Программа
воспитательной деятельности «Наш дом»
6 – 8 класс.
Содержание
Вступление.
Цели воспитательной деятельности
Планируемые результаты.
Актуальность выбранных направлений воспитательной деятельности.
Сроки реализации.
Содержание деятельности.
Критерии оценивания.
План реализации программы.
Мониторинг воспитательной деятельности.
Программа «Наш дом».
I.Класс – это семья. Семья, которая должна жить в доме, где ей будет хорошо и уютно, где ребёнка любят и ценят, будут о нём заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
Перед тем, как приступить к строительству дома, я должна определить, какими я хочу видеть членов своей семьи. Вместе с ними мы будем переживать все трудности и радости, каждый будет участником стройки.
В любой семье основное значение отводится воспитанию.
Ведущим замыслом школьной воспитательной системы является создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.
II.Исходя из вышесказанного, я определила следующие
цели своей воспитательной деятельности:
Создание коллектива, в котором будут все условия для разностороннего развития личности на основе общечеловеских ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;
Развитие ученического самоуправления как важного фактора формирования инициативной творческой личности, готовой к активным социальным действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию.
Воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
III. Планируемые результаты.
Какими будут мои дети через три года?
Сплочённый ученический коллектив со сформированным чувством товарищества и взаимопомощи.
Учащиеся, овладевшие навыками организаторской работы .
Школьники с развитыми навыками публичных выступлений.
Коллектив, умеющий планировать свою деятельность, рационально использующий рабочее время и место, оценивающий свой труд.
Учащиеся, осознающие свои права и обязанности.
Коллектив, который не только участвует в школьных мероприятиях, но и принимает активное участие в организации жизнедеятельности школы.
Школьники, осознающие свою гражданскую позицию.
Это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигнут (пусть за эти сроки пока не все) САМОопределения путём САМОразвития и САМОреализации.
IV. Актуальность выбранных направлений воспитательной деятельности.
Без настоящего коллектива классному руководителю сложно решать какие бы то ни было педагогические задачи в своём классе.
Тенденции, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной деятельности:
- противоречие между желанием каждого ребёнка к личному успеху и неумением его добиться из-за отсутствия поддержки со стороны других ребят;
- снижение интереса у некоторых детей к общешкольным делам, так как принимают участие одни и те же.
Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребёнка взаимодействию с другими людьми. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации учащимся личностных потенциалов, приобретения ими социального опыта.
Современная школа должна создавать все условия для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, роль классного руководителя остаётся неизменной.
Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
В основу программы положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии.
На становление жизненных позиций школьника особое внимание имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление.
Самоуправление помогает сформировать у учащихся такие качества, как инициативность, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, умение брать ответственность и отвечать за свои поступки, ставить цели и достигать их.
Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ от остальных. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах.
Среди направлений воспитательной деятельности являются следующие:
Учёба (цель: развитие познавательной активности);
Творчество (цель: развитие творческой активности);
Здоровье (цель: формирование потребностей в здоровом образе жизни);
Общение (цель: развитие умений и навыков в сфере общения).
Работа с родителями и педагогами (создание родительских инициативных групп).
Виды и формы воспитывающей деятельности:
Мероприятия:
конкурсы,
викторины;
экскурсии;
походы;
проекты
Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая.
По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия ребят в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность.
Моя задача – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
V. Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Необходимо создать коллектив (построить дом), в котором каждый ученик смог бы раскрыть свои потенциальные возможности
Воспитательная работа на каждом этапе идёт по трём уровням (коллективный, групповой, индивидуальный), каждый из которых имеет свои задачи:
2018 – 2019г.г | 2020 – 2021г.г. | 2021 – 2022г.г. |
Коллективный уровень |
Помочь учащимся адаптироваться к новым условиям обучения в пятом классе, построить доброжелательные, доверительные отношения с учителями-предметниками; Через деятельность классного актива и секторов ученического самоуправления создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы; Помочь создать «Портфолио класса», в течение учебного года пополнять его содержание; Показать значение коллектива для формирования гражданина и обновления России. | Продолжать развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки; Через организацию КТД, через деятельность самоуправления показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса; Сформировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития; Пополнение «Портфолио класса»; Показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности. | Развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи; Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности; Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону. |
Групповой уровень |
Организовать деятельность актива и секторов ученического самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий; Учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор; Ввести традицию сборов секторов ученического самоуправления; | Организовать деятельность ученического самоуправления; Учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества; Развивать умение ученического самоуправления организовывать свою деятельность, отрабатывать алгоритм выполнения поручений; Развивать умение работать в команде, коллективно решать поставленные задачи; Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора; Продолжить традиции сборов секторов ученического самоуправления. | Организовать деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности; Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений; Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи; Продолжить традиции сборов секторов ученического самоуправления. |
Индивидуальный уровень |
Учить умению рационально организовывать учебный труд; Через участие каждого пятиклассника в КТД, КОД, ЧТП учить школьников умению командовать и подчиняться, умению правильно вести себя в игре; В индивидуальных беседах с ребятами помогать им правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами, с учителями, избегать конфликтов; Обратить внимание на ребят, имеющих проблемы в воспитании и обучении; | Активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений; Разъяснить важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам; Развивать у каждого культуру общения; Помочь каждому в заполнении своего «Портфолио». | Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого; Развивать умение каждого свободно держать себя в коллективе сверстников. |
