СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа выездной интенсивной школы "МиФ" Ужурского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ужурский центр дополнительного образования»
Утверждаю Директор МБОУ ДО УЦДО ___________Т.П. Уварова приказ № _____________ от ______________
|
Образовательная программа
«МиФ»
Возраст детей: 12-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Авторы программы: Турцук Анастасия Александровна, учитель физики, математики, информатики МБОУ «Локшинская СОШ», Леонова Ирина Алексеевна, учитель математки МБОУ «Локшинская СОШ»
г. Ужур, 2018 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Содержание занятий.
3. Методическое обеспечение.
4. Список литературы.
Интенсивная школа – это форма образовательного процесса, которое проводится в режиме погружения в предмет (в нашем случае два предмета математика и физика). Выездная интенсивная школа «МиФ» проходит на площадках интенсивной школы центра дополнительного образования в поселке Озеро Учум.
Главной задачей интенсивной школы является обеспечение «шага развития» как для учеников, так и для преподавателей, инициация интеллектуальной активности, развитие творческого мышления, рефлексии, понимания. Именно поэтому школы лучше проводить в режиме погружения. Это позволяет «уйти» от обычной школьной жизни. Именно формат интенсивной школы поможет нам открыть ребятам все грани общественно-активной школы. Показать, что отношения между учителями и учениками действительно могут быть демократичными и строиться на взаимоуважении и сотрудничестве. Если взять обычную школу, то все занятия и теоретические и практические, кажутся «надоедливыми уроками». А в интенсивной школе эти же занятия, но с углубленным изучением, принимаются школьниками, как нечто необычное, сложное, но интересное. В интенсивных школах, ученика стремятся узнать больше, они сами является инициаторами проектов, а преподаватели являются лишь помощниками, а не строгими «судьями».
В обычной школе уроки проходят с преимуществом односторонней трансляции. Учитель даёт информацию детям, которую они должны усвоить по программе. Приходя в обычную школу, дети попадают уже в готовое образовательное пространство, инициатором которого является учитель (преподаватель). В интенсивной же школе всё совсем не так. Дети собираются в маленькие группы, с единой целью. В процессе обсуждения, они вокруг себя создают своё пространство, в котором их мысли совпадают. В этом пространстве оказывается и сам преподаватель, но в качестве не учителя, а в качестве участника. Он наравне с детьми обсуждает поставленную задачу. Здесь происходит не односторонняя трансляция, а коммуникация. Таким образом, у детей формируется своё собственное мнение, развивается мышление, что мы не видим в обычной школе.
Выездная интенсивная школа «МиФ» была создана в рамках реализации проекта «Математический марафон».
При организации работы с детьми учитываются следующие ценности:
Ценность открытости образовательного пространства – создание условий для участия обучающихся в турнирах, в конкурсах, олимпиадах.
Ценность современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса: применение эффективных образовательных технологий: эвристического и проблемного обучения, развития критического мышления, модульного обучения, свободной дискуссии, дистанционного образования, информационно-коммуникационных технологий и др..
Основное внимание уделяется обучающимся 5-9 классов, поскольку именно в этом возрасте подросток начинает проявлять взрослость, выражающуюся в повышенной самостоятельности и ответственности. Появляется интерес к собственной личности; появляется стремление к неизвестному, к волевым усилиям. Возникает новое отношение к учению: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач.
Планируются значительные шаги по включению учащихся в дистанционные олимпиады и конкурсы, в систему интеллектуальных игр.
Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Нужно предоставить учащимся поле для самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах, создать пространство для проявления инициативных действий.
Задачи интенсивной школы:
формирование у школьников интереса к математике и физике, к занятиям математикой и физикой;
развитие способностей учащихся, разных видов мышления (образного, логического, комбинаторного и т.д);
углубление и расширение знаний учащихся по математике и физике, полученных в школьном курсе математики и физики, обеспечение прочного и сознательного их усвоения;
развитие самостоятельности, инициативности, креативности, стремления к победе.
Предполагаемые результаты:
рост количества обучающихся - участников, призёров и победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике и математике;
увеличение доли обучающихся, принимающих участие в физико-математических конкурсах различных уровней;
положительная динамика качества физико-математического образования, что отразится на результатах промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся
Дополнительные образовательные эффекты:
развитие инновационного мышления обучающихся;
повышение профессионального уровня педагогов;
поддержка педагогов-лидеров в районе, появление новых активных молодых лидеров;
повышение престижа физики и математики через популяризацию физико-математического образования.
Отбор в выездную интенсивную школу «МиФ» проходит в течение учебного года среди учащихся 6-9 классов школ Ужурского района. Так как курс физики начинает преподаваться только в седьмом классе, критерии отбора основываются только на математических знаниях учеников.
Схема проведеня занятий в выездной интенсивной школе «МиФ»
Теоретическая площадка
Проходит в форме лекции-беседы. Во время таких лекций кроме предметных умений формируются такие умения:
Коммуникативные умения:
Умение правильно формулировать вопросы.
Способность полно и точно выражать свои мысли.
Контроль и коррекция поведения партнера в группе.
Познавательные:
Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств.
Смысловое чтение
Регулятивные:
Планирование.
Прогнозирование.
Коррекция.
Оценка.
Пример лекционного занятия для первой ступени обучения «Механическое движение»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Одним из самых сложных разделов физики является механика. Сегодня мы с вами познакомимся с механическим движением.
Опыт. Давайте немного поиграем с вами в детскую железную дорогу. Здесь у нас собрана модель железной дороги с вокзалом, людьми, деревьями. Запустим поезд.
Вопрос к ученикам:
В каком состоянии находятся тела и поезд на поверхности стола?
Почему вы считаете тела неподвижными, а поезд подвижным?
Давайте с вами дадим определение движению.
Механическое движение – это изменение положения тела со временем в пространстве относительно других тел.
