СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества.

Разрабатываются и применяются формы выявления  способных  обучающихся, индивидуальные «маршруты» обучения, механизмы учёта индивидуальных достижений. Для   выявления и  развития способностей детей  создаются  условия для развития способностей каждого ребёнка: продуманная образовательная  среда дает детям  определиться с любимым видом деятельности; обеспеченный  дифференцированный  подход,  помогает достичь лучших результатов в развитии способностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»

СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»














Рабочая программа по выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-спортивной деятельности


Составитель:

Учитель изобразительного искусства

и трудового обучения

Гончарова Елена Владимировна











Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества.

Проблема выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.                                          

   Выявление способных детей должно начинаться уже в начальном звене общеобразовательной школы на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Для выявления и развития способностей воспитанников к творческой деятельности создаются условия для развития и реализации индивидуальных способностей воспитанников в процессе их обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей.

Разрабатываются и применяются формы выявления  способных  обучающихся, индивидуальные «маршруты» обучения, механизмы учёта индивидуальных достижений. Для   выявления и  развития способностей детей  создаются  условия для развития способностей каждого ребёнка: продуманная образовательная  среда дает детям  определиться с любимым видом деятельности; обеспеченный  дифференцированный  подход,  помогает достичь лучших результатов в развитии способностей.


Реализуемая цель: поддержка и развитие индивидуальных потребностей ребёнка, а также создание условий для оптимального образования его личностных качеств.

Основные задачи.

1.Выявление способных детей и создание системы работы с ними. 
2.Организация разнообразной деятельности направленная на выявление интересов у обучающихся. 
3. Социальная и психологическая поддержка способных детей. 

Выявляемые способности: интеллектуальная сфера, сфера академических достижений, творчество, литературные сферы, артистическая сфера, музыкальная сфера, техническая сфера, двигательная сфера, сфера художественных достижений, общение и лидерство.

Показатели результативности:

- повышение уровня индивидуальных способностей;

- активное участие ребёнка в конкурсах, самореализация детей в кружках и секциях.

Особенность работы по программе: при  выявлении способных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

  Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают информацию, содержание учения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно  организовать  деятельность как единый процесс, направленный   на   развитие   таких,   познавательных способностей детей,   предложить   такое   количество   дополнительных занятий,   где  бы   каждый ребёнок  смог  реализовать  свои эмоциональные,  физические потребности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях. Творческая деятельность должна строиться таким образом,

чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.


Принципы педагогической деятельности в работе со способными детьми:

  • принцип       максимального       разнообразия       предоставленных   возможностей для детей;

  • принцип индивидуализации обучения развития личности;

  • принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога;

  • принцип       свободы      выбора      учащимся      дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


Организация работы с обучающимися:

  1. Групповые занятия.

  2. Организация индивидуальной работы.

  3. Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные.

  4. Организация опытно-исследовательской деятельности.

  5. Организация предметных выставок.

  6. Участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях вне школы (областных, всероссийских, международных и пр).

  7. Поощрение за активное участие в научной (интеллектуальной), творческой работе.

  8. удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация).


  • наличие предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность обучающегося;

  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ученика чувства собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности и творческой активности;

  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности обучающихся;

  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

  • занятие детей в свободной деятельности развивающими занятиями,

  • вовлечение обучающихся в работу кружков, развивающих творческую и интеллектуальную направленность;

  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества, конкурсах, фестивалях и пр.

  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития способностей их детей;


Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

- Анкетирование родителей.

- Родительские собрания.

- Папки-передвижки, перспективный план, рекомендации для -родителей по воспитанию и развитию детей ,индивидуальные беседы, консультации: «Ваш ребенок», «Способный ребенок» , «Единый подход к процессу воспитания», «Интересы детей», «Выявление способностей детей» и т. д.

- Детско-родительские проекты.

- Организация выставок совместного творчества родителей и детей.


Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:

-принцип доверия и поддержки;

-принцип добровольности;

- принцип индивидуальности;

- принцип выбора;

- принцип творчества и успеха;

- принцип привлекательности результатов;

- принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся: наблюдение,  диагностика, беседы с участниками образовательного процесса; консультации; дифференцированные задания; учебные задания практико - ориентированной направленности; проектная, исследовательская деятельность, ролевые игры; конкурсы, выставки; конференции творческого и исследовательского характеров.


Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности

Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся);

-методика Н.Ц. Бадмаевой, для

диагностики учебной мотивации

школьников

- учета желаний родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности;


Работа по развитию способностей

выстраивается с помощью:

- применение индивидуального подхода в

работе с учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных способностей детей и созданием условий в активную познавательную деятельность учащихся ;

- включаются в образовательный процесс

выше перечисленные образовательные

технологии;

- проведение родительских собраний;

- формируются навыки

исследовательской, проектной и творческой

деятельности

Для определения к научной деятельности

применяю методики, созданные А.И

Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Карта одаренности»;

- анкетирование «Интерес к предмету

«Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение»; выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности учащегося;

Дополнительные задания для детей .

Дифференцированная классная и домашняя работа.

Внеурочная деятельность.

Проведение интеллектуальных игр и творческих конкурсов

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации

по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года

Педагогическое наблюдение (используются

методики мозгового штурма, игровые методики,КТД)

Участие в Областных, международных,

всероссийских олимпиадах и конкурсах, фестивалях и пр.

Поведение предметных недель

Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при

решении интеллектуальных творческих задач. Наблюдение за

внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты,

исследовательские работы и т д)

Участие в творческих конкурсах, смотрах,

интеллектуальных играх,

и других мероприятиях, где

используется деятельность в команде,

групп, а так же индивидуальная работа.



Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям:

выявление и развитие.

1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое

наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение факультативных курсов, кружков и др Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня,участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика

разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы

учащихся М.В.Матюхиной.

Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют

очень большое значение для учения.

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,

по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны

особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал :

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой __________самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается