Программное обеспечение и его виды

Категория: Информатика

 Ход урока. 1. Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

2. Проверка д\з

Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте проверим д\з.

Устройство компьютера

Назначение устройства

1. Процессор

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

2. Клавиатура

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

4. Монитор

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

6. Микрофон

е) Устройство для вывода на бумагу (создания «твёрдой копии») информации

7. Принтер

ж) Устройство ввода звуковой информации

 

3. Изложение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Программное обеспечение и его виды»

6 урок. 7 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата ____________

Тема: «Программное обеспечение и его виды».

Цель урока:

В контексте связей причина – следствие сформировать у учащихся представления о составе и назначении системного программного обеспечения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование представления о понятиях «Программное обеспечение», «Системное (базовое) программное обеспечение», «Операционная система»;

  • способствовать усвоению таких основных понятий, как «Программное обеспечение», «Операционная система»;

  • совершенствование знаний учащихся об информационной деятельности человека.

Воспитательные:

  • формирование представления об информационной деятельности человека и информационной этике;

  • воспитание аккуратности и последовательности в выполнении заданий, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

Развивающие:

  • развивать стремление учащихся к активной познавательной деятельности;

  • продолжить формирование пользовательских  навыков работы с текстовым процессором Word;

в том числе метапредметные:

  • развивать умение высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других;

  • развивать способность работать с понятиями;

  • умение работать в паре;

  • развивать логическое мышление учащихся (обобщение, определение понятий);

  • и навыки переработки информации (анализ, интерпретация, аргументация) при формулировании надпредметного понятия «система», «взаимосвязь».

Основные понятия и термины урока: системное программное обеспечение, операционная система, служебные программы.

 Ход урока.
1. Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

2. Проверка д\з

Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте проверим д\з.

Устройство компьютера

Назначение устройства

1. Процессор

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

2. Клавиатура

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

4. Монитор

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

6. Микрофон

е) Устройство для вывода на бумагу (создания «твёрдой копии») информации

7. Принтер

ж) Устройство ввода звуковой информации


3. Изложение нового материала

Прикладное программное обеспечение (ППО) – это программы, которые обеспечивают решение задач в различных областях применения компьютерных систем обработки данных (текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и т.д.).

Классификация прикладного программного обеспечения

ППО, классифицируя по назначению, можно разделить на при­кладные программы общего назначения и прикладные программы специ­ального назначения.

ППО общего назначения использу­ется для решения наиболее общих задач информационного характе­ра в любой сфере человеческой деятельности (текстовые редакторы, электрон­ные таблицы, графические системы, игры, развлечения).

ППО специального назначения решает более узкие задачи, а также задачи профессионального характера в различных предметных областях.

- Прикладное программное обеспечение общего назначения:

Программы, обрабатывающие тексты. К ним относятся текстовые редакторы, текстовые процессоры.

Текстовые редакторы – это программы для создания и редакти­рования текстовых документов (NotePad, WordPad).

Редактирование текста – это комп­лекс операций по внутренней (смысловой) и внешней (оформитель­ской) работе над текстом.

Текстовые редакторы обеспечивают основные возможности по подготовке небольших и несложных документов. Они выполняют сле­дующие простые операции:

  • ввод алфавитно-цифровой информации;

  • перемещение по набранному тексту;

  • вставка или удаление символов.

  • выделение/удаление/копирование/перемещение/вставка блока;

Текстовые процессоры – это программы, предоставляющие более широкий круг (в сравнении с редакторами) возможностей формати­рования (шрифты, таблицы, формулы) и создания документов, содер­жащих данные разных типов (вставка графических, звуковых дан­ных).

На уровне специального ППО, программы, обрабатывающие тексты, представлены специализированными текстовыми редактора­ми и издательски­ми системами.

Издательские системы – это программы, которые автоматизируют процесс верстки полиграфи­ческих изданий. Издательские системы отличаются расширенными средствами управления взаимодействия текста с параметрами стра­ницы и графическими объектами, но имеют более слабые возмож­ности по автоматизации ввода и редактирования текста.

Электронные таблицы – программный продукт, предназначенный для всевозможных вычислительных задач (Excel, Lotus).

Основное назначение электронных таблиц – обработка различных типов данных, представляющихся в таблич­ной форме, например, планово-финансовые, бухгалтерские докумен­ты, небольшие инженерные расчеты.

Электронные таблицы выполняют функции:

  • текстовых процессоров по созданию и форматированию таблиц;

  • математической обработки табличных данных;

  • визуализации результатов в форме таблиц, диаграмм, графиков.

Основное преимущество электронных таблиц, в сравнении с текстовыми процессорами (где тоже могут вес­тись таблицы, производиться небольшие вычисления и сортировка), в том, что содержание одних ячеек может меняться автоматически в соответствии с изменением содержания других.