VI. Содержание деятельности.
Реализация целей и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностным самоопределением учеников. Полноценная же реализация возможна только при условии, что на неё ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.
Научить детей самостоятельности – долгий и кропотливый труд. Необходимо создать такую атмосферу в классе, при которой у ребят появилось бы желание взяться за организацию своей жизни.
Мне как классному руководителю необходимо включить каждого учащегося (члена семьи) в организации по формированию и развитию коллектива (дома). Основой организации будет являться ученическое самоуправление.
Самоуправление представляет собой:
Создание актива класса.
Подготовка дел при помощи специально созданных для этого секторов.
Работа творческих групп (организацией дела занимаются те, по чьей инициативе оно возникло).
Сменяемость лидеров.
Смысл самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений, получении ими в школе опыта организаторской, управленческой деятельности, в том, чтобы школьники учились брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, защищать свои права и интересы.
Актив класса.
Основные задачи классного АКТИВА:
Определение целей и задач, стоящих перед учащимися класса;
Контроль за выполнением поставленных задач;
Разработка и принятие проекта коллективного творческого дела;
Создание творческих групп для претворения проекта в жизнь;
Оценивание проделанной учащимися работы.
Секторы и их функции.
Секторы | Функции |
Староста | Как высшее должностное лицо представляет интересы нашего класса на школьном совете самоуправления, отвечает за участие класса в общешкольных делах, координирует работу секторов, выбирается на классном собрании в начале учебного года. |
Учебный | Контроль за посещаемостью и успеваемостью, выполнением каждым учащимся внутреннего распорядка, заложенным в уставе школы и «Правилах классного коллектива». Помощь отстающим учащимся. Организация участия в предметных декадах. |
Пресс-центр | Выпуск информационных классных листов, школьных стенгазет, плакатов. |
«Досуг» | Распределение между учащимися поручений по подготовке мероприятий. Организация мероприятий. |
Экологическая служба | Озеленение кабинета. Распределяет между учащимися поручения по уборке пришкольной территории. Проведение мероприятий на экологическую тему. |
Спортивный | Помощь в организации и проведении спортивных игр, походов, мероприятий. Проведение классных часов, посвящённых здоровью и спорту. |
«Дежурство» | Организация и контроль дежурства в классе и в школе. |
«Родители» | На собрании избирается родительская инициативная группа (со сменяемостью состава), которая оказывает помощь в организации и проведении мероприятий. |
VII. Критерии оценивания.
В оценивании результатов реализации программы классному руководителю большую помощь оказывает контроль.
Когда учитель организует работу в коллективе, дети оценивают его по ряду критериев: интересно/неинтересно; понятно/непонятно объясняет, что и зачем делать; добрый/злой и т.д. И только в ситуации контроля классный руководитель выведен из-под оценки детей: здесь подвергаются оценке только они.
Что же именно можно и нужно замерять (оценивать)?
