СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа воспитательной работы летнего лагеря дневного пребывания «Лучики» делает акцент на физкультурно-оздоровительное направление включает разделы «Мир», «Россия», «Человек» укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Департамент образования Администрации городского округа Самара
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Луч»
городского округа Самара
Утверждаю Директор
___________ С.Г. Юрова «23» апреля 2025 г. Приказ № 86-од |
Программа воспитательной работы
лагеря с дневным пребыванием детей «Лучики»
МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара
Адресат программы: дети 7-14 лет
Срок реализации: 18 дней
Разработчик: педагог дополнительного образования Пузанова И.А. Дата протокола ОМЭС: ____________________ |
Самара, 2025 г
Содержание
Введение | 3 |
1. Раздел 1. «Ценностно-целевые основы воспитательной работы» | 5 |
1.1. Цель и задачи воспитательной работы | 5 |
1.2. Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными особенностями участников программы | 5 |
2. Раздел 2. Содержание и формы воспитательной работы | 8 |
2.1. Подготовительный этап | 8 |
2.2. Организационный этап | 9 |
2.3. Основной этап | 10 |
2.4. Итоговый этап | 11 |
2.5. Этап последействия | 11 |
2.6. Основные направления воспитания | 12 |
2.7. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности (модули) | 12 |
2.7.1. Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее» | 13 |
2.7.2. Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие» | 16 |
2.7.3. Блок «Мир: наука, культура, мораль» | 19 |
2.8. Анализ воспитательной работы | 20 |
3. Раздел 3. Организационные условия реализации Программы | 21 |
3.1. Партнёрское взаимодействие с общественными и молодёжными Организациями | 21 |
3.2. Взаимодействие с родительским сообществом | 22 |
3.3. Кадровое обеспечение программы | 22 |
3.4. Материально-техническое обеспечение реализации программы | 23 |
Список источников и литературы | 24 |
Приложение № 1 Календарь знаменательных дат на 2025 год | 25 |
Приложение № 2 План воспитательной работы | 26 |
Приложение № 3 План-сетка мероприятий | 28 |
Приложение № 4 Уклад организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики» | 30 |
Введение
Современный темп жизни предъявляет высокие требования к человеку, среди которых целеустремленность, вера в себя, настойчивость и, безусловно, крепкое здоровье.
В нынешних реалиях особо остро стоит вопрос о пробуждении у детей интереса к занятиям спортом и физической культуре. Ключевая задача физического воспитания – применение разнообразных методов работы с детьми, направленных на улучшение работы организма, повышение его выносливости и сопротивляемости к негативным воздействиям окружающей среды, то есть создание условий для роста здорового поколения. Программа воспитательной работы летнего лагеря дневного пребывания «Лучики» (далее – программа) делает акцент на физкультурно-оздоровительное направление включает разделы «Мир», «Россия», «Человек» укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Программа «Спортивный марафон» и ее интересная форма проведения способствуют решению этой важной задачи.
Актуальность программы обусловлена необходимостью популяризации здорового и безопасного образа жизни, занятий спортом, укрепляющих здоровье, воспитывающих волю и настойчивость. Формирование понятия «здоровый образ жизни» должно начинаться в детстве. В лагере дневного пребывания дети вовлечены в оздоровительный процесс, включающий режим дня, правильное питание, закаливание и занятия спортом. Досуговая деятельность направлена на выявление их талантов и способностей.
Целевая аудитория программы: основной состав лагеря – это обучающиеся начального и среднего школьного звена. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей. В основу организации лагеря дневного пребывания закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Срок реализации программы: программа реализуется в течение 18 дней со 2 по 27 июня 2025 года и включает три основных этапа реализации: организационный, основной и итоговый.
Нормативные основания для создания Программы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022г. № 261-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441);
Письмо министерства образования и науки Самарской области от 12.09.2022 № МО/1141-ТУ (с «Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (новая редакция)»);
Письмо Министерства просвещения РФ от 02.05.2023 № АБ-1965/06 (с «Методическими рекомендациями по вопросам подготовки и проведения летней оздоровительной кампании 2023 года, включая вопросы обеспечения безопасности детей в период организованного отдыха, а также об организации учета медицинского стажа медицинских работников в организациях отдыха детей и их оздоровления»).
Приказ Министерства просвещения от 17.03.2025 № 209 «Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы».
Раздел 1. «Ценностно-целевые основы воспитательной работы»
Цель и задачи воспитательной работы:
Цель программы - является актуализация, формирование и внедрение единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в ЛДП «Лучики», в преемственности с единой системой воспитания и государственной политики в области образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
Задачи:разработка единых подходов к воспитательной деятельности педагогических коллективов организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха;
внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной деятельности организаций отдыха детей и оздоровления в их применении к процессу воспитания, формирования и развития субъектности детей в условиях временных детских коллективов и групп;
разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации Программы воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха.
Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными особенностями участников программы
Целевые ориентиры результатов воспитания в лагере с дневным пребыванием детей направлены на формирование и развитие личности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Они представляют собой ориентиры для деятельности педагогического коллектива, направленные на достижение гармоничного и целостного развития личности, ее успешной социализации и осознания своей роли в обществе. Целевые ориентиры формируются на основе российских гражданских, конституционных и духовно-нравственных ценностей, отражающих культурные и исторические традиции России.
Целевые ориентиры результатов воспитания Младший школьный возраст (7-10 лет) | Подростковый возраст (11-14 лет) |
Гражданско-патриотическое воспитание | |
Человек, который гордится своей родиной, уважает государственные символы России и обладает глубокими знаниями о своей стране, ее истории, территории, культурном наследии и многообразии. Он ценит традиции и ценности своего народа, а также уважает другие культуры. | Понимающий свою гражданскую идентичность, проявляющий уважение к государственным символам России. Готовый принимать активное участие в социально значимых инициативах и жизни своего местного сообщества. Знакомый с нормами общественного поведения и уважающий права других людей. |
Человек, который глубоко любит свой народ, ценит его традиции и культуру, уважает историческое наследие России. Ему интересно изучать историю и культуру своего региона, а также других народов России. Он активно участвует в патриотических мероприятиях и мероприятиях, посвященных сохранению национальных ценностей. | |
Духовно-нравственное воспитание | |
Ценящий ценность человеческой жизни и уважающий достоинство каждого индивида, способный анализировать свои действия согласно моральным принципам и проявлять доброжелательность к окружающим. Знакомый с основными правилами этикета, он уважает традиции своей семьи и общества. | Ориентированный на ценности, уважающий культуру своего народа и основанный на традиционных духовно-нравственных принципах. Способный критически оценивать свои поступки с точки зрения моральных норм и нести за них ответственность. Проявляющий уважение к старшим, поддерживающий семейные ценности и активно содействующий межнациональному согласию. |
Эстетическое воспитание | |
Личность, ценящая красоту в природе, искусстве и человеческом творчестве. Проявляющая глубокий интерес к художественной культуре и стремящаяся к самовыражению через творчество. Уважающая культурное наследие своего народа и других культур. | Проявляющий увлечение разнообразными формами искусства, осознающий его значимость для культуры общества. Уважающий художественное наследие собственного и других народов. Вдохновляющийся творчеством и искусством как средствами самовыражения. |
Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия | |
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного образа жизни. Проявляющий интерес к физическому развитию и занятиям спортом. Бережно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих. | Человек, следующий основным принципам здорового и безопасного образа жизни, проявляющий интерес к физической активности и занятиям спортом, заботящийся о своем здоровье и здоровье окружающих. |
Трудовое воспитание | |
Ценящий честный труд и уважающий достижения других людей. Обладающий навыками самостоятельности и проявляющий интерес к различным видам работы. Заботливо относящийся к материальным ценностям и окружающей среде. | Ценящий труд и проявляющий интерес к изучению различных профессиональных областей. Активно участвующий в практической деятельности и в поиске решений социально значимых задач. Понимающий, что трудолюбие играет важную роль в достижении профессионального успеха в будущем. |
Экологическое воспитание | |
Ценящий природу и осознающий важность ее сохранения, проявляющий заботу и уважение к окружающей природе и всем ее обитателям. Готовый развивать навыки экологически ответственного поведения. | Осознавший глобальные экологические проблемы и свою ответственность за сохранение природы, проявляющий активное нежелание терпеть действия, вредящие окружающей среде, и активно участвующий в природоохранной деятельности. |
Познавательное направление воспитания | |
Проявляющий любознательность, инициативность и самостоятельность в исследовании окружающего мира. Обладающий пониманием природных и социальных процессов как взаимосвязанных компонентов единой системы. Проявляющий увлечение к науке и стремление к расширению научных знаний. | Проявляющий интерес к разнообразным областям знаний и стремящийся к их познанию. Основывается на использовании научных знаний для более глубокого понимания окружающего мира. Развивает навыки критического мышления и умения работать с информацией. |
Основные направления воспитательной работы:
Для качественной реализации данной цели используется возрастной подход к обучению, воспитанию и развитию детей, а также понимание коллективной сущности воспитательной деятельности в условиях организации отдыха детей и их оздоровления. Под возрастными группами понимаются группы детей:
6,6 - 10 лет – младшие школьники;
11 - 14 лет – подростки;
Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
В воспитании детей младшего школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний – базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и эстетических ценностях, развивая чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом является создание условий для развития социально значимых и ценностных отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена на формирование самостоятельности в принятии решений, осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и навыки взаимодействия с окружающими.
Раздел 2. Содержание и формы воспитательной работы
Воспитательная работа планируется с учетом особенностей этапов и периодов реализации Программы:
2.1. Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что до открытия лагеря начинается подготовка к летней оздоровительной кампании (далее – ЛОК). Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре по подготовке Центра к ЛОК;
Издание приказа о проведении ЛОК;
Разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Информирование родителей обучающихся о деятельности летнего лагеря.
2.2. Организационный этап
Основной деятельностью этого этапа является:
адаптация детей к новым условиям;
знакомство с режимом, правилами, укладом лагеря;
формирование временного детского коллектива;
Содержание организационного периода:
Организационный этап | |
Общелагерный уровень (инвариантные формы) | |
Форма работы | Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы |
Линейка/Церемония открытия смены | Торжественный старт смены, образец отношения к государственным символам. Ключевые категории: Родина, Россия, малая родина, дом. Вынос Государственного флага Российской Федерации Гимн Российской Федерации |
Хозяйственный сбор лагеря | Формирование правил безопасного поведения. Демонстрация ценности труда. Общий сбор лагеря Знакомство с территорией. Знакомство с правилами и традициями. |
Презентация Программы смены/Введение в игровую модель смены | Знакомство с идеей программы, игровым маршрутом Представление объединений по интересам (дополнительное образование) в игровом контексте |
Отрядный уровень (инвариантные формы) | |
Инструктажи | Обозначение ценностей жизни, здоровья и безопасности. |
Игры на знакомство Игры на командообразование Игры на выявление лидеров
| Выбор игр соотносится с формированием уважительного отношения к личности ребёнка, способствует развитию коммуникации и созданию комфортного эмоционально- психологической атмосферы в отряде |
Организационный сбор отряда | Определение названия отряда, отражающее смысловые основы содержания программы, соотносимое с культурным кодом России, поддерживающее формирование традиционных ценностей российского общества Выборы представителей органов самоуправления, включая общелагерный уровень и отрядный |
Огонёк знакомства | Уважение к личности. Формирование ценности Человека, Команды и Дружбы. |
2.3. Основной этап
Основные задачи: развитие личностного потенциала каждого ребёнка посредством коллективной деятельности.
Основной этап | |
Общелагерный уровень (инвариантные формы) | |
Форма работы | Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы |
Утренний подъём Государственного флага Российской Федерации | Ключевая задача: формирование уважительного отношения и чувства сопричастности к Государственным символам. Исполнение Гимна Российской Федерации. Старт дня |
Тематические дни | День Памяти: линейка, смотр строя и песни День Семьи: активности для детей и родителей (законных представителей), кинопросмотры, диалоги о ценностях и семейных традициях, фотовыставки. День Единства/День России: линейка, отрядные дела, концерт, творческие и вдохновляющие встречи, кинопросмотр. День Здоровья и Спорта: открытие, весёлые старты, спортивные соревнования (индивидуальные и командные), отрядные дела о героях отечественного спорта День Профессий: творческие встречи и мастер-классы, интерактивные встречи, квесты, ярмарка профессий. |
Деятельность органов самоуправления | Деятельность раскрывает ценности, обозначенные Программой: здоровье, безопасность, творчество, развитие. Организация работы происходит на общелагерном уровне (представители каждого отряда) и дополняются отрядным уровнем. |
Деятельность секций, студий и кружков | Культура и история России Научные достижения и открытия Спортивная гордость страны Непрерывная система дополнительного образования детей |
Утренняя гигиеническая гимнастика | Ценность здоровья, развития Демонстрация позитивного личного примера со стороны педагогического коллектива |
Тематические конкурсы и соревнования | Расширение спектра возможностей для развития способностей детей, демонстрации талантов и проявления инициативы (при реализации конкурсов и соревнований) Обязательны принципы справедливости, открытости и непредвзятости |
Отрядный уровень (инвариантные формы) | |
Утренний информационный сбор отряда | Эмоциональный и информативный старт дня, который определяет тон и настроение, а также позволяет каждому ребёнку увидеть и понять свой собственный маршрут в рамках дня, поставить цели и план по их исполнению. План на день Распределение поручений Определение цели отряда на день |
Сбор отряда после обеда | Подведение итогов и анализ деятельности в течения дня, заполнение экрана настроения, экрана участия, обращение к отрядному уголку. Формирование у ребёнка навыков самоанализа, уважение к мнению других людей. Ключевая задача педагога: диагностика результатов воспитательного эффекта программы |
Огонёк середины смены | Снятия эмоционального напряжения (пик «привыкания»), мотивация на вторую половину смены, предварительные итоги и успехи каждого в отряде |
2.4. Итоговый этап
Основные задачи этапа: подведение итогов совместной деятельности, фиксация позитивного опыта.
Итоговый этап | |
Общелагерный уровень (инвариантные формы) | |
Форма работы | Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы |
Линейка/Церемония закрытия смены | Торжественное подведение итогов, демонстрация лучшего опыта, которые получили участники смены. Определение перспектив и новых целей. Вынос Государственного флага Российской Федерации. Содержательное подведение итогов. Награждение отрядное, индивидуальное, включая сотрудников |
Презентация результатов деятельности кружков /секций | Культурное и научное наследие мира и страны. Имена, прославившие Россию Великие мастера. Творчество и мастерство |
Отрядный уровень (инвариантные формы) | |
Итоговый сбор отряда | Закрепление ценности. Команды и Дружбы. Помощь каждому участнику смену увидеть свой рост и позитивные изменения. Презентация представителями органами самоуправления результатов деятельности. Подведение итогов достижения общей цели и выполнения правил совместной жизни и деятельности. Связь с организационным сбором отряда, опора на отрядный уголок. Обязательно награждение и поощрение каждого участника отряда. |
Прощальный огонёк | Самый ценный опыт, полученный в смене каждым ребёнком. Благодарность команде. Определение перспектив дальнейшего развития |
2.5. Этап последействия
Этап последействия включается в себя:
подведение итогов реализации программы воспитательной работы;
определение наиболее и наименее эффективных форм деятельности.
Содержание, виды и формы воспитательной работы представлены в соответствующих блоках и модулях. К инвариантным (обязательным) блокам относятся:
блок «Мир: наука, культура, мораль»;
блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»;
блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие».
2.6. Основные направления воспитания
2.7. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности (модули)
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности лагеря дневного прибывания. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»:
Модуль «Культура России».
Модуль «Детское самоуправление»
Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых»
Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья»:
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Модуль «Инклюзивное пространство»
Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»
Блок «Мир: наука, культура, мораль»:
Модуль «Профориентация».
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»:
Модуль «Экскурсии и походы».
Блок «Мир: наука, культура, мораль»:
Модуль «Цифровая и медиа-среда».
2.7.1. БЛОК «РОССИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»
Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских ценностях. Планируемые форматы мероприятий:
Комплекс «Народ России». (Церемония подъема и спуска Государственного флага и исполнение Государственного гимна РФ, Дни единых действий, «Цивилизационное наследие России», «Ключевые мероприятия», тематические дни).
Комплекс «Суверенитет и безопасность российского общества» (проведение тематических занятий о героизме и мужестве, посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны).
Комплекс «Служение российскому обществу». (информационные часы и акции).
Комплекс «Русский язык» (культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, Проекты, игры и акции).
Модуль «Культура России».
Данный модуль разработан с целью способствовать формированию нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей и творческой личности, соответствуя задачам государственной политики в области защиты интересов детей. Он также направлен на поддержку и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также служит средством передачи системы моральных, этических и эстетических ценностей, которые составляют ядро национальной самобытности России, в работе организаций по организации отдыха и оздоровления детей.
Для успешной организации воспитательной работы в рамках модуля "Культура России" предусмотрено проведение разнообразных мероприятий, таких как просмотр отечественных кинофильмов, спектаклей, концертов, литературно-музыкальных композиций; участие в виртуальных экскурсиях и выставках; организация "громких" чтений, чтений по ролям, постановки спектаклей и другие формы культурных мероприятий. Мы также планируем использовать различные безвозмездные электронные ресурсы, такие как "Культура.РФ", Национальная электронная библиотека, Национальная электронная детская библиотека, Президентская библиотека и другие, чтобы обогатить опыт участников и сделать программу еще более увлекательной.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление в отряде формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. Именно в это время вожатым проводятся игры на выявление лидера среди детей.
Термин «отрядное самоуправление» можно определить следующим образом: отрядное самоуправление – это выполнение выбранными доверенными лицами отряда неких обязанностей. К основным «доверенным лицам» могут относиться:
командир отряда;
помощник командира;
Командир отряда – это правая рука педагога дополнительного образования. В его обязанности может входить: построение отряда, если вожатый задерживается, соблюдение и поддержание дисциплины; практически всегда командир идет во главе отряда и является заводилой (название отряда, девиз и кричалки на нем) и прочее в этом роде.
Правой рукой командира, в свою очередь, является помощник командира и выполняет практически те же самые действия, что и командир.
Наличие системы детского самоуправления в летнем лагере важно по причине необходимости учета детского мнения. Вся деятельность школьного лагеря направлена на вовлечение детей в интересный, полезный, развивающий отдых. Организация качественного отдыха невозможна без учета мнения самих детей.
При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).
Модуль «Коллективная социально значимая деятельность
В Движении Первых».
Данный модуль направлен на приобщение подрастающего поколения к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, создание условий для личностного развития и гражданского становления детей, усвоение ими норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, вовлечение в деятельность Движения Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
классные встречи с успешными активистами Движения Первых — открытый
диалог «путь к успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха ровесника;
волонтерские мастер-классы — проведение занятий и встреч для знакомства детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей;
акции по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон — вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;
социальные акции — мероприятия по сбору вещей, игрушек, книг для детских домов и малообеспеченных семей с целью развития у детей чувств сопричастности и социальной ответственности;
организация мероприятий для младших отрядов — старшие дети помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и лидерские качества;
обучение навыкам оказания первой помощи — тренинги по оказанию первой помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;
благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и чувства уважения к культурному наследию;
медиа-волонтерство — ведение блога, создание фото- и видео продуктов о волонтерских инициативах организации отдыха детей и их оздоровления с целью развития навыков коммуникациии медиа-творчества;
проектировочный семинар о траектории социального развития в Движении Первых.
Модуль «Экскурсии и походы».
Организуются тематические экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, кино.
На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного поведения в общественных местах, самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил и имущества.
2.7.2. БЛОК «ЧЕЛОВЕК: ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ»
Данный блок охватывает широкий спектр мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни как на личном, так и на общественном уровне. В рамках воспитательной работы предусматривается:
Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, включая зарядку, спортивные игры и соревнования;
Проведение бесед и бесплатных мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек и стимулирующих интерес детей к занятиям спортом и физической активности;
Проведение инструктажей и игровых сессий, нацеленных на ознакомление с правилами безопасного поведения на дорогах, в общественном транспорте, в пожарной ситуации, во время занятий спортом, на водоемах, в общественных местах и в условиях массового скопления людей.
Проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых веществ;
Организация различных профилактических мероприятий, включая антиалкогольные и антикурительные кампании, обеспечение безопасности в цифровой среде, противодействие вовлечению в деструктивные группы в социальных сетях, молодежные, религиозные объединения и субкультуры, информирование о безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, гражданской обороны, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности;
Проведение мероприятий, игр и проектов, направленных на формирование у детей и подростков социально-ценностного отношения к семье как основе принадлежности к многонациональному народу России и Отечеству.
Развивающие игры, проекты и мероприятия, нацеленные на внушение уважения к жизни человека, на формирование личностной системы семейных ценностей, базирующихся на духовных и культурных традициях российского народа;
Подготовка детей и подростков к осознанному выбору своего жизненного пути с фокусом на построение крепких и счастливых семей, используя проектную деятельность, разнообразные игры, акции и мероприятия.
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и оздоровления включает в себя:
организацию оптимального режима дня;
обеспечение рационального питания;
физическое воспитание.
Физическое воспитание организуется через спортивно-оздоровительную деятельность, которая характеризуется направленностью на укрепление здоровья детей и создание представления о бережном к нему отношении, формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха.
Физическое воспитание представляет собой:
физкультурно-оздоровительные занятия, которые проводятся с детьми по графику, максимально на открытых площадках;
различные виды гимнастик, утренняя вариативная зарядка (спортивная, дыхательная, беговая, игровая);
динамические паузы в организации образовательной деятельности и режимных моментов;
спортивно-массовые мероприятия, предполагающие спартакиады, спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы.
При любой возможности физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в ЛДП «Лучики», направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы, пятиминутки здоровья;
спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;
просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
Модуль «Инклюзивное пространство»
Инклюзивное пространство – это система структурных компонентов воспитательной системы, определяющих специфику содержания инклюзии, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются воспитательные, образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения. Описание данного модуля наполняется конкретными материалами с учётом наличия детей с особыми образовательными потребностями.
В воспитательной работе с категориями детей, имеющих особые образовательные потребности: детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия.
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления;
формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников воспитательного процесса;
построение воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой описание работы педагога-психолога по запросу и при необходимости, которая базируется на соблюдении следующих принципов: принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста; принцип конфиденциальности; принцип этической и юридической правомочности; принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Работа педагога-психолога включает в себя взаимосвязанные направления работы: консультирование, просвещение и профилактику.
Формы сопровождения: консультирование; диагностика; коррекционно-развивающая работа; профилактика.
2.7.3. БЛОК «МИР: НАУКА, КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ»
Содержание данного блока описывает комплекс мероприятий, основанный на принципах общечеловеческих ценностей, равноправия и взаимного уважения между народами и государствами в мировом сообществе. Важными аспектами этого блока являются невмешательство во внутренние дела государств, сотрудничество и дружба между странами. Здесь также рассматриваются темы мировой культуры, история научных достижений с древних времен до наших дней, вклад российских ученых и культурных деятелей в развитие мировой культуры и науки, а также изучение духовных ценностей человечества.
Работа блока «Мир: наука, культура, мораль» осуществляется через различные форматы:
- Игровые мероприятия, направленные на ознакомление с мировым и российским культурным наследием в литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, балете, кинематографе и мультипликации;
- Тематические события, способствующие формированию культуры мира, помогающие детям понять важность уважения к разнообразию культур и народов, развивающие навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества;
- Тематические беседы и диалоги по вопросам духовно-нравственного воспитания.
- проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия является важным аспектом формирования нравственных устоев и развития личности.
Модуль «Профориентация».
Важную роль в воспитательной работе ЛДП «Лучики» играет профориентационная работа.
Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Задача совместной профориентационной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно - значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» осуществляется через: профориентационные игры: Конкурсно-игровое мероприятие "Кем быть? Каким быть?", Квест – игра «Профессии будущего», Викторина о профессиях.
Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Занятия направленные на формирование культуры — информационной
безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма, профилактики травли В информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»;
онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях;
освещение деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.
Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм воспитательной работы:
Механизмом реализации информационного обеспечения является информирование возможных участников воспитательного процесса об организации отдыха и оздоровления детей через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.
2.8. Анализ воспитательной работы
Анализ воспитательной работы лагеря дневного пребывания детей "Лучики" осуществляется с учетом целевых ориентиров и личностных результатов воспитанников. Основным методом анализа является самооценка с целью выявления ключевых проблем и их последующего решения при необходимости с привлечением внешних экспертов и специалистов. Этот процесс проводится после окончания летней оздоровительной кампании. Анализ осуществляется совместно с педагогическими работниками и заместителем директора Центра, а результаты обсуждаются на Педагогическом совете. При выборе методик учитывается их валидность, адаптированность к определенному возрасту и индивидуальные особенности детей.
Основное внимание уделяется анализу качества воспитательной работы в лагере, включая:
эффективность программы воспитания в целом;
работу отрядов;
участие педагогического коллектива;
взаимодействие с родителями;
сотрудничество с социальными партнерами.
Результатом самоанализа является оценка достижений и выявление проблем, над решением которых необходимо работать коллективу педагогов.
Аналитическая справка, полученная в результате самоанализа воспитательной работы, служит основанием для корректировки программы воспитания на следующий год.
Раздел 3. Организационные условия реализации Программы
3.1. Партнёрское взаимодействие с общественными
и молодёжными организациями
Реализация воспитательного потенциала партнерского взаимодействия предусматривает:
- совместное участие в мероприятиях в рамках данной Программы и календарного плана воспитательной работы: выставки, тематические праздники, торжественные мероприятия;
- проведение на базе организаций-партнеров занятий, тематических событий, отдельных мероприятий и акций:
Тик Ток. Танцевальное ШоУ;
Историческая экскурсия «Памятники и мемориалы воинам Великой Отечественной войны»;
Познавательная беседа с детьми «Безопасное лето»;
Исторический час «Природа тоже воевала»;
Викторина «Сокровищница Пушкинских творений», посвящённая 226-летию со дня рождения А.С. Пушкина;
Лекторий «Доброта приносит людям радость»;
Викторина «Папа может!», посвящённая Международному Дню отца;
Акция «Внимание всем!» раздача памяток по противодействию террористическим актам, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
Лекторий «Годы войны – века памяти», посвящённый 80 лет со дня проведения парада Победы над фашистской Германией (1945);
Познавательная программа «Мы славяне» посвященная Дню дружбы и единения славян;
Спортивно-игровая программа «Когда мы едины-мы непобедимы» посвященная Дню дружбы и единения славян;
Познавательный час «Взаимоуважение-основа сплоченности»;
Тик Ток «Летняя вечеринка»;
Спортивно-игровая программа «Молодежь за ЗОЖ!» посвященная дню молодежи в России.
3.2. Взаимодействие с родительским сообществом
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) детей предусматривает следующие форматы:
информирование родителей (законных представителей) до начала работы лагеря об особенностях воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима работы через сайт, соцсети и мессенджеры;
размещение информационных стендов у входной группы с полезной информацией для родителей (законных представителей);
создание родительских интернет-сообществ с участием педагогов для обсуждения вопросов и согласования совместной деятельности.
3.3. Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря.
Педагог дополнительного образования (спортивной направленности)
Медицинский работник.
Кадровое обеспечение программы осуществляется педагогами МБУ ДО «ЦДТ «Луч», имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания и желающими работать в период летней кампании.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается педагог дополнительного образования спортивной направленности.
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками Центра, имеющими соответствующее профессиональное образование.
Подбор начальника лагеря, педагогов-воспитателей проводит администрация Центра. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Педагог проводит воспитательную работу, организует активный отдых воспитанников, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
3.4. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Для качественной реализации содержания программы воспитания в лагере дневного пребывания «Лучики» создана материально-техническая база:
- Государственный флаг Российской Федерации, Флаг Самарской области, стенд с государственными символами;
- оборудованные отрядные уголки для обще лагерных и отрядных событий;
- музыкальное оборудование для качественного музыкального оформления;
- спортивная площадка и спортивный инвентарь;
- канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного оформления программных событий;
- оборудование, необходимое для реализации программы воспитательной работы, и дополнительной общеобразовательной программы «Спортивный марафон».
Список источников и литературы
Дворцова, Н.Б. Инновационные идеи в моделировании воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/ Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. – Саратов: Научная книга, 2005. – 32 с.
Степанов, Е.Н. Программирование деятельности по созданию воспитательной системы класса / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2012. –№ 1.
Копытина, О.И. Организация работы в оздоровительном лагере: теория и методика: учеб.-метод. пособие / О.И. Копытина, М.Л. Самойлова; М-во образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. – Курган: КГУ, 2011. – 116 с.
Лаврентьева, З.И. Международное сотрудничество лагерей / З.И. Лаврентьева // Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 51–54.
Моделирование деятельности ДОЛ [Электронный ресурс].
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009
https://kinouroki.org/pervoe-delo
Приложение № 1
Календарь знаменательных дат на 2025 год
Май
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи;
29 июня: День партизан и подпольщиков.
Июль
8 июля: День семьи, любви и верности;
10 июля: День Победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении;
17 июля: День самарской символики;
28 июля: День крещения Руси;
28 июля: День военно-морского флота.
Август
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
23 августа: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве;
27 августа: День российского кино.
Организационный период смены | |||
Модуль | Форма работы | Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы | Уровень проведения (обще лагерный, меж отрядный, групповой, отрядный, индивидуальный) |
Модуль «Культура России». | Торжественная линейка | Торжественная церемония подъема государственного флага Российской Федерации. Исполнение гимна Российской Федерации. | Общелагерный |
Модуль «Культура России». | Тожественное открытие смены | Торжественное открытие смены «Здравствуй лето!» | Общелагерный |
Модуль «Культура России». | Викторина | Викторина «День защиты детей» | Общелагерный |
Модуль «Самоуправление» | Эвакуация | Плановая тренировочная эвакуация | Общелагерный |
Модуль «Экскурсии и походы» | Инструктаж | Инструктажи по технике безопасности, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности | Общелагерный |
Модуль «Экскурсии и походы» | Экскурсия | Посещение Кинотеатра | Общелагерный |
«Самоуправление» | Беседа | Правила безопасности на летних каникулах. | Общелагерный |
«Профориентация» | Игра | Конкурсно-игровое мероприятие "Кем быть? Каким быть?" | Общелагерный |
«Самоуправление» | Беседа | Беседа с детьми и подростками «Ваши действия при обнаружении подозрительного предмета», в рамках антитерроризма. | Общелагерный |
Основной период смены | |||
«Культура России». | Викторина | Викторина «У Лукоморья…», посвященная 225- летию со дня рождения А.С. Пушкина. День русского языка. | Общелагерный |
«Профориентация» | Квест-игра | Квест – игра «Профессии будущего» | Межотрядный |
«Экскурсии и походы» | Онлайн-экскурсия | Онлайн-экскурсия по Государственному музею спорта | Общелагерный |
«Культура России». | Мастер-класс | Мастер-класс по созданию символов России. | Общелагерный |
«Профориентация» | Викторина | Викторина о профессиях | Общелагерный |
«Культура России». | Викторина | Викторина «Любимые герои отечественных мультфильмов» (к юбилею киностудии «Союзмультфильм») | Общелагерный |
«Цифровая и медиа-среда» | Квест-игра | Челендж-квест | Межотрядный |
«Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых» | Игра | Игра-путешествие «Экологический калейдоскоп» | Общелагерный |
«Экскурсии и походы» | Акция | Возложение цветов к мемориалу | Общелагерный |
«Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых» | Акция | Акция по уборке территории «Чистый двор» | Общелагерный |
Итоговый период смены | |||
«Культура России». | Акция | Всероссийская акция «Свеча памяти». День памяти и скорби | Общелагерный |
«Культура России». | Открытый микрофон | День юмора | Общелагерный |
«Спортивно-оздоровительная работа» | Игры | Народные игры | Общелагерный |
«Цифровая и медиа-среда» | Дискотека | Тик-ток вечеринка | Общелагерный |
«Культура России». | Торжественное закрытие смены | Торжественное закрытие смены (Чаепитие) | Общелагерный |
«Самоуправление» | Заседание | Заседания Совета лагеря | Общелагерный |
Приложение № 3
ПЛАН-СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ
Программы воспитания летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Лучики»
(наименование организации отдыха детей и их оздоровления)
Организационный период смены | ||||||
ПН. 02.06.2025 (1-й день смены) | ВТ. 03.06.2025 (2-й день смены) | СР. 04.06.2025 (3-й день смены) | ЧТ.05.06.2025 (4-й день смены) | ПТ. 06.06.2025 (5-й день смены) | ПН. 09.06.2025 (6-й день смены) | ВТ. 10.06.2025 (7-й день смены) |
1.Торжественное открытие смены «Здравствуй лето!»; 2.Викторина «День защиты детей» | 1.Плановая тренировочная эвакуация 2. Инструктажи по технике безопасности, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности; 3. Посещение Кинотеатра. | 1.Правила безопасности на летних каникулах; 2. Конкурсно-игровое мероприятие "Кем быть? Каким быть?" | 1.Беседа с детьми и подростками «Ваши действия при обнаружении подозрительного предмета», в рамках антитерроризма. | 1. Викторина «У Лукоморья…», посвященная 225- летию со дня рождения А.С. Пушкина. День русского языка. | 1. Квест – игра «Профессии будущего» | 1. Онлайн-экскурсия по Государственному музею спорта; 2. Акция по уборке территории «Чистый двор» |
Основной период смены | ||||||
СР. 11.06.2025 (8-й день смены) | ПН. 16.06.2025 (9-й день смены) | ВТ. 17.06.2025 (10-й день смены) | СР. 18.06.2025 (11-й день смены) | ЧТ.19.06.2025 (12-й день смены) | ПТ.20.06.2025 (13-й день смены) | ПН.23.06.2025 (14-й день смены) |
1. Мастер-класс по созданию символов России. | 1. Викторина о профессиях | 1.Викторина «Любимые герои отечественных мультфильмов» (к юбилею киностудии «Союзмультфильм») | 1.Челендж-квест; 2. Посещение Кинотеатра. | 1. Игра-путешествие «Экологический калейдоскоп» | 1.Возложение цветов к мемориалу | 1.Всероссийская акция «Свеча памяти». День памяти и скорби |
Итоговый период смены | ||||||
ВТ.24.06.2025 (15-й день смены) | СР. 25.06.2025 (16-й день смены) | ЧТ.26.06.2025 (17-й день смены) | ПТ. 27.06.2025 (18-й день смены) | | | |
1. «День юмора в лагере». Конкурс анекдотов | 1. Народные игры | 1.Тик-ток вечеринка | 1. Торжественное закрытие смены (Чаепитие) | |
|
|
Приложение № 4
Уклад организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики»: Особенности и уникальные элементы
Структура организации определяет порядок её жизни и объединяет ключевые черты, формирующие особенности воспитательного процесса. Уклад ЛДП «Лучики» выражает свои ценности, принципы и нравственные ориентиры в отношениях, а также традиции воспитания, которые зиждутся на российских фундаментальных ценностях. Он также устанавливает условия и методы воспитания, отражающие самобытность ЛДП «Лучики» и её имидж в окружающем мире и обществе. Формирование уклада организации отдыха и оздоровления детей в ЛДП «Лучики» определяется рядом региональных факторов: историческими, этнокультурными, социально-экономическими, художественно-культурными особенностями, а также типом населенного пункта (город). В свою очередь, уклад организации отдыха и оздоровления детей в ЛДП «Лучики» тесно коррелирует с такими показателями, как:
Открытость ЛДП «Лучики» как пространства для социального взаимодействия;
Многогранность и разнообразие (широкий спектр видов деятельности,
Мобильность межличностных связей, насыщенность отношений);
Закреплённость законов и традиций.
Организация отдыха детей и оздоровления ЛДП «Лучики» формирует свой уклад, определяемый рядом ключевых элементов. Одним из важнейших является расположение лагеря, который находится в 15-ом микрорайоне Кировского внутригородского района города Самара. Безопасность детей, пребывающих в ЛДП «Лучики», является приоритетным фактором и обеспечивается посредством круглосуточного видеонаблюдения территории периметра и наличия кнопки тревожной сигнализации, подключенной к Росгвардии. В каждом помещении размещены системы пожарной сигнализации с выходом сигнала на ГУ МЧС России по Самарской области. Регулярно, все участники летней оздоровительной кампании принимают участие в практических пожарных учениях с предварительной теоретической подготовкой к ним. Быт организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики», представляет из себя специфический элемент уклада повседневной жизни детей, работников Центра в течение смены. Быт формирует, в первую очередь, архитектурно-планировочные особенности организации отдыха детей и их оздоровления. Помещения лагеря полностью оснащены мебелью с размещением детей в количестве 30 человек.
Питание организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики», представляет из себя важный элемент. Смена в лагере подарит море ярких впечатлений и эмоций на учебный год вперед. А максимально полезное и безопасное двухразовое питание по стандарту СаНПиНа поможет набраться сил перед новым учебным годом.
Режим. Важным нормирующим и объединяющим элементом уклада в организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики» является режим. Целесообразность режима связана с обеспечением безопасности, охраной здоровья ребенка.
Режим работы
лагеря дневного пребывания «Лучики» на июнь 2025 г.
08.30-09.00 | Сбор детей. Утренняя линейка |
09.00-09.20 | Зарядка |
09.30-09.50 | Завтрак |
10.00-13.20 | Мероприятия по плану |
13.30-14.00 | Обед |
14.10-14.30 | Мероприятия по плану |
14.30 | Возвращение детей домой |
Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Лучики», это элемент уклада, который состоит из:
Миссия: содействие развитию сферы отдыха, досуга, оздоровления, интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи.
Общие правила поведения детей
Жизнь в детском лагере – это замечательное приключение, наполненное новыми друзьями, играми и интересными событиями. Однако, чтобы это приключение прошло безопасно и комфортно для всех, необходимо соблюдать определенные правила поведения, которые разработаны для вашей же безопасности и благополучия. Эти правила не являются ограничениями, а скорее гарантией веселого и беззаботного отдыха.
Очень важно придерживаться распорядка дня лагеря. Это значит, что нужно вовремя вставать, умываться, чистить зубы, причесываться и одеваться по погоде, чтобы всегда чувствовать себя комфортно и бодро. Аккуратность – залог порядка не только в вашей комнате, но и во всем лагере. Следует своевременно убирать за собой одежду, вещи, поддерживать чистоту в местах общего пользования. Это проявление уважения к окружающим и способствует созданию приятной атмосферы для всех.
Далее, необходимо строго соблюдать все правила безопасности, установленные в лагере. Это включает в себя правила противопожарной безопасности – знать, где находятся огнетушители и как ими пользоваться, не играть со спичками и зажигалками. Во время экскурсий и походов внимательно слушайте инструкторов, соблюдайте групповую дисциплину и не отлучайтесь от группы без разрешения. В автобусных поездках пристегивайтесь ремнями безопасности и ведите себя спокойно, не мешая другим пассажирам. Помните, что ваша безопасность – это прежде всего ответственность руководителей, но и ваше внимательное отношение к правилам – важнейший фактор.
Все время, за исключением специально разрешенных случаев, вы должны находиться со своим отрядом (группой). Если вам необходимо отлучиться, обязательно сообщите об этом своему руководителю и получите его разрешение. Самовольный уход из отряда недопустим и может привести к неприятным последствиям. Аналогично, выход за территорию лагеря строго запрещен без разрешения начальника лагеря и в сопровождении руководителя группы. Это правило создано для вашей безопасности и предотвращения возможных опасностей, которые могут подстерегать вас за пределами лагеря.
Очень важно бережно относиться к имуществу – как своему личному, так и к имуществу других детей и лагеря. Необходимо аккуратно пользоваться оборудованием, инвентарем и предметами обихода, не портить мебель, не разрисовывать стены и не ломать деревья и кусты. Бережное отношение к окружающей среде – это важная часть уважительного отношения к природе и людям. Собирание и употребление в пищу неизвестных ягод и плодов категорически запрещено, чтобы избежать возможного отравления.
В случае ухудшения самочувствия немедленно обратитесь к своему руководителю группы. Важно своевременно сообщить о любых недомоганиях, чтобы получить необходимую медицинскую помощь.
В общественных местах ведите себя достойно, не мешая окружающим. Нельзя использовать грубые слова, нарушать общественный порядок или каким-либо образом оскорблять эстетическое чувство окружающих. Помните, что ваши действия и слова влияют на общее впечатление о вас и о лагере.
Категорически запрещается курение, употребление спиртных напитков (включая пиво) и наркотиков. Эти действия являются грубым нарушением правил лагеря и могут иметь серьезные последствия для вашего здоровья и благополучия.
Подводя итог, можно сказать, что соблюдение этих правил – это не просто набор формальных требований, а залог безопасного и комфортного отдыха для вас и ваших друзей. Давайте сделаем так, чтобы наше время в лагере прошло незабываемо, весело и безопасно!
Правила противопожарной безопасности
1. Необходимо знать план эвакуации помещения ЛДП. В случае обнаружения признаков возгорания незамедлительно покинуть здание и сообщить любому взрослому.
2. Запрещается разводить огонь в помещениях, на территории лагеря и в походах.
3. В лагере курить запрещено.
4. Легковоспламеняющиеся предметы следует сдать на хранение руководителям группы.
5. Не разрешается трогать провисающие, торчащие провода. О наличии таких проводов следует сообщить руководителю группы.
Правила поведения во время массовых мероприятий
1. При проведении массовых мероприятий следует находиться вместе с отрядом. Отойти можно только в сопровождении руководителя группы.
2. Мероприятия следует посещать в соответствующей одежде и обуви. Если это спортивные соревнования – в спортивной одежде, для праздников, конкурсов и дискотек – нарядная одежда и обувь.
3. При проведении массовых мероприятий на открытых площадках в солнечную погоду наличие головного убора обязательно.
4. Следует соблюдать правила этикета в общественных местах (не шуметь, не толкаться, не свистеть, не топать ногами, если это, конечно, не конкурс или спортивное соревнование и поболеть за свою команду просто необходимо).
Ценности
В нашем лагере мы считаем очень важными следующие ценности:
Дружба, доброта, справедливость и уважение: Мы руководствуемся принципами справедливости и уважения друг к другу, а также доброты и дружбы во всех наших делах. Это основа нашей жизни в лагере.
Здоровье, чистота, порядок и красота: Для того, чтобы наш лагерь был красивым и уютным, мы должны поддерживать чистоту и порядок. Это напрямую связано с нашим здоровьем и общим благополучием. Мы обязуемся сохранять чистоту и заботиться о своём здоровье.
Радость: Важно подходить ко всему с радостью и позитивным настроем. Это помогает добиться успеха во всех начинаниях.
Вежливость: Вежливое обращение с окружающими людьми гарантирует взаимное уважение и помогает сохранить собственное достоинство.
Соответствие слова и дела: Соблюдение данных обещаний – важная часть доверия и ответственности. Сказанное слово должно подкрепляться действиями.
Охрана природы и бережливость: Мы должны бережно относиться к природе и общему имуществу лагеря, проявляя хозяйственность и ответственность.
Сюрпризы и доброта: Приятные сюрпризы и добрые слова создают позитивную атмосферу и укрепляют дружеские отношения. Даже небольшой знак внимания способен поднять настроение.
В целом, эти ценности определяют правила поведения и взаимодействия в нашем лагере, направленные на создание комфортной и дружелюбной обстановки для всех.
В предметно-эстетической среде детского оздоровительного лагеря «Лучики» присутствуют информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные уголки, а также дизайн воспитательной среды. Все эти элементы взаимодополняют друг друга и усиливают воспитательный эффект через интеграцию в символическое пространство и игровую модель. На территории ЛДП «Лучики» и рядом расположены:
игровая детская комната;
множество разнообразных игр для детей.
футбольный комплекс «Луч»
Символы организации отдыха детей
и их оздоровления ЛДП «Лучики»
Клятва:
«Я, участник лагеря 'Лучики', торжественно клянусь:
- Быть активным, смелым и дружным, радоваться каждому моменту в тренировках и играх.
- Соблюдать честность и уважение к товарищам, желая всем достижения успеха.
- Заботиться о своем здоровье, развивать силу, ловкость и выносливость.
- Поддерживать командный дух и помогать друг другу, как настоящие друзья.
- Учиться и развиваться каждый день, открывая новые горизонты спорта.
- Делать все возможное, чтобы эти летние дни запомнились яркими моментами и незабываемыми победами!»
Слова обещания для нас имеют особую ценность. Произносить их легко, но соблюдать свои обязательства и придерживаться принципов ЛДП «Лучики» требует значительных усилий. Стать человеком — задача непростая, а вот сохранить это звание — еще сложнее! Вам нужно развивать дисциплину, точность, а также улучшать свои умственные и физические качества. Только вы в силах заставить себя измениться. Пора преодолеть лень и усталость от бездействия, чтобы стать более ловким, умелым и сильным. Начните работать над собой прямо сейчас.
Законы для отдыхающих:
1. Будь активным: Каждый день мы участвуем в физических упражнениях и спортивных играх, чтобы развивать свое тело и дух.
2. Уважай других: Мы уважаем чувства, мнения и усилия товарищей. Дружба и поддержка — важные составляющие нашего лагеря.
3. Следи за безопасностью: Мы всегда соблюдаем правила безопасности во время тренировок и игр, чтобы каждый чувствовал себя в безопасности.
4. Веди себя честно: Спорт — это честная игра. Мы не обманываем и не используем уловки, а стремимся к победе честным путем.
5. Будь ответственным: Мы заботимся о своем инвентаре и месте, где занимаемся спортом и занятиями. Каждый убирает за собой и следит за порядком.
6. Поддерживай командный дух: Мы работаем вместе в команде, помогаем друг другу и радуемся успехам всех участников.
7. Учись и развивайся: Мы открыты к новым знаниям и опыту, стремимся стать лучше в спорте и в жизни.
8. Улыбайся и наслаждайся: Каждый день в нашем лагере — это праздник! Мы радуемся каждому моменту и наслаждаемся тренировками и играми.
Соблюдая эти законы, мы сделаем наше время в лагере "Лучики" незабываемым и полным радости!
2