СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прогрессии в реальной жизни

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прогрессии в реальной жизни»

 Арифмети́ческая прогре́ссия —   числовая последовательность, в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего увеличением его на определённое число .  Имеет вид: a 1 , a 1 +d, a 1 +2d,  a 1 +3d, …, a 1 +(n-1)d,…  Геометри́ческая прогре́ссия —  последовательность чисел,  в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего умножением его на определённое число .  Имеет вид:   b 1 , b 1 q, b 1 q 2 , b 1 q 3 ,…  ,b 1 q n-1 ,…

Арифмети́ческая прогре́ссия

числовая последовательность, в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего увеличением его на определённое число .

Имеет вид: a 1 , a 1 +d, a 1 +2d, a 1 +3d, …, a 1 +(n-1)d,…

Геометри́ческая прогре́ссия — последовательность чисел, в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего умножением его на определённое число .

Имеет вид: b 1 , b 1 q, b 1 q 2 , b 1 q 3 ,… ,b 1 q n-1 ,…

Арифметическая прогрессия: Геометрическая прогрессия:

Арифметическая прогрессия:

Геометрическая прогрессия:

Определения арифметической и геометрической прогрессий очень похожи. Заменяется лишь сложение умножением.  А из формулы n-го члена арифметической прогрессии, можно получить формулу для геометрической прогрессии, если заменить сложение умножением и умножение –  возведением в степень a n+1 =a n +d b n+1 =b n · q q = b n+1 :b n d = a n - а 1 a n =а 1 +d  (n-1)  b n = b 1 q n-1

Определения

арифметической

и геометрической

прогрессий

очень похожи.

Заменяется лишь

сложение

умножением.

А из формулы n-го члена

арифметической

прогрессии,

можно получить

формулу

для геометрической

прогрессии,

если заменить сложение

умножением и умножение –

возведением в степень

a n+1 =a n +d

b n+1 =b n · q

q = b n+1 :b n

d = a n - а 1

a n 1 +d (n-1)

b n = b 1 q n-1

Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену,  сложенному с одним и тем же числом, Называется арифметической прогрессией. Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену,  умноженному на одно и то же число, называется геометрической прогрессией

Числовая последовательность, каждый

член которой, начиная со второго,

равен предшествующему члену,

сложенному с одним и тем же числом,

Называется арифметической прогрессией.

Числовая последовательность, каждый

член которой, начиная со второго,

равен предшествующему члену,

умноженному на одно и то же число,

называется геометрической прогрессией

В соревновании по стрельбе за каждый промах в серии из 25 выстрелов стрелок получал штрафные очки: за первый промах — одно штрафное очко, за каждый последующий — на 0,5 очка больше, чем за предыдущий. Сколько раз попал в цель стрелок, получивший 7 штрафных очков?  Решение. Составим математическую модель задачи. Система штрафных очков составляет арифметическую прогрессию, первый член которой равен 1, а разность – 0,5. Сумма первых n членов ( количество промахов) равно 7. Найдем число промахов  - n .

В соревновании по стрельбе за каждый промах в серии из 25 выстрелов стрелок получал штрафные очки: за первый промах — одно штрафное очко, за каждый последующий — на 0,5 очка больше, чем за предыдущий. Сколько раз попал в цель стрелок, получивший 7 штрафных очков?

Решение. Составим математическую модель задачи. Система штрафных очков составляет арифметическую прогрессию, первый член которой равен 1, а разность – 0,5. Сумма первых n членов ( количество промахов) равно 7. Найдем число промахов - n .

0. S n = (2 a 1 + d ( n -1)) n /2; 525= (2 · 30+ 5( n -1)) n /2; 1050= (60+ 5( n -1)) n ; 1050= 55 n + 5 n 2 ; n 2 +11 n -210=0, n 1 =-21, n 2 =10 ( n 0). Улитка достигнет вершины за 10 минут. " width="640"

Улитка ползет по дереву. За первую минуту она проползла 30 см, а за каждую следующую минуту — на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет улитка вершины дерева длиной 5,25 м, если считать, что движение начато от его основания?

