СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занятия на тему "Профессиональная этика"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная программа занятия на тему "Професиональная этика". Может быть использована на занятиях со студентами, обучающимися по направлениям подготовки "Психология", "Педагогика". 

Просмотр содержимого документа
«Программа занятия на тему "Профессиональная этика"»

Программа занятия на тему: «Профессиональная этика»



Тема: Профессиональная этика

Цель:  изучить сущность и усвоить особенности профессиональной этики, систему этических знаний, необходимых для профессионального становления и развития психолога.

Основные понятия: профессиональная этика, этический кодекс, этические принципы.

Подготовка студентов к занятию:

  1. Изучить этический кодекс психолога, его основные принципы и их характеристику;

  2. Подготовить доклады (презентации) на следующие темы (5-7 минут):

  1. Психолого-исторические предпосылки возникновения профессиональной этики;

  2. Этика и культура межличностного общения психолога: общение в профессиональной деятельности психолога.

Продолжительность занятия – 1 час 30 минут (включая перерыв 10 минут).

Ход занятия:


  1. Теоретическая часть (20 минут)

Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

Предметом профессиональной этики выступают:

  • Качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

  • Нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (психолог – клиент, преподаватель – студент и т.д.);

  • Взаимоотношения трудового коллектива с обществом;

  • Взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

  • Цели и методы профессионального обучения и воспитания.


Основное содержание профессиональной этики – это нормы поведения, которые предписывают определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.


Вопрос группе: «Как вы считаете, в чем заключается профессиональная этика в работе психолога?»


Профессиональная этика психолога – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения: как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Этический кодекс – это система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.


Вопрос группе: «Как вы думаете, для чего служит этический кодекс психолога, необходимо ли соблюдать его принципы в профессиональной деятельности?»


Этический кодекс психологов служит (морально-этический кодекс):

  • Для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов;

  • Для регуляции отношений психологов с обществом;

  • Основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.


  1. Представление докладов и их обсуждение с группой (20 минут).


Перерыв – 10 минут.


  1. Обсуждение вопросов (15 минут):

1.    Общая характеристика основных этических принципов.

2.    Принцип конфиденциальности.

3.    Принцип компетентности.

4.    Принцип ответственности.

5.    Принцип этической и юридической правомочности.

6.    Принцип благополучия клиента.


  1. Принцип конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента, клиент должен быть проинформирован в этом.

  2. Принцип компетентности – психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности, несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

  3. Принцип ответственности – психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

  4. Принцип этической и юридической правомочности – психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

  5. Принцип благополучия клиента – психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди». Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту/пациенту.

  6. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования – психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.


  1. Практическая часть (15 минут):

Проблемы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности. Студентам предлагается разделиться на 3 группы. Каждой группе выдаются карточки, на которых перечислены этические принципы психолога (Приложение 1). Студентам необходимо проранжировать этические принципы в работе психолога по их значимости для следующих специалистов:

  • Психолог-консультант;

  • Психолог-диагност;

  • Школьный психолог.

Работа проходит в группе, каждая группа ранжирует принципы для определенного специалиста, необходимо обосновать свою точку зрения и представить свой вариант на обсуждение всей группой. Далее возможно проранжировать данные принципы по степени значимости для группы.


  1. Контроль знаний – тест (Приложение 2) – 10 минут.

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: 2003. – 336 с.

  2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический прект, 1999. – 240 с.

  3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 208 с.

  4. М.Г. Подопригора Деловая этика: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.

  5. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 488 с.

  6. Этический кодекс Российского психологического общества (Санкт-Петербург, РФ, 2003 г.). – http://nov-ppf.narod.ru/documenti/kodeks.htm



Дополнительная:

  1. Кашапов Г.М. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования: Вып.4. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.

  2. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Гуткина Н.И. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2003. – 480 с.

  3. Психология и этика: опыт построения дискуссии. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 1999. – 128 с.



Приложение 1

Основные этические принципы (карточки, для работы в группах)


Принцип конфиденциальности

Принцип компетентности

Принцип ответственности

Принцип этической и юридической правомочности

Принцип благополучия клиента

Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования


Приложение 2

Тест по теме: «Профессиональная этика»


  1. Профессиональная этика – это:

  1. философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль;

  2. принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений;

  3. нормы поведения, которые предписывают определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии;

  4. высокий уровень деятельности специалиста в ходе выполнения им своих обязанностей, проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности.



  1. Основным содержанием профессиональной этики являются:

  1. Нравственные отношения;

  2. Нормы поведения;

  3. Этический кодекс;

  4. Моральные принципы.





  1. Деятельность психолога регулируется:

  1. этико-нравственным кодексом;

  2. этико-правовым кодексом;

  3. профессионально-этическим кодексом;

  4. морально-этическим кодексом.



  1. Какое утверждение верно:

А. Действие этического кодекса психолога распространяется на все виды деятельности психологов, определенные этическим кодексом;

Б. Действие этического кодекса психолога распространяется на все формы работы психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.

  1. Верно только А;

  2. Верно только Б;

  3. Оба утверждения верны;

  4. Оба утверждения неверны.



  1. Верно ли следующее утверждение: этический кодекс служит только для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов?

  1. Да;

  2. Нет.



  1. Какой этический принцип отражается: при проведении исследований, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

  1. Ответственности;

  2. Благополучия клиента;

  3. Компетентности;

  4. Конфиденциальности.



  1. Для чего не служит этический кодекс психолога:

  1. Регуляция отношений психологов с обществом;

  2. Регуляция отношений психологов с начальством и органами управления;

  3. Основа для применения санкций при нарушении этических принципов;

  4. Регуляция деятельности психологов как сообщества.



  1. Возможна ли передача информации, полученной психологом во время исследования третьим лицам? Выберите наиболее полный и правильный ответ:

  1. Нет, существует принцип конфиденциальности, а, следовательно, информация об исследовании может быть доступна только самому психологу;

  2. Да, передача информации третьим лицам разрешена и зачастую необходима;

  3. Нет, передача информации об исследования третьим лицам незаконна;

  4. Да, передача информации об исследовании третьим лицам возможна, но только с согласия клиента и в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.


  1. Положение о том, что заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций является составляющим следующего этического принципа:

  1. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования;

  2. Принцип благополучия клиента;

  3. Принцип этической и юридической правомочности;

  4. Принцип ответственности.


  1. Этический кодекс – это:

  1. совокупность определенных нравственных законов поведения человека;

  2. система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества;

  3. такие приемы работы, которые значительно повышают её эффективность;

  4. прописанные в законодательстве правила поведения.



























Ключ к тесту:



  1. с)

  2. b)

  3. d)

  4. c)

  5. b)

  6. a)

  7. b)

  8. d)

  9. a)

  10. b)