Программный материал для учебно-тренировочных занятий.
Этап начальной подготовки (первый год обучения).
Раздел 1. Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс развития двигательных качеств, не специфичных для избранного вида спорта, но косвенно влияющих на успех в избранном виде спорта.
Общая физическая подготовка направлена на:
- укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;
- повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному общему физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки;
- развитие физических качеств (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
- формирование двигательных умений и навыков;
- освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений;
- формирование социально значимых качеств личности;
- получение коммуникативных навыков, опыта работы в группе;
- приобретение навыков проектной и творческой деятельности.
Практические занятия.
В состав ОФП входят: строевые упражнения (на месте в движении);
ОРУ из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
ОРУ подразделяются на три группы:
первая - для мышц рук и плечевого пояса,
вторая - для мышц туловища и шеи;
третья - для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку), прыжки в длину.
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; перевороты (боком с головы, с рук), соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20,30,60 м, повторный бег-два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами от 10 до 40 м (10-12 лет), от 10 до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м (мальчики), 300-800 м (девочки).
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: теннисного мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; броски набивного мяча (1-3 кг) из различных положений.
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные -от 3 до 5 видов.
Раздел 2. Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для дзюдо. Задачи ее непосредственно связаны с обучением детей технике тактике дзюдо. Основным средством специальной физической подготовки являются специальные (подготовительные) упражнения и игры.
Одни упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой (укрепление кистей, увеличение их подвижности, скорости сокращения мышц, развитие мышц ног и т.д.), другие направлены на формирование тактических умений (развитие быстроты реакции и ориентирования в пространстве, быстроты перемещения в ответных действиях на сигналы и т.п.). Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс обучения техническим приемам дзюдо и создает предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков.
Специальная физическая подготовка
Силовые упражнения
Выполнение переворотов партнера в партере (переворачивание со спины на живот; с живота на бок, на спину, перевороты партнера (захватом двух рук, рычагом), стоящего в упоре на руках и коленях, упражнения в упоре головой в ковер, на борцовском мосту; уходы от удержаний за обусловленное время (20 с).
Скоростные упражнения
Имитация бросков по технике 5-КЮ, выполнение специальных упражнений (выпад, захват, самостраховка) на скорость.
Упражнения, повышающие выносливость
Освобождение от захватов (до 1 мин), простейшие формы борьбы, стойка, партер.
Координационные упражнения
Выход на удержания из различных исходных положений (сидя спиной друг к другу, лежа на спине, лежа на животе), имитационные упражнения с набивным мячом.
Упражнения, повышающие гибкость
Гимнастический мост, борцовский мост, шпагаты, наклоны, повороты, выкруты, вращения, махи. Борцовский мост из стойки с помощью партнёра.
Раздел 3. Техническая подготовка
Практические занятия
Тема 1. Основы техники дзюдо.
6 КЮ. БЕЛЫЙ ПОЯС.
1. РЭЙ (REI) - ПРИВЕТСТВИЕ (ПОКЛОН)
Тачи-рэй (Tachi-rei) - Приветствие стоя
Дза–рэй (Za–rei) - Приветствие на коленях
2.ОБИ (OBI) – ПОЯС (ЗАВЯЗЫВАНИЕ)
3.ШИСЭЙ (SHISEI) - СТОЙКИ
4. ШИНТАЙ (SHINTAI) - ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Аюми-аши (Ayumi-ashi) - Передвижение обычными шагами
Цуги-аши (Tsugi-ashi) - Передвижение приставными шагами
вперед-назад
влево-вправо
по диагонали
5. ТАЙ-САБАКИ (TAI-SABAKI) - ПОВОРОТЫ (ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛА)
на 90* шагом вперед
на 90* шагом назад
на 180* скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали)
на 180* скрестными шагами (одна назад, другая вперед по диагонали)
на 180* круговым шагом вперед
на 180* круговым шагом назад
6. КУМИКАТА (KUMI-KATA) - ЗАХВАТЫ
Основной захват – рукав-отворот
7. КУДЗУШИ (KUZUSHI) - ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ
Маэ-кудзуши | Mae-kuzushi | Вперед |
Уширо-кудзуши | Ushiro-kuzushi | Назад |
Миги-кудзуши | Migi-kuzushi | Вправо |
Хидари-кудзуши | Hidari-kuzushi | Влево |
Маэ-миги-кудзуши | Mae-migi-kuzushi | Вперед-вправо |
Маэ-хидари-кудзуши | Mae-hidari-kuzushi | Вперед-влево |
Уширо-миги-кудзуши | Ushiro-migi-kuzushi | Назад-вправо |
Уширо-хидари-кудзуши | Ushiro-hidari-kuzushi | Назад-влево |
8 УКЭМИ (UKEMI) - ПАДЕНИЯ
Еко (Сокухо) –укэми | Yoko (Sokuho) –ukemi | На бок |
Уширо (Кохо) –укэми | Ushiro (Koho) –ukemi | На спину |
Маэ (Дзэнпо) –укэми | Mae (Zenpo) –ukemi | На живот |
Дзэнпо-тэнкай-укэми | Zenpo-tenkai-ukemi | Кувырком |
Дополнительный материал.
