Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия г. Переславля-Залесского»
Рассмотрена на заседании МО учителей Утверждена
_______________________ приказом директора
______________________
протокол № от « » __________2019 г
от « »____________2019 г
Руководитель МО учителей
__________________________
(подпись и расшифровка)
Рабочая программа по географии для
5 А, Б, В класса
( базовый уровень)
Составила: учитель географии
высшей категории
Лаферина Галина Валентиновна
2019 г
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48); 2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014)
2. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) – ФГОС ООО; (с изменениями приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.)
3. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").
4. Приказ Минобрнауки России от № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»
5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ "Гимназия г.Переславля-Залесского" (Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.)
6. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019/2020 уч.г.
7. Базисный учебный план муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия г. Переславля-Залесского»
Данная рабочая учебная программа составлена к учебнику линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева и ориентирована на УМК по географии для 5-6 классов; основной образовательной программы МОУ «Гимназии г. Переславля-Залесского»;
рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочей программы.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих:
Целей:
- формирование системы географических знаний о Земле как о планете Солнечной системы, о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, о неоднородности и целостности Земли как планеты людей; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах; о составе, строении и свойствах литосферы; топографо-картографических знаний и умений, обеспечивающих ориентацию в географическом пространстве;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, глобус, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, проекты и др.);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Поставлены следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба
- изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Рабочая программа составлена на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю. Программа курса даёт возможность повысить познавательный и самостоятельный уровень образования обучающихся, научить работе в группах, привитие взаимоуважения и ответственности за выполняемую работу. Основными формами обучения, отличающиеся от урочной системы обучения, являются практические работы, работы на местности, групповые работа, взаимоконтроль, конкурсы и игры, поисковые и научные исследования. Отслеживание результатов изучения курса планируется проведением 4 проверочных работ по разделам курса.
УМК
Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др. География. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (DVD). – М.: Просвещение, 2019.
Гусева Е.Е. География. «Конструктор» текущего контроля. 5 – 6 класс: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2018.
Матвеев А.В. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2017.
Николина В.В.. География. Мой тренажер. 5 – 6 классы (рабочая тетрадь). – М.: Просвещение, 2019.
Николина В.В.. География. Поурочные разработки. 5 – 6 классы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019.
Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2016.
Николина В.В.. География. Проекты и творческие работы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
Географический атлас для 5 класса.
3. Содержание курса «География Земли» в 5 классе.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности. Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового Света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII – XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в XX веке (открытие Северного и Южного полюсов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Тема 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма, размеры и Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.
Тема 3. Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и космические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Тема 4. Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Тема 5. Природа Земли. Литосфера.
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа суши – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Разнообразие гор и равнин по возрасту и строению. Классификация гор по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор и равнин. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединно-океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
4. Тематическое планирование курса.
Перечень разделов, тем курса | Количество часов по каждой теме | Примечание |
общее | теоретические занятия | практические занятия | контрольные мероприятия |
Раздел I Развитие географических знаний о Земле. | 4 | 4 | - | 1 | |
Раздел II. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. | 4 | 4 | - | 1 | |
Раздел III. Изображение земной поверхности. | 11 | 10 | 4 | 1 | |
Раздел IV. Человечество на Земле. | 3 | 3 | - | - | |
Раздел V. Природа Земли. Литосфера. | 11 | 10 | 1 | 1 | |
Обобщение знаний | 1 | 1 | - | - | |
Итог | 34 | 31 | 5 | 4 | |
Темы практических работ:
Работа с картой «Имена на карте».
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
Определение координат географических объектов по карте.
Определение положения объектов относительно друг друга:
Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.
Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
Определение азимута.
Ориентирование на местности.
Составление плана местности.
Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Планируемые оценочные практические работы.
Определение направлений и расстояний по плану местности.
Топографический диктант.
Определение направлений и расстояний по картам полушарий, России, Ярославской области.
Определение географических координат.
Описание географического положения и высоты гор и равнин
5. Поурочное планирование
№ п/п, дата урока | Тема урока | Обязательный минимум | Планируемый результат (на уровне учебных действий) | Дата |
5А | 5Б, В |
1 | География как наука, ее задачи и методы исследований | Что изучает география. Значение географии в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. | Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают роль географии в жизни общества. Устанавливают основные приемы работы с учебником. Приступают к проведению простейших наблюдений за погодой. | | |
2 | Развитие географичес-ких знаний о Земле | Представления человека о мире в древности. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья. Великие географические открытия, их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама, Х.Колумб, Ф. Магеллан. Составление таблицы «Путешественник и ученые». | Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях. Проводят самостоятельный поиск географической информации из различных источников. | | |
3 | Открытие и исследование материков. | Открытие и исследование материков. Первое русское кругосветное путешествие. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев. Покорение полюсов, вершин и впадин. Р. Амундсен, Р. Пири. | | |
4 | Современный этап научных географичес-ких исследований | Географические знания в современном мире. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей. | Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Анализируют источники географической информации. Оценивают роль космических исследований и ГИС для развития географии. | | |
5 | Земля – часть Солнечной системы. | Земля – одна из планет Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли. | Приводят доказательства шарообразности Земли. Производят сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Находят дополнительную информацию о планетах Солнечной системы, о влиянии космоса на Землю. | | |
6 | Движения Земли и их географические следствия | Наклон земной оси к плоскости орбиты. Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. | Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объясняют смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Определяют фенологические изменения в природе своей местности по сезонам года. | | |
7 | Распределение солнечного света и тепла на Земле. | Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Календарь. Полярные день и ночь. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. | Наблюдают и фиксируют на теллурии особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. | | |
8 | Обобщение и контроль знаний по теме | Обобщение и контроль знаний по теме «Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия». | Решают учебные и практические задачи. Систематизируют знания и умения по теме. Выполняют тестовые задания. | | |
9 | Ориентирование на местности. План местности. | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Виды изображения земной поверхности. План местности. Особенности изображения местности на плане. | Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут. Выявляют особенности плана местности. | | |
10 | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки, масштаб П.р. Определение направлений и расстояний по плану местности П.р. Определение направлений и расстояний по картам полушарий, России, Ярославской области. | Виды изображения земной поверхности на плоскости: план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. | Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане. | | |
11 | Изображение неровностей земной поверхности на плоскости. | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная и относительная высота. Горизонтали. Определение абсолютной и относительной высоты точек и форм рельефа. | Определяют по карте абсолютные и относительные высоты точек и формы рельефа. | | |
12 | Составление плана местности. П.р.Топографический диктант. | Способы глазомерной съемки местности. Составление простейшего плана местности (учебного кабинета). | Составляют и читают простейший план местности. | | |
13 | Географическая карта – особый источник информации | Глобус – модель Земли. Географическая карта, ее отличие от плана и глобуса. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. | Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. | | |
14 | Градусная сетка | Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний на карте. | Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определяют направления и измеряют расстояния по карте. | | |
15 | Географическая широта | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов. | Определяют географические координаты объектов на карте. Находят точку по ее географическим координатам. | | |
16 | Географическая долгота | Географическая долгота. Определение географической долготы. Часовые пояса. | | |
17. | Географические координаты П.р Определение географических координат. | | | | |
18 | Решение практических задач по плану и карте | Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. | Определяют направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью масштаба. Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составляют описание маршрута по топографической карте. Находят объект на карте по его координатам. Выполняют проектное задание в сотрудничестве. | | |
19 | Контроль знаний и умений по теме | Контроль знаний и умений по теме «Изображение земной поверхности». | Определяют направления и расстояния между географическими объектами по различным картам с помощью масштаба. Определяют взаиморасположение объектов на плане и карте. Определяют по картам абсолютные высоты и глубины точек земной поверхности. Определяют географические координаты и находят объект на карте по его координатам. | | |
20 | Заселение человеком Земли. | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения Земли. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. | Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. | | |
21 | Расы и народы. Крупные государства и города мира. | Расы и народы мира, их отличительные особенности. Численность населения Земли. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. | Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивают свою точку зрения. Определяют наиболее и наименее заселенные территории суши. Выделяют самые крупные по площади государства на Земле. | | |
22 | Многообразие стран мира | Сравнение стран мира по политической карте | Находят и показывают на карте свою страну. Находят на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию. | | |
23 | Земная кора и литосфера | Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия и земная кора. Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосфера, ее соотношение с земной корой. | Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | | |
24 | Горные породы и минералы | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. | Классифицируют горные породы. Описывают по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения. Приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов. Проводят самостоятельный поиск и презентацию географической информации из различных источников. | | |
25 | Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества | Минеральные ресурсы, их виды, способы добычи и транспортировки, значение в жизни современного общества. Меры по охране земных недр и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы Ярославской области. | | |