Давайте рассмотрим с вами один пример. Представьте, вы находитесь на перроне вокзала и смотрите в окно уходящего поезда. В окно вам видно, что на столе стоит стакан с чаем. Этот чай начинает удаляться от вас вместе с поездом. Теперь другая ситуация. Человек сидите в вагоне этого поезда и смотрите на этот же чай. В этом случае чай от вас никуда не удаляется. В этом проявляется относительность механического движения.
Приведите примеры механического движения и относительность этого движения.
Изменяя свое положение в пространстве, переходя из одного места в другое, тело движется по какой-то линии, которую называют траекторией движения тела. Траектория может быть видимой (следы на свежем снеге), или невидимой (полет птицы). По форме она может быть прямой и кривой. Движение по прямой траектории называется прямолинейным.
Приведите примеры движения по прямой и по кривой траектории.
Траектория характеризуется еще, и количественной мерой - путем.
Путь - это физическая величина, которая равняется длине траектории, описанной телом за определенный интервал времени.
Какие приборы измерения пути вам известны? (линейки, рулетки, мерные ленты, и т.д.)
Основной единицей длины является метр (м). Используют также кратные и дольные единицы длин
1 км=1000м=103 м
1 дм =0,1м=10-1м
1 см=0,01 м=10-2м
1мм=0,0001м=10-3м
Если тело за любые промежутки времени проходит равные пути, то его движение называют равномерным.
Если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют неравномерным.
Приведите примеры равномерного и неравномерного движения.
Итак, давайте с вами подведем итоги: мы с вами познакомились с понятием механического движения, рассмотрели виды механического движения. Давайте закрепим умения переводить единицы измерения из одной в другую.
Задания для самостоятельной работы:
13 мм = см = м
18 км = м
0,5 дм = м км
1,3 км м см
3 см = м
10 мм = м
0,8 км = м
После выполнения задания поменяйтесь с соседом листами и проверьте его работу.
Задания для работы в группах
Задание группы № 1
1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов, Луны?
2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели?
3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги.
Задание группы № 2
1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается.
2. Прямолинейным или криволинейным является движение: кабины лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду?
3. Нарисуйте траекторию движения звена цепи велосипеда относительно дороги.
Проблемно-экспериментальная площадка
Физика является экспериментальной наукой. Именно поэтому в нашу школу мы включили площадку по решению экспериментальных задач. Выполняя задания, ребята учатся своими руками создать экспериментальную установку, проводить на ней измерения, выявляют определенные физические закономерности и оценивают точность полученных результатов.
В ходе решения экспериментальных задач ребята определяют цели и учебные задачи, устанавливают последовательность действий, пытаются предположить каким будет результат, вносят изменения в план, если результат не соответствует эталону, преодолевают возникшие препятствия.
Метод проведения:
Работа учащихся организована как групповая деятельность по решению экспериментальных задач. В работе этой площадки вместе с преподавателем работают и волонтеры, роль которых играют старшие школьники. Под руководством каждого из них, ребята решают несколько задач. Каждый волонтер отвечает за определенную тему. За время работы площадки каждая группа учащихся должна пройти решение задач у каждого из волонтеров.
Примерные экспериментальные задачи, которые предлагается решить ученикам выездной интенсивной школы «МиФ»:
Измерьте массу 10 рублевой монеты. Оборудование:
монета 10 руб., несколько монет 1 коп (1грамм.), линейка, карандаш.
Определите скорость распространения духов в воздухе комнаты. Оборудование подобрать самим.
Определите плотность металла, находящегося в одном из двух кусков пластилина, если известно, что массы пластилина в обоих кусках одинаковы. Оцените точность полученного результата. Извлекать металл из пластилина не разрешается.
3. Проектно-исследовательская площадка
Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках ФГОС прописана государством. Именно в ходе проектно-исследовательской деятельности формируются необходимые навыки самостоятельного мышления и принятия решений. Этим качествам нельзя обучить по книге: необходима практика.
Проектно-исследовательская деятельность направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся.
Метод проведения:
Учащиеся 5-8 классов делятся на группы случайным образом по 4 – 5 человек. Ученики девятых классов на этой площадке выступают в качестве волонтеров. В течение вех дней школы ребята готовят свой мини-проект по заданным темам.
Подборка тем:
1. Приборы по физике своими руками.
2. Картотека опытов и экспериментов.
3. Физика в игрушках.
4. Где живет электричество.
5. Физика в сказках.
6. Простые механизмы вокруг нас.
7. Почему масло в воде не тонет?
8. Мифы и легенды физики.
Пример мини-проекта на тему: «Физика в детских игрушках»
Актуальность исследования: повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук. Каждый человек должен иметь представление о физических явлениях и законах, с которыми непосредственно сталкивается в повседневной жизни с самого раннего детства.
Цель работы: рассмотреть применение физических явлений и законов в практической деятельности человека на примере создания детских игрушек.
Объект исследования - детские игрушки.
Предмет исследования - физические явления и законы, используемые в устройстве и работе детских игрушек.
Методы исследования: поисковый, обобщение, исследование опытным путём.
Задачи:
1.Собрать игрушки, имеющиеся дома и у знакомых, в детском саду, постараться «увидеть» их физическую суть.
2. Классифицировать игрушки по принципу действия .
3. Сделать презентацию "Физика в игрушках" для учеников нашей школы.
В результате исследования была выделена следующая классификация игрушек:
Инерционные игрушки.
Многим интересно как работают инерционные машинки. Внутри такой игрушки находится маховик. Когда ребенок ее слегка разгоняет, она движется дальше сама, по инерции. Механизм очень простой, поэтому долговечный и редко ломается.
Заводные игрушки.
Почему они двигаются? Механизм, при помощи которого происходит движение игрушки, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса. Сжатая пружина обладает потенциальной энергией. За счет потенциальной энергии тело может совершить механическую работу. Потенциальная энергия пружины переходит в кинетическую энергию, и ножки игрушки приходят в движение.
Плавающие игрушки в воде.
Эти игрушки обладают большой подъёмной силой, потому что их вес намного меньше, действующей на них со стороны воды выталкивающей силы. И если вы не умеете плавать, то вам помогут удержаться на воде вот эти игрушки.
Игрушки, действие которых основано на различном положении центра тяжести.
Большой устойчивостью обладает тело, имеющее форму шарового сегмента, лежащего на своей выпуклой поверхности. Такое тело используется в устройстве распространённой игрушки – неваляшки. При всяком наклоне игрушки её центр тяжести поднимается. Это вызывает самостоятельное движение игрушки к исходному положению устойчивого равновесия, при котором центр тяжести расположен ниже.
Звуковые игрушки.
Действие любой погремушки основано на распространении звуковых волн в среде. В погремушке внутри находятся шарики-бусинки, которые при встряске игрушки ударяют о ее стенки. Стенки начинают колебаться, тем самым, заставляя колебаться молекулы воздуха, прилежащие непосредственно к стенкам погремушки. Таким образом, в воздухе зарождается звуковая волна, которая и доходит до наших ушей.
Гироскопические игрушки.
Внимание многих ученых и изобретателей привлекла древнейшая народная игрушка – волчок. Такие волчки приводят в движение рукояткой, снабженной ходовым винтом. Попытки повалить быстро вращающиеся волчки, юлы не удаются. Под действием толчка волчок лишь отскакивает в сторону и продолжает вращаться вокруг вертикальной оси, положение которой немного сместилось относительно первоначального. В чем причина такой устойчивости? Она связана с законом сохранения момента количества движения. У погруженного волчка (на который действует Сила тяжести, Сила трения, Сила сохранения) возникает прецессия, то есть вращения системы, в которой закреплен волчок, вокруг вертикальной оси. Принцип работа юлы заключается в механизме, содержащемся в игрушке. Раскручивается юла с помощью винтообразного осевого стержня, во время опускания которого происходит винтовая передача, являющаяся механическим передачей, преобразующей вращательное движение в поступательное или наоборот. Общий принцип этой передачи состоит в винте и гайке. Юла является единственной разновидностью волчка, который содержит в себе механизм. Под действием толчка волчок лишь отскакивает в сторону и продолжает вращаться вокруг вертикальной оси. В чем причина такой устойчивости вращения? Она тоже связана с одним из физических законов – законом сохранения момента количества движения.
Площадка защиты проектов
Метод проведения:
В конце второго дня интенсивной школы назначается защита мини проектов. В состав жюри входят педагоги и волонтеры. Жюри оценивают выступления участников по подготовленным критериям.
Таблица 1. Критерии оценивания:
№ п/п | Критерий | Баллы (от 0 до 3) |
Оценка представленной работы: (тема) | ||
1. | Обоснование выбора темы. Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам | 1– не было обоснования темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью 2– был обоснован выбор темы цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью 3-было обоснование выбора темы, цель сформулирована в соответствии с темой, тема раскрыта полностью |
2. | Рефлексия Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего?, чему научились?), выводы
| 0 – нет выводов 1 – выводы по работе представлены неполно 2 – выводы полностью соответствуют теме и цели работы |
Оценка выступления участников: | ||
3. | Качество публичного выступления, владение материалом | 1-участник читает текст 2-участник допускает речевые и грамматические ошибки 3-речь участника грамотная и безошибочная, хорошо владеет материалом |
4. | Качество представления продукта проекта. (Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, поделки, реферата, макета, иллюстрированного альбома, компьютерной презентации, карты, газеты, постановки, спектакля, экскурсии, игры. Обеспечение объектами наглядности, творческий подход в подготовке наглядности) | 1 – участники представляют продукт 2- оригинальность представления продукта 3 –оригинальность представления и качество выполнения продукта |
5. | Умение вести дискуссию, корректно защищать свои идеи, эрудиция докладчика | 1-не умеет вести дискуссию, слабо владеет материалом 2-участник испытывает затруднения в умении отвечать на вопросы комиссии и слушателей 3-участник умеет вести дискуссию. Доказательно и корректно защищает свои идеи |
6. | Дополнительные баллы (креативность - новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст , особое мнение эксперта) | 0-3 |
| ИТОГО | |
5. Площадка: «Пройди селфи-квест»
Метод проведения:
Случайным образом организованные команды получают маршрутный лист, следуя которому проходят подготовленные этапы квеста. Обязательное условие при прохождении квеста – делать селфи на каждом этапе.
Этапы квеста:
Первый этап «Составь слово». Команде выдается карточка, на которой написано одно слово, из которого участники команды должны составить как можно больше слов.
Термодинамика.
Кинематика.
Амперметр.
Динамометр.
Теплопередача.
Задание для селфи: «Фото с рамкой»
Второй этап «Кроссворд».
Организаторы площадки предоставляют участниками квеста кроссворд, который они должны решить за 5 мин.
Пример кроссворда:
Вопросы кроссворда:
Французский математик 17 века Пьер Ферма определял эту линию так:
“Прямая, наиболее тесно примыкающая к кривой в малой окрестности
заданной точки ”.
Раздел механики, изучающий механическое движение тел в пространстве с течением времени.
Приращение какой переменной обычно обозначатся ∆х.
Если существует предел в точке а и этот предел равен значению функции в точке а, то в этой точке функцию называют... (Подсказка: график такой функции можно нарисовать одним росчерком карандаша без отрыва от бумаги.)
Что является мерой изменения механической энергии?
Эта величина определяется как производная скорости по времени.
Если функцию f(x) можно представить в виде y=f(x)=g(h(x)), где y=g(t), t=h(x) - некие функции, то функцию называют.. .
