СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «СТУПЕНИ ДОБРА» для обучающихся 2-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе реализации программы «Ступени  добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным,  воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.В процессе реализации программы «Ступени  добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным,  воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.В процессе реализации программы «Ступени  добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным,  воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.В процессе реализации программы «Ступени  добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным,  воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «СТУПЕНИ ДОБРА» для обучающихся 2-4 классов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 29



РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО педагогическим советом Директор МБОУ СОШ № 29

«__» ______ 2016г. МБОУ СОШ № 29 ___________ Л.Б. Лобастова

Протокол №___ «__» ________ 2016г. «__» ________ 2016г.

Руководитель ШМО Протокол № __

_____ __________



ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«СТУПЕНИ ДОБРА»

для обучающихся 2-4 классов

на 2016 – 2019 учебные годы





Составила: Потапенко Елена Викторовна

Классный руководитель, стаж 34 года.






Хабаровск 2016





СОДЕРЖАНИЕ



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...................................................... 3


1.1.Нормативно-правовая основа ……………………………..3

1.2.Актуальность и принципы .................................................5

1.3.Цели и задачи программы ...................................................5

1.4.Направления реализации программы ............................... .6

1.5.Участники программы .........................................................6

1.6.Сроки реализации программы............................................ .6

1.7. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы...............................................................................................6

1.8.Ожидаемые результаты ……………………………………7


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.........................................................8

2.1. 2-й класс...............................................................................22

2.2. 3-й класс........................................................................... ...25

2.3. 4-й класс.............................................................................. 27


3. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………......30

4.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ……………………………………33

5. МОНИТОРИНГ..............................................................................34

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................36








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Актуальность


Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы «Ступени добра».


В процессе реализации программы «Ступени добра» создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, приоритетом программы является формирование гражданской и духовно-нравственной позиции младшего школьника.


Программа воспитательной работы «Ступени добра» предназначена для обучающихся 2-4 классов, рассчитана на 3 года. Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования обучающихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образо­вательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активнос­ти, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые учебные универсальные действия, возрастает ин­терес к общественно-полезной работе, заметно растет их по­знавательная активность.

Классный руководитель организует воспитательный процесс совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решает сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Программа «Ступени добра» дает большие возможности для самореализации, самоутверждения младших школьников.

Программа «Ступени добра», благодаря многообразию форм, содержания и методов работы, формирует у школьников новые умения получения знаний, вы­рабатывает привычку выполнять свои обязанности, воспитыва­ет интерес к общественно-полезной работе, способствует при­обретению умения самостоятельной исследовательской рабо­ты.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Программа составлена с учётом психологических особенностей младшего школьника:

  • на втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие»;

  • третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам;

  • четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности, приобретение первого опыта социальной активности в школе и вне ее;


1.2. Принципы воспитательной программы «Ступени добра».

Воспитательная программа разработана с учетом принципов и ценностей, провозглашенных в Конвенции ООН «О правах ребенка», в Законе РФ «Об образовании», в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

  • гуманистический характер развивающей деятельности, основанной на формировании гражданско-патриотического сознания, культурологического мышления, ориентации подрастающего поколения на возрождение лучших традиций воспитания;

  • гуманный характер взаимоотношений и благоприятный психологический климат в образовательной учреждении;

  • личностно-ориентированный на развитие интересов, самореализацию ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил образовательного учреждения, принципов коллективной жизни;

  • непрерывности воспитательного процесса, его единство и целостность, с сохранением безопасности жизни и укреплением здоровья, защита прав и личного достоинства;

  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением, выработка активной жизненной позиции;

  • природосообразности;

  • культуросообразности;

  • открытости;

  • соответствия воспитательной программы возрастным индивидуальным особенностям обучающихся.


1.3.Цели и задачи программы


Цель данной программы - создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности в ее гражданственно-патриотическом и духовно-нравственном развитии.

Задачи воспитания:

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.

  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей и физического здоровья обучающихся.

  3. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

  4. Способствовать формированию личностных качеств обучающихся: гражданственно-патриотических, духовно-нравственных и волевых качеств учащихся.

  5. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.

  6. Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.

1.4.Приоритетные направления развития воспитания школьников.


  • Направление 1. «Гражданско – патриотическое воспитание».

  • Направление 2. «Нравственное и духовное воспитание»

( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).

  • Направление 3. «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству».

  • Направление 4. «Интеллектуальное воспитание» («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).

  • Направление 5. «Здоровьесберегающее воспитание» («Спортивно-оздоровительное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).

  • Направление 6. «Социокультурное и медиакультурное воспитание».

  • Направление 7. «Культурно - творческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).

  • Направление 8. «Правовое воспитание и культура безопасности».

  • Направление 9. «Воспитание семейных ценностей».

  • Направление 10. «Формирование коммуникативной культуры»

(«Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).

