СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной идеей программы является объединение творческого потенциала учителя, обучающихся, родителей для духовно-нравственного развития обучающихся через изучение истории своей школы, района, города.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"»

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников (1-4классы)

«Родной край, его история- основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества»,-Д.С.Лихачёв.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было сказано: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Методологической основой разработки и реализации федерального

государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Духовно- нравственное воспитание- первостепенная задача современной образовательной системы, т.к. общество лишь тогда способно решать масштабные задачи, когда у него есть общая система духовно-нравственных ориентиров. А эти ориентиры есть там, где хранят уважение к истории родного края, родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков. Почему же образованию отводится ключевая роль в этом процессе? Школа- это единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Да, личность формируется в семье, но наиболее последовательно её формирование происходит в сфере образования. Поэтому, на современном этапе, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное воспитание школьника.

Основным содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности, которые мы храним в семейных, культурных традициях. Источник- наша родина, народ, семья, религия, труд, искусство, наука, природа. Патриотизм, любовь к своей малой Родине, к своему народу, к России должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся.

Основной идеей программы является объединение творческого потенциала учителя, обучающихся, родителей для духовно-нравственного развития обучающихся через изучение истории своей школы, района, города.

Цель программы: создание благоприятной среды для духовно-нравственного развития обучающихся.

Задачи:

-способствовать ознакомлению обучающихся с историческим и духовным наследием своей малой Родины (улицы, района, города);

-создание условий для духовно-нравственного развития каждого ребёнка;

-содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся

-создание условий для воспитания культуры общения;

-способствовать развитию интереса к истории родного края, умению находить нужную информацию, используя различные источники( печатные издания, интернет);

-создание условий для формирования экологического интереса и бережного отношения к природе родного края;

-формирования умения безопасного поведения в окружающей среде.

Программа рассчитана на четыре года.

Планируемые результаты.

Первый уровень. Приобретение учащимися исторических знаний о школе, районе, городе. Позитивные сдвиги в отношении к своей малой Родине. Умение оформлять свои знания в творческом виде(печатное сообщение, боевой листок, слайд программа, стенгазета, презентация). Соблюдение здоровьесберегающего режима дня.

Второй уровень. Изменение отношений между детьми в лучшую сторону, улучшение взаимоотношений в коллективе. Приобретение умений работать в парах, группах для создания коллективных творческих работ. Развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Третий уровень. Изменение позиций родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания, активное их привлечение к классным, внеклассным и внешкольным мероприятиям. Апробация новых форм работы с внешкольными учреждениями. Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, умение организовывать свою работу, выбирая адекватные средства и здоровьесберегающие условия.

Участники и партнёры программы:



Учитель и ученики;

Родительская общественность;

Школьный компонент (библиотекарь, медицинский работник, психолог, социальный педагог);

Спортивно- оздоровительные объекты Новосибирска (спортивные школы, стадионы, спортивные секции, бассейны);

Культурно-просветительские объекты Новосибирска ( музеи, театры,библиотеки, кинотеатры, школы искусств, музыкальные школы).



Этапы реализации проекта и предполагаемые мероприятия.

Первый этап. Подготовительный. Первый класс. Накопление знаний о школе, районе, городе. В начале года даётся анк, которую дети заполняют вместе с родителями. Результаты анализируются. На начальном этапе много прогулок, экскурсий вместе с родителями.

1 класс.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

1ч.

На уроках даются первые сведения о районе, городе. Приобретаются первые географические знания, сведения о животных НСО.

Делимся впечатлениями об экскурсии, рисуем, что наиболее всего запомнилось и оформляем выставку в классе.

Обзорная экскурсия по городу Новосибирску.

2ч.

Смотрим спектакль школьного кукольного театра: «История моей школы глазами детей».

Выход в областной театр кукол на спектакль: «Обинушка- царица Обская».

3ч.

Подготовка короткого рассказа об улице, на которой ты живёшь. Оформление в классе выставки: «Моя улица».

Посещение музея Октябрьского района для знакомства с историей района.

4ч.

Оформление впечатлений о зоопарке на выставке в классе.

Выезд в новосибирский зоопарк.



Второй этап. Основной. Включает в себя 2-3 классы. Ребята не только знакомятся и накапливают информацию, но и учатся оформлять её в виде слайд программы, стенгазеты, отдельного печатного сообщения.

