СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Числовые забавы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пороектная деятельность в школе ворвалась в школьную жизнь уже давно, но не всегда проекты, предложенные детьми, представляют именно исследование, в основном,  это скаченные из интернета материалы. Данная работа пример самостоятельного исследования ученицы 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Числовые забавы проект»







Проектно-исследовательская работа

по математике

Тема: «Числовые забавы».









ученицы 5 «А»

МАОУ СОШ №2 им. Трубилина И.Т

Шакун Елизаветы Викторовны

научный руководитель Колган М.А











План проектно - исследовательской работы

Введение

  1. Числовая забава. Классификация числовых забав

  2. Числовые фокусы

  3. Магические квадраты

  4. Числовые ребусы

Заключение 

Список литературы























«Числа управляют миром»



Введение.

Мир математики многообразен и не так скучен, как может показаться на первый взгляд. Числовые забавы могут завлечь и развлечь, ничуть не меньше, чем компьютерные игры. Умное обращение с цифрами дает возможность каждому попасть в удивительный мир математики.

Числовые забавы очень просты в своем исполнении. Не нужно проводить долгих тренировок, дополнительного реквизит не требуется, но эффектность проведения таких забав вам гарантированна. Головоломки, числовые фокусы, ребусы отлично подходят для учащихся, желающих удивлять своих сверстников и не только! Смысл любой числовой забавы в угадывании чисел. Главный секрет - отсутствие секрета! Все чудеса основаны на реальных математических закономерностях. Существует достаточно много числовых свойств, о которых простому ученику не известно и даже неинтересно, но нам в своей работе хочется приоткрыть занавес для тех, кто стоит только в начале своих математических открытий. Провести всех в загадочный мир «числовой иллюзии».

Цель работы: исследование числовых забав.

Задачи:

  1. Дать определение термину «числовая забава»;

  2. Классифицировать числовые забавы.

  3. Привести примеры различных числовых забав.

  4. Показать в классе самые интересные числовые забавы.

Методы исследования:

Поиск, изучение, систематизация, применение

Новизна проекта:

К числовым играм можно относиться по - разному, неоспоримым является тот факт, что любой способ, позволяющий, заинтересоваться и увлечься предметом, уже хорош сам по себе, потому что позволяет развивать устный счет, логику, мышление.

1) Толковый словарь Ожегова дает нам такое обозначение слова «забава» - развлечение, игра! Мы уверены, что немногие свяжут слово игра и математика в одно единое, оттого наше исследование становится еще интереснее. Что же такое числовая забава в нашем понимании? Головоломки, иллюзии, фокусы, или все это вместе взятое?

Числовая забава – это математическая закономерность, позволяющая изучать мир точных наук с помощью игры.

Классификация числовых забав.

Проведя наше исследование можно выделить несколько видов числовых забав:

  • Числовые фокусы

  • Магические квадраты

  • Числовые ребусы

2) Числовые фокусы

В каждом уголке нашей большой планеты можно найти человека, увлекающимся числовыми фокусами. И это закономерно. “Гимнастика ума” полезна для каждого. Разгадывание таких числовых забав тренируют память, развивают смекалку, вырабатывают упорство, учат мыслить логически, анализировать, систематизировать и сопоставлять. 

Числовой фокус – это математическая закономерность, в основе которой лежит не иллюзия, как может показаться на первый взгляд, а конкретное правило действий с числами.

Приведем пример числового фокуса.

Задание:

Угадать день рождения постороннего человека. Необходимо:

  1. Увеличить в два раза число, являющееся днем рождения.

  2. Прибавить пятерку, к получившемуся результату.

  3. Полученную сумму умножить на 50.

  4. К этому произведению необходимо прибавить номер месяца рождения

  5. Произнести получившееся число.

Через некоторое время можно назвать день рождения этого постороннего человека.

Секрет фокуса:

От произнесенного в результате вычислений числа надо отнять 250. Получается трехзначное или четырехзначное число. Дата рождения это первая и вторая цифры. Месяц рождения - две последние.

3) Магические квадраты.

Арифметические действия с числами известны человеку с древних времен. Постепенно развивая математическую науку, люди обнаружили самостоятельную жизнь чисел, удивительную, таинственную.

Магические квадраты можно найти в математических работах арабов, индусов, после чего они стали известны и получили свою популярность в Римской империи, после чего появились и в Западной Европе. Им приписывали волшебные свойства, поэтому методы их получения заинтересовали ума многих ученых. В мистическую силу люди верили, поэтому магические квадраты использовали для изготовления всевозможных амулетов и оберегов.

Магический квадрат - это таблица, которая составлена из целых чисел. В ней сумма чисел в каждых строках и столбцах, а так же в любой из двух диагоналей должна равняться одному и тому же числу.

Приведем пример.

Задание: Клеточки квадрата нужно заполнить числами от 1 до 9. Сумма чисел во всех столбцах и строках, а так же по диагоналям квадрата должна равняться числу 15.








1. Прибавим средний столбец и в среднюю строку к исходному квадратику дополнительные окошки.

2. Выделим диагональные клетки, их мы будем заполнять числами в первую очередь. 
3. В выделенные клетки записываем числа от 1 до 9. 
4. Передвинем числа из дополнительных окошек внутрь квадрата, пример показан в таблице.   

4) Числовые ребусы – это математические примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, часть цифр в которых заменена на различные символы. Это могут быть и буквы, и значки, и какие-то объекты. Задача состоит в том, чтобы расшифровать эти выражения.
Для разгадывания таких ребусов необходимо подставить нужную цифру так, чтобы это выражение стало верным.

