СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Программы по музыкальному развитию дошкольников, основанные на музыкально-ритмической деятельности"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация предназначена для ознакомления студентов дошкольного отделения  по МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом с программами по музыкальному развитию дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Программы по музыкальному развитию дошкольников, основанные на музыкально-ритмической деятельности"»

Программы по музыкальному развитию дошкольников, основанные на музыкально - ритмической деятельности   Подготовила: Дорохина Л.А., преподаватель музыкальных дисциплин Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК»

Программы по музыкальному развитию дошкольников, основанные на музыкально - ритмической деятельности

Подготовила: Дорохина Л.А., преподаватель музыкальных дисциплин Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК»

Программа «Ритмическая мозаика»   Программа по ритмической пластике, направленная на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д. И. Воробьева. — СПб., 1996). Ведущая идея — использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, нравственно-коммуникативные качества, способность к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Программа «Ритмическая мозаика»

  • Программа по ритмической пластике, направленная на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д. И. Воробьева. — СПб., 1996).
  • Ведущая идея — использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, нравственно-коммуникативные качества, способность к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Авторы также рассматривают программу как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произведения в пластической импровизации. В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов. По каждому возрастному периоду (3 — 4, 4— 5, 5 — 7, 7— 9лет): ■ рассматривается основное содержание; ■ выделены показатели уровня развития; ■ рекомендуется репертуар
  • Авторы также рассматривают программу как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произведения в пластической импровизации.
  • В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов.
  • По каждому возрастному периоду (3 — 4, 4— 5, 5 — 7, 7— 9лет):

■ рассматривается основное содержание;

■ выделены показатели уровня развития;

■ рекомендуется репертуар

При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого. Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей — от подражания к самостоя­тельности и творчеству, практический материал — 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофильмов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.
  • При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций.
  • Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
  • Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей — от подражания к самостоя­тельности и творчеству, практический материал — 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофильмов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.
Программа «Топ-хлоп, малыши» Авторы Т. Н. Сауко, А. И. Буренина. Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2— 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений, связанных с программами по физическому и музыкальному воспитанию. В программе формулируются цели и задачи музыкально-ритмического воспитания: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;  развивать музыкальные сенсорные способности;

Программа «Топ-хлоп, малыши»

  • Авторы Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.
  • Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2— 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений, связанных с программами по физическому и музыкальному воспитанию.
  • В программе формулируются цели и задачи музыкально-ритмического воспитания:
  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • развивать музыкальные сенсорные способности;
развивать слуховое внимание, двигательную сферу, выразительность движений; воспитать общительность; развивать умения пространственных ориентировок и др.  Важное место в программе занимает адаптация ребенка к коллективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник.
  • развивать слуховое внимание, двигательную сферу, выразительность движений;
  • воспитать общительность;
  • развивать умения пространственных ориентировок и др. Важное место в программе занимает адаптация ребенка к коллективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник.
Предлагаемый репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. При этом игровые упражнения систематизированы в строгой последователь­ности и адаптированы для работы с детьми 2 — 3 лет. В качестве основного метода музыкально-ритмического воспитания детей используется «вовлекающий показ» (С. Д. Рудне­ва) двигательных упражнений, а также игровое взаимодействие со взрослым. Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к программе прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необхо­димой последовательности
  • Предлагаемый репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. При этом игровые упражнения систематизированы в строгой последователь­ности и адаптированы для работы с детьми 2 — 3 лет.
  • В качестве основного метода музыкально-ритмического воспитания детей используется «вовлекающий показ» (С. Д. Рудне­ва) двигательных упражнений, а также игровое взаимодействие со взрослым.
  • Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к программе прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необхо­димой последовательности
«Са-Фи-Дансе» Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике (название составлено из имен разработчиков), цель которой — содействие всестороннему развитию личности дошкольника от 3 до 7 лет средствами танцевально-игровой гимнастики. Содержание программы взаимосвязано с программами по фи­зическому и музыкальному воспитанию дошкольников. Основные задачи программы: укреплять здоровье;  развивать психомоторные и творческие способности, мышле­ние, воображение и познавательную активность;  расширять кругозор;  формировать навыки эмоционального выражения движений под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях; ■ развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества и трудолюбия.  Авторы Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.

