СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программный материал для учебно-тренировочных занятий. Этап начальной подготовки (первый год обучения).

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программный материал для учебно-тренировочных занятий этап начальной подготовки (первый год обучения) по виду спорта дзюдо.

Просмотр содержимого документа
«Программный материал для учебно-тренировочных занятий. Этап начальной подготовки (первый год обучения).»

Программный материал для учебно-тренировочных занятий.

Этап начальной подготовки (первый год обучения).


Раздел 1. Общая физическая подготовка


Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс развития двигательных качеств, не специфичных для избранного вида спорта, но косвенно влияющих на успех в избранном виде спорта.

Общая физическая подготовка направлена на:

- укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;

- повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному общему физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки;

- развитие физических качеств (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

- формирование двигательных умений и навыков;

- освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений;

- формирование социально значимых качеств личности;

- получение коммуникативных навыков, опыта работы в группе;

- приобретение навыков проектной и творческой деятельности.


Практические занятия.

В состав ОФП входят: строевые упражнения (на месте в движении);

ОРУ из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

ОРУ подразделяются на три группы:

первая - для мышц рук и плечевого пояса,

вторая - для мышц туловища и шеи;

третья - для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку), прыжки в длину.

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; перевороты (боком с головы, с рук), соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20,30,60 м, повторный бег-два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами от 10 до 40 м (10-12 лет), от 10 до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м (мальчики), 300-800 м (девочки).

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: теннисного мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; броски набивного мяча (1-3 кг) из различных положений.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные -от 3 до 5 видов.

Раздел 2. Специальная физическая подготовка


Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для дзюдо. Задачи ее непосредственно связаны с обучением детей технике тактике дзюдо. Основным средством специальной физической подготовки являются специальные (подготовительные) упражнения и игры.

Одни упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой (укрепление кистей, увеличение их подвижности, скорости сокращения мышц, развитие мышц ног и т.д.), другие направлены на формирование тактических умений (развитие быстроты реакции и ориентирования в пространстве, быстроты перемещения в ответных действиях на сигналы и т.п.). Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс обучения техническим приемам дзюдо и создает предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков.

Специальная физическая подготовка

Силовые упражнения

Выполнение переворотов партнера в партере (переворачивание со спины на живот; с живота на бок, на спину, перевороты партнера (захватом двух рук, рычагом), стоящего в упоре на руках и коленях, упражнения в упоре головой в ковер, на борцовском мосту; уходы от удержаний за обусловленное время (20 с).

Скоростные упражнения

Имитация бросков по технике 5-КЮ, выполнение специальных упражнений (выпад, захват, самостраховка) на скорость.

Упражнения, повышающие выносливость

Освобождение от захватов (до 1 мин), простейшие формы борьбы, стойка, партер.


Координационные упражнения

Выход на удержания из различных исходных положений (сидя спиной друг к другу, лежа на спине, лежа на животе), имитационные упражнения с набивным мячом.

Упражнения, повышающие гибкость

Гимнастический мост, борцовский мост, шпагаты, наклоны, повороты, выкруты, вращения, махи. Борцовский мост из стойки с помощью партнёра.


Раздел 3. Техническая подготовка


Практические занятия


Тема 1. Основы техники дзюдо.


6 КЮ. БЕЛЫЙ ПОЯС.


1. РЭЙ (REI) - ПРИВЕТСТВИЕ (ПОКЛОН)

Тачи-рэй (Tachi-rei) - Приветствие стоя

Дза–рэй (Za–rei) - Приветствие на коленях

2.ОБИ (OBI) – ПОЯС (ЗАВЯЗЫВАНИЕ)

3.ШИСЭЙ (SHISEI) - СТОЙКИ

4. ШИНТАЙ (SHINTAI) - ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Аюми-аши (Ayumi-ashi) - Передвижение обычными шагами

Цуги-аши (Tsugi-ashi) - Передвижение приставными шагами

  • вперед-назад

  • влево-вправо

  • по диагонали

5. ТАЙ-САБАКИ (TAI-SABAKI) - ПОВОРОТЫ (ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛА)

  • на 90* шагом вперед

  • на 90* шагом назад

  • на 180* скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали)

  • на 180* скрестными шагами (одна назад, другая вперед по диагонали)

