СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Здоровячок" для аттестации по Критерии 3.2.2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана программа "Здоровячок" (цели,задачи, учебно-тематический план).

Просмотр содержимого документа
«Программа "Здоровячок" для аттестации по Критерии 3.2.2.»

Программа «Здоровячок» является комплексной программой формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.

Цель данного курса:

обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;

- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

- добиться потребности выполнения элементарных правил здорового образа жизни.

Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

-недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Здоровячок».

Факультатив «Здоровячок» имеет спортивно-оздоровительную направленность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников. При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Данная программа строится на психолого-педагогических принципах:

- принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников; - принцип учета возрастных особенностей обучающихся;

-принцип создания образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;

- принцип обеспечения мотивации образовательной деятельности;

- принцип построения учебно-воспитательного процесса с закономерностями


становления психических функций;


- принцип рациональной организации двигательной активности;


- принцип обеспечения адекватного восстановления сил.


Организуя образование в области здоровья, необходимо помнить:

- если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

- если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить;

- если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде;

- если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа предназначена для детей 8-9 лет.

Продолжительность реализации программы один год. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю.

Продолжительность занятий 45 минут.

Тема занятия

К-во час.

Дата

В том числе

Приме- чания

Аудитор- ные

Внеауди -торные

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Русская народная игра «Горелки».

1

7.09


зал


2

Учимся думать. Русская народная игра «Цепи кованые».

1

14.09


улица


3

Спеши делать добро. Русская народная игра «Совушка».

1

21.09


улица


4

Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Русская народная игра «Шишки-желуди-орехи».

1

28.09


улица


5

Веселые старты с мячом.

1

5.10


зал


6

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Комплекс упражнений «На зарядку становись!» (1)

1

12.10

класс



7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Игра «Вызов номеров».

1

19.10


зал


8

Все ли желания выполнимы. Игра «Неудобный бросок».

1

26.10


улица


9

Джунгли зовут! (спортивный день именинника)

1

2.11


зал

С.189-200

10- 11

Я дарю подарки. Я принимаю подарок. Веселые старты (эстафета)

2

16.1123.11


улица


12

Как воспитать в себе сдержанность. Как отучить себя от вредных привычек.

1

30.11


зал


13

Комплекс упражнений «На зарядку становись!» (2)

1

7.12

класс


Диск

14

Комплекс упражнений «На зарядку становись!» (2)

1

14.12


зал


15

Как вести себя в транспорте и на улице. Игра «Два Мороза».

1

21.12

класс


Диск

16

Ты идешь в гости. Игры малой подвижности.

1

28.12

класс


Диск

17

Веселые старты со скакалкой.


18.01

класс



18

Олимпийские игры. Презентация.

1

25.01

класс



19

Олимпийские старты (игра «Поле чудес»)

1

1.02

класс


С.28-34

20

Малые олимпийские игры.

1

8.02


улица

С.206-212

21

Олимпийские игры (пресс-конференция)

1

15.02

класс



22

Путешествие по сказкам, или проделки Бабы Яги.

1

21.02


зал

С.154-169

23

Умеем ли мы вежливо обращаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.

1

28.02

класс



24

Комплекс упражнений «На зарядку становись!» (3)

1

1.03

класс



25

Помоги себе сам. Комплекс упражнений «На зарядку становись!» (3)

1

15.03

класс



26

Умей организовать свой досуг. Расти здоровым! (интегрированный урок литературного чтения и физической культуры)

1

22.03

класс


С.238-244

27

Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.

1

5.04

класс


С.179-189

28

Вместе дружная семья! (эстафетное развлечение)

1

12.04


зал


29

Как доставить родителям радость. Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Игры малой подвижности.

1

19.04

класс



30

Волшебные мячи здоровья. Комплекс упражнений «На зарядку становись!» (4)

1

26.04


зал

С.120-132

31

Спешите делать добро. Огонек здоровья.

1

3.05

класс



32

Дорогой джунглей (спортивный день именинника по мотивам сказки Р. Киплинга «Маугли»).

1

10.05


зал

С.140-154

33

Путешествие в страну здоровья.

1

17.05


улица


34

Культура здорового образа жизни.

1

24.05

класс



Педагогическая идея: «Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни».

Основные виды деятельности учащихся:

- навыки дискуссионного общения;

- опыты;

- игра.

Каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

- чтение стихов, сказок, рассказов;

- постановка драматических сценок, спектаклей;

- прослушивание песен и стихов;

- разучивание и исполнение песен;

- организация подвижных игр;

- проведение опытов;

- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концент-

рацию внимания, развитие воображения;

Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества». Занятия носят научно-образовательный характер.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Учебно-тематический план.

Содержание программы.

Тема 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час)

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие». Работа по стихотворению Э. Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся»,

практическое занятие. Русская народная игра «Горелки».

Тема 2. Учимся думать. (1час)

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение». Русская народная игра «Цепи кованые».

Тема 3. Спеши делать добро.(1час)

Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность». Русская народная игра «Совушка».

Тема 4. Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. (1час)

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание пословиц о правде и лжи. Русская народная игра «Шишки-желуди-орехи».

Тема 5. Веселые старты с мячом.(1час)

Соревнование. Награждение победителей.

Тема 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка». Комплекс упражнений «На зарядку становись!»(1)

Тема 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час)

Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровитель- ная минутка. Игра «Почему нам запрещают?», «Вызов номера».