Вид контроля | Критерии (что замерять) |
Контроль результатов воспитания | Уверенность в себе (эмоциональная устойчивость; оценка своей личности в ситуации неудачи). |
Независимость (способность иметь и отстаивать свою точку зрения, если она отлична от мнения большинства). |
Стремление решать свои проблемы, (не прибегая к посторонней помощи). |
Чувство собственного достоинства (уважение к себе, ощущение своей человеческой ценности, стремление соответствовать своему представлению о себе, о том, каким нужно быть). |
Ответственность (склонность видеть причину своих неудач или неудач в себе либо в других и во внешних обстоятельствах). |
Сила воли (способность преодолевать трудности). |
Направленность интересов (на учебную/трудовую/художественно-эстетическую/спортивную/отношения между людьми деятельность) |
Отношение к одноклассникам (эгоизм/альтруизм: видит ли в других средство для удовлетворения своих желаний или готов что-то бескорыстно делать для них). |
Уровень дисциплины (знает ли «Правила для учащихся» и как выполняет их; привиты ли у учащихся навыки и привычки культурного поведения; организованность на уроке; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность). |
Контроль результатов обучения | Преобладающая учебная мотивация. Ребёнок учится, чтобы: а) Угодить старшим; б) Избежать наказания; в) получить поощрение; г) по инерции, из послушания; д) из любознательности; е) ради самоутверждения; ж) ради радости самосовершенствования, движения вперёд, саморазвития. |
Развитие воображения |
Развитие памяти |
Развитие речи (устной/письменной) |
Умения, навыки по предмету |
Успеваемость (как успевает по различным предметам; какие предметы любит; какие даются легко, а по каким встречает затруднения). |
Контроль качества человеческих отношений | Тип отношений: а) враждебно-отчуждённые; б) отчуждённые, безразличные; в) конкурентно-эгоистические; г) доброжелательно - отчуждённые; д) деловое сотрудничество; е) дружба, интерес друг к другу, взаимопомощь. |
Контроль отношения к школе | Преобладающее отношение: а) враждебное; б) безразличное; г) прагматично-деловое; д) интерес; е) тёплое; ж) любовь и уважение. |
Контроль результатов работы органов самоуправления | Актив класса (имеет ли авторитет; выполняются ли распоряжения актива; умеют ли организовать для выполнения коллективное дело; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; отношение активистов к товарищам по классу; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в активе; живут ли активисты жизнью школы; пользуются ли уважением). |
Секторы (умеют ли организовать для выполнения коллективное дело и творчески к нему подходить; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в секторе; живут ли жизнью школы; пользуются ли уважением). |
VIII.План реализации программы.
Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:
Образовательной программы школы;
Устава школы;
Воспитательной работы школы;
Плана-сетки проведения мероприятий.
Перспективный план работы
на 2018 – 2019г.г.
Iчетверть | Тематический период | Тематика периода | «Вот я какой». «Выборы». |
Цель периода | Познать личность каждого ребёнка, его способностей и склонностей. |
Основная работа с учащимися | Сбор-планирование, обсуждение анкет, плана проведения периода, создание актива и секторов класса (ученического самоуправления). |
Работа с родителями и учителями | Знакомство с родителями. Создание инициативной родительской группы (РИГ). Собрание «Возрастные особенности младших школьников». |
II четверть | Тематический период | Тематика периода | «Моя семья» |
Цель периода | Вся семья вместе – и душа наместе. |
Основная работа с учащимися | Оформление классного уголка. Сборы: - что сделано? - что надо сделать? - какие трудности? Оформительские работы к новогоднему празднику. |
Работа с родителями и учителями | Помощь в оформлении, подготовка к чаепитию, оформление сладкого стола. |
III четверть | Тематический период | Тема периода | «Я – гражданин России» |
Цель периода | Формирование гражданина. |
Основная работа с учащимися | Воспитательные занятия: «Символика в истории России», «Мы – будущие воины». Сбор-огонёк, обсуждение: - что получилось? - что не получилось? - какими мы были и что учесть на будущее? |
Работа с родителями и учителями | Беседы с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся. Помощь в проведении экскурсий. Родительские собрания. |
IV четверть | Тематический период | Тема периода | «ТЫ + Я = МЫ» |
Цель периода | «Дружбой дорожить умейте» |
Основная работа с учащимися | Воспитательные занятия: «Рождается дружба в коллективной деятельности», «Как мы дружим». «Наши ветераны». Отчётные сборы. |
Работа с родителями и учителями | Оформление призов, сюрпризов, наград. |
Перспективный план работы
на 2019– 2020г.г.
Iчетверть | Тематический период | Тема периода | Твоя малая Родина |
Цель периода | Раскрыть красоту и богатство родного края, подчеркнуть необходимость каждого заботиться о сохранении родной природы. |
Основная работа с учащимися | Классные часы о Хабаровском крае. |
Работа с родителями и учителями | Помощь в проведении экскурсии. |
II четверть | Тематический период | Тема периода | Моя семья. |
Цель периода | Формирование гуманистического поведения подростка. |
Основная работа с учащимися | Сбор-планирование, обсуждение плана проведения периода. Оформление классного уголка, оформление и проведение праздника. Обсуждение: - что получилось? - что не получилось? - какими мы были и что учесть на будущее? |
Работа с родителями и учителями | Собрание «Семейные традиции». Помощь в оформлении. Беседы с учителями по успеваемости уч-ся. |
III четверть | Тематический период | Тема периода | Приучи себя к порядку. |
Цель периода | Показать значение норм, правил, традиций в жизни каждого человека |
Работа с учащимися | Лекторий «Право быть ребёнком». Воспитательное занятие «Твой режим дня. Определение направлений деятельности периода |
Работа с родителями и учителями | Создание инициативной родительской группы, распределение обязанностей, планирование. |
IV четверть | Тематический период | Тема периода | «Правила простые и важные». |
Цель периода | Показать значение правил, норм, законов. |
Работа с учащимися | Праздник-игра «Мы живём по правилам». Воспитательное занятие «По каким законам живёт наш класс?» Обсуждение: - что получилось? - что не получилось? - какими мы были и что учесть на будущее? |
Работа с родителями и учителями | Подведение итогов года. Заполнение «Портфолио». |
Перспективный план работы
на 2020 – 2021г.г.
Iчетверть | Тематический период | Тема периода | Здоровый образ жизни (ЗОЖ) |
Цель периода | Рассказать о влиянии на организм человека вредных привычек. |
Работа с учащимися | Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятия: «Мы за здоровый образ жизни!», «Я выбираю здоровье!» (о вреде наркомании). Участие в спортивных соревнованиях во время проводимых в школе Днях здоровья. Подведение итогов периода. |
Работа с родителями и учителями | Создание инициативной родительской группы, распределение обязанностей, планирование. Собрание: «Домашняя учебная работа восьмиклассника. Режим дня подростка - школьника». |
II четверть | Тематический период | Тема периода | Человек и его жилище. |
Цель периода | Раскрыть тесную связь культуры жилища и здорового образа жизни. |
Работа с учащимися | Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательное занятие: «Что такое уют? Его роль». Подготовка и проведение новогоднего праздника, оформительская работа. Подведение итогов периода. |
Работа с родителями и учителями | Проведение родительского собрания на тему «Семейные традиции». |
III четверть | Тематический период | Тема периода | Величие и слава России |
Цель периода | Показать величие подвига в бою и труде во славу России. |
Работа с учащимися | Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Классные часы «В жизни всегда есть место подвигу», «Страницы дней перебирая даты» (ко Дню снятия блокады Ленинграда) Участие в праздниках, посвящённых 23 февраля, 8Марта: Патриотическая игра по станциям «Нет героев от рождения, они рождаются в бою», «Мисс «Очарование». Оформительские работы. |
Работа с родителями и учителями | Присутствие на мероприятиях, помощь в проведении экскурсии. |
IV четверть | Тематический период | Тема периода | Традиции и законы |
Цель периода | Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону. |
Работа с учащимися | Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятия: «Как взаимосвязаны обычаи и законы?», «Традиции моей семьи». Празднование Дня Победы, оформительские работы. |
Работа с родителями и учителями | Собрание «Роль семьи в воспитании у подростков нетерпимости к хулиганству, тунеядству, стяжательству», помощь в проведении воспитательных занятий. Подведение итогов года. |
IX. Мониторинг воспитательной деятельности.
Результаты воспитания проявляются не только и не столько в знаниях, сколько в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников определённых навыков, умений и привычек поведения. А это требует длительного времени и глубокого понимания детей.
Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся.
Мониторинг осуществляется классным руководителем, заполняется на каждого учащегося. При оценивании используется следующая шкала:
высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, ниже среднего уровень – 2 балла, низкий уровень – 1/0балл.
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
Общественная активность |
С большим желанием участвует во всех общественных делах, проявляет большую активность. | Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность. | Не проявляет активности, но поручения выполняет. | Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем. |
Ответственность |
Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение. | В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. | Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело. | Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца/. |
Трудолюбие |
Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо. | Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо. | Редко охотно берётся за работу. | Чаще всего старается уклониться от любой работы. |
Инициативность |
Выступает зачинателем многих дел. | Часто выступает зачинателем нового дела. | Редко сам начинает новое дело. | Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела. |
Организованность |
Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану. | В большинстве случаев Правильно распределяет свою работу и в срок выполняет. | Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени. | НЕ умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. |
Уверенность в себе |
Все задания, поручения выполняет без помощи других. | Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам. | Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться. | Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других. |
Самокритичность |
Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя. | В большинстве случаев правильно реагирует на критику. | Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки. | Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления. |
Стремление к успеху, первенству |
Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается. | Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания. | Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка. | Никогда не стремится в чём-либо быть первым. |
Самоконтроль |
Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки. | Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. | Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. | Постоянно поступает необдуманно. |
Коллективизм |
Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь. | Склонен проявлять заботу о людях, если это не мешает его личным планам и делам. | Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. | Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело». |