муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
городского округа Перевозский Нижегородской области
"Коррекционная школа-интернат г. Перевоза"
Программа
воспитательной работы
в 6 классе
"Азбука нравственности"
на 2019 – 2020 учебный год
Классный руководитель:
Е.В. Шимина
Содержание стр.
1. Анализ воспитательной работы с классом за 2018 – 2019 учебный год 3-4
2. Пояснительная записка 5
3. Цель и задачи программы 6
4. План реализации воспитательной программы по приоритетному направлению и согласно плану воспитательной работы школы 7-8
5. Работа с детьми "группы риска" 9
6. Работа с родителями 10
7. Ожидаемые результаты 11
8. Диагностика 12-14
9. Список используемой литературы 15
Анализ воспитательной работы с классом за 2018 – 2019 учебный год
Воспитательная работа в 5 классе велась по направлению "Приобщение к духовному наследию детей с легкой степенью умственной отсталости".
В настоящее время важно воспитывать в детях понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе, семейным ценностям.
Приобщая ребенка к культуре, общечеловеческим ценностям, духовному наследию, школа помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, способствует формированию основ самосознания и индивидуальности.
Цель воспитательной работы в 5 классе: формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья понимания духовности и патриотизма, сохранение преемственности поколений на примерах героического прошлого народа, на основе исторической памяти, приобщение к традициям и культуре страны.
Реализация воспитательной программы в 5 классе включала два направления: "Мир культуры" и "Моя малая и большая Родина". Работа по первому направлению способствовала формированию навыков культурного поведения в повседневной жизни. Реализация второго направления способствовала формированию интереса к изучению истории малой и большой Родины.
При организации работы по духовному воспитанию обучающихся реализовалась следующая эффективная воспитательная цепочка: любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям; воспитание уважения к старшим, к людям труда; любовь к родной природе; моя Родина – Россия;
человек – защитник своего Отечества.
В основе воспитательной работы лежали принципы открытости, обратной связи, сотворчества, успешности, свободы выбора.
Всего было запланировано 35 классных часа. Все мероприятия проведены с назначенные сроки.
Пятиклассникам особенно запомнились классные часы на следующие темы: "Привычки хорошие и плохие", "Без друзей меня чуть-чуть", "Люби и знай свой край родной", "Что такое толерантность", "Русские народные промыслы", "Моя малая Родина", "Маленькие герои большой войны".
Были проведены внеплановые классные часы по темам: "Энергосбережение", "Вклады – как сохранить и приумножить".
Каждую четверть и по мере необходимости проводились родительские собрания. Темы собраний с родителями: "Посеешь привычку - пожнёшь характер", "О нравственном воспитании для мудрых и заботливых родителей", "Воспитываем добротой", "Моя семья – моя радость".
Было проведено совместное мероприятие с родителями "Новогодние посиделки".
В программу воспитательной работы в 5 классе были включены: беседы с родителями, индивидуальные занятия с обучающимися, работа с обучающимися "группы риска".
На классных часах использовались следующие формы работы: беседы, лекции, обмен мнениями, дискуссии, ролевые и сюжетные игры.
К концу учебного года обучающиеся 5-го класса расширили свой кругозор; началось формирование направленности и открытости к добру, позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; начало формироваться чувство ответственности, желание делать хорошие поступки, уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, к старшему поколению.
В следующем учебном году планируется воспитательная работа по развитию духовно-нравственных качеств у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Пояснительная записка
Успешность социальной адаптации детей с ОВЗ напрямую зависит от их уровня личностного развития в соответствии с требованиями современного общества. Процесс формирования устойчивых нравственных свойств личности школьника, выработки нравственных ценностей и норм поведения особенно актуален для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.
Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны. Духовно-нравственное воспитание является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умения наслаждаться окружающим миром.
Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Такие дети из-за неустойчивости нравственных понятий, внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Цель воспитательной программы: создание необходимых условий, содействующих формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья духовно-нравственных качеств личности, её социальной компетентности, самоопределения в обществе, приобщения к духовным и нравственным ценностям.
Задачи воспитательной программы:
1. Знакомить с нравственными и духовными нормами общества с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок, ценностей.
2. Формировать представления о нравственном выборе, смысле жизни, справедливости, милосердии, чести, достоинстве, любви, заботе о старших и младших.
3. Прививать нравственные нормы поведения в обществе.
4. Формировать нравственное отношение к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.
5. Формировать ценностное отношение к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
6. Воспитывать дисциплину и культуру поведения, ответственность за свои поступки и исполнительность.