  • Направление 11. «Экологическое воспитание».

1.5. Участники программы

Программа предлагается для учащихся 2—4-х классов общеобразовательной шко­лы и реализуется в рамках формирования УУД. В реализации программы участвуют: обучающиеся, роди­тели, педагоги, администрация школы.


1.6.Сроки реализации программы

Программа рассчитана на три учебных года.

1.7.Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;

  • слушание;

  • решение проблем;

  • обсуждение прочитанной литературы;

  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры, конкурсы;

  • ролевые игры, соревнования;

  • тематические праздники и вечера;

  • импровизированные сценки, спектакли;

  • дебаты, практикумы;

  • родительские собрания;

  • изготовление газеты;

  • моделирование;

  • тренинги;

  • опросы, анкетирование.

Экскурсии:

  • посещение библиотек;

  • посещение «ТЮЗа»;

  • выездные поездки на природу, в зоопарк;

  • посещение музеев;

  • посещение исторических мест родного города;

  • экскурсии на предприятия города;

  • посещение ближайших воинских частей города;


1.8. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, обще­ние и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп­ленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успе­ху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

В общении классного руководителя с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;

  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоя­тельно;

  • открытость и доступность учащимся, создание комфортной атмосферы в классе;

Отношения классного руководителя и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа реализуется в три этапа:

  • 1-й этап (2 класс) – "Учись дружить – это необходимо!";

  • 2-й этап (3 класс) – "Утверди себя – это возможно!";

  • 3-й этап (4 класс) – "Прояви себя – это реально!".



Этап "Учись дружить – это необходимо!" (2 КЛАСС)

Цель этапа "Учись дружить – это необходимо!" - формирование коммуникативных навыков.

Задачи этапа:

  • обучить детей умению общаться;

  • формирование совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;

  • вовлечение каждого учащегося в коллективную деятельность;

  • организация работы по самоуправлению класса.



Критерии оценки качества второго этапа "Учись дружить – это необходимо!":

  • созданы условия для комфортной атмосферы в классе и в школе;

  • активное совместное участие детей и родителей в проведении внеклассных мероприятий;

  • успешная реализация каждого ученика в самоуправлении класса;

.

Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.



Этап "Утверди себя – это возможно!" (3 КЛАСС)

Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого, познавательного единства класса.

Задачи этапа:

  • формирование межличностных, межгрупповых отношений и самореализация в ученической среде;

  • обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками;

  • реализация механизма межличностных отношений в детской среде на позиции приносить пользу людям.



Критерии оценки качества второго этапа "Утверди себя – это возможно!":

  • обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;

  • самореализация каждого ребёнка в самоуправлении;

  • участие детей в социальных акциях школы и города;

Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой и социальной деятельности.

Этап "Прояви себя – это реально!" (4 КЛАСС)

Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности. 
Задачи этапа:

  • обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;

  • создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащихся в интеллектуальных и социально-значимых мероприятиях класса и школы;

  • разработка и реализация детьми социальных акций;



Критерии оценки качества третьего этапа "Прояви себя – это реально!":

  • обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;

  • повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети активно принимают участие в социальных проектах.

Основные направления:


Направление 1. «Гражданско – патриотическое воспитание».


Цель: формирование чувства патриотизма, гордости за свою Родину, правового сознания и гражданской ответственности.

Задачи:

  • ознакомление и обучение учащихся нормам права и проблемами  морального саморазвития.

  • формирование у учащихся чувства патриотизма, и любви к Родине.

  • развитие у обучающихся навыков самоконтроля при выполнении этических и гражданских общепринятых норм в обществе.


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

- сотрудничество с  социальными партнёрами города в  целях формирования гражданской ответственности, патриотического просвещения учащихся.

- организация и реализация   внеклассных мероприятий, направленных на формирование патриотического воспитания.

- способствовать формированию УУД в гражданском воспитании школьников.


Основные понятия направления:

  • получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации (в процессе бесед, проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);

  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;

  • участие во встречах и беседах с учителями и выпускниками своей школы, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.


Формы работы классного руководителя в направлении:

  • тематические классные часы;

  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

  • конкурсы, викторины по правовой тематике;

  • праздники, читательские  конференции по праву;

  • смотр строя и песни;

  • экскурсии по родному краю.



Ожидаемые результаты:

  •   Сформированное чувство сострадания и милосердия.

  •   Учащиеся узнают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни.

  •   Выпускник – патриот своей Родины.

  •  Повышение уровня воспитанности школьников.


Направление 2. «Нравственное и духовное воспитание»

( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).


Цель: способствовать развитию творческих способностей и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов.


Задачи:

- формирование у школьников общего и художественного кругозора и эстетического вкуса.

- воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие.

Основные понятия направления:

  • получение первоначальных представлений у учащихся активной жизненной позиции личности;

  • приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения;

  • развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности;

  • воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

  • учить детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.

Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

  • развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

  • формирование у учащихся умения отстаивать свою позицию в ситуации выбора, формирование у школьников чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса;

  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей.


Основные понятия  направления:

  • творческий выбор;

  • собственная позиция;

  • нравственное поведение;

  • нравственные ценности;

  • жизненные ценности;

  • самоактуализация и самореализация.


Формы работы с классным коллективом в направлении:

  • тематические классные часы по нравственной тематике;

  • посещение районной библиотеки;

  • занятия в кружках дополнительного образования;

  • организация  циклов бесед  «Уроки творчества»;

  • праздники, сюрпризы, конкурсы;

  • экскурсии, поездки, походы;

  • изучение нравственного наследия своей страны;

  • посещение театров, музеев, выставок;

  • театрализованные представления;

  • фестивали, презентации.


Ожидаемые результаты:

  • повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы.

  • повышение культурного уровня учащихся.

  • призовые места в школьных, районных и городских конкурсах.

  • охват всех учащихся внеурочной деятельностью.

  • повышение уровня воспитанности школьников.


Направление 3. «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству».

Цель: способствовать формированию уважительного отношения к труду и творчеству. Задачи: - воспитывать у учащихся трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни; - приобщение детей к общественно-полезному труду; - формирование в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:


-формирование у учащихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.

-формирование условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека.

-формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности.

-формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

-формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности учащегося к труду и осознанному выбору профессии.


Основные понятия направления:

- уважение к труду;

- творчество и созидание;

- стремление к познанию и истине;

- целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Формы работы с классным коллективом в направлении:


- уроки технологии;

- дежурство в классе;

- помощь родителям в быту;

- работа по профориентации;

- благоустройство школы и пришкольной территории;

- экскурсии по городу, во вре­мя которых обучающиеся знакомятся с различными видами труда;

- встречи с представителями разных профессий;

- беседы о профессиях своих родителей (законных пред­ставителей),

- участие в организации и проведении презентаций «Профессии моих родителей»;

- сюжетно-ролевые экономические игры;

- разработка и реализации творческих проектов .

Ожидаемые результаты:

- развитие организованности, собранности и трудолюбия;

-уважительное отношение к чужому труду;

- бережное отношение к земле, животным, растениям, школьному имуществу;

-ориентация в выборе профессии.


Направление 4.

«Интеллектуальное воспитание («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).


Цель:  развивать способности познавательной деятельности у детей, к креативному мышлению и творческому потенциалу.

Задачи работы:

-определить  учебные возможности ученика и зону его ближайшего развития;

-создать и формировать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

-привлечение родителей к сотрудничеству в интеллектуальном развитии детей.


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

-педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации развивающей работы.

-интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

-организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на  интеллектуальное развитие учащихся.

-сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.


Основные понятия направления:

  • умственное развитие,

  • способности,

  • уровни интеллектуального развития,

  • способности к  творчеству,

  • культура умственного труда.


Формы работы с классным коллективом в направлении:

  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти,

  • читательских умений младших школьников;

  • интеллектуальные игры ;

  • олимпиады по учебным предметам;

  • исследовательские конференции;

  • внеурочная деятельность «Инфознайка»


Ожидаемые результаты:

  • различие желания получать знания, стремление самостоятельно добывать новые знания, быть успешным в интеллектуальном саморазвитии.

  • развитая память, логическое и творческое мышление, продуктивное воображение.

  • индивидуальные учебные достижения.


Направление 5. «Здоровьесберегающее воспитание» (Спортивно-оздоровительное в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).


Цель: воспитание у учащихся понимания важности здоровья для человека, формирование культуры занятия спортом.


Задачи:

-формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья;

-развивать навыки к здоровому образу жизни.


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

  • сотрудничество с  родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы.

  • сотрудничество с психологической  службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

  • организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

  • формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.


Приоритетные понятия  в работе с классным коллективом:

  • психическое и физическое здоровье,

  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

  • культура сохранения собственного здоровья,

  • ответственность за здоровье других людей,

  • гармония души и тела, режим дня и здоровье,

  • воля и её значение в сохранении здоровья,

  • самовоспитание и саморегуляция и здоровье.


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

- марафоны, турниры;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

-спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны», «История видов спорта»;

-тематические консультации для родителей;

- просмотр специальных видеосюжетов по  этой проблеме;

- психолого-педагогические и тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся.


Ожидаемые результаты:

  • улучшение качественных показателей здоровья учащихся.

  • система работы по формированию ЗОЖ.

  • повышение уровня воспитанности школьников.



Направление 6. «Социокультурное и медиакультурное воспитание»



Цель: создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных  социальных способностей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся представлений о толерантности, миролюбие, гражданское согласие;

  • развивать навыки и умения проживание в полиэтническом мире;


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

- обеспечение меж поколенного диалога, развитие социального партнерства, предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета ;

- организацию мероприятий посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира.

