Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников (1-4классы)
«Родной край, его история- основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества»,-Д.С.Лихачёв.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было сказано: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Духовно- нравственное воспитание- первостепенная задача современной образовательной системы, т.к. общество лишь тогда способно решать масштабные задачи, когда у него есть общая система духовно-нравственных ориентиров. А эти ориентиры есть там, где хранят уважение к истории родного края, родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков. Почему же образованию отводится ключевая роль в этом процессе? Школа- это единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Да, личность формируется в семье, но наиболее последовательно её формирование происходит в сфере образования. Поэтому, на современном этапе, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное воспитание школьника.
Основным содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности, которые мы храним в семейных, культурных традициях. Источник- наша родина, народ, семья, религия, труд, искусство, наука, природа. Патриотизм, любовь к своей малой Родине, к своему народу, к России должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся.
Основной идеей программы является объединение творческого потенциала учителя, обучающихся, родителей для духовно-нравственного развития обучающихся через изучение истории своей школы, района, города.
Цель программы: создание благоприятной среды для духовно-нравственного развития обучающихся.
Задачи:
-способствовать ознакомлению обучающихся с историческим и духовным наследием своей малой Родины (улицы, района, города);
-создание условий для духовно-нравственного развития каждого ребёнка;
-содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся
-создание условий для воспитания культуры общения;
-способствовать развитию интереса к истории родного края, умению находить нужную информацию, используя различные источники( печатные издания, интернет);
-создание условий для формирования экологического интереса и бережного отношения к природе родного края;
-формирования умения безопасного поведения в окружающей среде.
Программа рассчитана на четыре года.
Планируемые результаты.
Первый уровень. Приобретение учащимися исторических знаний о школе, районе, городе. Позитивные сдвиги в отношении к своей малой Родине. Умение оформлять свои знания в творческом виде(печатное сообщение, боевой листок, слайд программа, стенгазета, презентация). Соблюдение здоровьесберегающего режима дня.
Второй уровень. Изменение отношений между детьми в лучшую сторону, улучшение взаимоотношений в коллективе. Приобретение умений работать в парах, группах для создания коллективных творческих работ. Развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Третий уровень. Изменение позиций родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания, активное их привлечение к классным, внеклассным и внешкольным мероприятиям. Апробация новых форм работы с внешкольными учреждениями. Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, умение организовывать свою работу, выбирая адекватные средства и здоровьесберегающие условия.
Участники и партнёры программы:
Учитель и ученики;
Родительская общественность;
Школьный компонент (библиотекарь, медицинский работник, психолог, социальный педагог);
Спортивно- оздоровительные объекты Новосибирска (спортивные школы, стадионы, спортивные секции, бассейны);
Культурно-просветительские объекты Новосибирска ( музеи, театры,библиотеки, кинотеатры, школы искусств, музыкальные школы).
Этапы реализации проекта и предполагаемые мероприятия.
Первый этап. Подготовительный. Первый класс. Накопление знаний о школе, районе, городе. В начале года даётся анк, которую дети заполняют вместе с родителями. Результаты анализируются. На начальном этапе много прогулок, экскурсий вместе с родителями.
1 класс.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
1ч. | На уроках даются первые сведения о районе, городе. Приобретаются первые географические знания, сведения о животных НСО. | Делимся впечатлениями об экскурсии, рисуем, что наиболее всего запомнилось и оформляем выставку в классе. | Обзорная экскурсия по городу Новосибирску. |
2ч. | Смотрим спектакль школьного кукольного театра: «История моей школы глазами детей». | Выход в областной театр кукол на спектакль: «Обинушка- царица Обская». |
3ч. | Подготовка короткого рассказа об улице, на которой ты живёшь. Оформление в классе выставки: «Моя улица». | Посещение музея Октябрьского района для знакомства с историей района. |
4ч. | Оформление впечатлений о зоопарке на выставке в классе. | Выезд в новосибирский зоопарк. |
Второй этап. Основной. Включает в себя 2-3 классы. Ребята не только знакомятся и накапливают информацию, но и учатся оформлять её в виде слайд программы, стенгазеты, отдельного печатного сообщения.
2 класс.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
1ч. | «Вкропление» в материал уроков в зависимости от темы исторических, географических сведений о городе. Более глубокое изучение природы сибирского края. | Оформление выставки в классе: «Фонтаны Новосибирска». | Экскурсия по городу: «Фонтаны Новосибирска». |
2ч. | Тематическая беседа о гербе и флаге НСО. Подборка с помощью родителей стихов о Новосибирске. | Выход в библиотеку им Л.Толстого на беседу: «Символы Новосибирска». |
3ч. | Беседа-игра «История моего города» (школьная библиотека. | Экскурсия в музей Октябрьского района «История площади Пименова». |
4ч. | Участие в школьной акции: «Спасибо деду за Победу» (письмо от правнука). | Посещение музея СибВО: «Сибиряки в ВОВ. Воины и работники тыла.» |
3 класс.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
1ч. | Рассказ о детских писателях и поэтах Новосибирска. Знакомство с творчеством В,Шамова, Ю.Магалифа, Е.Стюарт, Н.Закусиной | Делимся впечатлениями об экскурсии и готовим кл. час: «Достопримечательности Октябрьского района» (по группам) | Экскурсия по городу: «Достопримечательности Новосибирска». |
2ч. | Готовим и проводим викторину об истории Новосибирска( вопросы и фотографии готовятся группами) | Выход в библиотеку им.Л.Толстого на программу: « Новосибирск- вчера, сегодня, завтра» |
3ч. | Подготовка и проведение классного часа: «Новосибирск-город труженик» ( о профессиях наших родителей) | Выезд в фольклорный центр «Берегиня» на экскурсию «Народные промыслы Сибири». |
4ч. | Тематический кл. час: «Подвиг сибиряков» Беседа-викторина в школьной библиотеке: «Сибирские писатели и поэты». | Посещение Монумента Славы. |
Третий этап. Итоговый. Ребята выполняют презентации, подготавливают проекты (совместно с родителями) под руководством учителя.
4 класс.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
1ч. | Краткие выступления детей по истории, географии, жив. Мира НСО. На заключительных уроках подготовка и представление презентаций «Мой город». Заполнение анкеты вместе с родителями. | Тематический кл.час: «Новосибирск- столица Сибири. Нам есть чем гордиться» (готовится совместно с детьми). | Прогулка по ближайшим к школе улицам, с рассказом о них (готовят дети и родители). |
2ч. | Подготовка и показ презентаций: «Новосибирск. Моё любимое место отдыха». | Выход в театр «Глобус» с посещением закулисья. |
3ч. | 1.Подготовка и представление проекта: «Мост через Обь». 2. Подготовка и проведение викторины: «Чем знаменит каждый район города». | Экскурсия по городу: «Мосты Новосибирска» с посещением Набережной реки Обь. |
4ч. | Подготовка и показ кукольного спектакля: «История моей школы глазами детей». Подготовка и показ презентаций: «Герои- сибиряки». | Экскурсия в музей СибВО. Герои-сибиряки (война1812г. ,ВОВ, локальные войны) |
Примечание: В течение всего периода могут быть организованы и другие экскурсии, но основная идея проекта - объединение творческого потенциала учителя, обучающихся, родителей для духовно-нравственного развития обучающихся через изучение истории своей школы, района, города, остаётся неизменной.
Заключение.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
При составлении данного проекта, я помнила, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока. А использование нетрадиционных форм обучения: экскурсий, спектаклей, использование разных средств искусства, игр, выпуск газет, коллективных работ, других помогает увидеть и развить в ребёнке творческий потенциал.
Ну и самое важное, о чём надо помнить: решающую роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г.
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009г.
3..Баяндин В.И, Мамонтова Е.А. « Новониколаевск -Новосибирск:от поселкового старосты до мэра». Биографический справочник. Новосибирск,2003г.
4.Кравец Т.Н. Макаренко Г.М. «Здравствуй, Новосибирск» рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. Новосибирск 2011г.
5. Герасимова Н.К. «Первый новосибирский численник» ОАО «Кострома»2009г.
7. Приложение.
Анкета для 1 и 4 класса.
1.Назови номер нашей школы.
2.В каком районе она расположена?
3.Как раньше назывался наш район и почему?
4. Название первой улицы нашего города.
5.Сколько районов в нашем городе?
6.Сколько мостов в Новосибирске?
7.С какого района начинался наш город?
5