Наге-вадза (NAGE-WAZA). Техника бросков 5-КЮ.
Сасаэ-цурикоми-аши | Sasae-tsurikomi-ashi | Передняя подсечка под выставленную ногу |
Уки-гоши | Uki-goshi | Бросок скручиванием вокруг бедра |
О-сото-гари | O-soto-gari | Отхват |
О-гоши | O-goshi | Бросок через бедро подбивом |
КАТАМЭ-ВАДЗА (KATAME – WAZA). Техника сковывающих действий
Хон-кэса-гатамэ | Hon-kesa-gatame | Удержание сбоку |
Еко-шихо-гатамэ | Yoko-shiho-gatame | Удержание поперек |
Татэ-шихо-гатамэ | Tate-shiho-gatame | Удержание верхом |
Раздел 4. Тактическая и психологическая подготовка
4.1. Тактическая подготовка
Тактика проведения захватов, удержаний, бросков; тактика участия в соревнованиях по общефизической подготовке (тактическая установка «на демонстрирование определенного результата»).
4.3. Психологическая подготовка
Из арсенала дзюдо:
Для воспитания решительности. Элементарные формы борьбы (за захват, за территориальное преимущество); моделирование реальных ситуаций поединка (дефицит времени, проигрыша конкретной оценки); командная борьба в своей тренировочной группе.
Для воспитания настойчивости. Освоение приёмов в обе стороны, слитное выполнение демонстрационного комплекса, поддержание равновесия при выполнении бросков, выполнение бросков на «фоне усталости».
Для воспитания выдержки. Борьба по заданию (выполнение только защитных действий); ведение борьбы в неудобную сторону.
Для воспитания смелости. Поединки с более сильным соперником, выполнение новых приёмов, демонстрация комплекса 6-КЮ перед группой товарищей, участие в аттестации.
Для воспитания трудолюбия. Поддержание в порядке спортивной формы, инвентаря, выполнение домашних заданий по изучению терминологии дзюдо.
Средства других видов деятельности:
Для воспитания решительности и смелости. Кувырок в высоту через натянутую резинку (высота от 30 до 40 см), обогнать партнера, имеющего фору 1- 2 метра в беге на 20—30 метров.
Для воспитания настойчивости. Соблюдение режима дня, режима питания, успешное совмещение тренировочной деятельности с учебной работой в школе; соблюдение требований техники безопасности на тренировочных занятиях.
Для воспитания выдержки. Преодоление усталости, преодоление трудностей при выполнении координационных упражнений.
Для воспитания чувства взаимопомощи. Страховка партнера, помощь при выполнении упражнений, подготовка и уборка инвентаря.
Для воспитания дисциплинированности. Выполнение строевых упражнений: построения в шеренгу, перестроения (в круг из колонны по одному, из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два), размыкания приставными шагами, повороты на месте. Выполнение требований и заданий тренера-преподавателя, соблюдение этикета дзюдо, традиций спортивного коллектива.
Для воспитания инициативности. Выполнение заданий по оформлению спортивного уголка, участие в конкурсе на лучшую технику броска, удержания.