СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В процессе реализации программы «Ступени добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.В процессе реализации программы «Ступени добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.В процессе реализации программы «Ступени добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.В процессе реализации программы «Ступени добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО педагогическим советом Директор МБОУ СОШ № 29
«__» ______ 2016г. МБОУ СОШ № 29 ___________ Л.Б. Лобастова
Протокол №___ «__» ________ 2016г. «__» ________ 2016г.
Руководитель ШМО Протокол № __
_____ __________
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«СТУПЕНИ ДОБРА»
для обучающихся 2-4 классов
на 2016 – 2019 учебные годы
Составила: Потапенко Елена Викторовна
Классный руководитель, стаж 34 года.
Хабаровск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...................................................... 3
1.1.Нормативно-правовая основа ……………………………..3
1.2.Актуальность и принципы .................................................5
1.3.Цели и задачи программы ...................................................5
1.4.Направления реализации программы ............................... .6
1.5.Участники программы .........................................................6
1.6.Сроки реализации программы............................................ .6
1.7. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы...............................................................................................6
1.8.Ожидаемые результаты ……………………………………7
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.........................................................8
2.1. 2-й класс...............................................................................22
2.2. 3-й класс........................................................................... ...25
2.3. 4-й класс.............................................................................. 27
3. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………......30
4.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ……………………………………33
5. МОНИТОРИНГ..............................................................................34
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................36
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы «Ступени добра».
В процессе реализации программы «Ступени добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.
Программа воспитательной работы «Ступени добра» предназначена для обучающихся 2-4 классов, рассчитана на 3 года. Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования обучающихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые учебные универсальные действия, возрастает интерес к общественно-полезной работе, заметно растет их познавательная активность.
Классный руководитель организует воспитательный процесс совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решает сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Программа «Ступени добра» дает большие возможности для самореализации, самоутверждения младших школьников.
Программа «Ступени добра», благодаря многообразию форм, содержания и методов работы, формирует у школьников новые умения получения знаний, вырабатывает привычку выполнять свои обязанности, воспитывает интерес к общественно-полезной работе, способствует приобретению умения самостоятельной исследовательской работы.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Программа составлена с учётом психологических особенностей младшего школьника:
на втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие»;
третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам;
четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности, приобретение первого опыта социальной активности в школе и вне ее;
1.2. Принципы воспитательной программы «Ступени добра».
Воспитательная программа разработана с учетом принципов и ценностей, провозглашенных в Конвенции ООН «О правах ребенка», в Законе РФ «Об образовании», в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
гуманистический характер развивающей деятельности, основанной на формировании гражданско-патриотического сознания, культурологического мышления, ориентации подрастающего поколения на возрождение лучших традиций воспитания;
гуманный характер взаимоотношений и благоприятный психологический климат в образовательной учреждении;
личностно-ориентированный на развитие интересов, самореализацию ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил образовательного учреждения, принципов коллективной жизни;
непрерывности воспитательного процесса, его единство и целостность, с сохранением безопасности жизни и укреплением здоровья, защита прав и личного достоинства;
единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением, выработка активной жизненной позиции;
природосообразности;
культуросообразности;
открытости;
соответствия воспитательной программы возрастным индивидуальным особенностям обучающихся.
1.3.Цели и задачи программы
Цель данной программы - создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности в ее гражданственно-патриотическом и духовно-нравственном развитии.
Задачи воспитания:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей и физического здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Способствовать формированию личностных качеств обучающихся: гражданственно-патриотических, духовно-нравственных и волевых качеств учащихся.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
1.4.Приоритетные направления развития воспитания школьников.
Направление 1. «Гражданско – патриотическое воспитание».
Направление 2. «Нравственное и духовное воспитание»
( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Направление 3. «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству».
Направление 4. «Интеллектуальное воспитание» («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Направление 5. «Здоровьесберегающее воспитание» («Спортивно-оздоровительное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Направление 6. «Социокультурное и медиакультурное воспитание».
Направление 7. «Культурно - творческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Направление 8. «Правовое воспитание и культура безопасности».
Направление 9. «Воспитание семейных ценностей».
Направление 10. «Формирование коммуникативной культуры»
(«Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Направление 11. «Экологическое воспитание».