Современные программные продукты этого вида имеют:

  • калькуляционный (вычислительный) модуль, с помощью кото­рого происходит обработка данных (текстовых или числовых) в таблицах;

  • модуль диаграмм для создания презентационной графики, кото­рый позволяет на основе числовых данных, полученных с помо­щью калькуляционного модуля, создать диаграммы различных типов;

  • модуль базы данных, реализующий доступ к внешним базам дан­ных.

Системы управления базами данных (СУБД) – это совокупность программных средств, обеспечивающая возможность создания базы данных, доступа к данным и управления базой данных (Access).

База данных – совокупность взаимосвязанных данных на машинных носителях, организованная определенным способом.

Более подробно базы данных и системы управления базами данных будут рассмотрены на следующих лекциях.

Системы компьютерной графики – это отдельные программы и аппаратно-программные комплексы, создающие и обрабатывающие различные графические изображения.

К ним относятся редакторы растровой и векторной графики, программы обработки трехмерной графики (ЗD-редакторы).

В растровой графике изображение какого-либо графического объекта описывается конкретным расположением и цветом точек (пикселей), привязанных к сетке (растру). При редактировании растровых графических объектов изменя­ется цвет пикселей, а не форма линий.

В векторной графике изображения описываются с помощью кри­вых линий, называемых векторами, а также параметров, описывающих их цвета и расположение. При редактировании элементов векторной графики можно из­менять параметры линий, описывающих форму графических объек­тов, можно переносить их, менять размер, форму (это делается ма­тематическими преобразованиями), цвет, что не отразится на качестве их визуального представления.

Интегрированные программные средства – программный продукт, обеспечивающий работу нескольких разнородных систем с единым интерфейсом, а также обмен данными между системами и общими стандартными частями (MS Office, Works).

Отдельные программы, являясь мощным средством решения круга прикладных задач, не могут в полной мере удовлетворить пользователя. Например, выборку данных, предоставленную СУБД, бывает удобно обработать с помо­щью электронных таблиц, а результаты, оформленные в виде нагляд­ных таблиц, поместить в отчет, представляющий собой текстовый документ, который был составлен в текстовом процессоре. Для составления таких документов и применяются интегрированные программные средства.

Среди множества интегрированных пакетов программ наиболее распространенным является пакет офисных программ Microsoft Office. Он включает несколько приложений, образующих единую среду для обработки самой различ­ной информации, которая может встретиться в работе офиса. В его состав входят:

  • текстовый процессор Word;

  • электронные таблицы Excel;

  • пакет подготовки и демонстрации презентаций PowerPoint;

  • организатор и планировщик работы Outlook;

  • система управления базами данных (СУБД) Access и д.р.

Переводчики, игры, развлечения.

- Прикладное программное обеспечение специального назначения

Информационные системы – системы, обеспечивающие ввод, хранение, поиск и вывод регулярно необходимых данных по запросам.

Информационные системы используются в:

  • управлении предприятием (склад, документооборот офиса);

  • бухгалтерском учете (1С Бухгалтерия);

  • анализе экономической и финансовой деятельности (банковские и биржевые структуры).

Информационные системы позволяют автоматизировать подготовку начальных бухгалтерских документов предприятия и их учета, регулярных отчетов по итогам произ­водственной, хозяйственной и финансовой деятельности в фор­ме, приемлемой для налоговых органов, внебюджетных фондов и органов статистического учета; а также конт­ролировать и прогнозировать ситуацию на финансовых, торго­вых рынках и рынках сырья, выполнять анализ текущих со­бытий, готовить отчеты.

4. Закрепление пройденного материала. Практическая работа.

Создание кроссворда по данной теме

5. Подведение итогов. Д\З.




















Устройство компьютера

Назначение устройства

1. Процессор

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

2. Клавиатура

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

4. Монитор

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

6. Микрофон

е) Устройство для вывода на бумагу (создания «твёрдой копии») информации

7. Принтер

ж) Устройство ввода звуковой информации


Устройство компьютера

Назначение устройства

1. Процессор

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

2. Клавиатура

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

4. Монитор

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

6. Микрофон

е) Устройство для вывода на бумагу (создания «твёрдой копии») информации

7. Принтер

ж) Устройство ввода звуковой информации


Устройство компьютера

Назначение устройства

1. Процессор

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

2. Клавиатура

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

4. Монитор

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

6. Микрофон

е) Устройство для вывода на бумагу (создания «твёрдой копии») информации

7. Принтер

ж) Устройство ввода звуковой информации


Устройство компьютера

Назначение устройства

1. Процессор

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

2. Клавиатура

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

4. Монитор

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

6. Микрофон

е) Устройство для вывода на бумагу (создания «твёрдой копии») информации

7. Принтер

ж) Устройство ввода звуковой информации




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей