МБОУ «Таймылырская средняя общеобразовательная школа»
Булунского района Республики Саха (Якутия)
Программа внеурочной деятельности
с региональным компонентом для якутских школ
Музыка для всех
Направление: общекультурное
2-3 класс
Автор: Павлова Софья Егоровна
Программа «Музыка для всех» 2-3 кл
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нет человека, который не любит музыку. Сердце каждого ребенка открыто для музыки. Надо только верить, что все дети талантливы.
Очень важно, какую мы предлагаем музыку детям. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего. Пройти этот путь позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства. Музыка должна пробуждать в ребёнке чувство радости, стремления двигаться, улыбаться. Ведь именно те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее.
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
В основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство»; программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи внеурочной деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 8 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 академическому часу 1 раз в неделю, 34 часа в год. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого человека. | - понимания значения музыкального искусства в жизни человека; -нравственно-эстетических переживаний музыки; - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; - эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. | - понимать смысл инструкции учителя и заданий; - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир; - выполнять действия в громкоречевой форме. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- осуществлять поиск нужной информации; - расширять свои представления о музыке; - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма; - читать простое схематическое изображение; - различать условные обозначения; - сравнивать разные части музыкального текста; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. | - осуществлять поиск нужной дополнительной информации; - работать с дополнительными текстами и заданиями; - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; - следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности. | - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; - следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности; - понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; - контролировать свои действия в групповой работе; - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки. |
К концу 2 года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое музыка.
2. Чем отличается музыка от других видов искусств.
3. С чего зародилась музыка.
4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
5. Кто создаёт музыкальные произведения.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.
2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
Тематическое планирование и содержание деятельности
Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
Первый год обучения |
1. | Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Мир вокального искусства | 9 | 2 | 7 |
3. | Мир музыкальных инструментов | 8 | 4 | 4 |
4. | Мир композитора | 4 | 2 | 2 |
5. | Мир народного музыкального творчества | 11 | 5,5 | 5,5 |
6. | Подведение итогов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности «Музыка для всех»
2 класс
№ | Тема занятия | Колич. часов | Дата по плану | Фактическая дата |
1 | Введение в программу. Цели и задачи, план работы внеурочной деятельности. | 1 | 02.09 | 02.09 |
2 | Что такое вокальное искусство? Диалог о современной песне. | 1 | 02.09 | 02.09 |
3 | Прослушивание голосов. Певческая установка. | 1 | 09.09 | 09.09 |
4 | Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Распевание. | 1 | 09.09 | 09.09 |
5 | Беседа о гигиене певческого голоса. | 1 | 16.09 | 16.09 |
6 | Мир композитора. М.И Глинка – солнце русской музыки. | 1 | 16.09 | 16.09 |
7 | Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. | 1 | 23.09 | 23.09 |
8 | Дирижерские жесты. Унисон. | 1 | 23.09 | 23.09 |
9 | Мир якутских композиторов и мелодистов. | 1 | 30.09 | 30.09 |
10-11 | Вокально-хоровая работа. В Колтовской тылл. Н. Макарова мел. Эдэр булчут ырыата. | 2 | 30.09 07.10 | 30.09 07.10 |
12-13 | Вокально-хоровая работа В Колтовской тылл. Н. Макарова мел. Эдэр булчут ырыата. | 2 | 07.10 14.10 | 07.10 14.10 |
14 | Использование элементов ритмики, движения под музыку. | 1 | 14.10 | 14.10 |
15 | Мир народного музыкального творчества. Народная музыка, её разновидности. Сравнение музыки разных народов (рус., якут.,эвенк.) | 1 | 21.10 | 21.10 |
16 | Знакомство с народным пением, своеобразием якутской песенности. Два различных типа пения: дьиэрэтии, дэгэрэҥ | 1 | 21.10 | 21.10 |
17-18 | Разучивание якутской народной песни «Кымыс ырыата» .Формирование чувства ансамбля | 2 | 28.10 28.10 | 28.10 28.10 |
19 | Русские народные музыкальные инструменты. | 1 | 11.11 | 11.11 |
20 | Музыкальные инструменты народов Севера. | 1 | 11.11 | 11.11 |
21 | Якутские национальные инструменты. | 1 | 18.11 | 18.11 |
22-23 | Разучивание народных песен «Попурри» с использованием шумовых инструментов. | 2 | 18.11 25.11 | 18.11 |
24 | Оркестр народных инструментов. Тембровая окраска инструментов. | 1 | 25.11 | |
25 | Мир композитора. Сказочные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. | 1 | 02.12 | |