1.5. Участники программы
Программа предлагается для учащихся 2—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в рамках формирования УУД. В реализации программы участвуют: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школы.
1.6.Сроки реализации программы
Программа рассчитана на три учебных года.
1.7.Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
беседы, рассказы, убеждения учителя;
слушание;
решение проблем;
обсуждение прочитанной литературы;
исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
игры, конкурсы;
ролевые игры, соревнования;
тематические праздники и вечера;
импровизированные сценки, спектакли;
дебаты, практикумы;
родительские собрания;
изготовление газеты;
моделирование;
тренинги;
опросы, анкетирование.
Экскурсии:
посещение библиотек;
посещение «ТЮЗа»;
выездные поездки на природу, в зоопарк;
посещение музеев;
посещение исторических мест родного города;
экскурсии на предприятия города;
посещение ближайших воинских частей города;
1.8. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении классного руководителя с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся, создание комфортной атмосферы в классе;
Отношения классного руководителя и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в три этапа:
1-й этап (2 класс) – "Учись дружить – это необходимо!";
2-й этап (3 класс) – "Утверди себя – это возможно!";
3-й этап (4 класс) – "Прояви себя – это реально!".
Этап "Учись дружить – это необходимо!" (2 КЛАСС)
Цель этапа "Учись дружить – это необходимо!" - формирование коммуникативных навыков.
Задачи этапа:
обучить детей умению общаться;
формирование совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
вовлечение каждого учащегося в коллективную деятельность;
организация работы по самоуправлению класса.
Критерии оценки качества второго этапа "Учись дружить – это необходимо!":
созданы условия для комфортной атмосферы в классе и в школе;
активное совместное участие детей и родителей в проведении внеклассных мероприятий;
успешная реализация каждого ученика в самоуправлении класса;
.
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
Этап "Утверди себя – это возможно!" (3 КЛАСС)
Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого, познавательного единства класса.
Задачи этапа:
формирование межличностных, межгрупповых отношений и самореализация в ученической среде;
обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками;
реализация механизма межличностных отношений в детской среде на позиции приносить пользу людям.
Критерии оценки качества второго этапа "Утверди себя – это возможно!":
обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
самореализация каждого ребёнка в самоуправлении;
участие детей в социальных акциях школы и города;
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой и социальной деятельности.
Этап "Прояви себя – это реально!" (4 КЛАСС)
Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащихся в интеллектуальных и социально-значимых мероприятиях класса и школы;
разработка и реализация детьми социальных акций;
Критерии оценки качества третьего этапа "Прояви себя – это реально!":
обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети активно принимают участие в социальных проектах.
Основные направления:
Направление 1. «Гражданско – патриотическое воспитание».
Цель: формирование чувства патриотизма, гордости за свою Родину, правового сознания и гражданской ответственности.
Задачи:
ознакомление и обучение учащихся нормам права и проблемами морального саморазвития.
формирование у учащихся чувства патриотизма, и любви к Родине.
развитие у обучающихся навыков самоконтроля при выполнении этических и гражданских общепринятых норм в обществе.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
- сотрудничество с социальными партнёрами города в целях формирования гражданской ответственности, патриотического просвещения учащихся.
- организация и реализация внеклассных мероприятий, направленных на формирование патриотического воспитания.
- способствовать формированию УУД в гражданском воспитании школьников.
Основные понятия направления:
получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации (в процессе бесед, проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
участие во встречах и беседах с учителями и выпускниками своей школы, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Формы работы классного руководителя в направлении:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
конкурсы, викторины по правовой тематике;
праздники, читательские конференции по праву;
смотр строя и песни;
экскурсии по родному краю.
Ожидаемые результаты:
Сформированное чувство сострадания и милосердия.
Учащиеся узнают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни.
Выпускник – патриот своей Родины.
Повышение уровня воспитанности школьников.
Направление 2. «Нравственное и духовное воспитание»
( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Цель: способствовать развитию творческих способностей и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов.
Задачи:
- формирование у школьников общего и художественного кругозора и эстетического вкуса.
- воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие.
Основные понятия направления:
получение первоначальных представлений у учащихся активной жизненной позиции личности;
приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения;
развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности;
воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
учить детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
формирование у учащихся умения отстаивать свою позицию в ситуации выбора, формирование у школьников чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
воспитание трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей.