Задание для селфи «Вспомни детство»
Третий этап «Угадай явление».
Участникам включают на прослушивание отрывки песен, в которых можно выделить какое-либо физическое явление.
Задание для селфи «Тату на лице». Участники должны нарисовать себе забавные картинки на лице гримом.
Четвертый этап «Загадки»
Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Весы)
Без рук, без ног, под окном стучит, в дом просится. (Ветер)
Под стеклом сижу, в одну сторону гляжу. (Компас)
Живёт без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)
Что всегда ходит, а с места не сходит. (Часы)
Тянусь я тонким столбиком по трубке из стекла. Сжимаюсь я от холода, расту я от тепла. (Термометр)
Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
Скачут по дорожке
Белые горошки. (Град)
Он всем несет тепло и свет
Щедрей его на свете нет
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам. (Электрический ток)
И в огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед)
Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там? (Ветер)
Вечером на землю слетает,
Ночью на листве пребывает,
Утром опять улетает. (Роса)
Задание для селфи «Выбери любую из загадок и с помощью движений изобрази ответ»
Пятый этап «Физика в лицах»
(Показываем портреты ученых. Ведущий дает подсказки, называя только имя ученого. Игроки должны назвать фамилию ученого.)
Подсказки ведущего. Ведущий: сейчас я покажу вам фотографии выдающихся ученых физиков, имена которых вам уже знакомы. Вы же должны отгадать фамилию этих ученых.
Слайд - 1 (Портрет Галилео Галилея). Великий итальянский ученый. Основоположник современной механики, физики и астрономии, последователь идей Коперника, предшественник Ньютона. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции. Главное достижение – создание оптической трубы (одного из первых телескопов). Он сделал несколько открытий с помощью телескопа: обнаружил горы на Луне, открыл 4 спутника у Юпитера.
Слайд – 2 (Портрет Исаака Ньютона). Один из отцов классической физики. Обосновал движение планет Солнечной системы вокруг Солнца, а также наступление приливов и отливов. Он создал фундамент для современной физической оптики. Верхом его работ является известный закон всемирного тяготения.
Слайд – 3 (Портрет Юрия Алексеевича Гагарина). Родился в крестьянской семье, учился в ремесленном училище, рабочий, студент, курсант аэроклуба. В 1954 году Гагарин попал в клуб авиалюбителей, где читались доклады отцов-основателей космонавтики. Послушав выкладки Циолковского, юноша просто влюбился в идею полетов за пределы Земли, хотя вряд ли мог представить себе тогда, чем обернется его увлечение. Свой исторический полет в космос он совершил 12 апреля 1961 года на советском корабле – спутнике «Восток». Он облетел нашу планету и вернулся на Землю; полет продолжался 1 час 48 минут. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: «ПОЕХАЛИ».
Слайд – 4 (Альберт Энштейн). Немецкий физик. Первые его труды связаны с термодинамикой и взаимодействием между молекулами. В 1905 году одна из работ была принята как диссертация, и он стал доктором наук. Альберту принадлежали множество революционных идей об энергии электронов, природе света и фотоэффекте. Самой важной стала теория относительности. Предположил, что все тела не притягивают друг друга, как считалось со времен Ньютона, а искривляют окружающее пространство и время. Написал больше 350 работ по физике.
Слайд – 5 (Портрет Михаила Васильевича Ломоносова). Он рано научился грамоте, прочел все книги, какие мог достать, в 14 лет самоучкой изучил арифметику и грамматику. Обремененный тяготами жизни, Ломоносов, недолго думая, собирает вещи (две рубахи, тулуп и несколько книг), дожидается ночи и, не простившись ни с мачехой, ни с отцом, тайно сбегает из дома. В 1731году ему удалось поступить в Словяно-греко-латинскую академию. По окончании был направлен в Петербургский университет. Там он заинтересовался серьезно химией и физикой. В 1741 году Михаил Васильевич был назначен профессором химии Петербургской академии Наук. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет. Он придерживался мнения, что химия должна быть неразрывно связана с физикой и математикой. Это соединение позволило заложить фундамент науки об атоме и молекулах, то есть создать новую отрасль знаний - физическую химию.
Задание для селфи «Фото с незнакомцем»
Интеллектуальная площадка
Метод проведения:
Участники делятся на две команды случайным образом. Игра проходит в виде компьютерной презентации. Команды отвечают на вопросы, зарабатывая общие баллы, которые добавляются каждому участнику в рейтинговую таблицу. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость, чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее.
Своя игра по физике. [33] (Приложение 4)
Рубрика «Великие физики»
10 баллов. Этот великий ученый ввел понятие «электрический ток». В честь него названа единица измерения силы тока. (Ампер Андре Мари)
20 баллов. Ему принадлежит создание первого гальванического элемент. Единица измерения напряжения носит его имя. (Вольта Алессандро)
30 баллов. Его именем назван этот закон: «Значение тока в цепи переменного тока прямо пропорционально напряжению в цепи и обратно пропорционально полному сопротивлению цепи». (Ом Георг)
40 баллов. Кто автор формулировки этого закона: «Модуль силы взаимодействия двух точечных зарядов в вакууме прямо пропорционален произведению модулей этих зарядов и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними». (Кулон Шарль Огюстен)
50 баллов. Еще в молодые годы этот великий физик определил для себя основные области в науке. Это физика ядра, полимеров и полупроводников. Его работы стали знаменитыми за короткий срок. Этот ученый их посвятил направлению полупроводников. (Иоффе Абрам Федорович)
Рубрика «Физические законы и единицы измерения»
10 баллов. Как называется этот закон I=U/R. (Закон Ома.)
