Пояснительная записка
к программе воспитания и социализации воспитанников среднего школьного возраста 12-14 лет
ГБОУ СКОШИ №62
на 2020-2021 учебный год
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Данная программа составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
АООП ООО для слепых и слабовидящих детей.
Устав Школы-интерната.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении»
Действующая программа воспитания и социализации обучающихся ГБОУ «СКОШИ №62 3-4 вида» 2020-2021 учебный год
Программа адресована для воспитанников среднего школьного возраста 12-14 лет ГБОУ «СКОШИ №62 3-4 вида». Она рассчитана на один год, при этом возможно внесение корректив.
Назначение программы создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации и саморазвития личности воспитанника.
Актуальность программы заключается в том, что для детей со зрительной патологией ситуация вынужденного ограничения социальной активности, влечет за собой ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта ребенка с нарушением зрения. В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная внеурочная деятельность, направленная на всестороннее и полное развития ребенка с ОВЗ по зрению.
Программа представляет собой комплекс воспитательных часов по подпрограммам курсов внеурочной деятельности, общешкольных мероприятий, проводимых с воспитанниками, направленных на всестороннее и полное развития ребенка с ОВЗ по зрению на ступени ОО, и содержащих средства их реализации. Внеурочная деятельность в рамках Программы осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся в процессе их обучения, воспитания и социализации.
1.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Основной целью внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год для воспитанников среднего школьного возраста 12-14 лет является формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этой цели, анализа работы за прошлый год были поставлены следующие задачи на 2019-2020 учебный год:
• Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки, повышение уровня самооценки и мотивации детей – инвалидов по зрению;
• Ориентация учащихся на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом традиций и потребностей современного общества;
• Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности;
• Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей у детей;
• Создание условий для сохранения здоровья учащихся;
• Увеличение степени самостоятельности незрячих и слабовидящих детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
Профессиональная ориентация, построенная с учётом физических возможностей каждого учащегося;
• Предотвращение межличностных конфликтов, профилактика преступности и наркомании.
• коррекция вторичных недостатков развития у детей с нарушениями зрения формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Основные принципы программы:
-принцип гуманистической направленности, предполагающий отношение педагога к слабовидящим и слепым обучающимся, как к ответственным субъектам своего развития;
оказание специальной психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и саморазвитии личности;
-принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечивает целостность, преемственность и взаимосвязь между основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательным, процессуальным, технологическим и результативным; урочной и внеурочной деятельностью; всеми участниками внеурочной деятельности; региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования);
-принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм, способов организации деятельности, направленных на удовлетворение особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слабовидящих и слепых обучающихся;
-принцип добровольности, предполагающий свободу выбора слабовидящим обучающимся различных видов деятельности, добровольное участие в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных возможностей;
-принцип успешности и социальной значимости, направленный на формирование у слабовидящих и слепых обучающихся потребностей в достижении личностно значимых и коллективных результатов, на создание ситуации успеха в личностной и общественно значимой деятельности.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость учета в ГБОУ СКОШИ № 62 при реализации Программы воспитания и социализации слабовидящего обучающегося определенных факторов:
зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;
целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;
широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);
целенаправленного руководства учебно-практической деятельностью;
расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования и расширения понятий;
обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;
развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
предъявления информации преимущественно в наглядно-образной форме;
целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;
максимального расширения образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;
специальной организации (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;
преимущественного использования индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учета темпа учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных потребностей;
развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
целенаправленного социально-личностного, эмоционального, познавательного, моторного развития;
формирования познавательных действий и ориентировки в микро и макропрстранстве;
целенаправленного формирования умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
постановка и реализация на внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;
нивелирования негативных и поведенческих качеств характера и профилактики их возникновения.
активное обогащение (коррекция) социального опыта слабовидящего обучающегося.
2. Сроки реализации программы: Учебный год 2020-2021
3. Формы реализации программы
Программа состоит из 4 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности подростков и направлена на решение спланированных задач.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
| № | Название раздела | Количество часов | |
| 1 | Духовно- нравственное | 34 | |
| 2 | Общекультурное | 34 | |
| 3 | Спортивно-оздоровительное | 34 | |
| 4 | Социальное | 34 | |
Духовно-нравственное направление | |
Цель | Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности | |
Задачи | Формирование представления о духовных и нравственных ценностях. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе. | |
Формы реализации программы | Воспит. часы «Человек в обществе: обязанности и права», «У войны не женское лицо»; культпоходы в театры, кинотеатры, музеи, на выставки; просмотр и обсуждение кинофильмов с тифлокоментариями, День Дружбы, День Учителя, День народного единства, мероприятия, посвященные дню инвалидов. • День Конституции; • Цикл бесед «Правовое воспитание» • Акции «Георгиевская ленточка», «Спасибо за Победу», (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда); • уроки мужества (мероприятия, посвящённые Дню Победы); • День России; • конкурс инсценированной патриотической песни; | |
Ожидаемые результаты | Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников. Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности. | |
Общекультурное направление «Культура общения» |
Цель | формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях. |
Задачи | формировать устойчивую положительную самооценку школьников развивать коммуникативные способности школьников; Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими. |
Формы реализации программы | беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы; участие в проектах общекультурной направленности, кружки доп. образования вне школы: муз. школа – Рыгзенова Д., библиотечные уроки |
Ожидаемые результаты | Повышение уровня общей культуры школьников: обогащение личного опыта общения детей; ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения; овладение нормами речевого этикета и культуры поведения. овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок». |
Спортивно-оздоровительное направление « Здоровейка» |
Цель | Создание условий для мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, формирование потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. |
Задачи | формировать установки на ведение здорового образа жизни; охрана жизни и укрепление здоровья детей с тяжёлой патологией зрения; Формирование негативного отношения к вредным привычкам. Повышение активности обучающихся в делах класса, формирующих умение и потребность вести здоровый образ жизни. |
Формы реализации программы | Проведение воспит.часов по программе «Здоровейка», участие учащихся в спортивных секциях, проведение физкультминуток на занятиях; беседы о ЗОЖ (серия воспит.часов и информационных устных справок, выпуск классных листовок «Как относиться к курению», «Для чего надо соблюдать режим дня», «Горячее питание - правильное питание»; участие в спортивных мероприятиях на параллели (кросс, командные игры), хореография. |
Ожидаемые результаты | Улучшение показателей физического здоровья. Овладение культурой здоровья. Формирование негативного отношения к вредным привычкам. Умение вести здоровый образ жизни. |
Социальное направление «Мир, в котором мы живем» |
Цель | Создание условий для достижения учащимися с ОВЗ необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося с ОВЗ. |
Задачи | Расширение знаний о человеке (человек - часть социума, человек в общении с другими людьми, терпимое отношение к людям). Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся. Формирование потребности активно участвовать в социальной жизни класса, школы, города, страны. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем. |
Формы реализации программы | Проведение воспит.часов по программе «Мир, в котором мы живем»: о символике РФ и Бурятии, Уставе школы; социально-значимые акции, экологические акции, КТД: декада Дружбы, дополнительное образование «Мульттерапия» и т.п. ; подготовка и участие в классных, общешкольных концертах для родителей, в Новогодних праздниках; беседа «Азбука безопасности» (правила безопасного поведения дома и в общественных местах), воспит час «Поздравь ветерана», посвящённый Дню Победы; организация и проведение классных праздников, посвященных 8 Марта и 23 Февраля; участие в субботниках и школьных благотворительных акциях; индивидуальная работа с родителями обучающихся. |
Ожидаемые результаты | Активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, города, страны. Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем. Формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам. Повышение уровня социальной комфортности в коллективе. |
Коррекционно-развивающая направленность воспитания предусматривает в программе
использование специальных приёмов, методов наблюдения с опорой на сохранные анализаторы слух, осязание, обоняние, что позволяет:
развивать процессы компенсации, сохранение остаточного зрения;
сглаживать недостатки познавательной деятельности;
находить возможности в становлении личности слепых и слабовидящих детей;
развивать у детей навыки зрительно – пространственной адаптации;
осуществлять взаимосвязь содержания воспитательной работы с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми на специальных коррекционных занятиях;
выявление и коррекция имеющихся у детей вторичных отклонений в развитии
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
5. Универсальные учебные действия, формируемые в процессе реализации программы внеурочной деятельности в основной школе.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,
- уважительное отношение к иному мнению,
- положительное отношение к школе,
- навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
В результате освоения программы, обучающиеся получат возможность:
- овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,
- сформировать эстетические ценности и чувства,
- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,
- сформировать элементарные основы экологической культуры.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу,
- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
В результате освоения программы, обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения программы, обучающиеся научатся:
- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
- задавать вопросы,
- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.
В результате освоения программы, обучающиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,
- формулировать собственное мнение и позицию,
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения программы, обучающиеся научатся:
- слушать и понимать речь других людей,
- работать по предложенному учителем плану,
- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
В результате освоения программы, обучающиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме,
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,
- обобщать,
- устанавливать аналогии,
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
Диагностика эффективности реализации программы воспитания и социализации.
Основные результаты реализации программы воспитания и социализации учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированности познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.
Компетенции ученика | Показатели | Методический инструментарий |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации. | 1.Познавательная активность учащихся. 2.Произвольность психических процессов. 3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности) | 1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка. 2.Педагогическое наблюдение. |
Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива. | 1.Коммуникабельность. 2.Знание этикета. 3.Комфортность ребёнка в школе. 4.Сформированность совместной деятельности. 5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами. 6.Соблюдение социальных и этических норм. | 1. Педагогическое наблюдение. 2. Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью». 3.Наблюдения педагогов. |
Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося. | 1.Нравственная направленность личности. 2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. 3.Развитость чувства прекрасного. | 1. Н.П.Капустин Методика определения уровня воспитанности учащихся. 1. Н.П.Капустин Методика определения уровня воспитанности учащихся. 2. Педагогическое наблюдение 3. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) |
Критерии оценки результатов
Критерии оценки результативности воспитательного процесса в рамках предлагаемой воспитательной системы:
1. Критерий здоровья:
Показатели физического здоровья;
Овладение культура здоровья;
Умение вести здоровый образ жизни.
2. Критерий психологического комфорта:
Чувство защищенности, уверенности,
оптимистичности;
Познавательная активность, инициатива;
Стремление к совместной деятельности;
Открытость к другим лицам вне коллектива
Позитивность эмоционального отношения к будущему.
3. Критерий развития:
Уровень мотивации, характер жизненных ценностей, открытость, коммуникативность, трудолюбие;
Адекватность, действенность самооценки, степень реализации внутреннего потенциала;
Гражданские качества (ответственность, патриотизм, интернационализм, уважительное отношение к закону);
Нравственные качества (устойчивость, умение сотрудничать, забота о людях);
- Сформированность представления о жизненных целях;
Формирование представлений о возможном выборе профессий;
Выявление индивидуального своеобразия личности.
4. Критерий воспитания:
Ориентация на позитивную оценку своего поведения со стороны взрослых;
Стимулирование личностно- поведенческого совершенствования;
Развитие самоорганизации, самодисциплины;
Развитие сложностей с учетом принципа индивидуальной дифференциации в образовании.
5. Критерии социальной устойчивости:
Престиж класса, школы, педагогов;
Показатель социальной адаптации после окончания школы;
Наличие презентабельных результатов деятельности (выставки, доклады, выступления и т.д.).
Результативность участия в общешкольных и городских мероприятиях в течение года
№ п/п | Ф.И. ученика или группы учащихся в командном первенстве | Название конкурса, мероприятия | Уровень (школьный, муниципальный, областной, всероссийский) | Сроки проведения | Результат (сертификат участника, призеры и .т.д.) |
1 | Будаев А | | | | |
2 | Соктоев Б | | | | |
3 | Какабадзе В | | | | |
4 | Бачина Д | | | | |
5 | Митрофанов В | | | | |
6 | Рыгзенова Д | | | | |
7 | Басова Ж | | | | |
8 | Аюров А | | | | |
9 | Эрдынеева А | | | | |
10 | Шагланов В | | | | |
11 | Сайдуков О | | | | |
12 | Янькова Н | | | | |
13 | Балданова О | | | | |
Приложение 1
Планирование по ППБ
№ | ТЕМА |
1 | Предупреждение по ППБ»- инструктаж. |
2 | При пожаре не сидим, набираем 01! |
3 | Как вести себя во время пожара в школе. |
4 | Пожарная безопасность. |
5 | Тренировочная эвакуация |
6 | Инструктажи в нач и в конце четверти |
Приложение 2
Планирование ПДД.
№ | ТЕМА |
1 | Занятие «Дорожные знаки». |
2 | Экскурсия. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке |
3 | Детский дорожно-транспортный травматизм. Занятие «Школа светофорных наук». |
4 | Работа над проектом по теме «Мы знаем правила дорожного движения!» |
5 | Инструктажи в нач и в конце четверти |
Приложение 3
Планирование по безопасности жизнедеятельности:
№ | ТЕМА |
1 | Шалости и травмы в школе и дома. |
2 | Как уберечься от ушибов и переломов. |
3 | Правила безопасности в лесу |
4 | Личная безопасность школьника. |
5 | Инструктажи в нач и в конце четверти |
Приложение 4.
Работа с родителями.
Задачи:
Работа с родителями
1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Изучение семей учащихся;
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований;
4.Совместное проведение досуга.
Свободное общение
1. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;
2. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения;
№ | Проводимые мероприятия | Соки проведения |
1 | Выбор родительского комитета | сентябрь |
2 | Взаимодействие с социальным педагогом школы | В течение года |
3 | Участие инициативной группы родителей в мероприятиях с учащимися класса | В теч.года |
4 | Посещение на дому | По мере необходимости в течение года |
5 | Беседы с учащимися «группы риска» и их родителями | В течение года |
6 | Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями | В течение года |
7 | Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка к новому учебному году, организации внеклассных мероприятий | Июнь, в теч. года |
8 | Диагностические мероприятия | согласно плану ВР |
9 | Родительские собрания | В течение года |
10 | Индивидуальные консультации по вопросам воспитания, обучения, развития, общения и др. | В течение года |
Материально-техническое обеспечение программы:
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий
материалы для оформления и творчества детей
канцелярские принадлежности
аудиоматериалы и видеотехника
компьютеры
телевизоры
мультимедийные проектор
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для группы среднего школьного возраста
на 2020-2021 учебный год.
| духовно-нравственное направление | Общекультурное направление | Спортивно-оздоровительное | социальное |
сентябрь | | 1.09 | 2.09 | 3.09 |
Воспитательские часы | | День знаний. 75 лет Победы. Беседа. Образование и самообразование. | Введение 3 часа. Здоровье и здоровый образ жизни. Беседа | Школьная жизнь по правилам Беседа |
дата | 7.09 | 8.09 | 9.09 | 10.09 |
Воспитательские часы | Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Беседа. Ценностное отношение к России, своему народу, краю; страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции. | Виды общения Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты. | Физическая активность и здоровье. Практическое занятие | Выборы делегатов в школьную Думу. Акция Выборы в органы самоуправления в классе.. |
дата | 14.09 | 15.09 | 16.09 | 17.09 |
| Золотое правило нравственности. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. | Мы можем понимать друг друга (4часа). Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. | Выпуск санитарного бюллетеня о здоровом образе жизни. Выпуск листовок «Как относиться к курению», Практическое занятие. | Акция « Очистим территорию от мусора» Уборка и благоустройство школьной территории |
дата | 21.09. | 22.09. | 23.09 | 24.09 |
Воспитательские часы | Добро и зло. Что такое добро? Что такое зло? | Мы можем понимать друг друга. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. | При пожаре не сидим, набираем 01! | Акция ко Дню пожилого человека. Изготовление поделок. Коллективное творческое дело. (КТД) |
октябрь | 28.09 | 29.09 | 30.09 | 1,10 |
Воспитательские часы | « Легко ли быть милосердным». 1 октября – День пожилых людей. Беседа -дискуссия | Мы можем понимать друг друга. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. | Питание и здоровье.4 часа. Правильное питание – залог здоровья. Беседа. Основы правильного питания. Определение понятий «пищевые продукты», «питательные вещества», функции питательных веществ. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года | Конкурс стенгазет ко Дню Учителя. Подготовка и участие в конкурсе. |
дата | 5.10 | 6.10 | 7.10 | 8.10 |
Воспитательские часы | Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?» Получают представление о труде, как основе жизни. Разбираются почему труд – основа жизни. | Мы можем понимать друг друга. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга» | Секреты здорового питания. Беседа. Гигиенические условия нормального пищеварения. Самые полезные продукты. Понятие «витамины». Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Биологическая роль витаминов и их практическое значение для здоровья человека. Недостаток и избыток витаминов в организме. | Дом, в котором я живу. Экскурсия по городку. |
дата | 12.10. | 13,10. | 14.10 | 15.10. |
Воспитательские часы | «Осенний марафон» - игра-конкурс. Быть человеком-учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Воспитание | Мастерская слова (3часа). Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. | Культура питания. Этикет. Занятие-чаепитие «Приглашение к чаю». Практическое занятие. Гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Влияние сервировки стола, внешнего вида и качества приготовленной пищи на аппетит. Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» |
дата | 19.10. | 20.10. | 21.10. | 22.10. |
Воспитательские часы | «Что я знаю о Конституции РФ?» Конституция Российской Федерации. Основные разделы; статьи. О защите детей. | Мастерская слова Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. | Познавательный фильм «Какой вред приносит человеку курение». Творческая работа- Конкурс рисунков. Умение представить и защитить свою работу | Главные праздники страны «День примирения и согласия». Беседа. |
дата | 26.10. | 27.10. | 28.10. | 29.10 |
Воспитательские часы | Что значит любить Родину? Что значит любить Родину? Что такое Родина? Стихи и песни о Родине. | Мастерская слова Конкурс приглашений. | Занятие «Дорожные знаки». Инструктажи перед каникулами | Чему учит история родного края. Беседа. |
ноябрь | 9.11 | 10.11 | 11.11 | 12.11 |
Воспитательские часы | Жить в мире доброты и красоты. Дается представление о доброте, о добрых делах. Говорится о том что доброта красит человека. | Вежливая речь (3часа). Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. | Мое здоровье в моих руках. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Беседа. Чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. | Акция «Подарок любимой маме» Изготовление поделок. КТД |
дата | 16.11 | 17.11 | 18.11 | 19.11 |
Воспитательские часы | Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое. Дается представление о личной гигиене, о ее необходимости. Рассматриваются способы закаливания. | Вежливая речь Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. | Детский дорожно-транспортный травматизм. Игра «Школа светофорных наук». | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!». Презентация «История Российской Армии» |
дата | 23.11 | 24.11 | 25.11 | 26.11 |
Воспитательские часы | Роль подростка в семье. День матери. Семья. Функции семьи. Роли в семье. Роль подростка в семье | Вежливая речь Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры. | Как вести себя во время пожара в школе | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!». Беседа « За что я люблю Россию» |
декабрь | 30,10 | 1.12 | 2.12 | 3.12 |
Воспитательские часы | Любовь к ближнему. Узнают об организациях помогающих нуждающимся. | Учимся писать письма (2часа). Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. | Спортивные игры и эстафеты. «Веселые старты» | Проект «Есть такая профессия –Родину защищать!» Сочинение на тему: «Мое Отечество!». Конкурс рисунков и фотографий. |
дата | 7.12 | 8.12 | 9.12 | 10.12 |
Воспитательские часы | Памятный день 9 декабря – День Героев Отечества. Алдар Цыренжапов – герой России Урок мужества « Прикоснись сердцем к подвигу» | Учимся писать письма Занятие практикум «Я вам пишу…». | Домашняя аптечка. Посещение мед. кабинета. Понятие «аптечка». Лекарственные и перевязочные материалы, которыми комплектуется аптечка первой медицинской помощи. Работа с аптечкой первой медицинской помощи. | День прав человека. Беседа. |
дата | 14.12 | 15.12 | 16.12 | 17.12 |
Воспитательские часы | О дружбе. Что такое дружба? Кто такой друг? Почему надо ценить настоящую дружбу? | Правила и законы общения (3часа). Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Составление режима дня подростка. Беседа. Правильная организация режима дня — залог здоровья. Чередование умственного и физического труда. Полезные привычки. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия | Презентация « Будущее воды зависит от нас». |
дата | 21.12 | 22.12 | 23.12 | 24.12 |
Воспитательские часы | Волшебный замок. (Турнир вежливости) Разбираемся почему вежливость важные компонент нашей жизни. Узнаем кого называют вежливым. | Правила и законы общения Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. | Профилактика заболеваний зубов. Беседа. Гигиена полости рта. Меры, необходимые для профилактики зубных болезней. Вредные привычки, способствующие повреждению и 8 заболеваниям зубов. Основные гигиенические правила, способствующие сохранению здоровья полости рта. Инструктажи перед каникулами | Акция «Забота о птицах». Изготовление кормушек. КТД |
