9
Чаепитие в жизни россиян
Чуприянова Олеся Романовна
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, город Нефтеюганск,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6, 5 В класс
Научная статья
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….....................….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Чаепитие в истории и культуре России ………………………….................5
История появления и распространения чая в России ..……………...........5
1.2. Самовар – главный атрибут русской чайной церемонии ……….……….9
1.3. Культура русского чаепития......................................................................11
1.4. Философия русского чаепития...…………….………...…..…………….13
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Создание буклета «Традиции чаепития разных народов»……………....15
2.2 Проведение классного часа на тему «Чаепитие в Росии»……...………...15
2.3. Проведение праздника «Фестиваль разных народов»…………………...15
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……...........................................15
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………….......................................15
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………....................................................................... 18
Чаепитие в жизни россиян
Чуприянова Олеся Романовна
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, город Нефтеюганск,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6, 5 В класс
Введение
Актуальность. С тех пор, как чай прочно вошёл в жизнь русского человека, вот уже три столетия без чаепития не обходится ни одно семейное торжество. В моей семье очень часто пьют чай. Чаепитие для нашей семьи – это больше, чем приём пищи. Чаепитие является для нас традицией.
Попробую описать традиционное вечернее чаепитие в семейном кругу. Прежде всего, чайный стол покрывается скатертью. На стол выставляется чайник с кипятком, заварочный чайник, фарфоровые чашки, блюдца и сахарница. Далее на стол ставится разнообразное угощение. В нашей семье принято пить чай не только со сладкой выпечкой, вареньем и мёдом. На нашем чайном столе могут присутствовать пироги с мясной начинкой, бутерброды с ветчиной или сыром. Чаепитие протекает неспешно, с удовольствием, чтобы успеть обсудить все важнейшие новости, поделиться планами на будущий день и просто отдохнуть.
Так чаепитие для нас стало своеобразным ритуалом. Не зря в России за чаем прочно закрепилась слава напитка, согревающего не только тело, но и душу.
Так возник вопрос: является ли чаепитие семейной традицией у четвероклассников нашей школы?
Гипотеза: если в России существует многовековое употребление чая, то можно утверждать, что чаепитие - это народная традиция.
Цель исследовательской работы: сформировать представление о чаепитии как о традиции.
Объект исследования: чаепитие в жизни россиян.
Предмет исследования: определение чаепития как национальная традиция.
Задачи:
изучить историю появления и распространения чая в России;
провести анкетирование среди четвероклассников;
узнать церемонии чаепития у разных народов;
понять философию чаепития;
изучить особенности культуры русского чаепития;
создать буклет «Традиции чаепития разных народов».
Теоретическая значимость исследования: изучение национального чаепития, его значимости в культуре и важности сохранения в настоящем времени.
Практическая значимость исследования:возрождение семейных традиций чаепития.
Для того чтобы ответить на мой вопрос, я провела анкетирование среди четвероклассников с целью выяснения того, является ли чаепитие в семьях моих ровесников традицией и имеет ли какие-то отличительные особенности. Занесла данные в таблицу.
В анкетировании участвовало 119 детей моих ровесников.
№ п/п | Вопросы | Да (либо знаю) | Нет (либо не знаю) | Затрудняюсь ответить |
1. | Любите ли Вы чай? | 90 чел. | 24 чел. | 5 чел. |
2. | Употребляете ли Вы чай каждый день? | 91 чел. | 28 чел. | _ |
3. | Существует ли традиция «пить чай» в вашей семье? | 56 чел. | 33 чел. | 30 чел. |
4. | Какие национальные особенности вашего семейного чаепития? | Написали: 20 чел. | 85 чел. | 14 чел. |
Из анкет я узнала, что в четвёртых классах обучаются дети разных национальностей: русские, татары, башкиры, азербайджанцы, киргизы, дагестанцы, украинцы, молдаване и другие.
На основе этой таблицы и анкет выстроились диаграммы. (см. Приложение 1)
Вывод: по результатам анкеты я выяснила, что ребята не считают чаепитие традицией и не знают о том, что эти традиции когда-то существовали. Для них это обычный приём пищи.
Поэтому я решила провести исследовательскую работу и ознакомить своих сверстников с ней с целью расширения представления о традиции чаепития народов России.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Чаепитие в истории и культуре России.
История появления и распространения чая в России.
В России слышали о чае намного раньше, чем он у нас появился. Как только русские стали бывать возле китайской границы, они не могли не узнать о чае. В 1576 году два казачьих атамана, Петров и Ялишев, побывали в Китае, где и познакомились с этим замечательным напитком, а также составили его описание. Они же привезли русскому царю Ивану Грозному в качестве подарка от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем. Но собственно в России, тогдашнем Московском государстве, познакомились с чаем только 100 лет спустя. Это знакомство началось, как в других странах, прежде всего благодаря дипломатическим связям и этикету. «Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири», изданный в конце ХIХ века в Иркутске, сообщает, что в 1638 году «к Алтын-хану отправлен посол, боярский сын Василий Старков, который по возвращению своему в Москву впервые привез в Россию чай, в числе ханских подарков царю Михаилу Федоровичу». В резиденции Алтын-хана московские послы увидели, как пьют чай на придворных церемониалах, и были принуждены везти в подарок царю этот, по их мнению, негодный товар. Пустой и нежелательный дар был доставлен в Москву. Чай был испробован, понравился и вошел в употребление при дворе, потом у бояр и у других богатых людей. [3]
Колыбелью чаепития была та же Москва, где в конце XVII века чай стали продавать в лавках вместе с другими обыденными товарами. По приказу Петра I в Москве на западный манер учредили астерии – ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. В Петербурге чай пили с основания города. В столице в то время в основном пили местные напитки: сбитень, квас, клюкву. В канун 1822 года Александр I издал указ, которым разрешалось «производить продажу в трактирных и разного рода заведениях, с 7 часов утра до 12 пополудни, и содержать в ресторациях чай». Распространению чаепитий во многом способствовало и развитие отечественной сахарной промышленности. В начале XVIII века в Петербурге, Москве и Калуге были построены первые сахарные заводы, работавшие на привозном сырье. А в 1802 году в Туле был открыт первый сахарный завод, работавший на отечественном сырье – сахарной свекле. [3]
Русский ритуал чаепития предполагал употребление этого напитка с сахаром, сладостями и едой. Характерной чертой большинства чайных являлись большие длинные столы. Сидевшие за такими столами могли вести общую беседу, делиться новостями. В результате чаепитие в России в относительно короткий срок стало настолько популярным, что так же, как в Англии и Японии, превратилось почти в культовую церемонию. [2]
Изучая историю появления и употребления чая, я задалась вопросом, как же проходит церемония чаепития у моих сверстников нашей параллели?
Для этого я составила таблицу.
Цель: Рассмотреть церемонии чаепития разных национальностей.
