треногу – тренога. Куклы-треноги используются в

магии удмуртов для излечения больных.

8. Как назывались куклы, закрученные из лоскутков ткани? (Закрутки, пеленашки).

9. Оберег молодости и красоты. (Кукла-Веснянка).

10. Куколок делали из белых и красных ниток в первый месяц весны – Мартинички.

Куклы-обереги:

1. Целительская кукла. Оберегает от болезней и недугов. (Кубышка-травница).

2. Куклы-обереги жилища. Берегут порядок в доме. (День и Ночь). 

3. Оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение. (Колокольчик).

4. Покровительница женских ремёсел. (Праскева Пятница).

5. Амулет, оберегающий от несчастья. (Кукушечка).

Подсчет результатов.

  • От 7  до 10 баллов – высокий уровень

  • Ребёнок хорошо владеет теоретическими понятиями

  • От 4 до 7 баллов – средний уровень

  • Ребёнок частично владеет теоретическими понятиями

  • Ниже 4 баллов – низкий уровень

  • Ребёнок плохо владеет теоретическими понятиями

  • За каждый правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла.

2. Проведение опроса по следующим вопросам:

Вопрос

Ответ

Когда возникли первые игрушки?

В глубокой древности.

Из чего их делали?

Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.

Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?

Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.

Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях?

Тряпичная кукла.

Названия, каких кукол вы запомнили?

Ответы детей

Подсчет результатов.

  • высокий уровень - Ребёнок хорошо владеет теоретическими понятиями

  • средний уровень - Ребёнок частично владеет теоретическими понятиями

  • низкий уровень - Ребёнок плохо владеет теоретическими понятиями

  • За каждый правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла.

3. Письменный опрос

1. В чем отличие игровой, обрядовой и обережной куклы.

2. Провести аналогии времени года с календарными праздниками и традиционными  куклами.

Подсчет результатов.

  • От 7  до 10 баллов – высокий уровень

  • Ребёнок хорошо владеет теоретическими понятиями

  • От 4 до 7 баллов – средний уровень

  • Ребёнок частично владеет теоретическими понятиями

  • Ниже 4 баллов – низкий уровень

  • Ребёнок плохо владеет теоретическими понятиями

  • За каждый правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла.

4. Заполни таблицу: Виды традиционных кукол по назначению

Игровые

Обереговые

Обрядовые

 

 

 

  1. Распределить названия кукол по видам назначения и впиши в таблицу:

 Столбушка, Малышок – голышок, Куватка, Коляда, Барыня, Кукушечка,

Ангелочек, Колокольчик, Купавка, кукла с косой, кукла нарядная, Мировое дерево,

День – ночь, Масленица, Венская, Праскева, Неразлучники.

Подсчет результатов.

  • От 7  до 10 баллов – высокий уровень

  • Ребёнок хорошо владеет теоретическими понятиями

  • От 4 до 7 баллов – средний уровень

  • Ребёнок частично владеет теоретическими понятиями

  • Ниже 4 баллов – низкий уровень

  • Ребёнок плохо владеет теоретическими понятиями

  • За каждый правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла.

6. «Вопрос – ответ»

Из каких материалов раньше делали кукол?
1. Соломы, тряпочек, ниток.
2. Песка, опила, бумаги.
Как назывались куклы?
1. Барби, кукла Маша, кукла пупс.
2. Кукла «Стригушка», «Барыня», «Мартиничка».
В какое время года делали кукол  «Мартиничек»?
1. Осенью.
2. Весной.

7. Ответить на вопросы:

  1. Кто создает народную куклу?

  2. Назовите разновидности кукол?

  3. Что таит в себе народная кукла?

  4. Народная кукла только игрушка?

  5. Из каких материалов изготавливали игрушку?

  6. В чем ценность традиционной народной куклы?










Приложение 6

Викторина «Мир мягких игрушек»

1.     Приветствие детей.

Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения:

Мои любимые игрушки:
Зайчата, ёжики, лягушки.
Жираф, бельчонок, бегемот
Медведь, тигрёнок и енот.
В моей коробке для игрушек -
Найду я место для зверюшек 
И пусть они из мягкой ткани,
Они живые, гляньте сами!


- Как вы думаете, чему посвящена викторина?

-правильно, мы будет разговаривать о мягких игрушках. Викторина представлена  в виде тестового задания, которое находиться у вас на столах.

 2. Вступительное слово ведущего, об истории мягкой игрушки

У каждого в детстве были любимые мягкие игрушки.

 Плюшевые медвежата, зайчики, котята и лисички, задумывались ли вы об истории их возникновения?