дата | 11.01 | 12.01 | 13 .01 | 14.01 |
Воспитательские часы | Зима пришла. Получают возможность наглядной демонстрации изменений природы через экскурсию. Беседа о приметах зимы; о красоте; о зимнем труде | Правила и законы общения Тест–игра «С тобой приятно общаться». | Береги зрение смолоду. Гимнастика для глаз. Беседа. Практическое занятие. Основные формы нарушения зрения у учащихся и их профилактика. Гигиена зрения: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Гимнастика для глаз. Гигиенические нормативы, их значение для глаз при пользовании компьютером, телевизором. Аутотренинг зрения. Экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. Травмы глаза, их предупреждение, меры первой доврачебной помощи. Гимнастика для глаз. | Акция «Книжкино новоселье». Пополнение фонда детской литературы в школьной библиотеке. |
дата | 18.01 | 19.01 | 20.01 | 21.01 |
Воспитательские часы | Ученье – труд. Разбираются почему ученье главный труд каждого ученика. | Мы живем среди людей (2часа). Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. | Презентация «Алкоголь – враг здоровья» | Лыжная прогулка |
дата | 25.01 | 26.01 | 27.01 | 28.01 |
Воспитательские часы | 27 января. День снятия блокады города Ленинграда. Проект. | Мы живем среди людей Игра-путешествие «Вокруг света». | Личная безопасность школьника. Беседа. Правила безопасного поведения дома, в школе, в общественных местах, у водоемов. Соблюдение правил пожарной и дорожной безопасности. | Семейные традиции. Семейный праздник. |
дата | 1.02 | 2.02 | 3.02 | 4.02 |
Воспитательские часы | « Святыни Российской державы: герб, гимн, флаг».. Знакомятся с символами нашей страны и со значениями. | Культура спора (3часа). Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. | Как избежать искривления позвоночника. Правильная осанка. Упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. | Акция «Добрые дела и поступки». Беседа и рассказы детей. |
дата | 8.02 | 9.02 | 10.02 | 11.02 |
Воспитательские часы | Режим, система, порядок. Узнают почему режим, система и порядок играют большую роль в жизни успешного человека | Культура спора. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны. | Экскурсия «Природа – источник здоровья». Прогулка на свежем воздухе. Значение свежего воздуха, зеленых насаждений для здоровья. | Акция «Забота о птицах». |
дата | 15.02 | 16.02 | 17.02 | 18.02 |
Воспитательские часы | Творчество в веках. Получают возможность познакомится с главными направлениями искусства. | Культура спора. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны. | Я в школе и дома. Интерактивная беседа «Гигиена подростков»- Гигиена кожи, одежды, обуви. Свет, мой зеркальце, скажи... – советы по уходу за кожей, волосами, ногтями. | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!». Презентация « Героями не рождаются, героями становятся». |
дата | 22.02 | 23.02 | 24.02 | 25.02 |
Воспитательские часы | Сагаалган. Викторина. Ценностное отношение к Бурятии, своему народу, страницы истории национ.праздника. | Пожелания «Сагаан hараар» Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. | Здоровье и домашние задания. Создание памятки школьника «Как правильно выполнять домашние задания». Практическое занятие. Как правильно выполнять домашние задания. Чередование умственного труда и отдыха. Переутомление и утомление. | Игра «Из чего же, из чего же, из чего же…» КВН между девочками и мальчиками. |
дата | 1.03 | 2.03 | 3.03 | 4.03 |
Воспитательские часы | Масленица. Народные традиции. Народная Культура. Культурные нормы и ценности. | Пожелания «Сагаан hараар» . Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность. | Понятия «внимание», «работоспособность». Игровые задания: «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия». Произвольное и непроизвольное внимание. Значение внимания в жизни человека, влияние на успехи в учебе. | Я – гражданин РФ. Презентация « Что такое гражданство?» |
дата | 8.03 | 9.03 | 10.03 | 11.03 |
Воспитательские часы | Мир семейного очага – Международный женский день. Выставка. Семейные ценности и традиции Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура | Дети и взрослые (2часа). Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора. | Шалости и травмы в школе и дома. Беседа. Правила безопасного поведения в школе и дома. Первая медицинская помощь при различных травмах. | ПДД Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки. |
дата | 15.03 | 16.03 | 17.03 | 18.03 |
Воспитательские часы | « Что мы знаем о народах, населяющих Россию». | Дети и взрослые. Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора. | Презентация «Опасны ли мобильные телефоны». Инструктажи перед каникулами | Профессии наших родителей. Встреча и рассказы родителей о своих профессиях. |
