СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ВУД "Речь и культура общения" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ВУД "Речь и культура общения" 1 класс»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 50




Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________


«Утверждаю»

__________ / В. И. Гулидова/

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________








Рабочая программа

внеурочной деятельности


Речь и культура общения

для 1 класса













Разработчик:

Анисимова Н.С.

учитель начальных классов









2021 год



Оглавление

I

Пояснительная записка

стр. 3

II

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

стр.4

III

Содержание курса внеурочной деятельности

стр.6

IV

Тематическое планирование

стр. 9


















































Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Речь и культура общения» составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ООО/НОО, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 50. Реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.

Программа разработана на основе ФГОС НОО, При­мерной программы начального общего образования и авторской программы авторов Л.Д. Мали, Т.Н. Соколовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой «Речь и культура общения» .

Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультуртурную направленность развития личности .


Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития, в контексте национального воспитательного идеала. Программа данного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям ФГОС, социальному заказу родителей и пожеланиями детей на основе проведенного анкетирования.


Цель:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;


Задачи программы:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.



Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную познавательную деятельность обучающихся.

Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:

  • информационно-коммуникационные технологии

  • технология проектной деятельности

  • здоровьесберегающие технологии

  • игровые технологии


Курс внеурочной деятельности «Речь и культура общения» предназначен для детей 7-11 лет, учащихся 1 класса (класс-группа).

Режим занятий

На изучение курса «Речь и культура общения» отведено 237 часов.

В 1 классе 33 часа в год. Соответственно - 1час в неделю.

Продолжительность одного занятия – 35 минут.



Виды внеурочной деятельности:

Игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение). художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), туристско-краеведческая деятельность.


Формы и методы работы:

экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, соревнования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.



Раздел II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Реализация программы «Речь и культура общения» будет способствовать:

Личностные задачи/результаты

Обучающиеся научатся:

- осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;

- созданию собственных текстов, письменной форме общения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

-понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео ) сопровождением;

- в предложенных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

Сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения)

-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении проектных заданий;

-предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адавать вопросы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста;

- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод


Формы учёта результативности программы «Речь и культура общения»:


-экскурсии , связанные с описанием, составлением плана к сочинениям;

- акция «Книжкина неделя»;

- деловые игры «Словари С.И.Ожегова и В.И. Даля»;

- соревнования «Многозначность слов»;

- творческие мастерские «Вежливость: знакомство. Выражение просьбы»

- участие в проекте «Загадки и пословицы»;

- научно-практическая конференция «Муравьишка»;

- научно-практическая конференция «Бианковские чтения»;

- театрализации к Новому году, ко Дню Победы;

- КВН (итоги изучения курса «Речь и культура общения»);

- анкета по итогам года в Рабочей тетради.







Раздел III. Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс (33 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.



Раздел IV. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Речь и культура общения»

1 класс (33 часа)

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1

Речь- средство передачи мыслей и чувств

1



2

Культура общения

1



3

Значение речи в деятельности человека

1



4

Устная и письменная речь

1



5

Составление устного рассказа

1



6

Окраска (тембр) голоса

1



7

Темп речи

1



8

Скороговорка

1



9

Громкость как свойство устной речи

1



10

Мимика и жесты в устной речи

1



11

Загадки. Обобщение изученного об особенностях устной речи

1



12

Работа с текстами (выразительное чтение)

1



13

Как нужно вести себя во время разговора. Разговор по телефону.

1



14

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь

1



15

Определяем лексическое значение слова

1



16

Однозначные и многозначные слова

1



17

Определяем лексическое значение многозначного слова

1



18

Работа со словами-«родственниками»

1



19

Слова- «родственники» и слова – «Друзья»

1



20

Слова- «родственники» и слова, внешне сходные, но разные

по значению


1



21

Слова, противоположные по смыслу

1



22

Работа с синонимами, антонимами, омонимами.

Обобщение по теме «Слово»

1



23

Предложение и словосочетание

1



24

Предложения, различные по интонации и цели высказывания

1



25

Делим текст на предложения

1



26

Связь между словами в словосочетании и предложении

1



27

Порядок слов в предложении. Редактируем простое предложение

1



28

Составление распространенных предложений

(по вопросам учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии)


1



29

Культура общения. Закрепление изученного

1



30

Понятие о тексте. Тема текста. Заглавие текста

1



31

Выделение в тексте не понятных по значению слов. Словарные игры

1



32

Что такое «опорные слова»? Сочинение сказки по опорным словам

1



33

Стихотворная речь. Рифма и ритм в стихотворной речи.

Сочинение считалок .Закрепление пройденного

1





Перечень контрольных работ на 2019 – 2020 учебный год


работы

Учебная тема

Вид и форма контроля

Количество часов


Итоговый контроль

анкета по итогам года в рабочей тетради

1 час






12