Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 г. Азова
Комплексная программа
« Здоровые дети – здоровая нация».
Составители:
педагог – психолог
БежковаВ.В.
Город Азов
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ»
1. ВВЕДЕНИЕ
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укрепилось состояние их здоровья? Теоретически - да, практически- не получается. Врачи- педиатры, наблюдающие состояние здоровья обучающихся, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме обучающихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «Школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением . К этим болезням была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз(боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших обучающихся чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе. К другим заболеваниям, часто возникающим у обучающихся, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т. д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных обучающихся стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять о сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья обучающихся .
Именно поэтому разработанная программа «Здоровые дети – здоровая нация» » направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование у обучающихся.
В реализации программы задействованы службы школы: администрация, педагоги, психологи, медицинский работник и технический персонал.
2. Цель программы
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха. Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
3. Задачи
1. Отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора обучающихся в области физической культуры и спорта.
4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости обучающихся школы.
5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
4. Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
5. Участники программы
-обучающиеся;
-классные руководители;
-учителя-предметники;
-школьный врач;
-врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
-врачи-специалисты;
-школьные специалисты (психологи);
-родители
6. Основные направления деятельности
- Учебно-воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная.
Срок исполнения | Мероприятие | Исполнители |
Сентябрь | Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для обучающихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям. | |
Сентябрь - ноябрь | Валеологический анализ расписания уроков | |
В течение всего года | Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием обучающихся на свежем воздухе (1-4 классы). | |
В течение всего года | Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму обучающихся разных возрастов. | |
В течение всего года | Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии. | |
В течение всего года | Контроль за выполнением норм самообслуживания. | |
В течение всего года | Контроль за правилами использования ТСО. | |
В течение всего года | Повышение валеологической грамотности учителей и использование её на уроках. | |
Май | Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов. | |
-Диагностическая работа- комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как обучающихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
Срок исполнения | мероприятие | Ответственный |
Сентябрь-октябрь | Создание «Паспорта здоровья» | |
Октябрь-март | Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой) | |
Сентябрь-март | Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям обучающихся разных возрастных групп. | |
Апрель-май | Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учетом сложности программ обучения) | |
Профилактическая и коррекционная работа- предупреждение и своевременное выявления отклонений в развитии и состоянии здоровья обучающихся, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
Срок исполнения | мероприятие | Ответственный |
Сентябрь, январь | Плановый медосмотр | |
Сентябрь-октябрь | Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов | |
В течение всего года | Формирование, сохранение и корректировка здоровья обучающихся и педагогов | |
В течение всего года | Мониторинг санитарного состояния учебного помещения- отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация | |
Октябрь | Плановая диспансеризация обучающихся | |
В течение всего года | Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов) | |
В течение всего года | Контроль за состоянием рабочей мебели | |
Январь, май | Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации | |
Февраль-апрель | Плановая диспансеризация обучающихся | |
В течение года | Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы | |
- Систематическая профилактическая работа с целью сохранения и укрепления здоровья, внедрение новых методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс (в частности, курса валеологии для обучающихся младших, средних, старших классов).
. Сроки исполнения | Мероприятие | Ответственный |
В течение всего года | Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья обучающихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса | Учителя - предметники |
В течение года | Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии обучающихся разных возрастов | |
В течение года | Контроль за недопустимостью использования в отношении обучающихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов | |
- Информационно-просветительская работа- пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
Срок исполнения | Мероприятие | Ответственный |
В течение всего года | Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья | |
В течение всего года | Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание обучающихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек) | |
7. Функции различных категорий работников школы в контексте
реализации программ
1.Функции медицинской службы школы:
-проведение диспансеризации обучающихся школы;
-медосмотр обучающихся школы, определение уровня физического здоровья;
-выявление учащихся специальной медицинской группы;
2.Функции директора и его заместителей:
-общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
-общее руководство по организации валеологической службы в школе;
-общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в школе;
-организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
-организация контроля уроков физкультуры;
-обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работа спортивных секций;
-разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
-организация работы классных руководителей по программе «Здоровые дети – здоровая нация»» и ее контроль;
-организация создания банка данных о социально-неблагополучных семьях
и обеспечение поддержки детей из таких семей;
-организация работы психологической и социальной службы в школе.
3.Функции классного руководителя:
-санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся в школе;
-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся;
-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
-организация и проведение профилактической работы с родителями;
-организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;
-организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.);
-организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
-организация и проведение диагностик уровня и качества знаний обучающимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
8.Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждения | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Детская поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь |
Взрослые поликлиники | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь |
Детская стоматологическая поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмотры и, при необходимости, лечение |
ГИБДД | Предупреждение детского травматизма на дорогах | Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся |
Дом семьи | Пропаганда ЗОЖ | Лекции, беседы, видеофильмы |
ВДПО | Пропаганда пожарно – технических знаний среди учащихся | Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся, практические занятия |
9. План реализации программы «Здоровые дети – здоровая нация» на 2011-2016 учебные годы
.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся. Медицинская диагностика.
№ | Мероприятия | Срок | Класс | Ответственный |
1. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп | Сентябрь | 1-11 | Медицинская сестра, классные руководители, учитель физкультуры |
2 | Диспансеризация в детской поликлинике | Октябрь-февраль | 1,5,7,9-й | Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники |
3 | Профосмотры старшеклассников во взрослых поликлиниках | Февраль-март | 10-11-й | Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники |
4 | Профосмотры детей в условиях школы | Декабрь-апрель | 2,4,6,8-й | Медицинская сестра, прикрепленный врач –педиатр |
5 | Анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра, зам. директора по ВР |
6 | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра, классные руководители |
2. Мониторинг психофизиологического здоровья обучающихся
1. | Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры |
2. | Психологический мониторинг здоровья обучающихся: | Сентябрь - январь | -тест на адаптацию в начальной школе, средней школе; | Психолог |
3 .Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе
1. | Эстетическое оформление класса и школы | В течение года | 1-11-й | Зам. директора по ВР, классные руководители, вожатый |
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | В течение года | 1-11-й | зам. директора по УВР |
3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: -проветривание; -освещение; -отопление; -вентиляция; -уборка | Ежедневно 1 раз в неделю | Все помещения | Зам. дирепктора по АХЧ, медицинская сестра, инженер по охране труда |
4. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом | ежедневно | | Отв. за организацию питания, медицинская сестра |
5. | Диагностика загруженности обучающихся домашними заданиями | В течение года | | |
6. | Организация активного отдыха на переменах | постоянно | 1-4-й | Классные руководители, |
7. | Профилактическая работа во время эпидемий | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра |
8. | Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра, классные руководители, учитель ОБЖ |
9. | Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры, вожатая, классный руководитель |
10. | Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры | В течение года | 1-11-й | Учителя - предметники |
11. | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры, учителя начальной школы, вожатая |
12. | Организация школьных соревнований и участие школьников в окружных соревнованиях | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры, вожатая |
13. | Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий | В течение года | 1-11-й | Зам.директора по ВР, классные руководители |
14. | Работа спортивных секций | В течение года | 5-11-й | Руководители секций, учителя физкультуры |
Профилактика травматизма.
Срок исполнения | Мероприятие | Класс | Ответственный |
В течение года | Занятия по правилам дорожного движения | 1 – 11 -й | Зам. директора по ВР, вожатый, классные руководители |
В течение года | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ и «Человек и здоровье» | 1-11- й | Учитель ОБЖ, биологии, учителя начальных классов |
В течение года | Инструктаж сотрудников и обучающихся школы по правилам техники безопасности | 1-11-й | Директор школы, зам.директора по АХЧ, зам.директора по ВР, классные руководители |
В течение года | Статистика и анализ случаев травматизма в школе | 1-11-й | Директор, зам.директора, классные руководители, медицинская сестра |
В течение года | Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек | 1 – 11-й | Зам.директора по ВР, вожатый, классные руководители, учителя - предметники |
В течение года | Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ | 1-11-й | Преподаватели ОБЖ, биологии, природоведения |
В течение года | Тематические классные часы | 1-11-й | Классные руководители |
В течение года | Тематические родительские собрания | В течение года | Классные руководители, зам. директора по ВР |
По плану | Встречи с сотрудниками наркологического диспансера | 8-11-й | Зам. директора по ВР |
По плану | Лекции специалистов | 5 – 11-й | Директор, зам. директора по ВР, классные руководители |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.