СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель Программы:
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей. Формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ляховская СОШ»
«Меленковского района, Владимирской области
«Рассмотрено» на заседании Педсовета Протокол № ____ от «____» ________2022 г.
| «Утверждаю» Директор школы ________ /О.В. Кнутова/ от «____»_______ 2022 г |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
для организации отдыха детей и их оздоровления
летнего школьного лагеря с дневным пребыванием детей «Улыбка»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
(комплексная, краткосрочная)
с. Ляхи – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ | 5 |
1.1. Цель и задачи воспитания | 5 |
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности | 6 |
1.3. Основные направления воспитания | 7 |
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности | 8 |
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 10 |
2.1. Модуль «Будущее России» | 10 |
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» | 11 |
2.3. Модуль «Отрядная работа» | 16 |
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» | 17 |
2.5. Модуль «Самоуправление» | 18 |
2.6. Модуль «Здоровый образ жизни» | 19 |
2.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | 21 |
2.8. Модуль «Профилактика и безопасность» | 23 |
2.9. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями» | 24 |
2.10. Модуль «Работа с родителями» | 24 |
2.11. Модуль «Экскурсии и походы» | 25 |
2.12. Модуль «Цифровая среда воспитания» | 28 |
2.13. Модуль «Социальное партнерство» | 28 |
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 30 |
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности | 30 |
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания | 32 |
Приложения | 34 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания для организации отдыха детей и их оздоровления летнего школьного лагеря с дневным пребыванием разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996- р).
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.). Приказ отдела образования администрации Исетского муниципального района «Об организации летнего отдыха, занятости детей и подростков в 2022 г» №4 от 18.01.2022 г.
Уставом ОУ.
Положением о летнем оздоровительном лагере.
Должностными инструкциями работников летнего оздоровительного лагеря
Заявлениями родителей.
Актом приемки лагеря
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания
Цель Программы:
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей. Формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи Программы:
1. Создание игровой основы смены, где реализуются различные функции игры: познавательная, развивающая, формирование нравственных оценок, социальное закаливание, проектирование собственной деятельности.
2.Формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей, ориентация учащихся на получение знаний о культуре древних славян, изучение этнической культуры села. Воспитание любви к духовному наследию предков.
3.Создание средствами игры дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых.
4. Развитие навыков здорового образа жизни.
5. Формирование положительного отношения родителей к работе пришкольного лагеря и привлечение их к участию в этой деятельности.
Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются её насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в летнем школьном лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в является временный детский коллектив.
Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в лагере – «Дети-Вожатый».
1.3. Основные направления воспитания
Организация жизнедеятельности на смене в лагере с дневным пребыванием детей строится по 6 основным направлениям:
Духовно – нравственное
Социально – патриотическое
Интеллектуально – познавательное
Художественно – творческое
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное направление.
Цель: воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края. Создание условий для утверждения в сознании воспитанников нравственных и культурных ценностей, уважительного отношения к предкам, старшему поколению, народным традициям и культуре, истории своей Родины.
Задачи: формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Приобщение к духовно - нравственным ценностям своей Родины.
Социально-патриотическое направление.
Цель: приобщение детей и подростков к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
Задачи: формирование активной жизненной позиции воспитанников; воспитание уважительного отношения к людям разных возрастов; развитие способности к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; пропаганда семейных ценностей в современном обществе.
Интеллектуально - познавательное направление.
Цель: создание условий для интеллектуального развития детей, интересного, разнообразного, активного отдыха.
Задачи: формирование первоначальных навыков коллективной работы; побуждение интереса к новой информации; воспитание уважения к интеллектуальному труду и его результатам.
Художественно – творческое направление.
Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка, для его творческого роста, и самореализации. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи: приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт; создание условий для реализации и развития творческого потенциала, разносторонних интересов и увлечений детей; воспитание у детей эстетическое отношение к жизни, обществу, культуре народов других стран и своего народа; формирование эмоционально - чувственной сферы личности, соучастие, сопереживание.
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха.
Задачи: сохранение и укрепление здоровья; совершенствования навыков здорового образа жизни; формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания; пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры и занятиями спортом.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в летнего школьного лагеря с дневным пребыванием детей
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ» являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учётом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса летнего школьного лагеря с дневным пребыванием детей
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ» заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – всё это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала»
Традиция доброго отношения к людям. Эта традиция—основа всех законов и традиций детского объединения. Доброе отношение к людям — это: готовность дарить улыбки, добрые слова всем, кто тебя окружает; готовность что-то сделать для радости другого человека; готовность не быть равнодушным, не пройти мимо человека, которому необходима помощь; готовность радоваться успехам и достижениям друга; готовность понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Одним из способов выражения доброго отношения к людям является ритуал приветствия.