Основные понятия направления:
творческий выбор;
собственная позиция;
нравственное поведение;
нравственные ценности;
жизненные ценности;
самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
тематические классные часы по нравственной тематике;
посещение районной библиотеки;
занятия в кружках дополнительного образования;
организация циклов бесед «Уроки творчества»;
праздники, сюрпризы, конкурсы;
экскурсии, поездки, походы;
изучение нравственного наследия своей страны;
посещение театров, музеев, выставок;
театрализованные представления;
фестивали, презентации.
Ожидаемые результаты:
повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы.
повышение культурного уровня учащихся.
призовые места в школьных, районных и городских конкурсах.
охват всех учащихся внеурочной деятельностью.
повышение уровня воспитанности школьников.
Направление 3. «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству».
Цель: способствовать формированию уважительного отношения к труду и творчеству. Задачи: - воспитывать у учащихся трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни; - приобщение детей к общественно-полезному труду; - формирование в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
-формирование у учащихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.
-формирование условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека.
-формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности.
-формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
-формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности учащегося к труду и осознанному выбору профессии.
Основные понятия направления:
- уважение к труду;
- творчество и созидание;
- стремление к познанию и истине;
- целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- уроки технологии;
- дежурство в классе;
- помощь родителям в быту;
- работа по профориентации;
- благоустройство школы и пришкольной территории;
- экскурсии по городу, во время которых обучающиеся знакомятся с различными видами труда;
- встречи с представителями разных профессий;
- беседы о профессиях своих родителей (законных представителей),
- участие в организации и проведении презентаций «Профессии моих родителей»;
- сюжетно-ролевые экономические игры;
- разработка и реализации творческих проектов .
Ожидаемые результаты:
- развитие организованности, собранности и трудолюбия;
-уважительное отношение к чужому труду;
- бережное отношение к земле, животным, растениям, школьному имуществу;
-ориентация в выборе профессии.
Направление 4.
«Интеллектуальное воспитание («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Цель: развивать способности познавательной деятельности у детей, к креативному мышлению и творческому потенциалу.
Задачи работы:
-определить учебные возможности ученика и зону его ближайшего развития;
-создать и формировать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
-привлечение родителей к сотрудничеству в интеллектуальном развитии детей.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
-педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации развивающей работы.
-интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
-организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
-сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления:
умственное развитие,
способности,
уровни интеллектуального развития,
способности к творчеству,
культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти,
читательских умений младших школьников;
интеллектуальные игры ;
олимпиады по учебным предметам;
исследовательские конференции;
внеурочная деятельность «Инфознайка»
Ожидаемые результаты:
различие желания получать знания, стремление самостоятельно добывать новые знания, быть успешным в интеллектуальном саморазвитии.
развитая память, логическое и творческое мышление, продуктивное воображение.
индивидуальные учебные достижения.
Направление 5. «Здоровьесберегающее воспитание» (Спортивно-оздоровительное в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Цель: воспитание у учащихся понимания важности здоровья для человека, формирование культуры занятия спортом.
Задачи:
-формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
-развивать навыки к здоровому образу жизни.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы.
сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия в работе с классным коллективом:
психическое и физическое здоровье,
традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
культура сохранения собственного здоровья,
ответственность за здоровье других людей,
гармония души и тела, режим дня и здоровье,
воля и её значение в сохранении здоровья,
самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- марафоны, турниры;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
-спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны», «История видов спорта»;
-тематические консультации для родителей;
- просмотр специальных видеосюжетов по этой проблеме;
- психолого-педагогические и тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
улучшение качественных показателей здоровья учащихся.
система работы по формированию ЗОЖ.
повышение уровня воспитанности школьников.
Направление 6. «Социокультурное и медиакультурное воспитание»
Цель: создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных социальных способностей.
Задачи:
формировать у обучающихся представлений о толерантности, миролюбие, гражданское согласие;
развивать навыки и умения проживание в полиэтническом мире;
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
- обеспечение меж поколенного диалога, развитие социального партнерства, предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета ;
- организацию мероприятий посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира.
Приоритетные понятия в работе с классным коллективом:
толерантность;
миролюбие;
гражданское согласие.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
тематические классные часы;
участие в творческих конкурсах (рисунки, поделки);
посещение выставок, музеев, кинотеатров, театров;
создание творческих выставок.
Ожидаемые результаты:
умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты;
стремление видеть и понимать прекрасное вокруг себя: в природе, деятельности людей,
этическая, эстетическая и экологическая культура.
Направление 7. «Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)
Цели: развитие художественно-эстетического вкуса, творческого потенциала ребенка и организацию полноценного досуга.
Задачи:
- формировать у обучающихся навыков приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- создавать условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
-создание системы благоприятных условий для осуществления обучающимися личностной самоидентификации;
-самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.
Приоритетные понятия в работе с классным коллективом
- Культуроосвоение;
- культуросозидание;
- культурный продукт;
- эстетические эталоны различных культур и эпох;
- эстетическое оформление пространства.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
фестивали детского творчества;
выставки декоративно-прикладного творчества;
внеурочная деятельность;
праздничные мероприятия к календарным праздникам
Ожидаемые результаты:
- умение участвовать в коллективной творческой деятельности.
- раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию.
- эстетическое и творческое развитие личности ребенка.
- активное участие в мини-спектаклях, в конкурсах юных талантов.
- формирование художественно-творческого актива.
Направление 8. «Правовое воспитание и культура безопасности».
Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.Задачи:
формировать системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
развивать положительное эмоциональное отношение к правовым явлениям.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
- проводит мероприятия по профилактике противоправных действий учащихся и безопасности в современных жизненных условиях;
-осуществляется сотрудничество с правоохранительными органами, медицинскими учреждениями.
Приоритетные понятия в работе с классным коллективом
Электоральная культура; правовая грамотность
Формы работы с классным коллективом в направлении:
проведение акции «Безопасное колесо»;
участие в конкурсе рисунков, сочинений;
защита правовых проектов;
взаимодействие с правоохранительными органами;
тренинги.
Ожидаемые результаты:
понимание прав человека;
профилактика противоправного поведения;
воспитание обучающихся в духе уважения прав и свобод других людей;
дисциплинированность, законопослушность.
Направление 9. «Воспитание семейных ценностей».
Цель: формирование уважения к членам семьи, уважительных взаимоотношений между родственниками.
Задачи:
-организовывать совместное проведение досуга детей и родителей.
-создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
-обучать родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
формирование представление о семейных традициях, быте семей учащихся;
сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления:
уклад жизни и традиции семей,
родительский дом, родословная,
духовное общение в семье,
положение ребенка в семье.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
организация совместного досуга семьи и школы.
проведение бесед по психологии семейных отношений, по культуре дома, по этикету.
тематические классные часы.
тематические родительские собрания (общешкольные и классные).
дни открытых дверей с посещением уроков и внеклассных мероприятий.
участие родителей в управлении школой (общешкольный родительский комитет).
индивидуальная работа с родителями.
календарные праздники семьи
проектная деятельность «Я и семья».
совместные походы и экскурсии.
Ожидаемые результаты:
сформированное чувство чести рода, семьи.
осознание учащимися ответственности перед своей семьей.
повышение уровня воспитанности школьников и родителей.
Направление 10. «Формирование коммуникативной культуры»
(«Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Цель: формирование навыков культуры общения.
Задачи:
- формировать у детей навыков коммуникации;
- формировать у детей ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Основные понятия направления:
-слово как поступок;
-безопасность общения;
- ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире;
-риторическая компетенция.
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
проведение бесед по культуре общения и этикету;
тематические классные часы;
посещение театров, кино;
турниры, игровые программы;
социальные акции;
Ожидаемые результаты:
обучающиеся узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;
учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
разовьются позитивные качества личности школьников: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;
у ребят сформируется потребность обращаться к своему внутреннему миру, анализировать собственные поступки, рефлексировать;
Направление 11. «Экологическое воспитание»
Цели:
- формирование экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности;
Задачи:
- пробуждать активность и интерес уч-ся к деятельности по охране и улучшению окружающей среды.
-воспитывать у уч-ся бережное отношение к природе, умение видеть и понимать ее красоту.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- создать благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию;
-приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье;
-разнообразить формы и методы работы в решении задач экологического воспитания обучающихся.