Приоритетные понятия  в работе с классным коллективом:

  • толерантность;

  • миролюбие;

  • гражданское согласие.

Формы работы с классным коллективом в направлении:



  • тематические классные часы;

  • участие в творческих конкурсах (рисунки, поделки);

  • посещение выставок, музеев, кинотеатров, театров;

  • создание творческих выставок.



Ожидаемые результаты:

  • умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты;

  • стремление видеть и понимать прекрасное вокруг себя: в природе, деятельности людей,

  • этическая, эстетическая и экологическая культура.


Направление 7. «Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)


Цели: развитие художественно-эстетического вкуса, творческого потенциала ребенка и организацию полноценного досуга.



Задачи:

- формировать у обучающихся навыков приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- создавать условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;



Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

-создание системы благоприятных условий для осуществления обучающимися личностной самоидентификации;

-самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.



Приоритетные понятия  в работе с классным коллективом

- Культуроосвоение;

- культуросозидание;

- культурный продукт;

- эстетические эталоны различных культур и эпох;

- эстетическое оформление пространства.


Формы работы с классным коллективом в направлении:


  • фестивали детского творчества;

  • выставки декоративно-прикладного творчества;

  • внеурочная деятельность;

  • праздничные мероприятия к календарным праздникам


Ожидаемые результаты:


- умение участвовать в коллективной творческой деятельности.

- раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию.

- эстетическое и творческое развитие личности ребенка.

- активное участие в мини-спектаклях, в конкурсах юных талантов.

- формирование художественно-творческого актива.



Направление 8. «Правовое воспитание и культура безопасности».

Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи:

  • формировать системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;

  • развивать положительное эмоциональное отношение к правовым явлениям.


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

- проводит мероприятия по профилактике противоправных действий учащихся и безопасности в современных жизненных условиях;

-осуществляется сотрудничество с правоохранительными органами, медицинскими учреждениями.


Приоритетные понятия  в работе с классным коллективом

Электоральная культура; правовая грамотность


Формы работы с классным коллективом в направлении:



  • проведение акции «Безопасное колесо»;

  • участие в конкурсе рисунков, сочинений;

  • защита правовых проектов;

  • взаимодействие с правоохранительными органами;

  • тренинги.


Ожидаемые результаты:

  • понимание прав человека;

  • профилактика противоправного поведения;

  • воспитание обучающихся в духе уважения прав и свобод других людей;

  • дисциплинированность, законопослушность.


Направление 9. «Воспитание семейных ценностей».


Цель: формирование уважения к членам семьи, уважительных взаимоотношений между родственниками.


Задачи:

-организовывать совместное проведение досуга  детей и родителей.

-создать  условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.

-обучать родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

  • формирование представление о семейных традициях, быте семей учащихся;

  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;

  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка;

  • поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.


Основные понятия направления:

  • уклад жизни и традиции семей,

  • родительский дом, родословная,

  • духовное  общение в семье,

  • положение ребенка в семье.


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

  • организация совместного досуга семьи и школы.

  • проведение бесед по психологии семейных отношений, по культуре дома, по этикету.

  • тематические классные часы.

  • тематические родительские собрания (общешкольные и классные).

  • дни открытых дверей с посещением уроков и внеклассных мероприятий.

  • участие родителей в управлении школой (общешкольный родительский комитет).

  • индивидуальная работа с родителями.

  • календарные праздники семьи

  • проектная деятельность «Я и семья».

  • совместные походы и экскурсии.



Ожидаемые результаты:

  •  сформированное чувство чести рода, семьи.

  •  осознание учащимися ответственности перед своей семьей.

  •   повышение уровня воспитанности школьников и родителей.


Направление 10. «Формирование коммуникативной культуры»

Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).


Цель: формирование навыков культуры общения.

Задачи:

- формировать у детей навыков коммуникации;

- формировать у детей ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.


Основные понятия направления:

-слово как поступок;

-безопасность общения;

- ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире;

-риторическая компетенция.


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:

  • проведение бесед по культуре общения и этикету;

  • тематические классные часы;

  • посещение театров, кино;

  • турниры, игровые программы;

  • социальные акции;


Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;

  • учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;

  • разовьются позитивные качества личности школьников: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;

  • у ребят сформируется потребность обращаться к своему внутреннему миру, анализировать собственные поступки, рефлексировать;



Направление 11. «Экологическое воспитание»


Цели:

- формирование экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности;



Задачи:

- пробуждать активность и интерес уч-ся к деятельности по охране и улучшению окружающей среды.

-воспитывать у уч-ся бережное отношение к природе, умение видеть и понимать ее красоту.


Основные моменты деятельности классного руководителя:

- создать благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию;

-приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье;

-разнообразить формы и методы работы в решении задач экологического воспитания обучающихся.