Традиция внимания и традиция сюрпризов. Суть этих традиций: заботиться о своих друзьях, делать им приятнее сюрпризы по любому поводу (будь то начало нового дня, победа в каком-либо конкурсе, праздник, день рождения и пр.); мальчикам ухаживать за девочками, как истинным джентльменам, а девочкам в нужные моменты помогать мальчикам.
Традиция доброго отношения к песне заключается в уважительном, добром отношении к песне и музыке и означает: знание песни, которая исполняется и уважение к людям, её написавшим; умение дослушать и допеть песню до конца, не прерывая её; умение сохранить лучшие, любимые песни и передать их другим.
Традиция отрядного «огонька». На «огоньке» анализируют прошедшие дела, обсуждают работу органов самоуправления. На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь строят планы на будущее, оценивают свою работу, размышляют о чем-то интересном. На «огоньке» мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни.
Традиция «Отрядного круга». «Отрядный круг» - символ душевного уюта. В круге каждый видит лица и глаза своих друзей. Каждый может сесть, встать, где ему нравится, с кем ему хочется. У круга нет начала и нет конца - одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты. Когда хочешь выйти из круга или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы ничто не смогло ворваться в круг и затушить воображаемый огонь, находящийся в центре круга.
А также к традициям лагеря относятся:
Выпуск газеты (стенгазеты).
Оформление стенда «Наш отряд», «Наш лагерь».
Создание видео и фотоархива.
Традиционные митинги в Дни Памяти.
День рекордов.
Оформление лагеря и отрядных комнат.
Программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение июня, продолжительностью 18 календарных дней, расчитана для учащихся от 6,5 до 17 лет - 70 человек в период с 01.06.22 – 01.07.22 года.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня - День защиты детей;
6 июня - день русского языка;
9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;
12 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
27 июня -День молодежи;
8 июля - День семьи, любви и верности;
14 августа - День физкультурника;
22 августа - День государственного флага Российской Федерации;
27 августа - День российского кино.
Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.
Формирование межкультурных компетенций.
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:
Торжественное открытие и закрытие смены ;
Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.
Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;
Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
Мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (организация творческого отчетного концерта для родителей и др.).
Модуль «Отрядная работа»
«Путешествие в мир славянской культуры» представляет собой лагерную смену, во время которой вся деятельность школьников будет направлена на приобщение их к миру славянской культуры в доступной занимательной форме. На время смены лагерь становится местом поселения древних славян.
Все жители: славяне, объединённые в отряды-племена.
Племена: поляне, древляне, дреговичи - имеют свой девиз, соответствующий названию, свои отличительные знаки (элементы одежды, эмблемы).
Племя имеет своего волхва (воспитатель), старейшину (помощник воспитателя) и вождя (вожатый отряда).
В каждом племени выбираются дружинники, ремесленники, летописцы, купцы, земледельцы. Ежедневно на главной площади славянского городища проводится утренняя линейка – «Утренняя Заря», на которой звучит Гимн славян, кричалка и приветствие, происходит перекличка племён, сообщается план на текущий день. Итоги подводятся на вечернем славянском сходе «Вечерняя Заря». На «Вечерней Заре» происходит передача тотема (игрушка-медведь) и вымпелы с изображением тотема отличившемуся в течение дня отряду и жетонов-коловратов за личные достижения отдельным детям. За нарушение Законов назначаются штрафные санкции: весь отряд лишается вымпела.
Тотем передаётся от отряда к отряду, а вымпелы и жетоны копятся. В конце смены по количеству вымпелов определяется лучший отряд-племя, а по количеству жетонов лучшие представители племён.
Каждый день на «Вечерней Заре» анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Вся воспитательная деятельность в период лагерной смены будет иметь патриотическую направленность
Собранным материалом оформляется проект «Путешествие в мир славянской культуры». В конце смены каждый отряд предоставляет защиту проекта.
На время лагерной смены все дети делятся на три отряда:
1 отряд «Поляне»
2 отряд «Древляне»
3 отряд «Дреговичи»
Легенда смены:
Разбилось зеркало раздора, разлетелись осколки в разные стороны и поразили сердца некогда дружных и живших, как единое целое, народов: белорусов, украинцев, россиян, имевших в древности общее название – славяне. Глубоко в сердце застряли осколки, зародив в сердцах людей зависть, вражду и ненависть друг к другу. Забыли они про то, что их когда-то объединяло, как они поддерживали друг друга в горе, как вместе радовались. Забыли, что «один в поле не воин». И повалились на их головы несчастья одно за другим. Не вынесли люди этого и обратились к древнейшему верховному божеству всех славян Роду с просьбой подсказать им, как же решить проблему.