№ п/п | Национальность | Атрибуты | Ритуал заваривания чая | Церемония чаепития |
1. | Русские | Самовар, чашка с блюдцем | Кипяток рекомендуется готовить в самоварах. Чай засыпать в предварительно прогретый сосуд, залить кипятком на 5 минут, затем перелить в чайничек. | Каждый из участников чаепития наливает себе в чашку готовой заварки и доливает ее кипятком из самовара. При желании добавляют молоко, сливки или лимонный сок. Чай пьют с сахаром вприкуску. |
2. | Татары и башкиры | Самовар, пиала «каса» либо чашка с блюдцем | Нужно пройти три цикла подъема и спада пены, помешивая заварку и поддерживая чай в состоянии полукипения. | Чаепитие у татар и башкир – особый ритуал гостеприимства, к крепкому сладкому чаю с молоком всегда подается сладкая выпечка, пастила, мед, который широко используется также при приготовлении сладостей. |
3. | Азербайджанцы | Самовар, особые стаканчики, которые называются «армуды», температура остатков на дне стакана такая же, как и в самом начале чаепития. | Для этого берут заварной чайник,ополаскивают кипятком,засыпают сухой чай,оставляют на некоторое время для набухания,потом заливают до половины кипятком,покрывают салфеточкой так,чтобы был закрыт носик чайника, оставляют на некоторое время,затем взбалтывают,доливают кипяток,покрывают салфеточкой. | Чай — это напиток дружеский. В любом азербайджанском доме гостю первым делом предложат чай. С чая начинается застолье, им же оно и заканчивается. Но чай приносят даже в том случае, если гость пришел не посидеть с хозяевами, а по делу, на несколько минут. Лишь в одном случае азербайджанец не предлагает чай: если он не желает видеть этого человека в своем доме и считает его врагом. |
4. | Киргизы | Самовар, пиала «каса» либо чашка с блюдцем | Смешать три чайных ложки зеленого чая и четыре - черного. Заварочный чайник обдать кипятком, положить в него полученную смесь, залить ее кипящей водой на половину объема чайника и оставить на 5-7 минут. Затем добавить в чайник кипяток, накрыть салфеткой и оставить еще на 10 минут, перемешать. | Налив заварку в пиалы, нужно добавлять горячее молоко, сметану, сахар и соль. |
5. | Дагестанцы | Чайник, пиала | Заварочный чайник обдать кипятком, положить в него 3 чайных ложек чёрного чая, залить ее кипящей водой на половину объема чайника и оставить на 5-7 минут. Затем добавить в чайник кипяток, накрыть салфеткой и оставить еще на 10 минут, перемешать. Налить впиала заварку, добавить молока, соли, чёрного перца. | Чай без варенья или сладостей (в виде орехов и сухофруктов) не пьют. Перед подачей блюд, приносят этажерку с сухофрутами, орехами, свежими яблоками. Пить чай с чабрецом и вприкуску с протертым фейхоа с сахаром. |
6. | Украинцы | Самовар, чашка с блюдцем | Кипяток рекомендуется готовить в самоварах. Чай засыпать в предварительно прогретый сосуд, залить кипятком на 5 минут, затем перелить в чайничек. | Каждый из участников чаепития наливает себе в чашку готовой заварки и доливает ее кипятком из самовара. При желании добавляют молоко, сливки или лимонный сок. Чай пьют с сахаром вприкуску. |
7. | Ханты-манси | Заварочный котёл, пиала либо чашки. | Его обязательным компонентом был жир – лосиный или олений, реже – сливочное масло или оленье молоко. Но лучше всего пить чай с жирной строганиной из нельмы или муксуна, в сочетании с горячим чаем, она мгновенно согревает и насыщает | Ханты и манси всегда высоко ценили тонизирующие свойства чая, поэтому обязательно пили чай перед охотой и длительными пешими переходами. Заслышав приближающуюся упряжку, хозяйка подвешивала над огнём котел для чая. Именно с чаепития начиналась трапеза в каждом сибирском жилище. На Оби разработали свою рецептуру тонизирующего напитка. Согласно традиционному этикету не принято расспрашивать гостя, пока тот не попьёт чая. Лишь когда его чашка оказывалась вверх дном на блюдце, начиналась беседа. |
8. | Калмыки | Деревянные пиалы Самовар. | Размельчают плиточный чай, заливают его водой, доводят до кипения. Доливают молоко – вдвое больше, чем воды, по желанию пряности – пару бутончиков гвоздики, мускатный орех, лавровый лист – и соль. Кипятят 5-15 минут, затем процеживают, а саму заварку отжимают. Разливают по кружкам, в каждую кружку добавляют не больше чайной ложки сливочного масла. | Готовится чай из прессованного в плитки чайного сора, который калмыки крошат при помощи ножа, толкут в порошок и бросают в кипящую воду. После продолжительного кипения к этому навару добавляют соль, масло иди бараний жир. Соль в чае в изнуряющую жару хорошо утоляет жажду. |
9. | Черкесы | Пьют чай, используя чашку и блюдце. Самовар | Его заваривают в чашке с крышкой. | Сначала принято мыть руки, а потом класть чай в чайник, наливать воду. Пьют маленькими глоточками. Во время чаепития принято общаться. |
10. | Узбеки | Пьют из специальной посуды, называемой «пиалой». Самовар | Предпочитают пить зеленый чай. Остывший чай не принято разбавлять кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному хозяином чаю. | К чаю подают угощения: фрукты, сладости, сухофрукты. Чем более уважаемый гость, тем меньше чая в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказаться от пиалы чая невежливо: можно обидеть хозяев дома. |
Вывод: у всех народов России существует традиция чаепития, похожи церемонии, ритуал заваривания чая, а так же у многих народов главным атрибутом является САМОВАР.
Поэтому возник вопрос: откуда появился самовар?
1.2. Самовар – главный атрибут русской чайной церемонии.
Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. Первоначально в России самовар начали делать на Урале. О появлении первых документально зафиксированных самоваров в России (в Туле) известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней работами по меди. Уже в 1803 году на них работают 26 человек. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. [7]
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий.
В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра. К концу XIX века формы самоваров становятся более массивными, тяжёлыми, зачастую грубоватыми. [9]
Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила своё существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий.
В 1937 году Тульский патронный завод был разделен, выделенное производство стало называться заводом «Штамп». После войны это был единственный завод в Туле, который выпускал самовары. С 1956 года завод «Штамп» начал выпускать электрические самовары, пришедшие на смену угольным. В 1964 году на заводе «Штамп» начали выпускать самовары-сувениры «Ясная поляна». В настоящий момент в «Штампе» действует заводской музей самоваров, в котором более четырёхсот экспонатов. В 1990 году в Туле на Менделеевской улице у стен Кремля был открыт музей «Тульские самовары». [9]
Неизменный атрибут городского быта XIX и начала XX веков, самовар упоминается едва ли в каждом значительном произведении русских писателей той поры. [8]
- «Сидела бы я в маленькой комнатке нашей, у самовара, вместе с нашими; было бы так тепло, хорошо, знакомо» — такими словами вспоминает Варвара Алексеевна из «Бедных людей»
- Ф. М. Достоевского свою разлуку с домом. Даже звук, издаваемый самоварам, кажется приятным и привлекательным: «Тонким уютным голоском поёт самовар» (А. Н. Толстой). - В детской литературе самовар обычно мудрый и добродушный, приглашает отведать чаю (К. И. Чуковский «Федорино горе»), но отказывает «лежебокам» (Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»).
Самовар можно увидеть в многочисленных произведениях русской жанровой живописи. Следует особо упомянуть Б. М. Кустодиева, создавшего целую галерею полотен, изображающих чаепитие у самовара. [8]
Вывод: ещё с царствования Петра I (ХVIII век) в России используют самовар, который стал главным атрибутом чайной церемонии.
1.3. Культура русского чаепития.
Возник вопрос: как мы пьём чай? Что же представляло собой русское чаепитие?
Во-первых, в крупных городах были дворяне-аристократы, которые с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах. Подобный «дворянский чай» был не столько потреблением продукта, сколько поводом для общения. [1]
Во-вторых, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Это тот самый самовар, и обязательно большое количество сладостей и еды. Из сладостей использовали сахар, мёд, варенье, из еды – пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы. Часто подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать во время постов – вроде и не еда, а чашек семь с пирожками навернёшь, да и возрадуешься. [1]
В-третьих, существовала мещанская субкультура чаепития. Мещане – это чиновники, служащие, лавочники, разночинцы. В этой субкультуре наблюдается копирование «дворянского» и «купеческого» чаепития. От «купеческого» мещане пытались перенять изобилие еды на столах, а от дворянского – культурную программу. Именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.
В-четвёртых, существовала субкультура русского чайного общепита. В России было очень много чайнопитейных заведений. В любом ресторане были «чайные столы», где клиенты откушивали в лучших традициях «купеческого» чаепития. [1]
В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию «простого народа» - рабочих и крестьян. Настоящий чай в те времена был им недоступен. Чаще всего употреблялась смесь из трав (иван-чай, душица, зверобой, малина). [1]
Пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время ни пришёл гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости и глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». [2]
Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушёные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал девицам долго оставаться белокожими и румяными. «Татьянин чай» из трёх видов клевера, по преданию, способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские чаи» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. [2]
В процессе заваривания чая для русского чаепития возможны нюансы. Например, можно «женить» чай, переливая заварку из заварочного чайника в чашку и обратно. Чай заваривается очень крепко, а потом разбавляется кипятком в чашке. Это является основной особенностью русского чаепития.
Вывод: культура чаепития в России очень разнообразна. [2]
1.4. Философия чаепития.
Из истории появления чая я выяснила, что чай пришёл в Россию с Востока. Возник вопрос: а что привнесло это в русскую культуру?
Цель: сравним философию русского чаепития с восточным?
Самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой – это особое ритуальное действие, своего рода праздник.
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на самоуглубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол – это подготовка почвы для отстранения от всего суетного. [5]
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта – объединение духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьёй, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора. [6]
Вывод: две эти философии в наши дни объединились.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Создание буклета «Традиции чаепития разных народов»
(см. Приложение 2)
Технологическая карта буклета.
№п/п | Вид работы | Фото | Источник |
-
| Подбор информации. |  | Школьная библиотека |
-
| Эскиз буклета |  | Бумага |
-
| Изготовление буклета |  | Информация из исследовательской работы |
-
| Дизайн буклета |  | Подбор иллюстраций и фотографий для буклета |
Вывод: работой своей удовлетворена, буклет получился интересный, познавательный и надеюсь, поможет моим сверстникам приобщиться к культуре и традиции чаепития в России.
Проведение классного часа на тему «Чаепитие в России»
(см. Приложение 3)
Проведение праздника «Фестиваль национальных культур»
(см. Приложение 4)
Представление исследовательской работы в параллели 4-ых классов.
(см. Приложение 5)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате исследовательской работы я пришла к таким выводам:
- чаепитие – одна из интереснейших тем для исследования.
- чаепитие- это не обычный приём пищи, а определённый ритуал и традиция.
- существуют разные церемонии чаепития.
- в процессе работы над проектом я распространила информацию о чаепитии среди своих ровесников.И призвала бережно хранить и передавать из поколения в поколение все тонкости чайного ритуала.
Считаю, гипотеза исследования подтвердилась. Поставленная проблема в ходе исследования решена и мы определили, что чаепитие является народной традицией.
Список использованной литературы
1. Окакура Какузо Его величество чай: Издательство: РИПОЛ классик. - Москва, 2009.- 60с.
2. Похлёбкин В.В. Чай. Издательство: Центрполиграф, Москва, 2007. -120с.
3. Семёнов В.М. Всё о чае и чаепитии. Новейшая чайная энциклопедия. Издательство: Флинта, Наука, Москва, 2006. С 51-60.
4. Хохлачёв В.В. Всё о чае.- М.: Агропромиздат, 1987г.
5. Ковалев В. М., Могильный Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. –М.: Советская Россия, 1990 г.
6. Шумаков Д., Калинин С. Заваривание чая, изд. Петербургский Транзит, 2010.
7. Колесниченко Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. - М., Сталкер, 2006.
8. Савельевских А.В. Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая. – М., 2005.
9. Китлер М.С. Чай. Несложно и вкусно. – М., 1998
Интернет – ресурсы
10. http://www.bolshoyvopros.ru
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B9
12. http://www.tosbs.ru
13.http://cyberleninka.ru
14. http://chai.rb1.ru
15. http://www.proshkolu.ru
16. http://www.tula-samovar.com/trad.html
17. http://daochai.ru