СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
социально-гуманитарной направленности
«Юный журналист»
Наименование муниципалитета | МО Северский район |
Наименование организации | КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51 ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО МУНЦАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГАВРЮШЕНКО ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВИЧА |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | 18150 |
Полное наименование программы | дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юный журналист» |
Механизм финансирования (ПФДО, муниципальное задание, вне бюджет) | Муниципальное задание |
ФИО автора (составителя) программы | Кузьменок Светлана Андреевна |
Краткое описание программы | Программа «Юный журналист» позволяет расширять возможности детей и подростков в получении знаний, умений и навыков, которые позволят успешно адаптироваться в социальной среде, развить и реализовать творческий потенциал. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юный журналист» способствует совершенствованию форм речевой деятельности, осознанному выбору профессии, развитию личностных качеств. |
Форма обучения | очная |
Уровень содержания | базовый |
Продолжительность освоения (объём) | 228 часов |
Возрастная категория | 11-14 лет |
Цель программы | Создание условий для развития интереса обучающихся к литературному творчеству, через обучение основам профессии журналиста и развитие навыков работы с социальной газетой. |
Задачи программы | Задачи программы: предметные: научить приёмам, необходимым для работы над статьей; формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля; овладеть основными навыками журналистского мастерства. личностные: воспитать нравственные, морально-психологические и коммуникативные качества. способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; формировать потребность учащихся к саморазвитию. создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества; развивать активную деятельность. формировать общественную активность, реализацию в социуме. метапредметные: развивать литературные способности подростков; развивать умения устного выступления; развивать умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей; развивать потребность к творческому труду. |
Ожидаемые результаты | 1 год обучения Предметные: Дети должны: Усвоить основные базовые знания в специфике журналистики; Развить литературные навыки; Научиться сбору и переработке информации; Научиться создавать публицистический текст. Личностные: Дети должны: Тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей; Организовывать коллективную работу, воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров; Развить коммуникативные навыкии творческое мышление; Развить последовательность и упорство в достижении цели. Метапредметные: Дети должны: Формулировать проблему; Составлять план решения учебной проблемы; Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 2 год обучения Предметные: Дети должны: Развить творческие и интеллектуальные способности; Развить уровень владения устной и письменной речью; Познакомиться с жанрами публицистического высказывания Применять полученные знания на практике Личностные: Дети должны: Стремление к речевому самосовершенствованию; Способствовать активизации личности в коллективе; Развивать коммуникативные навыки; Иметь способность к самооценке на основе наблюдения над своей устной и письменной речи. Метапредметные: Дети должны: Уметь работать над созданием текстов с привлечением дополнительного материала, писать очерки, статьи, эссе, развивая тему аналитического характера, рецензировать и редактировать тексты; Находить главное и второстепенное в потоке информации; Осуществлять анализ; Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. 3 год обучения Предметные: Дети должны: Получить знания и умения по созданию печатного издания; Развить культурологическую компетентность; Научить творчески подходить к журналистской деятельности; Уметь разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их; Личностные: Дети должны: Развить навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе; Иметь достаточный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств; Развивать коммуникативные навыки; Иметь способность к самооценке. Метапредметные: Дети должны: обучающийся должен уметь изучать общественное мнение; проводить устные и письменные опросы, анкетирование; макетировать и верстать электронную газету, используя электронные программы «Word», «PowerPoint», «PageMaker». Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
|
Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) | Программа доступна для детей с ОВЗ (за исключением детей с нарушением интеллектуального развития) |
Возможность реализации в сетевой форме | Доступно. |
Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий | При реализации программы (или ее частей) может применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. |
Материально- техническая база | Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист» необходимо: Материально-техническое обеспечение: 1. Кабинет для работы детской редакции. 2. Персональный компьютер. 3. Электронные ресурсы: программы, материалы на дисках, флэш-карте. 4. Множительная техника: сканер, принтер, ксерокс. 5. Аппаратура для проведения творческих командировок: цифровой фотоаппарат, диктофон. 6. Книги, журналы, газеты. 7. Стенды для макетирования газеты. 8. Бумага для ксерокса, принтера, блокноты. |
1.Комплекс основных характеристик образования. 3
1.1.Пояснительная записка 3
1.1.1. Направленность и вид программы 3
1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы 3
1.1.3. Отличительные особенности программы 4
1.1.4. Адресат программы. 4
1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации. 4
1.1.6. Форма обучения 4
1.1.7.Особенности организации учебного процесса 4
1.1.8. Режим занятий 4
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы 5
1.2.1. Цель данной программы 5
1.2.2. Задачи программы 5
1.3. Содержание программы. 6
1.3.1.Учебно - тематический план 7
1.3.2. Содержание учебного плана 12
1.3.3. Планируемые результаты 19
2. Комплекс организационно - педагогических условий 19
2.1. Календарный учебный график 19
2.2. Формы подведения итогов и оценочные материалы 19
2.3. Диагностические материалы 21
2.4. Методическое обеспечение программы 21
2.5. Условия реализации программы. 23
2.6. Нормативно - правовая документация. 24
2.7. Литература для педагога 25
2.8. Литература для учащихся 25
Дополнительное образование расширяет возможности детей и подростков в получении знаний, умений и навыков, которые позволят успешно адаптироваться в социальной среде, сделать правильный выбор будущей профессии, развить и реализовать творческий потенциал. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юный журналист» способствует совершенствованию форм речевой деятельности, осознанному выбору профессии, развитию творческой инициативы детей и подростков.