Бог вечный, вседержитель Род!
Во всем, чему дано родиться,
С мгновенья первого живет
Твоя бессмертная частица!
Тобой одухотворено
Все, что живое от живого, -
И в землю павшее зерно,
И в сердце вспыхнувшее слово...
Твой дух летал в безвидной мгле
Над распростертою водою
Томясь о будущей земле
И небе с быстрою звездою...
Мгновенье минуло, - и вот
Ты в нас и с нами, и над нами:
`Природа`, `родина`, `народ` -
Все к Роду тянется корнями!
И ответили славяне:
Стоит нам объединяться,
Чтоб сильнее, крепче стать,
И бессмысленно стараться:
Дружбы нашей не отнять.
Все славяне духом вместе,
Было так и будет ввек,
Схоже все: стихи и песни,
Дружбой счастлив человек.
В течение 18 дней славяне будут жить в прошлом, обретая заново всё то, что было утрачено.
А помогать им Род попросил Белбога – хранителя и подателя добра, удачи, справедливости, счастья.
Прослышал про это вечный противник Белбога – Чернобог, ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. И решил он помешать Белбогу прекратить бедствия славян.
Что же делать: нет такой силы среди божеств, чтобы остановить сего страшного духа, даже сам Род здесь бессилен!
И вспомнил Род, что только волхвы могут укротить его, и решил для каждого племени дать по волхву, чтобы помогали они славянам и не давали Чернобогу нанести им зло.
2 июня происходит импровизированное перемещение славянских племён в городище Родниченск (школа и пришкольная территория – место размещения лагеря).
Отряды-племена живут по принципам дружбы, добра, единения, за благие дела свои, получая отличительные вымпелы, зарабатывая в течение смены звание лучшего племени. Но люди начисто забыли, такие слова, как «единение» и «дружба». Род понял, что так просто извлечь из их сердец осколки зеркала раздора не удастся, что славян учить жить в единении нужно заново. И он решил перенести их в те далёкие-далёкие времена, когда все они жили племенами, и эти племена дружили друг с другом.
И ответили славяне:
Стоит нам объединяться,
Чтоб сильнее, крепче стать,
И бессмысленно стараться:
Дружбы нашей не отнять.
Все славяне духом вместе,
Было так и будет ввек,
Схоже все: стихи и песни,
Дружбой счастлив человек.
В течение 18 дней славяне будут жить в прошлом, обретая заново всё то, что было утрачено.
А помогать им Род попросил Белбога – хранителя и подателя добра, удачи, справедливости, счастья.
Прослышал про это вечный противник Белбога – Чернобог, ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. И решил он помешать Белбогу прекратить бедствия славян.
Что же делать: нет такой силы среди божеств, чтобы остановить сего страшного духа, даже сам Род здесь бессилен!
И вспомнил Род, что только волхвы могут укротить его, и решил для каждого племени дать по волхву, чтобы помогали они славянам и не давали Чернобогу нанести им зло.
2 июня происходит импровизированное перемещение славянских племён в городище Родниченск (школа и пришкольная территория – место размещения лагеря).
Отряды-племена живут по принципам дружбы, добра, единения, за благие дела свои, получая отличительные вымпелы, зарабатывая в течение смены звание лучшего племени.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
Просмотр фильмов.
Концертно – развлекательные программы.
Игры –развлечения, викторины, соревнования.
Экологические марафоны.
Выставки рисунков и поделок.
- Организация и проведение традиционных лагерных мероприятий;
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере складывается из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
2.6. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
2.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
акцентирование внимания детей посредством элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
«места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно- нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
2.8. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
специализированные проекты и смены;
целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в летнем школьном лагере с дневным пребыванием эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная
безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления
безопасности жизнедеятельности в летнем школьном лагере , профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы,спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).
2.9. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в летнем школьном лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
2.10. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- творческий отчетный концерт для родителей;
- родительские форумы в мессенджерах детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.11. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются экологические тропы, тематические экскурсии:
профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей и т.д.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
2.12. Модуль «Цифровая среда воспитания»
Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и значимости очных воспитательных мероприятий для детей.
Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств. Развитие цифровой среды воспитания особенно актуально в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
Цифровая среда воспитания предполагает следующее:
- телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции и т.п.;
- формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма;
- онлайн-мероприятия в официальных группах детского лагеря в социальных сетях;
- освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря.