20 баллов. В чем измеряется удельное электрическое сопротивление?. (Ом*мм2 /м)
30 баллов. Кот в мешке. Хозяйка дома, где был Холмс в гостях, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «На улице холодно». Как он это определил? (Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть поднимается «дыбом», чтобы в промежутках между шерстинками и ворсинками оказалось больше воздуха; воздух же – плохой проводник тепла)
40 баллов. Как будут гореть (не гореть) лампочки В и С, если убрать лампочку А? (Оставшиеся лампочки перестанут гореть)
50 баллов. По какой формуле рассчитываются работа и мощность электрического тока? (A=UIt, P=A/t, P=UI)
Рубрика «Определения».
10 баллов: Дайте определение понятию электризация. (Электризация – это процесс сообщения телу электрического заряда)
20 баллов. Что такое электрический ток? (Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц)
30 баллов. Назовите единицы измерения скорости, напряжения, силы, сопротивления, электрического заряда, мощности, работы.
40 баллов. Какие свойства электрического тока вы знаете?. (1. Действует с некоторой силой на другое тело, оказавшееся в этом поле. 2. Вблизи заряженных тел создаваемое ими поле сильнее, вдали – слабее.)
50 баллов. Сформулируйте определение понятия «удельное сопротивление вещества». (Удельное сопротивление вещества – это сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 мм².)
Рубрика «Все про электричество».
10 баллов. «Электроопасная» рыба? (Электрический скат, электрический угорь)
20 баллов. Снимая с себя синтетическую одежду в темноте, можно заметить небольшие искорки. Что здесь происходит? (Электризация)
30 баллов. Можно ли бытовые приборы в помещении соединять последовательно? (Нет)
40 баллов. Что произойдет в теле человека, если через него пропустить электрический ток? (нарушения работы сердца и дыхания)
50 баллов. Некоторые племена, которые жили по притокам рек Амазонки и Ориноко, в местах брода у каждого берега держат на привязи лошадей. При переправе через реку впереди себя гнали лошадь. Почему? (В реках обитает самая мощная из всех электрических рыб – электрический угорь. Угри разряжают свои батареи о ноги лошадей и не успевают перезарядить, так что люди переходят невредимыми.)
Рубрика «Слова, слова…».
10 баллов. Как в переводе с греческого звучит слово «электрон»? (Янтарь)
20 баллов. Что такое электроскоп? (прибор для обнаружения электрических зарядов)
30 баллов.
(Сила тока, вольтметр, Ньютон, закон Ома)
40 баллов. Какое самое красивое, яркое и опасное явление в природе вам известно? (Молния)
50 баллов. Внесистемная единица измерения мощности. (Лошадиная сила)
Рубрика «Прибороград».
10 баллов. Каким прибором можно регулировать силу тока? (Реостат)
20 баллов. Вопрос – аукцион. Найдите каждой пословице соответствующий пункт из второго столбца
| А. F12 = - F21 |
| В. Резонанс |
| С. Тембр, обертон, частота, амплитуда |
| D. Отражение волн |
1-C, 2-A, 3-B, 4-D
30 баллов. Самый распространенный прибор для измерения работы силы тока в быту (Счетчики)
40 баллов. Кот в мешке. По условию мультфильма «38 попугаев» рассчитайте длину мартышки и слоненка в попугаях. (В одной мартышке 7,6 попугая. В одном слоне 19 попугаев)
50 баллов. В каком приборе используют явление взаимодействия катушки с током и магнита. (Гальванометр)
Математическая игра "Программа телепередач" [32]
7-8 класс
Игра рассчитана на две команды.
В начале игры на экране первый слайд презентации с кнопками 9 каналов российского телевидения. (Приложение 5)
Участники по очереди выбирают один из девяти каналов. На экране появляется одна из передач этого канала.
На канале НТВ до конца игры профилактические работы (39 слайд презентации). Таким образом, конкурс канала НТВ – последний и решающий.
ОРТ «Кто хочет стать миллионером»
От каждой команды участвует один человек. Участники отвечают на вопросы (всего 10 вопросов) одновременно, поднимая соответствующую карточку (А, В, С или D). При неправильном ответе участник выбывает из соревнования, получив количество очков, равное количеству правильных ответов.
Вопросы:
Как называется отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны
А | Биссектриса | С | Высота |
В | Медиана | D | Радиус |
Крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам?
А | Биссектриса | С | Высота |
В | Медиана | D | Радиус |
Единица измерения площади земли:
А | Килограмм | С | метр кубический |
В | Ар | D | Минута |
Как называется самый большой отрезок, который соединяет две точки окружности
А | Диаметр | С | Хорда |
В | Дуга | D | Радиус |
Какой науке посвящен труд Евклида «Начала»?
А | Географии | С | Геометрии |
В | Алгебре | D | Арифметике |
Какой признак равенства треугольников вы здесь видите?
А | I | С | III |
В | II | D | IV |
7. Сколько пар смежных углов образуется при пересечении двух прямых
А | 2 | С | 4 |
В | 6 | D | 8 |
8. У какого треугольника все углы равны?
А | Равнобедренный | С | Равносторонний |
В | Тупоугольный | D | Остроугольный |
9. Какой термин переводится с греческого как «струна»?
А | Хорда | С | Прямая |
В | Отрезок | D | Луч |
10. Какая из этих наук относится не только к математике?
А | Геометрия | С | Тригонометрия |
В | Комбинаторика | D | Механика |
ТВ центр «АбвгДейка»
В течение 5 минут участники пишут слова, связанные с математикой и физикой, начинающуюся на каждую букву алфавита. Рекомендуем придумать как можно больше слов на каждую букву. Путем жребия выбирается команда, которая первой называет слово. Ход передается после каждого названного слова. Чем больше слов назовет команда на одну букву, тем больше баллов она получит. Повторять слова нельзя.
