СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы в 6 классе "Азбука нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы в 6 классе "Азбука нравственности"»


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

городского округа Перевозский Нижегородской области

"Коррекционная школа-интернат г. Перевоза"









Программа

воспитательной работы

в 6 классе

"Азбука нравственности"

на 2019 – 2020 учебный год






Классный руководитель:

Е.В. Шимина
























Содержание стр.


1. Анализ воспитательной работы с классом за 2018 – 2019 учебный год 3-4


2. Пояснительная записка 5


3. Цель и задачи программы 6


4. План реализации воспитательной программы по приоритетному направлению и согласно плану воспитательной работы школы 7-8


5. Работа с детьми "группы риска" 9


6. Работа с родителями 10


7. Ожидаемые результаты 11


8. Диагностика 12-14


9. Список используемой литературы 15


























Анализ воспитательной работы с классом за 2018 – 2019 учебный год

Воспитательная работа в 5 классе велась по направлению "Приобщение к духовному наследию детей с легкой степенью умственной отсталости".

В настоящее время важно воспитывать в детях понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе, семейным ценностям.

Приобщая ребенка к культуре, общечеловеческим ценностям, духовному наследию, школа помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, способствует формированию основ самосознания и индивидуальности.

Цель воспитательной работы в 5 классе:  формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья понимания духовности и патриотизма, сохранение преемственности поколений на примерах героического прошлого народа, на основе исторической памяти, приобщение к традициям и культуре страны.

Реализация воспитательной программы в 5 классе включала два направления: "Мир культуры" и "Моя малая и большая Родина". Работа по первому направлению способствовала формированию навыков культурного поведения в повседневной жизни. Реализация второго направления способствовала формированию интереса к изучению истории малой и большой Родины.

При организации работы по духовному воспитанию обучающихся реализовалась следующая эффективная воспитательная цепочка: любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям; воспитание уважения к старшим, к людям труда; любовь к родной природе; моя Родина – Россия;

человек – защитник своего Отечества.

В основе воспитательной работы лежали принципы открытости, обратной связи, сотворчества, успешности, свободы выбора.

Всего было запланировано 35 классных часа. Все мероприятия проведены с назначенные сроки.

Пятиклассникам особенно запомнились классные часы на следующие темы: "Привычки хорошие и плохие", "Без друзей меня чуть-чуть", "Люби и знай свой край родной", "Что такое толерантность", "Русские народные промыслы", "Моя малая Родина", "Маленькие герои большой войны".

Были проведены внеплановые классные часы по темам: "Энергосбережение", "Вклады – как сохранить и приумножить".

Каждую четверть и по мере необходимости проводились родительские собрания. Темы собраний с родителями: "Посеешь привычку - пожнёшь характер", "О нравственном воспитании для мудрых и заботливых родителей", "Воспитываем добротой", "Моя семья – моя радость".

Было проведено совместное мероприятие с родителями "Новогодние посиделки".

В программу воспитательной работы в 5 классе были включены: беседы с родителями, индивидуальные занятия с обучающимися, работа с обучающимися "группы риска".

На классных часах использовались следующие формы работы: беседы, лекции, обмен мнениями, дискуссии, ролевые и сюжетные игры.

К концу учебного года обучающиеся 5-го класса расширили свой кругозор; началось формирование направленности и открытости к добру, позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; начало формироваться чувство ответственности, желание делать хорошие поступки, уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, к старшему поколению.

В следующем учебном году планируется воспитательная работа по развитию духовно-нравственных качеств у детей с легкой степенью умственной отсталости.



















Пояснительная записка

Успешность социальной адаптации детей с ОВЗ напрямую зависит от их уровня личностного развития в соответствии с требованиями современного общества. Процесс формирования устойчивых нравственных свойств личности школьника, выработки нравственных ценностей и норм поведения особенно актуален для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.

Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны. Духовно-нравственное воспитание является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умения наслаждаться окружающим миром.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Такие дети из-за неустойчивости нравственных понятий, внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

     Данная программа  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания.  Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа  направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.



Цель воспитательной программы: создание необходимых условий, содействующих формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья духовно-нравственных качеств личности, её социальной компетентности, самоопределения в обществе, приобщения к духовным и нравственным ценностям.


Задачи воспитательной программы:


1. Знакомить с нравственными и духовными нормами общества с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок, ценностей.

2. Формировать представления о нравственном выборе, смысле жизни, справедливости, милосердии, чести, достоинстве, любви, заботе о старших и младших.

3. Прививать нравственные нормы поведения в обществе.

4. Формировать нравственное отношение к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.

5. Формировать ценностное отношение к семье, здоровью и здоровому образу жизни. 

6.  Воспитывать дисциплину и культуру поведения, ответственность за свои поступки и исполнительность.






















План реализации воспитательной программы


п/п

Тема классного часа

Дата

1

День Знаний

02.09.

2

"Здравствуй, 6 класс!" Планирование совместной деятельности на учебный год. "Мои права. Мои обязанности"

12.09.

3

"Привычки хорошие и плохие"

19.09.

4

"Азбука приветливости"

26.09.

5

"Милосердие. Нужно ли оно в наше время"

03.10.

6

"Страна, в которой мы живем"

10.10.

7

"Без друзей меня чуть-чуть"

17.10.

8

Подведение итогов I четверти. Инструктаж. Уборка класса. "Правила обязательны для всех"

24.10.

9

"Люби и знай свой край родной"

07.11.

10

"Доброе братство - дороже богатства"

14.11.

11

"Доверие и честность"

21.11.

12

"Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать"

28.11.

13

"Мой край-земля Нижегородская"

05.12.