  • на 180* круговым шагом вперед

  • на 180* круговым шагом назад

6. КУМИКАТА (KUMI-KATA) - ЗАХВАТЫ

Основной захват – рукав-отворот

7. КУДЗУШИ (KUZUSHI) - ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ

Маэ-кудзуши

Mae-kuzushi

Вперед

Уширо-кудзуши

Ushiro-kuzushi

Назад

Миги-кудзуши

Migi-kuzushi

Вправо

Хидари-кудзуши

Hidari-kuzushi

Влево

Маэ-миги-кудзуши

Mae-migi-kuzushi

Вперед-вправо

Маэ-хидари-кудзуши

Mae-hidari-kuzushi

Вперед-влево

Уширо-миги-кудзуши

Ushiro-migi-kuzushi

Назад-вправо

Уширо-хидари-кудзуши

Ushiro-hidari-kuzushi

Назад-влево

8 УКЭМИ (UKEMI) - ПАДЕНИЯ

Еко (Сокухо) –укэми

Yoko (Sokuho) –ukemi

На бок

Уширо (Кохо) –укэми

Ushiro (Koho) –ukemi

На спину

Маэ (Дзэнпо) –укэми

Mae (Zenpo) –ukemi

На живот

Дзэнпо-тэнкай-укэми

Zenpo-tenkai-ukemi

Кувырком


Дополнительный материал.

Наге-вадза (NAGE-WAZA). Техника бросков 5-КЮ.

Сасаэ-цурикоми-аши

Sasae-tsurikomi-ashi

Передняя подсечка под выставленную ногу

Уки-гоши

Uki-goshi

Бросок скручиванием вокруг бедра

О-сото-гари

O-soto-gari

Отхват

О-гоши

O-goshi

Бросок через бедро подбивом

КАТАМЭ-ВАДЗА (KATAME – WAZA). Техника сковывающих действий

Хон-кэса-гатамэ

Hon-kesa-gatame

Удержание сбоку

Еко-шихо-гатамэ

Yoko-shiho-gatame

Удержание поперек

Татэ-шихо-гатамэ

Tate-shiho-gatame

Удержание верхом


Раздел 4. Тактическая и психологическая подготовка

4.1. Тактическая подготовка

Тактика проведения захватов, удержаний, бросков; тактика участия в соревнованиях по общефизической подготовке (тактическая установка «на демонстрирование определенного результата»).


4.3. Психологическая подготовка

Из арсенала дзюдо:

Для воспитания решительности. Элементарные формы борьбы (за захват, за территориальное преимущество); моделирование реальных ситуаций поединка (дефицит времени, проигрыша конкретной оценки); командная борьба в своей тренировочной группе.

Для воспитания настойчивости. Освоение приёмов в обе стороны, слитное выполнение демонстрационного комплекса, поддержание равновесия при выполнении бросков, выполнение бросков на «фоне усталости».

Для воспитания выдержки. Борьба по заданию (выполнение только защитных действий); ведение борьбы в неудобную сторону.

Для воспитания смелости. Поединки с более сильным соперником, выполнение новых приёмов, демонстрация комплекса 6-КЮ перед группой товарищей, участие в аттестации.

Для воспитания трудолюбия. Поддержание в порядке спортивной формы, инвентаря, выполнение домашних заданий по изучению терминологии дзюдо.

Средства других видов деятельности:

Для воспитания решительности и смелости. Кувырок в высоту через натянутую резинку (высота от 30 до 40 см), обогнать партнера, имеющего фору 1- 2 метра в беге на 20—30 метров.

Для воспитания настойчивости. Соблюдение режима дня, режима питания, успешное совмещение тренировочной деятельности с учебной работой в школе; соблюдение требований техники безопасности на тренировочных занятиях.

Для воспитания выдержки. Преодоление усталости, преодоление трудностей при выполнении координационных упражнений.

Для воспитания чувства взаимопомощи. Страховка партнера, помощь при выполнении упражнений, подготовка и уборка инвентаря.

Для воспитания дисциплинированности. Выполнение строевых упражнений: построения в шеренгу, перестроения (в круг из колонны по одному, из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два), размыкания приставными шагами, повороты на месте. Выполнение требований и заданий тренера-преподавателя, соблюдение этикета дзюдо, традиций спортивного коллектива.

Для воспитания инициативности. Выполнение заданий по оформлению спортивного уголка, участие в конкурсе на лучшую технику броска, удержания.