Муниципальное образование Первомайский район Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новокраюшкинская основная общеобразовательная школа»
Утверждено
Директором школы:
Приказ № __33________
от «__29___» ___08_____2016 г
Программа
воспитания и социализации учащихся
6 класса
Классный руководитель: Ткачук М.М.
с. Новокраюшкино
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования (далее – Программа) строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа направлена на:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
формирование экологической культуры,
формирование антикоррупционного сознания.
Программа обеспечивает:
формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям организации, осуществляющей образовательную деятельность, участие в детско-юношеских организациях и движениях, спортивных секциях, творческих клубах и объединениях по интересам, сетевых сообществах, библиотечной сети, краеведческой работе, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;
формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями, (законными представителями);
информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний;
убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
В программе отражаются:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, запросы участников образовательного процесса;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);
5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие, в том числе, рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
8) описание деятельности образовательной организации в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.);
10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само-понимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования– базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС ООО.
Базовые ценности можно распределить по следующим шести направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов).
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности).
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой).
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
за 2015- 2016 учебный год
Воспитательная работа была построена согласно общешкольной программе. В соответствии с этим основной целью воспитательной работы в классе являлось формирование психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации, самоопределению в социуме.
Исходя из этого, определены задачи:
формирование классного коллектива, объединённого общей целью;
развитие интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
привитие нравственных ценностей;
воспитание культуры поведения и общения;
профилактика правонарушений среди учащихся.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществлялась через основные направления деятельности, способствующие развитию духовно-нравственных сторон личности учащихся.
Направление | Результат |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов давали классные часы «Уроки мужества», «Дети-герои ВОВ» посвященные ВОВ, их ребята готовили сами. С интересом проходили классные часы в рамках Дней воинской славы «Блокада Ленинграда» Демонстрируя активную гражданскую позицию, учащиеся приняли участие в празднике, посвященном 9 Мая. С целью изучения, любви к своей малой Родине были проведены классные часы на занятиях внеурочной деятельностью. |
Воспитание социальной ответственности и компетентности | ? |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | В данном направлении была проведена серьёзная работа по повышению уровня культуры поведения и общения ребят друг с другом (в классе отмечается недостаточный уровень культуры поведения и общения некоторых ребят друг с другом). Так были организованы тематические классные часы («В мире этикета», «Недопустимость сквернословия», «Что такое дружба», «Толерантность – путь к миру» и др.), направленные на воспитание достойного отношение к самому себе и к другим людям, на отличие хороших поступков от плохих и т. д. В течение года с отдельными ребятами проводились индивидуальные консультации о правильном поведении в той или иной ситуации. |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | С учащимися коллектива была организована просветительская деятельность, дающая представления о ценностном отношении к своему здоровью. Так состоялись тематические классные часы «Курение – коварная штука», «Здоровье – это главное жизненное благо», «Экология и мы», просмотр презентации «Вич и дети». С целью здорового образа жизни, с ребятами проведена беседа о режиме питания. Для профилактики безопасного поведения учащихся на воде, на льду, на улице в течение учебного года проводились беседы «Безопасность на воде», «Безопасность на льду», «Правила поведения при пожаре», «Правила дорожного движения». |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Не для всех учащихся коллектива этот учебный год был успешным. 2 ученика из 8 закончили год на 4 и 5 . Это Аркаев Сергей и Девятова Татьяна. Однако, уровень развития познавательных интересов в классе недостаточно высок. Учителя, работающие в классе, отмечают недостаточное развитие самоконтроля и самоанализа деятельности учащихся. Только при хорошей организации трудовой деятельности в учреждении возможно решение трудового воспитания школьников. Так в течение учебного года учащиеся включались в генеральные уборки кабинета, было организовано дежурство в классе. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание | Эстетическому воспитанию способствовали - праздники «А ну-ка, мальчики!» - к 23 февраля, «А ну-ка, девочки» - к 8 марта. - классные часы («Мастерская Дедушки Мороза»); - рейд «Сохранность учебников»; - участие в общешкольных творческих мероприятиях (День учителя, Международный женский день, День Матери); |
Работа с родителями | Взаимодействия с родителями выстраивалось через изучение семей учащихся (изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся). через родительские собрания («Итоги адаптации пятиклассников», «Роль семьи и школы в воспитании здоровой личности», «Роль домашней работы как фактора успешности ребенка» на которых происходило психолого-педагогическое просвещение родителей, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы классного коллектива; через вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (участие в КТД) индивидуальные консультации родителей в учебно-воспитательном процессе своего ребенка Хочется отметить, что не все родители активно откликаются на предложения классного руководителя и детей. |
Работа с детьми «группы риска» | В течение всего года с целью создания более благоприятной ситуации в классе активно осуществляется работа по профилактике правонарушений. Основными методами работы были индивидуальные беседы с детьми группы риска (Лазарь Павел) и их родителями, ученические собрания, встречи-беседы администрации школы с родителями. Были проведены беседы по привитию навыков культуры поведения; навыков самоконтроля, самоанализа; по анализу поведения в той или иной ситуации. |
Мониторинговые исследования | Успешности воспитательного процесса способствуют проведенные в начале года мониторинговые исследования, которые помогают четко спланировать воспитательную работу с классом. По результатам диагностики : «Отверженных» в классе нет. Уровень воспитанности коллектива составил 2,5 из 5. Важно работать над такими качествами, как духовность, честность, активность, дисциплинированность. Уровень сформированности классного коллектива соответствует среднему уровню. Уровень удовлетворенности школьной жизнью – средний уровень. Данные показатели говорят о средней сплоченности классного коллектива, о неумении школьников активно проявлять себя в общественной жизни класса и школы. Важно привлекать ребят к участию в различных мероприятиях, давая им возможность самовыразиться. |
ВЫВОДЫ:
Подводя итоги воспитательной работы за 2015-2016 учебный год, следует сказать, что, организуя деятельность в 5 классе, стремилась успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед нами задачи.
Все выше упомянутые направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Воспитательная деятельность осуществлялась с использованием системно-деятельностного подхода, а именно учащиеся класса в сотрудничестве со своими наставниками (классным руководителем, родителями) участвовали в разных делах, приобретая важные ценности.
Однако нельзя отрицать и ряд проблем, существенно осложняющих организацию воспитательной работы:
Имеются проблемы в работе по организации классного самоуправления.
Низкий охват участия ребят класса в различного рода конкурсах и кружковой работе не дал хороших результатов.
Есть необходимость формировать у детей основы культуры поведения.
Еще не у всех учащихся сформировано чувство сознательной дисциплины, негативное влияние на отдельных учащихся оказывает социальная среда.
На решение этих важных вопросов будет направлена воспитательная работа в следующем учебном году.
План реализации программы духовно-нравственного воспитания (6 класс)
«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» (табл.1)
№ п/п | Направление | Мероприятие | Дата планируемая | дата проведения | Ответственные | Примечание |
1 | Духовно- нравствен- ное | «Путешествие в страну знаний» - торжественная линейка, посвященная Дню Знаний Деловая игра «Избирательная компания» (выборы в состав ДДОО «Патриоты»). Классный час «Символы государственной власти» КТД «Войны священные страницы навеки в памяти людской». | сентябрь декабрь май | 01.09 16-22.09 | Вожатая, совет самоуправления Кл. руководитель | |
2 | Социальное | Организация дежурства учащихся по школе Акция «Ветеран живет рядом» Акция «Подарок ветерану» | Февраль май | | Кл. руководитель | |
3 | Общекультурное | Классный час « Семь чудес света» Кружок «Русский сувенир» | сентябрь | | Кл. руководитель | |
4 | Спортивно- оздоровительное | Военно-спортивная игра «Зарница» | февраль | | Кл. руководитель Учитель физкультуры | |
5 | Обще интеллектуальное | В.Д. | | | Кл. руководитель | |
«Воспитание социальной ответственности и компетентности» ( табл.2)
№ п/п | Направление | Мероприятие | Дата планируемая | дата проведения | Ответственные | Примечание |
1 | Духовно- нравствен- ное | День народного единства - (урок посвященный присоединению Республики Крым к России) Классный час « Что я знаю о Конституции» КТД «Защитники Родины» - Праздник «Мы будущие защитники Родины» | ноябрь декабрь февраль | 30.10 | Кл. руководитель | |
2 | Социальное | Сбор информации о выпускниках школы «Моя семья в истории моей школы». Инструктажи по обеспечению безопасности жизнедеятельности | В течение года | | Кл. руководитель | |
3 | Общекультурное | Классный час «Культура наших народов» | март | | Кл. руководитель | |
4 | Спортивно-оздоровительное | Антинаркотическая акция Классный час «Курить или не курить» | ноябрь | | Кл. руководитель | |
5 | Обще интелектуальное | Кружок «Забота» В.Д. «Воспитание гражданина» «Наши классные обязанности» | По плану | | Вожатая Кл. руководитель | |
«Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания» (табл. 3)
№ п/п | Направление | Мероприятие | Дата планируемая | дата проведения | Ответственные | Примечание |
1 | Духовно- нравствен- ное | КТД «Учителями славится Россия» а) праздник «Подари учителю дело и слово доброе» КТД. «Во славу матерей» а) концерт «Для любимой мамочки» КТД «Мы встречаем новый год» | октябрь ноябрь декабрь | 05.10 | Вожатая, совет самоуправления | |
2 | Социальное | Этическая беседа «Пожилые люди» Акция «Открытка» | октябрь | | Кл. руководитель | |
3 | Общекультурное | Классный час «Мы и другие» Акция «Письмо для родителей» | декабрь февраль | | Кл. руководитель | |
4 | Спортивно-оздоровительное | Акция « Сохраним лес живым» Режим дня школьника | май | | | |
5 | Обще интелектуальное | В.Д. «Воспитание гражданина» «Забота о родителях – дело совести каждого» | октябрь | | Кл. руководитель | Беседа |
«Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни» (табл. 4)
№ п/п | Направление | Мероприятие | Дата планируемая | дата проведения | Ответственные | Примечание |
1 | Духовно- нравствен- ное | КТД «Береги свою жизнь и здоровье» Спортивный праздник «Береги здоровье смолоду!» Классный час « Тайны живой природы» Классный час «Мой край - Алтайский » | апрель октябрь ноябрь | | Вожатая, совет самоуправления Кл. руководитель | |
2 | Социальное | Спортивно – хореографические минутки Акция « Сохраним лес живым» Час общения «Влияние компьютерных игр на здоровье человека» | пятница май декабрь | | Кл. руководитель | |
3 | Общекультурное | Классный час по культуре питания Акция «Чистое село» Конкурс рисунков «Я - житель планеты Земля» | декабрь май апрель | | Кл. руководитель | |
4 | Спортивно-оздоровительное | 1) День здоровья «Здоровье-это здорово!» 2) Осенний кросс | сентябрь | 29.09 28.09 | Вожатая, совет самоуправления Кл. руководитель | |
5 | Обще интелектуальное | В.Д «Воспитание гражданина» | | | | |
«Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии» (табл.5)
№ п/п | Направление | Мероприятие | Дата планируемая | дата проведения | Ответственные | Примечание |
1 | Духовно- нравствен- ное | Участие в олимпиаде по учебным предметам Классный час «Благородный человек» Классный час Профессия моих родителей» Встреча с выпускниками своей школы | октябрь декабрь январь февраль | | Учителя предметники Кл. руководитель | |
2 | Социальное | Трудовой десант (утепление окон в кабинете) Операция «Уют школьного двора» Город мастеров (изготовление новогодних игрушек, украшений) | октябрь май декабрь | 6 – 16.10 | Совет самоуправления Кл. руководитель | |
3 | Общекультурное | Классный час «Жизнь замечательных людей» | апрель | | Кл. руководитель | |
4 | Спортивно-оздоровительное | Физминутки на уроках | | | Кл. руководитель | |
5 | Обще интелектуальное | Кружок «Русский сувенир» В.Д. «Воспитание гражданина» | | | Белова Е.С. Кл. руководитель | |
«Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание» (табл.6)
№ п/п | Направление | Мероприятие | Дата планируемая | дата проведения | Ответственные | Примечание |
1 | Духовно- нравствен- ное | КТД "8 марта-день чудесный". - Праздничная программа «А ну-ка, девочки!» Классный час « Поспешай делать добро» Час общения «Жизненные ценности» | март февраль май | | Вожатая, совет самоуправления Кл. руководитель | |
2 | Социальное | Выставка творческих работ из природного материала «Осени славной великолепье» Выставка детского творчества «Чудеса своими руками» | Сентябрь январь | 14 – 18.09 | Совет самоуправления Кл. руководитель | |
3 | Общекультурное | КТД «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях) | май | | Кл.руководитель | |
4 | Спортивно-оздоровительное | Физминутки на уроках | | | | |
5 | Обще интелектуальное | Кружок «Русский сувенир» В.Д. «Воспитание гражданина» Беседа «О красоте, моде и хорошем вкусе.» | | | Белова Е. С. Кл. руководитель | |
Ожидаемые результаты воспитания и социализации обучающихся
Каждое из основных направлений воспитания и социализации обучающихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
При организации любого вида деятельности обучающихся в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности;
эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности учащихся распределяются по трем уровням:
I уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
II уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Стремление проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны
III уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Третий уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию; конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий (в том числе речевых).
Потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности.
Задача основной школы - достижение I и II уровней воспитания и социализации обучающего, а достижение III уровня - задача старшей школы.
По каждому из направлений воспитания и социализации учащихся могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в своем коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России
нормах экологической этики;
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на школьном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
умения видеть красоту в окружающем мире;
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Уровни сформированности результатов воспитания и социализации
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития и культуры поведения обучающихся, их воспитания и социализации, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся предлагаем следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом:
Первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются:
понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе;
ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми;
понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;
способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности;
понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится:
проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;
оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали;
определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны;
освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа;
оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.
Третий уровень: у подростка наблюдаются:
действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;
конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий (в том числе речевых);
потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности;
достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
Обобщённый результат – «идеальный портрет»
включает в себя такие основные личностные характеристики:
самостоятельность и уверенность;
мотивация «на удачу» и оптимизм
вежливость и отзывчивость;
любовь к своему народу, краю и Отечеству;
признание ценностной толерантности и уникальности каждого человека;
готовность к выбору как осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения и деятельности (в том числе и будущей профессиональной);
активность и скромность;
самопознание и самоконтроль;
настойчивость в достижении целей и стремление к улучшению своих результатов;
самосовершенствование.
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания обучающихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания, социализации обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся
Программа «Воспитание гражданина»
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Целью программы является: создание условий для воспитания истинного гражданина и патриота своей Родины, делового и здорового члена общества.
Задачи:
воспитывать гордость за свое Отечество, символы государства, свой народ;
формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание
знакомить учащихся с историческим прошлым Родины, своего народа, его обычаями и традициями;
знакомить с социальными и культурными достижениями своей страны;
формировать у воспитанников основы здорового образа жизни.
Принципы построения программы:
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.
Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечение творческого характера деятельности.
Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, кино материалов, слайдов, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок, музеев и др.
Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Формы и методы организации образовательного процесса
Формы:
КТД
посещение уголка боевой славы;
тематические выставки;
военно-спортивные игры;
встреча с интересными людьми;
мероприятия шефской работы;
поисковая работа;
Методы:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, карточек, плакатов)
игровые методы (ролевые, интеллектуальные и творческие игры);
методы проблемного обучения (знания не даются в готовом виде, а ставятся в виде проблемы для самостоятельной работы детей);
практические методы (задания, упражнения).
Календарно – тематическое планирование
6 класс.
№ занятия | Тема занятия | Содержание | Домашнее задание |
Я и я. |
1. | Беседа «Кто я? Какой я?» | Беседа по теме | Мини-сочинение «Кто я? Какой я?» |
2. | Мое хобби. | Защита презентаций о своих увлечениях. | Оформление стенда. |
3 | Что такое личность. | Беседа по теме | Работа со словарем, подбор высказываний о качествах личности. |
4 | Правила счастливого человека. | Беседа по теме | Заповеди счастливого человека. |
5 | «Можно» и «нельзя» в жизни. | Деловая игра. | Составить таблицу собственных «можно» и «нельзя». |
6 | Забота о родителях – дело совести каждого. | Беседа с использованием наглядного материала, подготовка фотовыставки «Мои родители» | Оформление фотовыставки. |
7 | Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью. | Беседа по теме | Памятки «Как быть хорошим сыном (дочерью)» |
8 | Семейные традиции. | Экскурсия в библиотеку. | Подготовить презентацию по теме. |
9 | Мои семейные обязанности. | Проигрывание сюжетов. | Составить перечень обязанностей в семье. |
10. | Я - житель планеты Земля. | Беседа по теме Рисунки по экологии. | Рисунки по теме (экологическая цепочка). |
11 | Мы в ответе за тех, кого приручили. | Презентация домашних животных. | Фотовыставка «Мои домашние животные. |
12 | «Берегите природу!» | Конкурс экологических сказок. | Экологическая сказка. |
13 | В гости к зеленой аптеке. | Доклад о лекарственных растениях | Отзыв о посещении мед. учреждения. |
14 | В гости к зеленой аптеке. | Доклад о лекарственных растениях | Отзыв о посещении мед. учреждения. |
15 | Природа в искусстве. | Поэтический вечер. | Подготовить выразительное чтение стихов, рассказов по теме. |
16 | Вот и зима к нам пришла. | Экскурсия | Мини-сочинение «Мои впечатления об экскурсии» |
Я и культура. |
17 | Как встречают Новый год в разных странах. | Беседа по теме | Презентация. |
18 | Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. | Беседа по теме | |
19 | Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. | Беседа по теме | Отзыв об экскурсии. |
20 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | Беседа по теме | Презентация. |
21 | Семь чудес света. | Просмотр видеофильма, презентации. | Презентация. |
22 | Знаешь ли ты страны мира. | Игра | Отзыв о мероприятии. |
23 | Алтайский край– наш родной край. | Познавательная игра. | Подготовить стихи, рисунки о родном крае. |
24 | Библиотека – наш друг и советчик. | Экскурсия в библиотеку. | Нарисовать обложку к любимой книге. |
25 | Русские народные праздники. | Беседа по теме | Отзыв о мероприятии. |
26 | Русские народные праздники. | Беседа по теме | Презентация о русских народных праздниках. |
Я и мое Отечество. |
27 | Основной Закон жизни нашего государства. | Беседа, презентация. | Работа с информационными источниками. |
28 | Путешествие в страну Законию. | Игра - викторина | Подготовка к викторине. |
29 | Наше право и наш интерес. | Беседа с творческим заданием. | Презентация. |
30 | Герои России. | Игра-викторина. Работа в группах по мини-сообщениям. | Подготовка мини-сообщений. |
31 | Поговорим о толерантности. | Занятие-тренинг. | Психологический портрет толерантного человека. |
32 | Победа деда – моя победа. | Мини-проекты о своих героических родственниках. | Подготовка мини-проектов. |
33 | Экскурсия в музей боевой славы (в школе) | Беседа по теме | |
34 | Города - герои. | Защита презентаций. | Презентация. |
35 | Я – гражданин России. | Обобщающее занятие. Подведение итогов. | Презентация. |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
-получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
-узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;
-получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
-сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
-получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух», «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».
-сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.