Например,
А | Амперметр | П | Площадь |
Б | Барометр | Р | Резонанс |
В | Время | С | Сила |
Г | Геометрическая фигура | Т | Трапеция |
Д | Динамометр | У | Уравнение |
Е | Евклид, единица | Ф | Формула |
З | Задача | Х | Хорда |
И | Излучение | Ц | Циркуль, целое |
К | Кулон | Ч | Число, числитель |
Л | Линза | Ш | Шар |
М | Многочлен, магнитное поле | Э | Энергия, электрическое поле |
Н | Напряжение | Я | Ярд |
О | Ордината |
|
|
Культура «Мировые сокровища культуры»
Команды за 5 минут должны вспомнить и написать все пословицы и поговорки в которых встречается число. Затем по очереди читают их. Повторяться командам запрещается. Количество очков соответствует количеству прочитанных пословиц или поговорок. Например: Если двое ссорятся – оба виноваты.
Спорт «Биатлон. Гонка преследования»
Участники команды по очереди добегают до стола ведущего, берут карточку с вопросом. На раздумья даются несколько секунд, после чего надо написать ответ на этой же карточке. Если участник не знает ответ, он должен написать на карточке слово «промах». Карточку с ответом кидают в коробку с номером своей команды, после чего бегут к следующему участнику и передает ему эстафетную ручку. Игра останавливается в тот момент, когда у одной из команд закончатся карточки. Победителем становится та команда, которая правильно ответила на большее количество карточек.
Вопросы:
Сотая часть числа? (Процент.)
Форма футбольного мяча. (шар)
Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км.)
Может ли при умножении получиться ноль? (Да.)
Сколько секунд в градусе. (3600)
Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3.)
Специфическая единица измерения объёма нефти? (Баррель.)
Какое число не является простым и составным. (1)
Вторая координата точки? (Ордината.)
Наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (Планиметрия.)
Прибор для построения окружности? (Циркуль.)
Цель решения уравнения. (корень)
Учёный, наиболее известным достижением которого стало «решето» для отсеивания простых чисел? (Эратосфен.)
Утверждение, принимаемое без доказательства? (Аксиома.)
Часть прямой, состоящая из всех точек прямой, лежащих по одну сторону от данной точки? (Луч, полупрямая.)
Сколько минут в 3/5 часа (36)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр.)
Чему равны длины сторон «египетского» треугольника? (3; 4; 5 ед. отрезка.) (Гипотенуза.)
Переведите на древнегреческий язык слова «сосновая шишка»? (Конус.)
Число одна треть которого составляет 12 (36)
ДТВ «Реклама»
Правила: За 5 минут команды должны подготовить рекламный ролик на заданную тему. Конкурс оценивается по пятибалльной шкале.
ТВ ●●● «Охотники на монстров»
Правила: После заставки на экране появляются ребусы (47 – 49 слайды)
На разгадывание каждого ребуса выделяется 1 - 2 минуты. Каждый правильно разгаданный ребус оценивается тремя баллами. Ответы:
Ломаная
Корень
Дробь
Барометр
Единицы
Ньютон
Оптика
МТV «Тачка - на прокачку» (50 -54 слайды презентации)
Правила: Конкурс со спичками. За каждое правильно выполненное задание команде начисляется 3 балла. В конце конкурса показываются ответы к вопросам.
Задание 1
Переставить четыре спички так, чтобы получилось три квадрата.
Задание 2
Переложить 5 спичек так, чтобы получилось 2 квадрата.
Задание 3
Переложить 2 спички, чтобы получилось 7 равных квадратов.
Задание 4. Переложить 3 спички таким образом, чтобы рыбка стала плыть в противоположную сторону. Иначе говоря, вам требуется развернуть рыбку на 180 градусов по горизонтали.
Задание 5. 10 спичек выложены так, что образуют собой форму ключа. Нужно передвинуть четыре спички так, чтобы получился «замок», состоящий из трех квадратов.
СТС «Самый умный»
Правила: Каждой команде раздаются карточки с цифрами. В помошь разрешается пользоваться сотовым телефоном (важно чтобы клавиатура была старого образца, где одной цифре соответствует несколько букв). Игроки должны расшифровать слово. Количество баллов зависит от числа правильных ответов и скорости выполнения задания. Задания для конкурса:
6635359 (степень)
6254 (угол)
65742 (точка)
53557435 (одночлен)
5334252 (медиана)
НТВ «Своя игра» (58 – 99 слайды презентации)
Правила: Это последний конкурс. Участвует вся команда. Игрокам предлагается несколько тем на выбор, по очереди команды убирают ту тему, которая им не нравится. Остаётся одна тема будущего вопроса. Затем участники делают ставки из заработанных ранее очков. Нажав на управляющую кнопку с оставшейся темой, на экране появляется вопрос. При верном ответе сумма очков увеличивается на сделанную ставку, при неверном ответе – уменьшается.
Темы:
Начальные геометрические сведения
Преобразование выражений. Уравнения.
Степень с натуральным показателем
Функции и их графики
Треугольники
Вопросы по темам:
Каким способом сравнивают две фигуры на плоскости? (Способ наложения).
Вставьте пропущенное слово. Два выражения называют (тождественно) равными, если при всех допустимых для них значениях переменных соответственные значения этих выражений равны. Замену одного выражения другим, тождественно равным ему выражением, называют тождественным преобразованием выражения.
Как называется выражение, являющееся произведением чисел, переменных и их степеней (Одночлен)
У какой функции графиком является прямая, проходящая через начало координат? (Прямая пропорциональность)
У какого треугольника высоты не пересекаются. (Тупоугольный треугольник)
7. Итоговая работа
Проверка предметных и метапредметных знаний, появившихся у учеников за время обучения в выездной интенсивной школе «МиФ».
Метод проведения:
Учащиеся должны показать, какие предметные и методологические знания у них появились. Итоговая работа проходит одновременно во всех группах. Каждой группе учащихся выдается карточка с заданиями, состоящая из 5-8 качественных и количественных задач по физике и математике.
