СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Божья помощница" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа рскрывает и показывает изучение пчелы, ее особенностей. Работа содержит ответ на поставленный вопрос, почему пчелу называют "Божьей помощницей и какую пользу она приносит человеку".

Просмотр содержимого документа
«проект "Божья помощница" для 3 класса»

КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. СОЛНЕЧНОГОРСКА

(МБОУ СОШ №2 г. Солнечногорска)

РОССИЯ 141503 Московская область г. Солнечногорск Обуховский проезд д. 2/26

Тел./факс 994-11-13 E-mail: sunschool.2@mail. ru





Исследовательская работа


«БОЖЬЯ ПОМОЩНИЦА»





Выполнила: ученица 3 «Б» класса

МБОУ СОШ №2

Бурьян Анастасия


Руководитель: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

Станцова Ольга Викторовна



Солнечногорск, 2015 год



Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Основное содержание………………………………………………………….4-9

Заключение. Выводы………………………………………………………….10

Литература ……………………………………………………………………..11

Приложение…………………………………………………………………….12





































Громко я жужжу, летая,

Мёд целебный собирая.

Всем полезна и мила

Хлопотливая ….

Введение

В старину пчелу называли Божьей тварью, Божьей помощницей, наделяли святостью. Считалось, что пчела жалит только грешника.

Я люблю изучать природу родного края. Мне интересна жизнь зверей, насекомых. В этом году я решила изучить жизнь пчёл. Мне стало интересно, почему пчелу называют «Божьей помощницей», как и где пчёлы живут, чем питаются, какое у них строение, какую пользу они приносят. И я решила изучить эти вопросы.




Цель работы:

1 . Узнать, почему пчелу называют «божьей помощницей».

2. Выяснить, какую роль играют в мире природы пчелы.

Для достижения моей цели мне необходимо было реализовать такие задачи:

  1. Провести анкетирование одноклассников.

  2. Собрать материал о пчелах.

  3. Посетить пасеку с целью наблюдения за жизнью пчел.

  4. Побеседовать с пасечниками

  5. Рассказать о проекте своим одноклассникам.

Начиная работу по теме, я выдвинула следующую гипотезу:

пчелу называют «божьей помощницей», потому что она по велению Бога приносит пользу окружающим.

В ходе своей работы я многое узнала о пчёлах и хочу поделиться знаниями с вами.


Основное содержание



Анкетирование учащихся 3 «Б» класса

Во-первых, в начале своей работы я провела анкетирование в своём классе. И получила следующие результаты.


Результаты опроса меня удивили. Мои одноклассники, в том числе и я, до исследования, имеем скудные знания о жизни пчел и их пользе в природе.

Поэтому я решила сделать проект о этих прекрасных насекомых и рассказать много полезной информации своим одноклассникам.





Во-вторых, я прочитала материал о пчёлах в книгах и Интернете. И вот что я узнала.

Общие сведения

Пчёлы - это насекомые с тремя частями тела (голова, грудь, брюшко.) У них имеются, три пары ног-то есть всего шесть. У большинства насекомых есть крылья. Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. У них также имеются усики. Все пчёлы имеют две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней; только у нескольких видов у одного пола или касты крылья очень короткие, что делает полёт пчелы трудным или невозможным делом.

У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. Установлено, что пчелы хорошо видят ультрафиолетовую часть солнечного спектра (не видимую человеком). Считают, что пчелы хорошо различают следующие цвета: жёлтый, сине-зелёный, синий, фиолетовый и ультрафиолетовый.

Жало имеется только у рабочих пчёл и матки. У рабочих пчёл оно служит органом активной обороны, а матка, кроме того, пользуется им при откладке яиц.

При желании жало пчелы вонзается в ранку, которая сразу затягивается эластичной кожей человека или животного. Из-за зазубринок пчела не может вытащить жало из ранки: при попытках влететь жалостный аппарат отрывается от её тела вместе с частью внутренних органов. Пчела без жала живёт в семье до 5 суток, вне семьи погибает через 2-4 часа.

Когда пчела жалит другую пчелу, то в покрове её тела образуется широкое отверстие с ломаными крыльями, что даёт возможность пчеле вынуть жало обратно. В таком случае пчела после ужаления остаётся жить. Чем дольше пробудет жало в теле человека, тем больше яда вольётся в ранку. Поэтому для уменьшения боли нужно как можно скорее вынуть жало таким способом, чтобы не надавить на резервуар с ядом, нужно сковырнуть жало в сторону ногтем или кончиком ножа, но, не вытаскивая его пальцами.

Существуют около 20 тысяч видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.

Пчёлы приспособились питаться нектаром, пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльца для получения белков и других питательных веществ.




В-третьих, летом я вместе с папой посетила пасеку. Пасечник Морозов Игорь Иванович рассказал мне о жизни пчел, и я смогла понаблюдать за их работой.


Пчёлы - высокоорганизованные насекомые. Совместно осуществляют поиск пищи, воды, жилья, при необходимости совместно защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Каждая пчела исполняет свою функцию.