Основные понятия направления:
-жизнь;
- родная земля;
-заповедная природа;
-планета Земля
Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:
проведение экологических праздников;
экологические походы и экскурсии;
классные часы и беседы;
брейн-ринги и викторины;
участие в районных и городских эколого-краеведческих конкурсах;
участие в озеленении школы;
ролевые игры, экологические акции, проекты социального характера.
Ожидаемые результаты:
-ценностное отношение к природе;
-участия в природоохранной деятельности в школе;
-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Мероприятия по реализации программы «Ступени добра»
2.1. 2 класс «Учись дружить»
Направление | Мероприятие |
«Гражданско – патриотическое воспитание»
| День знаний. Кл. ч «Урок Мира» День солидарности в борьбе с терроризмом. День памяти жертв теракта в Беслане. (беседа). Беседа Конституция РФ о правах и обязанностях ребенка. Беседа День народного единства. Международный день толерантности ( конкурс рисунков) День Конституции - Конституции РФ (классный час) Рыцарский турнир «А ну-ка, мальчики!» Социальная акция «Ветеран живет рядом». |
«Нравственное и духовное воспитани» ( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | Подготовка номера к концерту ко Дню Учителя Подготовка букетов и осенних поделок к общешкольной выставке «Золотая осень» Акция «Толерантность – этика будущего» Конкурс рисунков Конкурс рисунков «Все флаги в гости будут к нам…» Акция «Подарок Деда Мороза» - поздравление с Новым годом. Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню 8 марта Встреча с детьми Великой Отечественной войны. |
«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству»
| 1.Уборка территории, дежурство по классу. 2. Участие в субботниках,. 3.Участие в акции «Покорми зимующих птиц», 4. Участие в выставке детского творчества «Волшебный мир руками детей». 5. Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус». 6. Классные часы «Книжки и тетрадки - я держу в порядке». 7. Выпуск газеты к дню учителя и новому году 8.Трудовая акция «Мастерская Деда Мороза», акция «Книжкина больница» - библиотеке наша помощь». |
«Интеллектуальное воспитание («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | Час общения «Моя любимая игрушка» Классный час «Зачем мы ходим в школу?» Сказка родина чувств А.С.Пушкин «У лукоморья». Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза». Игра-путешествие «Путешествие в страну мультфильмов» Классный час «Как мы выполняем домашнее задание». Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее Интеллектуальный марафон. |
«Здоровьесберегающее воспитание» (Спортивно-оздоровительное в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | 1. Инструктажи по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. Беседа «Правила поведения в школе, общественных места» 2. Игра – путешествие «Береги сам себя» 3. Беседа по ПДД «Основные правила поведения на улицах и дорогах. 4. Беседа «О режиме дня». 5. Конкурс рисунков «Азбука здоровья». 6.Игры на свежем воздухе: Весёлые старты, разучивание подвижных игр, урок-игра «Безопасность на улице». 7.Конкурс рисунков «Я выбираю спорт». |
«Социокультурное и медиакультурное воспитание | Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник «Русские посиделки» . «Легко ли быть настоящим другом?». Конкурс рисунков, плакатов, стихов ко Дню толерантности». Читательская конференция по сказкам Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые" Классные часы "О дружбе" "Стремись делать добро" |
«Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | Беседа: « Что такое коллектив? Правила жизни в коллективе» Конкурс классных комнат и уголков Конкурс стихов об осени. Сказки П.П. Бажова Хозяйка медной горы»
|
«Правовое воспитание и культура безопасности» | Составление социального паспорта класса Беседы «Ни дня без школьной формы» Классные часы: «Изучаем правила Учащихся в школе».. Беседа с учащимися «Информационная безопасность в социальных сетях» Беседы по этикету |
«Воспитание семейных ценностей» | Тематические уроки «Слово о семье» Конкурс фотографий «История моей семьи» Акция «Военная летопись моей семьи». Выставка творческих работ Концерт для мам и бабушек «С любовью в сердце» День семьи: конкурс рисунков «Моя семья», Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья». 7. Тематические уроки и классные часы «Семейные традиции и национальные особенности различных культур мира», «История моей семьи в истории России». |
«Формирование коммуникативной культуры» («Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | Здоровая семья, здоровые дети. Диспут: « Я и мои друзья» «Чего в другом не любишь, того и сам не делай» «От чего зависит настроение» |
«Экологическое воспитание» | Участие в акции «Помоги зимующим птицам» Работа по благоустройству закреплённой территории Экскурсия « Красота осенней природы» Всемирный день защиты животных «Будь природе другом» Конкурс рисунков «Природа нашего края» День Земли «Бережем планету вместе |
2.2. 3 класс «Азбука коллективной жизни»
Направление | Мероприятие |
«Гражданско – патриотическое воспитание»
| 1. Презентация «История символов государства». 2.Беседы «Правила вокруг нас. Конституция РФ», «Я чувствую себя счастливым, когда…», 3.Беседа с инспектором ДПС «Выявление причин дорожно-транспортного травматизма». 4. Классные часы «Защитники Родины моей», «День космонавтики». |
«Нравственное и духовное воспитание» ( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | 1. Классные часы «Считаете ли вы себя культурным человеком», «Мама, Родина, мир», «Посеешь привычку, пожнёшь характер». 2. Беседы «Моя семья». 3. Праздник «Новогоднее путешествие», 4.Конкурс-праздник «Коса-девичья краса», 5.Праздник «Путешествие в страну именин». |
«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству»
| 1. Участие в субботниках. 2. Беседа «Труд кормит, а лень портит» 3. Классные часы «Все профессии важны, все профессии нужны». 4. Выпуск газеты ко дню учителя и новому году 5.Трудовая акция «Мастерская Деда Мороза», акция «Книжкина больница» - библиотеке – наша помощь». |
«Интеллектуальное воспитание («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | 1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса. 2. «Дары осени». Выставка поделок из природного материала. 3. Путешествие в страну неразгаданных тайн. 4. Конкурс «Самый грамотный у нас!» 5. «Учебники - наши помощники». Обучающая игра. 6. «С книгой жить – век не тужить». Литературные посиделки. Игра «Умники и умницы». Считай, смекай, отгадывай. (соревнования по математике). 7. Конкурс « Стихи самым любимым и родным!». 8. Прочти и расскажи! (Задание на лето). |
«Здоровьесберегающее воспитание» (Спортивно-оздоровительное в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | 1. День здоровья. 2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. 3. Беседа по ПДД «Соблюдение правил дорожного, движения - залог безопасности пешеходов», видеоурок по ПДД «Тормозной путь транспортных средств». 4. Классные часы «Азбука здоровья». 5. Конкурс рисунков «Огонь друг и враг человека». 6. Спортивное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья», беседа о всемирном дне здоровья (7 апреля). 5. Беседа «Правила поведения на воде и возле водоёмов». |
«Социокультурное и медиакультурное воспитание | 1. Классные часы «Правила поведения в школе», « Терроризм угроза обществу». 2.Беседа «Русский язык - язык межнационального общения в России», Добрым быть совсем-совсем не просто» 3. Участие в празднике «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Мы все – граждане России» |
«Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)
| Акция «Подари книгу библиотеке» Участия в конкурсах «Ах, осень, красавица», «Масленица - широкая». Участие в конкурсе поделок из природного материала Участие в празднике «Хорошие манеры» игровая программа. Беседа «О внешнем виде». Игра «Угадай мелодию». Конкурс рисунков «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства» 8. Совместный праздник к 23 Февраля и 8 Марта «Мавраль». |
«Правовое воспитание и культура безопасности» | Участие в правовых неделях. Минутки безопасности на классных часах. Месячник по безопасности дорожного движения. Беседы с детьми социальной группы риска Советы профилактики. Беседы о правилах поведения в дни школьных каникул. |
«Воспитание семейных ценностей» | 1. Классные часы «Профессии моих родителей». 2. Беседы «За что человека уважают в семье и обществе?». 3. Праздник «Новогоднее путешествие». 4. «Папа, мама, я – спортивная семья». |
«Формирование коммуникативной культуры» («Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | Классный час «Волшебные слова» Классный час «О поступках плохих и хороших» Классный час «Тайны светского этикета» Празднование 23 Февраля. Смотр песни и строя. |
«Экологическое воспитание» | Социальная акция «Чистые игры» Викторина «Мир природы» Беседа «Экология и мы». Участие в акции «Помоги зимующим птицам». Экскурсия в осенний лес. Конкурс рисунков «Природа нашего края». |
2.3. 4 класс «Один за всех, и все за одного»
Направление | Мероприятие |
«Гражданско – патриотическое воспитание»
| 1. Презентация «История символов государства», «Конституция РФ - основной закон нашего государства. 2. Беседы ««В память о юных героях», «Добру путь откроет сердце», «Право на тайну. Персональные данные», «Устав школы – закон ее жизни». 3. Участие в социальной акции: «Дети-детям», «Открытое сердце», «Сладкий стол», «Весенняя неделя добра». 4. Выставка рисунков «Дети рисуют мир». 5. Классные часы «Я человек и гражданин», «Защитники Родины моей». 6. День космонавтики. 7. Конкурс чтецов ко дню Победы. |
«Нравственное и духовное воспитание» ( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | Праздник «День Знаний», День учителя. Праздничный концерт для учителей, «Прощание с начальной школой», концерт для ветеранов и родителей посвященный Дню Победы, «Последний звонок». Классный час «Помнить, чтобы жить» (в память событий в Беслане), «Уроки милосердия и доброты», «Если добрый ты». «Чужой беды не бывает». Беседа «День народного единства» |
«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству»
| 1. Участие в субботниках, участие в акции «Кормушка», участие в конкурсе-выставке творческих работ «Краски осени». 2. Классные часы "Твои домашние обязанности", "Чистота – залог здоровья". 3. Акция «Книжкина больница» - библиотеке – наша помощь». |
«Интеллектуальное воспитание («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | Вовлечение учащихся в кружки Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Экскурсия в библиотеку. Классный турнир интеллектуального марафона. Игра по чтению «Счастливый случай». |
«Здоровьесберегающее воспитание» (Спортивно-оздоровительное в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | 1. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. 2. Всероссийская операция «Внимание – дети!», видео-урок по ПДД «Дорога -зона повышенной опасности». 3. Беседа «Осторожно, грипп!». 4. КВН «Ударим юмором по вредным привычкам» 5. Викторина «Гигиена и движение – это всех проблем решение» 5. Круглый стол «Еда, которая убивает», профилактика токсикомании, наркомании и употребления ПАВ. 6. Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. |
«Социокультурное и медиакультурное воспитание | 1. Классные часы «Добру открываются сердца». 2. Беседы «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я», «Русский язык - язык межнационального общения в России», «От Руси к России». 3. Неделя добрых дел, посвященная Всемирным дням толерантности и приветствий. 4. Акция «Доброе слово» ко Дню пожилого человека, «Мама – это солнце». 5. «Никто не забыт, ничто не забыто…» для младших школьников (Встреча с детьми ВОВ). |
«Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | Участия в конкурсе "Это было летом". Беседа «О внешнем виде». Конкурс снежных скульптур. 4. Классный час «Готовимся к переходу в 5 класс. Проба на внимание». |
«Правовое воспитание и культура безопасности» | Минутки безопасности на классных часах. Месячник по безопасности дорожного движения. Классные часы «Телефонные шутники – весёлые люди или нарушители закона?», « Кто несёт ответственность за проступки ребёнка?», «Умел сделать, умей и отвечать!», «Чужое и своё», «Мой дом – моя крепость», «Мы в ответе за свои поступки». Беседы о правилах поведения в дни школьных каникул, о правилах безопасного поведения во время весеннего половодья. |
«Воспитание семейных ценностей» | 1. Беседы «За что человека уважают в семье и обществе?». 2. Праздники «Мамы и дочки», смотр песни и строя, посвящённый Дню защитника Отечества. 3. Выставка поделок «Мама – это для тебя». |
«Формирование коммуникативной культуры» («Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО) | Беседы «Чем грозит сквернословие», «Моя жизнь - интернет» Классный час «Учимся быть терпимыми», « Навыки эффективного общения». 3. Предметная олимпиада. |
«Экологическое воспитание» | Участие в акции «Помоги зимующим птицам». Цикл классных часов по экологическому воспитанию «Живая планета. Экология и здоровье», «Знаешь ли ты свой край?» |
Модель выпускника начальной школы
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Работа с родителями
Семейный кодекс, Конвенция ООН о правах ребёнка, Закон « Об образовании»,
подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Родители в лице Управляющего совета класса совместно с учениками и учителями призваны участвовать в планировании, в проведении не только школьных праздников, но и в организации благотворительных акций, просветительской работе, проведение экскурсий, творческих конкурсов, совместных игр и спортивных праздников и т.д.
