Прогулка – наблюдение «Нахождение первых признаков осени».
Цели: развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание; устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).
Цель: закрепить признаки осени.
Ход наблюдения:
Загадка: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я - … (осень)
- Какое время года сейчас? Осень.
- Как вы это узнали?
- Какими словами можно сказать об осени?
- Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
- Назовите основные признаки осени. Похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев.
Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облака. На некоторых деревьях появились жёлтые листья.)
Загадки:
В школу тянется народ:
Золотой шуршит листвою,
Ярких астр букет несёт.
Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг,
изменил он всё вокруг. (Сентябрь.)
Осень – золотая и сказочная пора года. Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от жёлтого до бурого. В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада. Дни становятся короче, ночи – длиннее. Осенью улетают в тёплые края птицы. Это время сбора урожая и подготовки к зиме. Недаром говорят: «Весна красна цветами, а осень снопами». Осень – замечательная, красивая и волнующая пора. Золотой листопад, превращающийся в мягкий пушистый ковер под ногами, навевает мысли о народных поверьях, тайнах, загадках и всяческих приметах. Осень, самое таинственное и романтичное время года, не зря поэты и художники посвящали этой золотой поре свои многочисленные произведения. Только осень сначала одаривает человека урожаем, а потом погружает всю природу в сон.
Календарная осень наступает с первым числом сентября. Сентябрь – первый месяц осени. Его народное название – «хмурень», поскольку небо в это время начинает хмуриться, часто идут дожди. На эту пору приходится прекрасный период – бабье лето, когда в воздухе летает много паутины и стоит тёплая солнечная погода. «Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает», - говорят в народе. В сентябре деревья начинают потихоньку менять свою окраску с зелёного на жёлтый цвет. Дни становятся короче и прохладней, перелётные птицы собираются на юг. В этот период заканчивается сбор урожая, ведутся заготовки на зиму. В народных приметах начало этой поры связывают с наступлением заморозков, перелетом птиц в тёплые места, опадением листвы с деревьев.
Приметы:
На березе листья начинают желтеть снизу – весна ожидается поздняя; если первой верхушка пожелтела – то ранняя;
Все листья облетели быстро – приближается суровая, вьюжная зима;
Листья не торопятся опадать и желтеют медленно и постепенно – сильных морозов не ожидается, и зима пройдет быстро.
Звери и птицы тоже могут рассказать приметы осени и подсказать человеку, что его ждёт в будущем.
Перелётные птицы, улетая на юг, сразу поднимаются ввысь – значит, зима будет снежная, а если они летят низко над землёй, то снега будет мало.
Увидите в небе тихий полет журавлей, которые как бы общаются друг с другом, можете ожидать тёплую хорошую осень.
Поговорки и пословицы:
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь - листопадник.
Сентябрь без плодов не бывает.
В сентябре прохладно, да сытно.
С сентября и лист на дереве не держится.
Сентябрь – золотой месяц грибников.
Осень студит воду
В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Дидактическая игра «Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что даёт человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребёнок отвечает и передаёт мяч или предмет рядом стоящему ребёнку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребёнок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовёт слово, то снова принимается в игру.
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках.
«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».
Труд на участке. Вместе с воспитателем дети навести порядок на своем участке и возле него: убрать мусор, веточки, упавшие листья.
Индивидуальная работа.