Модифицированная программа разработана на основе учебного пособия: А.П. Гостомыслов.ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: хозрасчётные газета и журнал в школе / СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2006. 352 с.
Новизна данной программы состоит в том, что она удовлетворяет интерес детей в журналистской деятельности. Изучая курс, они могут планировать свою дальнейшую профессиональную деятельность в данной области.
Актуальность программы заключается в том, что знакомство с журналистикой способствует формированию творческой личности, и помогает в раскрытии и развитии творческого потенциала ребёнка. Обучение мастерству журналиста по данной программе строится на основе трёх составляющих: технологического, творческого и морально-этического аспектов.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов, развивая при этом свои творческие, креативные способности. Также они более углубленно изучают литературоведение. Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества.
1.1.3. Отличительные особенности программыПродвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку журналистского мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
В результате занятий идет обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты.
1.1.4. Адресат программы.Программа рассчитана на работу с детьми 11 – 14 лет. Набор детей производится, независимо от половой принадлежности, физических и психологических особенностей. В состав группы могут входить разновозрастные дети, пол значения не имеет.
Также программа рассчитана на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, проявившими выдающиеся способности.
В объединения второго и третьего годов могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/ .
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» имеет базовый уровень освоения и направлена на формирование знаний и развитие практических навыков устной и письменной речи.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист» представляет собой учебный курс трех лет обучения в количестве–228часов. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу, 38 недель (76 часов в год).
1.1.6. Форма обучения: очно, дистанционная (дистанционная форма используется в ситуации повышенной готовности, когда очное обучение невозможно)
1.1.7.Особенности организации учебного процесса:
в соответствии с календарным учебным графиком, в сформированных группах детей разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав группы постоянный. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному.
Занятия проводятся в группах, количество обучающихся не должно превышать 28 человек.
Год обучения | Продолжительность занятия (часов)
| Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель в году | Всего часов в год |
1 | 1 | 2 | 2 | 38 | 76 |
2 | 1 | 2 | 2 | 38 | 76 |
3 | 1 | 2 | 2 | 38 | 76 |
|
|
|
| Итого: | 228 |
1.2.1.Цель данной программы: создание условий для развития интереса обучающихся к литературному творчеству, через обучение основам профессии журналиста и развитие навыков работы с социальной газетой.
1.2.2.Задачи программы:
предметные:
научить приёмам, необходимым для работы над статьей;
формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладеть основными навыками журналистского мастерства.
личностные:
воспитать нравственные, морально-психологические и коммуникативные качества.
способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
формировать потребность учащихся к саморазвитию.
создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
развивать активную деятельность.
формировать общественную активность, реализацию в социуме.
метапредметные:
развивать литературные способности подростков;
развивать умения устного выступления;
развивать умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей;
развивать потребность к творческому труду.
Цель первого года обучения: создание условий для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков детей и подростков, развитие литературных навыков, через знакомство с основами журналистики.
Задачи:
познакомить с историей, культурой и спецификой журналистской деятельности
научить способам сбора информации, создания публицистического высказывания;
способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков;
воспитывать трудолюбие, последовательность и упорство в достижении цели, ответственность за результаты своей деятельности.
Цель второго года обучения: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, социализацииребѐнка посредством включения его в журналистскую деятельность.
Задачи:
познакомить с видами сбора и обработки информации;
познакомить с жанрами журналистики;
способствовать активизации личности в коллективе, совершенствовать коммуникативные навыки;
Цель третьего года обучения: создание предпосылок для возможного планирования профессиональной деятельности, условий для развития навыков работы с социальной газетой и развития культурологической
компетентности обучающихся.
Задачи:
получить знания и умения по созданию печатного издания;
развивать умения решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;
развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
формировать у обучающихся профессиональный интерес к журналистике и газетному делу.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, орфографии, пунктуации.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы направленной на развитие творческих способностей, участвующих в процессе развития креативного мышления, определяющие будущую профессию, находят в образовательной программе индивидуальную траекторию развития своих творческих и интеллектуальных способностей.
В программу могут вноситься необходимые коррективы в соответствии с местными условиями и возможностями, может изменяться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов.
1.3.1.Учебно - тематический план.
1-й год обучения
№ | Тема занятий | Всего | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
1. | Вводное занятие. Техникабезопасности, правила поведения в учреждении. Понятие о журналистике и профессии журналиста. Входная диагностика. | 2 | 1 | 1 | тестирование |
2. | СМИ. Редакция газеты. Функции сотрудников редакции. Создание учебной модели детской редакции | 9 | 6 | 3 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
3. | Информация. Способы сбора и обработки информации | 10 | 6 | 4 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
4. | Название, рубрика, заголовок. Анализ информационных изданий | 6 | 3 | 3 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
5. | Промежуточная аттестация. | 2 | 1 | 1 | Зачет |
6. | Языковые средства публицистического высказывания: 1.свойства устной речи, техника речи 2.качества письменной речи | 14 | 4 | 10 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
7. | Жанры журналистики. Заметка | 5 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
8. | Жанры журналистики. Интервью | 5 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
9. | Жанры журналистики. Репортаж | 5 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
10. | Выпуск информационных изданий: плакатов, коллажей, малоформатных газет. | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
11. | Мероприятия объединения и участие в мероприятиях Центра | 8 | - | 8 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
12. | Промежуточная аттестация. | 2 | - | 2 | зачет
|
| Итого | 76 | 29 | 47 |
|
2-й год обучения
№ | Тема занятий | Всего | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности, правила поведения в Центре. Культура профессии журналиста. Свобода слова. Нормы общения, речевой этикет. Входная диагностика. | 7 | 2 | 5 | тестирование |
2. | Стилевые особенности публицистического высказывания. | 9 | 4 | 5 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
3. | Дополнительная информация в процессе создания газетного текста. Методы сбора информации | 9 | 4 | 5 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
4. | Обработка информации. Создание публицистического высказывания | 9 | 4 | 5 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
5. | Промежуточная аттестация. | 2 | 1 | 1 | Зачет |
6. | Публицистические жанры журналистики. Очерк | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
7. | Публицистические жанры журналистики. Статья | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
8. | Публицистические жанры журналистики. Эссе | 7 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
9. | Социологическая деятельность в журналистике | 5 | 1 | 4 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
10. | Выпуск стендовой учебной газеты. | 7 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
11. | Мероприятия объединения и участие в мероприятиях Центра | 7 | - | 7 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
12. | Промежуточная аттестация. | 2 | - | 2 | Зачет |
| Итого | 76 | 24 | 52 |
|
3-й год обучения
№ | Тема занятий | Всего | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером и копировально-множительной техникой. Правила поведения в учреждении и общественных местах. Номер газеты. Входная диагностика. | 5 | 2 | 3 | тестирование |
2. | Оформление газеты, разновидности иллюстрирования | 7 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
3. | Социологические опросы, акции в процессе сбора информации | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
4. | Реклама в журналистике | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
5. | Промежуточная аттестация. | 1 | 0 | 1 | Зачет |
6. | Дайджест молодѐжной прессы | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
7. | Технология выпуска газеты | 11 | 2 | 9 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
8. | Редактирование, вѐрстка | 10 | 4 | 6 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
9. | Выпуск газеты в электронном виде | 12 | 3 | 9 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
10. | Мероприятия объединения и участие в мероприятиях Центра | 8 | - | 8 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. |
11. | Итоговая аттестация. | 2 | - | 2 | Зачет |
| Итого | 76 | 19 | 57 |
|
Содержание учебного плана:
1-й год обучения
№ | Тема | Содержание | Практика |
1 | Вводное занятие(2 часа) | Знакомство с детьми, программой, игры на знакомство. Проведение тестирования на выявление знаний о профессии журналиста. Знакомство с историей журналистики, спецификой профессии журналиста. | Составление кодекса журналиста. Нормы поведения и речи. Речевой этикет. Входная диагностика, тестирование |
2 | СМИ. Редакция газеты (9чаcов) | Средства массовой информации. Знакомство с образцами печатной продукции. | Экскурсия в редакцию газеты «Городской еженедельник», знакомство с организацией работы редакции, разделением полномочий между сотрудниками редакции. Организация проведения мастер-классов с участием сотрудников редакции газеты «Городской еженедельник». Создание детской редакции. Деловая игра «Я – журналист». |
3 | Информация (10часов) | Понятие «информация». Способы сбора информации. Типы информации. Методы обработки информации: выписки, цитаты, конспекты, тезисный план. | Работа в библиотеке с книгой, виды обработки информации. |
4 | Название, рубрика, заголовок(6 часов) | Понятие рубрики, заголовка.
| Анализ информационных изданий. Определение названия детской газеты, создание рубрик, подбор тем и создание заголовков публицистических высказываний. Проектирование детской газеты. |
5 | Промежуточная аттестация. (2 часа) | Подведение итогов обучения за первое полугодие. | Мониторинг обученности. Тестирование. Анализ. Демонстрация достигнутых результатов. |
6 | Языковые средства: устная и письменная речь (14 часов) | Свойства устной речи: тон, темп. Техника устной речи: речевое дыхание, качества голоса, дикция и орфоэпия. Письменная речь: правильность, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность, уместность. Публицистический стиль языка и речи | Выполнение дыхательных упражнений, работа над совершенствованием свойств и качеств голоса, дикционная гимнастика. Анализ письменных текстов, определение стилевой принадлежности, устранение языковых ошибок.
