СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы летнего лагеря дневного пребывания «Лучики»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитательной работы летнего лагеря дневного пребывания «Лучики» делает акцент на физкультурно-оздоровительное направление включает разделы «Мир», «Россия», «Человек» укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы летнего лагеря дневного пребывания «Лучики»»

Департамент образования Администрации городского округа Самара

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Луч»

городского округа Самара




Утверждаю

Директор



___________ С.Г. Юрова

«23» апреля 2025 г.

Приказ № 86-од








Программа воспитательной работы

лагеря с дневным пребыванием детей «Лучики»

МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара


Адресат программы: дети 7-14 лет

Срок реализации: 18 дней







Разработчик: педагог дополнительного образования

Пузанова И.А.


Дата протокола ОМЭС:

____________________



Самара, 2025 г

Содержание

Введение

3

1. Раздел 1. «Ценностно-целевые основы воспитательной работы»

5

1.1. Цель и задачи воспитательной работы

5

1.2. Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными особенностями участников программы

5

2. Раздел 2. Содержание и формы воспитательной работы

8

2.1. Подготовительный этап

8

2.2. Организационный этап

9

2.3. Основной этап

10

2.4. Итоговый этап

11

2.5. Этап последействия

11

2.6. Основные направления воспитания

12

2.7. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности (модули)

12

2.7.1. Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»

13

2.7.2. Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие»

16

2.7.3. Блок «Мир: наука, культура, мораль»

19

2.8. Анализ воспитательной работы

20

3. Раздел 3. Организационные условия реализации Программы

21

3.1. Партнёрское взаимодействие с общественными и молодёжными Организациями

21

3.2. Взаимодействие с родительским сообществом

22

3.3. Кадровое обеспечение программы

22

3.4. Материально-техническое обеспечение реализации программы

23

Список источников и литературы

24

Приложение № 1 Календарь знаменательных дат на 2025 год

25

Приложение № 2 План воспитательной работы

26

Приложение № 3 План-сетка мероприятий

28

Приложение № 4 Уклад организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики»

30


















Введение

Современный темп жизни предъявляет высокие требования к человеку, среди которых целеустремленность, вера в себя, настойчивость и, безусловно, крепкое здоровье.

В нынешних реалиях особо остро стоит вопрос о пробуждении у детей интереса к занятиям спортом и физической культуре. Ключевая задача физического воспитания – применение разнообразных методов работы с детьми, направленных на улучшение работы организма, повышение его выносливости и сопротивляемости к негативным воздействиям окружающей среды, то есть создание условий для роста здорового поколения. Программа воспитательной работы летнего лагеря дневного пребывания «Лучики» (далее – программа) делает акцент на физкультурно-оздоровительное направление включает разделы «Мир», «Россия», «Человек» укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Программа «Спортивный марафон» и ее интересная форма проведения способствуют решению этой важной задачи.

Актуальность программы обусловлена необходимостью популяризации здорового и безопасного образа жизни, занятий спортом, укрепляющих здоровье, воспитывающих волю и настойчивость. Формирование понятия «здоровый образ жизни» должно начинаться в детстве. В лагере дневного пребывания дети вовлечены в оздоровительный процесс, включающий режим дня, правильное питание, закаливание и занятия спортом. Досуговая деятельность направлена на выявление их талантов и способностей.

Целевая аудитория программы: основной состав лагеря – это обучающиеся начального и среднего школьного звена. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей. В основу организации лагеря дневного пребывания закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Срок реализации программы: программа реализуется в течение 18 дней со 2 по 27 июня 2025 года и включает три основных этапа реализации: организационный, основной и итоговый.

Нормативные основания для создания Программы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

  4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

  5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  6. Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022г. № 261-ФЗ;

  7. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  9. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  11. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441);

  12. Письмо министерства образования и науки Самарской области от 12.09.2022 № МО/1141-ТУ (с «Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (новая редакция)»);

  13. Письмо Министерства просвещения РФ от 02.05.2023 № АБ-1965/06 (с «Методическими рекомендациями по вопросам подготовки и проведения летней оздоровительной кампании 2023 года, включая вопросы обеспечения безопасности детей в период организованного отдыха, а также об организации учета медицинского стажа медицинских работников в организациях отдыха детей и их оздоровления»).

  14. Приказ Министерства просвещения от 17.03.2025 № 209 «Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы».


Раздел 1. «Ценностно-целевые основы воспитательной работы»

    1. Цель и задачи воспитательной работы:

Цель программы - является актуализация, формирование и внедрение единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в ЛДП «Лучики», в преемственности с единой системой воспитания и государственной политики в области образования подрастающего поколения в Российской Федерации.

Задачи:
  • разработка единых подходов к воспитательной деятельности педагогических коллективов организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха;

  • внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной деятельности организаций отдыха детей и оздоровления в их применении к процессу воспитания, формирования и развития субъектности детей в условиях временных детских коллективов и групп;

  • разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации Программы воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха.


    1. Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными особенностями участников программы

Целевые ориентиры результатов воспитания в лагере с дневным пребыванием детей направлены на формирование и развитие личности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Они представляют собой ориентиры для деятельности педагогического коллектива, направленные на достижение гармоничного и целостного развития личности, ее успешной социализации и осознания своей роли в обществе. Целевые ориентиры формируются на основе российских гражданских, конституционных и духовно-нравственных ценностей, отражающих культурные и исторические традиции России.

Целевые ориентиры результатов воспитания

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Подростковый возраст (11-14 лет)

Гражданско-патриотическое воспитание

Человек, который гордится своей родиной, уважает государственные символы России и обладает глубокими знаниями о своей стране, ее истории, территории, культурном наследии и многообразии. Он ценит традиции и ценности своего народа, а также уважает другие культуры.

Понимающий свою гражданскую идентичность, проявляющий уважение к государственным символам России. Готовый принимать активное участие в социально значимых инициативах и жизни своего местного сообщества. Знакомый с нормами общественного поведения и уважающий права других людей.

Человек, который глубоко любит свой народ, ценит его традиции и культуру, уважает историческое наследие России. Ему интересно изучать историю и культуру своего региона, а также других народов России. Он активно участвует в патриотических мероприятиях и мероприятиях, посвященных сохранению национальных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание

Ценящий ценность человеческой жизни и уважающий достоинство каждого индивида, способный анализировать свои действия согласно моральным принципам и проявлять доброжелательность к окружающим. Знакомый с основными правилами этикета, он уважает традиции своей семьи и общества.

Ориентированный на ценности, уважающий культуру своего народа и основанный на традиционных духовно-нравственных принципах. Способный критически оценивать свои поступки с точки зрения моральных норм и нести за них ответственность. Проявляющий уважение к старшим, поддерживающий семейные ценности и активно содействующий межнациональному согласию.

Эстетическое воспитание

Личность, ценящая красоту в природе, искусстве и человеческом творчестве. Проявляющая глубокий интерес к художественной культуре и стремящаяся к самовыражению через творчество. Уважающая культурное наследие своего народа и других культур.

Проявляющий увлечение разнообразными формами искусства, осознающий его значимость для культуры общества. Уважающий художественное наследие собственного и других народов. Вдохновляющийся творчеством и искусством как средствами самовыражения.

Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия

Соблюдающий основные правила здорового и безопасного образа жизни. Проявляющий интерес к физическому развитию и занятиям спортом. Бережно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих.

Человек, следующий основным принципам здорового и безопасного образа жизни, проявляющий интерес к физической активности и занятиям спортом, заботящийся о своем здоровье и здоровье окружающих.

Трудовое воспитание

Ценящий честный труд и уважающий достижения других людей. Обладающий навыками самостоятельности и проявляющий интерес к различным видам работы. Заботливо относящийся к материальным ценностям и окружающей среде.

Ценящий труд и проявляющий интерес к изучению различных профессиональных областей. Активно участвующий в практической деятельности и в поиске решений социально значимых задач. Понимающий, что трудолюбие играет важную роль в достижении профессионального успеха в будущем.

Экологическое воспитание

Ценящий природу и осознающий важность ее сохранения, проявляющий заботу и уважение к окружающей природе и всем ее обитателям. Готовый развивать навыки экологически ответственного поведения.

Осознавший глобальные экологические проблемы и свою ответственность за сохранение природы, проявляющий активное нежелание терпеть действия, вредящие окружающей среде, и активно участвующий в природоохранной деятельности.

Познавательное направление воспитания

Проявляющий любознательность, инициативность и самостоятельность в исследовании окружающего мира. Обладающий пониманием природных и социальных процессов как взаимосвязанных компонентов единой системы. Проявляющий увлечение к науке и стремление к расширению научных знаний.

Проявляющий интерес к разнообразным областям знаний и стремящийся к их познанию. Основывается на использовании научных знаний для более глубокого понимания окружающего мира. Развивает навыки критического мышления и умения работать с информацией.


Основные направления воспитательной работы:

  • гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
  • патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
  • духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
  • эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
  • физическое воспитание: формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно- оздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
  • экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
  • познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.

Для качественной реализации данной цели используется возрастной подход к обучению, воспитанию и развитию детей, а также понимание коллективной сущности воспитательной деятельности в условиях организации отдыха детей и их оздоровления. Под возрастными группами понимаются группы детей:

6,6 - 10 лет – младшие школьники;

11 - 14 лет – подростки;

Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:

В воспитании детей младшего школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний – базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и эстетических ценностях, развивая чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.

В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом является создание условий для развития социально значимых и ценностных отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена на формирование самостоятельности в принятии решений, осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и навыки взаимодействия с окружающими.


Раздел 2. Содержание и формы воспитательной работы

Воспитательная работа планируется с учетом особенностей этапов и периодов реализации Программы:

2.1. Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что до открытия лагеря начинается подготовка к летней оздоровительной кампании (далее – ЛОК). Деятельностью этого этапа является:

  • Проведение совещаний при директоре по подготовке Центра к ЛОК;

  • Издание приказа о проведении ЛОК;

  • Разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей;

  • Подготовка методического материала для работников лагеря;

  • Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;

  • Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  • Информирование родителей обучающихся о деятельности летнего лагеря.


2.2. Организационный этап

Основной деятельностью этого этапа является:

  • адаптация детей к новым условиям;

  • знакомство с режимом, правилами, укладом лагеря;

  • формирование временного детского коллектива;

Содержание организационного периода:

Организационный этап

Общелагерный уровень (инвариантные формы)

Форма работы

Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы

Линейка/Церемония открытия смены

Торжественный старт смены, образец отношения к государственным символам.

Ключевые категории:

Родина, Россия, малая родина, дом.

Вынос Государственного флага Российской Федерации

Гимн Российской Федерации

Хозяйственный сбор

лагеря

Формирование правил безопасного поведения. Демонстрация ценности труда.

Общий сбор лагеря

Знакомство с территорией. Знакомство с правилами и традициями.

Презентация Программы смены/Введение в игровую модель смены

Знакомство с идеей программы, игровым маршрутом

Представление объединений по интересам (дополнительное образование) в игровом контексте

Отрядный уровень (инвариантные формы)

Инструктажи

Обозначение ценностей жизни, здоровья и безопасности.

Игры на знакомство Игры на командообразование Игры на выявление лидеров


Выбор игр соотносится с формированием уважительного отношения к личности ребёнка, способствует развитию коммуникации и созданию комфортного эмоционально-

психологической атмосферы в отряде

Организационный сбор отряда


Определение названия отряда, отражающее смысловые основы содержания программы, соотносимое с культурным кодом России, поддерживающее формирование традиционных ценностей российского общества

Выборы представителей органов самоуправления, включая общелагерный уровень и отрядный

Огонёк знакомства


Уважение к личности. Формирование ценности Человека, Команды и Дружбы.


2.3. Основной этап

Основные задачи: развитие личностного потенциала каждого ребёнка посредством коллективной деятельности.

Основной этап

Общелагерный уровень (инвариантные формы)

Форма работы


Содержание/Ключевые

компоненты/Ценностные основы

Утренний подъём Государственного флага Российской Федерации

Ключевая задача: формирование уважительного отношения и чувства сопричастности к Государственным символам.

Исполнение Гимна Российской Федерации. Старт дня

Тематические дни

День Памяти: линейка, смотр строя и песни

День Семьи: активности для детей и родителей (законных представителей), кинопросмотры, диалоги о ценностях и семейных традициях, фотовыставки.

День Единства/День России: линейка, отрядные дела, концерт, творческие и вдохновляющие встречи, кинопросмотр.

День Здоровья и Спорта: открытие, весёлые старты, спортивные соревнования (индивидуальные и командные), отрядные дела о героях отечественного спорта

День Профессий: творческие встречи и мастер-классы,

интерактивные встречи, квесты, ярмарка профессий.

Деятельность органов

самоуправления


Деятельность раскрывает ценности, обозначенные Программой: здоровье, безопасность, творчество, развитие. Организация работы происходит на общелагерном уровне (представители каждого отряда) и дополняются отрядным уровнем.

Деятельность секций, студий и кружков


Культура и история России

Научные достижения и открытия

Спортивная гордость страны

Непрерывная система дополнительного образования детей

Утренняя гигиеническая

гимнастика


Ценность здоровья, развития

Демонстрация позитивного личного примера со стороны педагогического коллектива

Тематические конкурсы и

соревнования


Расширение спектра возможностей для развития способностей детей, демонстрации талантов и проявления инициативы (при реализации конкурсов и соревнований)

Обязательны принципы справедливости, открытости и непредвзятости

Отрядный уровень (инвариантные формы)

Утренний информационный

сбор отряда


Эмоциональный и информативный старт дня, который определяет тон и настроение, а также позволяет каждому ребёнку увидеть и понять свой собственный маршрут в рамках дня, поставить цели и план по их исполнению.

План на день

Распределение поручений

Определение цели отряда на день

Сбор отряда после обеда


Подведение итогов и анализ деятельности в течения дня, заполнение экрана настроения, экрана участия, обращение к отрядному уголку. Формирование у ребёнка навыков самоанализа, уважение к мнению других людей.

Ключевая задача педагога: диагностика результатов воспитательного эффекта программы

Огонёк середины смены


Снятия эмоционального напряжения (пик «привыкания»), мотивация на вторую половину смены, предварительные итоги и успехи каждого в отряде


2.4. Итоговый этап

Основные задачи этапа: подведение итогов совместной деятельности, фиксация позитивного опыта.

Итоговый этап

Общелагерный уровень (инвариантные формы)

Форма работы

Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы

Линейка/Церемония закрытия смены


Торжественное подведение итогов, демонстрация лучшего опыта, которые получили участники смены. Определение перспектив и новых целей. Вынос Государственного флага Российской Федерации. Содержательное подведение итогов. Награждение отрядное, индивидуальное, включая сотрудников

Презентация результатов деятельности кружков /секций

Культурное и научное наследие мира и страны. Имена, прославившие Россию Великие мастера. Творчество и мастерство

Отрядный уровень (инвариантные формы)

Итоговый сбор отряда


Закрепление ценности. Команды и Дружбы. Помощь каждому участнику смену увидеть свой рост и позитивные изменения. Презентация представителями органами самоуправления результатов деятельности. Подведение итогов достижения общей цели и выполнения правил совместной жизни и деятельности. Связь с организационным сбором отряда, опора на отрядный уголок. Обязательно награждение и поощрение каждого участника отряда.

Прощальный огонёк


Самый ценный опыт, полученный в смене каждым ребёнком. Благодарность команде. Определение перспектив дальнейшего развития


2.5. Этап последействия

Этап последействия включается в себя:

  • подведение итогов реализации программы воспитательной работы;

  • определение наиболее и наименее эффективных форм деятельности.

Содержание, виды и формы воспитательной работы представлены в соответствующих блоках и модулях. К инвариантным (обязательным) блокам относятся:

  • блок «Мир: наука, культура, мораль»;

  • блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»;

  • блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие».


2.6. Основные направления воспитания

      1. Программа лагеря дневного пребывания «Лучики» ориентирована на стимулирование детской любознательности, вовлечение в активное исследование окружающего мира и развитие интереса к здоровому образу жизни и физическому развитию. Ежедневный распорядок дня включает спортивные, интеллектуальные и творческие занятия, а также беседы о важности здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.
      2. Каждое утро начинается с зарядки на свежем воздухе. Спортивная площадка используется для разнообразных видов спортивных состязаний, рассчитанных на массовость и зрелищность, таких как эстафеты, игры, квесты, народные и подвижные дворовые игры.
      3. Мероприятия смены разработаны с учётом участия всех детей независимо от возраста. Они направлены на раскрытие творческих способностей каждого ребёнка и предоставляют возможность продемонстрировать свои таланты и умения (в актёрском мастерстве, лидерстве, прикладных искусствах и др.). Среди таких мероприятий – выпуск стенгазет, конкурсы рисунков на разные темы, создание тематических буклетов и памяток.
      4. Третье направление работы – развитие познавательной активности детей. В программу включены экскурсии и интеллектуальные мероприятия, проводимые как педагогами лагеря, так и в сотрудничестве с внешними партнёрами.
Конкретные формы воспитательной работы отражены в календарном плане (см. Приложение №2).


2.7. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности (модули)

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности лагеря дневного прибывания. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.


ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»:

  1. Модуль «Культура России».

  2. Модуль «Детское самоуправление»

  3. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых»

Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья»:

  1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».

  2. Модуль «Инклюзивное пространство»

  3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»

Блок «Мир: наука, культура, мораль»:

  1. Модуль «Профориентация».


ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»:

  1. Модуль «Экскурсии и походы».

Блок «Мир: наука, культура, мораль»:

  1. Модуль «Цифровая и медиа-среда».


2.7.1. БЛОК «РОССИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»

Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских ценностях. Планируемые форматы мероприятий:

Комплекс «Народ России». (Церемония подъема и спуска Государственного флага и исполнение Государственного гимна РФ, Дни единых действий, «Цивилизационное наследие России», «Ключевые мероприятия», тематические дни).

Комплекс «Суверенитет и безопасность российского общества» (проведение тематических занятий о героизме и мужестве, посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны).

Комплекс «Служение российскому обществу». (информационные часы и акции).

Комплекс «Русский язык» (культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, Проекты, игры и акции).


Модуль «Культура России».

Данный модуль разработан с целью способствовать формированию нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей и творческой личности, соответствуя задачам государственной политики в области защиты интересов детей. Он также направлен на поддержку и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также служит средством передачи системы моральных, этических и эстетических ценностей, которые составляют ядро национальной самобытности России, в работе организаций по организации отдыха и оздоровления детей.

Для успешной организации воспитательной работы в рамках модуля "Культура России" предусмотрено проведение разнообразных мероприятий, таких как просмотр отечественных кинофильмов, спектаклей, концертов, литературно-музыкальных композиций; участие в виртуальных экскурсиях и выставках; организация "громких" чтений, чтений по ролям, постановки спектаклей и другие формы культурных мероприятий. Мы также планируем использовать различные безвозмездные электронные ресурсы, такие как "Культура.РФ", Национальная электронная библиотека, Национальная электронная детская библиотека, Президентская библиотека и другие, чтобы обогатить опыт участников и сделать программу еще более увлекательной.


Модуль «Самоуправление»

Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.

Самоуправление в отряде формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. Именно в это время вожатым проводятся игры на выявление лидера среди детей.

Термин «отрядное самоуправление» можно определить следующим образом: отрядное самоуправление – это выполнение выбранными доверенными лицами отряда неких обязанностей. К основным «доверенным лицам» могут относиться:

  • командир отряда;

  • помощник командира;

Командир отряда – это правая рука педагога дополнительного образования. В его обязанности может входить: построение отряда, если вожатый задерживается, соблюдение и поддержание дисциплины; практически всегда командир идет во главе отряда и является заводилой (название отряда, девиз и кричалки на нем) и прочее в этом роде.

Правой рукой командира, в свою очередь, является помощник командира и выполняет практически те же самые действия, что и командир.

Наличие системы детского самоуправления в летнем лагере важно по причине необходимости учета детского мнения. Вся деятельность школьного лагеря направлена на вовлечение детей в интересный, полезный, развивающий отдых. Организация качественного отдыха невозможна без учета мнения самих детей.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).


Модуль «Коллективная социально значимая деятельность

В Движении Первых».

Данный модуль направлен на приобщение подрастающего поколения к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, создание условий для личностного развития и гражданского становления детей, усвоение ими норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, вовлечение в деятельность Движения Первых.

Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:

  • классные встречи с успешными активистами Движения Первых — открытый

  • диалог «путь к успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха ровесника;

  • волонтерские мастер-классы — проведение занятий и встреч для знакомства детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей;

  • акции по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон — вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;

  • социальные акции — мероприятия по сбору вещей, игрушек, книг для детских домов и малообеспеченных семей с целью развития у детей чувств сопричастности и социальной ответственности;

  • организация мероприятий для младших отрядов — старшие дети помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и лидерские качества;

  • обучение навыкам оказания первой помощи — тренинги по оказанию первой помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;

  • благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и чувства уважения к культурному наследию;

  • медиа-волонтерство — ведение блога, создание фото- и видео продуктов о волонтерских инициативах организации отдыха детей и их оздоровления с целью развития навыков коммуникациии медиа-творчества;

  • проектировочный семинар о траектории социального развития в Движении Первых.


Модуль «Экскурсии и походы».

Организуются тематические экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, кино.

На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного поведения в общественных местах, самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил и имущества.


2.7.2. БЛОК «ЧЕЛОВЕК: ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ»

  • Данный блок охватывает широкий спектр мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни как на личном, так и на общественном уровне. В рамках воспитательной работы предусматривается:

  • Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, включая зарядку, спортивные игры и соревнования;

  • Проведение бесед и бесплатных мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек и стимулирующих интерес детей к занятиям спортом и физической активности;

  • Проведение инструктажей и игровых сессий, нацеленных на ознакомление с правилами безопасного поведения на дорогах, в общественном транспорте, в пожарной ситуации, во время занятий спортом, на водоемах, в общественных местах и в условиях массового скопления людей.

  • Проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых веществ;

  • Организация различных профилактических мероприятий, включая антиалкогольные и антикурительные кампании, обеспечение безопасности в цифровой среде, противодействие вовлечению в деструктивные группы в социальных сетях, молодежные, религиозные объединения и субкультуры, информирование о безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, гражданской обороны, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности;

  • Проведение мероприятий, игр и проектов, направленных на формирование у детей и подростков социально-ценностного отношения к семье как основе принадлежности к многонациональному народу России и Отечеству.

  • Развивающие игры, проекты и мероприятия, нацеленные на внушение уважения к жизни человека, на формирование личностной системы семейных ценностей, базирующихся на духовных и культурных традициях российского народа;

  • Подготовка детей и подростков к осознанному выбору своего жизненного пути с фокусом на построение крепких и счастливых семей, используя проектную деятельность, разнообразные игры, акции и мероприятия.


Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».

Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и оздоровления включает в себя:

  • организацию оптимального режима дня;

  • обеспечение рационального питания;

  • физическое воспитание.

Физическое воспитание организуется через спортивно-оздоровительную деятельность, которая характеризуется направленностью на укрепление здоровья детей и создание представления о бережном к нему отношении, формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха.

Физическое воспитание представляет собой:

  • физкультурно-оздоровительные занятия, которые проводятся с детьми по графику, максимально на открытых площадках;

  • различные виды гимнастик, утренняя вариативная зарядка (спортивная, дыхательная, беговая, игровая);

  • динамические паузы в организации образовательной деятельности и режимных моментов;

  • спортивно-массовые мероприятия, предполагающие спартакиады, спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы.

  • При любой возможности физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе.

  • Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.

  • Система мероприятий в ЛДП «Лучики», направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:

  • физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы, пятиминутки здоровья;

  • спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;

  • просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;

  • встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.


Модуль «Инклюзивное пространство»

Инклюзивное пространство – это система структурных компонентов воспитательной системы, определяющих специфику содержания инклюзии, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются воспитательные, образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения. Описание данного модуля наполняется конкретными материалами с учётом наличия детей с особыми образовательными потребностями.

В воспитательной работе с категориями детей, имеющих особые образовательные потребности: детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия.

Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями являются:

  • налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления;

  • формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников воспитательного процесса;

  • построение воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:

  • формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;

  • создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов;

  • личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности детей с особыми образовательными потребностями.


Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой описание работы педагога-психолога по запросу и при необходимости, которая базируется на соблюдении следующих принципов: принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста; принцип конфиденциальности; принцип этической и юридической правомочности; принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Работа педагога-психолога включает в себя взаимосвязанные направления работы: консультирование, просвещение и профилактику.

