Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа с. Ждамирово
программа
«Здоровье»
2020-2025 г.
Пояснительная записка
«Здоровье» (по определению Всемирной организации здоровья) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Здоровье детей и молодежи является высокой социальной и гуманитарной ценностью. Вместе с тем подростки являются наиболее уязвимой группой населения, которая быстро вовлекается в эпидемический процесс: табакокурение, употребление алкоголя, наркомания, ВИЧ-инфекция и инфекции, передаваемые половым путем. Их доля в возрастной структуре заболеваемости населения с каждым годом увеличивается. Ухудшается и состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Анализ состояния здоровья учащихся показывает, что снижается количество детей, имеющих нормальное физическое развитие, и возрастает число детей, имеющих отклонения в здоровье, в том числе пониженное зрение, избыточный вес, низкорослость, сколиоз.
Рост социально-значимых заболеваний, табакокурения и наркомании, употребления алкоголя среди подростков и молодежи обуславливают такие факторы, как социальная дезадаптация, низкий уровень гигиенических знаний, средовые условия, раннее начало половой жизни, низкая информированность.
Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.
Педагоги все острее понимают свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений.
Поэтому актуальными остаются проблемы обучения детей здоровому образу жизни, грамотному распределению учебного времени, а также профилактике вредных привычек.
Программа «Здоровье» основывается:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 41, 42.
- Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст.7, 54.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» глава XI.
- Конвенцией по правам ребенка ст. 6 п.1.2, 19, Конституцией РФ ст. 41 п. 3.
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ.
- Гражданским кодексом РФ гл.59 ст.1064, 1065 «Общие основания ответственности за причинение вреда».
- Семейным кодексом РФ раздел 4 гл.12 ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей».
- Приказом Минобразования РФ от 15.01.2002 г. № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях», Приказа Минобразования РФ от 07.08.2000 г. № 2414.
- Письмом Минобразования от 12.07.2000 г. № 22-06.778 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений».
- Постановлением правительства РК от 16.12.2013 г. № 500 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 № 189.
- локальными актами школы, регламентирующими вопросы охраны здоровья обучающихся.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе. Обучение детей и их родителей основам здорового образа жизни.
Задачи программы:
Приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами.
Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни; мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»
Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Основные концептуальные положения программы «Здоровье»:
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2. программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
3. программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с электрическими плитами.
Наличие здоровьесберегающих элементов инфраструктуры в нашей школе, отвечающим требованиям САНПиН:
1. Расположение здания школы.
2. Участок образовательного учреждения.
3. Водоснабжение и канализация.
4. Учебные кабинеты: площадь и оснащенность.
5. Кабинет информатики и его оснащенность.
6. Соблюдение размеров мебели.
7. Воздушно-тепловой режим.
8. Освещенность мест занятий.
9. Отличное санитарное состояние.
10. Наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений.
11. Спортивное оборудование и инвентарь.
12. Оборудование спортивной площадки на пришкольной территории.
13. Информационно-библиотечный центр.
Условия создания школьной полноценной среды, наличие оздоровительной инфраструктуры:
1. Медицинский кабинет.
2. Столовая и ее оснащенность.
3. Организация качественного питания для всех учащихся.
Формы здоровьесберегающей деятельности:
Диспансеризация.
Профилактические прививки.
Дни Здоровья.
Спортивные школьные праздники.
Участие обучающихся в районных спортивных соревнованиях.
Беседы о здоровье с учащимися.
Беседы о здоровье с родителями.
Витаминизация блюд в столовой.
Оформление классных и школьных «Уголков здоровья»
Выставки книг в ИБЦ «За здоровый образ жизни»
Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки.
Наиболее значимыми для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьсберегающей направленности является:
- оценка режима дня учебной и внеучебной нагрузки обучающихся;
- оценка организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима обучающихся.
Организация учебного процесса, режим дня, учебной и внеучебной нагрузки:
- расписание уроков в первую смену;
- творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;
- программа «Здоровье» как средство и результат интеграции образовательного и оздоровительного процессов;
- формирование образовательного и воспитательного пространства;
- организация совместной работы с родителями;
- создание образовательного пространства школы как пространства выбора для обучающихся;
- организация отдыха и досуга детей;
- разнообразие и качество работы кружков и секций в системе дополнительного образования;
- создание максимально комфортных условий в школе.
Прогнозируемые результаты:
Формирование функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников.
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физической культурой и спортом.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья всех участников образовательного процесса.
Участники программы:
Обучающиеся;
Педагогическое сообщество;
Родители;
Социальные партнеры (ГИБДД, ПДН, УФСКН, КДН, ПМПК («Мобильные бригады» в составе психолога, детского психотерапевта, педиатра).