|
7 | Жанры журналистики. Заметка(5 часов) | Информационный жанр «заметка». Композиция высказывания. Использование языковых средств. Название заметки. Приѐмы привлечения внимания читателей. Демонстрация презентации «Жанры журналистики». | Написание заметок, анализ и корректировка текстов. |
8 | Жанры журналистики. Интервью(5 часов) | Высказывание в жанре интервью: анализ ситуации, изучение особенностей респондента. Составление перечня вопросов. Культура общения, речевой этикет в процессе проведения интервью . | Работа в жанре интервью, анализ текстов |
9 | Жанры журналистики. Репортаж(5 часов) | Выбор темы репортажа. Анализ ситуации. Техника работы: наблюдение, детали, яркие зарисовки, создание точной модели события с изображением подробностей и специфических особенностей. | Создание текстов в жанре репортажа. |
10 | Выпуск информационного издания. Презентация газет(8часов) | Плакат, коллаж, малоформатная газета: сходство и различие изданий. Тема, заголовок в информационном издании. Соотношение содержания и формы издания. | Оформление плаката, коллажа, малоформатной газеты.Презентация индивидуальных малоформатных газет |
11 | Участие в мероприятиях. Освещение событий в поселке и школе. (8 часов) |
| Совместные праздники, родительские собрания, экскурсии. Сбор информации о концертах, фестивалях, выставках (репортажи, интервью, заметки, зарисовки). |
12 | Промежуточная аттестация. (2 часа)
|
| Защита проекта. Подведение итогов обучения. Промежуточная аттестация. Награждение. |
2 год обучения
№ | Тема | Содержание | Практика |
1 | Культура профессии журналиста.(7 часов)
| Культура труда журналиста, профессиональная этика. Нормы поведения и речи. Речевой этикет | Составление кодекса журналиста. Нормы поведения и речи. Речевой этикет. Ситуативные упражнения «Учимся общаться». Упражнения на отработку норм речевого этикета. Входная диагностика, тестирование. |
2 | Стилевые особенности публицистического высказывания. (9 часов) | Нормы функционального стиля речи. Грамматические средства публицистического стиля. Использование выразительных средств языка. | Анализ языковых средств публицистического высказывания. |
3 | Дополнительная информация. (9 часов) | Работа с дополнительными источниками информации. Методы сбора и обработки дополнительного материала. Использование документального материала в публицистических высказываниях. | Работа с книгой, газетой, журналом в библиотеке. |
4 | Создание публицистического текста(9 часов) | Элементы композиции текста. Роль вступления. Основной и частный тезисы высказывания. Лингвистический анализ публицистических высказываний. Редактирование текста | Создание письменного текста на заданную тему. Редактирование текстов. |
5 | Промежуточная аттестация. (2 часа) | Подведение итогов обучения за первое полугодие. | Тестирование. Демонстрация достигнутых результатов. Показ спектакля. |
6 | Публицистические жанры журналистики. Очерк(6часов) | Работа над очерком. Сбор материала: документов, цифр, фактов, опрос общественного мнения. Языковые особенности очерка. Редактирование очерка. | Определение темы очерка. Сбор материала. Написание очерка на заданную тему. |
7 | Публицистические жанры журналистики. Статья. (6 часов) | Подготовка к созданию высказывания в жанре аналитической статьи. Композиция статьи. Приёмы привлечения внимания. | Определение проблематики статьи. Подбор и обработка материала. Редактирование текста. |
8 | Публицистические жанры журналистики. Эссе. (7 часов) | Выбор темы эссе. Создание высказывания на основе основного тезиса. Развѐртывание аргументов высказывания в жанре эссе.
