СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №1»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2019



УТВЕЖДЕНО

Директор

МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 1

____________Е.А. Мартынова

Приказ №165–01/04 от 30.08.2019г.





Программа

«Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».





Составитель:

Стрекалова О. В., учитель первой категории


















пгт. Верхнеднепровский

2019

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС-формирование всесторонне развитой личности.

Интеллектуальные и творческие возможности человека прямо связаны с его способностью к обучению, но не всегда отражаются в тестах интеллекта. Творчество и интеллект могут стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.

Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

В последнее время акценты с технических областей знаний смещается на научные исследования в области живой природы, и это не удивительно, так как появляются новые болезни, существует огромное количество проблем в области экологии. Биологические знания приобретают все большее значения и в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век биологии. У нас много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону биологической науки. К сожалению, существует множество проблем на пути решения этого вопроса:

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Одарённых детей отличает исключительная возможность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и проявления. Доминирует активная познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Условно выделяют три категории одаренных детей:

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено необходимостью обеспечения развития способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности.

Нацелить учащихся на большую и интересную работу поможет систематическое проведение уроков с практической направленностью, включающих в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии в природу.

Реализуемая цель: выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с учётом их природных, личностных и индивидуальных особенностей на уроках биологии и химии, а также во внеурочное время.


Цель программы – создание системы по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.



Задачи:

1. Выявление способных обучающихся.

2. Определение уровня интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

3. Определение форм и методов работы на уроках, которые помогают обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности.

4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам естественно-математического цикла.

Для реализации это цели необходимо создать условия:

  • предоставить и максимально разнообразить возможности для развития личности;

  • вовлекать обучающихся во внеурочную деятельность;

  • сделать обучение личностно-ориентированным;

  • создать условия для совместной, групповой работы обучающихся;

  • осуществлять дифференцированный подход;

  • применения полученных умений и навыков в жизненных ситуациях, новых условиях.

5. Развитие интеллекта и творческой активности обучающихся.

6.Развитие интереса к исследовательской деятельности.

7.Удовлетворение потребности в новой информации (широко информационно – коммуникативная адаптация);

8.Участие в олимпиадных и конкурсных мероприятиях, проектной деятельности.



Сроки реализации программы: сентябрь 2019г - май 2022 г.

Возраст обучающихся:  5 - 9 классы.













Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

Различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности и т. п.), беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, выполнение творческих заданий.

Выявление интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся происходит путем:

1. Комплексного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.

2. Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах, проектной деятельности.


Диагностические этапы:

1. Педагогическая диагностика.

2. Психологическая диагностика.

3. Специальная углубленная диагностика.

4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития).



Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

-быстрота реакции и легкость ассоциирования;

-нестандартность мышления;

-творческие способности;

- креативность;

-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.


Формы работы:

  • проведение диагностики творческих способностей учащихся;

  • анализ проведенной диагностики учащихся;

  • проведение стартовой диагностики в форме входной контрольной работы;

  • проведение контрольной работы по всем видам деятельности;

  • планирование деятельности по совершенствованию и развитию коммуникативных, языковых и учебно – познавательных и творческих способностей учащихся;

  • беседы и дискуссии;

  • анкетирование;

  • игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические);

  • викторины, инсценировки;

  • тестирование;

  • просмотр и обсуждение видеофильмов;

  • индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа;

  • сбор и анализ информации;

  • консультации;

  • проведение предметных недель;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня;

  • проектная деятельность.



Принципы работы педагога с одаренными детьми:

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;






Основные этапы реализации программы

1 этап

  • Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических условий реализации программы.

  • Создание банка данных по способностям школьников.

  • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.


2 этап

  • Диагностика склонностей обучающихся.

  • Создание банка творческих работ обучающихся.

3  этап

  • Участие в олимпиадах, конференциях, соревнованиях.

  • Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.


Ожидаемые результаты программы

  • создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;

  • повышение качества образования и воспитания;

  • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;

  • повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;

  • адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;

  • повышение уровня владения обще предметными навыками;

  • формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;

  • повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;

  • повышение эффективности самостоятельной работы.

  • формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;

  • формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность;

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;





Современные педагогические технологии, как условие формирования активной учебной деятельности учащихся, направленной на развитие творческих способностей учащихся.



1. Дифференцированное обучение



2. Проблемное обучение



3. Игровое обучение



4.Информационно-коммуникационная технология



5. Здоровье сберегающее обучение.







Педагогические методики:

Метод проектов Л.С.Выготский,

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность .

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде .

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;

надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т. д.) выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования 



Метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская


Индивидуальный подход к каждому учащемуся состоит в изучении и учете во время учебного процесса личностных особенностей каждого ученика, независимо от его успеваемости, с целью максимального развития его творческих и мыслительных способностей, обеспечении всестороннего развития учащихся, расцвете их талантов и возможного исправления отрицательных качеств, противоречащих требованиям общества.

Индивидуальный подход предполагает, что учитель очень хорошо знает своих учеников. Педагог Константин Ушинский писал: «Чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях». При изучении ребенка необходимо понять, что он представляет из себя сегодня, каким был раньше и чего можно ожидать от него завтра. То есть нужно проследить историю развития ученика и увидеть в ней перспективы. Именно в этом кроется секрет успеха индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся.



Личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская



Особенности методики.

Образовательный процесс строится на диалоге ученика и учителя, при этом обязательно учитываются:

  1. индивидуальная избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала;

  2. его стремление, мотивация использовать полученные знания самостоятельно;

  3. ЗУН. Далеко не все понятия усваиваются, а только те, которые входят в состав личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

  4. СУД. Выявление способов учебной работы является важным средством определения индивидуальных особенностей ребёнка.

Диагностики:

1.Методика Торренса (модифицирована Е. Туник) Тест для изучения творческих способностей учащихся.

2. Тест «Определение общих способностей» выявления умственных способностей обучающихся ( Г. Айзенка), креативности (тест Д.Б. Богоявленской).

3. Диагностика уровня творческой активности учащихся. (методика М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Воловича) .

4.Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова).

5.Мониторинг «Навыки сотрудничества» (Н.Ю.Яшин).

6.Диагностика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин).

7. Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

8.«Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (методика Капустина Н.П.)

9. Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

10. Диагностика развития исследовательских умений по методике (к.п.н. Мухамбетовой А. Б.)


План работы:

Мероприятие

Сроки

1

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно - познавательной деятельности.

сентябрь

2

Выявление одаренных детей. Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся.

октябрь

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

в течение года

4

Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах.

ежегодно

5

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся.

Регулярно

6

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках.

Еженедельно

7

Разработка планов индивидуальной работы с детьми; проведения занятий с детьми; отработка форм, методов, приёмов работы; создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

Еженедельно

8

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе.

май

9

Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

ежегодно




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!