Решение. a 1 =30, d =5, S n = 525, n 0.

S n = (2 a 1 + d ( n -1)) n /2;

525= (2 · 30+ 5( n -1)) n /2;

1050= (60+ 5( n -1)) n ;

1050= 55 n + 5 n 2 ;

n 2 +11 n -210=0, n 1 =-21, n 2 =10 ( n 0).

Улитка достигнет вершины за 10 минут.

 При свободном падении тело прошло в первую секунду 5м, а в каждую следующую на 10м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло его дна через 5 с. после начала падения.  Решение.(1 способ) в первую секунду: 5м, во вторую секунду: 15м, в третью секунду: 25м, в четвертую секунду: 35м, в пятую секунду: 45м. Всего за пять секунд: 5+15+25+35+45=125(м). Ответ: глубина шахты 125м. Решение.(2 способ) а1=5, d=10. а5=а1+4d; а5=45. S5=(a1+a5)·n/2; S5=(5+45)·5/2=125; глубина шахты 125м. Ответ: 125м.

При свободном падении тело прошло в первую секунду 5м, а в каждую следующую на 10м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло его дна через 5 с. после начала падения.

Решение.(1 способ)

в первую секунду: 5м,

во вторую секунду: 15м,

в третью секунду: 25м,

в четвертую секунду: 35м,

в пятую секунду: 45м.

Всего за пять секунд: 5+15+25+35+45=125(м).

Ответ: глубина шахты 125м.

Решение.(2 способ)

а1=5, d=10.

а5=а1+4d; а5=45.

S5=(a1+a5)·n/2; S5=(5+45)·5/2=125;

глубина шахты 125м.

Ответ: 125м.

Первые теоретические сведения, связанные с прогрессиями, дошли до нас в документах Древней Греции.  В Древнем Египте в V в. до н.э. греки знали прогрессии и их суммы:  1+2+3+…+n = =2+4+6+…+2n = n · (n+1).  Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым ( V в.)

Первые теоретические сведения, связанные с прогрессиями, дошли до нас в документах Древней Греции.

В Древнем Египте в V в. до н.э. греки знали прогрессии и их суммы:

1+2+3+…+n = =2+4+6+…+2n = n · (n+1).

Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым ( V в.)

 В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры, встречаются примеры арифметических и геометрических прогрессий. Пример: «Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 человеками и, разность же между каждым человеком и его соседом равна меры».  Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и другие.  В трудах АРХИМЕДА (ок. 287-212 гг. до н.э.) излагаются первые сведения о прогрессиях.

В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры, встречаются примеры арифметических и геометрических прогрессий.

Пример:

«Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 человеками и, разность же между каждым человеком и его соседом равна меры».

Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и другие.

В трудах АРХИМЕДА (ок. 287-212 гг. до н.э.) излагаются первые сведения о прогрессиях.

В ходе своих исследований Архимед нашел сумму бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем 1/4, что явилось первым примером появления в математике бесконечного ряда…

В ходе своих исследований Архимед нашел сумму бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем 1/4, что явилось первым примером появления в математике бесконечного ряда…

В “Исчислении песчинок” Архимед впервые сопоставляет арифметическую и геометрическую прогрессии: 1, 2, 3, 4, 5, … 10, 10 2 , 10 3 , 10 4 , 10 5 , … и указывает на связь между ними, например: 10 3 · 10 5 =10 3+5 =10 8 , т.е. для умножения двух членов геометрической прогрессии достаточно сложить соответствующие члены арифметической прогрессии и взять полученную сумму в качестве показателя 10.

В “Исчислении песчинок” Архимед впервые сопоставляет арифметическую и геометрическую прогрессии:

1, 2, 3, 4, 5, …

10, 10 2 , 10 3 , 10 4 , 10 5 , …

и указывает на связь между ними, например:

10 3 · 10 5 =10 3+5 =10 8 ,

т.е. для умножения двух членов геометрической

прогрессии достаточно сложить соответствующие

члены арифметической прогрессии и взять

полученную сумму в качестве показателя 10.