2 класс.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

1ч.

«Вкропление» в материал уроков в зависимости от темы исторических, географических сведений о городе. Более глубокое изучение природы сибирского края.

Оформление выставки в классе: «Фонтаны Новосибирска».

Экскурсия по городу: «Фонтаны Новосибирска».

2ч.

Тематическая беседа о гербе и флаге НСО. Подборка с помощью родителей стихов о Новосибирске.

Выход в библиотеку им Л.Толстого на беседу: «Символы Новосибирска».

3ч.

Беседа-игра «История моего города» (школьная библиотека.

Экскурсия в музей Октябрьского района «История площади Пименова».

4ч.

Участие в школьной акции: «Спасибо деду за Победу» (письмо от правнука).

Посещение музея СибВО: «Сибиряки в ВОВ. Воины и работники тыла.»



3 класс.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

1ч.

Рассказ о детских писателях и поэтах Новосибирска. Знакомство с творчеством В,Шамова, Ю.Магалифа, Е.Стюарт, Н.Закусиной

Делимся впечатлениями об экскурсии и готовим кл. час: «Достопримечательности Октябрьского района» (по группам)

Экскурсия по городу: «Достопримечательности Новосибирска».

2ч.

Готовим и проводим викторину об истории Новосибирска( вопросы и фотографии готовятся группами)

Выход в библиотеку им.Л.Толстого на программу: « Новосибирск- вчера, сегодня, завтра»

3ч.

Подготовка и проведение классного часа: «Новосибирск-город труженик» ( о профессиях наших родителей)

Выезд в фольклорный центр «Берегиня» на экскурсию «Народные промыслы Сибири».

4ч.

Тематический кл. час: «Подвиг сибиряков»

Беседа-викторина в школьной библиотеке: «Сибирские писатели и поэты».

Посещение Монумента Славы.



Третий этап. Итоговый. Ребята выполняют презентации, подготавливают проекты (совместно с родителями) под руководством учителя.



4 класс.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

1ч.

Краткие выступления детей по истории, географии, жив. Мира НСО.



















На заключительных уроках подготовка и представление презентаций «Мой город». Заполнение анкеты вместе с родителями.

Тематический кл.час: «Новосибирск- столица Сибири. Нам есть чем гордиться» (готовится совместно с детьми).

Прогулка по ближайшим к школе улицам, с рассказом о них (готовят дети и родители).

2ч.

Подготовка и показ презентаций: «Новосибирск. Моё любимое место отдыха».

Выход в театр «Глобус» с посещением закулисья.

3ч.

1.Подготовка и представление проекта: «Мост через Обь».

2. Подготовка и проведение викторины: «Чем знаменит каждый район города».

Экскурсия по городу: «Мосты Новосибирска» с посещением Набережной реки Обь.

4ч.

Подготовка и показ кукольного спектакля: «История моей школы глазами детей».

Подготовка и показ презентаций: «Герои- сибиряки».

Экскурсия в музей СибВО. Герои-сибиряки (война1812г. ,ВОВ, локальные войны)



Примечание: В течение всего периода могут быть организованы и другие экскурсии, но основная идея проекта - объединение творческого потенциала учителя, обучающихся, родителей для духовно-нравственного развития обучающихся через изучение истории своей школы, района, города, остаётся неизменной.

Заключение.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

При составлении данного проекта, я помнила, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока. А использование нетрадиционных форм обучения: экскурсий, спектаклей, использование разных средств искусства, игр, выпуск газет, коллективных работ, других помогает увидеть и развить в ребёнке творческий потенциал.

Ну и самое важное, о чём надо помнить: решающую роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г.

2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009г.

3..Баяндин В.И, Мамонтова Е.А. « Новониколаевск -Новосибирск:от поселкового старосты до мэра». Биографический справочник. Новосибирск,2003г.

4.Кравец Т.Н. Макаренко Г.М. «Здравствуй, Новосибирск» рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. Новосибирск 2011г.

5. Герасимова Н.К. «Первый новосибирский численник» ОАО «Кострома»2009г.























7. Приложение.

Анкета для 1 и 4 класса.

1.Назови номер нашей школы.

2.В каком районе она расположена?

3.Как раньше назывался наш район и почему?

4. Название первой улицы нашего города.

5.Сколько районов в нашем городе?

6.Сколько мостов в Новосибирске?

7.С какого района начинался наш город?









5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!