Молодые рабочие пчёлы кормят молодняк, т. к. у них хорошо развито моточное молочко. Более старшие пчёлы занимаются постройкой жилья - у них усиленно работают восковые железы. Пчёлы среднего возраста выполняют роль санитаров, пожилые пчёлы - вентиляторщицы.

И только старые пчёлы занимаются тем, что носят мёд. В летнюю пору пчела живёт всего месяц.

В нормальной пчелиной семье бывает одна плодная матка. Она крупнее пчёл и трутней. Матка - единственная особь в семье пчёл, способная воспроизвести потомство, и в этом её последняя функция.

В сутки матка откладывает 1000 - 2000 яиц. Обычно она живёт в семье 3-5 лет. Всю жизнь живёт в улье, за исключением облёта, брачного вылета и выхода роя.

Рабочие пчёлы - кормят улей и охраняют его, воспитывают и учат молодых пчёл. Трутни - оплодотворяют матку и выполняют функцию обогрева улья. Трутни - больше рабочих пчёл. Не имеют жала, поэтому не могут защищать улей. Не умеют собирать нектар и выполнять работу внутри жилья. Расплод - будущее поколение пчёл.

Рабочие пчёлы: одни добывают пищу и приносят в улей; другие - забирают её, складывают в улей; третье - чистят ячейки; четвёртые - крыльями, как вентилятором, проветривают улей; пятые - несут караульную службу, дежуря у входа, не пропускают врагов.

Пчёлы играют важную роль в опылении цветущих растений. Тело пчелы покрыто: многочисленными ворсинкам, способствующими прилипанию или переносу пыльцы. Периодическими они счищают с себя пыльцу, собирая её щёточками, затем переносят её в специальные корзиночки для пыльцы, расположенные между задними лапками.

Пчёлы в качестве опылителя крайне важны в сельском хозяйстве, и это приводит к тому, что фермеры во многих странах договариваются с пчеловодами о взаимовыгодном разведении пчёл вблизи сельскохозяйственных угодий.














Использование продуктов пчеловодства

Для человека пчела тоже приносит огромную пользу. Главная из них - это мёд. Он содержит в себе многие необходимые организму вещества. Для подтверждения этого, я побеседовала с медицинским работником нашей школы Ольгой Олеговной Луньковой.

Она рассказала о том, что в мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза.

Мёд выгодно отличается от сахара тем, что содержит:

- ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме;

- минеральные вещества;

- микроэлементы;

- органические кислоты;

- витамины;

- фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями.

Поэтому осенью и зимой необходимо употреблять мед как можно чаще. Он обладает антимикробным свойством и защищает нас от простуды и гриппа.

В Древнем Египте мёд ценили высоко: все египетские фараоны носили титул «Повелитель пчёл». Символическое изображение этого насекомого при жизни фараона украшало царскую эмблему, а после смерти — его гробницу. В Древней Греции пчеловоды впервые научились вставлять в ульи перегородки и с их помощью изымать избыточные запасы мёда. Великий Гомер воспел мёд и его замечательные лечебные и пищевые свойства.

Прополис или пчелиный клей содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства:

- обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза);

- противозудное;

- противомикробное;

- тонизирует организм, повышает иммунитет;

- укрепляет эмаль зубов

- обезболивает и размягчает мозоли.

Воск пчелиный. Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным и регенерирующим действием.

На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных пчелопродуктов был воск.

В 17 – 18 веках бортник сдавал воск в церковь и ему отпускали грехи. Воск приравнивали к золоту.

Пчелиный яд. Лечебное действие:

- обладает выраженным противовоспалительным, обезболивающим действием;

- повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет;

- противомикробное;

- расширяет сосуды;

- снижает кровяное давление;

- уменьшает вязкость и свёртываемость крови;

-снижает холестерин в крови.

Маточное молочко (королевское желе) содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины. Лечебное действие:

- повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови;

- повышает аппетит, повышает вес;

- стимулирует рост волос;

- улучшает память и зрение;

- повышает иммунитет.


























Заключение. Выводы.

Почему же пчела – это «божья помощница». Пчелы - одно из самых удивительных чудес природы. Эти маленькие крылатые труженицы кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, ничем не заменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам мед. От них также получают воск, прополис, пыльцу, пергу, маточное молочко и пчелиный яд, которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов, а воск и прополис широко используют и во многих отраслях промышленности.

Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей продуктами питания.

Но чтобы пчелы давали человеку мед и другие продукты, опыляли растения, необходимо заботливо ухаживать за ними. Общение с пчелами на природе укрепляет здоровье пчеловода, помогает глубже изучать и понимать окружающий его мир, становиться духовно богаче и добрее. “У плохого человека пчелы не водятся”, - гласит народная мудрость.

Много интересного и поучительного я узнала, пока готовила этот материал. Мне кажется, что я даже подружилась с этими мохнатыми насекомыми. Пчёлы очень полезные насекомые. Когда я буду видеть пчёл, я буду наблюдать за ними и не бояться их!






Литература:

1. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

2. Информационные материалы интернет-ресурса.

3. В. Орлов «Самоучитель пчеловода».

4. В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода».

5.Что есть что. Пчёлы, шмели, осы. Ольга Короткова. Москва, 2001.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!