2.13. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными организациями народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм),
разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживанияьв условиях временного детского объединения – социальной микросреды,в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря
Система контроля за реализацией программы
Содержание и цель контроля | Методы контроля | Срок контроля | Кто проверяет | Выход на результат |
Подготовка программы летнего оздоровительного лагеря. Цель: проверить качество написания программы, ее соответствие основным направлениям воспитательной работы школы | Проверка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря | до 31 января 2022 г | Заместитель директора школы по УВР | Защита программы на педагогическом совете |
Контроль над подготовкой и организацией работы летнего оздоровительного лагеря (формирование списка воспитанников, комплектование штатного расписания, работа с родителями, издание приказов, подготовка документации по организации работы лагеря) | Проверка документации собеседование | до 15.03.2022 г 15.05.2022 г | Заместитель директора школы по ВР, начальник лагеря | Совещание при директоре
|
Контроль над трудоустройством несовершеннолетних Цель: проверить занятость подростков, состоящих на ВШК, «группы риска», ПДН, КДН в летний период | Взаимодействие с организациями, задействованными в трудоустройстве несовершеннолетних и их наставниками | Июнь - август | Социальный педагог | Совещание при директоре |
Подготовка и организация работы летнего пришкольного оздоровительного лагеря Цель: создание условий для приема детей, оформление помещений | Визуальный осмотр | До 28 мая 2022 г | Заместитель директора школы по ВР | Визуальный осмотр
|
Контроль над работой летнего оздоровительного лагеря. Цель: проверить реализацию программы, выявить наиболее удачные формы и методы работы с детьми | Посещение воспитательных мероприятий | 13.06.2022г. 11.07.2022г. | Директор школы, заместитель директора школы по ВР | Совещание при директоре
|
Контроль над качеством и безопасностью питания, организацией питьевого режима, санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока. Цель: контроль над работой пищеблока | Проверка закладки продуктов, выход продуктов, меню, соответствие срокам годности и выдачи продуктов. Режим питания | Ежедневно (июнь) | Начальник лагеря, директор школы | Совещание при директоре |
Контроль над планом воспитательной работы в лагере, журналов по технике безопасности, инструктажей. Цель: соответствие программе деятельности летнего оздоровительного лагеря, проведение инструктажей | Проверка планов воспитательной работы, инструктажей и журналов по технике безопасности | 1,3 недели (июнь,) | Директор, заместитель директора школы по ВР | Совещание при директоре |
Контроль над работой летнего оздоровительного лагеря. Цель: проверить организацию санитарных норм, проверка воспитанников на педикулез и чесотку | Визуальный осмотр | Еженедельно в течение работы лагеря | Медицинский работник | Визуальный осмотр
|
Анализ работы школы по организации летней кампании | Итоги летней оздоровительной кампании | сентябрь 2022 года | Заместитель директора школы по ВР, начальник лагеря | Совещание при директоре
|
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение
Методическое
1.Наличие программы лагеря, плана-сетки.
2.Должностные инструкции всех участников процесса.
3.Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
4.Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
5.Проведение ежедневных планёрок.
6.Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов
Мотивационное
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется задействовать социум села: Дом культуры, сельская библиотека, музей, местная амбулатория. По возможности задействовать районные структуры систем профилактики. Планируется организовать поездки в районный музей, пожарную часть г. Меленки, в Центр древнерусских ратоборств "Богатырская застава", руководитель коллектива Сергей Анатольевич Овсянкин
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение
1.Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (игровая комната, спортзал, актовый зал школы, территория лагеря, КДЦ с. Ляхи, сельская библиотека).
2.Материалы для оформления и творчества детей.
3.Наличие канцелярских принадлежностей.
4.Аудиоматериалы и видеотехника
Название | Описание |
Территория лагеря. | Площадка для проведения мероприятий, спортивных игр на свежем воздухе. |
Спортивный зал. | Наличие разнообразного спортивного инвентаря: скакалки, обручи, мячи. бадминтон. |
Медицинский кабинет школы. | Процедурное помещение: средства оказания первой доврачебной помощи. |
Игровая комната. | Настольные игры: шашки, различные игры для детей, книги, раскраски, DVD, музыкальный центр, мультимедийная установка. |
Столовая. | Столы, стулья. Столовые принадлежности. |
Кадровое обеспечение
- Начальник лагерной смены;
- Педагог-организатор;
- Физрук;
- Воспитатели;
- Школьный библиотекарь;
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает воспитатели и вожатые. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе смены, а также занимаются организацией отрядной жизни.
