Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №11»
Рассмотрено на МОВ Протокол № __ от «___» ______2019 г рук. МО _______ Л.Н. Мозоль | Согласовано Зам. директора по ВР ________Летюшева Т.П. «_____» _________2019г | Утверждаю директор ШИ 11 ________ С.М. Крымзина «_____» _________2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитательной работы по
гражданско-патриотическому воспитанию
«МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»
для воспитанников младшего звена
Воспитатель: С.В. Таирова
п. Ванино
2019 год
Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГКОУ ШИ 11;
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»);
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика);
Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г.
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Маленькие Россияне» разработана на основе Концепции духовно-нравственного воспитания Федерального государственного образовательного стандарта и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью.
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Программа направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, государства в целом. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре.
Патриотическое воспитание—это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны.
Нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование, особенно у воспитанников с умственной отсталостью, имеет сложный путь формирования, в силу индивидуальных психофизиологических процессов, поэтому этот процесс осуществляется постепенно в результате накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Основная цель программы: воспитывать патриотические чувства у обучающихся через знакомство с традициями семьи, родным краем, историей нашей Родины.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование представлений о Родине, как о месте, где человек родился;
Учить элементам истории России географии, правоведения;
Развивающие:
Развивать творческое мышление, зрительную память, произвольное внимание;
Развивать речь;
Расширять кругозор посредством экскурсий, посещения музеев.
Воспитательные:
Воспитание чувства привязанности к родному городу/посёлку, уважение к людям, которые живут и трудятся в нём;
Воспитание чувства верности своему Отечеству;
Привитие интереса к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору.
Выполнение задач осуществляется с использованием развивающей предметно - пространственной среды корпуса (Приложение 1).
Воспитательные результаты классифицируют по трем уровням:
Первый уровень результатов:
Обучающимися приобретены социальные знания об устройстве общества, об общественных нормах и правилах; сформировано ценностное отношение к России, к своему народу, краю, государственной символике, законам, старшему поколению, к природе.
Второй уровень результатов:
Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, о этических нормах взаимоотношений в семье. Обучающиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина.
Третий уровень результатов:
Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста; обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; опыт участия в эко/проектах, эко/деятельности на пришкольном участке.
2. Планируемые личностные результаты:
Знание знаменательных для Отечества исторических событий.
Осознание своей этнической и культурной принадлежности.
Знает и с уважением относится к г/символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.
Любовь к своему краю, осознание своей национальности.
С уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.
Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, и на основе общекультурных принципов.
Уважает историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания.
Умение выслушать иное мнение уважительно относиться к иному мнению.
Уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры.
Знание правил коммуникации.
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми.
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуация.
Владение культурными формами выражения своих чувств.
Способность обращаться за помощью.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса.
Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы.
Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника.
Умение корректно привлечь к себе внимание.
Умение отстраниться от нежелательного контакта.
Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу , опасение и др.
Умение различать «красивое» и «некрасивое».
Стремление в «прекрасному», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда.
Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.
Проявление доброжелательности к другим людям, сопереживание к чувствам родных, одноклассников, к событиям в классе, в стране.
Оценка достижения личностных результатов:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с умственной отсталостью за год по каждому показателю по следующей шкале:
– отсутствие динамики или регресс.
– динамика в освоении минимум одной операции.
– минимальная динамика.
– средняя динамика.
– выраженная динамика.
– полное освоение действия.
(Приложение 2)
3. Содержание программы.
«Я – гражданин России».
Представления о Родине – России, о флаге, гербе, гимне. Познакомить обучающихся со столицей нашей Родины – Москвой, с её достопримечательностями. Россия на карте/глобусе. Народы России, языки, традиции и обычаи. Государственные праздники. Понятие «Малая Родина», символика края/посёлка, достопримечательности, города.
«Традиции и обычаи».
Национальная культура: песни, игры, хороводы. Понятие «традиция». Знакомство с историей праздников: Новый год, Рождество, Пасха, Масленица.
«Русские народные промыслы».
Знакомство с русскими народными промыслами, ремёслами: Гжельская роспись, Жостовская роспись, Хохлома, Дымковская игрушка, Тульский самовар, Тульский пряник, Матрёшка.
«Моя мала Родина».
Мой край/посёлок. Символика родного края/посёлка. Географические особенности «Малой Родины». Название улиц, памятники, коренные народности, проживающие в крае.
4. Формы организации занятий:
Занятия формирующие новые знания:
Занятия - беседа
Занятие - игра
Занятие - путешествие
Целевые экскурсии
Занятия формирующие умения и навыки.
Практическое занятие
Деловая игра
КТД
Выставки
Занятия - повторения, обобщения, закрепления знаний.
Занятия - конкурсы
Занятия – соревнования
Тесты
Викторины
Для проведения занятий, с обучающимися, применяются специальные методы и приемы:
небольшой объем даваемой учебной информации;
доступность изложения в сочетании с достаточно крупной красочной наглядностью с использованием интерактивной доски;
смена видов деятельности;
повторяемость программного материала;
перенос полученных знаний, способов действия из одной ситуации в другую;
обучение с использованием натуральных материалов, объектов;
закрепление изученного материала в сюжетно-ролевых играх.
5. Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | «Я – гражданин России» | 12 |
2. | «Традиции и обычаи» | 6 |
3. | «Русские народные промыслы» | 5 |
4. | «Моя мала Родина» | 6 |
6. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема Занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
I четверть |
«Я – гражданин России» |
1. | «Кто Я». | 1 | 02.09.19. |
2. | «Документы, удостоверяющие личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении)». | 1 | 09.09.19. |
3. | «Моё увлечение». | 1 | 16.09.19. |
4. | Россия на карте/глобусе. | 1 | 23.09.19. |
5. | «Столица РФ – Москва». | 1 | 30.09.19. |
6. | «Флаг России». | 1 | 09.10.19. |
7. | «Герб России». | 1 | 14.10.19. |
8. | «Гимн России». | 1 | 21.10.19. |
II четверть |
9. | «Мульти-Россия» (видео-урок). | 1 | 11.11.19. |
10. | «Достопримечательности столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр)». | 1 | 18.11.19. |
11. | «Люди разных национальностей, живущих в России». | 1 | 25.11.19. |
12. | «Знаменитые события и праздники в России» (1ч.). | 1 | 02.12.19. |
«Традиции и обычаи» |
13. | «Традиции и атрибуты праздника - Новый Год в России». | 1 | 09.12.19. |
14. | «Новогодняя викторина». | 1 | 16.12.19. |
15. | Творческое занятие: «Супер - ёлочка». | 1 | 23.12.19. |
III четверть |
16. | «Рождество». | 1 | 13.01.20. |
17. | «Масленица». | 1 | 20.01.20. |
18. | «Пасха». | 1 | 27.01.20. |
«Моя малая Родина» |
19. | «Хабаровский край на карте». | 1 | 03.02.20. |
20. | «Герб Хабаровского края». | 1 | 10.02.20. |
21. | «Флаг Хабаровского края». | 1 | 17.02.20. |
22. | «Достопримечательности края». | 1 | 02.03.20. |
23. | «Города края». | 1 | 16.03.20. |
24. | Открытое занятие «Моя малая Родина». | 1 | 30.03.20. |
IV четверть |
Русские народные промыслы |
25. | «Гжельская роспись». | 1 | 06.04.20. |
26. | «Жостовская роспись». | 1 | 13.04.20. |
27. | «Хохлома». | 1 | 20.04.20. |
28. | «Дымковская игрушка». | 1 | 27.04.20. |
29. | «Тульский самовар. Тульский пряник». | 1 | 18.05.20. |
30. | «Народные игры». | 1 | 25.05.20. |
ЛИТЕРАТУРА:
1.АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
доступа: konf // www .ipkps . bsu . edu . ru
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2012. - №1.
4. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2014. - №3. – 40с.
5.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.