СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник оздоровительного Директор МБОУ
зимнего лагеря «Антоновская СОШ»
_______________/Назарова О.Н./ ______________/Китайцева Е.В./
«__»______________2018г. «__»______________2018г.
Программа
зимнего пришкольного
оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Снеговичок»
Срок реализации 1 смена






2018 г.
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа зимнего пришкольного оздоровительного лагеря «Снеговичок» с дневным пребыванием детей |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в период зимних каникул. |
3 | Направление деятельности | Физическое, духовное, профилактическое, экологическое, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, представившее программу | МБОУ «Антоновская СОШ» Спасский район Республика Татарстан |
6 | Адрес, телефон | 422866, РТ, Спасский район, с.Антоновка, ул.Школьная, д.24, 8(84347)37712 |
7 | Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь «Снеговичок » с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Антоновская СОШ» Спасский район Республика Татарстан |
8 | Количество, возраст учащихся | 20 человек с 7 до 11 лет |
9 | Сроки проведения | декабрь, 2018 г |
Пояснительная записка.
Ура! У нас каникулы. Здравствуй, зимушка-зима. Наступает время отдыха.
Зима для детей – это разрядка, накопившейся за вторую четверть напряжённости, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное-самого себя.
Зима - это своего рода мостик между прошедшей осенью и наступившими холодами . Ежегодно администрация нашей школы проводит работу по организации зимнего лагеря отдыха и оздоровления учащихся школы, сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха в зимний период.
Воспитательная ценность системы зимнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Зимний отдых - это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Все направления работы зимнего лагеря имеют оздоровительно-познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.
Оздоровительно-досуговая программа предусматривает комплексное решение проблем организации летнего отдыха и оздоровления учащихся школы, обеспечение их самореализации и безопасности.
Программа направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся школы в период каникул.
Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска». Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели и задачи программы.
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время зимних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Профилактика вредных привычек и правонарушений.
Формирование навыков бережного отношения к окружающей среде.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
8.Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа зимнего оздоровительного лагеря «Снеговичок» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Снежинки» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и
возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
-Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
-Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
-Положение о лагере дневного пребывания .
-Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
-Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
-Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
-Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
-Приказы Отдела образования.
-Должностные инструкции работников.
-Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
-Заявления от родителей.
-Акт приемки лагеря.
-Планы работы.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
-Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
-Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
-Получение участниками смены умений и навыков -индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
-Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
-Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
-Расширение кругозора детей.
-Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально- нравственных норм.
-Личностный рост участников смены.
- Проведение экскурсий, походов в музей, кино помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научит их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
-Интеллектуальное
-Спортивно-оздоровительное
-Творческое
-Экологическое
-Патриотическое
-Туристическо-краеведческое
Условия реализации программы:
-Чёткое представление целей и поставленных задач.
-Конкретное планирование деятельности.
-Кадровое обеспечение программы.
-Методическое обеспечение программы.
-Педагогические условия.
-Материально-техническое обеспечение.
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап:
- подбор кадров;
- разработка документации;
- подготовка методических материалов;
- подготовка материально-технической базы.
II. Организационный этап:
- знакомство с детьми;
- формирование отрядов;
- знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- формирование законов и условий совместной работы;
- оформление уголка;
- подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы:
- мероприятия, направленные на художественно-эстетическое развитие и воспитание детей;
- спортивные игры, соревнования, состязания;
- трудовые дела по плану;
- досуговые мероприятия.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
IV. Заключительный этап.
- Закрытие смены;
- Обобщение итогов деятельности;
- Сбор отчетного материала;
- Выпуск фотодневника лагеря.
Зимние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного периода. Но это также время для их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных зимних оздоровительных площадках, прогулочных группах.
Лагерь с дневным пребыванием позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка, создать условия для выхода излишков детской энергии и вместе с тем получить заряд новой энергии, приобрести новые силы каждому, дает возможность предаться любимым развлечениям.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительной площадки
В содержании деятельности лагеря мы сделали акцент на преимущество игровых форм деятельности. Игра нужна и первокласснику и старшему ребенку. Это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. В ней дети без внешнего побуждения выражают свою интересную оригинальную сущность. Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, их выбор, выявить и развить их интеллектуальные и физические силы. Игра, как сказка, многократно повторяясь в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингам. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде новогодней лесной поляны (сказки). Центром является «Снеговичок». Путешествуя в сказочном пространстве, дети открывают каждый день новую, неизведанную ранее «Снежинку». Всего снежинок 7 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Отряд, открывший планету, устанавливает на снежинке свой символический смайлик и красочно оформляет ее в зависимости от темы дня. Тем самым Рефлексия показывает каких успехов достигли участники . Информационный стенд представляет Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Новый год уже наступил, но праздник Детства продолжается вместе со Снеговичком! Он может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и сказочные пираты, и НЛО, и метеоритные дожди и герои страны
« Мульти-пульти», и неожиданный водопад звёзд на подиуме маски!
Каждый участник смены должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Отряд-Друзья– одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Разработана система стимулирования успешности и личностного роста участников смены. Каждый может ежедневно получать «снежинку» за активное участие в жизни отряда и в целом лагеря. Если набирается 10 «снежинок», то их можно обменять на одну большую звезду или открытку с поздравлениями и пожеланиями! В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых снежинок. По итогам победители получают открытки с пожеланиями и награды. Для наглядности будут использоваться: экран настроения, экран достижений.
Каждый день смены будет посвящен открытию одной из снежинок под названием:
-Снежинка «Встреч»
-Снежинка «Открытия талантов»
-Снежинка «Безопасности»
-Снежинка «Спорта»
-Снежинка «Хороших манер»
-Снежинка «Сказок и загадок»
-Снежинка «В кругу друзей»
Режим работы зимнего пришкольного оздоровительного лагеря «Снеговичок»
РЕЖИМ ДНЯ:
08.30 – Сбор детей
Утро. Петушок поёт, спать ребятам не даёт.
08.45. - 09.00 – Зарядка
Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.
09.00 - 09.15 – Линейка
Поприветствуем друг друга,
Запланируем дела!
09.15. - 10.00 – Завтрак
Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сытно и красиво.
10.00 – 13.00 – Отрядные , лагерные дела, тематические мероприятия
Нас ждут великие дела!
Лишь заслышав зов игры,
На улицу дружно выбежим мы,
Ждёт нас здесь много забав интересных, Соревнований, прогулок чудесных!
13.00-14.00 – Обед
Нас столовая зовёт, суп отличный и компот.
14.00. – 14.30. – Свободное время
Делу время - потехе час.
14.30 – Уход детей домой
За день мы устали очень, скажем всем: «До новой встречи!»
Девиз лагеря:
Лагерь наш "СНЕГОВИЧОК"
Как веселый теремок.
Там веселье, звонкий смех.
Ждет в нем каждого успех!

№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Снежинка «Встреч» Организационная часть: -торжественная линейка; -инструктаж по ТБ «Правила безопасного поведения в лагере», «Правила пожарной безопасности», «Профилактика и предотвращение ДТП»; -анкетирование «Чтобы было интересно, надо...». 2.Минутка здоровья «Личная гигиена» 3.Изобразительная деятельность «Наш отрядный дом» (обустройство и оформление отрядных уголков). 4. Конкурс «Визитка отряда». 5.Подвижные игры на свежем воздухе. 6. Детская игровая дискотека “Новогодний серпантин” 7. Конкурс поделок «Зимушка-зима», «Новогодние узоры». | 25 декабря | Назарова О.Н. Стрижова В.В. |
2 | Снежинка «Открытий талантов» 1.Минутка здоровья «Правильное питание – залог здоровья» 2. Открытие лагерной смены «В гостях у Снеговика» 3. «Новогодний эрудит»- конкурс знатоков. 4. Просмотр мультипликационных фильмов «Новогодняя елка» 5. Конкурс рисунков «Зимний сон», «В зимнем лесу». 6. Зимние забавы на свежем воздухе, занятия по интересам. | 26 декабря | Назарова О.Н. Стрижова В.В. |
3 | Снежинка «Безопасности» 1.Минутка здоровья «Твой режим дня» 2.Беседы с детьми: «Отчего бывает пожар», «Чем можно потушить огонь», «Сигналы светофора», «Безопасное поведение на улице» 3. Сюжетно-ролевая игра «Мы переходим улицу» 4. Выставка рисунков «Огонь добрый, огонь – злой» 5. Просмотр видеороликов «Один дома», «Правила пожарной безопасности», «Добрая дорога детства…» 6. Зимние забавы на свежем воздухе. | 26 декабря | Назарова О.Н. Стрижова В.В. |
4 | Снежинка «Спорта» 1. Минутка здоровья «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» 2. Аттракцион «Зимние гонки» 3. Спортивно-развлекательная программа на свежем воздухе «Книга рекордов лагеря». 4. Конкурс рисунков «Со спортом дружить – здоровым быть!» 5. Шашечный турнир. 6. Катание на салазках, лыжах. | 28 декабря | Назарова О.Н. Стрижова В.В. |
5 | Снежинка «Хороших манер» 1. Минутка здоровья «Три ступеньки, ведущие вниз» (о вредных привычках) 2. Конкурсно-развлекательное мероприятие «Новогодний серпантин» 3. Веселый этикет «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак, «Новые правила поведения для воспитанных детей» 4. Загадки от Морозки. 5. «Мастерская Деда Мороза» 6.Подвижные игры на свежем воздухе | 29 декабря | Назарова О.Н. Стрижова В.В. |
6 | Снежинка «Сказок и загадок» 1.Минутка здоровья «Гигиена в доме» 2. Конкурс «Чтение стихов о зиме».( Экскурсия в сельскую библиотеку) 3. Драматизация любимых сказок 4. Викторина «По дорогам зимних сказок». 5. Конкурс детского рисунка: «Мой любимый герой сказки» 6.Зимние забавы на свежем воздухе | 30 декабря | Назарова О.Н. Стрижова В.В. |
7 | Снежинка « В кругу друзей» 1.Минутка здоровья «Путешествие в страну «Витаминию» 2. Маскарад «Маски-шоу» 3. Акция «Забота» (кормление птиц на территории школы). 4. Подведение итогов смены, присвоение званий, награждение самых активных участников 5. Закрытие лагерной смены. Концертная программа «Скоро сказка сказывается». 6.Зимние забавы на свежем воздухе | 31 декабря | Назарова О.Н. Стрижова В.В. |