Факторы риска и меры их профилактики
№ п/п | Факторы риска | Методы профилактики |
1 | Неблагоприятные погодные условия. | Заменить мероприятием без выхода на улицу. |
2 | Жара. | Защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять длительное время, находится на открытом солнце. |
3 | Отсутствие воды. | Запас питьевой воды. |
4 | Травмы и ушибы. | Предупреждение и профилактика травматизма. Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов. Помощь медицинского работника. |
5 | Несоблюдение режима дня. | Разъяснительные беседы о необходимости соблюдения режима дня. |
6 | Инфекционные заболевания. | Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета. Беседы медицинского работника по теме. |
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления реализации программы
Организационно – педагогическая деятельность по реализации программы включает:
Комплектование штата лагеря кадрами;
участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных отделом образования Меленковского района;
совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
-осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
-утренняя гимнастика;
- соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
-принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере);
-организация пешеходных экскурсий;
-организация здорового питания детей;
-организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр; Беседы, проводимые медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
«Мой рост, мой вес»;
«О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»
Организация качественного питания детей.
В пришкольном лагере организовано двухразовое питание детей (завтрак, обед). За качество питания детей в школе отвечает повар и медицинский работник. В рацион включаются свежие овощи, фрукты и все необходимые и требуемые для детей продукты в соответствии с десятидневным меню.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;
Игры на сплочение коллектива;
Работа по развитию творческих способностей детей
Коллективно – творческие дела (в соответствие с ежегодным планом):
Просмотр фильмов.
Концертно – развлекательные программы.
Игры –развлечения, викторины, соревнования.
Экологические марафоны.
Выставки рисунков и поделок.
Работа по привитию навыков самоуправления
Выявление лидеров, генераторов идей;
Распределение обязанностей в отряде;
Закрепление ответственных по различным видам поручений;
Дежурство по игровым комнатам, столовой
Организация общественно - полезной работы с детьми (помощь по уборке территорий; полив клумб и др.) Работа по патриотическому воспитанию детей
Участие в Дне Села;
конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т. д.);
посещение музея района;
День памяти – митинг у памятника, конкурс рисунков на бумаге
сбор краеведческого материала : местный фольклор.
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила дорожного движения».
Мониторинг воспитательного процесса
В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворенности детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворенности педагогов от собственной деятельности в летнем лагере.
Ежедневно перед выходом каждый ребенок оставляет жетон, по цвету соответствующий его настроению, определяющий деятельность прошедшего дня. По количеству жетонов (по цвету) воспитатель заполняет отрядный дневник настроения.
За каждую неделю дела подводится итог качества работы, в конце смены общий итог.
Качество дня определяется по двум критериям:
1.Оценка качества дела педагогами.
2.Оценка дела детьми.
Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребенком по шкале количества цветных жетонов. Получив «картинку» качества прошедшего дня, можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые недостаточно высоко оценены.
Параметры для оценки педагогов:
1.Организация работы.
2.Содержательная насыщенность.
3.Эмоциональность.
4.Включенность детей в деятельность.
5.Качество.
Параметры для оценки детей:
1.Важно.
2.Интересно.
3.Дружно.
4.Полезно.
5.Впервые.
Если дело по всем параметрам прошло на «отлично» - жетон красный;
Если один или два параметра требуют более тщательного подхода к делу – жетон зеленый.
Если по большинству параметров требуется более тщательная подготовка – жетон синий.
В конце смены наглядно видно насколько была плодотворной работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Также можно узнать состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям).
Методы диагностики
- Проведение стартового анкетирования: каждый ребенок помещает в отрядный уголок смайлик настроения, с каким он пришел в лагерь и заполняет анкету.
- Проведение анкетирования по окончанию смены: каждый ребенок помещает в отрядный уголок смайлик настроения, с которым он покидает лагерь, заполняет анкету.
Этапы реализации программы
1.Подготовительный этап: характеризуется подготовкой к смене. Основные виды деятельности:
- разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели смен;
- подбор методического материала на основе учета тематики смен и контингента обучающихся;
- оформление помещений;
- обучение помощников воспитателей формам и методам работы с детьми и подростками;
- психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива;
- установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры;
-проведение родительских собраний, анкетирование родителей;
-оформление информационных стендов для обучающихся, родителей;
- размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте.
2. Организационный этап:
-встреча детей, расселение по возрасту и полу, формирование отрядов;
- проведение анкетирования детей, с целью определения их психического состояния и зон тревожности;
-знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря;
-привлечение детей и подростков разных категорий в кружки по интересам и различные виды КТД;
- открытие смены.
3.Основной этап: непосредственная реализация программы.
- реализация основной идеи программы;
- проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий;
-ежедневный контроль посещения детей с занесением отметки в журнале.
- наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, медицинских работников, воспитателей.
4.Заключительный этап: подведение итогов смены.
- защита проектов;
- заключительный гала-концерт;
- минута отрядного общения;
- анкетирование детей и их родителей по изучению удовлетворенности организацией лагерной смены;
5.Постлагерный этап:
-анализ данных психолого-педагогических диагностик;
-определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям;
-анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами;
-анализ качества продуктов социально-творческой деятельности детей.
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
на 2022 год
Дата | Мероприятие | Место проведения | Ответственные |
День первый
01.06.2022 | 1.Линейка (поднятие флага). 2. Анкетирование (на входе). 3. Минутка здоровья «Мой рост, мой вес» 4.Праздничная программа «День защиты детей» 5. Знакомство с легендой смены. 6.Проектирование отрядных комнат; - принятие правил поведения в лагере (проведение инструктажа) - обустройство мест жительства племён -выборы вождей отряда. 7.Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты, ДК | Педагог-организатор, воспитатели |
День второй
02.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2.Тренировочная эвакуация. 3. Спортивный час.. 4. Театрализованное представление «Мы – славяне!» 5. Рисунки на асфальте «Весёлое лето!» 6. Конкурс мыльных пузырей 7.Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День третий
03.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2. Познавательно – развлекательное мероприятие «Праздник дружбы и добра» 3. Спортивный час. 4. Работа мастерской. 5. Конкурс рисунков на асфальте «Под небом славян» 6. Спортивно-познавательная игра «Зов природы» 7. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты,
| Педагог-организатор, воспитатели |
День четвертый
06.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2. Игра «Ориентация в природе» (правила поведения и соблюдение ТБ в окружающем мире). 3. Конкурс инсценировок сказок Пушкина: «Что за прелесть эти сказки» 4.Спортивные соревнования «Веселые старты» 5. Конкурс рисунков «Там на неведомых дорожках» 6. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День пятый
07.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2. Час познаний «Минутка здоровья и безопасности» 3. Спортивный час. 4. Час творчества «Изготовление самой 5. Азбука здоровья: «Спорт-это здорово!» 6. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День шестой
08.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2. Мероприятие: «Мир славянской игрушки». Мастер-класс «Изготовление кукол-оберегов» 3. Акция «Энциклопедия для любознательных: путешествие в мир славянской культуры» 4.Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе. 5. Игра на «выживание» «Последний герой». 6. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День седьмой
09.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2.Профилактический час «Твоя безопасность на дороге» 3. Троицын день. Праздник русской Березки. 4. Мастер-класс «Травнички-обереги» 6.Игры на свежем воздухе. 7. Мастер класс по волейболу и баскетболу 8. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День восьмой
10.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2.Урок-викторина «Безопасность –важное дело». 3. Игра-путешествие «Я живу в России» 4. Выставка рисунков «Люблю тебя, моя Россия!» 4. «Славянские забавы» (разучивание подвижных народных игр славян) 7. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День девятый
14.06.2022
| 1. Линейка (поднятие флага). 2.Час познаний и практики «Дорога и пешеход» 3. Фольклорный час «Танцы народов мира» 4. Библио-десант «Со сказкой открываем мир разных народов» 5. «Славянские забавы» (разучивание подвижных народных игр славян) 6. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День десятый
15.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2. Праздник, посвященный дню открытию лагеря «Возьмемся за руки, друзья». 3. Конкурс рисунков на асфальте «Яркие краски детства». 4. Спортивная эстафета «Зов Джунглей». 5. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День одиннадцатый
16.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2. Минутка безопасности. 3. «Славянский подиум» (демонстрация моделей одежды славян, изготовленной из подручных средств) 5. Флешмоб «Чтение без перерыва» 6. Подвижные игры на свежем воздухе. 7. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День двенадца тый
17.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2. Минутка безопасности: «Правила безопасного поведения на воде», «Осторожно, клещи! 3. Игровая программа «Нам без шуток – никуда!» -Конкурс юмористических шаржей Как жили люди на Руси» 4. Славянский (комический) футбол 5. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День тринадцатыйтый
20.06.2022 | 1.Линейка (поднятие флага). 2. Минутка безопасности. 3. Праздник славян «Летний Новый Год»: - Встреча с Дед Морозом и Снегурочкой. 4. Конкурс Летней снежинки. 5. Мастер-класс «Искусственный снег. 6. Спортивные игры на свежем воздухе. 7. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День четырна дцатый
21.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2. Минутка здоровья и безопасности 3. Литературно – музыкальное развлечение «По страницам любимых книг». 4. Работа мастерской. 5. Выставка рисунков «Герои любимых сказок». 6. Экскурсия в библиотеку “Библиотека - страна чудес”. 7. Игры на свежем воздухе. 8.Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День пятнадцатый
22.06.2022
| 1.Линейка (поднятие флага). 2. Минутка безопасности. 3. Акция «Голубь мира» 4. Литературно – музыкальная композиция «Эти песни спеты на войне». 5. Возложение цветов к обелиску. 6.Конкурс удальцов-молодцов «Богатырские потехи» 7. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День шестнадцатый
23.06.2022
| 1. Линейка (поднятие флага). 2. Минутка безопасности. 3. Экологическая акция «Чистота спасет мир»; 4. Спортивный час. 5. Музыкально-экологический праздник славян «Берегите землю, берегите». 6. Конкурс рисунков «Природа и мы» 7. Работа в мастерской: «Изготовление листовок в защиту окружающей среды» 8.Линейка (спуск флага).
| Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
День семнадцатый
24.06.2022
|
1.Линейка (поднятие флага). 2. Минутка безопасности. 3. Спортивный час. 4. Фольклорный праздник: «Путешествие в страну: Фольклороград» 5. Конкурс русской частушки. 6. Подвижные игры-соревнования: «Танец на пяточках», «Веселое приседание». 8. Линейка (спуск флага). | Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, |
День восемнадцатый
27.07.2022
|
1.Линейка (поднятие флага). 2. Минутка безопасности. 3. Спортивный час. 4. «Славянская ярмарка» - праздничное костюмированное мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены. 5. Работа мастерской: «Коллективный коллаж «Пожелания друзьям». 6. Дискотека «Зажигай!». 7. Игры на свежем воздухе. 5. Линейка (спуск флага).
| Территория лагеря, Отрядные комнаты
| Педагог-организатор, воспитатели |
Работа с активом лагеря | ||||||
02.06.22 г. | 1.Проведение тренировочной эвакуации на случай пожара.
| Отрядные комнаты, территория лагеря. | Педагог-организатор, воспитатели |
| ||
01.06.22 г. | 1.Проведение инструктажей. | Отрядные комнаты. | Воспитатели |
| ||
В течение смены | Поездка в |
| Начальник лагеря, Педагог-организатор |
| ||
Работа с родителями | ||||||
В течение смены. | Встречи с начальником лагеря, воспитателями. | Личный кабинет. | Начальник лагеря |
| ||
В течение смены. | Индивидуальные беседы. | Личный кабинет. | Педагог-организатор, начальник лагеря, воспитатели. |
| ||
22.06.2022г. | Анкетирование по выявлению степени удовлетворенности родителей организацией лагеря. | Отрядные комнаты. | Педагог-организатор |
| ||
Индивидуальная работа с детьми | ||||||
В течение смены | Занятия по интересам.
Беседы по правилам поведения, культуре общения. | Отрядные комнаты | Воспитатели
|
| ||
02.06.22 г. | Беседа по пожарной безопасности. | Отрядные комнаты | Ответственный за пожарную безопасность в лагере |
| ||
В течение смены. | Инструктаж по правилам дорожного движения «Твой путь домой». | Отрядные комнаты | Педагог-организатор, воспитатели |
| ||
Работа с кадрами | ||||||
Ежедневно | Планерка. | Личный кабинет вожатой. | Педагог-организатор
|
|
Примерный план работы
по физическому воспитанию в оздоровительном лагере
№ п/п | Вид работы | Время |
| Ответственный | |
1 | 2 | 3 |
| 4 | |
| Организационная работа | ||||
1 | Разработка календарного плана спортивно-массовых мероприятий. | До открытия лагеря. |
| Ответственный за спортивную работу. | |
| Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа | ||||
1
| Проведение утренней гимнастики. | Ежедневно |
| Ответственный за спортивную работу лагеря, воспитатели | |
2 | Инструктаж физоргов, командиров команд, ответственных за утреннюю гимнастику о тренировках отрядных и сборных команд; организация соревнований в отряде и в лагере. | В течение всей смены |
| Ответственный за спортивную работу. | |
3 | Игры на свежем воздухе | В течение всей смены |
| Воспитатели. | |
| Пропагандистская работа | ||||
1 | Оформление отрядных уголков. Оформление информационного стенда. Освещение итогов дня. Защита проектов. | Первая смена лагеря |
| Ответственный за спортивную работу, Педагог-организатор, воспитатели. |
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Критерии | Показатели | Методы отслеживания результатов |
Укрепление здоровья воспитанников: способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, привитию навыков здорового образа жизни и интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом | Показатели здоровья детей (в начале и конце смены) Повышение количества участвующих в спортивных соревнованиях Снижение заболеваемости во время лагерной смены | Медицинское наблюдение Педагогическое наблюдение Количество участников спортивных соревнований и мероприятий |
Оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей | Количество детей из малообеспеченных семей | Учет заявлений родителей на посещение лагеря дневного пребывания детей |
Развить умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой активности Расширение кругозора детей. | Повышение интереса к проводимым занятиям в % отношении | Анкетирование, участие в интеллектуальных мероприятиях |
Развить коммуникативные способности и толерантность. Повышение творческой активности детей через коллективно-творческие дела, социально-значимую деятельность, стремление к культурной жизни, доброте, красоте, снижение эмоционального напряжения | Отсутствие негативных инцидентов, правонарушений, рейтинг проводимых мероприятий (экскурсии, музеи, выставки) | Анкетирование, индивидуальные беседы |