Совместные задачи деятельности педагогов и родителей:
- забота о здоровье детей;
- обеспечение общекультурного и интеллектуального развития детей;
- подготовка детей к самовоспитанию и саморазвитию;
- трудовое воспитание детей.
В рамках данной программы предполагается проведение работы с родителями по следующим направлениям:
Направление деятельности | Формы работы |
Вовлечение родителей в учебную и воспитательную деятельность класса. | - отчёт и перевыборное собрание по итогам года, планирование деятельности согласно учебно - воспитательного плана; - изучение семейных ценностей и учёт их при планировании совместной воспитательной деятельности; |
Позитивная представленность личности учителя.
| Предоставление информации, демонстрирующей личностный опыт и достижения педагога; ( открытые уроки, открытые внеклассные мероприятия, классные часы) |
Позитивная представленность деятельности администрации школы, психолога, социального педагога | - утверждение прав и обязанностей УС класса; - ознакомление с нормативными документами ОУ; -ознакомление со сферой деятельности и объёмом возможной помощи со стороны всех субъектов учебно – воспитательного процесса. |
Организация клубной работы по интересам, культурной массовой работы. | - проведение мероприятий и выбор форм работы (« День пожилого человека», « День матери», « Мама, папа, я – спортивная семья», посещение театров, выставок, проведение экскурсий и т.д.) |
Разработка перспективных форм взаимодействия семьи и дополнительного образования | изучение спроса на направления кружковой и секционной деятельности и его удовлетворение |
Мониторинг
Определить эффективность воспитательной работы, уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса, в педагогике и психологии можно с помощью методик и диагностик.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
| |
Аспекты изучения | Показатели |
1 | 2 |
1. Создание условий для развития личности воспитанника | Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности Характеристика семьи учащегося Уровень адаптации учащихся Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока) Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка |
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности | Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования Уровень познавательной мотивации школьников Обученность и качество знаний воспитанников Профориентационные склонности учащихся Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся Результативность участия школьников в предметных олимпиадах Креативные способности учащихся Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях Готовность учащихся к переходу в среднее звено |
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности | Уровень воспитанности учащихся Социальная активность учащихся Личностный рост обучающихся Склонность к отклоняющемуся поведению Внешний вид учащихся. Ведение дневников |
4. Сформированность физического потенциала личности | Количество учащихся, занимающихся спортом Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях Состояние здоровья учащихся Охват учащихся горячим питанием Количество пропусков уроков по болезни |
5. Сформированность коммуникативного потенциала личности | Уровень общительности воспитанников Уровень развития классного коллектива Степень конфликтности и степень сплоченности класса |
6. Список использованной и рекомендуемой литературы.
Использованная литература для детей
Командные игры. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003.
Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
Ганжина И.М. Словарь русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.
Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.
Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
А.Л.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
Ликум А. Все обо всем. Энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.
Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.
День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.
Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.
Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.
Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.
Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.
Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.
Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.
Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.
Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.
Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.
Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.
Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. - М., 1985.
Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.
Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984.
Использованная литература для педагога
К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000
Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.
Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
Журнал «Классный руководитель»№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
Книга рекордов Гиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.
Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.
Кузьмина МЛ День смешинок // Последний звонок. - 2006. - № 1.
Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьника жить весело. - Ярославль, 2001.
Песнь любви. - М.: Молодая гвардия, 1972. - Т. 2.
Печень Н.А. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.
Пиз А. Язык жестов /Пер. с англ. Н.Е.Котляр.-М.: НПО «МОЭК»,1992.
Погорельский ЮМ. Сценарии детских музыкальных представлений. - СПб.: Литера, 2004.
Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.
Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
Пруха К. Военизированные игры на местности / Пер. с чеш.СИ. Грачева. - М.: ДОСААФ, 1979.
Ромашкова ЕМ. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001.
Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. - М.: Мир безопасности, 1998.
Современная работа с родителями в начальной школе /Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? - М,:Детская литература, 1969.
ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
35