СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Выявление у обучающихся способностей к творческой и познавательной дея-тельности»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа «Выявление у обучающихся способностей к творческой и познавательной дея-тельности»»

Программа «Выявление у обучающихся способностей к творческой и познавательной дея-тельности» Пояснительная записка

Возраст детей, на которых рассчитана программа-12-15 лет. Срок реализации программы-3 года.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познава-тельной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих кон-курсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стан-дарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции».

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию наше-го образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста, разви-тие интеллекта и творчества школьников.

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и разви-вать эти уникальные качества и навыки.

Способности - это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д.

Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявле-нию склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основ-ном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы са-мопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успе-ха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценно-сти.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством воз-можностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека спо-собна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Алек-сандр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Понятно, что по-добные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие воз-можности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и разви-тия способностей ученика.

Цель программы: создать систему деятельности учителя истории по развитию интеллекту-альных и творческих способностей обучающихся

1

Основные задачи:

1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории, развитие самостоятельности.

2. Выявление и поддержка способных, интересующихся историей обучающихся;

3. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. 4. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей

5. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

Формы работы с учащимися по развитию творческих способностей по истории: 1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории.

2. Метод проектов

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Чаще всего проекты выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная пре-зентация.

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметные олимпиады)

Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведе-ния внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель.

4. Применение инновационных технологий в преподавании истории. а). Информационно-коммуникационные технологии

б). Проблемное обучение Педагогические методики:

Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов,Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская .

Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой ак-тивности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятель-ность, в том числе проектная, консультации специалистов.

Диагностический инструментарий: 1. 1.Уровень усвоения большого объема информации

2. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

3. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация) 4. Развитие элементов критического мышления

Диагностики:

1) диагностика уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович)

2) диагностика креативного потенциала (тест креативности Э.П. Торренса ) 3) диагностика уровня интеллектуального развития (тест Равенна)

4) Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения истории.

Этапы реализации программы 2019/2020 учебный год – проектировочный Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися развитию творческих способностей по истории .



2

Задачи:

 Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

 Выявление обучающихся ,способных к творческому развитию, разработка программы  Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2020/2021 учебный год – экспериментальный Цель:

апробация системы работы с учащимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности

Задачи:

 Диагностика склонностей учащихся.

 Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного ис-следования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

2021/2022г - переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по пред-мету «история» в режим функционирования.

Задачи:

 Анализ итогов реализации программы.

 Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

 Обобщение результатов работы по программе Ожидаемые результаты реализации программы:

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и ода-ренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, соци-ально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НПК, фестивалях; повышение показателей успешности детей на городских, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.

- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся; - издание исследовательских работ обучающихся.



Система критериев развития способностей школьников.

Критерии Показатели критерия Методы определения показа-телей

Творческое мышление Беглость Тест креативности Э.П. Тор-Оригинальность ренса

Гибкость Разработанность



Интеллектуальный уровень 1 степень - более 95% - высо- Тест Равенна развития кий интеллект;

2 степень - 75-94% - интел-лект выше среднего;

3 степень 25-74% - интеллект средний;

4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;



3

5 степень - ниже 5% - дефект.





Методы для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспе-риментальных ситуаций, тесты, анализ продуктов деятельности (творчества)

Литература

1. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1991.

Интернет ресурсы 1. http://pedsovet.su/

2. http://festival.1september.ru/ 3. http://it-n.ru/











































4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!