Тема 8. Все ли желания выполнимы.(1час)\

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка – рёвушка». Толкование пословиц и крылатых выражений. Игра «Неудобный бросок».

Тема 9. Джунгли зовут! (спортивный день именинника).

Поздравление. Загадки. Эстафеты: «Зайцы в мешках», «Собери пальму», «Осторожно, удав!», «Лягушки и удавы», конкурс «Нарисуй противника». Награждение победителей.

Тема10- 11. Я дарю подарки. Я принимаю подарок.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э. Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г. Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно знать!», «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности». Эстафета с мячом.

Тема12. Как воспитать в себе сдержанность. Как отучить себя от вредных привычек. (1час)

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Игра «Давай поговорим».

Тема13-14. Комплекс упражнений «На зарядку становись!»(2).(1час)

Разучивание комплекса упражнений. Беседа. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет». Творческая работа.

Тема 15. Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)

Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ». Игра «Два мороза».

Тема 16. Ты идешь в гости . (1час)

Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить». Игры малой подвижности. Мультфильм о Винни Пухе.

Тема 17. Веселые старты со скакалкой.(1 час)

Соревнование. Награждение победителей.

Тема 18. Олимпийские игры. Презентация.

Тема 19. Олимпийские игры (игра «Поле чудес»)

Беседа. Загадки. Физкультминутки. Игра. Награждение победителей.

Тема 20. Малые Олимпийские игры.

Открытие игр. Соревнования (по бегу, по прыжкам в длину, по метанию мяча, по арм-реслингу; теоретические состязания). Церемония завершения Олимпийских игр.

Тема 21. Олимпийские игры (пресс-конференция)

Вопросы-ответы. Подведение итогов. Награждение победителей.

Тема 22. Путешествие по сказкам, или проделки Бабы Яги. (1 час)

Песня «Где водятся волшебники». Выступление Бабы Яги. Эстафеты: «Испытание на скорость», «Полет на метле», «Солнышко», «Донеси пирожки», «Волшебный бинокль Бабы Яги», «Пиратский сундук», «Помоги Золушке». Подведение итогов. Награждение победителей.

Тема 23. Умеем ли мы вежливо обращаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)

Беседа по теме. Игра «Комплимент», «Телефон». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах. Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора».

Тема 24. Комплекс упражнений «На зарядку становись!» (3)(1час)

Тема 25. Помоги себе сам. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…». Игра «Закончи предложения». Комплекс упражнений «На зарядку становись!»

Тема 26. Умей организовать свой досуг. Расти здоровым. (1час)

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора). Веселые упражнения.

Тема 27. Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. (1час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»

Тема 28. Вместе дружная семья (эстафетное развлечение) (1час)

Разминка. Представление и приветствие команд. Представление судей. Эстафеты: «Довези мяч в лодке», «Носорог», «Удержи урожай», «Крокодил и обезьянки», «Попрыгунчики», «Репка», игра «Поймай мяч». Танец группы поддержки. Подведение итогов. Награждение.

Тема 29. Как доставить родителям радость. Если кому- нибудь нужна твоя помощь. (1час)

Беседа по теме. Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…», в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Игра «Комплимент», «Выбери правильный ответ».

Тема 30. Волшебные мячи здоровья.(1час)

Песня о дружбе. Игры-эстафеты: «Передай мяч поверху», «Передай мяч сбоку», «Ловкий мяч», «Пройди через ущелье», «Волшебные мячи», «Гори, солнце, ясно», «Горячая кастрюлька», «Полет на ядре». Подведение итогов. Награждение.

Тема 31. Спешите делать добро. Огонек здоровья. (1час)

Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей о доброте. Театральная постановка «Доктор Айболит». Чтение стихотворений о доброте. Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.

Тема 32. Дорогой джунглей. (1час).

Организационный момент. Песня «Не бойся быть отважным». Загадки. Эстафеты: «Перекати кокосы», «Пожирающий огонь», Распутай лианы». Ловкость пантеры», Пройди болото», Поединок с Шерханом». Подведение итогов. Награждение.

Тема 33. Путешествие в страну здоровья. (1час)

Игра - путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.

Тема 34. Культура здорового образа жизни. (1час)

Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

Формы подведения итогов.

Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезон- ных заболеваний, школьного травматизма; организации и проведении игр, физкультминуток на переменах самими обучающимися поочередно.

Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигие- ну и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Личностными результатами являются формирование следующих умений:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности в различных ситуациях и условиях; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними

общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами являются формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно в любой ситуации регулировать степень внимания и мышеч ного напряжения;

- организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требова- ний её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;

- технически правильно выполнять двигательные действия в игровой и сорев- новательной деятельности.

Познавательные УУД:

- характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоен- ных знаний и имеющегося опыта;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- находить выход из критического положения.

Коммуникативные УУД:

- в доступной форме объяснять правила выполнения двигательных действий; - анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуваже-

ния и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Методическое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Здоровячок» необходимы следующие принадлежности:

- спортивный инвентарь;

- компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;

- экспозиционный экран размером 150х150 см;

- книги для чтения;

- шкафы для хранения пособий, спортивного инвентаря и т. д.

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;

- видеофильмы, соответствующие тематике обучения;

- таблицы, плакаты, справочники.