26-27 | «Музыка на новогоднем празднике». Хороводные песни, игры, пляски. Повторение новогодних новогодних хороводных песен. | 2 | 02.12 09.12 | |
28-29 | «Музыка на новогоднем празднике». Разучивание новогодней хороводной песни. К. Васильева – Тэрчи тылл., Н. Макарова мел. «Саҥа дьыл». | 2 | 09.12 16.12 | |
30-31 | «Музыка на новогоднем празднике». Работа с новогодним репертуаром. С. Тумат тылл., В. Егоров мел. «Саҥа дьыл харыйата» | 2 | 16.12 23.12 | |
32-33 | Работа с новогодним репертуаром. Повторение и закрепление. | 1 | 23.12 | |
34 | Викторина «В мире музыки» | 1 | | |
35 | Хомус – музыкальный инструмент народа саха. Слушание музыки хомуса. | 1 | | |
36-37 | Первоначальные навыки игры на хомусе. Способы фиксирования, виды ударов. Упражнения для кисти; фиксирование хомуса на руке; обучение основному удару. | 2 | | |
38-39 | Извлечение основного звука. Прослушивание основного звука; фиксирование хомуса путём прижатия к зубам; фиксирование хомуса между зубами; | 2 | | |
40-41 | Извлечение основного звука. Упражнения для губ; извлечение основного звука; | 2 | | |
42-43 | Извлечение основного звука. Беззвучное выговаривание гласных с хомусом; изменение основного звука. | 2 | | |
44-45 | Простейшие приёмы дыхания. Длинный вдох и выдох без хомуса (через рот, нос, с помощью мышц живота); длинный вдох во время одного удара; | 2 | | |
46-47 | Простейшие приёмы дыхания. воспроизведение мелодий простых песен, с хомусом. | 2 | | |
48 | Популярные музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов. | 1 | | |
49 | Распевка. Упражнение на дыхание. | 1 | | |
50-51 | Вокально-хоровая работа. М. Жирков тылл. «Туос таба» | 2 | | |
52 | Музыкальный инструмент - фортепиано. | 1 | | |
53 | Мир композитора. П.И. Чайковский. | 1 | | |
54 | Музыкальный инструмент – орган. И все это – Бах. | 1 | | |
55 | Традиционный якутский хороводный танец – осуохай. Основные виды осуохая. | 1 | | |
56 | Композиционно-пространственное построение осуохая. | 1 | | |
57-59 | Разучивание и исполнение различных видов осуохая. | 3 | | |
60 | Хороводные танцы народов севера. | 1 | | |
61-63 | Разучивание и исполнение «Һээдьэ» | 3 | | |
64 | Мир композитора. С. Прокофьев. | 1 | | |
65-67 | Вокально-хоровая работа с репертуаром. В. Ушницкай тылл., В. Егоров мел. «Олус да кэтэһэбин» | 3 | | |
68 | Отчетный концерт перед родителями | 1 | | |
Тематическое планирование и содержание деятельности
Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
Второй год обучения |
1. | Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Мир вокального искусства | 9 | 2 | 7 |
3. | Мир музыкальных инструментов | 8 | 4 | 4 |
4. | Мир композитора | 4 | 2 | 2 |
5. | Мир народного музыкального творчества | 11 | 5,5 | 5,5 |
6. | Подведение итогов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности «Музыка для всех»
3 класс
№ | Тема занятия | Колич. часов | Дата |
План | Факт |
1 | Вводное занятие. Диалог о народной, современной и классической музыке. | 1 | 07.09 | |
2 | Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Тембровая окраска музыкальных инструментов. | 1 | 14.09 | |
3 | Мир композиторов: Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов | 1 | 21.09 | |
4 | Что такое вокальное искусство? Прослушивание голосов. Певческая установка. | 1 | 28.09 | |
5 | Дыхание Опорное дыхание, певческая артикуляция. Распевание. Беседа о гигиене певческого голоса. | 1 | 05.10 | |
6-7 | Вокально-хоровая работа Озорные песенки из мультфильмов. | 2 | 12.10 19.10 | |
8 | Вокально-хоровая работа. Использование элементов ритмики, движения под музыку. | 1 | 26.10 | |
9 | Мир композиторов: Знакомство с творчеством современных якутских мелодистов и композиторов. | 1 | 09.11 | |
10-11 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни | 2 | 16.11 23.11 | |
12 | Народное песенное творчество коренных народов РС(Я) | 1 | 30.11 | |
13-14 | Музыка в русских народных обрядах и традициях. Музыка на новогоднем празднике. | 2 | 07.12 14.12 | |
15 | Музыкальный инструмент- клавесин. Повторение хороводных песен. | 1 | 21.12 | |
16 | Мир народного музыкального творчества. Знакомство с творчеством С. Зверева-Кыыл Уола. | 1 | 11.01 | |
17 | Знакомство с необычными специфическими приёмами пения с предыханием. Нёбная песня. Гортанная песня. Гнусавая песня. | 1 | 18.01 | |
18-19 | Мир народного музыкального творчества. Работа с репертуаром. Разучивание якутских народных песен. | 2 | 25.01 01.02 | |
20 | Мир композиторов: Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт. | 1 | 08.02 | |
21-22 | Традиционный хороводный танец – осуохай Композиционно-пространственное построение осуохая. Разучивание осуохая. Работа с запевалами. | 2 | 15.02 22.02 | |
23-24 | Хороводные танцы народов севера. Разучивание «һээдьэ» | 2 | 01.03 15.03 | |
25 | Виды якутского хомуса. Знаменитые хомусисты-исполнители. Слушание музыки хомуса. | 1 | 22.03 | |
26 | Тренировка и развитие навыков игры на хомусе. Разновидности ударов: основной удар, обратный удар, переменный удар. Обучение ударам на хомусе.. | 1 | 05.04 | |
27-28 | Разыгрывание мелодий песен с применением разновидностей ударов (сольные и групповые упражнения). | 2 | 12.04 19.04 | |
29-30 | Шумовые инструменты. Исполнение народных песен с использованием шумовых инструментов. | 2 | 26.04 03.05 | |
31 | Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина. | 1 | 10.05 | |
32- 33 | Двухголосие. Вокально-хоровая работа с репертуаром. | 2 | 17.05 24..05 | |
34 | Подведение итогов. Музыкальная викторина | 1 | 31.05 | |
12