Программа
воспитания подростков
«Я – Человек»
Санкт-Петербургское государственное учреждение
«Центр социальной помощи семье и детям
Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Автор: Маханова Наталья Ивановна,
воспитатель отделения временного
пребывания несовершеннолетних
в возрасте от 14 до 18 лет
Санкт – Петербург
Программа воспитания
«Я – Человек»
«Не место красит человека, а человек место»
Цели: помочь воспитанникам понять свои проблемы, понять свою роль в их разрешении и постараться решить их приемлемыми для окружающих и безболезненными для них самих способами; научить видеть не только глазами, но и сердцем, предвидя последствия от своих слов, поступков и даже мыслей; воспитывать желание стать лучше.
Задачи:
Понять проблемы воспитанника.
Выявить причины поведения воспитанника.
Постараться помочь воспитаннику разобраться в сложившейся ситуации.
Научить воспитывать самого себя.
Научить задумываться о последствиях своих поступков.
Сформировать понятие, что будущее зависит от него самого.
Развивать умение уважать любого другого человека.
Воспитывать желание заботиться о ближних.
Формировать чувство сопереживания.
Актуальность
В современном мире вседозволенности и разгула пороков, подросток не защищён. Не защищён, если в семье нет твёрдых нравственных устоев. А зачастую их нет, так как семьи из которых приходят дети в основном неблагополучные. Или просто ребёнок сирота и старенькая бабушка не в силах сама вразумить подростка, тут как раз нужна наша воспитательская помощь. Программа поможет реализовать заданные цели. Т. е. поможет подростку осмыслить себя, своё отношение к жизни, к людям, к своей судьбе. Задуматься ещё и ещё раз о нравственных законах жизни. Задуматься о том что он должен сделать для того чтобы его будущая жизнь сложилась благополучно, счастливо. Невозможно за шесть месяцев перевоспитать подростка, но заставить задуматься можно. И посеять в его душе благодатное семя «желании стать лучше» тоже возможно.
Концепция
Данная программа – это попытка преподать некий эталон Человека. Формирование у подростков понятия, что быть человеком - это ответственно. Это каждодневный труд, от которого зависит, сможешь ли ты сам себя или другие люди назвать Человеком. Воспитание понятия ответственности за своих близких и дорогих людей. Умение понимать другого человека и относиться к нему с уважением. Любить себя таким, какой ты есть и работать над собой.
Основные принципы.
Цени то, что имеешь.
Развивай себя.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Соблюдай установленные правила.
Не ленись.
Не проходи мимо человека, который нуждается в помощи.
Будь аккуратным и чистоплотным.
Соблюдай общечеловеческие нормы морали.
Будь Человеком.
Предполагаемый результат к которому стремиться данная программа.
Идеальный образ воспитанника.
Воспитан и аккуратно одет.
Приветлив и дружелюбен.
Не обостряет конфликты, а старается смягчить инцидент.
Не лицемерит, но и не грубит.
Старается добиться в жизни большего.
Уважает других.
Не врёт и избавляется от вредных привычек.
Любит жизнь и понимает, что многое зависит от него самого.
Высоконравственный и добрый.
Этапы реализации.
1 этап (1месяц)
Задача: знакомство с воспитанником и его семейными делами; введение его в курс дела; беседы и направление в нужное русло.
Вливание в коллектив.
Адаптация.
Наблюдение.
2 этап (5 месяцев)
Задачи: объяснить разнообразие жизни, разнообразие семей и семейных отношений; научить воспринимать людей, такими как они есть; настроить на позитив.
Повышение требований к воспитаннику как к человеку.
Выявить недостатки, которые есть у воспитанника и вызвать желание с ними бороться.
Постараться помочь наладить отношения в семье, в школе.
Научить предъявлять требования сначала к себе, и искать причину конфликтов в себе.
Научить любить жизнь во всех её проявлениях, ценить и стараться делать её лучше способами которые не вредят человеку.
Проекты. (направления по которым составляются беседы и другие мероприятия)
Профессия – 7 ч.
Знаменитые люди – 6 ч.
Семья – это очень важно – 6 ч.
Самосовершенствование – 6 ч.
Православие как часть нашей жизни – 6 ч.
Россияне – 7 ч.
Здоровый образ жизни – 7ч.
Пояснения к проектам.
«Семья – это очень важно» – Подготовка к семейной жизни.
«Знаменитые люди» – воспитание на примере великих.
«Профессия» – профориентация, знакомство с профессиями, дни празднования той или иной профессии.
«Россияне» – патриотическое воспитание, дни празднования знаменательных для России дат и знакомство с данными событиями, а также исторические сведения из истории русского народа.
«Православие как часть нашей жизни» – знакомство с православными праздниками, общечеловеческие каноны в православии.
«Самосовершенствование» – работа над собой, вредные привычки – избавление, соблюдение гигиенических правил, самодисциплина, расширение кругозора.
«Здоровый образ жизни» – пища и её полезность, спорт – движение это жизнь, «солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Тематическое планирование.
№ п/п | название проекта | количество часов | примечания |
1 | Семья – это очень важно | 6 | Количество часов варьируется в зависимости от юбилейных и памятных дат календаря. А также от того, как объявлен текущий год. Какие проходят мероприятия общего масштаба и прочее. |
2 | Знаменитые люди | 6 |
3 | Профессия | 7 |
4 | Россияне | 7 |
5 | Православие как часть нашей жизни | 6 |
6 | Самосовершенствование | 6 |
7 | Здоровый образ жизни | 7 |
Всего - 45часов( 6 месяцев)
Литература
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения по вопросу организации воспитательной работы.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения по вопросу оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
Планирование воспитательной системы http://obrazets.ucoz.ru/index/0-73.
А.Г.Спиркин , Общее понятие о человеке. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/spi05.shtml
Короткова Л.Д. Духовно –нравственное воспитание средствами авторских сказок.- М.: Ц Г Л, 2006г.- 160с.
Лысогорская М.В.Проблемные классные часы 10-11классы, выпуск 2, Подготовка к семейной жизни.- Волгоград: Учитель, 2008г.- 140с.
Голубева Я.М. Проблемные классные часы 10-11классы.- Волгоград: Учитель, 2006г.-160с.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М.: Просвещение, 1987г.- 217с. http://www.koob.ru/orlov_yu/samopoznanie_i_samovospitanie_haraktera
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина , 3-е изд.- М.: Мол. Гвардия, 1979г.- 335с.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник.-М.: Флинта: Наука, 2000.- 216с.
6