СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Здоровые дети - здоровая нация

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

школьная программа Здоровые дети - здоровая нация

Просмотр содержимого документа
«Программа Здоровые дети - здоровая нация»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 г. Азова













Комплексная программа

« Здоровые дети – здоровая нация».















Составители:

педагог – психолог

БежковаВ.В.





















Город Азов

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ»



1. ВВЕДЕНИЕ

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укрепилось состояние их здоровья? Теоретически - да, практически- не получается. Врачи- педиатры, наблюдающие состояние здоровья обучающихся, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме обучающихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «Школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением . К этим болезням была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз(боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

У наших обучающихся чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе. К другим заболеваниям, часто возникающим у обучающихся, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т. д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных обучающихся стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять о сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья обучающихся .

Именно поэтому разработанная программа «Здоровые дети – здоровая нация» » направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование у обучающихся.

В реализации программы задействованы службы школы: администрация, педагоги, психологи, медицинский работник и технический персонал.



2. Цель программы

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха. Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

3. Задачи

1. Отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора обучающихся в области физической культуры и спорта.

4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости обучающихся школы.

5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

4. Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

5. Участники программы

-обучающиеся;

-классные руководители;

-учителя-предметники;

-школьный врач;

-врач-педиатр, закрепленный за учреждением;

-врачи-специалисты;

-школьные специалисты (психологи);

-родители

6. Основные направления деятельности

- Учебно-воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная.



Срок исполнения

Мероприятие

Исполнители

Сентябрь

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для обучающихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.


Сентябрь - ноябрь

Валеологический анализ расписания уроков


В течение всего года

Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием обучающихся на свежем воздухе (1-4 классы).



В течение всего года

Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму обучающихся разных возрастов.


В течение всего года

Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии.


В течение всего года

Контроль за выполнением норм самообслуживания.


В течение всего года

Контроль за правилами использования ТСО.


В течение всего года

Повышение валеологической грамотности учителей и использование её на уроках.


Май

Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов.




-Диагностическая работа- комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как обучающихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.





Срок исполнения

мероприятие

Ответственный

Сентябрь-октябрь


Создание «Паспорта здоровья»


Октябрь-март


Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой)


Сентябрь-март


Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям обучающихся разных возрастных групп.


Апрель-май


Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учетом сложности программ обучения)




Профилактическая и коррекционная работа- предупреждение и своевременное выявления отклонений в развитии и состоянии здоровья обучающихся, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.

Срок исполнения

мероприятие

Ответственный

Сентябрь, январь


Плановый медосмотр


Сентябрь-октябрь


Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов


В течение всего года


Формирование, сохранение и корректировка здоровья обучающихся и педагогов


В течение всего года


Мониторинг санитарного состояния учебного помещения- отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация


Октябрь

Плановая диспансеризация обучающихся


В течение всего года

Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов)


В течение всего года

Контроль за состоянием рабочей мебели


Январь, май


Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации


Февраль-апрель


Плановая диспансеризация обучающихся


В течение года

Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы




- Систематическая профилактическая работа с целью сохранения и укрепления здоровья, внедрение новых методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс (в частности, курса валеологии для обучающихся младших, средних, старших классов).

. Сроки исполнения

Мероприятие

Ответственный

В течение всего года

Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья обучающихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса


Учителя - предметники

В течение года

Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии обучающихся разных возрастов


В течение года

Контроль за недопустимостью использования в отношении обучающихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов




- Информационно-просветительская работа- пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

Срок исполнения

Мероприятие

Ответственный

В течение всего года


Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья


В течение всего года


Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание обучающихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек)






7. Функции различных категорий работников школы в контексте

реализации программ

1.Функции медицинской службы школы:

-проведение диспансеризации обучающихся школы;

-медосмотр обучающихся школы, определение уровня физического здоровья;

-выявление учащихся специальной медицинской группы;

2.Функции директора и его заместителей:

-общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

-общее руководство по организации валеологической службы в школе;

-общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в школе;

-организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

-организация контроля уроков физкультуры;

-обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работа спортивных секций;

-разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;

-организация работы классных руководителей по программе «Здоровые дети – здоровая нация»» и ее контроль;

-организация создания банка данных о социально-неблагополучных семьях

и обеспечение поддержки детей из таких семей;

-организация работы психологической и социальной службы в школе.



3.Функции классного руководителя:

-санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся в школе;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

-организация и проведение профилактической работы с родителями;

-организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;

-организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.);

-организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;

-организация и проведение диагностик уровня и качества знаний обучающимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

8.Сотрудничество школы с другими учреждениями



Учреждения


Задачи и направления


Формы взаимодействия


Детская поликлиника


Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь


Взрослые поликлиники

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь


Детская стоматологическая поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры и, при необходимости, лечение


ГИБДД


Предупреждение детского травматизма на дорогах

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся


Дом семьи

Пропаганда ЗОЖ

Лекции, беседы, видеофильмы


ВДПО

Пропаганда пожарно – технических знаний среди учащихся

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся, практические занятия






9. План реализации программы «Здоровые дети – здоровая нация» на 2011-2016 учебные годы

.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся. Медицинская диагностика.

Мероприятия


Срок


Класс


Ответственный


1.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп

Сентябрь

1-11

Медицинская сестра, классные руководители, учитель физкультуры


2

Диспансеризация в детской поликлинике

Октябрь-февраль

1,5,7,9-й

Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники

3

Профосмотры старшеклассников во взрослых поликлиниках

Февраль-март

10-11-й

Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники

4

Профосмотры детей в условиях школы

Декабрь-апрель

2,4,6,8-й

Медицинская сестра, прикрепленный врач –педиатр

5

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра, зам. директора по ВР

6

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра, классные руководители

2. Мониторинг психофизиологического здоровья обучающихся

1.

Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека

В течение года

1-11-й

Учитель физкультуры

2.

Психологический мониторинг здоровья обучающихся:

Сентябрь - январь

-тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;

Психолог



3 .Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе

1.

Эстетическое оформление класса и школы

В течение года

1-11-й

Зам. директора по ВР, классные руководители, вожатый

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В течение года

1-11-й

зам. директора по УВР

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

-проветривание;

-освещение;

-отопление;

-вентиляция;

-уборка


Ежедневно


1 раз в неделю


Все помещения

Зам. дирепктора по АХЧ, медицинская сестра, инженер по охране труда

4.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

ежедневно

Отв. за организацию питания, медицинская сестра

5.

Диагностика загруженности обучающихся домашними заданиями

В течение года


6.

Организация активного отдыха на переменах

постоянно

1-4-й

Классные руководители,


7.


Профилактическая работа во время эпидемий

В течение года


1-11-й


Медицинская сестра


8.

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы

В течение года


1-11-й

Медицинская сестра, классные руководители, учитель ОБЖ


9.

Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга


В течение года


1-11-й


Учитель физкультуры, вожатая, классный руководитель


10.

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

В течение года


1-11-й


Учителя - предметники


11.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В течение года


1-11-й

Учитель физкультуры, учителя начальной школы, вожатая


12.

Организация школьных соревнований и участие школьников в окружных соревнованиях

В течение года


1-11-й


Учитель физкультуры, вожатая


13.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий

В течение года


1-11-й


Зам.директора по ВР, классные руководители

14.

Работа спортивных секций


В течение года


5-11-й


Руководители секций, учителя физкультуры




Профилактика травматизма.

Срок исполнения

Мероприятие

Класс

Ответственный

В течение года


Занятия по правилам дорожного движения


1 – 11 -й

Зам. директора по ВР, вожатый, классные руководители


В течение года

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ и «Человек и здоровье»


1-11- й

Учитель ОБЖ, биологии, учителя начальных классов

В течение года

Инструктаж сотрудников и обучающихся школы по правилам техники безопасности

1-11-й


Директор школы, зам.директора по АХЧ, зам.директора по ВР, классные руководители


В течение года


Статистика и анализ случаев травматизма в школе


1-11-й


Директор, зам.директора, классные руководители, медицинская сестра


В течение года


Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек


1 – 11-й

Зам.директора по ВР, вожатый, классные руководители, учителя - предметники

В течение года

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ

1-11-й


Преподаватели ОБЖ, биологии, природоведения


В течение года


Тематические классные часы

1-11-й


Классные руководители


В течение года


Тематические родительские собрания

В течение года


Классные руководители, зам. директора по ВР


По плану

Встречи с сотрудниками наркологического диспансера


8-11-й


Зам. директора по ВР


По плану

Лекции специалистов


5 – 11-й

Директор, зам. директора по ВР, классные руководители






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.