Пояснительная записка
Состояние здоровья школьников младшего возраста требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату класса.
По данным статистики в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Причин много:
малоподвижный образ жизни,
перегрузка учебного процесса,
несбалансированное питание,
отсутствие здорового образа жизни во многих семьях,
неблагополучная экологическая ситуация и т.д.
От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Всем известно: здоровый ребенок – лучший ученик!
В настоящее время очень много разработанных программ по укреплению и сохранению здоровья детей освещаются в периодической и методической литературе. Опираясь на эти материалы, разработана программа по укреплению и сохранению здоровья учащихся. Она составлена с учётом возрастных особенностей детей, применительно к условиям нашей школы.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому параллельно с оздоровительно- физкультурными мероприятиями целесообразнее использовать и просветительскую деятельность
А это удобнее всего осуществлять на уроках здоровья. Уроки здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки и т. д., хорошо воспринимаются детьми, дают положительные результаты. Ребенок на уроках здоровья, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Цель программы - формирование у обучающихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Задачи программы:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
содействовать сохранению здоровья каждого школьника
формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни;
формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек;
обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
пропаганда среди родителей и детей основ здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
В результате ученики узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др. Дети научатся осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя. Школьники научатся делать самоанализ; формируются навыки прогнозировать ситуацию.
Основные направления деятельности
1. Объединение обучающихся в группы в соответствии с их интересами для совместных занятий
2. Проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья.
3. Подготовка и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекториев.
4. Организация экскурсий, походов, прогулок.
5. Пропаганда здорового образа жизни детей.
6. Организацию интересного и плодотворного досуга, в том числе и в каникулярное время.
7. Привлечение внимания родителей к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.
предполагаемые формы работы
I. Учет состояния здоровья детей:
1. Анализ медицинских карт обучающихся.
2. Определение групп здоровья.
3. Учет посещаемости занятий.
4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы класса.
II. Профилактика заболеваний обучающихся
- организация медицинского всеобуча, - организация медицинского обследования, - соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися,- соблюдение гигиенических условий и факторов (шум, освещенность, воздушная среда, размеры мебели, организация питания, ассортимент и качество пищи и др.) в школе, - соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание обучающихся согласно рекомендациям, предотвращение перегрузки учебными занятиями (рациональное расписание занятий), дозирование домашних заданий, - осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди обучающихся - обеспечение надлежащих психолого-педагогических факторов (психологический климат в классах, наличие эмоциональных разрядок, стиль общения педагога с детьми, индивидуальный подход и др.), - беседы, лекции, просмотры научно-популярных телепрограмм, видеофильмов, - проведение общешкольных конкурсов "Самый здоровый класс" и "Спортсмен года".
III. Основные направления пропаганды здорового образа жизни:
1. Тематические беседы, утренники, классные часы, лекции, познавательные игры, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции.
2. Совместная работа с органами здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и употребления алкоголя.
3. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
4. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через беседы, уроки литературы, окружающего мира, ОБЖ, физической культуры.
IV. Соревнования и спортивные праздники:
- "Веселые старты"
- "Папа, мама, я - спортивная семья"
- "Самый сильный, самый смелый"
- общешкольные соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу, минифутболу и др.
- русские народные игры и забавы.
Тематика бесед, утренников, классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:
1. Цикл бесед "Гигиена школьника".
2. «Режим дня»
3. "Здоровые привычки - здоровый образ жизни".
4. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".
5. "Кто наши враги".
6. "О спорт, ты - мир!".
7. "Режим питания".
8. "Вредные привычки и их преодоление".
9. «Компьютерный ребенок»
10. "Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек".
11. "Курить – здоровью вредить".
12. "Память: как ее тренировать".
13. "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека".
14. "Сотвори себя сам".
15. "Нет наркотикам".
16. "ВИЧ-инфекции".
17. Занятия по профилактике наркомании.
Родительские собрания:
Сентябрь « Трудности адаптации первоклассников к школьным условиям.
Ноябрь « Режим дня в жизни школьника».
Декабрь. «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром».
Февраль « Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье»
Апрель «Ребенок должен быть здоровым»
Планирование отражает все компоненты здоровья:
режим дня,
отказ от вредных привычек,
выбор одежды,
положительные эмоции,
рациональное питание,
закаливание и оздоровление,
чистота тела,
продукты питания,
чистота дома и в природе,
движение.
Комфортная пространственная среда:
• работа по организации системы рационального питания;
• санитарный день (по вторникам);
• соответствующее оформление классной комнаты;
• создание возможностей для соблюдения правил гигиены;
• комнатные цветы для очищения воздуха (хлорофитум)
Тематическое планирование
№ | Название мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Организация горячего питания | Сентябрь | Кл. руководитель Администрация школы |
2 | Витаминизация блюд и напитков в школьной столовой | В течение года | Администрация школы |
3 | Выделение детей в основную и подготовительную группу | Сентябрь | Кл. руководитель Мед.работник |
4 | Медосмотр учащихся | I етверть | Врачи Заиграевской ЦРБ |
5 | Диспансеризация учащихся | В течение года | Врачи Заиграевской ЦРБ |
6 | Организация и проведение зарядки | В течение года | Кл.руководитель Министерство здравоохранения и спорта |
7 | Организация работы по посещению спортивных секции: легкая атлетика;- волейбол;- футбол; туризм | Сентябрь | Кл. руководитель Учителя физической культуры |
8 | Участие в школьной спартакиаде | В течение года | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта |
9 | Участие класса в Днях здоровья . Цикл бесед "Гигиена школьника". | В течение года | Кл. руководитель Учителя физической культуры |
10 | Встреча с работниками здравоохранения Беседа о профилактике простудных заболеваний | Октябрь-ноябрь | Кл. руководитель Врачи Заиграевской ЦРБ |
11 | Классные часы: «План внутреннего распорядка школы»; «Режим дня»; «Компьютерный ребенок» | Октябрь | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта Министерство печати |
12 | Классные часы: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу". "Вредные привычки и их преодоление". «Путешествие в город дорожных знаков» | Ноябрь | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта Министерство печати Сотрудники ГИБДД |
13 | Мама, папа, я – спортивная семья | Декабрь | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта |
14 | Классные часы: "Здоровые привычки - здоровый образ жизни". "Сотвори себя сам". | Декабрь | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта Министерство печати |
15 | Веселые старты | Январь | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта |
16 | Классные часы: "Память: как ее тренировать". "О спорт, ты - мир!". | Январь | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта Министерство печати |
17 | Познавательная игра "Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек". | Февраль | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта Министерство печати |
18 | Неделя здоровья | Февраль | Кл. руководитель |
19 | Спортивная игра «Ловкий, сильный, смелый» | Февраль | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта |
20 | Классные часы: "Курить – здоровью вредить". "Режим питания". | Март | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта |
21 | Праздник «Формула здоровья» | Март | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта Министерство культуры |
22 | Мероприятия, посвященные Всемирному дню здоровья | Апрель | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта |
23 | Классные часы: "Кто наши враги". "Вредные привычки и их преодоление". | Апрель | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта |
24 | Военно-патриотическая игра «Зарница» | Май | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта Министерство печати |
25 | Легкоатлетический пробег | Май | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта Учителя физической культуры |
26 | Классные часы: "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека". Занятия по профилактике наркомании. | Май | Кл. руководитель Министерство здравоохранения и спорта Министерство печати Мед. работник |
27 | Организация летнего отдыха | Май | Кл. руководитель Администрация школы |