Апробация результатов осуществлялась путем проведения занятий в интенсивной выездной школе «МиФ» Ужурского района, Красноярского края для учащихся 5-9 классов школ Ужурского района. В ходе обучения и проводились наблюдения о положительном влиянии выездных школ на формирование метапредментных результатов.
Для оценивания полезности выездной интенсивной школы «МиФ» на формирование метапредметных результатов и заинтересованности в предмете, разработаны анкеты для учащихся.
Анкета 1
Уважаемый ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив каждого варианта ответа, поставь «да» или «нет».
1. Интересно ли вам узнавать об удивительных событиях?
2. Хотите выяснять причины этих событий?
4. Нравится ли вам объяснения учителя?
5. Интересно ли самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними?
6. Интересно находить объяснение явлению?
7. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг твоих интересов?
Анкета 2 разработана для выпускников выездной школы «МиФ», которая пройдет летом 2019 года.
Вопросы | Варианты ответов | Кол-во ответов (в %) |
1.Сколько раз ТВ посетил(а) нашу школу? | А.Посетил все занятия |
|
В.Посетил больше половины |
| |
С.Посетил меньше половины занятий |
| |
2.Если ты был не на всех занятиях, то по какой причине? | А.По болезни. |
|
В.Стало не интересно |
| |
С.Другое |
| |
3.Узнал ли ты при изучении курса что-то новое по данной теме? | А.Да |
|
В.Нет |
| |
С.Затрудняюсь ответить
|
| |
4.Помог ли тебе данный курс узнать что-то новое о своиx способностяхx и возможностях? | А.Да |
|
В.Нет |
| |
С.Затрудняюсь ответить |
| |
5.Какие формы занятий использовались при изучении данного курса? | А.Форма обычного урока. |
|
В.Игровая форма |
| |
С.Беседа |
| |
D.Дискуссия |
| |
Е.Другое |
|
Анкета 1 была предложена учащимся по завершении каждой выездной интенсивной школы «МиФ». Данные были получены из расчета, каждый ответ «да» - 1 балл.
Приложение 1. Задачи на игру «Морской бой»
Найдите максимальный трехзначный палиндром кратный 11. (Натуральное число называется палиндромом, если оно не изменяется при записывании цифр в обратном порядке. Например: 626 палиндром, а 2016 нет).
На глобусе проведены 17 параллелей и 24 меридиана. На сколько частей разделена поверхность глобуса? (Меридиан – это дуга, соединяющая Северный полюс с Южным. Параллель – это окружность, параллельная экватору, экватор тоже является параллелью).
Сколькими способами можно составить флаг, состоящий из трех горизонтальных полос различных цветов, если имеется материал пяти цветов?
Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «КОМБИНАТОРИКА»?
Сыну 8 лет, его возраст составляет 2/9 возраста отца. Сколько лет отцу?
В пассажирском поезде 9 вагонов. Сколькими способами можно рассадить в поезде четырех человек при условии, что все они поедут в разных вагонах?
Было 9 листов бумаги, некоторые из них разрезали на три части. Всего стало 17 листов. Сколько листов бумаги разрезали?
Чему равна половина от третьей части удвоенного числа 3?
Сколько различных чисел можно получить складывая по 2 числа из набора: 1, 2, 3, 4, 5?
Из 35 учащихся 7 класса 22 выписывают журнал, 27 газету, а 3 ученика не выписывают ни газету, ни журнал. Сколько учащихся выписывают газету и журнал?
Сколько трехзначных чисел можно составить из нечетных цифр?
Сколькими способами можно выбрать на шахматной доске белое и черное поля, не лежащие на одной горизонтали или одной вертикали?
Сколько четных четырехзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 3, 4, 5?
В семье шестеро детей. Пятеро из них соответственно на 2, 6, 8, 12 и 14 лет старше младшего, причем возраст каждого ребенка – простое число. Сколько лет младшему?
Найдите количество четырехзначных чисел, у которых третья цифра меньше четвертой на два?
Сколько чисел, делящихся на 4 и меньших 1000, не содержат ни одной из цифр 6, 7, 8, 9 или 0?
Найдите сумму простых множителей числа 11.
Сколько существует четырехзначных чисел, делящихся на 4, в десятичной записи которых нет цифр 4, 5, 6, 8?
У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье детей?
Сколько различных натуральных делителей у числа 15552?
Сколько раз к наибольшему однозначному числу нужно прибавить наибольшее двузначное число, чтобы получить наибольшее трехзначное?
К числу 10 припишите слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное число делилось на 15?
Сколько существует шестизначных чисел, в записи которых есть хотя бы одна четная цифра?
Сколько существует шестизначных чисел, все цифры которых имеют одинаковую четность?
В группе из 16 детей 7 Родились в Красноярске, 4 - в Москве, 3 – в Санкт-Петербурге и 2 – в Новосибирске. Сколькими способами можно выбрать из них 4 детей так, чтобы в группе были уроженцы всех 4 городов?
Спортсмен одевает либо майку, либо футболку. Сколько вариантов выбора майки или футболки у него имеется, если мама постирала 3 майки и 4 футболки?
Приложение 2 Ответы на игру «Морской бой»
ЗАДАНИЕ | ОТВЕТ | ЗАДАНИЕ | ОТВЕТ |
1 | 979 | 14 | 5 |
2 | 432 | 15 | 720 |
3 | 60 | 16 | 31 |
4 | 18 | 17 | 11 |
5 | 36 | 18 | 150 |
6 | 3024 | 19 | 7 |
7 | 4 | 20 | 42 |
8 | 1 | 21 | 10 |
9 | 7 | 22 | 2100, 5100, 8100, 3105, 6105, 9105 |
10 | 17 | 23 | 884375 |
11 | 125 | 24 | 28125 |
12 | 768 | 25 | 168 |
13 | 300 | 26 | 7 |
Приложение 3. Игровое поле игры «Своя игра»
Приложение 4. Игровое поле игры «Телевизор»
Приложение 5.