План реализации воспитательной программы
№ п/п | Тема классного часа | Дата |
1 | День Знаний | 02.09. |
2 | "Здравствуй, 6 класс!" Планирование совместной деятельности на учебный год. "Мои права. Мои обязанности" | 12.09. |
3 | "Привычки хорошие и плохие" | 19.09. |
4 | "Азбука приветливости" | 26.09. |
5 | "Милосердие. Нужно ли оно в наше время" | 03.10. |
6 | "Страна, в которой мы живем" | 10.10. |
7 | "Без друзей меня чуть-чуть" | 17.10. |
8 | Подведение итогов I четверти. Инструктаж. Уборка класса. "Правила обязательны для всех" | 24.10. |
9 | "Люби и знай свой край родной" | 07.11. |
10 | "Доброе братство - дороже богатства" | 14.11. |
11 | "Доверие и честность" | 21.11. |
12 | "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать" | 28.11. |
13 | "Мой край-земля Нижегородская" | 05.12. |
14 | "Символы России" | 12.12. |
15 | "Семейные традиции" | 19.12. |
16 | Подведение итогов II четверти. Инструктаж. Уборка класса. "Русские народные забавы" (история праздника Новый год) | 26.12. |
17 | "Великие христианские праздники. Рождество Христово" | 16.01. |
18 | "Легко ли быть вежливым" | 23.01. |
19 | "Мы в ответе за тех, кого приручили" | 30.01. |
20 | Беседа о народных промыслах "О чем рассказали игрушки?" | 06.02. |
21 | "Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим" | 13.02. |
22 | "Есть такая профессия - родину защищать" | 20.02. |
23 | "Широкая Масленица" | 27.02. |
24 | Праздник 8 марта | 05.03. |
25 | "Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека" | 12.03. |
26 | Подведение итогов III четверти. Инструктаж. Уборка класса. "Великие праздники на Руси" | 19.03. |
27 | "Что такое культура речи и отчего она зависит?" | 02.04. |
28 | "Район, в котором ты живёшь" | 09.04. |
29 | "Семейный уклад наших предков" | 16.04. |
30 | "Добро не лихо, ходит тихо!" | 23.04. |
31 | "Уважение к человеческому труду" | 30.04. |
32 | "Герои войны - перевозцы" | 07.05. |
33 | "Когда семья вместе, так и душа на месте" | 14.05. |
34 | "День славянской письменности и культуры" | 21.05. |
35 | Подведение итогов учебного года. " Как я проведу летние каникулы" | 28.05. |
Работа с учащимися "группы риска"
№ п/п | Содержание | Сроки. Ответственные, привлекаемые к работе. |
1 | Изучение личности и составление социально-психологических карт на учащихся "группы риска". | В течение года. Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
2 | Индивидуальные профилактические беседы учащимися. | В течение года. Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
3 | Организация встреч со специалистами служб и ведомств системы профилактики. | В течение года. Классный руководитель, социальный педагог |
4 | Работа по изучению личностных особенностей учащихся и выявлению причин: – неадекватного поведения, – дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости. Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся. | В течение года. Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
5 | Контроль за посещением и подготовкой к урокам. | В течение года. Классный руководитель, социальный педагог |
6 | Вовлечение учащихся "группы риска" в кружки, секции. | В течение года. Классный руководитель |
7 | Занятия по адаптации, коррекции поведения с учащимися, нуждающимися в этом. | В течение года. Психолог |
8 | Вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий. | В течение года. Классный руководитель, социальный педагог |
9 | Индивидуальные консультации психолога, социального педагога. | В течение года. Социальный педагог, психолог |
10 | Организация каникулярного времени, летнего отдыха учащихся. | Март–апрель. Классный руководитель, социальный педагог |
Работа с родителями
Один из главных аспектов воспитательной работы классного руководителя - это работа с родителями, которая включает в себя следующие направления:
1. Информирование родителей о состоянии учебной деятельности обучающихся.
2. Родительские собрания (не реже одного раза в четверть и по мере необходимости).
Темы родительских собраний:
1) Роль родителей в нравственном воспитании своих детей.
2) Посеешь привычку – пожнёшь характер.
3) Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
4) Нравственные законы семьи - законы жизни.
Ожидаемые результаты
1. Расширение кругозора учащихся.
2. Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
3. Формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
4.Формирование направленности и открытости к добру, позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.
5.Формирование чувства ответственности, желания делать хорошие поступки для пользы своей семьи, своего края, Родины.
6. Формирование уважительного отношения историческому прошлому своей страны, к старшему поколению.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;
если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;
если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
- 3;
- 4 и т.д.
Текст вопросов:
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
Мне приятно делать людям радость
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
в 3 балла - 2 единицы,
в 2 балла - 3 единицы,
в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
1.Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
2.Пять положительных ответов - высокий уровень.
3. 4-е, 3-и - средний уровень.
4. 2-а - ниже среднего уровня.
5. 0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
Если кто-то плачет, то я.
- Пытаюсь ему помочь.
- Думаю о том, что могло произойти.
- Не обращаю внимания.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
- Я скажу ему, чтобы он не приставал.
- Отвечу, что не могу ему помочь.
- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
- Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
- Я не обращу внимания.
- Скажу, что он размазня.
- Объясню, что нет ничего страшного.
- Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
- Обижусь в ответ.
- Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень
2, 3 бала - средний уровень
0, 1 бал – низкий уровень.
Литература
1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.-
М: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
2. Герасимова В.А. Классный час играючи.- М: Сфера, 2004. - 64 с.
3. Кругляницо Т. Ф. Этика и этикет. – М: Аз, 1995. – 165 с.
4. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста.- М: Аркти, 2005. – 72 с.
5. Можейко И.В. Государственная символика России. – Москва, 2003. – 186 с.
6. Пивовар В. Энциклопедия хороших манер. – СПб: ТОО "Диамант", 1998. –
512 с.
7. Перминёв А.И. и др. Система воспитательной работы по социализации
личности в специальной (коррекционной) школе - интернате. - Омск, 2007. – 240 с.
8. Степанов Е.Н. и др. Классные классные дела. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с.
9. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе. – Волгоград:
Учитель, 2007. – 173 с.
10. Шепелёва Т.В. и др. Классные часы 5 – 6 классы. – Волгоград: Учитель,
2007. – 157 с.