дата | 22.03 | 23.03 | 24.03 | 25.03 |
Воспитательские часы | Кому нужна помощь в наши дни. Узнают о тех категориях граждан которым нужна помощь. Узнаем о том кто такие волонтеры и чем они занимаются. | Искусство делать комплименты Занятие-практикум (1час). Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами. | Игра–викторина «Мода и школьные будни». Игра–викторина. Школьная форма обязывает. Одежда и обувь в школу. Модные акценты, модные идеи. | Акция «Чистый дом». Уборка и благоустройство кабинета, спальни. |
дата | 5.04 | 6.04 | 7.04 | 8.04 |
Воспитательские часы | Международный день детской книги и Всемирный день поэзии. | Об одном и том же по – разному (1час). Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник. | Я и моё ближайшее окружение Посеешь характер – пожнешь судьбу. Тест «Какой у меня характер». Понятия «характер», «темперамент». Черты и свойства характера, темперамента. Общительность как черта характера. Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Тест «Какой у меня характер» | Азбука пожарной безопасности. |
дата | 12.04 | 13.04 | 14.04 | 15.04 |
Воспитательские часы | Пасха – традиции и обряды. | Выражение собственной точки зрения (1час). Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия. | В дружбе сила Понятие «дружба». Дружбой надо дорожить. Беседа. Игра. | Добрые дела для моего класса. Разведение комнатных цветов. |
дата | 19.04 | 20.04 | 21.04 | 22.04 |
Воспитательские часы | Международный день памятников и исторических мест. Экскурсия в музей | Заговори со мной, и я скажу, кто ты (2часа). Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека» | Создание правил крепкой дружбы. Творческая работа. Умение представить и защитить свою работу Подвижные игры. | Акция «Мы тоже были малышами». Шефство над первоклассниками. |
дата | 26.04 | 27.04 | 28.04 | 29.04 |
Воспитательские часы | Как видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях. Научатся в каждом событии происходящем в нашей жизни видеть положительное | Заговори со мной, и я скажу, кто ты (2часа). Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека» | Первая доврачебная помощь Первая помощь при отравлениях. Беседа, работа с дидактическим материалом. Отравления некачественными продуктами, ядовитыми грибами, растениями. Первая помощь при пищевых отравлениях. Профилактика отравлений. ППБ. Тренировоч. эвакуация | Акция «Чистый двор». Уборка и благоустройство школьной территории |
дата | 3.05 | 4.05 | 5.05 | 6.05 |
Воспитательские часы | Презентация «Земляки – герои» Ценностное отношение к России, своему народу, краю; страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга; | | | Учимся прощать. Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения. | Первая помощь при укусах насекомых, клещей, змей. Создание памяток: «Осторожно клещи!». Беседа, работа с дидактическим материалом. Творческая работа. Признаки укусов насекомых, клещей, змей. Правила, которые необходимо соблюдать, собираясь в лес. Оказание первой помощи пострадавшему от укусов насекомых, клещей, змей. | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!». Акция «Поздравь ветерана» Подведение итогов. Поздравления ветеранов с Днем победы. |
дата | 10.05 | 11.05 | 12.05 | 13.05 |
Воспитательские часы | 9 мая День Победы. «У войны не женское лицо». Проект, конкурс рисунков | Начало начал (2 часа). Основа взаимоотношений в семье. | Лекарственные растения на службе человека. Беседа, работа с дидактическим материалом. Лекарственные растения Республики Бурятия. Какими лечебными свойствами обладают лекарственные растения? Правила заготовки лекарственного сырья. Почему некоторые ядовитые растения являются лекарственными? | Акция «Цветы для школьного двора» Сбор и посадка семян цветочных культур на клумбе школьного двора |
дата | 17.05 | 18.05 | 19.05 | 20.05 |
Воспитательские часы | Всемирный день музеев. Художественный музеи экскурсия. | Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны | Создание проекта «Дерево здоровья». Творческая работа. В течение всего курса обучения по внеурочной деятельности учащиеся создают элементы дерева корни, ветви, листья (составляющие здоровья и здорового образа жизни), занятия являются заключительными и дают возможность рефлексии за весь учебный год. Учащиеся создают свое дерево здоровья, руководствуясь принципом «знаю, могу, делаю». | Знакомство с традициями нашего края. |
дата | 24.05 | 25.05 | 26.05 | 27.05 |
Воспитательские часы | Итоговое обобщающее занятие. | Итоговое занятие (1час) Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны». | Праздник «Летом время не теряй, сил, здоровья набирай» Инструктажи перед каникулами | Однодневный туристический поход в лес. Прогулка « По лесным тропинкам» |