Одно из доказательств Архимеда, изложенное в его произведении “Квадратура параболы”, сводится к суммированию бесконечно убывающей геометрической прогрессии:

Одно из доказательств Архимеда, изложенное в его произведении “Квадратура параболы”, сводится к суммированию бесконечно убывающей геометрической прогрессии:

Для решения некоторых задач из геометрии и механики Архимед вывел формулу суммы квадратов натуральных чисел, хотя ею пользовались и до него:

Для решения некоторых задач из геометрии и механики Архимед вывел формулу суммы квадратов натуральных чисел, хотя ею пользовались и до него:

Пифагор (IV в. до н. э.) и его ученики рассматривали последовательности, связанные с геометрическими фигурами. Подсчитывая число кружков в треугольниках, квадратах, пятиугольниках, они получали: - последовательность (а п ) треугольных чисел 1, 3, 6, 10, 15, ... ; -  последовательность ( b п ) квадратных чисел  1, 4, 9, 16, 25, ... ; -  последовательность (с п ) пятиугольных чисел  1, 5, 12, 22, 35, ...
  • Пифагор (IV в. до н. э.) и его ученики рассматривали последовательности, связанные с геометрическими фигурами. Подсчитывая число кружков в треугольниках, квадратах, пятиугольниках, они получали:

- последовательность п ) треугольных чисел 1, 3, 6, 10, 15, ... ;

- последовательность ( b п ) квадратных чисел 1, 4, 9, 16, 25, ... ;

- последовательность п ) пятиугольных чисел 1, 5, 12, 22, 35, ...

Зададим эту последовательностей формулой п- ого  члена. Последовательность (а п ) треугольных чисел получается из последовательности натуральных чисел 1, 2, 3, ... , т. е. из арифметической прогрессии, в которой первый член и разность равны 1, следующим образом:  а 1  = 1, а 2 = 1 + 2, а 3 = 1 + 2 + 3, а п = 1 + 2 + 3 + ... + п. Значит, а п = ( 1 + п ): 2 · п.
  • Зададим эту последовательностей формулой п- ого члена.
  • Последовательность (а п ) треугольных чисел получается из последовательности натуральных чисел 1, 2, 3, ... , т. е. из арифметической прогрессии, в которой первый член и разность равны 1, следующим образом:

а 1 = 1, а 2 = 1 + 2, а 3 = 1 + 2 + 3, а п = 1 + 2 + 3 + ... + п.

  • Значит, а п = ( 1 + п ): 2 · п.
Последовательность ( b п) квадратных чисел аналогичным способом получается из последовательности нечетных чисел 1, 3, 5, ... , т. е. из арифметической прогрессии, первый член которой равен 1 и разность равна 2:  b 1 = 1, b 2 = 1 + 3, b з = 1 + 3 + 5, …, b n = 1 + 3 + 5 + ... + 2п- 1. Следовательно, b n = (1+2n-1):2 ·n; b n =n 2  . Мы пришли к формуле, очевидной для последовательности квадратных чисел.
  • Последовательность ( b п) квадратных чисел аналогичным способом получается из последовательности нечетных чисел 1, 3, 5, ... , т. е. из арифметической прогрессии, первый член которой равен 1 и разность равна 2:

b 1 = 1, b 2 = 1 + 3, b з = 1 + 3 + 5, …, b n = 1 + 3 + 5 + ... + 2п- 1.