| Создание эссе на темы, предложенные корреспондентами. |
9 | Социологическая деятельность.(5 часов) | Социологические опросы. Определение цели и темы опроса. Анализ полученных результатов. Использование информации в газете | Составление плана социологической акции. Проведение социологических опросов. Обработка результатов опроса. Использование информации в детской газете |
10. | Выпуск учебной газеты. (7 часов) | Графическая модель газеты. Макет номера. Виды шрифтов. | Оформление газеты. |
11. | Участие в мероприятиях. Освещение событий в поселке и школе. (7 часов) |
| Совместные праздники, родительские собрания, экскурсии. Сбор информации о концертах, фестивалях, выставках (репортажи, интервью, заметки, зарисовки). |
12. | Итоговая аттестация. (2 часа) |
| Показ итоговой работы. Подведение итогов обучения. Промежуточная аттестация. Награждение. |
3 год обучения
№ | Тема | Содержание | Практика |
1 | Номер газеты. (5 часов)
| Презентация «История создания газеты». Имидж газеты и еѐ номер. Язык газеты. Рубрики и заголовки. | Анализ информационных изданий. Создание тематических коллажей с различными рубриками. Входная диагностика. |
2 | Оформление в газете, иллюстрирование. (7 часов) | Фотоиллюстрации. Нефотографические иллюстрации | Создание фотостендов. Иллюстрирование газетных материалов |
3 | Социологические опросы, акции. (8 часов) | Методика проведения опросов, сценарии акций. | Создание сценариев социологических акций «Мой любимый учитель», «Что мы называем народным единством», «Новогодние фантазии», «Главный человек в моей судьбе», «Давайте помечтаем», «Этих дней не смолкнет слава». |
4 | Реклама в журналистике.(6часов) | Роль рекламы. Разновидности рекламы. | Создание рекламных текстов, проведение рекламных акций на определѐнные темы |
5 | Промежуточная аттестация. (1 часа) | Подведение итогов обучения за первое полугодие. | Тестирование. Демонстрация достигнутых результатов. Показ спектакля. |
6 | Дайджест молодѐжной прессы. (6часов) | Работа над очерком. Сбор материала: документов, цифр, фактов, опрос общественного мнения. Языковые особенности очерка. Редактирование очерка. | Анализ детской и молодѐжной прессы. Создание информационных тематических сборников «Школьные новости», «Моя семья», «Я - гражданин», «Милый сердцу край», «Будни и праздники», «В творческой мастерской». |
7 | Технология выпуска газеты.(11 часов) | Сбор, обработка и распространение информации. Знакомство с электронными программами «Word», «PowerPoint», «PageMaker». | Выполнение творческих заданий, работа с источниками информации, создание публицистических текстов, выпуск газеты в электронном виде. |
8 | Редактирование, вѐрстка(10 часов) | Особенности вѐрстки и макетирования, редактирование, рецензирование, работа корректора | Создание макетов газеты, подготовка номера к выпуску |
9 | Выпуск газеты в электронном виде(12 часа) | Создание номеров газеты в стенной печати и в электронном виде. | Выпуск газеты. |
11. | Участие в мероприятиях. Освещение событий в поселке и школе. (8 часов) |
| Совместные праздники, родительские собрания, экскурсии. Сбор информации о концертах, фестивалях, выставках (репортажи, интервью, заметки, зарисовки). |
12. | Итоговая аттестация. (2 часа) |
| Защита проекта. Подведение итогов обучения. Итоговая аттестация. Награждение. |
Планируемые результаты.
1 год обучения
Предметные:
Дети должны:
Усвоить основные базовые знания в специфике журналистики;
Развить литературные навыки;
Научиться сбору и переработке информации;
Научиться создавать публицистический текст.
Личностные:
Дети должны:
Тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;
Организовывать коллективную работу, воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;
Развить коммуникативные навыки и творческое мышление;
Развить последовательность и упорство в достижении цели.
Метапредметные:
Дети должны:
Формулировать проблему;
Составлять план решения учебной проблемы;
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2 год обучения
Предметные:
Дети должны:
Развить творческие и интеллектуальные способности;
Развить уровень владения устной и письменной речью;
Познакомиться с жанрами публицистического высказывания
Применять полученные знания на практике
Личностные:
Дети должны:
Стремление к речевому самосовершенствованию;
Способствовать активизации личности в коллективе;
Развивать коммуникативные навыки;
Иметь способность к самооценке на основе наблюдения над своей устной и письменной речи.
Метапредметные:
Дети должны:
Уметь работать над созданием текстов с привлечением дополнительного материала, писать очерки, статьи, эссе, развивая тему аналитического характера, рецензировать и редактировать тексты;
Находить главное и второстепенное в потоке информации;
Осуществлять анализ;
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3 год обучения
Предметные:
Дети должны:
Получить знания и умения по созданию печатного издания;
Развить культурологическую компетентность;
Научить творчески подходить к журналистской деятельности;
Уметь разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;
Личностные:
Дети должны:
Развить навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
Иметь достаточный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств;
Развивать коммуникативные навыки;
Иметь способность к самооценке.
Метапредметные:
Дети должны:
обучающийся должен уметь изучать общественное мнение;
проводить устные и письменные опросы, анкетирование;
макетировать и верстать электронную газету, используя электронные программы «Word», «PowerPoint», «PageMaker».
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2. Комплекс организационно - педагогических условий.
Календарный учебный график. (Приложение №1)
2.2. Формы подведения итогов и оценочные материалы.
