МБОУ Бондарская средняя общеобразовательная школа
Прокопьева Е.В.
Учитель начальных классов:
« Русский народ создал русский язык, яркий , как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
А.Н. Толстой.
Тема учебного проекта
Безударные гласные в корне слова
Гласные звуки – лукавый народ:
В слабой позиции кто их поймёт?
Сделай ударным сомнительный
звук –
Себя ты избавишь тем самым
от мук.
Творческое название
Основополагающий вопрос
Вопросы учебной темы
1. Почему важно уметь правильно ставить ударение в словах?
2. Как проверить безударную гласную в корне?
3. Алгоритм объяснения написания безударной гласной буквы.
Учебные предметы
русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Участники
учащиеся 2-х классов
Аннотация проекта
На основе учебного проекта показан принцип «пошаговой» работы по теме: « Безударные гласные в корнях слов», системный подход в устройстве русской орфографии в Образовательной системе «Школа-2100».
В работе над безударными гласными в корне слова
дети выделяют четыре важные ступени:
- восприятие слова для выяснения лексического значения и его формы;
- определение того, на какую часть слова ( морфему) падает ударение;
- определение того, какие слоги в корне являются ударными, безударными;
- подбор проверочных однокоренных слов.
Дети учатся соблюдать последовательность применения правил,
рассуждать , доказывать, обосновывать написание слов. Это ведёт к
сознательному усвоению правописания безударных гласных в корне .
Дидактические цели
- формировать мотивацию к изучению орфографии, компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, мышления;
- учить видеть проблему и находить пути ее решения;
- приобретать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации;
- развивать умения работать в группах.
Методические задачи
- развивать умение подбирать проверочные слова и обосновывать написание;
- учить излагать свои мысли устно и письменно;
- прививать интерес к русскому языку и литературе;
- учить наблюдать и устанавливать взаимосвязи всего живого в природе.
- освоить понятие «орфограмма» и «опасные места»;
- формировать орфографические умения на основе понятий;
- усвоить последовательность действий по алгоритму;
Деятельность учащихся
сюжет
Задания и вопросы
Листы липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.
Русский язык
Найди слова с безударной гласной в корне. Подбери проверочное слово.
Окружающий мир
Проведи наблюдение за распусканием листьев берёзы.
Литературное чтение
В каком произведении М.Пришвина описывается пробуждение природы?
Осинка начинается не в зелёной краске, а в коричневой, в самом младенчестве своём монетками, и качается.
Русский язык
К словам с безударной гласной подбери группу однокоренных слов.
Окружающий мир
Составь цепь питания в лесной зоне.
Литературное чтение
Подобрать серию загадок о природе.
В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван- да-марья, появились лиловые колокольчики, высоко поднялся иван- чай.
Русский язык
Используя алгоритм, докажи правописание безударных гласных.
Окружающий мир
Какие особенности климата благоприятны для жизни деревьев?
Литературное чтение .
Какую историю тебе рассказал первый цветок?
Темы для самостоятельных исследований учащихся
1.Сочинение сказки « Ударение над гласной может сделать букву ясной».
2. Пирамида « Вставь безударные гласные».
3. Рисунок « Дерево однокоренных слов».
4. Алгоритм «Как проверить безударную гласную в корне».
5. Наблюдения за природой «И снова весна!»
Результаты представления исследований
- Презентация «Заколдованные гласные»
- Буклет «Советы Ученого Кота»
Этапы и сроки проведения проекта
- «Мозговой штурм» (определение тем, формирование групп для проведения исследований ).1урок (15мин.)
- Самостоятельная работа учащихся по обсуждению заданий каждого в группе, выдвижение гипотезы решения проблемы. 2урок (20мин.)
- Самостоятельная работа групп по выполнению заданий. 3урок
- Подготовка школьниками отчета о проделанной работе . 4 урок (20 мин.)
- Защита полученных результатов и выводов . 5 урок
Выводы
В ходе исследовательской деятельности :
- дети освоили понятие «орфограмма»;
- научились последовательно действовать по алгоритму, подбирать проверочные слова, обосновывать написание безударных гласных в корне и самостоятельно применять полученные знания ;
- развили орфографические способности правописания безударных гласных в корне;
- обогатили словарный запас;
- совершенствовали навыки самостоятельной работы с разными источниками информации;
- учились наблюдать и устанавливать взаимосвязи всего живого в весенней природе.
Качество знаний по предмету
Мониторинг по технике чтения
Информационные ресурсы
- Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Пронина О.В. Русский язык.- М.:ООО «Баласс», 2003.
- Бунеева Е.В.Проверочные и контрольные работы по русскому языку. -М. :ООО «Баласс», 2000.
- Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь,-М.: ООО «Баласс», 2003.
- Вахрушев А.А. Окружающий мир. - М.:ООО «Баласс», 2004.
- Власова Н.А. Методика изучения темы «Безударные гласные в корне слова» Тамбов 2001.
- Волина В.В. Веселая грамматика.-М.:Знание,1995.
- Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал. ООО «Баласс», 2003.
- Журнал Начальная школа плюс до и после №5 2006, №3 2007.
Дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные