ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа воспитания и социализации обучающихся учителя начальных классов |
Цель программы | Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации |
| |
Задачи программы | - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; - усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России; - укрепление у обучающихся начальной школы позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; - развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. |
Основные идеи программы | 1.Идея развития: - развитие обучающегося, его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе; - развитие личности обучающихся. 2. Идея творчества: - создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству. 3. Идея сотрудничества: - совместная деятельность детей и взрослых. 4. Идея толерантности: - развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; - развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия; - обучение конструктивным способам выхода из конфликтов. 5. Идея социальной активности: - формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию социально-значимой деятельности. |
Виды и формы деятельности | 1. Урочная. Использование инновационных педагогических технологий создают условия для активного участия обучающихся в образовательном процессе. Неотъемлемой частью уроков являются информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проектные и исследовательские технологии; игровые технологии. 2. Внеурочная деятельность. - Циклы классных часов: «Государственная символика России», «Я - гражданин России», «Основной закон государства», «Мои права и обязанности», «Дни воинской славы», День народного единства», «Великие русские полководцы», «С чего начинается Родина?» (беседы, просмотры фильмов, чтение и обсуждение книг) - Проектная деятельность: Исследовательские проекты и творческие проекты по выбору учащихся. - Творческая деятельность: участие в школьных традиционных праздничных мероприятиях. День Знаний, День матери, Новогодний утренник, Масленица, 8 Марта, День защитников Отечества, Последний звонок. - Краеведческая деятельность: Экскурсии в школьный музей - Проблемно-ценностное общение: Встречи с интересными людьми. Встречи с тружениками тыла и детьми Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами. - Социальное творчество (акции): Акции «Доброхоты», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Свеча памяти». |
Ожидаемые результаты программы | - удовлетворенность обучающихся своей деятельностью; - повышение активной жизненной позиции обучающихся; - осознание обучающимися своих возможностей; - повышение уровня индивидуальных достижений детей; - адаптация детей к социуму; - повышение уровня владения детьми ключевыми социальными компетенциями. |
Название организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области |
Участники программы | Обучающиеся 1-4 классов |
Сроки реализации программы | Срок реализации 3 года |
Мониторинг | Методики А.Н.Капустиной и М.И.Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся). Адаптированный вариант методики М. Рокича для исследования ценностных ориентаций школьников. |
Система контроля реализации программы | Контроль реализации программы осуществляет заместитель директора |
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся разработана в соответствии с нормативными документами:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Глубокинской школы;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Устав МБОУ Глубокинской школы Краснинского района Смоленской области.
- Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ Глубокинской школы.
Программа разработана для обучающихся 1-4 классов.
Срок реализации программы 3 года.
Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования обусловлена тем, что после перехода из класса в класс обучающиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и личностного развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладываться в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов. Кроме того отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, способности противостоять негативным явлениям социальной среды, неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения в целом приводит к низкой общей культуре подрастающего поколения. Формирование нравственного должно быть основано на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностях, традиционных моральных нормах, отражённых в русской истории.
Программа воспитания и социализация обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Включает воспитательную, учебную, внеурочную социально-значимую деятельность обучающихся, которая реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения, поскольку личность выпускника трактуется во ФГОС как активная, социализированная, умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Содержание:
• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту.
Виды деятельности и формы занятий
1.Урочная деятельность.
Уроки . Использование инновационных педагогических технологий создают условия для активного участия обучающихся в образовательном процессе. Неотъемлемой частью уроков являются информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проектные и исследовательские технологии; игровые технологии.
2.Внеурочная деятельность.
- Циклы классных часов: «Государственная символика России», «Я - гражданин России», «Основной закон государства», «Мои права и обязанности», «Дни воинской славы», День народного единства», «Великие русские полководцы», «С чего начинается Родина?» (беседы, просмотры фильмов, чтение и обсуждение книг), национальные праздники, тематические часы общения «Моя Родина – Россия»; виртуальные экскурсии «Широка страна моя родная».
- Проектная деятельность:
Исследовательские проекты и творческие проекты по выбору учащихся.
- Творческая деятельность: участие в школьных традиционных праздничных мероприятиях. «Здравствуй, школа!», День матери, Новогодний утренник, Масленица, 8 Марта, День защитников Отечества, Последний звонок.
- Краеведческая деятельность:
Экскурсии в школьный музей
- Проблемно-ценностное общение:
Встречи с интересными людьми.
Встречи с тружениками тыла и детьми Великой Отечественной войны, воинвми-интернационалистами.
- Социальное творчество (акции):
Акции «Доброхоты», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Свеча памяти». Участие в митингах, посвященных Дню Победы и Освобождению Смоленщины.
Результаты:
-позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
-умение вести диалог и достигать взаимопонимания;
-умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
-умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении.
Мониторинг
Методики А.Н.Капустиной и М.И.Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных ориентаций школьников.