Программы для уроков музыки
В настоящее время для уроков музыки в общеобразовательных школах рекомендованы программы, составленные следующими авторами:
программа Т. И. Баклановой «Музыка» (1-4 классы);
программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой и Т. С. Шмагиной (1-9 классы) «Музыка»;
программа В. В. Алеевой, Т. И. Науменко и Т. Н. Кичак «Музыка» (1-8 классы);
программа В. О. Усачёвой, В. А. Школяр (программа «Музыкальное искусство», 1-4 классы);
программа Т. В. Челышевой, В. В. Кузнецовой «Музыка» (1-4 классы).
Анализ программ показал, что зарубежная музыка (то есть произведения, которые обращены к народным сказкам) представлена всего несколькими примерами.
Так, в одной из указанных программ (Т. И. Баклановой; В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак), детям предлагается послушать в теме урока 1-го класса Э. Грига «Шествие гномов» [3; 7].
В теме урока 2-го класса (по программе Т. И. Баклановой) «Мелодия душа музыки» представлены – пьесы Э. Грига «Кобольд», «Танец эльфов» [3].
В 3-ем классе тема (по программе В. О. Усачёвой, В. А. Школяр) «В сказочной стране гномов» Ф. Листа «Хоровод гномов» [20].
В 4-ом классе в теме урока (по программе В. В. Алеева, Т. Н. Кичак) «Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига – «В пещере горного короля» (из сюиты «Пер Гюнт»); «Шествие гномов» Э. Григ [2].
В 5-ом классе в теме урока (в программе В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак) «Волшебная сказочность музыкальных сказок» предлагается познакомиться с произведением «Феи-прелестные танцовщицы» прелюдия К. Дебюсси, а также в теме урока «Сказочные герои в музыке» – «Сильфиды» из «Лирические пьесы», «В пещере горного короля» Э. Грига [2].
В 6-ом классе в теме урока (в программе В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак) «Волшебная сила музыки» представлен ноктюрн «Сирена» К. Дебюсси [2].
В 7-ом классе в теме урока (в программе В. О. Усачёвой, В. А. Школяр) «Когда музыка не нуждается в словах» представлена опера Р. Вагнера «Феи» [25].
В 8-ом классе в теме урока (в программе В. О. Усачёвой, В. А. Школяр; В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак) «Мир сказочной мифологии»: Р. Вагнер «Полет Валькирий» [2; 25].
Итак, рассмотрев программный репертуар, мы видим, что зарубежную музыку дети в школе слушают недостаточно, и невольно вспоминаются слова Петра Савицкого «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры» [15]. Слова эти справедливы.
Но, к сожалению, учебно-методические комплексы (УМК) по программам «Музыка», включают недостаточно информации по зарубежной музыке. Студентам-практикантам сложно найти и классифицировать информацию по данной теме.
Таким образом, были выявлены следующие противоречия:
основные программы музыкального образования содержат в основном теоретический материал, а практический материал, связанный с музыкой зарубежных композиторов, которая обращалась бы к традициям, зарубежному фольклору, представлен скудно, что затрудняет самостоятельную работу студентов при подготовке к практическим занятиям в школе;
на сегодняшний день существует записи музыки зарубежных композиторов, представленных в программах, а УМК по программе «Музыка» включает в себя только звуковые фрагменты, что требуют от студента-практиканта больших усилий по поиску и выбору нужных источников, обеспечивающих наглядность на уроке музыки и произведении, которые предложены, используются как в 1-ем так и в 4-ем классе (например, Э. Григ «Шествие гномов»).