  • Следовательно, b n = (1+2n-1):2 ·n; b n =n 2 . Мы пришли к формуле, очевидной для последовательности квадратных чисел.
Последовательность ( c п ) пятиугольных чисел аналогичным способом получается из последовательности нечетных чисел 1, 4, 7, ... , т. е. из арифметической прогрессии, первый член которой равен 1 и разность равна 3: с 1 = 1, с 2 = 1 + 4,  b з = 1 + 4 + 7, …, с n = 1 + 4 + 7 + ... +(1+3( п- 1)). Следовательно, с n = ( 1+1+3( п- 1)) :2 ·n; с n = (3 n -1) · n /  2
  • Последовательность ( c п ) пятиугольных чисел аналогичным способом получается из последовательности нечетных чисел 1, 4, 7, ... , т. е. из арифметической прогрессии, первый член которой равен 1 и разность равна 3: с 1 = 1, с 2 = 1 + 4,

b з = 1 + 4 + 7, …, с n = 1 + 4 + 7 + ... +(1+3( п- 1)).

  • Следовательно, с n = ( 1+1+3( п- 1)) :2 ·n; с n = (3 n -1) · n / 2
Леонардо Пизанский (Фибоначчи)

Леонардо Пизанский

(Фибоначчи)

Числа Фибоначчи — элементы числовой последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597 … в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.
  • Числа Фибоначчи — элементы числовой последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597 … в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.
1.Сумма первых n -чисел Фибоначчи: u 1 + u 2 +…+ u n = u n +2 -1. 2.Сумма чисел Фибоначчи с нечетными номерами:  u 1 + u 3 + u 5 +…+ u 2 n -1 = u 2 n . 3.Сумма чисел Фибоначчи с четными номерами:  u 2 + u 4 +…+ u 2 n = u 2 n +1 -1.  4.Сумма квадратов первых n -чисел Фибоначчи:
  • 1.Сумма первых n -чисел Фибоначчи: u 1 + u 2 +…+ u n = u n +2 -1.
  • 2.Сумма чисел Фибоначчи с нечетными номерами:

u 1 + u 3 + u 5 +…+ u 2 n -1 = u 2 n .

  • 3.Сумма чисел Фибоначчи с четными номерами:

u 2 + u 4 +…+ u 2 n = u 2 n +1 -1.

  • 4.Сумма квадратов первых n -чисел Фибоначчи:
 Летом инфузории размножаются бесполым способом делением пополам.  Вопрос: сколько будет инфузорий после 15-го размножения?

Летом инфузории размножаются бесполым способом делением пополам.

Вопрос: сколько будет инфузорий после 15-го размножения?

Численность любого вида при отсутствии ограничений растёт в соответствии с геометрической прогрессией;  Кривая роста численности любого вида при отсутствии ограничений называется  экспонентой . b 15 = 2·2 14 =  32 768
  • Численность любого вида при отсутствии ограничений растёт в соответствии с геометрической прогрессией;
  • Кривая роста численности любого вида при отсутствии ограничений называется экспонентой .

b 15 = 2·2 14 = 32 768

Бактерии  Известно, что бактерии размножаются делением: одна бактерия делится на две; каждая из этих двух в свою очередь тоже делится на две, и получаются четыре бактерии; из этих четырех в результате деления получаются восемь бактерий и т. д. Результат каждого удвоения будем называть поколением.

Бактерии

Известно, что бактерии размножаются делением: одна бактерия делится на две; каждая из этих двух в свою очередь тоже делится на две, и получаются четыре бактерии; из этих четырех в результате деления получаются восемь бактерий и т. д. Результат каждого удвоения будем называть поколением.

 Способность к размножению у бактерий настолько велика, что если бы они не гибли от разных причин, а беспрерывно размножались, то за трое суток общая масса потомства одной только бактерии могла бы составить 7500 тонн. Таким громадным количеством бактерий можно было бы заполнить около 375 железнодорожных вагонов.

Способность к размножению у бактерий настолько велика, что если бы они не гибли от разных причин, а беспрерывно размножались, то за трое суток общая масса потомства одной только бактерии могла бы составить 7500 тонн. Таким громадным количеством бактерий можно было бы заполнить около 375 железнодорожных вагонов.

Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Решение. В сутках 1440 минут, каждые двадцать минут появляется новое поколение - за сутки 72 поколения. По формуле суммы n первых членов геометрической прогрессии, у которой b 1 =1, q=2, n=72, находим, что S 72 =2 72 -1= 4 722 366 482 869 645 213 696 - 1=  = 4 722 366 482 869 645 213 695.
  • Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток.
  • Решение. В сутках 1440 минут, каждые двадцать минут появляется новое поколение - за сутки 72 поколения. По формуле суммы n первых членов геометрической прогрессии, у которой b 1 =1, q=2, n=72, находим, что S 72 =2 72 -1= 4 722 366 482 869 645 213 696 - 1=

= 4 722 366 482 869 645 213 695.

Одуванчик “ Потомство одного одуванчика за 10 лет может покрыть пространство в 15 раз больше суши земного шара”.  К. А. Тимирязев

Одуванчик

Потомство одного одуванчика за 10 лет может покрыть пространство в 15 раз больше суши земного шара”.

К. А. Тимирязев

 Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 1 кв. метр и даёт в год около 100 летучих семян. а) Сколько кв. км площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если он размножается беспрепятственно по геометрической прогрессии?   б) Хватит ли этим растениям на 11-й год места на поверхности суши земного шара?
  • Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 1 кв. метр и даёт в год около 100 летучих семян.
  • а) Сколько кв. км площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если он размножается беспрепятственно по геометрической прогрессии?
  • б) Хватит ли этим растениям на 11-й год места на поверхности суши земного шара?
 Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 1 кв. метр и даёт в год около 100 летучих семян. а) Сколько кв. км площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если он размножается беспрепятственно по геометрической прогрессии?  [ 1012 км 2 ] б) Хватит ли этим растениям на 11-й год места на поверхности суши земного шара?  [ нет, Sсуши = 148 млн км 2 ]
  • Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 1 кв. метр и даёт в год около 100 летучих семян.
  • а) Сколько кв. км площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если он размножается беспрепятственно по геометрической прогрессии?

[ 1012 км 2 ]

  • б) Хватит ли этим растениям на 11-й год места на поверхности суши земного шара?

[ нет, Sсуши = 148 млн км 2 ]

 Царь древней Индии Шерам пригласил к себе изобретателя шахмат Сета и спросил, какую бы награду хотел бы он получить за изобретение столь мудрой игры.  Тогда Сета попросил царя на первую клетку шахматной доски положить 1 зерно, на вторую – 2 зерна, на третью – 4, на четвертую – 8 и т.д., т.е. на каждую клетку вдвое больше зерна, чем на предыдущую клетку. Поначалу царь удивился столь “скромному” запросу изобретателя и поспешно повелел выполнить ту просьбу. Однако, как выяснилось, казна царя оказалось слишком “ ничтожной” для выполнения этой просьбы.

Царь древней Индии Шерам пригласил к себе изобретателя шахмат Сета и спросил, какую бы

награду хотел бы он получить за изобретение столь

мудрой игры.

Тогда Сета попросил царя на первую клетку

шахматной доски положить 1 зерно, на вторую – 2 зерна,

на третью – 4, на четвертую – 8 и т.д., т.е. на каждую

клетку вдвое больше зерна, чем на предыдущую клетку.

Поначалу царь удивился столь “скромному” запросу

изобретателя и поспешно повелел выполнить ту просьбу.

Однако, как выяснилось, казна царя оказалось слишком

“ ничтожной” для выполнения этой просьбы.

 Действительно, чтобы выполнить эту просьбу, потребовалось бы количество зерен, равное сумме 1 + 2 + 2 2 +.. + 2 63 , а эта сумма равна 18446744073709551615.  Если считать, что 1 пуд зерна содержит 40000 зерен, то для выполнения просьбы потребовалось бы 230 584 300 921 369 пудов зерна. Если полагать, что в среднем ежегодно собирается 1 000 000 000 пудов зерна, то для выполнения указанной просьбы нужно работать (не расходуя ни одного зерна) на протяжении 230584 лет.

Действительно, чтобы выполнить эту просьбу, потребовалось бы количество зерен, равное сумме 1 + 2 + 2 2 +.. + 2 63 , а эта сумма равна 18446744073709551615.

