СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА воспитательной работы «МЫ ВМЕСТЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА воспитательной работы «МЫ ВМЕСТЕ»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________Е.А.Абрамова

от 1октября 2017г.







ПРОГРАММА

воспитательной работы


«МЫ ВМЕСТЕ»

















Автор программы:

Зубова Любовь Александровна,

классный руководитель







2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое

взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. воспитанные отношения. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Цель программы:
Развитие оптимальной педагогической среды для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности максимально адаптированной к современным условиям, готовой к активной, инициативной и творческой деятельности, конкурентоспособной и ориентированной на успех.


Задачи:

  1. Выявление индивидуальных творческих способностей учащихся и их готовности к реализации в коллективе единомышленников.

  2. Создание организационно-педагогических условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности ученика.

  3. Развитие коммуникативных навыков учащихся, умений сотрудничать и работать в команде.

  4. Формирование психологических условий для развития эмоциональной устойчивости учащихся, позиционирования на достижение успеха, а также готовности к восприятию неуспеха.

  5. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;


Воспитательная программа является перспективной и рассчитана 4 года (5 - 8 кл.)

Сроки, этапы реализации и задачи программы:
1 этап – 5 класс - 2017-2018 уч.год.
1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.
2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.


2 этап – 6 – 7 классы - 2018-2019, 2019 - 2020 уч. годы.
1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей.
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершен-ствования.
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.


3 этап – 8класс - 2021-2022 уч. год.
1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.


В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это - классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, психологические тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т.д.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом: ребёнок - личность. Он может чего - то не знать, что – то не понимать и не уметь, он имеет право на ошибку, более того иногда он должен ошибаться, чтобы познать истину, чтобы быть уверенным и ответственным за себя и за тех, кто рядом.

« В главном – единство. В споре – свобода. Во всём – любовь», эти слова выражают суть отношений, которые предстоит строить нам с ребятами в нашем классе.

Воспитание должно быть целенаправленным и пронизанным огромной любовью к человеку, поэтому в основу программы положены педагогические идеи

В.И. Караковского и И.П. Иванова и Н.Е Щурковой.

Работа строиться на основе следующих педагогических принципах:

  • опора на сменные органы самоуправления в классе;

  • подведение итогов каждого дела;

  • разнообразные и полезные для ребят и других дела;

  • в любом деле только добровольное участие;

  • доброжелательность, бесконфликтность, оказание взаимопомощи;

  • семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;


Программа реализуется в три этапа:

1-диагностико – проектный(2017г.)

2-содержательно - деятельностный (2017 -2018 уч. г., 2018 – 2019 уч.г., 2019 -2020уч.г., 2021-2022 уч.г.)

3-рефлексивный (2022год)


Содержание деятельности на каждом этапе:

1.Диагностико – проектный: комплексное обследование уровня воспитанности учащихся 5класса; разработка плана воспитательной работы с классом.

2. Содержательно – деятельностный : работа по плану воспитательной работы, активизация деятельности учащихся.

3. Рефлексивный – изменение уровня воспитанности учащихся и активизация их жизненной позиции; определение системы дальнейшей деятельности классного руководителя.


Условия реализации программы

1. Определение стратегии и тактики деятельности.

2. Четкая цель на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.

3. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.

4. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.

5. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

6. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

Программа работы с классом включает в себя следующие виды деятельности:

Вид деятельности


Приоритеты в работе классного руководителя

Функции классного руководителя

Диагностика в работе кл. руководителя

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНИРОВОЧ-НАЯ

- воспитание этической культуры учащихся;

- формирование нравственных отношений;

- развитие способ-ностей эмоцио-нально отзываться на переживания других людей;

- развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

- желание совер-шенствоваться;

- сотрудничество с родителями, психо-логом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; развития желания знать, понимать и действовать сооб-разно ценностям в жизни;


1. Кл.часы и уроки по этике;

2. анализ педаго-гических ситуаций в классе;

3. анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе;

4. способствовать решению постав-ленных задач;

5. создавать потреб-ности в выполнении правил для учащихся;

6. изучение с учащи-мися традиций и обычаев русского народа и других народов мира;

7. создавать атмос-феру эмоциональной отзывчивости, защи-щенности, безопас-ности, взаимной ответственности для ощущения значи-мости ребенка, пра-ильной оценки;

8. формировать необходимость соблюдения порядка и дисциплины в школе, общественных местах, ПДД;

9. формировать ответственность.

1. методика неоконченных предложений;

2. чем я занят в свободное время?

3. какие качества я в себе взрастил?

4. уровень нравственого роста личности в кол-лективе.

ПОЗНОВАТЕЛЬ-НАЯ

- деятельность по развитию познава-ельных интересов учащихся;

- формирование у учащихся умений и навыков самоорга-низации, самовы-ражения и самовос-питания;

- способствовать в развитии способ-ности действовать целесообразно, рационально и эффективно;

- определить круг реальных учебных возможностей уча-щегося, его развитие и перспективы, кор-рекция;

- определить мето-ды, приемы, формы, стили индивидуаль-ной работы с учащи-мися (в урочной и вне урочной дея-тельности);

- изучать и влиять на кругозор, любозна-тельность (исполь-зовать во внеклас-сной работе);

- организовывать просветительскую и консультативную помощь семье;

– добиваться наблю-дательности, актив-ности, прилежания, устойчивости инте-реса.

1. создать и совер-шенствовать “интел-лектуальный паспорт класса” (уч. интересы, отношение к учению, отдельным дисцип-линам, степень рабо-тоспособности и организованности, необходимость учеб-ной деятельности, );

2. постоянно определять причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, пичины пробелов и их коррекция, отношения “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, особенности мышле-ния;

3. организовать взаимопомощь;

4. проводить развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры, конференции, диспу-ты. Дискуссии с целью научить высказыва-нию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушивать;

5. сотрудничество с учителями-предмет-никами для демон-страции интеллекту-альных умений и навыков (олимпиады, элективные курсы, декады);

6. решать проблемы будущей проф. ориен-тации учащихся с уче-том их возможостей.

Развивать рефлективные умения, чтобы изменить самооценку и сформировать сомокритичность, способность к самосовершенствованию.

 

Диагностика:

1. Акцентирование: “изучение мотивации и отношения к учебным предметам”.

- методика неоконченных предложений;

- выявление степени сформированности побудительных умений учащихся;

- уровень творческой активности учащихся.

2. Постоянные контакты с учителями –предметниками.

3. Работа психолога.

КОММУНИКАТИВ-НАЯ

- Вести работу по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивиду-альных особеннос-тей и поблем в об-щении;

- развитие коммун-кативных навыков в досуговой и само-управленческой деятельности;

- работу вести в совместной деятель-ности: “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, “учитель – ученик – родитель”;

- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоот-ношений в активных формах деятель-ности;

- обучение умению проявления симпа-тии и антипатии;

- изучение положе-ния учащегося в классе и его проблем во взаимоотноше-нииях с одноклас-сниками, пути кор-рекции.

- формирование у учащегося активной гражданской пози-ции.

1. Диагностика взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблем взаимоотношений и их коррекции.

2. На среднем этапе обучения, изучение адаптации учащихся к школе, коррекция их проблем.

3. Проведение диагностики положения учащегося в коллективе и его взаимоотношения со сверстниками с последующей коррекцией (уровень социальных контактов, уровень изоляции, уровень тревожности).

4. На среднем этапе обучения проведение практикумов по этике-ту; на старшем этапе обучения – организа-ция классных часов по развитию у детей рефлексивных умений для будущего самооп-ределения и взаимо-действия с другими в социуме.

5. Развивать обще-ственную деятель-ность учащихся, привлекать к участию во всех делах, разви-вать инициативу и активную гражданскую позицию.


Изучение детского коллектива и определение степени прояв-ления лидерства или изолирован-ности учащихся класса.

 

Диагностика:

1. Провести социометрию с пятого класса и ежегодно.

2. Анкетирование “ Выявление способов воздействия педагогов на учащихся”.

3. Анкетирование “Коммуникативная культура педагогов глазами учащихся”.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ

- Эстетическая вос-приимчивость пред-метов и явлений окружающей природной и социальной среде, наличие личност-ного эмоцииональ-но- окрашенного отношения к произ-ведениям искусства;


- подготовка досуг-овых мероприятий, позволяющих раз-вить инициативу и творческую актив-ность учащихся, формировать орга-ниаторские и само-управленческие навыки;


- изучение индиви-дуальных интересов и потребностей учащихся во вне-урочной деятель-ности;


- выбор кружков, клубов, секций;


- демонстрация достижений, резуль-татов, способностей учащихся во вне-классной деятель-ности родителям, педагогам, сверст-никам;


- развитие способ-ностей адекватно оценивать собст-венные результаты и быть справедливым к чужим достиже-ниям, снисходитель-ным к неудачам.

1. Создание особого психологического микроклимата, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и комму-

никативные способ-ности.


2. Анализ каждого классного меропри-ятия; замечать любой даже незначительный успех ребенка в том или ином деле.


3. Предоставление учащимся возмож-ности самостоятельно планировать жизнь в классе, отвечать за ее выполнение.


4. Изучение мнения учащегося о результативности работы внеклассных объединений и личных результатах участия в них.


5. Демонстрация родителям достиже-ний учащихся.


6. Стимуляция иници-ативы и достижений учащихся во вне-классной деятель-ности.

Диагностика:

1. нетрадиционные формы оперативной диагностики:

- рейтинг внеклассных дел;

- защита авторских проектов;


2. анализ внеклассных мероприятий (кл. руководитель совместно с детьми).


3. шефская работа в первом классе.


ФИЗИЧЕСКУЛЬТУР-Н0 – ОЗДОРОВИ-

ТЕЛЬНАЯ

- Со школьным медицинским работником провести совместно профилактическую работу:

– плановые мед. осмотры;

– вакцинации;

– консультации;


- создать условия для свободного развития его духов-ных и физических сил (записать сов-местно с учителем физкультуры в спор-тивные секции);



- показать учащее-муся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеут-верждения, проф. сановления;


- организация про-свещения учащегося по сохранению, развитию и коррек-ции здоровья (мед. сестра, родители, учитель).

1. Обследование здоровья детей.


2. Проводить работу с родителями по проб-леме укрепления здоровья детей в семье.

3. Изучить влияние состояния здоровья на учебную деятельность, межличностные отношения, причины детских недомоганий.


4. Изучение различных методик диагностики перезагрузки учащего-ся в учебной деятель-ности и их влияние на здоровье.

5. Просвещение учащихся о личной гигиене; антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда; разъяснение послед-ствий наркомании и СПИДа для челове-ческого организма.


6. Профилактические беседы по преду-преждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи.


7. Организация актив-ных форм развития и сохранения физичес-кого здоровья (соревнования, спор-тивные праздники, походы).


8. Сотрудничество с учителем физкуль-туры.

1. Провести диагностику – определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.


2. Диагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка.


3. Провести экспресс-диагностику характероло-гических особенностей личности (темперамент, опросник Айзенка).


4. провести самооценку психических состояний.













Темы классных часов:


  1. Ценностно - ориентировочная деятельность.

5 класс.

    • Классный час, посвящённый освобождению Калужской области от немецких захватчиков.

    • «Духовная деятельность».

    • «Святое имя – мама»

    • «Человек и семья. Социальные семейные роли».

    • «Достоинство: проявление и развитие» (способы защиты от посяганий на достоинство человека)

    • «Орден в моей семье».

    • «Поговорим о милосердии».

    • «Достойный человек. Культурный человек».

    • «Никто не забыт и ничто не забыто» (о героях Советского Союза, уроженцах Дзержинского района)


6 класс

  • «Мой родной город».

  • «Место где я родился».

  • «Материнская любовь».

  • «Счастливые минуты моего детства».

  • «Боевая и трудовая слава моего рода».

  • «Мои духовные ценности».

  • «Нет уз святее товарищества».

  • «Человек среди людей».

  • «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?».

  • «Будьте добрыми и человечными».


7 класс

  • «Родина»,

  • «Понятие соотечественника»,

  • «Традиции, нравы»,

  • «Человек в обществе»,

  • «Интернационализм»,

  • «Земля – мой дом родной»,

  • «Мои права и обязанности».

  • «Что такое культурный человек?»

  • «Что такое интеллигентность?»


8 класс

  • «Уроки России».

  • «У нас на всех одна земля».

  • «Сам себя воспитать должен»

  • «Как научиться управлять собой».

  • «Я и учитель».

  • День памяти воинской славы.

  • «Внешний облик – внутренний мир».

  • «Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание».

  • «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности».

  • « Красота внешняя и чистота внутренняя»



Познавательная деятельность.

5 класс

  • «Первый раз в 5 класс»

  • «Персонажи великих и выдающихся людей, как пример высочайших духовных достижений человека» (Галерея великих).

  • «Способности и талант в профессиональном труде».

  • «Элементы природы, внесённые в бытовую жизнь»

  • «Человек как носитель идей».

  • «Калуга – колыбель космонавтики».

  • «Правила общения: этические, эстетические, гигиенические, правовые».

  • «Права человека».


6 класс

  • «Как научиться учиться»

  • «Культура умственного труда в классе и дома»

  • «Как развивать память»

  • «Что такое ум и как его развивать»

  • «Как развивать свои способности»

  • «Дисциплина мышления»,

  • «Внимание и его воспитание».

  • «В защиту матери-земли».

  • «Береги лес от пожаров».


7 класс

  • «Чернобыльская катастрофа».

  • «Глобальный экологический кризис».

  • «Цветы в жизни человека».

  • «Как развивать свои способности»,

  • «Дисциплина мышления».

  • «Внимание и его воспитание».

  • «Школа вежливых наук»

  • «Наши права на обязанности»,

  • «Робинзонада с растениями».


8 класс

  • «Зелёная жемчужина».

  • История возникновения и развития экологии.

  • «Азбука учебного труда»,

  • «Автопортрет нашего класса».

  • «Способы развития памяти».

  • «Стресс и выход из него».

  • « В поисках будущей профессии».

  • «Наши права и обязанности»


Коммуникативная деятельность.

5 класс

  • Классный час по организационным вопросам.

  • «Товарищество на основе общих интересов».

  • «Честь (репутация) класса».

  • «Азбука общения».

  • «Осознание женской и мужской роли, коррекция ролевого поведения».

  • «Что значит дружный класс».

  • «Люди существуют друг для друга».

  • «Настоящий друг – кто он».

  • «Праздник добрых пожеланий».


6 класс

  • Классный час по организационным вопросам.

  • «Ситуация общения»

  • «Конфликт и пути их решения»

  • «Как научиться жить без конфликтов».

  • «Еже ли вы вежливы».

  • « Я и мой класс».

  • «Школа вежливых наук».


7 класс

  • Классный час по организационным вопросам

  • «Этика и этикет»

  • «Эталон поведения для своего возраста».

  • «Способы взаимоотношений».

  • «Вглядимся друг в друга внимательнее».

  • « Умею ли я слушать».

  • «Истинная дружба».


8 класс

  • Классный час по организационным вопросам.

  • «Пределы великодушия»

  • «Встречаются два человека».

  • «Стресс и выход из него»

  • «Контроль эмоциональных состояний».

  • «Язык, мимика, жесты как средство общения».

  • « Контроль эмоциональных состояний».


Художественно – творческая деятельность
5 класс

  • «Человек и природа. Общение с природой посредством искусства».

  • «Мир моих увлечений».


6 класс

  • « Русские посиделки».

  • «Гость в доме – хозяину радость».

  • «Широкая масленица».



7 класс

  • «Отговорила роща золотая».

  • « Человек и творчество. Великие творения человечества».

  • «Светский этикет».


8 класс

  • «Художники нашего посёлка».

  • «Русские традиции. Рождество».

  • «Красота и труд вместе идут».


Физкультурно-оздоровительная деятельность
5 класс

  • «Соблюдение правил техники безопасности. Правила дорожного движения».

  • «Вредные и полезные привычки».


6 класс

  • «Определение здорового образа жизни».

  • «Традиции и курение».

  • «Привычки и слабости человека».

7 класс

  • «Формула здоровья».

  • « Суд над сигаретой»».

  • «СПИД – болезнь 21 века».


8 класс

  • «Не сломай судьбу свою».

  • «Человек и наркотики».

  • «День борьбы со СПИДом»


















 Самоуправление в классе.


 Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.


Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.


Классное собрание избирает:
• старосту класса, его заместителя;
• деление класса по группам;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.


В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Работа классного самоуправления ведется с помощью 7 секторов.


 Сектор «Патриот»

Предназначен для формирование чувства долга и ответственности за свою страну, гуманного отношения к окружающим.

Функции:

  • организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике;

  • отвечает за поздравление ветеранов Великой Отечественной войны;

  • обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия.


Учебный сектор.

Предназначен для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.

Функции:

  • организует и планирует совместно с классным руководителем и школьным активом познавательные дела;

  • помогает педагогам в организации олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов;

  • контролирует успеваемость учащихся класса и организует помощь отстающим;

  • ведет учет пропусков учащимися уроков.

 

Спортивный сектор.

Предназначен для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре.

Функции:

  • организует классные спортивные мероприятия;

  • помогает в организации школьных спортивных соревнований и праздников;

  • ведёт учёт спортивных достижений.


Культурно-массовый сектор.

Предназначен для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, способствует культурному и духовному развитию.



Функции:

  • участвует в организации досуговых мероприятий класса;

  • организует культурно-массовые мероприятия в школе;

  • отвечает за поздравление учащихся в классе.

 

Трудовой сектор.

Предназначен для формирования сознательной трудовой дисциплины у учащихся.

Функции:

  • отвечает за дежурство по классу;

  • отвечает за дежурство по школе;

  • помогает в организации и проведении субботников и трудовых десантов,.


 Информационный сектор. Предназначена для обеспечения гласности жизни класса, сообщении информации о проводимых в классе мероприятиях.

Функции:

  • выпускает газеты, плакаты к знаменательным датам; предметным неделям, конкурсам;

  • осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах;

  • оформляет класс к различным праздникам.


Экологический сектор.

Предназначен для формирования у учащихся бережного отношения к природе, окружающему нас миру.

Функции:

  • отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинета;

  • отвечает за сохранность растений в классе и озеленение класса и школы;

  • помогает в организации и проведении экологических рейдов.




Правила жизнедеятельности классного коллектива:


  • узнавай побольше о своем посёлке и его жителях;

  • уважай людей, живущих рядом;

  • помогай нуждающимся в твоей помощи;

  • делай приятное своим друзьям и окружающим людям;

  • дорожи мнением о себе других людей.


Традиции:


  • каждому – поручение;

  • проверка дневников;

  • классный час;

  • дежурство по классу;

  • дежурство по школе;

  • совет класса;

  • генеральная уборка раз в четверть;

  • уголок класса;

  • поздравления с днём рождения.
























РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


Содержание взаимодействия классного руководителя и родителей – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.


Принципы взаимной деятельности:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.


Моя деятельность, как кл. руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:


1. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.


2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.


3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Знакомство родителей со справкой диагностики психолога.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.


5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Организация взаимного творчества совместного проведения досуга.


6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.


7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ВХОДЯЩИМИ В ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.


8. ДЕМОНСТРИРОВАТЬ И ПООЩРЯТЬ ЛИЧНУЮ ИНИЦИАТИВУ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ УЧАВСТВУЮТ В ЖИЗНИ КЛАССА И ШКОЛЫ.



В своей программе хочу затронуть работу с родителями «трудных детей».

«Трудный» ребёнок и «трудная» семья – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие ребёнку, особенно подростку, имеют корни в семье.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей.

Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:


- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

- незнание их интересов и потребностей;

- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

- усиление влияния псевдокультуры;

- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные

проступки;

- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного

предпринимательства;

- "эпидемия" разводов;

- потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.


Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями


Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь;

  • пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем




Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

  • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

  • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

  • Пробудить интерес к самообразованию.

  • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  • Изменить жизненную ориентацию родителей.

  • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

  • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.

  • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

  • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

  • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании


Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.




Темы родительских собраний

5 КЛАСС
1. Давайте познакомимся.
2. Особенности адаптации пятиклассников.
3. Учебные трудности пятиклассников.
4. Роль общения в жизни школьника.

5. Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

6 КЛАСС

  1. Дисциплина и трудолюбие как составляющие успеха.

  2. Здоровый образ жизни. Проблемы укрепления здоровья.

  3. Развитие творческих способностей учащихся.

  4. Гармоничность мышления (как учить ребенка мыслить)

  5. Эстетическое воспитание в семье и школе.


7 КЛАСС

  1. Особенности подросткового возраста. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.

  2. Убеждения, права и обязанности.

  3. Трудовое воспитание в семье и школе.

  4. Формирование установок толерантного сознания.

  5. Формирование патриотизма в школе и дома.


8 КЛАСС

  1. Как научиться понимать и принимать подростка?

  2. «Только влюбленный имеет право на звание человека» (воспитание чувств)

  3. Как вести себя в конфликтных ситуациях.

  4. Досуг подростков. Разговор о привычках.

  5. Половое воспитание.





















РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ


  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;

  • изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;

  • выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;

  • развитие коммуникативных умений педагогов;

  • сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;

  • помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.


Формы работы:

- проведение малых педагогических советов;

- индивидуальная постоянная работа с учителями,

- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.



ТЕКУЩИЕ ДЕЛА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


1. Ежедневно:


- проверка присутствия ученика в школе;
- организация питания:
- индивидуальная работа.

2. Еженедельно:


- проверка дневников;
- проведение мероприятий по плану;
- работа с родителями не успешных учеников;
- работа с учителями-предметниками;
- работа с журналом.

3. Ежемесячно:


- оформление банка данных ученика;
- посещение уроков;
- встреча с родительским активом;
- консультации у школьного психолога;
- работа по плану.

4. Раз в четверть:


- оформление документации;
- сдача отчетов учебной деятельности;
- анализ воспитательной работы;
- проведение родительского собрания;
- работа по плану;

- проведение бесед с психологом школы.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1. Диагностический этап: получение целостной картины состояния уровня воспитанности и составление характеристики класса.


2.Содержательно – деятельный этап: активизация деятельности в классе.


3. Рефлексивный этап:

- создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего Отечества. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина;

- отсутствие подростков, состоящих на учете правонарушения, склонных к вредным привычкам;

- массовое участие учащихся в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках. Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании;

- развитие у детей потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своей семьи, станицы, края, государства;

- укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка;

- внедрение в практическую деятельность классного руководителя достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания;

- И как конечный результат, воспитание личности:

• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

• практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного

достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.















ЛИТЕРАТУРА

  1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М: АПКиПРО, 2003.- с.83.

  2. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М: Педагогическое общество России. 2002.- с. 224.

  3. Жиренко О.Е., Савченко Е.В. Классные часы 5-9кл: План проведения; Игровые и нетрадиционные формы; и др. И: ВАКО. 2008. – с. 176.

  4. Нина Кутнякова. Учимся понимать детей. Современные модели организации классного коллектива. И: Феникс. 2008. – с. 288.

  5. Богданова В.Л. Формирование межэтнической толерантности /В.Л.Богданова // Воспитание школьников. - 2007.- №6. – с.14-17.

  6. Тырышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности/М.А.Тырышная // Классный руководитель. – 2005. - №4. – с.125-130

































Правила жизнедеятельности классного коллектива:


  • узнавай побольше о своем посёлке и его жителях;

  • уважай людей, живущих рядом;

  • помогай нуждающимся в твоей помощи;

  • делай приятное своим друзьям и окружающим людям;

  • дорожи мнением о себе других людей.


Традиции:


  • каждому – поручение;

  • проверка дневников;

  • классный час;

  • дежурство по классу;

  • дежурство по школе;

  • совет класса;

  • генеральная уборка раз в четверть;

  • уголок класса;

  • поздравления с днём рождения.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!