Программа МиФ
1 день (4 ноября)
11.00-11.30 Заезд. Регистрация. Знакомство
11.30-12.00 Чаепитие
12.00-12.30 Торжественное открытие МИФ. Запуск игры «Тайный друг»
12.30-13.30 Психологический час
13.30-13.45 Динамическая пауза
14.00-14.30 Обед
14.30 – 15.30 Входная контрольная работа
15.30-16.00 Динамическая пауза
16.00-17.30 Теоретическая площадка
17.30-18.30- Проектно – исследовательская площадка.
18.30-19.00 – Ужин
19.00-20.00 – Площадка интеллектуальных игр
20.00-21.00 – Вечер встречи
21.00-22.00 – Личное время
22.00 – отбой
2 день (5 ноября)
8.00-9.00 Подъём. Зарядка
9.00-9.30 – Завтрак
9.30-13.30 Теоретическая площадка (три группы на трех площадках. Занятия на каждой площадке 1 час. Перерыв между площадками 15 минут.)
13.30-14.00 Динамическая пауза
14.00-14.30 -Обед
14.30 – 15.30 Проблемно – экспериментальная площадка. (Две группы по 30 минут на одной площадке. 9 класс – волонтеры).
15.30-15.40 Динамическая пауза
15.40-17.40 Проектно – исследовательская площадка.
17.50 – 19.00 Защита проектов
18.30-19.00 – Ужин
19.00-20.00 – Площадка интеллектуальных игр
20.00-21.00 – Психологические игры
21.00-22.00 – Личное время
22.00 – отбой
3 день (6 ноября)
8.00-9.00 Подъём. Зарядка
9.00-9.30 – Завтрак
9.30-13.30 – Проблемно - экспериментальная площадка
13.30-14.00 -Обед
14.00 – 14.40 Итоговое тестирование
14.40-15.00 Динамическая пауза
15.00-15.40 Игра «Большая перемена»
15.40-16.00 Подведение итогов
16.00-16.15 Ужин
16.15- отъезд
Тесленко В.И., Латынцев С.В. Коммуникативная компетентность в контексте продуктивного взаимодействия: монография / Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 252 с.
Тесленко В.И., Трубицина Е.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В.И Тесленко, Е.И. Трубицина; Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 323 с.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. —М.: Просвещение, 2011.—49с.
Божович, Л.И.Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся[текст]/ Л.И. Божович, А.К. Маркова. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. — 408с.
Малафеев Р.И. Проблемное изучение физики в средней школе. Из опыта работы[текст]: пособие для учителей / Р.И. Малафеев. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.
Рейнгард И.А. Сборник задач по геометрии и тригонометрии с практическим содержанием / И.А. Рейгард. – М. : Учпедгиз, 1960. – 116 с.
В.А. Коробов. «Опыт применения математики в преподавании физики» / Физика в школе № 4, 1991 г.
А.М. Цацурян. «Повторение курса физики с привлечением знаний учащихся по математики» / Физика в школе № 4, 1990 г.
Элитарное образованпие. М. «Просвещение»,1993 г.
Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. «Технология формирующего оценивания в современной школе». Учебно-методическое пособие; КАРО, Санкт-Петербург, 2015
Организация и проведение стартовой разновозрастной проектной задачи/ Калашникова Е.А. и др.-М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский клуб», 2015.-68с.
Ланин И.Я.Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение.1995
Лис Е.П. Применение игровых элементов на уроке физики//ФПВ. – 2009. – № 1. – С. 52-55.
Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Просвещение. 1998
Выготский Л.С. Педагогическая психология [текст]/Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с
Гальперин, П.Я. Современное состояние поэтапного формирования умственных действий [текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина // Вестник МГУ.– 1979. – № 4.– С. 78–90. – (Серия «Психология»).
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования [текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
Кедров, Б.И. О теории научного открытия [текст] / Б.И. Кедров.—М.: Московский рабочий, 1973. — 254 с.
Обухов А.С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 2. - С. 17.
Проказова, О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе[текст]: автореф : дис. к. пед. наук : 13.00.01 / О.Г. Проказова.— Астрахань, 2010.— 158 с.
Родичев, Н.Ф.Исследовательская деятельность как основа формирования мировоззренческих убеждений[текст]/ Н.Ф. Родичев, Е.Ф. Тяглова.— М.: Просвещение, 2006. —146 с.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. – 2007. – № 3. – С. 14-24.
Семке, А.И. Нестандартные задачи по физике для классов естественно-научного профиля [текст]/ А.И. Семке. — Ярославль: Академия развития, 2007. — 320 с.
Сергеев, Н.К.Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности[текст]: автореф. дис. к.пед. наук. 13.00.01 / Н.К. Сергеев — Астрахань, 2010. — 158 с.
Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [текст]: учебное пособие / В.И. Смирнов.— М.: Педагогическое общество России, 1999. — 236 с.
Старовиков, М.И. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики)[текст]:автореф. дис. Доктора пед. наук. 13.00.02 / М.И. Старовиков. — Челябинск, 2007. —42 с.
Усачева, И.В.Формирование учебной исследовательской деятельности: [текст]: учебное пособие / И.В. Усачева, И.И. Ильясов. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 122 с.
Усова А.В. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе [текст] / А.В. Усова, З.А. Вологодская. – М.: Просвещение, 1981.
Шашенкова,Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности[текст]: автореф. дис.к.пед. наук. 13.00.01 / Е.А.Шашенкова — Москва, 2001.—147 с.
Щербакова, Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях [текст]/ Ю.В. Щербакова. — М.: Глобус, 2010. —192 с.
http://festival.1september.ru/articles/594359/
http://knu.znate.ru/docs/index-438360.html