«Са-Фи-Дансе»

  • Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике (название составлено из имен разработчиков), цель которой — содействие всестороннему развитию личности дошкольника от 3 до 7 лет средствами танцевально-игровой гимнастики. Содержание программы взаимосвязано с программами по фи­зическому и музыкальному воспитанию дошкольников.
  • Основные задачи программы:
  • укреплять здоровье;
  • развивать психомоторные и творческие способности, мышле­ние, воображение и познавательную активность;
  • расширять кругозор;
  • формировать навыки эмоционального выражения движений под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях;
  • ■ развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества и трудолюбия.
  • Авторы Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.
Основные разделы программы:   танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика; игрогимнастика; игротанцы;  нетрадиционные виды упражнений: игропластика пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж; музыкально-подражательные игры; игры-путешествия; креативная гимнастика. В программе представлены характеристика каждого раздела, содержание в соответствии с годом обучения, конспекты уроков и сюжетных занятий. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Даны методические рекомендации по его применению, отражены требования по освоению знаний, умений и навыков

Основные разделы программы:

  • танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика; игрогимнастика; игротанцы;
  • нетрадиционные виды упражнений: игропластика
  • пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж;
  • музыкально-подражательные игры; игры-путешествия;
  • креативная гимнастика.
  • В программе представлены характеристика каждого раздела, содержание в соответствии с годом обучения, конспекты уроков и сюжетных занятий.
  • Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Даны методические рекомендации по его применению, отражены требования по освоению знаний, умений и навыков
Программа «В мире бального танца» Рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет. Цель программы: приобщение ребенка к миру танца; формировать пластику, культуру, выразительность движений;  способствовать развитию творческих проявлений. Задачи программы: способствовать физическому развитию ребенка; формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;  учить понимать язык музыки и выражать его в танце;  развивать умение применять элементы бального танца в импровизации;  обучать основам этикета.

Программа «В мире бального танца»

  • Рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет.

Цель программы:

  • приобщение ребенка к миру танца;
  • формировать пластику, культуру, выразительность движений;
  • способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи программы:

  • способствовать физическому развитию ребенка;
  • формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;
  • учить понимать язык музыки и выражать его в танце;
  • развивать умение применять элементы бального танца в импровизации;
  • обучать основам этикета.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержа­нию 1 -го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танце­вальных возможностей детей. В каждом разделе дается перечень необходимых элементов бального танца и их описание, формулы современных танцев, приводятся примерные конспекты занятий, этюды для танцевальных импровизаций. Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ. 1 Автор Н. П. Циркона.
  • Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержа­нию 1 -го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танце­вальных возможностей детей. В каждом разделе дается перечень необходимых элементов бального танца и их описание, формулы современных танцев, приводятся примерные конспекты занятий, этюды для танцевальных импровизаций.
  • Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ.
  • 1 Автор Н. П. Циркона.
Программа «Путешествие в страну

Программа «Путешествие в страну "Хореография"» 1

Направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства, на проявление себя по­средством пластики, вводит в мир хореографии, посредством игры знакомит с ее жанрами, видами, стилями.

Цель программы:

  • привить интерес к хореографическому искусству;
  • развить творческие способности детей посредством танцеваль­ного искусства.

Задачи программы:

  • овладеть основами классического экзерсиса;
  • ознакомить детей с историей развития танца;
  • снять мышечное и психологическое торможение.
 Программа состоит из трех разделов, соответствующих возраст­ным периодам дошкольного возраста (4—5, 5—6, 6—7 лет), учиты­вающих особенности и динамику развития годичного цикла ребенка и преследующих вначале обучающую цель, а затем — развитие творческих способностей. По каждой возрастной группе задачи уточняются, предлагается содержание работы и музыкальное сопровождение, даются методические указания. Занятия проводятся в игровой форме. В приложении дается музыкальный материал и игры. Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ.

Программа состоит из трех разделов, соответствующих возраст­ным периодам дошкольного возраста (4—5, 5—6, 6—7 лет), учиты­вающих особенности и динамику развития годичного цикла ребенка и преследующих вначале обучающую цель, а затем — развитие творческих способностей.