Развивать навыки коммуникативного общения, содействовать развитию социального опыта и реализации творческого потенциала детей | Повышение количества детей, участвующих в проводимых мероприятиях. Устойчивый интерес к творческой деятельности и расширению кругозора | Качество продуктов творческой деятельности детей (концерты, мероприятия, выставки, конкурсы) |
Получение навыков культурного поведения, соблюдения моральных норм, правильных коммуникативных отношений. Осуществлять профилактику противоправного поведения обучающихся | Отсутствие конфликтных ситуаций | Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов). Анализ данных уровня развития социальной активности личности |
Приложение №1
Анкеты (на входе)
Мы снова вместе!
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Фамилия, имя, отчество_________________________________________
Дата рождения: число ____, месяц _____________, год __________.
В какой класс перешёл _________________________________________
Я пришёл в лагерь для того, чтобы _______________________________
Вожатого представляю себе как _________________________________
Моё самое любимое занятие ____________________________________
Мои первые впечатления о лагере _______________________________
Каким должен быть житель вашего дома _______________________
Есть ли у тебя аллергия (на что)? ________________________________
Был ли ты в лагере раньше? (каком) _____________________________
Любишь ли ты общаться с людьми? ______________________________
Как ты относишься к спорту? ___________________________________
Приложение №2
Анкеты (последний день смены)
по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
1. Что ты ожидал (а) от лагеря?_______________________________________
2.Что тебе понравилось в лагере?_____________________________________
3.Что тебе не понравилось?___________________________________________
4.Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? ______
5. Было ли скучно в лагере?_________________________________________
6. Было ли тебе страшно?___________________________________________
7. Что бы ты хотел (а) пожелать себе?__________________________________
8.Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?________________________
9. Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам ?. ___________________________
10.Самое важное событие в лагере? Было или оно?_______________________
11. – Закончи предложения: Я рад, что ________________________________
Мне жаль, что ______________________________________________________
Я надеюсь, что ___________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память _______________________________
Приложение №3
Анкета по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены (на выходе)
1. Чего ты ожидал от лагерной смены?
( из предложенного списка выбери три варианта ответа)
- встреч со знаменитыми, интересными людьми
- просмотра новых художественных и мультипликационных фильмов
- возможность попробовать себя в роли жюри
- возможности проявить себя в разных направлениях
- зрелищности и веселья
- приятного времяпровождения
- ничего
- свой вариант
2. Насколько оправдались твои ожидания?
- оправдались полностью, все было здорово
- могло быть и лучше
- программа была скучной и неинтересной
-Мне запомнилось только_________________________________________
__________________________________________________________________
- свой вариант ______________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.Кем ты был в течении смены?
- членом детского жюри
- активным участником всех дел
- заинтересованным зрителем
- наблюдателем
- свой вариант ___________________________________________________
_______________________________________________________________
Если бы ты был организатором, то изменил бы (убрал, добавил …)
________________________________________________________________
Твое самое яркое впечатление о лагере
Приложение №4
Анкета
по выявлению степени удовлетворенности родителей
организацией лагеря
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей
Удовлетворены ли Вы?
| ДА | Частично | НЕТ | Затрудняюсь |
Организацией отдыха вашего ребенка |
|
|
|
|
Организацией оздоровления вашего ребёнка |
|
|
|
|
Организацией питания в лагере |
|
|
|
|
Учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере. |
|
|
|
|
Возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка. |
|
|
|
|
Организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий. |
|
|
|
|
Участием ребенка в мероприятиях. |
|
|
|
|
Организацией работы кружков и секций. |
|
|
|
|
Взаимодействием всех организаций на территории села по организации отдыха и оздоровления детей |
|
|
|
|
Ваши пожелания:
Приложение №5
Атрибутика
2