муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Речь и культура общения
для 1 класса
Разработчик:
Анисимова Н.С.
учитель начальных классов
2021 год
Оглавление
I | Пояснительная записка | стр. 3 |
II | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности | стр.4 |
III | Содержание курса внеурочной деятельности | стр.6 |
IV | Тематическое планирование | стр. 9 |
| | |
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Речь и культура общения» составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ООО/НОО, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 50. Реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.
Программа разработана на основе ФГОС НОО, Примерной программы начального общего образования и авторской программы авторов Л.Д. Мали, Т.Н. Соколовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой «Речь и культура общения» .
Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультуртурную направленность развития личности .
Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития, в контексте национального воспитательного идеала. Программа данного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям ФГОС, социальному заказу родителей и пожеланиями детей на основе проведенного анкетирования.
Цель:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
Задачи программы:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную познавательную деятельность обучающихся.
Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:
информационно-коммуникационные технологии
технология проектной деятельности
здоровьесберегающие технологии
игровые технологии
Курс внеурочной деятельности «Речь и культура общения» предназначен для детей 7-11 лет, учащихся 1 класса (класс-группа).
Режим занятий
На изучение курса «Речь и культура общения» отведено 237 часов.
В 1 классе 33 часа в год. Соответственно - 1час в неделю.
Продолжительность одного занятия – 35 минут.
Виды внеурочной деятельности:
Игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение). художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), туристско-краеведческая деятельность.
Формы и методы работы:
экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, соревнования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.
Раздел II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Реализация программы «Речь и культура общения» будет способствовать:
Личностные задачи/результаты
Обучающиеся научатся:
- осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;
- созданию собственных текстов, письменной форме общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
-понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео ) сопровождением;
- в предложенных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
Сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения)
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адавать вопросы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод
Формы учёта результативности программы «Речь и культура общения»:
-экскурсии , связанные с описанием, составлением плана к сочинениям;
- акция «Книжкина неделя»;
- деловые игры «Словари С.И.Ожегова и В.И. Даля»;
- соревнования «Многозначность слов»;
- творческие мастерские «Вежливость: знакомство. Выражение просьбы»
- участие в проекте «Загадки и пословицы»;
- научно-практическая конференция «Муравьишка»;
- научно-практическая конференция «Бианковские чтения»;
- театрализации к Новому году, ко Дню Победы;
- КВН (итоги изучения курса «Речь и культура общения»);
- анкета по итогам года в Рабочей тетради.
Раздел III. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Раздел IV. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Речь и культура общения»
1 класс (33 часа)
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Речь- средство передачи мыслей и чувств | 1 | | |
2 | Культура общения | 1 | | |
3 | Значение речи в деятельности человека | 1 | | |
4 | Устная и письменная речь | 1 | | |
5 | Составление устного рассказа | 1 | | |
6 | Окраска (тембр) голоса | 1 | | |
7 | Темп речи | 1 | | |
8 | Скороговорка | 1 | | |
9 | Громкость как свойство устной речи | 1 | | |
10 | Мимика и жесты в устной речи | 1 | | |
11 | Загадки. Обобщение изученного об особенностях устной речи | 1 | | |
12 | Работа с текстами (выразительное чтение) | 1 | | |
13 | Как нужно вести себя во время разговора. Разговор по телефону. | 1 | | |
14 | Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь | 1 | | |
15 | Определяем лексическое значение слова | 1 | | |
16 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
17 | Определяем лексическое значение многозначного слова | 1 | | |
18 | Работа со словами-«родственниками» | 1 | | |
19 | Слова- «родственники» и слова – «Друзья» | 1 | | |
20 | Слова- «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению | 1 | | |
21 | Слова, противоположные по смыслу | 1 | | |
22 | Работа с синонимами, антонимами, омонимами. Обобщение по теме «Слово» | 1 | | |
23 | Предложение и словосочетание | 1 | | |
24 | Предложения, различные по интонации и цели высказывания | 1 | | |
25 | Делим текст на предложения | 1 | | |
26 | Связь между словами в словосочетании и предложении | 1 | | |
27 | Порядок слов в предложении. Редактируем простое предложение | 1 | | |
28 | Составление распространенных предложений (по вопросам учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии) | 1 | | |
29 | Культура общения. Закрепление изученного | 1 | | |
30 | Понятие о тексте. Тема текста. Заглавие текста | 1 | | |
31 | Выделение в тексте не понятных по значению слов. Словарные игры | 1 | | |
32 | Что такое «опорные слова»? Сочинение сказки по опорным словам | 1 | | |
33 | Стихотворная речь. Рифма и ритм в стихотворной речи. Сочинение считалок .Закрепление пройденного | 1 | | |
Перечень контрольных работ на 2019 – 2020 учебный год
№ работы | Учебная тема | Вид и форма контроля | Количество часов |
| Итоговый контроль | анкета по итогам года в рабочей тетради | 1 час |
| | | |
12