Просмотр содержимого документа
«Программный комплекс "Правильное питание"»
О ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В
ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ, ИСПОЛЬЗУЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
И.С. Юсупова
ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»,
236022, г. Калининград, Советский пр., 1, Россия, [email protected]
В результате серьезных изменений пищевого статуса населения нашей страны жизни сегодня сократилась: у мужчин она составляет 57 лет, а у женщин– 72 года. Медицинские исследования, проведенные в России, показали, что у 80% наших соотечественников наблюдается недостаточное потребление белковых продуктов, витаминов, макро- и микроэлементов, полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) и нерациональное соотношение пищевых компонентов в рационе. В первую очередь это связано с ростом цен на мясные и рыбные продукты (как основной источник белка) и появлением в рационе питания основной части населения некачественных, плохо усвояемых организмом продуктов с преобладанием содержания жиров и углеводов. Это и стало причиной распространения и роста в последние годы алиментарно-зависимых заболеваний уже в детском и подростковом возрасте: рахита и гипотрофии – в 2 раза, анемии – в 1,5 раза, эндокринной патологии среди детей и подростков – в 1,5 раза.
За последние 10 лет в 3,3 раза возросла распространенность болезненной системы пищеварения среди школьников, что тоже напрямую связано с дефектами в питании. Именно по этой причине у 70% населения России определяется дефицит витамина С, у 40% – дефицит β-каротина и витамина А, почти у трети населения – витаминов В-комплекса, йода, абсолютно у всех – минерала селена. По мнению акад. РАМН В.А. Тутельяна, здоровье современного человека в значительной степени определяется характером, уровнем и структурой питания, которые имеют ряд очень серьезных нарушений.
Нарушение структуры питания – главный фактор, наносящий непоправимый урон нашему здоровью, даже более сильный, чем экологическая загрязненность. В связи с этим очевидно, почему мы говорим о необходимости использования в рационах детей школьного возраста специализированных продуктов питания (далее СПП). Потому, что без них выйти на оптимальное питание, мы не сможем.
Сама организация питания школьников в организованных коллективах имеет ряд существенных проблем специфического характера - это неудовлетворительная организация снабжения пищеблоков продуктами питания; низкая квалификация персонала пищеблоков; неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием и кухонным инвентарем; недостаточное число посадочных мест в школьных столовых; нарушение принципов составления меню, сопряжено с нарушениями пищевой ценности рационов; нарушения режима питания, когда, например, дети в школе уже после первого урока получают завтрак, еще не успев проголодаться; недостаточный охват горячим питанием, особенно школьников средних и старших классов; неудовлетворительный ассортимент продуктов питания в школьных буфетах, где преобладают чипсы, шоколад, безалкогольные прохладительные продукты и отсутствуют такие продукты, как овощи, фрукты, рыбные и молочные продукты; невысокие органолептические свойства блюд.
Совершенно очевидно, что эти проблемы не будут решены в ближайшие несколько лет, поэтому основной задачей технологов является создание специализированных продуктов максимально подготовленных к употреблению, и обогащение их полезными микронутриентами. Одним из прогрессивных направлений рыбной кулинарии, получивших широкое распространение за рубежом, является приготовление быстрозамороженных как готовых блюд, так и полуфабрикатов с высокой степенью готовности.