Первые упоминания о игрушках встречаются в книгах античного мира. Изображались такие игрушки на фресках и сосудах, но конечно самые лучшие свидетельства – это те, которые были найденные археологами. 
Множество исторических находок было найдено в Италии на раскопках Помпеи, среди них было немало погремушек-трещоток в виде пустотелых фигурок уток, лошадей, свиней. Внутри этих зверей перекатывались шарики. В те времена считалось что трещотка, издавая звук, отпугивала злых духов.
          Так же находки были найдены на территории Сибири, это были игрушечные мамонты, носороги и медведи, выполненные из бивня мамонта и из мягкого камня, примерно за 35-15 тыс. лет до н.э.. Мастерство скульпторов живших в каменном веке просто поразительно по приближенности к оригиналу фигурки человека, животного и птицы. На территории Новгорода было найдено огромное количество игрушек из дерева.
           Куклы тоже появились в глубокой древности. Самые первые появились в Египте, им около четырех тысяч лет.

В 16 веке, куклы начали изготавливать на заказ. Цены на них были очень высокими, они были моделями и одновременно глянцевыми журналами того времени, по ним женщины изучали моду, а их дочери забавлялись.
Важный этап в истории игрушек это тот, когда началось их производство из папье-маше. Самая поздняя игрушка по времени возникновения – это, конечно же, мягкая. Она шилась заботливой мамой из разноцветных лоскутков, набивалась ватой и тканью. Впервые ее появление отмечено в 19 веке, а в 20 началось массовое производство, и возник бум на плюшевых медвежат.
Мягкая игрушка популярна и в наше время, во время компьютерных игр и технологий. Ребенок, с удовольствием играя в черепашек-ниндзя, Барби и покемонов не забывает  о любимом потрепанном плюшевом медведе, доставшимся в наследство от старших сестер и братьев или даже от родителей.

3. Ознакомление с правилами проведения викторины.

Все участники викторины, за правильный ответ получают жетон.

Победителем викторины станет участник, который дал наиболее правильные и полные ответы на все вопросы викторины  и набравший наибольшее количество жетонов.

4. Вопросы викторины  «Мир мягких игрушек».

1.Как давно начали изготавливать первые мягкие игрушки?

а).в древности;

б).в наше время;

в).более 100 лет тому назад.

2.В каком году появился медвежонок Тэдди?

а). 1902 г.;

б). 1895 г.;

в). 2000 г.

3.В какой стране впервые сшили медвежонка Teddy, из плюшевой ткани?

а).Китай;

б).Германия;

в).Россия.

4. Какие материалы для изготовления игрушек использовали первобытные люди?

а).камень, глину;

б).металл;

в).ткань.

5. Какие из перечисленных мягких игрушек являются символами Олимпиад:

а). белый Мишка, Зайка, и Леопард;

б).попугайчик, олененок, жираф;

в).лисичка, дельфин, морж.


6.Из какого материала лучше всего делать выкройку для мягких игрушек?

а) из картона;

б из тонкой бумаги в клетку;

в) из газеты;

7. Из каких этапов состоит процесс изготовления мягких игрушек?

а). подбор материала и подготовка его к работе (стирка, отпаривание ткани), раскрой деталей, наметка, прошивание, набивка, сборка, оформление работы; 

б).подбор материала и подготовка его к работе (стирка, отпаривание ткани), наметка, раскрой деталей, прошивание, набивка, сборка, оформление работы;

в).подбор материала и подготовка его к работе (стирка, отпаривание ткани), раскрой деталей, прошивание, наметка, набивка, сборка, оформление работы. 

8.Что такое выкройка?

а) вырезка из бумаги, образец, по которому кроят части игрушки.

б) вырезанные детали мягкой игрушки;

в) рисунок мягкой игрушки.

9. На Руси заботливые мамы делали куклы из ткани. Как оформляли их лица?

а) лица рисовали углем, но чаще оставляли куклу "безликой.

б) вышивали нитками.

в) рисовали простым карандашом.

5.Подведение итогов викторины.

Вот и закончилась наша викторина! А теперь давайте посчитаем жетоны и определим победителя викторины.

 6. Рефлексия

Награждение участников викторины.

- Что нового узнали из викторины?

- Какие трудности у вас возникали?

Приложение 7

Викторина «История вышивки лентами»

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проверим ваши знания. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

Когда впервые обнаружили шёлковую нить ? (Впервые шёлковую нить обнаружили в Китае в 2640 году до н. э.)

Кто обнаружил шёлковую нить ? (Шёлковую нить обнаружила жена китайского императора Хуан-цзы прекрасная Си-Лин-Чи)

Как использовали ленты в античные времена ? (Лентами украшали волосы и одежду)

Что декорировали в Италии в средние века лентами ? (Лентами декорировали стулья, баланхиды, подвязывали занавески окон)

В какой король украшал вышивкой лентами одежду ? (Людовик XIV)

Какой эпохой ознаменовалось правление Людовика XIV? (Эпохой рококо)

Как при Людовике XIV дамы украшали платья? (Украшали мелкими розочками, многочисленными цветочками, листочками)

Как назывались ателье при Людовике XIV где изготавливали шедевры из шелковых лент? («поставщики королевского двора»)

Когда пришел расцвет вышивки лентами? (Расцвет вышивки лентами пришел на вторую половину XIX века)

В каком веке интерес к вышивке лентами угас ? (В XX после второй мировой войны интерес к вышивке угас)

Когда возродился интерес к вышивке лентами ? (Во второй половине последних десятилетий возродился интерес к вышивке лентами)

Подведение итогов.
Оценка работ учащихся







Приложение 8

Лист наблюдения за выполнением практического задания

в объединении «Радуга» (программа «Волшебство умелых ручек»)



Раздел программы/ занятие _______________________Дата_____





Ф.И. ребенка

Владение навыками чтения схем и чертежей, технологических карт и алгоритмов действий

Освоение основных приемов работы с материалом и декорирования изделия по разделам программы

Умение работать по инструкции, доводить работу до конца

Владение навыками работы с инструментами и материалами, знание терминов по декора­тивно-прикладному творчеству

Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей работе

Стремление к самостоятельности в работе

Освоение правил техники безопасности в работе

Владение бытовыми навыками

Владение социальными навыками

























Параметры наблюдения:

1. Владение навыками чтения схем и чертежей, технологических карт и алгоритмов действий.

2. Освоение приёмов и способов работы с материалом и декорирования изделия по разделам программы.

3. Умение сосредотачиваться на задании, понимать и выполнять инструкцию, действовать по образцу и показу, не отвлекаясь, доводить работу до конца;

4. Владение навыками работы с инструментами и материалами, знание терминов по декора­тивно-прикладному творчеству;

5. Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей работе.

6. Стремление к самостоятельности в работе.

7. Освоение правил техники безопасности.

8. Владение бытовыми навыками, необходимыми в учебной ситуации: умением организовать свое рабочее место, убрать за собой;

9. Владение социальными, коммуникативными навыками: совместной деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения работать в небольшом коллективе, знание социальных правил.

Производится простая балльная оценка, где:

1 балл - незначительная положительная динамика;

2 балла - наличие устойчивых положительных изменений;

3 балла - значительный прирост в развитии.



Приложение 9

Лист оценки творческих работ

в объединении «Радуга» (программа «Волшебство умелых ручек»)

Раздел программы/ творческая работа______________________________





Ф.И. ребенка

Креативность в выполнении заданий.

Отношение к выполняемому заданию

Умение использовать полученные ранее знания и навыки при реализации текущих заданий

Художественная выразительность

Самоанализ выполненной работы

Уровень



















1. Креативность в выполнении работы.

З балла - творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества).

2 балла - репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца).

1 балл - начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога).

2. Отношение к выполняемому заданию.

3 балла - изделие выполнено в полном объеме, обучающий соблюдает все этапы изготовления работы, с интересом выполняет задание, изделие выполнено аккуратно, самостоятельно.

2 балла - изделие не закончено, незначительно нарушена последовательность изготовления изделия, обучающийся невнимателен, требует периодического контроля.

1 балл - обучающийся несамостоятелен, невнимателен, требует постоянного контроля за процессом изготовления, изделие выполнено небрежно, неаккуратно.

3. Умение использовать полученные ранее знания и навыки при реализации текущих заданий

3 балла - обучающийся выполняет задание самостоятельно, свободно применяет знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.

2 балла - обучающийся имеет теоретические знания, но затрудняется их применить.

1 балл - обучающийся не использует знания и умения, полученные на предыдущих занятиях для решения конкретных задач текущего.

4. Художественная выразительность

3 балла - обучающийся вносит авторские черты в образ, тонко выполняет детализацию и декорирование, использует в работе неординарные приемы и воображение. исполнения.

2 балла - обучающийся хорошо передает характер предмета и динамику образа, детализирование и декорирование осуществляет после рекомендаций педагога.

1 балл - обучающийся с трудом передает характер предмета, детализация отсутствует.

5. Самоанализ выполненной работы

3 балла - обучающийся умеет правильно оценить результат своей работы, рассказать о недостатках. Адекватно реагирует на оценку своей работу другими детьми.

2 балла - обучающийся затрудняется назвать недостатки своей работы, видит только достоинства. Адекватно реагирует на оценку своей работы другими детьми.

1 балл - обучающийся затрудняется назвать недостатки своей работы, видит только достоинства. Не адекватно реагирует на оценку своей работы другими детьми.

На основании результатов выделяются 3 уровня выполнения творческих работ:

От 3 до 6 балов – низкий уровень выполнения работы;

От 7до 10 балов – средний уровень выполнения работы;

11 и более баллов – высокий уровень выполнения работы