Реализация основных направлений программы:
убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника;
проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня;
посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе;
контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков;
проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями;
ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений;
обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой;
контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений;
привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях во внеурочное время;
в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров;
создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса;
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Этапы выполнения программы
Этапы | Наименование мероприятий | Ответственные |
1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в ОУ | Осуществление контроля за соблюдением норм САНПиНа | Директор школы |
2. Организация и проведение диагностических мероприятий | Организация и осуществление мониторинга состояния здоровья обучающихся | Зам. директора по воспитательной работе |
Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся на основе комплексной оценки | Медицинский работник |
3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся | Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов | Директор школы |
Психологическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях | Классные руководители |
Работа по закаливанию обучающихся младших классов | Учителя: физической культуры и начальных классов |
4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении | Различные формы урочной и внеурочной деятельности. Проведение классных часов, бесед, дискуссий по темам: - «Мода и здоровье» - «Экология и здоровье» - Преимущества жизни без сигарет, алкоголя, наркотиков» - «Правильное питание и различные диеты» - «Любовь и здоровье» - «Милосердие, доброта и здоровье» - «Компьютерные игры и здоровье» - «Музыка и здоровье» - «Что такое душевное здоровье?» - «Мой нравственный выбор» - «наступит ли мода на здоровье?» | Учитель физической культуры. Классные руководители |
Организация и проведение спортивных праздников для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся | Учитель физической культуры. Зам. директора по ВР |
5. Работа с родителями обучающихся | Родительские собрания, лектории, спортивные соревнования | Зам. директора по ВР. Родительский комитет. Кл. руководители |
План реализации программы «Здоровье» |
Направление деятельности | Основные меры и мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный |
I. Чистота, красота, уют - здоровье | 1. Озеленение коридоров | в течение года | Учителя биологии, технологии |
2. Улучшение интерьера рекреаций, столовой, классов: - уголки отдыха (скамейки) - стенды на темы «Здоровье», «Здоровый образ жизни» - игровая зона для дошкольной группы - косметический ремонт | в течение года | Директор школы, заместитель директора по УВР, завхоз |
3. Контроль за качеством приготовления пищи, ее полноценностью и полезностью: - обеспечение столовой необходимыми овощами с пришкольного участка - разнообразие меню (первое, второе, третье блюда), приготовление салатов | постоянно | Администрация |
4. Контроль за выполнением САНПИНа | постоянно | Директор, учителя |
5. Соблюдение порядка на территории школы | постоянно | Завхоз, дежурный класс |
6. Беседа с учениками и родителями о необходимости создания благоприятной окружающей среды на классных часах, родительских собраниях | сентябрь, май | Классные руководители |
7. Акция «Миллион цветов» | май, июнь | Учителя биологии, технологии, начальных классов |
II. «В движении наша жизнь» | 1. Организация уроков физической культуры (по группам здоровья) | постоянно | Директор и учитель физкультуры |
2. Работа спортивных секций по ОФП | в течение года | Учитель физкультуры |
3. Соревнования: - по легкой атлетике - по волейболу - по футболу - по теннису - по стрельбе из пневматической винтовки - по лыжным гонкам | в течение года | Учитель физкультуры, замдиректор по УВР |
4. Организация подвижных игр на переменах | постоянно | Физорги классов |
5. Проведение физкультминуток | ежеурочно | Учителя предметники |
6. Утренняя зарядка | ежедневно | Учитель физкультуры, классные руководители |
7. Дни здоровья | 4 раза в год | Учитель физкультуры, замдиректор по УВР |
8. «Веселые старты» | 4 раза в год | Учитель физкультуры, классные руководители |
9. Туристические походы | февраль, июнь | Начальник летнего оздоровительного лагеря, учитель физкультуры, учителя начальных классов |
III. «Знания – сила» | 1. Уроки по предметам: - биология - ОБЖ - химия - физкультура - технология | по планам | Учителя предметники |
2. Внеклассные мероприятия: - «Профилактика вредных привычек» - «Воздействие никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека» - «Влияние физических нагрузок на здоровье человека» - «Предупреждение травматизма» - «Оказание первой доврачебной помощи в различных ситуациях» | в течение года | Классные руководители |
IV. Работа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения | 1. Классные часы: - «Курение опасно для здоровья» - «Наркомания – безумие» - «Вред алкоголя» | ноябрь | Классные руководители |
2. Акция «Меняю сигарету на конфету» | сентябрь, апрель | Ученический совет, классные руководители |
3. Выпуск тематических стенгазет | сентябрь, январь, апрель | Замдиректор по УВР, классные руководители |
4. Конкурсы рисунков и плакатов на антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду | в течение года | Учитель ИЗО |
5. Работа агидплощадок во время «Дней здоровья» | в конце учебного года | Замдиректор по УВР, ученический совет |
6. Мониторинг учащихся | раз в четверть | Администрация, учитель физкультуры |
7. Работа родительского лектория | в течение года | Классные руководители |
8. Тематические встречи с медработниками | в течение года | Замдиректор по УВР |
9. Оформление тематических стендов: - «Знай и живи» - «Твое здоровье в твоих руках» | в течение года | Замдиректора по УВР, ученический совет |
10. Пропаганда здорового образа жизни: - организация досуга - проведение физкультурно-оздоровительной работы | постоянно | Администрация, классные руководители |
V. Профилактика | 1. Медицинское обследование детей | ежегодно по графику | Администрация школы |
2. Просветительская работа во время эпидемии гриппа и других инфекционных заболеваниях: - оформление рубрики в «Уголке здоровья» - проведение бесед на темы «Простудные заболевания», «Отравления» - изучение правил личной гигиены | по необхо-димости | Классные руководители |
3. Закаливающие процедуры во время работы ЛОЛ | июнь | Воспитатели ЛОЛ |
4. Выполнение норм по САНПИНу | постоянно | Администрация школы |
VI. Скорая помощь | 1. Отработка приемов оказания первой помощи во время проведения «Дней здоровья», на уроках ОБЖ и биологии | в течение года | Классные руководители, учителя предметники |
VII. Профилактика травматизма | 1. Занятия по ПДД | в течение года | Кл. руководители, замдиректор по УВР, работники ГИБДД |
2. Тематические уроки по ОБЖ | в течение года | Учитель ОБЖ |
3. Инструктажи по технике безопасности | в течение года | Классные руководители |
4. Статистика и анализ случаев травматизма в школе | в течение года | Замдиректора по УВР |