Основные понятия направления:

-жизнь;

- родная земля;

-заповедная природа;

-планета Земля


Ведущая роль деятельности классного руководителя в направлении:


  • проведение экологических праздников;

  • экологические походы и экскурсии;

  • классные часы и беседы;

  • брейн-ринги и викторины;

  • участие в районных и городских эколого-краеведческих конкурсах;

  • участие в озеленении школы;

  • ролевые игры, экологические акции, проекты социального характера.


Ожидаемые результаты:

-ценностное отношение к природе;

-участия в природоохранной деятельности в школе;

-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


Мероприятия по реализации программы «Ступени добра»


2.1. 2 класс «Учись дружить»


Направление

Мероприятие

«Гражданско – патриотическое воспитание»


  1. День знаний. Кл. ч «Урок Мира»

  2. День солидарности в борьбе с терроризмом. День памяти жертв теракта в Беслане. (беседа).

  3. Беседа Конституция РФ о правах и обязанностях ребенка.

  4. Беседа День народного единства.

  5. Международный день толерантности

( конкурс рисунков)

  1. День Конституции - Конституции РФ (классный час)

  2. Рыцарский турнир «А ну-ка, мальчики!»

  3. Социальная акция «Ветеран живет рядом».

«Нравственное и духовное воспитани»

( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

  1. Подготовка номера к концерту ко Дню Учителя

  2. Подготовка букетов и осенних поделок к общешкольной выставке «Золотая осень»

  3. Акция «Толерантность – этика будущего» Конкурс рисунков

  4. Конкурс рисунков «Все флаги в гости будут к нам…»

  5. Акция «Подарок Деда Мороза» - поздравление с Новым годом.

  6. Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню 8 марта

  7. Встреча с детьми Великой Отечественной войны.

«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству»


1.Уборка территории, дежурство по классу.

2. Участие в субботниках,.

3.Участие в акции «Покорми зимующих птиц»,

4. Участие в выставке детского творчества «Волшебный мир руками детей».

5. Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус».

6. Классные часы «Книжки и тетрадки - я держу в порядке».

7. Выпуск газеты к дню учителя и новому году

8.Трудовая акция «Мастерская Деда Мороза», акция «Книжкина больница» - библиотеке наша помощь».

«Интеллектуальное воспитание («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

  1. Час общения «Моя любимая игрушка»

  2. Классный час «Зачем мы ходим в школу?»

  3. Сказка родина чувств А.С.Пушкин «У лукоморья».

  4. Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза».

  5. Игра-путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»

  6. Классный час «Как мы выполняем домашнее задание».

  7. Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее

  8. Интеллектуальный марафон.

«Здоровьесберегающее воспитание» (Спортивно-оздоровительное в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

1. Инструктажи по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. Беседа «Правила поведения в школе, общественных места»

2. Игра – путешествие «Береги сам себя»

3. Беседа по ПДД «Основные правила поведения на улицах и дорогах.

4. Беседа «О режиме дня».

5. Конкурс рисунков «Азбука здоровья».

6.Игры на свежем воздухе: Весёлые старты,

разучивание подвижных игр,

урок-игра «Безопасность на улице».

7.Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».

«Социокультурное и медиакультурное воспитание

  1. Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник «Русские посиделки» .

  2. «Легко ли быть настоящим другом?».

  3. Конкурс рисунков, плакатов, стихов ко Дню толерантности».

  4. Читательская конференция по сказкам Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»,

  5. Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые"

  6. Классные часы "О дружбе" "Стремись делать добро"

«Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

  1. Беседа: « Что такое коллектив? Правила жизни в коллективе»

  2. Конкурс классных комнат и уголков

  3. Конкурс стихов об осени.

  4. Сказки П.П. Бажова Хозяйка медной горы»


«Правовое воспитание и культура безопасности»

  1. Составление социального паспорта класса

  2. Беседы «Ни дня без школьной формы»

  3. Классные часы: «Изучаем правила Учащихся в школе»..

  4. Беседа с учащимися «Информационная безопасность в социальных сетях»

  5. Беседы по этикету

«Воспитание семейных ценностей»

  1. Тематические уроки «Слово о семье»

  2. Конкурс фотографий «История моей семьи»

  3. Акция «Военная летопись моей семьи». Выставка творческих работ

  4. Концерт для мам и бабушек «С любовью в сердце»

  5. День семьи: конкурс рисунков «Моя семья»,

  6. Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья».

7. Тематические уроки и классные часы «Семейные традиции и национальные особенности различных культур мира», «История моей семьи в истории России».

«Формирование коммуникативной культуры»

Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

  1. Здоровая семья, здоровые дети.

  2. Диспут: « Я и мои друзья»

  3. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»

  4. «От чего зависит настроение»

«Экологическое воспитание»

  1. Участие в акции «Помоги зимующим птицам»

  2. Работа по благоустройству закреплённой территории

  3. Экскурсия « Красота осенней природы»

  4. Всемирный день защиты животных «Будь природе другом»

  5. Конкурс рисунков «Природа нашего края»

  6. День Земли «Бережем планету вместе

2.2. 3 класс «Азбука коллективной жизни»


Направление

Мероприятие

«Гражданско – патриотическое воспитание»


1. Презентация «История символов государства».

2.Беседы «Правила вокруг нас. Конституция РФ», «Я чувствую себя счастливым, когда…», 3.Беседа с инспектором ДПС «Выявление причин дорожно-транспортного травматизма».

4. Классные часы «Защитники Родины моей», «День космонавтики».

«Нравственное и духовное воспитание»

( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

1. Классные часы «Считаете ли вы себя культурным человеком», «Мама, Родина, мир», «Посеешь привычку, пожнёшь характер».

2. Беседы «Моя семья».

3. Праздник «Новогоднее путешествие», 4.Конкурс-праздник «Коса-девичья краса», 5.Праздник «Путешествие в страну именин».

«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству»


1. Участие в субботниках.

2. Беседа «Труд кормит, а лень портит»

3. Классные часы «Все профессии важны, все профессии нужны».

4. Выпуск газеты ко дню учителя и новому году

5.Трудовая акция «Мастерская Деда Мороза», акция «Книжкина больница» - библиотеке – наша помощь».

«Интеллектуальное воспитание («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.

2. «Дары осени». Выставка поделок из природного материала.

3. Путешествие в страну неразгаданных тайн.

4. Конкурс «Самый грамотный у нас!»

5. «Учебники - наши помощники». Обучающая игра.

6. «С книгой жить – век не тужить». Литературные посиделки. Игра «Умники и умницы». Считай, смекай, отгадывай. (соревнования по математике).

7. Конкурс « Стихи самым любимым и родным!».

8. Прочти и расскажи! (Задание на лето).

«Здоровьесберегающее воспитание» (Спортивно-оздоровительное в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

1. День здоровья.

2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

3. Беседа по ПДД «Соблюдение правил дорожного, движения - залог безопасности пешеходов», видеоурок по ПДД «Тормозной путь транспортных средств».

4. Классные часы «Азбука здоровья».

5. Конкурс рисунков «Огонь друг и враг человека».

6. Спортивное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья», беседа о всемирном дне здоровья (7 апреля).

5. Беседа «Правила поведения на воде и возле водоёмов».

«Социокультурное и медиакультурное воспитание

1. Классные часы «Правила поведения в школе», « Терроризм угроза обществу».

2.Беседа «Русский язык - язык межнационального общения в России», Добрым быть совсем-совсем не просто»

3. Участие в празднике «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Мы все – граждане России»

«Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)


  1. Акция «Подари книгу библиотеке»

  2. Участия в конкурсах «Ах, осень, красавица», «Масленица - широкая».

  3. Участие в конкурсе поделок из природного материала

  4. Участие в празднике «Хорошие манеры» игровая программа.

  5. Беседа «О внешнем виде».

  6. Игра «Угадай мелодию».

  7. Конкурс рисунков «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

8. Совместный праздник к 23 Февраля и 8 Марта «Мавраль».

«Правовое воспитание и культура безопасности»

  1. Участие в правовых неделях.

  2. Минутки безопасности на классных часах. Месячник по безопасности дорожного движения.

  3. Беседы с детьми социальной группы риска Советы профилактики.

  4. Беседы о правилах поведения в дни школьных каникул.

«Воспитание семейных ценностей»

1. Классные часы «Профессии моих родителей».

2. Беседы «За что человека уважают в семье и обществе?».

3. Праздник «Новогоднее путешествие».

4. «Папа, мама, я – спортивная семья».

«Формирование коммуникативной культуры»

Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

  1. Классный час «Волшебные слова»

  2. Классный час «О поступках плохих и хороших»

  3. Классный час «Тайны светского этикета»

  4. Празднование 23 Февраля. Смотр песни и строя.

«Экологическое воспитание»

  1. Социальная акция «Чистые игры»

  2. Викторина «Мир природы»

  3. Беседа «Экология и мы».

  4. Участие в акции «Помоги зимующим птицам».

  5. Экскурсия в осенний лес.

  6. Конкурс рисунков «Природа нашего края».

2.3. 4 класс «Один за всех, и все за одного»


Направление

Мероприятие

«Гражданско – патриотическое воспитание»


1. Презентация «История символов государства», «Конституция РФ - основной закон нашего государства.

2. Беседы ««В память о юных героях», «Добру путь откроет сердце», «Право на тайну. Персональные данные», «Устав школы – закон ее жизни».

3. Участие в социальной акции: «Дети-детям», «Открытое сердце», «Сладкий стол», «Весенняя неделя добра».

4. Выставка рисунков «Дети рисуют мир».