Если считать, что 1 пуд зерна содержит 40000 зерен, то для выполнения просьбы потребовалось бы 230 584 300 921 369 пудов зерна. Если полагать, что в среднем ежегодно собирается 1 000 000 000 пудов зерна, то для выполнения указанной просьбы нужно работать (не расходуя ни одного зерна) на протяжении 230584 лет.

S 64 =2 64 -1= =18446744073704551615

S 64 =2 64 -1=

=18446744073704551615

Это задача из «Сборника старинных занимательных задач по математике» Игнатьева Е.И.  Однажды богач заключил выгодную, как ему казалось, сделку с человеком, который целый месяц ежедневно должен был приносить по 100 тыс. руб., а взамен в первый день месяца богач должен был отдать 1 коп., во второй-2 коп., в третий-4 коп., в четвертый-8 коп. и т. д. в течении 30 дней. Сколько денег получил богач и сколько отдал? Кто выиграл от этой сделки?

Это задача из «Сборника старинных занимательных задач по математике» Игнатьева Е.И.

Однажды богач заключил выгодную, как ему казалось, сделку с человеком, который целый месяц ежедневно должен был приносить по 100 тыс. руб., а взамен в первый день месяца богач должен был отдать 1 коп., во второй-2 коп., в третий-4 коп., в четвертый-8 коп. и т. д. в течении 30 дней. Сколько денег получил богач и сколько отдал? Кто выиграл от этой сделки?

Считают “мужик” и “купец” “ Мужик” заплатил: S 30 = 100 000• 30 = 3 000 000 (рублей). “ Купец” заплатил: 1; 2; 4;…  q=2/1=2. S 30 =1• (2 30 – 1):(2-1)= 2 30 -1= =1 073 741 824 -1 =1 073 741 823 (коп.) т.е. 10 738 418 руб.23коп

Считают “мужик” и “купец”

Мужик” заплатил: S 30 = 100 000• 30 = 3 000 000 (рублей).

Купец” заплатил: 1; 2; 4;… q=2/1=2.

S 30 =1• (2 30 – 1):(2-1)= 2 30 -1= =1 073 741 824 -1 =1 073 741 823 (коп.) т.е. 10 738 418 руб.23коп

 Удивительно, как быстро разбегаются по посёлку слухи! Иной раз не пройдет и двух часов со времени какого– нибудь происшествия, которое видели всего несколько человек, а новость уже облетела весь посёлок: все о ней знают, все слышали. Пример:  В поселке 16 000 жителей. Приезжий в 8.00 рассказывает новость трем соседям; каждый из них рассказывает новость уже трем своим соседям и т. д. Во сколько эта новость станет известна половине посёлка?

Удивительно, как быстро разбегаются по посёлку слухи! Иной раз не пройдет и двух часов со времени какого– нибудь происшествия, которое видели всего несколько человек, а новость уже облетела весь посёлок: все о ней знают, все слышали.

Пример:

В поселке 16 000 жителей. Приезжий в 8.00 рассказывает новость трем соседям; каждый из них рассказывает новость уже трем своим соседям и т. д. Во сколько эта новость станет известна половине посёлка?

Решение. Итак, в 8. 15 утра новость была известна только четверым: приезжему и трём местным жителям. Узнав эту новость, каждый из трёх граждан поспешил рассказать её трём другим. Это потребовало также четверти часа. Значит, спустя полчаса после прибытия новости в город о ней узнали уже 4+3 · 3=13 человек. Каждый из девяти вновь узнавших поделился в ближайшие четверть часа с тремя другими гражданами, так что к 8.45 утра новость стала известна 13+9 · 3= 40 гражданам. Если слух распространяется по посёлку и далее таким способом, то есть каждый узнавший эту новость успевает в ближайшие четверть часа передать её трём согражданам, то осведомление посёлка будет происходить по следующему расписанию:  в 9.00 новость узнают 40+27 · 3=121 (человек);  9.15 121+81 · 3 =364 (человек);  9.30 364+243 · 3=1093 (человек);  9.45 1093+729 · 3=3280 (человек);  10.00 3280 + 2187 · 3 =9841(человек).

