Просмотр содержимого документа
«Презентация "Программы по музыкальному развитию дошкольников, основанные на музыкально-ритмической деятельности"»
Программы по музыкальному развитию дошкольников, основанные на музыкально - ритмической деятельности
Подготовила: Дорохина Л.А., преподаватель музыкальных дисциплин Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК»
Программа «Ритмическая мозаика»
- Программа по ритмической пластике, направленная на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д. И. Воробьева. — СПб., 1996).
- Ведущая идея — использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, нравственно-коммуникативные качества, способность к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
- Авторы также рассматривают программу как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произведения в пластической импровизации.
- В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов.
- По каждому возрастному периоду (3 — 4, 4— 5, 5 — 7, 7— 9лет):
■ рассматривается основное содержание;
■ выделены показатели уровня развития;
■ рекомендуется репертуар
- При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций.
- Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
- Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей — от подражания к самостоятельности и творчеству, практический материал — 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофильмов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.
Программа «Топ-хлоп, малыши»
- Авторы Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.
- Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2— 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений, связанных с программами по физическому и музыкальному воспитанию.
- В программе формулируются цели и задачи музыкально-ритмического воспитания:
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать музыкальные сенсорные способности;
- развивать слуховое внимание, двигательную сферу, выразительность движений;
- воспитать общительность;
- развивать умения пространственных ориентировок и др. Важное место в программе занимает адаптация ребенка к коллективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник.
- Предлагаемый репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. При этом игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы для работы с детьми 2 — 3 лет.
- В качестве основного метода музыкально-ритмического воспитания детей используется «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений, а также игровое взаимодействие со взрослым.
- Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к программе прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необходимой последовательности
«Са-Фи-Дансе»
- Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике (название составлено из имен разработчиков), цель которой — содействие всестороннему развитию личности дошкольника от 3 до 7 лет средствами танцевально-игровой гимнастики. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию дошкольников.
- Основные задачи программы:
- укреплять здоровье;
- развивать психомоторные и творческие способности, мышление, воображение и познавательную активность;
- расширять кругозор;
- формировать навыки эмоционального выражения движений под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях;
- ■ развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества и трудолюбия.
- Авторы Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.
Основные разделы программы:
- танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика; игрогимнастика; игротанцы;
- нетрадиционные виды упражнений: игропластика
- пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж;
- музыкально-подражательные игры; игры-путешествия;
- креативная гимнастика.
- В программе представлены характеристика каждого раздела, содержание в соответствии с годом обучения, конспекты уроков и сюжетных занятий.
- Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Даны методические рекомендации по его применению, отражены требования по освоению знаний, умений и навыков
Программа «В мире бального танца»
- Рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет.
Цель программы:
- приобщение ребенка к миру танца;
- формировать пластику, культуру, выразительность движений;
- способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи программы:
- способствовать физическому развитию ребенка;
- формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;
- учить понимать язык музыки и выражать его в танце;
- развивать умение применять элементы бального танца в импровизации;
- обучать основам этикета.
- Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержанию 1 -го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей. В каждом разделе дается перечень необходимых элементов бального танца и их описание, формулы современных танцев, приводятся примерные конспекты занятий, этюды для танцевальных импровизаций.
- Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
- 1 Автор Н. П. Циркона.
Программа «Путешествие в страну "Хореография"» 1
Направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства, на проявление себя посредством пластики, вводит в мир хореографии, посредством игры знакомит с ее жанрами, видами, стилями.
Цель программы:
- привить интерес к хореографическому искусству;
- развить творческие способности детей посредством танцевального искусства.
Задачи программы:
- овладеть основами классического экзерсиса;
- ознакомить детей с историей развития танца;
- снять мышечное и психологическое торможение.
Программа состоит из трех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста (4—5, 5—6, 6—7 лет), учитывающих особенности и динамику развития годичного цикла ребенка и преследующих вначале обучающую цель, а затем — развитие творческих способностей.
- По каждой возрастной группе задачи уточняются, предлагается содержание работы и музыкальное сопровождение, даются методические указания.
- Занятия проводятся в игровой форме. В приложении дается музыкальный материал и игры.
- Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «В мире музыкальной драматургии»
- Цель программы:
- формировать активное восприятие музыкального искусства у дошкольников 3 — 7 лет через осознание драматургии музыкального произведения;
- воспитывать желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
- Авторы А.А.Матяшина, Т. Ф. Коренева.
Задачи программы:
- развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, способность эстетически переживать музыку и передавать музыкальные образы в движениях;
- знать простейшие музыкальные понятия;
- формировать выразительность и пластику движений, развивать творческие способности и пр.
- Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и анатомо-физиологические данные возрастного периода.
- Программа состоит их четырех разделов по возрастным группам детей
Весь репертуар представлен по следующим темам:
- характер музыки, средства музыкальной выразительности;
- музыкальная форма;
- комплексы ритмической гимнастики;
- танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами;
- историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и современного танца;
- игровое танцевальное творчество;
- инсценирование песен;
- постановка ритмопластических спектаклей.
- В программе приведены примерные конспекты занятий по ритмике, а также сценарий ритмического спектакля, предлагаемого для постановки в конце года.
- Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «От жеста к танцу»
- Программа по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце. Ее лавная цель — научить детей творчески осмысливать и воплощать
- Автор Е. В. Горшкова.
Образное содержание в танце через освоение языка выразительных движений.
Развивающее обучение проходит в два этапа.
- 1 -й этап
- Дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.
2-й этап
- Дошкольники учатся артистично исполнять сюжетные танцы и музыкально-пантомимические спектакли, а также импровизировать собственные танцевальные композиции
- Особенность методики: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому, а затем — к «композиционному» творчеству в танце.
- В программе раскрываются теоретические основы, принципы методики развития у дошкольников творчества в танце. Описываются методы работы с конкретными танцевальными упражнениями, этюдами и развернутыми спектаклями. Даются планы-конспекты занятий с детьми.
- Комплект пособий «От жеста — к танцу» состоит из трех книг. Первая — изложение методики, а вторая (музыкальный репертуар) и третья (словарь пантомимических и танцевальных движений) — приложения к первой.