5. Классные часы «Я человек и гражданин», «Защитники Родины моей».

6. День космонавтики.

7. Конкурс чтецов ко дню Победы.

«Нравственное и духовное воспитание»

( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

  1. Праздник «День Знаний», День учителя. Праздничный концерт для учителей, «Прощание с начальной школой», концерт для ветеранов и родителей посвященный Дню Победы, «Последний звонок».

  2. Классный час «Помнить, чтобы жить» (в память событий в Беслане), «Уроки милосердия и доброты», «Если добрый ты». «Чужой беды не бывает».

  3. Беседа «День народного единства»

«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству»


1. Участие в субботниках, участие в акции «Кормушка», участие в конкурсе-выставке творческих работ «Краски осени».

2. Классные часы "Твои домашние обязанности", "Чистота – залог здоровья".

3. Акция «Книжкина больница» - библиотеке – наша помощь».

«Интеллектуальное воспитание («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

  1. Вовлечение учащихся в кружки

  2. Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина.

  3. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

  4. Экскурсия в библиотеку.

  5. Классный турнир интеллектуального марафона.

  6. Игра по чтению «Счастливый случай».

«Здоровьесберегающее воспитание» (Спортивно-оздоровительное в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

1. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

2. Всероссийская операция «Внимание – дети!», видео-урок по ПДД «Дорога -зона повышенной опасности».

3. Беседа «Осторожно, грипп!».

4. КВН «Ударим юмором по вредным привычкам»

5. Викторина «Гигиена и движение – это всех проблем решение»

5. Круглый стол «Еда, которая убивает», профилактика токсикомании, наркомании и употребления ПАВ.

6. Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

«Социокультурное и медиакультурное воспитание

1. Классные часы «Добру открываются сердца».

2. Беседы «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я», «Русский язык - язык межнационального общения в России», «От Руси к России».

3. Неделя добрых дел, посвященная Всемирным дням толерантности и приветствий.

4. Акция «Доброе слово» ко Дню пожилого человека, «Мама – это солнце».

5. «Никто не забыт, ничто не забыто…» для младших школьников (Встреча с детьми ВОВ).

«Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

  1. Участия в конкурсе "Это было летом".

  2. Беседа «О внешнем виде».

  3. Конкурс снежных скульптур.

4. Классный час «Готовимся к переходу в 5 класс. Проба на внимание».

«Правовое воспитание и культура безопасности»

  1. Минутки безопасности на классных часах. Месячник по безопасности дорожного движения.

  2. Классные часы «Телефонные шутники – весёлые люди или нарушители закона?», « Кто несёт ответственность за проступки ребёнка?», «Умел сделать, умей и отвечать!», «Чужое и своё», «Мой дом – моя крепость», «Мы в ответе за свои поступки».

  3. Беседы о правилах поведения в дни школьных каникул, о правилах  безопасного поведения во время весеннего половодья.

«Воспитание семейных ценностей»

1. Беседы «За что человека уважают в семье и обществе?».

2. Праздники «Мамы и дочки», смотр песни и строя, посвящённый Дню защитника Отечества.

3. Выставка поделок «Мама – это для тебя».

«Формирование коммуникативной культуры»

Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)

  1. Беседы «Чем грозит сквернословие», «Моя жизнь - интернет»

  2. Классный час «Учимся быть терпимыми», « Навыки эффективного общения».

3. Предметная олимпиада.

«Экологическое воспитание»

  1. Участие в акции «Помоги зимующим птицам».

  2. Цикл классных часов по экологическому воспитанию «Живая планета. Экология и здоровье», «Знаешь ли ты свой край?»


  1. Модель выпускника начальной школы

Личностные качества:


У выпускника будут сформированы:


· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;


· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;


· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;


· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,


· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;


· установка на здоровый образ жизни;


· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;


· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:


Выпускник научится:


· принимать и сохранять учебную задачу;


· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;


· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;


· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;


· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;


· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;


· различать способ и результат действия;


· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;


Познавательные качества:


Выпускник научится:


· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;


· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;


· сообщения в устной и письменной форме;


· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;


· осуществлять синтез как составление целого из частей;


· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;


· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;


· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;



Коммуникативные качества:


Выпускник научится:


· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;


· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;


· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


· формулировать собственное мнение и позицию;


· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



  1. Работа с родителями


Семейный кодекс, Конвенция ООН о правах ребёнка, Закон « Об образовании»,

подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Родители в лице Управляющего совета класса совместно с учениками и учителями призваны участвовать в планировании, в проведении не только школьных праздников, но и в организации благотворительных акций, просветительской работе, проведение экскурсий, творческих конкурсов, совместных игр и спортивных праздников и т.д.


Совместные задачи деятельности педагогов и родителей:

- забота о здоровье детей;

- обеспечение общекультурного и интеллектуального развития детей;

- подготовка детей к самовоспитанию и саморазвитию;

- трудовое воспитание детей.