26 | Движения земной коры. Землетрясения. | Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения. | Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливают с помощью карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносят на контурную карту районы землетрясений и вулканизма. Проводят самостоятельный поиск и презентацию географической информации из различных источников. | | |
27 | Вулканы и гейзеры | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. | | |
28 | Рельеф Земли. Равнины | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних и внешних сил. Выветривание. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Равнины, особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. | Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносят на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывают равнины по карте. Описывают рельеф своей местности. Представляют информацию в письменной форме в виде плана-конспекта. | | |
29 | Жизнь людей на равнинах. Описание рельефа своей местности | Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. Особенности рельефа Ярославской области. | | |
30 | Рельеф Земли. Горы | Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хоз. деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте. | Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли и России, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы мира. Наносят на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывают горы по карте | | |
31 | Решение практических задач по карте П.р. Описание географического положения и высоты гор и равнин. | Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». | Находят географические объекты на карте и наносят их на контурную карту. Выполняют проектное задание в сотрудничестве. | | |
32 | Человек и литосфера | Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. | Определяют значение литосферы для человека. Выявляют воздействие человека на литосферу и изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. | | |
33 | Контроль по теме «Литосфера» | Контрольная работа по теме «Литосфера и рельеф Земли» | Выполняют тестовую работу (открытые и закрытые задания) на проверку знаний и умений по теме. | | |
34 | Повторительно-обобщающий урок. Проект «Как прекрасен этот мир посмотри!» | Обобщающее повторение по курсу географии 5 класса. | Обобщают и систематизируют знания и умения по курсу географии 5 класса. | | |
6. Планируемые результаты освоения курса географии 5 класса.
Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, справочной литературой, техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей во время землетрясения и извержении вулкана;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты освоения географии 5 класса заключаются:
- в формировании и развитии посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- в овладении навыками самостоятельного приобретения новых знаний и практических умений, организации учебной деятельности;
- в формировании и развитии умения планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; оценивать достигнутые результаты;
- а также умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации из различных источников;
- умения работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;
-умения организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения географии 5 класса являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование системы географических знаний о Земле как о планете Солнечной системы, о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, о неоднородности и целостности Земли как планеты людей; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах; о составе, строении и свойствах литосферы;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
Планируемые предметные результаты освоения программы по географии 5 класса
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
Ученик научится:
- выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий;
- формулировать вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки;
- систематизировать информацию о путешествиях и открытиях на основе текста учебника;
- приводить примеры современных видов связи.
Ученик получит возможность научиться:
- находить нужный материал в разных информационных источниках;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- показывать по карте и наносить на контурную карту маршруты экспедиций;
- приводить примеры географических исследований в настоящее время (наблюдения с космических кораблей);
- показывать связь географии с практической деятельностью человека.
Тема 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Ученик научится:
- описывать уникальные особенности Земли как планеты, ее форму и размеры;
- называть и показывать на карте материки и океаны, приводить примеры земных оболочек;
- показывать на глобусе и картах географические полюса, экватор, тропики и полярные круги;
- называть виды движения Земли; знать продолжительность земных суток, года, величину угла наклона земной оси к плоскости орбиты;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- объяснять и показывать, что происходит на планете в день летнего и зимнего солнцестояния, в дни весеннего и осеннего равноденствия;
- называть и показывать на схемах и картах пояса освещенности.
Ученик получит возможность научиться:
- определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года;
- приводить примеры влияния космоса на нашу планету и жизнь людей.
Тема 3. Изображение земной поверхности
Ученик научится:
- называть и показывать элементы градусной сети, объяснять их особенности;
- определять географические координаты точки и местоположение географических объектов на картах и глобусе;
- решать задачи по переводу масштаба;
- измерять расстояния и направления на картах и глобусе;
- определять абсолютную и относительную высоту точек земной поверхности;
- читать условные знаки планов местности и карт, сравнивать планы местности с космическими и аэрофотоснимками;
- ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- работать с картами, различающимися по масштабу, содержанию и охвату территории.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки;
- выполнять простейшие съемки местности; составлять план местности;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- выполнять проектное задание.
Тема 4. Человечество на Земле
Ученик научится:
- выявлять и объяснять внешние признаки людей различных рас;
- выделять самые крупные по площади государства на Земле;
- находить и показывать на карте свою страну;
- находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира.
Ученик получит возможность научиться:
- приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- определять наиболее и наименее заселенные территории мира, сравнивать регионы и страны по плотности населения;
- сравнивать страны по величине территории, географическому положению;
- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;
- приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов.
Тема 5. Оболочки Земли (литосфера)
Ученик научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- объяснять особенности строения рельефа и приводить примеры основных форм рельефа суши и дна Мирового океана;
- приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте и строению;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.