  • По каждой возрастной группе задачи уточняются, предлагается содержание работы и музыкальное сопровождение, даются методические указания.
  • Занятия проводятся в игровой форме. В приложении дается музыкальный материал и игры.
  • Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ.
Программа «В мире музыкальной драматургии» Цель программы: формировать активное восприятие музыкального искусства у дошкольников 3 — 7 лет через осознание драматургии музыкаль­ного произведения;  воспитывать желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.  Авторы А.А.Матяшина, Т. Ф. Коренева.

Программа «В мире музыкальной драматургии»

  • Цель программы:
  • формировать активное восприятие музыкального искусства у дошкольников 3 — 7 лет через осознание драматургии музыкаль­ного произведения;
  • воспитывать желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
  • Авторы А.А.Матяшина, Т. Ф. Коренева.
Задачи программы:  развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способ­ности, способность эстетически переживать музыку и переда­вать музыкальные образы в движениях;  знать простейшие музыкальные понятия; формировать выразительность и пластику движений, развивать творческие способности и пр. Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и анатомо-физиологические данные возрастного периода. Программа состоит их четырех разделов по возрастным группам детей

Задачи программы:

  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способ­ности, способность эстетически переживать музыку и переда­вать музыкальные образы в движениях;
  • знать простейшие музыкальные понятия;
  • формировать выразительность и пластику движений, развивать творческие способности и пр.
  • Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и анатомо-физиологические данные возрастного периода.
  • Программа состоит их четырех разделов по возрастным группам детей
 Весь репертуар представлен по следующим темам:  характер музыки, средства музыкальной выразительности; музыкальная форма; комплексы ритмической гимнастики;  танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами;  историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и современного танца;  игровое танцевальное творчество;  инсценирование песен;  постановка ритмопластических спектаклей.

Весь репертуар представлен по следующим темам:

  • характер музыки, средства музыкальной выразительности;
  • музыкальная форма;
  • комплексы ритмической гимнастики;
  • танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами;
  • историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и современного танца;
  • игровое танцевальное творчество;
  • инсценирование песен;
  • постановка ритмопластических спектаклей.
В программе приведены примерные конспекты занятий по ритмике, а также сценарий ритмического спектакля, предлагаемого для постановки в конце года. Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования и науки РФ.
  • В программе приведены примерные конспекты занятий по ритмике, а также сценарий ритмического спектакля, предлагаемого для постановки в конце года.
  • Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «От жеста к танцу» Программа по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце. Ее лавная цель — научить детей творчески осмысливать и воплощать  Автор Е. В. Горшкова.   Образное содержание в танце через освоение языка выразительных движений.  Развивающее обучение проходит в два этапа. 1 -й этап Дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.

Программа «От жеста к танцу»

  • Программа по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце. Ее лавная цель — научить детей творчески осмысливать и воплощать
  • Автор Е. В. Горшкова.

  Образное содержание в танце через освоение языка выразительных движений.

Развивающее обучение проходит в два этапа.

  • 1 -й этап
  • Дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.
2-й этап   Дошкольники учатся артистично исполнять сюжетные танцы и музыкально-пантомимические спектакли, а также импровизировать собственные танцевальные композиции Особенность методики: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому, а затем — к «композиционному» творчеству в танце. В программе раскрываются теоретические основы, принципы методики развития у дошкольников творчества в танце. Описываются методы работы с конкретными танцевальными упражнениями, этюдами и развернутыми спектаклями. Даются планы-конспекты занятий с детьми. Комплект пособий «От жеста — к танцу» состоит из трех книг. Первая — изложение методики, а вторая (музыкальный репертуар) и третья (словарь пантомимических и танцевальных движений) — приложения к первой.    

2-й этап

  • Дошкольники учатся артистично исполнять сюжетные танцы и музыкально-пантомимические спектакли, а также импровизировать собственные танцевальные композиции
  • Особенность методики: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому, а затем — к «композиционному» творчеству в танце.
  • В программе раскрываются теоретические основы, принципы методики развития у дошкольников творчества в танце. Описываются методы работы с конкретными танцевальными упражнениями, этюдами и развернутыми спектаклями. Даются планы-конспекты занятий с детьми.
  • Комплект пособий «От жеста — к танцу» состоит из трех книг. Первая — изложение методики, а вторая (музыкальный репертуар) и третья (словарь пантомимических и танцевальных движений) — приложения к первой.