Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Днепровская средняя школа им. Героя Советского Союза Ф.И. Иванова"
Программа
«Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках математики и внеурочной деятельности.»
Разработчик: Николаева Нина Алексеевна, учитель математики
Пояснительная записка.
Программа «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся» является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся в части повышения мотивации и
эффективности учебной деятельности обучающихся.
-
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста не только одарённых детей, но и ребят, не имеющих значительных успехов в обучении. Образование должно быть благоприятным и доступным для всех обучающихся.
Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся, реализация их способностей и возможностей в процессе урочной и внеурочной деятельности, обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения обучающихся.
Задачи:
Определить уровни развития памяти, внимания, интеллекта, мышления, самооценки, уровень познавательной и творческой активности детей;
Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности.
Проанализировать полученные факты.
Выработать план дальнейшей работы по результатам диагностики.
Стимулировать ученика находить свой способ решения задачи, выбирать наиболее рациональные пути ее решения.
Научить работать в группе, проявляя инициативу, самостоятельность, чувствуя ответственность за себя и за членов группы.
Оспаривать неверный путь решения, сохраняя благоприятную обстановку на уроке и во внеурочной деятельности.
Планируемые результаты программы:
повышение мотивации учащихся среднего и старшего уровня образования к изучению предмета, к творческой деятельности;
рост успеваемости и качества знаний по предмету;
повышение сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач.
участие в олимпиадах, конкурсах, проектных работах, внеклассной деятельности.
особые успехи и достижения ученика;
создание банка данных по талантливым и одаренным детям.
Содержание программы
Выбор диагностических методик и проведение анкетирования по выявлению способностей.
2.. Организация работы на основе полученных результатов, создание групп по способностям.
Мониторинг полученных результатов, их коррекция.
Этапы реализации программы
Этапы программы | Формы деятельности | Сроки исполнения |
Подготовительный | Анализ результатов мониторинга личностного развития обучающихся (беседа с учителями- предметниками, классным руководителем, изучение Портфолио достижений обучающихся) | Сентябрь- октябрь |
Разработка рабочей программы по предмету, выбор тем для проектной деятельности обучающихся, направлений ученических исследований | Август |
Разработка диагностических материалов для определения метапредметных результатов обучения (стартовый контроль). Выбор диагностического инструментария для мониторинга | Август |
Диагностический | Проведение диагностик . Наблюдение взаимодействия учащихся в группах. Выявление высоких стартовых возможностей | Октябрь- декабрь |
Развивающий | Проектирование уроков с учетом возможности создания среды, способствующей вовлечению обучающихся в творческую деятельность посредством использования современных педагогических технологий | В течение учебного года |
Проведение учебных курсов, курсов внеурочной деятельности.. |
Организация проектной работы обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности |
Своевременное информирование о творческих конкурсах различного уровня, создание условий для активного и результативного участия в них |
Организация и проведение коллективных творческих мероприятий (выставок, конкурсов, участие в предметной неделе) |
Проведение индивидуальных консультаций |
Стимулирование творческой деятельности через публичную презентацию достижений |
Организация и проведение |
| профориентационных встреч. | |
Аналитический | Проведение диагностических мероприятий и анализ их результатов (промежуточная аттестация по предмету, диагностики) | Апрель-май |
Подведение итогов участия в конкурсах и анализ результативности |
Оценка достигнутых результатов |
Определение стратегии на следующий учебный год |
Программа повторяется в последующие учебные годы с учетом смены видов деятельности обучающихся, характеристик творческой самореализации и достигнутых результатов деятельности |
Ожидаемые результаты.
Повышение качества образования;
Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
Творческая самореализация;
Развитие умений применения математических знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.
Критерии оценки результатов
Количество участников и результативность творческих конкурсов и олимпиад по предмету;
результаты диагностики творческого потенциала;
уровень освоения образовательной программы по предмету по результатам мониторинга;
наличие выпускников, ориентированных на выбор профессии, связанной с математикой
Инструментарий
Методики | Цель диагностирования |
Методика изучения учебной мотивации Н . Г. Л у с к а н о в о й (5 – 9кл) Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой (10 -11 кл.) | Определение уровня мотивации |
Тест креативности П. Торренса, тест Гилфорда | Диагностика креативности, творческого мышления |
Методика Вартега «Круги» | Диагностика беглости, гибкости, оригинальности мышления |
Диагностика уровня творческой активности учащихся (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича) | Определение направленности на творчество |