14

"Символы России"

12.12.

15

"Семейные традиции"

19.12.

16

Подведение итогов II четверти. Инструктаж. Уборка класса. "Русские народные забавы" (история праздника Новый год)

26.12.

17

"Великие христианские праздники. Рождество Христово"

16.01.

18

"Легко ли быть вежливым"

23.01.

19

"Мы в ответе за тех, кого приручили"

30.01.

20

Беседа о народных промыслах "О чем рассказали игрушки?"

06.02.

21

"Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим"

13.02.

22

"Есть такая профессия - родину защищать"

20.02.

23

"Широкая Масленица"

27.02.

24

Праздник 8 марта

05.03.

25

"Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека"

12.03.

26

Подведение итогов III четверти. Инструктаж. Уборка класса. "Великие праздники на Руси"

19.03.

27

"Что такое культура речи и отчего она зависит?"

02.04.

28

"Район, в котором ты живёшь"

09.04.

29

"Семейный уклад наших предков"

16.04.

30

"Добро не лихо, ходит тихо!"

23.04.

31

"Уважение к человеческому труду"

30.04.

32

"Герои войны - перевозцы"

07.05.

33

"Когда семья вместе, так и душа на месте"

14.05.

34

"День славянской письменности и культуры"

21.05.

35

Подведение итогов учебного года. " Как я проведу летние каникулы"

28.05.









































Работа с учащимися "группы риска"


№ п/п

Содержание

Сроки.

Ответственные, привлекаемые к работе.

1

Изучение личности и составление социально-психологических карт на учащихся "группы риска".

В течение года.

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

2

Индивидуальные профилактические беседы учащимися.

В течение года.

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

3

Организация встреч со специалистами служб и ведомств системы профилактики.

В течение года.

Классный руководитель, социальный педагог

4

Работа по изучению личностных особенностей учащихся и выявлению причин:

– неадекватного поведения,

– дезадаптации,

конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости.

Изучение семейных взаимоотношений;

социального окружения учащихся.

В течение года.

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

5

Контроль за посещением и подготовкой к урокам.

В течение года.

Классный руководитель, социальный педагог

6

Вовлечение учащихся "группы риска" в кружки, секции.

В течение года.

Классный руководитель

7

Занятия по адаптации, коррекции поведения с учащимися, нуждающимися в этом.

В течение года.

Психолог

8

Вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий.

В течение года.

Классный руководитель, социальный педагог

9

Индивидуальные консультации психолога, социального педагога.

В течение года.

Социальный педагог, психолог

10

Организация каникулярного времени, летнего отдыха учащихся.

Март–апрель.

Классный руководитель, социальный педагог

Работа с родителями


Один из главных аспектов воспитательной работы классного руководителя - это работа с родителями, которая включает в себя следующие направления:

1. Информирование родителей о состоянии учебной деятельности обучающихся.

2. Родительские собрания (не реже одного раза в четверть и по мере необходимости).

Темы родительских собраний:


1) Роль родителей в нравственном воспитании своих детей.

2) Посеешь привычку – пожнёшь характер.

3) Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.

4) Нравственные законы семьи - законы жизни.
































Ожидаемые результаты


1. Расширение кругозора учащихся.


2. Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.


3. Формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.


4.Формирование направленности и открытости к добру, позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.


5.Формирование чувства ответственности, желания делать хорошие поступки для пользы своей семьи, своего края, Родины.


6. Формирование уважительного отношения историческому прошлому своей страны, к старшему поколению.






























Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;

если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;

если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.

Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

  1. - 3;

  2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

  8. Мне приятно делать людям радость

  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  1. Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

  2. в 3 балла - 2 единицы,

  3. в 2 балла - 3 единицы,

  4. в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.


Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.



Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят

  2. Иметь много денег

  3. Иметь самый современный компьютер

  4. Иметь верного друга

  5. Мне важно здоровье родителей

  6. Иметь возможность многими командовать

  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

  8. Иметь доброе сердце

  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

1.Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

2.Пять положительных ответов - высокий уровень.

3. 4-е, 3-и - средний уровень.

4. 2-а - ниже среднего уровня.

5. 0-1 - низкий уровень.



Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.

- Пытаюсь ему помочь.

- Думаю о том, что могло произойти.

- Не обращаю внимания.

  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

- Я скажу ему, чтобы он не приставал.

- Отвечу, что не могу ему помочь.

- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

- Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

- Я не обращу внимания.

- Скажу, что он размазня.

- Объясню, что нет ничего страшного.

- Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

- Обижусь в ответ.

- Докажу ему, что он не прав.



Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

  1. 4 бала - высокий уровень

  2. 2, 3 бала - средний уровень

  3. 0, 1 бал – низкий уровень.








Литература

1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.-

М: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

2. Герасимова В.А. Классный час играючи.- М: Сфера, 2004. - 64 с.

3. Кругляницо Т. Ф. Этика и этикет. – М: Аз, 1995. – 165 с.

4. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста.- М: Аркти, 2005. – 72 с.

5. Можейко И.В. Государственная символика России. – Москва, 2003. – 186 с.

6. Пивовар В. Энциклопедия хороших манер. – СПб: ТОО "Диамант", 1998. –

512 с.

7. Перминёв А.И. и др. Система воспитательной работы по социализации

личности в специальной (коррекционной) школе - интернате. - Омск, 2007. – 240 с.

8. Степанов Е.Н. и др. Классные классные дела. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с.

9. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе. – Волгоград:

Учитель, 2007. – 173 с.

10. Шепелёва Т.В. и др. Классные часы 5 – 6 классы. – Волгоград: Учитель,

2007. – 157 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!