Формы сопровождения: консультирование; диагностика; коррекционно-развивающая работа; профилактика.


2.7.3. БЛОК «МИР: НАУКА, КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ»

Содержание данного блока описывает комплекс мероприятий, основанный на принципах общечеловеческих ценностей, равноправия и взаимного уважения между народами и государствами в мировом сообществе. Важными аспектами этого блока являются невмешательство во внутренние дела государств, сотрудничество и дружба между странами. Здесь также рассматриваются темы мировой культуры, история научных достижений с древних времен до наших дней, вклад российских ученых и культурных деятелей в развитие мировой культуры и науки, а также изучение духовных ценностей человечества.

Работа блока «Мир: наука, культура, мораль» осуществляется через различные форматы:

- Игровые мероприятия, направленные на ознакомление с мировым и российским культурным наследием в литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, балете, кинематографе и мультипликации;

- Тематические события, способствующие формированию культуры мира, помогающие детям понять важность уважения к разнообразию культур и народов, развивающие навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества;

- Тематические беседы и диалоги по вопросам духовно-нравственного воспитания.

- проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия является важным аспектом формирования нравственных устоев и развития личности.

Модуль «Профориентация».

Важную роль в воспитательной работе ЛДП «Лучики» играет профориентационная работа.

Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Задача совместной профориентационной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно - значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» осуществляется через: профориентационные игры: Конкурсно-игровое мероприятие "Кем быть? Каким быть?", Квест – игра «Профессии будущего», Викторина о профессиях.


Модуль «Цифровая и медиа-среда».

Занятия направленные на формирование культуры — информационной

  • безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма, профилактики травли В информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»;

  • онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях;

  • освещение деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.

Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм воспитательной работы:

Механизмом реализации информационного обеспечения является информирование возможных участников воспитательного процесса об организации отдыха и оздоровления детей через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.


2.8. Анализ воспитательной работы

Анализ воспитательной работы лагеря дневного пребывания детей "Лучики" осуществляется с учетом целевых ориентиров и личностных результатов воспитанников. Основным методом анализа является самооценка с целью выявления ключевых проблем и их последующего решения при необходимости с привлечением внешних экспертов и специалистов. Этот процесс проводится после окончания летней оздоровительной кампании. Анализ осуществляется совместно с педагогическими работниками и заместителем директора Центра, а результаты обсуждаются на Педагогическом совете. При выборе методик учитывается их валидность, адаптированность к определенному возрасту и индивидуальные особенности детей.

Основное внимание уделяется анализу качества воспитательной работы в лагере, включая:

  • эффективность программы воспитания в целом;

  • работу отрядов;

  • участие педагогического коллектива;

  • взаимодействие с родителями;

  • сотрудничество с социальными партнерами.

Результатом самоанализа является оценка достижений и выявление проблем, над решением которых необходимо работать коллективу педагогов.

Аналитическая справка, полученная в результате самоанализа воспитательной работы, служит основанием для корректировки программы воспитания на следующий год.


Раздел 3. Организационные условия реализации Программы

3.1. Партнёрское взаимодействие с общественными

и молодёжными организациями

Реализация воспитательного потенциала партнерского взаимодействия предусматривает:

- совместное участие в мероприятиях в рамках данной Программы и календарного плана воспитательной работы: выставки, тематические праздники, торжественные мероприятия;

- проведение на базе организаций-партнеров занятий, тематических событий, отдельных мероприятий и акций:

  • Тик Ток. Танцевальное ШоУ;

  • Историческая экскурсия «Памятники и мемориалы воинам Великой Отечественной войны»;

  • Познавательная беседа с детьми «Безопасное лето»;

  • Исторический час «Природа тоже воевала»;

  • Викторина «Сокровищница Пушкинских творений», посвящённая 226-летию со дня рождения А.С. Пушкина;

  • Лекторий «Доброта приносит людям радость»;

  • Викторина «Папа может!», посвящённая Международному Дню отца;

  • Акция «Внимание всем!» раздача памяток по противодействию террористическим актам, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

  • Лекторий «Годы войны – века памяти», посвящённый 80 лет со дня проведения парада Победы над фашистской Германией (1945);

  • Познавательная программа «Мы славяне» посвященная Дню дружбы и единения славян;

  • Спортивно-игровая программа «Когда мы едины-мы непобедимы» посвященная Дню дружбы и единения славян;

  • Познавательный час «Взаимоуважение-основа сплоченности»;

  • Тик Ток «Летняя вечеринка»;

  • Спортивно-игровая программа «Молодежь за ЗОЖ!» посвященная дню молодежи в России.


3.2. Взаимодействие с родительским сообществом

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) детей предусматривает следующие форматы:

  • информирование родителей (законных представителей) до начала работы лагеря об особенностях воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима работы через сайт, соцсети и мессенджеры;

  • размещение информационных стендов у входной группы с полезной информацией для родителей (законных представителей);

  • создание родительских интернет-сообществ с участием педагогов для обсуждения вопросов и согласования совместной деятельности.


3.3. Кадровое обеспечение программы:

  1. Начальник лагеря.

  2. Педагог дополнительного образования (спортивной направленности)

  3. Медицинский работник.

Кадровое обеспечение программы осуществляется педагогами МБУ ДО «ЦДТ «Луч», имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания и желающими работать в период летней кампании.

Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается педагог дополнительного образования спортивной направленности.

Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками Центра, имеющими соответствующее профессиональное образование.

Подбор начальника лагеря, педагогов-воспитателей проводит администрация Центра. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Педагог проводит воспитательную работу, организует активный отдых воспитанников, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.


3.4. Материально-техническое обеспечение реализации программы

Для качественной реализации содержания программы воспитания в лагере дневного пребывания «Лучики» создана материально-техническая база:

- Государственный флаг Российской Федерации, Флаг Самарской области, стенд с государственными символами;

- оборудованные отрядные уголки для обще лагерных и отрядных событий;

- музыкальное оборудование для качественного музыкального оформления;

- спортивная площадка и спортивный инвентарь;

- канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного оформления программных событий;

- оборудование, необходимое для реализации программы воспитательной работы, и дополнительной общеобразовательной программы «Спортивный марафон».



Список источников и литературы

  1. Дворцова, Н.Б. Инновационные идеи в моделировании воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/ Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. – Саратов: Научная книга, 2005. – 32 с.

  2. Степанов, Е.Н. Программирование деятельности по созданию воспитательной системы класса / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2012. –№ 1.

  3. Копытина, О.И. Организация работы в оздоровительном лагере: теория и методика: учеб.-метод. пособие / О.И. Копытина, М.Л. Самойлова; М-во образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. – Курган: КГУ, 2011. – 116 с.

  4. Лаврентьева, З.И. Международное сотрудничество лагерей / З.И. Лаврентьева // Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 51–54.

  5. Моделирование деятельности ДОЛ [Электронный ресурс].

  6. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.

  7. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

  8. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2008 г.

  9. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.

  10. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.

  11. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

  12. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009

  13. https://kinouroki.org/pervoe-delo















Приложение № 1


Календарь знаменательных дат на 2025 год


Май

1 мая: Праздник Весны и Труда;

9 мая: День Победы;

19 мая: День детских общественных организаций России;

24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь

1 июня: День защиты детей;

6 июня: День русского языка;

12 июня: День России;

22 июня: День памяти и скорби;

27 июня: День молодежи;

29 июня: День партизан и подпольщиков.

Июль

8 июля: День семьи, любви и верности;

10 июля: День Победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении;

17 июля: День самарской символики;

28 июля: День крещения Руси;

28 июля: День военно-морского флота.

Август

12 августа: День физкультурника;

22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;

23 августа: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве;

27 августа: День российского кино.


Приложение № 2 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Лагеря дневного пребывания «Лучики»


Организационный период смены

Модуль



Форма работы

Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы

Уровень проведения (обще лагерный, меж отрядный, групповой, отрядный, индивидуальный)

Модуль «Культура России».

Торжественная линейка

Торжественная церемония подъема государственного флага Российской Федерации. Исполнение гимна Российской Федерации.

Общелагерный

Модуль «Культура России».

Тожественное открытие смены

Торжественное открытие смены «Здравствуй лето!»

Общелагерный

Модуль «Культура России».

Викторина

Викторина «День защиты детей»

Общелагерный

Модуль «Самоуправление»

Эвакуация

Плановая тренировочная эвакуация

Общелагерный

Модуль «Экскурсии и походы»

Инструктаж

Инструктажи по технике безопасности, профилактике детского дорожно-­транспортного травматизма, пожарной безопасности

Общелагерный

Модуль «Экскурсии и походы»

Экскурсия

Посещение Кинотеатра

Общелагерный

«Самоуправление»

Беседа

Правила безопасности на летних каникулах.

Общелагерный

«Профориентация»

Игра

Конкурсно-игровое мероприятие "Кем быть? Каким быть?"

Общелагерный

«Самоуправление»

Беседа

Беседа с детьми и подростками «Ваши действия при обнаружении подозрительного предмета», в рамках антитерроризма.

Общелагерный

Основной период смены

«Культура России».

Викторина

Викторина «У Лукоморья…», посвященная 225- летию со дня рождения А.С. Пушкина. День русского языка.

Общелагерный

«Профориентация»

Квест-игра

Квест – игра «Профессии будущего»

Межотрядный

«Экскурсии и походы»

Онлайн-экскурсия

Онлайн-экскурсия по Государственному музею спорта

Общелагерный

«Культура России».

Мастер-класс

Мастер-класс по созданию символов России.

Общелагерный

«Профориентация»

Викторина

Викторина о профессиях

Общелагерный

«Культура России».


Викторина

Викторина «Любимые герои отечественных мультфильмов»

(к юбилею киностудии «Союзмультфильм»)

Общелагерный

«Цифровая и медиа-среда»

Квест-игра

Челендж-квест

Межотрядный

«Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых»

Игра

Игра-путешествие «Экологический калейдоскоп»

Общелагерный

«Экскурсии и походы»

Акция

Возложение цветов к мемориалу

Общелагерный

«Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых»

Акция

Акция по уборке территории «Чистый двор»

Общелагерный

Итоговый период смены

«Культура России».

Акция

Всероссийская акция «Свеча памяти». День памяти и скорби

Общелагерный

«Культура России».

Открытый микрофон

День юмора

Общелагерный

«Спортивно-оздоровительная работа»

Игры

Народные игры

Общелагерный

«Цифровая и медиа-среда»

Дискотека

Тик-ток вечеринка

Общелагерный

«Культура России».

Торжественное закрытие смены

Торжественное закрытие смены (Чаепитие)

Общелагерный

«Самоуправление»

Заседание

Заседания Совета лагеря

Общелагерный




Приложение № 3

ПЛАН-СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ

Программы воспитания летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Лучики»

(наименование организации отдыха детей и их оздоровления)

Организационный период смены

ПН. 02.06.2025 (1-й день смены)

ВТ. 03.06.2025 (2-й день смены)

СР. 04.06.2025

(3-й день смены)

ЧТ.05.06.2025

(4-й день смены)

ПТ. 06.06.2025

(5-й день смены)

ПН. 09.06.2025

(6-й день смены)

ВТ. 10.06.2025 (7-й день смены)

1.Торжественное открытие смены «Здравствуй лето!»;

2.Викторина «День защиты детей»

1.Плановая тренировочная эвакуация

2. Инструктажи по технике безопасности, профилактике детского дорожно-­транспортного травматизма, пожарной безопасности;

3. Посещение Кинотеатра.

1.Правила безопасности на летних каникулах;

2. Конкурсно-игровое мероприятие "Кем быть? Каким быть?"

1.Беседа с детьми и подростками «Ваши действия при обнаружении подозрительного предмета», в рамках антитерроризма.


1. Викторина «У Лукоморья…», посвященная 225- летию со дня рождения А.С. Пушкина. День русского языка.

1. Квест – игра «Профессии будущего»

1. Онлайн-экскурсия по Государственному музею спорта;

2. Акция по уборке территории «Чистый двор»


Основной период смены

СР. 11.06.2025

(8-й день смены)

ПН. 16.06.2025 (9-й день смены)

ВТ. 17.06.2025

(10-й день смены)

СР. 18.06.2025

(11-й день смены)

ЧТ.19.06.2025 (12-й день смены)

ПТ.20.06.2025 (13-й день смены)

ПН.23.06.2025 (14-й день смены)

1. Мастер-класс по созданию символов России.

1. Викторина о профессиях

1.Викторина «Любимые герои отечественных мультфильмов»

(к юбилею киностудии «Союзмультфильм»)

1.Челендж-квест;

2. Посещение Кинотеатра.

1. Игра-путешествие «Экологический калейдоскоп»


1.Возложение цветов к мемориалу


1.Всероссийская акция «Свеча памяти». День памяти и скорби


Итоговый период смены

ВТ.24.06.2025 (15-й день смены)

СР. 25.06.2025 (16-й день смены)

ЧТ.26.06.2025 (17-й день смены)

ПТ. 27.06.2025

(18-й день смены)




1. «День юмора в лагере». Конкурс анекдотов


1. Народные игры



1.Тик-ток вечеринка

1. Торжественное закрытие смены (Чаепитие)


Приложение № 4

Уклад организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики»: Особенности и уникальные элементы

Структура организации определяет порядок её жизни и объединяет ключевые черты, формирующие особенности воспитательного процесса. Уклад ЛДП «Лучики» выражает свои ценности, принципы и нравственные ориентиры в отношениях, а также традиции воспитания, которые зиждутся на российских фундаментальных ценностях. Он также устанавливает условия и методы воспитания, отражающие самобытность ЛДП «Лучики» и её имидж в окружающем мире и обществе. Формирование уклада организации отдыха и оздоровления детей в ЛДП «Лучики» определяется рядом региональных факторов: историческими, этнокультурными, социально-экономическими, художественно-культурными особенностями, а также типом населенного пункта (город). В свою очередь, уклад организации отдыха и оздоровления детей в ЛДП «Лучики» тесно коррелирует с такими показателями, как:

  • Открытость ЛДП «Лучики» как пространства для социального взаимодействия;

  • Многогранность и разнообразие (широкий спектр видов деятельности,

  • Мобильность межличностных связей, насыщенность отношений);

  • Закреплённость законов и традиций.

Организация отдыха детей и оздоровления ЛДП «Лучики» формирует свой уклад, определяемый рядом ключевых элементов. Одним из важнейших является расположение лагеря, который находится в 15-ом микрорайоне Кировского внутригородского района города Самара. Безопасность детей, пребывающих в ЛДП «Лучики», является приоритетным фактором и обеспечивается посредством круглосуточного видеонаблюдения территории периметра и наличия кнопки тревожной сигнализации, подключенной к Росгвардии. В каждом помещении размещены системы пожарной сигнализации с выходом сигнала на ГУ МЧС России по Самарской области. Регулярно, все участники летней оздоровительной кампании принимают участие в практических пожарных учениях с предварительной теоретической подготовкой к ним. Быт организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики», представляет из себя специфический элемент уклада повседневной жизни детей, работников Центра в течение смены. Быт формирует, в первую очередь, архитектурно-планировочные особенности организации отдыха детей и их оздоровления. Помещения лагеря полностью оснащены мебелью с размещением детей в количестве 30 человек.

Питание организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики», представляет из себя важный элемент. Смена в лагере подарит море ярких впечатлений и эмоций на учебный год вперед. А максимально полезное и безопасное двухразовое питание по стандарту СаНПиНа поможет набраться сил перед новым учебным годом.

Режим. Важным нормирующим и объединяющим элементом уклада в организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики» является режим. Целесообразность режима связана с обеспечением безопасности, охраной здоровья ребенка.

Режим работы

лагеря дневного пребывания «Лучики» на июнь 2025 г.

08.30-09.00

Сбор детей. Утренняя линейка

09.00-09.20

Зарядка

09.30-09.50

Завтрак

10.00-13.20

Мероприятия по плану

13.30-14.00

Обед

14.10-14.30

Мероприятия по плану

14.30

Возвращение детей домой


Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики», это элемент уклада, который состоит из:

Миссия: содействие развитию сферы отдыха, досуга, оздоровления, интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи.


Общие правила поведения детей

Жизнь в детском лагере – это замечательное приключение, наполненное новыми друзьями, играми и интересными событиями. Однако, чтобы это приключение прошло безопасно и комфортно для всех, необходимо соблюдать определенные правила поведения, которые разработаны для вашей же безопасности и благополучия. Эти правила не являются ограничениями, а скорее гарантией веселого и беззаботного отдыха.

  1. Очень важно придерживаться распорядка дня лагеря. Это значит, что нужно вовремя вставать, умываться, чистить зубы, причесываться и одеваться по погоде, чтобы всегда чувствовать себя комфортно и бодро. Аккуратность – залог порядка не только в вашей комнате, но и во всем лагере. Следует своевременно убирать за собой одежду, вещи, поддерживать чистоту в местах общего пользования. Это проявление уважения к окружающим и способствует созданию приятной атмосферы для всех.

  2. Далее, необходимо строго соблюдать все правила безопасности, установленные в лагере. Это включает в себя правила противопожарной безопасности – знать, где находятся огнетушители и как ими пользоваться, не играть со спичками и зажигалками. Во время экскурсий и походов внимательно слушайте инструкторов, соблюдайте групповую дисциплину и не отлучайтесь от группы без разрешения. В автобусных поездках пристегивайтесь ремнями безопасности и ведите себя спокойно, не мешая другим пассажирам. Помните, что ваша безопасность – это прежде всего ответственность руководителей, но и ваше внимательное отношение к правилам – важнейший фактор.

  3. Все время, за исключением специально разрешенных случаев, вы должны находиться со своим отрядом (группой). Если вам необходимо отлучиться, обязательно сообщите об этом своему руководителю и получите его разрешение. Самовольный уход из отряда недопустим и может привести к неприятным последствиям. Аналогично, выход за территорию лагеря строго запрещен без разрешения начальника лагеря и в сопровождении руководителя группы. Это правило создано для вашей безопасности и предотвращения возможных опасностей, которые могут подстерегать вас за пределами лагеря.

  4. Очень важно бережно относиться к имуществу – как своему личному, так и к имуществу других детей и лагеря. Необходимо аккуратно пользоваться оборудованием, инвентарем и предметами обихода, не портить мебель, не разрисовывать стены и не ломать деревья и кусты. Бережное отношение к окружающей среде – это важная часть уважительного отношения к природе и людям. Собирание и употребление в пищу неизвестных ягод и плодов категорически запрещено, чтобы избежать возможного отравления.

  5. В случае ухудшения самочувствия немедленно обратитесь к своему руководителю группы. Важно своевременно сообщить о любых недомоганиях, чтобы получить необходимую медицинскую помощь.

  6. В общественных местах ведите себя достойно, не мешая окружающим. Нельзя использовать грубые слова, нарушать общественный порядок или каким-либо образом оскорблять эстетическое чувство окружающих. Помните, что ваши действия и слова влияют на общее впечатление о вас и о лагере.

  7. Категорически запрещается курение, употребление спиртных напитков (включая пиво) и наркотиков. Эти действия являются грубым нарушением правил лагеря и могут иметь серьезные последствия для вашего здоровья и благополучия.

Подводя итог, можно сказать, что соблюдение этих правил – это не просто набор формальных требований, а залог безопасного и комфортного отдыха для вас и ваших друзей. Давайте сделаем так, чтобы наше время в лагере прошло незабываемо, весело и безопасно!


Правила противопожарной безопасности

1. Необходимо знать план эвакуации помещения ЛДП. В случае обнаружения признаков возгорания незамедлительно покинуть здание и сообщить любому взрослому.

2. Запрещается разводить огонь в помещениях, на территории лагеря и в походах.

3. В лагере курить запрещено.

4. Легковоспламеняющиеся предметы следует сдать на хранение руководителям группы.

5. Не разрешается трогать провисающие, торчащие провода. О наличии таких проводов следует сообщить руководителю группы.


Правила поведения во время массовых мероприятий

1. При проведении массовых мероприятий следует находиться вместе с отрядом. Отойти можно только в сопровождении руководителя группы.

2. Мероприятия следует посещать в соответствующей одежде и обуви. Если это спортивные соревнования – в спортивной одежде, для праздников, конкурсов и дискотек – нарядная одежда и обувь.

3. При проведении массовых мероприятий на открытых площадках в солнечную погоду наличие головного убора обязательно.

4. Следует соблюдать правила этикета в общественных местах (не шуметь, не толкаться, не свистеть, не топать ногами, если это, конечно, не конкурс или спортивное соревнование и поболеть за свою команду просто необходимо).


Ценности

В нашем лагере мы считаем очень важными следующие ценности:

  • Дружба, доброта, справедливость и уважение: Мы руководствуемся принципами справедливости и уважения друг к другу, а также доброты и дружбы во всех наших делах. Это основа нашей жизни в лагере.

  • Здоровье, чистота, порядок и красота: Для того, чтобы наш лагерь был красивым и уютным, мы должны поддерживать чистоту и порядок. Это напрямую связано с нашим здоровьем и общим благополучием. Мы обязуемся сохранять чистоту и заботиться о своём здоровье.

  • Радость: Важно подходить ко всему с радостью и позитивным настроем. Это помогает добиться успеха во всех начинаниях.

  • Вежливость: Вежливое обращение с окружающими людьми гарантирует взаимное уважение и помогает сохранить собственное достоинство.

  • Соответствие слова и дела: Соблюдение данных обещаний – важная часть доверия и ответственности. Сказанное слово должно подкрепляться действиями.

  • Охрана природы и бережливость: Мы должны бережно относиться к природе и общему имуществу лагеря, проявляя хозяйственность и ответственность.

  • Сюрпризы и доброта: Приятные сюрпризы и добрые слова создают позитивную атмосферу и укрепляют дружеские отношения. Даже небольшой знак внимания способен поднять настроение.

В целом, эти ценности определяют правила поведения и взаимодействия в нашем лагере, направленные на создание комфортной и дружелюбной обстановки для всех.

В предметно-эстетической среде детского оздоровительного лагеря «Лучики» присутствуют информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные уголки, а также дизайн воспитательной среды. Все эти элементы взаимодополняют друг друга и усиливают воспитательный эффект через интеграцию в символическое пространство и игровую модель. На территории ЛДП «Лучики» и рядом расположены:

  • игровая детская комната;

  • множество разнообразных игр для детей.

  • футбольный комплекс «Луч»


Символы организации отдыха детей

и их оздоровления ЛДП «Лучики»

Клятва:

«Я, участник лагеря 'Лучики', торжественно клянусь:

- Быть активным, смелым и дружным, радоваться каждому моменту в тренировках и играх.

- Соблюдать честность и уважение к товарищам, желая всем достижения успеха.

- Заботиться о своем здоровье, развивать силу, ловкость и выносливость.

- Поддерживать командный дух и помогать друг другу, как настоящие друзья.

- Учиться и развиваться каждый день, открывая новые горизонты спорта.

- Делать все возможное, чтобы эти летние дни запомнились яркими моментами и незабываемыми победами!»

Слова обещания для нас имеют особую ценность. Произносить их легко, но соблюдать свои обязательства и придерживаться принципов ЛДП «Лучики» требует значительных усилий. Стать человеком — задача непростая, а вот сохранить это звание — еще сложнее! Вам нужно развивать дисциплину, точность, а также улучшать свои умственные и физические качества. Только вы в силах заставить себя измениться. Пора преодолеть лень и усталость от бездействия, чтобы стать более ловким, умелым и сильным. Начните работать над собой прямо сейчас.

Законы для отдыхающих:

1. Будь активным: Каждый день мы участвуем в физических упражнениях и спортивных играх, чтобы развивать свое тело и дух.

2. Уважай других: Мы уважаем чувства, мнения и усилия товарищей. Дружба и поддержка — важные составляющие нашего лагеря.

3. Следи за безопасностью: Мы всегда соблюдаем правила безопасности во время тренировок и игр, чтобы каждый чувствовал себя в безопасности.

4. Веди себя честно: Спорт — это честная игра. Мы не обманываем и не используем уловки, а стремимся к победе честным путем.

5. Будь ответственным: Мы заботимся о своем инвентаре и месте, где занимаемся спортом и занятиями. Каждый убирает за собой и следит за порядком.

6. Поддерживай командный дух: Мы работаем вместе в команде, помогаем друг другу и радуемся успехам всех участников.

7. Учись и развивайся: Мы открыты к новым знаниям и опыту, стремимся стать лучше в спорте и в жизни.

8. Улыбайся и наслаждайся: Каждый день в нашем лагере — это праздник! Мы радуемся каждому моменту и наслаждаемся тренировками и играми.

Соблюдая эти законы, мы сделаем наше время в лагере "Лучики" незабываемым и полным радости!

2