Можно выделить три вида числовых ребусов:

  1. Буквенный. Такие ребусы называются криптарифмами. В них разгадываемые цифры заменены буквами.

Приведем пример буквено - числового ребуса.

Задание:



  1. Символьно - численный. В нем присутствуют и числа, и символы.

Приведем пример символьно - числового ребуса.

Задание: Ответ:





  1. Символьный. В нем, все разгадываемые цифры, спрятаны только за всевозможные символы.

Задание:

Одинаковые фигуры это одинаковые цифры. Необходимо найти эти цифры.

Ответ: Квадратом является 2
кругом - 8
за обычным треугольником спряталась -6
за перевернутым треугольником - 9
пятиугольник - 3
шестиугольник – 4.

Заключение 

В математике много различных числовых забав, если хорошо пофантазировать, можно придумать их самому. Математика это не только утомительная учёба. Фокусы, ребусы, магические квадраты можно использовать в качестве игры, используя числа и фантазию. Задачи, представленные в увлекательной форме, очень занимательны. Трудный путь поиска ответов развивает желание невозможное сделать реальным, а именно использовать математику для забавы, игры.









Список литературы:

Интернет ресурсы:

  1. http://eqworld.ipmnet.ru/ru/pastime/puzzles.htm

  2. http://kvant.mccme.ru/1991/02/chislovye_fokusy.htm

  3. http://www.kakprosto.ru/kak-105258-kak-reshat-matematicheskie-rebusy

  4. http://infourok.ru/proekt_po_matematike_matematicheskie_fokusy-118665.htm

  5. http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1129470577.html

  6. «Занимательная арифметика» Перельман Я.И. 1926 год издания







Просмотр содержимого презентации
«ЧИСЛОВЫЕ ЗАБАВЫ»

Проектно- исследовательская работа ученицы 5 «А» класса Шакун Елизаветы Викторовны. научный руководитель Колган М.А

Проектно- исследовательская работа

ученицы 5 «А» класса

Шакун Елизаветы Викторовны.

научный руководитель Колган М.А

Цель работы:  исследование числовых забав.   Задачи: Дать определение термину «числовая забава»; Классифицировать числовые забавы. Привести примеры различных числовых забав. Показать в классе самые интересные числовые забавы.  МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

Цель работы:  исследование числовых забав.

Задачи:

  • Дать определение термину «числовая забава»;
  • Классифицировать числовые забавы.
  • Привести примеры различных числовых забав.
  • Показать в классе самые интересные числовые забавы.

МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

План проектно - исследовательской работы.   Введение Числовая забава. Классификация числовых забав.  Числовые фокусы Магические квадраты. Числовые ребусы Заключение   МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

План проектно - исследовательской работы.

Введение

  • Числовая забава. Классификация числовых забав.
  • Числовые фокусы
  • Магические квадраты.
  • Числовые ребусы

Заключение  

МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

Числовая забава – это математическая закономерность, позволяющая изучать мир точных наук с помощью игры Классификация числовых забав. Числовые фокусы Магические квадраты Числовые ребусы МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

Числовая забава – это математическая закономерность, позволяющая изучать мир точных наук с помощью игры

Классификация числовых забав.

  • Числовые фокусы
  • Магические квадраты
  • Числовые ребусы

МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

Числовой фокус  Задание: Угадать день рождения постороннего человека. Необходимо: Увеличить в два раза число, являющееся днем рождения. Прибавить пятерку, к получившемуся результату. Полученную сумму умножить на 50. К этому произведению необходимо прибавить номер месяца рождения Произнести получившееся число.  МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

Числовой фокус

Задание: Угадать день рождения постороннего человека. Необходимо:

  • Увеличить в два раза число, являющееся днем рождения.
  • Прибавить пятерку, к получившемуся результату.
  • Полученную сумму умножить на 50.
  • К этому произведению необходимо прибавить номер месяца рождения
  • Произнести получившееся число.

МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

Задание: Клеточки квадрата нужно заполнить числами от 1 до 9. Сумма чисел во всех столбцах и строках, а так же по диагоналям квадрата должна равняться числу 15. 3 1. Добавим «крылышки» в средний столбец и в среднюю строку. 2 6 2. Выделим по диагоналям клетки, которые мы заполним числами. 5 9 3. Запишем в выделенные клетки числа от 1 до 9. 1 4. Перенесем числа из «крылышек» во внутреннюю часть квадрата, как показано на рисунке. 8 4 7 5. Квадрат готов.

Задание: Клеточки квадрата нужно заполнить числами от 1 до 9. Сумма чисел во всех столбцах и строках, а так же по диагоналям квадрата должна равняться числу 15.

3

1. Добавим «крылышки» в средний столбец и в среднюю строку.

2

6

2. Выделим по диагоналям клетки, которые мы заполним числами.

5

9

3. Запишем в выделенные клетки числа от 1 до 9.

1

4. Перенесем числа из «крылышек» во внутреннюю часть квадрата, как показано на рисунке.

8

4

7

5. Квадрат готов.

Числовые ребусы Буквенный ребус  Символьно – численный ребус    Символьный ребус  Квадрат 2  круг - 8  обычный треугольник -6  перевернутый треугольник - 9  пятиугольник - 3  шестиугольник – 4. МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

Числовые ребусы

  • Буквенный ребус
  • Символьно – численный ребус
  • Символьный ребус

Квадрат 2 круг - 8 обычный треугольник -6 перевернутый треугольник - 9 пятиугольник - 3 шестиугольник – 4.

МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

Спасибо за внимание!!! МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т

Спасибо за внимание!!!

МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т