Решение. Итак, в 8. 15 утра новость была известна только четверым: приезжему и трём местным жителям. Узнав эту новость, каждый из трёх граждан поспешил рассказать её трём другим. Это потребовало также четверти часа. Значит, спустя полчаса после прибытия новости в город о ней узнали уже 4+3 · 3=13 человек. Каждый из девяти вновь узнавших поделился в ближайшие четверть часа с тремя другими гражданами, так что к 8.45 утра новость стала известна 13+9 · 3= 40 гражданам. Если слух распространяется по посёлку и далее таким способом, то есть каждый узнавший эту новость успевает в ближайшие четверть часа передать её трём согражданам, то осведомление посёлка будет происходить по следующему расписанию:

в 9.00 новость узнают 40+27 · 3=121 (человек);

9.15 121+81 · 3 =364 (человек);

9.30 364+243 · 3=1093 (человек);

9.45 1093+729 · 3=3280 (человек);

10.00 3280 + 2187 · 3 =9841(человек).

 Прогрессии в литературе:  строки из “Евгения Онегина”. «…Не мог он ямба от хорея  Как мы не бились отличить…».  Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха. Ямб – это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8;…Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2. Хорей – это стихотворный размер с ударением на нечетные слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7;.. Примеры. Ямб . «Мой д Я дя с А мых ч Е стных пр А вил…», прогрессия 2; 4; 6; 8;… Хорей.  « Я проп А л, как зв Е рь в заг О не»Б.Л.Пастернак, « Б У ря  мгл О ю  н Е бо  кр О ет» А.С. Пушкин,  прогрессия 1; 3; 5;7.

Прогрессии в литературе:

строки из “Евгения Онегина”.

«…Не мог он ямба от хорея Как мы не бились отличить…». Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха.

Ямб – это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8;…Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.

Хорей – это стихотворный размер с ударением на нечетные слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7;..

Примеры.

  • Ямб . «Мой д Я дя с А мых ч Е стных пр А вил…», прогрессия 2; 4; 6; 8;…
  • Хорей. « Я проп А л, как зв Е рь в заг О не»Б.Л.Пастернак, « Б У ря  мгл О ю  н Е бо  кр О ет» А.С. Пушкин, прогрессия 1; 3; 5;7.
Разберёмся в механизмах этих организаций. Организатор начинает вовлекать в свою организацию и говорит, что, если внести указанную плату по указанным адресам по 1 рублю, а затем заплатить ещё по 5 таким же адресам, вычеркнув первый адрес и дописав свой последним, то через некоторое время вы получите уйму денег. Хотя желающих разбогатеть по щучьему веленью немало, но в выигрыше оказываются только учредители такой игры. Решение. Дело в том, что число участников увеличивается в 5 раз с каждым кругом. Если пятёрка устроителей подпишет, допустим, 120 человек со своими адресами, то в первом круге участвуют 120 человек, во втором – 600, в третьем – 3 000, …, в десятом – 234  375  000 человек; это намного больше населения страны. Так что участник, включившийся в восьмом или девятом круге, уже ничего не получит.
  • Разберёмся в механизмах этих организаций. Организатор начинает вовлекать в свою организацию и говорит, что, если внести указанную плату по указанным адресам по 1 рублю, а затем заплатить ещё по 5 таким же адресам, вычеркнув первый адрес и дописав свой последним, то через некоторое время вы получите уйму денег. Хотя желающих разбогатеть по щучьему веленью немало, но в выигрыше оказываются только учредители такой игры.
  • Решение. Дело в том, что число участников увеличивается в 5 раз с каждым кругом. Если пятёрка устроителей подпишет, допустим, 120 человек со своими адресами, то в первом круге участвуют 120 человек, во втором – 600, в третьем – 3 000, …, в десятом – 234  375  000 человек; это намного больше населения страны. Так что участник, включившийся в восьмом или девятом круге, уже ничего не получит.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!