В рамках данной программы предполагается проведение работы с родителями по следующим направлениям:

Направление деятельности

Формы работы

Вовлечение родителей в учебную и воспитательную деятельность класса.

- отчёт и перевыборное собрание по итогам года, планирование деятельности согласно учебно - воспитательного плана;

- изучение семейных ценностей и учёт их при планировании совместной воспитательной деятельности;

Позитивная представленность

личности учителя.


Предоставление информации, демонстрирующей личностный опыт и достижения педагога;

( открытые уроки, открытые внеклассные мероприятия, классные часы)

Позитивная представленность

деятельности администрации

школы, психолога, социального педагога

- утверждение прав и обязанностей

УС класса;

- ознакомление с нормативными документами ОУ;

-ознакомление со сферой деятельности и объёмом возможной помощи со стороны всех субъектов учебно – воспитательного процесса.

Организация клубной работы по интересам, культурной массовой работы.

- проведение мероприятий и выбор форм работы (« День пожилого человека», « День матери», « Мама, папа, я – спортивная семья», посещение театров, выставок, проведение экскурсий и т.д.)

Разработка перспективных форм взаимодействия семьи и дополнительного образования

изучение спроса на направления кружковой и секционной деятельности и его удовлетворение


  1. Мониторинг


Определить эффективность воспитательной работы, уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса, в педагогике и психологии можно с помощью методик и диагностик.


Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы

 

Аспекты изучения

Показатели

1

2

1. Создание условий для развития личности воспитанника

  1. Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе

  2. Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности

  3. Характеристика семьи учащегося

  4. Уровень адаптации учащихся

  5. Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе

  6. Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока)

  7. Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью

  8. Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка

2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности

  1. Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования

  2. Уровень познавательной мотивации школьников

  3. Обученность и качество знаний воспитанников

  4. Профориентационные склонности учащихся

  5. Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся

  6. Результативность участия школьников в предметных олимпиадах

  7. Креативные способности учащихся

  8. Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях

  9. Готовность учащихся к переходу в среднее звено

3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности



  1. Уровень воспитанности учащихся

  2. Социальная активность учащихся

  3. Личностный рост обучающихся

  4. Склонность к отклоняющемуся поведению

  5. Внешний вид учащихся. Ведение дневников

4. Сформированность физического потенциала личности

  1. Количество учащихся, занимающихся спортом

  2. Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях

  3. Состояние здоровья учащихся

  4. Охват учащихся горячим питанием

  5. Количество пропусков уроков по болезни

5. Сформированность коммуникативного потенциала личности

  1. Уровень общительности воспитанников

  2. Уровень развития классного коллектива

  3. Степень конфликтности и степень сплоченности класса


6. Список использованной и рекомендуемой литературы.


Использованная литература для детей


  1. Командные игры. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003.

  2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

  3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

  4. БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ клас­сик, 2005.

  5. Ганжина И.М. Словарь русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

  6. Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.

  7. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка рус­ских жестов. - М.: Вена, 2001.

  8. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.

  9. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.

  10. Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

  11. А.Л.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.

  12. Ликум А. Все обо всем. Энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

  13. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.

  14. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.

  15. Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.

  16. Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.

  17. День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.

  18. Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.

  19. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.

  20. Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.

  21. Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.

  22. Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.

  23. Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.

  24. Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.

  25. Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.

  26. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.

  27. Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.

  28. Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.

  29. Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.

  30. Сборник литературно-художественных и публицистических про­изведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.

  31. Сборник литературно-художественных и публицистических про­изведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. - М., 1985.

  32. Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.

  33. Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984.


Использованная литература для педагога


  1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000

  2. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.

  3. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.

  4. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.

  5. Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1

  6. Журнал «Классный руководитель»№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.

  7. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  8. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
    сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.

  9. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.

  10. Книга рекордов Гиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.

  11. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.

  12. Кузьмина МЛ День смешинок // Последний звонок. - 2006. - № 1.

  13. Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьника жить весело. - Ярославль, 2001.

  14. Песнь любви. - М.: Молодая гвардия, 1972. - Т. 2.

  15. Печень Н.А. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.

  16. Пиз А. Язык жестов /Пер. с англ. Н.Е.Котляр.-М.: НПО «МОЭК»,1992.

  17. Погорельский ЮМ. Сценарии детских музыкальных представ­лений. - СПб.: Литера, 2004.

  18. Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.

  19. Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.

  20. Пруха К. Военизированные игры на местности / Пер. с чеш.СИ. Грачева. - М.: ДОСААФ, 1979.

  21. Ромашкова ЕМ. Праздник 8 Марта: Модели праздничного до­суга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001.

  22. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. - М.: Мир безопасности, 1998.

  23. Современная работа с родителями в начальной школе /Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.

  24. Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? - М,:Детская лите­ратура, 1969.

  25. ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Ака­демия развития, 1997.








35