СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Здоровье"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Здоровье"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа с. Ждамирово









программа

«Здоровье»













2020-2025 г.


Пояснительная записка


«Здоровье» (по определению Всемирной организации здоровья) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Здоровье детей и молодежи является высокой социальной и гуманитарной ценностью. Вместе с тем подростки являются наиболее уязвимой группой населения, которая быстро вовлекается в эпидемический процесс: табакокурение, употребление алкоголя, наркомания, ВИЧ-инфекция и инфекции, передаваемые половым путем. Их доля в возрастной структуре заболеваемости населения с каждым годом увеличивается. Ухудшается и состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Анализ состояния здоровья учащихся показывает, что снижается количество детей, имеющих нормальное физическое развитие, и возрастает число детей, имеющих отклонения в здоровье, в том числе пониженное зрение, избыточный вес, низкорослость, сколиоз.

Рост социально-значимых заболеваний, табакокурения и наркомании, употребления алкоголя среди подростков и молодежи обуславливают такие факторы, как социальная дезадаптация, низкий уровень гигиенических знаний, средовые условия, раннее начало половой жизни, низкая информированность.

Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.

Педагоги все острее понимают свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений.

Поэтому актуальными остаются проблемы обучения детей здоровому образу жизни, грамотному распределению учебного времени, а также профилактике вредных привычек.

Программа «Здоровье» основывается:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 41, 42.

- Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст.7, 54.

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» глава XI.

- Конвенцией по правам ребенка ст. 6 п.1.2, 19, Конституцией РФ ст. 41 п. 3.

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ.

- Гражданским кодексом РФ гл.59 ст.1064, 1065 «Общие основания ответственности за причинение вреда».

- Семейным кодексом РФ раздел 4 гл.12 ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей».

- Приказом Минобразования РФ от 15.01.2002 г. № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях», Приказа Минобразования РФ от 07.08.2000 г. № 2414.

- Письмом Минобразования от 12.07.2000 г. № 22-06.778 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений».

- Постановлением правительства РК от 16.12.2013 г. № 500 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 № 189.

- локальными актами школы, регламентирующими вопросы охраны здоровья обучающихся.

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе. Обучение детей и их родителей основам здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • Приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами.

  • Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни; мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

  • Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»

  • Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.



Основные концептуальные положения программы «Здоровье»:

1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

2. программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.

3. программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с электрическими плитами.

Наличие здоровьесберегающих элементов инфраструктуры в нашей школе, отвечающим требованиям САНПиН:

1. Расположение здания школы.

2. Участок образовательного учреждения.

3. Водоснабжение и канализация.

4. Учебные кабинеты: площадь и оснащенность.

5. Кабинет информатики и его оснащенность.

6. Соблюдение размеров мебели.

7. Воздушно-тепловой режим.

8. Освещенность мест занятий.

9. Отличное санитарное состояние.

10. Наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений.

11. Спортивное оборудование и инвентарь.

12. Оборудование спортивной площадки на пришкольной территории.

13. Информационно-библиотечный центр.

Условия создания школьной полноценной среды, наличие оздоровительной инфраструктуры:

1. Медицинский кабинет.

2. Столовая и ее оснащенность.

3. Организация качественного питания для всех учащихся.

Формы здоровьесберегающей деятельности:

  • Диспансеризация.

  • Профилактические прививки.

  • Дни Здоровья.

  • Спортивные школьные праздники.

  • Участие обучающихся в районных спортивных соревнованиях.

  • Беседы о здоровье с учащимися.

  • Беседы о здоровье с родителями.

  • Витаминизация блюд в столовой.

  • Оформление классных и школьных «Уголков здоровья»

  • Выставки книг в ИБЦ «За здоровый образ жизни»

Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки.

Наиболее значимыми для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьсберегающей направленности является:

- оценка режима дня учебной и внеучебной нагрузки обучающихся;

- оценка организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима обучающихся.

Организация учебного процесса, режим дня, учебной и внеучебной нагрузки:

- расписание уроков в первую смену;

- творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;

- программа «Здоровье» как средство и результат интеграции образовательного и оздоровительного процессов;

- формирование образовательного и воспитательного пространства;

- организация совместной работы с родителями;

- создание образовательного пространства школы как пространства выбора для обучающихся;

- организация отдыха и досуга детей;

- разнообразие и качество работы кружков и секций в системе дополнительного образования;

- создание максимально комфортных условий в школе.


Прогнозируемые результаты:



  • Повышение и популяризация престижа здорового образа жизни.

  • Формирование функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников.

  • Рост   уровня   физического   развития   и   физической  подготовленности школьников.

  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

  • Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физической культурой и спортом.

  • Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья всех участников образовательного процесса.



Участники программы:

  • Обучающиеся;

  • Педагогическое сообщество;

  • Родители;

  • Социальные партнеры (ГИБДД, ПДН, УФСКН, КДН, ПМПК («Мобильные бригады» в составе психолога, детского психотерапевта, педиатра).


Реализация основных направлений программы:

  • убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника;

  • проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня;

  • посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе;

  • контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков;

  • проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями;

  • ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений;

  • обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой;

  • контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений;

  • привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях во внеурочное время;

  • в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров;

  • создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса;

  • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Этапы выполнения программы

Этапы

Наименование мероприятий

Ответственные

1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в ОУ

Осуществление контроля за соблюдением норм САНПиНа

Директор школы

2. Организация и проведение диагностических мероприятий

Организация и осуществление мониторинга состояния здоровья обучающихся

Зам. директора по воспитательной работе

Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся на основе комплексной оценки

Медицинский работник

3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся

Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов

Директор школы

Психологическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях

Классные руководители

Работа по закаливанию обучающихся младших классов

Учителя: физической культуры и начальных классов

4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении

Различные формы урочной и внеурочной деятельности. Проведение классных часов, бесед, дискуссий по темам:

- «Мода и здоровье»

- «Экология и здоровье»

- Преимущества жизни без сигарет, алкоголя, наркотиков»

- «Правильное питание и различные диеты»

- «Любовь и здоровье»

- «Милосердие, доброта и здоровье»

- «Компьютерные игры и здоровье»

- «Музыка и здоровье»

- «Что такое душевное здоровье?»

- «Мой нравственный выбор»

- «наступит ли мода на здоровье?»

Учитель физической культуры. Классные руководители

Организация и проведение спортивных праздников для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся

Учитель физической культуры.

Зам. директора по ВР

5. Работа с родителями обучающихся

Родительские собрания, лектории, спортивные соревнования

Зам. директора по ВР.

Родительский комитет.

Кл. руководители


План реализации программы «Здоровье»


Направление деятельности

Основные меры и мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

I. Чистота, красота, уют - здоровье

1. Озеленение коридоров


в течение года

Учителя биологии, технологии

2. Улучшение интерьера рекреаций, столовой, классов:

- уголки отдыха (скамейки)

- стенды на темы «Здоровье», «Здоровый образ жизни»

- игровая зона для дошкольной группы

- косметический ремонт

в течение года






Директор школы, заместитель директора по УВР, завхоз




3. Контроль за качеством приготовления пищи, ее полноценностью и полезностью:

- обеспечение столовой необходимыми овощами с пришкольного участка

- разнообразие меню (первое, второе, третье блюда), приготовление салатов

постоянно






Администрация







4. Контроль за выполнением САНПИНа

постоянно

Директор, учителя

5. Соблюдение порядка на территории школы

постоянно

Завхоз, дежурный класс

6. Беседа с учениками и родителями о необходимости создания благоприятной окружающей среды на классных часах, родительских собраниях

сентябрь, май


Классные

руководители


7. Акция «Миллион цветов»

май, июнь

Учителя биологии, технологии, начальных классов

II. «В движении наша жизнь»

1. Организация уроков физической культуры (по группам здоровья)

постоянно


Директор и учитель физкультуры

2. Работа спортивных секций по ОФП

в течение года

Учитель физкультуры

3. Соревнования:

- по легкой атлетике

- по волейболу

- по футболу

- по теннису

- по стрельбе из пневматической винтовки

- по лыжным гонкам

в течение года







Учитель физкультуры, замдиректор по УВР





4. Организация подвижных игр на переменах

постоянно


Физорги классов


5. Проведение физкультминуток

ежеурочно


Учителя предметники

6. Утренняя зарядка



ежедневно



Учитель

физкультуры, классные руководители

7. Дни здоровья



4 раза в год



Учитель физкультуры, замдиректор по УВР

8. «Веселые старты»


4 раза в год


Учитель физкультуры, классные руководители

9. Туристические походы

февраль, июнь

Начальник летнего оздоровительного лагеря, учитель физкультуры, учителя начальных классов

III. «Знания – сила»

1. Уроки по предметам:

- биология

- ОБЖ

- химия

- физкультура

- технология

по планам




Учителя предметники




2. Внеклассные мероприятия:

- «Профилактика вредных привычек»

- «Воздействие никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека»

- «Влияние физических нагрузок на здоровье человека»

- «Предупреждение травматизма»

- «Оказание первой доврачебной помощи в различных ситуациях»

в течение года

Классные руководители

IV. Работа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

1. Классные часы:

- «Курение опасно для здоровья»

- «Наркомания – безумие»

- «Вред алкоголя»

ноябрь




Классные руководители



2. Акция «Меняю сигарету на конфету»

сентябрь, апрель

Ученический совет, классные руководители

3. Выпуск тематических стенгазет


сентябрь, январь, апрель

Замдиректор по УВР, классные руководители

4. Конкурсы рисунков и плакатов на антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду

в течение года


Учитель ИЗО


5. Работа агидплощадок во время «Дней здоровья»

в конце учебного года

Замдиректор по УВР, ученический совет

6. Мониторинг учащихся


раз в четверть

Администрация, учитель физкультуры

7. Работа родительского лектория

в течение года

Классные руководители

8. Тематические встречи с медработниками

в течение года

Замдиректор по УВР

9. Оформление тематических стендов:

- «Знай и живи»

- «Твое здоровье в твоих руках»

в течение года

Замдиректора по УВР, ученический совет

10. Пропаганда здорового образа жизни:

- организация досуга

- проведение физкультурно-оздоровительной работы

постоянно

Администрация, классные руководители

V. Профилактика

1. Медицинское обследование детей

ежегодно по графику

Администрация школы

2. Просветительская работа во время эпидемии гриппа и других инфекционных заболеваниях:

- оформление рубрики в «Уголке здоровья»

- проведение бесед на темы «Простудные заболевания», «Отравления»

- изучение правил личной гигиены

по необхо-димости








Классные руководители








3. Закаливающие процедуры во время работы ЛОЛ

июнь


Воспитатели ЛОЛ

4. Выполнение норм по САНПИНу

постоянно

Администрация школы

VI. Скорая помощь

1. Отработка приемов оказания первой помощи во время проведения «Дней здоровья», на уроках ОБЖ и биологии

в течение года

Классные руководители, учителя предметники

VII. Профилактика травматизма

1. Занятия по ПДД



в течение года


Кл. руководители, замдиректор по УВР, работники ГИБДД

2. Тематические уроки по ОБЖ

в течение года

Учитель ОБЖ

3. Инструктажи по технике безопасности

в течение года

Классные руководители

4. Статистика и анализ случаев травматизма в школе

в течение года

Замдиректора по УВР



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!