СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ВУД "Учимся работать с текстом" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ВУД "Учимся работать с текстом" 2 класс»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 50




Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________


«Утверждаю»

__________ / В. И. Гулидова/

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________








Рабочая программа

внеурочной деятельности


Курса «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»

для 2 класса


(общеинтеллектуальное, направление развития личности)









Разработчик:

Анисимова Н.С.

учитель начальных классов












2019 года


Оглавление

I

Пояснительная записка

стр. 3

II

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

стр. 4

III

Содержание курса внеурочной деятельности ……..

стр. 7

IV

Тематическое планирование

стр. 9













































Раздел I.

Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ООО/НОО, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 50. Реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.

Программа курса «Учимся работать с текстом» разработана на основе учебно – методического комплекта ОНКрыловой «Работа с текстом».

Программа внеурочной деятельности курса «Работа с текстом» имеет комплексную направленность (социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направление развития личности)

Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития, в контексте национального воспитательного идеала. Программа данного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям ФГОС, социальному заказу родителей и пожеланиями детей на основе проведенного анкетирования.


Цель: углублять литературно-образовательное пространство учащихся начальной школы и формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.


Задачи программы:

- формировать у учащихся позитивное отношение к чтению;

- расширить кругозор школьников;

- уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;

- развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску;

- способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников;

- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.


Программа реализуется в рамках системно- деятельностного подхода, который предполагает активную познавательную деятельность обучающихся.

Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проектной деятельности;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • игровые технологии.


Курс внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» предназначен для детей 7-10 лет, учащихся 2 класса (класс-группа).

Режим занятий

На изучение курса «Учимся работать с текстом» во 2 классе отведено 34 часа.

Соответственно - 1 часа в неделю.

Продолжительность одного занятия – 35 минут.




Виды внеурочной деятельности:

Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.


Формы и методы работы:

экскурсии, кружки, соревнования, поисковые и научные исследования постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка.



Раздел II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Реализация программы «Учимся работать с текстом» будет способствовать:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами внеучебной деятельности (трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной);

  • умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  • овладению способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • овладению навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формированию умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • овладению логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям




В результате реализации внеурочной программы курса «Учимся работать с текстом» учащиеся должны научиться:

  • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;

  • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

  • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

  • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

  • анализировать смысл названия произведения;

  • пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

  • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

  • читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • пересказывать текст небольшого объёма;

  • привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.


Ожидаемые результаты формирования УУД:

Личностные результаты:

1) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

2) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

3) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

4) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

  3. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

  4. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  5. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  6. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.



Ведущие принципы программы литературного курса «Учимся работать с текстом»

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

  • художественно-эстетического;

  • литературоведческого;

  • коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные произведения. Внимание учащихся привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни, рождают чувство гармонии, красоты, формируют в детях собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания юного читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры. Это и сказки, и стихи, и рассказы, и басни, и драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение детей первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у детей речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Учет возрастных особенностей детей:

Отбор учебного материала в программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы, так как ведущей деятельностью в этом возрасте является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, открытия истин, поиски, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор.

Из этого следует, что ученики должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать, а также суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации. Знания, полученные таким образом, как правило, оказываются более прочными и качественными












Раздел III. Содержание курса внеурочной деятельности


Текст


Понятие «текст». Тема текста. Главная мысль текста

Определение типа текста: повествование, описание, рассуждение. Их сравнение.

Определение стиля текста: научный, художественный, публицистический. Их сравнение.

Поиск информации, заданной в явном виде


Общее понимание содержания прочитанного текста

Умение находить информацию, заданную в явном виде.

Определение времени и места действия.

Значение слова или фразы.

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте


Формулирование на основе прочитанного несложных выводов

Установление взаимосвязи между событиями

Интерпретация и обобщение информации


Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности

Умение озаглавливать тексты с точки зрения темы или идеи произведения

Оценка содержания, языка и структуры текста.


Умение понимать общий смысл текста

Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя

Определение главной мысли теста, авторского замысла и основных черт характера главного героя; умение выражать свои впечатления по прочитанному

Творческая мастерская


Чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом

Что узнал. Чему научился.

Итого

34ч









Раздел IV. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 2 «Д» класса «Учимся работать с текстом»

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с тетрадью.

1

2

Соколов – Микитов. Выделение главной мысли текста.

1

3

В. Осеева «Плохо». Определение последовательности событий в тексте.

1

4

Л. Толстой «Два товарища». Определяем тему текста.

1

5

Рассказы В. Бурлакова. Составляем план текста.

1

6

Рассказы В. Бурлакова. Составляем план текста.

1

7

С. Михалков «Аисты и лягушки». Диалог.

1

8

Рассказы И. Пузанова. Задаём вопросы к тексту.

1

9

Рассказы В. Бахревского. Ищем синонимы.

1

10

Рассказы И. Соколова – Микитова. Оформляем обложку книги.

1

11

Рассказы Л. Яхтина. Делим текст на части.

1

12

Рассказы Л. Яхтина. Составляем план текста.

1

13

Рассказы а. Тихонова. Ищем сравнения в тексте.

1

14

Чтение научных текстов. Определяем главную мысль.


1

15

Рассказы К. Ушинского. Определяем своё отношение к тексту.

1

16

Рассказы И. Соколова – Микитова. Ищем сравнения. Подбираем заголовок.

1

17

Рассказы Е. Пермяка. Определяем стиль речи.

1

18

Рассказы И. Соколова – Микитова. Определяем тип текста.

1

19

Рассказы С. Михалкова. Подбираем антонимы.

1

20

Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок». Сказка или быль. Учимся обосновывать свои ответы.

1

21

В. Кологрив.»Кузнечик». Определяем тип речи. Учимся отвечать на вопросы по тексту.

1

22

Рассказы С Аксакова. Учимся определять стиль текста.

1

23

Рассказы С. Аксакова. Подбираем антонимы и образуем однокоренные слова.

1

24

Сказки Ш. Перро. Определяем последовательность пунктов плана.

1

25

Н. Юрцевич «Берёза». Дополняем предложения, опираясь на содержание текста.

1

26

Рассказы С. Юцзунь. Работаем с пословицами.

1

27

Рассказы С. Юцзунь. Восстанавливаем диалог.

1

28

Рассказы В. Танасийчук. Стиль текста. Заголовок.

1

29

Рассказы В. Коржикова. Работаем с иллюстрациями к тексту.

1

30

Рассказы В. Коржикова. Подбираем синонимы и антонимы.

1

31

Занимательные книги Э. Успенского.

1

32

Комплексный анализ текста

1

33

Комплексный анализ текста

1

34

Обобщающий урок – игра: «Я читал, много узнал,

а значит уже подрос…»


1



13