Формы отслеживания образовательных результатов: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, в том числе, заполняемый и в системе «Навигатор», дипломы, грамоты, отзывы детей, родителей, статьи, видеозаписи. Также традиционные формы: беседа, наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выпуск газеты, диагностические карты, олимпиада, онлайн-конкурсы, портфолио.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, готовые проекты, протоколы диагностики, фото, отзывы родителей и педагогов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурсы,праздники, выступления на мероприятиях, отчёты, открытые занятия, защита творческих работ, аналитическая справка.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входная диагностика. В начале учебного года | Определение уровня развития способностей к творческой деятельности. | Беседа, опрос, тестирование. |
Текущий контроль. В течение всего учебного года. | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, устный опрос. Диагностические игры, самостоятельная работа. |
Промежуточная аттестация. В середине учебного года (с занесением результатов в диагностическую карту). По окончании изучения темы или раздела (без занесения результатов в диагностическую карту). | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определения результатов обучения. Диагностика развития способностей к творческой деятельности. | Зачет. Участие в конкурсах. Творческая работа, самостоятельная работа, диагностические игры, тестирование. |
Итоговая аттестация. В конце учебного года (с занесением результатов в диагностическую карту). | Определение изменения уровня развития детей, их творческих и интеллектуальных способностей. Диагностика развития способностей к творческой деятельности. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее ( в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Выявление уровня сформированности познавательной мотивации у обучающихся. | Зачет. Творческая работа, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, диагностические карты. |
2.3. Диагностические материалы
Входная диагностика https://wiki.iteach.ru/images/2/29/ДИАГНОСТИКА.pdf
2.4. Методическое обеспечение программы
1. Особенности организации образовательного процесса – очно
2. Методы обучения:
В ходе проведения занятий используются разнообразные методы обучения:
игровой метод, включающий в себя развивающие, познавательные игры;
метод проблемного обучения, позволяющий учить детей доказывать свою точку зрения, искать самостоятельно ответ на поставленную проблему;
метод развивающего обучения, ориентирующийся на потенциальные возможности детей и их реализацию через вовлечение в различные виды деятельности;
метод творческого обучения, способствующий раскрытию внутреннего потенциала детей;
метод мозговой атаки – коллективное решение проблемы, возникновение новых и оригинальных решений проблемных ситуаций;
метод синектики (от греч. «объединение разнородных элементов») - поиск аналогий (представление себя в той ситуации, в которой возникла проблема, применение фантазийных ситуаций);
метод контрольных вопросов – с помощью наводящих вопросов подведение к решению поставленной задачи;
метод фокальных объектов – придумывание чего – либо нового, видоизменение или улучшение привычного вида объекта;
метод творческих преобразований - изменения, которые произойдут в изучаемом действии при применении к нему того или иного преобразования;
практический метод связан с применением знаний в практической деятельности, овладение умениями и навыками посредством упражнений;
3. Формы организации образовательного процесса: подгрупповая, групповая.
4. Формы организации учебного процесса. Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, ориентированные на освоение творческих навыков в сфере журналистики. Запланированы просмотры видеоуроков, просмотр лучших интервью отечественных журналистов.
При реализации программы «Юный журналист» с применением дистанционных технологий:
- организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; допускается отсутствие аудиторных занятий;
- для использования дистанционных образовательных технологий рекомендуется предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.
- рабочее место педагогического работника рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором. Также могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство).
- обучение с использованием дистанционных образовательных технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию, однако необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников).
5.Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения (Кейс-метод), технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.
6.Алгоритм учебного занятия:
I этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии,
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
Усвоение новых знаний.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в предмете изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать упражнения, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция и анализ.
3 Закрепление знаний
Тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно или в микрогруппах.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
IV этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга, проводятся с учетом интересов детей.
7. Дидактические материалы:
№1 Игры на взаимодействие
https://summercamp.ru/Игры_на_взаимодействие
№2 Тест «Быть или не быть журналистом?»
https://www.sites.google.com/site/vsedlapostupauhsih/cover-page/ekzamen/proforientaci/test-byt-ili-ne-byt-zurnalistom
№3 Техника устной речи
https://repetit.ru/blog/articles/treniruem-rech-uprazhneniya-dlya-detej-i-vzroslyh
№4 Презентация «Жанры журналистики»
http://www.myshared.ru/slide/315079/
№5 Речевой этикет
https://blog.tutoronline.ru/rechevoj-jetiket
№6 Нравственный кодекс программы
http://docs.cntd.ru/document/901854413
№7 Статья «Как появилась газета»
https://mirtayn.ru/kak-poyavilas-gazeta/
2.5. Условия реализации программы.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист» необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет для работы детской редакции.
2. Персональный компьютер.
3. Электронные ресурсы: программы, материалы на дисках, флэш-карте.
4. Множительная техника: сканер, принтер, ксерокс.
5. Аппаратура для проведения творческих командировок: цифровой фотоаппарат, диктофон.
6. Книги, журналы, газеты.
7. Стенды для макетирования газеты.
8. Бумага для ксерокса, принтера, блокноты.
Интернет-источники:
http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ
http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования
http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр
http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном внешкольном образовании
https://infourok.ru ведущий образовательный портал России
https://www.elena-kantil.com школа игровой импровизации Е. Кантиль.
https://www.trizland.ru – сайт
Кадровое обеспечение:
занятия ведет педагог, имеющий педагогическое образование, владеющий навыками ведения занятий социально-гуманитарной направленности.
Педагог должен хорошо владеть технологией групповой и индивидуальной организации работы, различными игровыми и интерактивными технологиями, в том числе здоровьесберегающими, инновационными методами и приемами.
Для успешной реализации программы «Юный журналист» используются материально-технические ресурсы сетевого партнера – редакции газеты «Зори» МО Северский район (договор о сетевом взаимодействии).
2.6. Нормативно - правовая документация.Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Национальный проект «Образование» утвержден президиумом Совета при Президент Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №16.)
Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей» в редакции протокола президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19. 09. 2017г. №66.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в редакции протокола заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г.
Региональный проект «Успех каждого ребенка» в редакции протокола проектного комитета от 9 апреля 2019г.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
Распоряжение от 26 марта 2016 года №516-р. В рамках госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 годы;
Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.
Проект Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;
2.7. Литература для педагога:
Для педагога:
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа,1987.-146с
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
-2-е изд. –М., 1998. – 126с
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах(4-8-е классы). -М.,1977.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-144с
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение,1996. – 35с
Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М.,1994.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
А.П. Гостомыслов.ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: хозрасчётные газета и журнал в школе /Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2006. 352 с.
2.8.Литература для учащихся:
Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144
Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.- М.: Гепта-Трейд,1995.- 640с
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская энциклопедия,1979.-431с
Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. Н.Т.Бунимович. – М.: Республика,2000.-670с
Словарь русского языка. 4-е изд., стереотипное, 1-4т /под ред. А.П. Евгеньевой.- М.: Русский язык,1999.-800с
Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2000.-640с
Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2009.-688с
Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. 3-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык – Медиа,2007.-616с
Энциклопедический справочник школьника. Том ІІ, Гуманитарные науки.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003.-864с
Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144
Приложение №1
Календарный учебный график.
Дата | Тема | Содержание и форма работы | Кол-во часов | Форма атте- стации / контроля | Сетевое взаимодействие | ||
| всего | теория | прак тика | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности, правила поведения в учреждении. Понятие о журналистике и профессии журналиста. Входная диагностика. | Знакомство с детьми, программой, игры на знакомство. Проведение тестирования на выявление знаний о профессии журналиста. Знакомство с историей журналистики, спецификой профессии журналиста. | 2 | 1 | 1 | Пед. наблюдение, опрос, входное тестиование |
| |
| СМИ. Редакция газеты. Функции сотрудников редакции. Создание учебной модели детской редакции | Средства массовой информации. Знакомство с образцами печатной продукции. | 9 | 6 | 3 | Презентации, практическая работа | Редакция газеты «Зори» |
| Информация. Способы сбора и обработки информации | Понятие «информация». Способы сбора информации. Типы информации. Методы обработки информации: выписки, цитаты, конспекты, тезисный план. | 10 | 6 | 4 | Творческий отчет |
|
| Название, рубрика, заголовок. Анализ информационных изданий | Понятие рубрики, заголовка.
| 6 | 3 | 3 | Презентации, практическая работа |
|
| Промежуточная аттестация. | Подведение итогов обучения за первое полугодие. | 2 | 1 | 1 | Пед. наблюдение, опрос, презентации, практическая работа творческий отчет |
|
| Языковые средства публицистического высказывания: 1.свойства устной речи, техника речи 2.качества письменной речи | Свойства устной речи: тон, темп. Техника устной речи: речевое дыхание, качества голоса, дикция и орфоэпия. Письменная речь: правильность, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность, уместность. Публицистический стиль языка и речи | 14 | 4 | 10 | Пед. наблюдение, опрос, презентации |
|
| Жанры журналистики. Заметка | Информационный жанр «заметка». Композиция высказывания. Использование языковых средств. Название заметки. Приѐмы привлечения внимания читателей. Демонстрация презентации «Жанры журналистики». | 5 | 2 | 3 | Презентации, практическая работа | Редакция газеты «Зори» |
| Жанры журналистики. Интервью | Высказывание в жанре интервью: анализ ситуации, изучение особенностей респондента. Составление перечня вопросов. Культура общения, речевой этикет в процессе проведения интервью . | 5 | 2 | 3 | Пед. наблюдение, опрос, презентации |
|
| Жанры журналистики. Репортаж | Выбор темы репортажа. Анализ ситуации. Техника работы: наблюдение, детали, яркие зарисовки, создание точной модели события с изображением подробностей и специфических особенностей . | 5 | 2 | 3 | Презентации, практическая работа |
|
| Выпуск информационных изданий: плакатов, коллажей, малоформатных газет. | Плакат, коллаж, малоформатная газета: сходство и различие изданий. Тема, заголовок в информационном издании. Соотношение содержания и формы издания. | 8 | 2 | 6 | Творческий отчет |
|
| Мероприятия объединения и участие в мероприятиях Центра |
| 8 | - | 8 | Творческий отчет |
|
| Промежуточная аттестация. |
| 2 | - | 2 | Пед. наблюдение, опрос, презентации, практическая работа творческий отчет | Редакция газеты «Зори» |
2й год
Дата | Тема | Содержание и форма работы | Кол-во часов | Форма атте- стации / контроля | Сетевое взаимодействие | ||
| всего | теория | прак тика | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности, правила поведения в Центре. Культура профессии журналиста. Свобода слова. Нормы общения, речевой этикет. Входная диагностика. | Культура труда журналиста, профессиональная этика. Нормы поведения и речи. Речевой этикет | 7 | 2 | 5 | Пед. наблюдение, опрос | Редакция газеты «Зори» | |
| Стилевые особенности публицистического высказывания. | Нормы функционального стиля речи. Грамматические средства публицистического стиля. Использование выразительных средств языка. | 9 | 4 | 5 | Презентации, практическая работа |
|
| Дополнительная информация в процессе создания газетного текста. Методы сбора информации | Работа с дополнительными источниками информации. Методы сбора и обработки дополнительного материала. Использование документального материала в публицистических высказываниях. | 9 | 4 | 5 | Творческий отчет |
|
| Обработка информации. Создание публицистического высказывания | Элементы композиции текста. Роль вступления. Основной и частный тезисы высказывания. Лингвистический анализ публицистических высказываний. Редактирование текста | 9 | 4 | 5 | Презентации, практическая работа |
|
| Промежуточная аттестация. | Подведение итогов обучения за первое полугодие. | 2 | 1 | 1 | Пед. наблюдение, опрос, презентации, практическая работа творческий отчет |
|
| Публицистические жанры журналистики. Очерк | Работа над очерком. Сбор материала: документов, цифр, фактов, опрос общественного мнения. Языковые особенности очерка. Редактирование очерка. | 6 | 2 | 4 | Пед. наблюдение, опрос, презентации |
|
| Публицистические жанры журналистики. Статья | Подготовка к созданию высказывания в жанре аналитической статьи. Композиция статьи. Приѐмы привлечения внимания. | 6 | 2 | 4 | Презентации, практическая работа |
|
| Публицистические жанры журналистики. Эссе | Выбор темы эссе. Создание высказывания на основе основного тезиса. Развѐртывание аргументов высказывания в жанре эссе.
| 7 | 2 | 5 | Пед. наблюдение, опрос, презентации |
|
| Социологическая деятельность в журналистике | Социологические опросы. Определение цели и темы опроса. Анализ полученных результатов. Использование информации в газете | 5 | 1 | 4 | Презентации, практическая работа | . |
| Выпуск стендовой учебной газеты. | Графическая модель газеты. Макет номера. Виды шрифтов. | 7 | 2 | 5 | Творческий отчет |
|
| Мероприятия объединения и участие в мероприятиях Центра |
| 7 | - | 7 | Творческий отчет |
|
| Промежуточная аттестация. |
| 2 | - | 2 | Пед. наблюдение, опрос, презентации, практическая работа творческий отчет |
|
3 год
Дата | Тема | Содержание и форма работы | Кол-во часов | Форма атте- стации / контроля | Сетевое взаимодействие | ||
| всего | теория | прак тика | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером и копировально-множительной техникой. Правила поведения в учреждении и общественных местах. Номер газеты.Входная диагностика. | Знакомство с детьми, программой, игры на знакомство.Проведение тестирования на выявление знаний о профессии журналиста. Знакомство с историей журналистики, спецификой профессии журналиста. | 5 | 2 | 3 | Пед. наблюдение, опрос |
| |
| Оформление газеты, разновидности иллюстрирования | Средства массовой информации. Знакомство с образцами печатной продукции. | 7 | 2 | 5 | Презентации, практическая работа |
|
| Социологические опросы, акции в процессе сбора информации | Понятие «информация». Способы сбора информации. Типы информации. Методы обработки информации: выписки, цитаты, конспекты, тезисный план. | 8 | 2 | 6 | Творческий отчет |
|
| Реклама в журналистике | Понятие рубрики, заголовка.
| 6 | 2 | 4 | Презентации, практическая работа | Редакция газеты «Зори» |
| Промежуточная аттестация. | Подведение итогов обучения за первое полугодие. | 1 | 0 | 1 | Пед. наблюдение, опрос, презентации, практическая работа творческий отчет |
|
| Дайджест молодѐжной прессы | Свойства устной речи: тон, темп. Техника устной речи: речевое дыхание, качества голоса, дикция и орфоэпия. Письменная речь: правильность, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность, уместность. Публицистический стиль языка и речи | 6 | 2 | 4 | Пед. наблюдение, опрос, презентации |
|
| Технология выпуска газеты | Информационный жанр «заметка». Композиция высказывания. Использование языковых средств. Название заметки. Приѐмы привлечения внимания читателей. Демонстрация презентации «Жанры журналистики». | 11 | 2 | 9 | Презентации, практическая работа |
|
| Редактирование, вѐрстка | Высказывание в жанре интервью: анализ ситуации, изучение особенностей респондента. Составление перечня вопросов. Культура общения, речевой этикет в процессе проведения интервью. | 10 | 4 | 6 | Пед. наблюдение, опрос, презентации |
|
| Выпуск газеты в электронном виде | Выбор темы репортажа. Анализ ситуации. Техника работы: наблюдение, детали, яркие зарисовки, создание точной модели события с изображением подробностей и специфических особенностей . | 12 | 3 | 9 | Презентации, практическая работа | . |
| Мероприятия объединения и участие в мероприятиях Центра | Плакат, коллаж, малоформатная газета: сходство и различие изданий. Тема, заголовок в информационном издании. Соотношение содержания и формы издания. | 8 | - | 8 | Творческий отчет |
|
| Итоговая аттестация. |
| 2 | - | 2 | Творческий отчет | Редакция газеты «Зори» |