Муниципальное Бюджетное Общебразовательное учреждение «Гимназия» №5
г.Северобайкальск, Республика Бурятия
Детский краеведческий музей - комплекс
как этно - культурное образовательное пространство.
Фестиваль народов РБ «Бурятия территория толерантности».
проект рассчитан на 8 месяцев
руководитель проекта : учитель географии первой квалификационной категории,
руководитель школьного краеведческого музея Фролова Наталья Валерьевна
Директор МБОУ «Гимназия»№5 Усынина Любовь Васильевна
Общая стоимость проекта:72000
Сумма имеющихся и привлеченных средств: 12000
Сумма, необходимая для реализации проекта: 60 000
Актуальность:
В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.
Основная проблема, которую затрагивает данный проект – это проблема межкультурной толерантности, актуальна не только для России, Республики Бурятии в целом, но и для гимназии, поскольку она по своему составу многонациональна.
В МБОУ «Гимназия» №5 на протяжении 3-х лет действует краеведческий музей, основным направлением которого является культура КМНС, подготовлена книга «Шемагиры Северного Байкала», установлено сотрудничество с АКМНС, эвенкийскими общинами, данные условия позволяют организовать фестиваль - пример взаимодействия разных культур, возрастов , статусов
Цель проекта:
повышение роли национальных культур народов Республики Бурятия, сплочение всех субъектов образовательного процесса, формирование толерантного отношения к людям разных культур.
Задачи проекта:
Создать творческие группы из учащихся и учителей по различным направлениям: исследовательская работа, народная культура, игровое пространство.
Способствовать формированию толерантного отношения к людям разных культур.
Организация фестиваля народов РБ «Бурятия территория толерантности» , посвященное проблеме толерантности в подростковой среде на предмет условий формирования толерантных отношений.
выстроить праздник как неурочную, но образовательную деятельность
Разработать критерии отслеживания результативности реализации проекта
Методы реализации проекта:
Методы формирования интереса к изучению различных культур (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др).
Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.
Проблемно – поисковые, исследовательские методы.
Использование ИКТ.
Участники проекта:
учителя; учащиеся 1-11 классов;
родители;
общественные организации - социум:
центр национальной культуры «Баяр» ,
ЭСРО «Возрождение»
ЭХПК «Чильчигир»
музей истории БАМа
АКМНС Северобайкалского района и г.Северобайкальска
Принципы реализации проекта:
Ресурсное обеспечение:
руководитель музея, преподаватели спецкурсов, учителя –предметники, руководители кружков, сотрудники общественные организации.
Масштабность проекта:
проект рассчитан на 8 месяцев:
1 этап одготовительный ( апрель -август )
2 этап Реализация проекта (сентябрь- октябрь)
3 этап. Подведение итогов (ноябрь)
1 этап подготовительный( май-август)
Подготовка материальной базы.
Подготовка нормативно-правовой базы.
Индивидуальная и коллективная работа по сбору и обработке информации, организации мероприятия и управление детьми своей деятельностью; подбор материала
изучение народного фольклора и подготовка творческого номера, изготовление наглядностей, создание национальных костюмов.
2 этап. Реализация проекта
(сентябрь -октябрь) Фестиваль народов Республики Бурятия»
комплексная реализация этно-краеведческого направления через взаимодействие спецкурсов.
проведение фестиваля народов РБ « Бурятия территория толерантности»: представление результатов в виде проектов; посещение «национальных гостиных» и знакомство с обычаями, традициями, кухней, забавами, танцами разных народностей
сетевое взаимодействие с общественными организациями и объединениями
3 этап. Подведение итогов
(ноябрь)
Анализ результативности работы школьного музея-комплекса как этно – культурного образовательного пространства ;
оформление итоговых текстов - книги «Бурятия территория толерантности»;
использование ИКТ – создание мультмедийного проекта «Многонациональная Бурятия»
Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли. Деятельность - главное условие формирования толерантности, мы рассматриваем фестиваль как обучающую ситуацию и как деятельность. Фестиваль - пример взаимодействия разных культур, возрастов (разновозрастный состав участников), статусов (учитель-ученик, старшеклассник-младший школьник). Проблема межкультурной толерантности актуальна для гимназии, поскольку в ней обучаются дети разных национальностей и культур. Характерными признаками образовательного пространства являются структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов. Как правило, в качестве системообразующего элемента воспитательных систем, выступает цель. Согласно концепции, целью воспитательной работы является «формирование человека культуры, человека, освоившего и осваивающего базовые культурные формы мышления, деятельности, социального взаимодействия и экологосообразной организации жизни, человека способного выстраивать свою личную перспективу, связывая ее с перспективой России». К основным компонентам культуры современного человека относят демократическую и правовую культуру, культуру толерантности и гражданственности.
В школе существует такая форма организации образовательной деятельности как познавательные праздники, цель которого создание таких образовательных ситуаций, в которых ребенок овладевает эффективными способами коммуникации с представителями различных национальностей и формирование у школьников умения выстраивать отношения с разными людьми.
Одна из задач проекта: выстроить праздник как неурочную, но образовательную деятельность. Конкретным содержанием такой деятельности является: выделение и анализ противоречий на предметность отношений, конструирование новой нормы отношений, в этом и состоит механизм решения проблемы национальной нетерпимости.
Основная проблема, которую затрагивает фестиваль – это проблема межкультурной толерантности, актуальна не только для России, Республики Бурятия в целом, но и для гимназии, поскольку она по своему составу многонациональна. В этом заключается и актуальность ситуации.
Второстепенные проблемы:
Недостаток информации о традициях и культуре народа, которого должны представлять;
Несформированный образ «другого» либо отрицательное отношение к нему на основе субъективной оценки, негативной установки;
Проблема принятия, чужой национальности из за негативного отношения к ней;
Проблемы во взаимодействии Учитель-Ученик-Родитель;
Отсутствие нормы взаимодействия с разными людьми.
Новизна и реальность ситуации состоит в том, что подобные мероприятия в гимназии не проводились, по массовости фестиваль напоминает ежегодные школьные праздники, но по содержанию очень от них отличается: активность каждого участника, приобретение полезных знаний, эффективных способов взаимодействия.
Целью данного мероприятия является повышение роли национальных культур народов края, сплочение всех субъектов образовательного процесса, формирование толерантного отношения к людям разных культур.
Цели, которые ставятся перед участниками фестиваля: поиск и подбор материала по теме, организация работы коллектива с материалом (использование полученной информации для подготовки к выступлению), презентация культуры, анализ результатов деятельности.
Согласно этим целям можно выделить четыре основных вида деятельности, в рамках фестиваля:
1. Информационная
2. Организационная
3. Презентационная
4. Аналитическая
Предполагаемые результаты фестиваля:
· приобретение обобщенных знаний о каждой представленной культуре;
· навыки сбора и обработки информации;
· опыт субъект-субъектного взаимодействия с одноклассниками и с взрослыми;
· умение договариваться, принимать ответственные решения и совместно организовывать деятельность, контролировать ее результаты;
· умение выстраивать конструктивную коммуникацию, навыки позитивного двустороннего диалога;
· мобильность – способность встраиваться в любую ситуацию, признание и использование многообразия норм поведения и отношений;
· приобретение навыков публичного выступления;
· приобретение навыков оценивания, анализа деятельности;
· развитие творческой активности - умения «выходить за пределы» имеющихся знаний, заданной ситуации, взаимоотношений.
И как результат фестиваля в сознании детей формируется образ «Другого», происходит его трансформация, обобщение, «наполнение» эмоциональным содержанием, тем самым меняется и отношение к нему:
- потребность в «Другом» как в источнике информации;
- интерес к «Другому»;
- обобщенный образ «Другого», формирует объективное отношение к нему;
- на основе субъект-субъектного взаимодействия, формируется отношение к «Другому» как к равноправному партнеру по общению, деятельности;
- положительное, эмоциональное, эстетическое восприятие образа;
- идентификация с образом (принятие).
Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля:
- Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях;
- Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми;
- Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;
- Создание ситуаций успеха, поддержание уверенности у учащихся в правильности своих действий;
- Предъявление с помощью наглядных средств обучения информации о других культурах.
Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия.
Школьный краеведческий музей – комплекс, в данном случае выступает, как этно - культурное образовательное пространство: создает условия для изучения , сохранения и развития традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории республики.
Эффекты от реализации проекта:
рост интереса участников проекта к изучению культуры и традиций разных народностей;
развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной, к проектной деятельности;
включение участников проекта в различные виды где они приобрели умение выстраивать отношения с разными людьми не зависимо от их статуса и культурной принадлежности;
развитие самоуправления в процессе работы проекта;
наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия; привлечение к проекту родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между гимназией и родителями, гимназией и общественных организаций;
создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;
формирование комплекса методических разработок по различным направлениям на базе музея;
пополнение и обновление экспозиций музея;
улучшение материальной базы музея, необходимой для дальнейшей работы в данном направлении.
текст - книги «Бурятия территория толерантности»;
создание мультмедийного проекта «Многонациональная Бурятия».
Планируемые результаты:
Создание творческой группы из учащихся и учителей, представителей общественных организаций;
Формированию толерантного отношения к людям разных культур.
Проведение фестиваля народов РБ «Бурятия территория толерантности»
Разработка мониторинга отслеживания результативности реализации проекта.
План работы и смета реализации проекта.
1 этап подготовительный( май-август)
Подготовка материальной базы.
Наименование | Назначение | Запрашиваемая сумма руб | Собственные средства руб |
Мультимедийная установка: (проектор, экран) Крепление, кронштейн ПК | Демонстрация ИКТ | 20 000 | 4000 В наличии |
фотоаппарат | сбор материала | 14 000 | |
видеокамера | Сохранение видеоинформации | | В наличии |
флешкарта | Накопление информации | | В наличии |
Канцтовары ( бумага для печати) | Распространение информации | 500 | 500 |
принтер | Распечатка , копирование на бумажный носитель | 3000 | |
Картридж+тонер | Распечатка , копирование на бумажный носитель | | 500 |
Индивидуальная и коллективная работа по сбору и обработке информации, организации мероприятия и управление детьми своей деятельностью; подбор материала ;
изучение народного фольклора и подготовка творческого номера, изготовление наглядностей, создание национальных костюмов.
Информационные стенды | Демонстрация материала | | В наличии |
витрины | Демонстрация материала | | В наличии |
Экспонаты ДПИ | Ознакомление с ДПИ коренных жителей Байкала | | В наличии |
Экспонаты (предметы быта, мебель и т.д.) различных этносов | Ознакомление с традициями и культурой представителей других национальностей | 5000 | 5000 Помощь организаций –партнеров |
Интерактивные наглядные экспонаты (сборные, раздвижные эвенкийское, бурятское жилища) | Ознакомление учащихся с особенностями сроения жилища | 4000 | 2000 Помощь организаций –партнеров |
Пошив элементов национальных костюмов: Бурятский Эвенкийский Русский Киргизский Армянский Татарский Украинский Казачий азербайджанский узбекский белорусский , молдавский | Ознакомление и демонстрация национальных костюмов | 10 000 | В наличии В наличии В наличии |
Подготовка нормативно-правовой базы: на данном этапе финансовых затрат не вносится в смету т.к. нормативно - правовая база имеется в наличии.
2 этап. Реализация проекта
(сентябрь -октябрь)
комплексная реализация этно-краеведческого направления через взаимодействие спецкурсов.
проведение фестиваля народов РБ « Бурятия территория толерантности»: представление результатов в виде проектов; посещение «национальных гостиных» и знакомство с обычаями, традициями, кухней, забавами, танцами разных народностей
Тематическое оформление классных комнат | наглядное представление – оформление класса в национальном стиле (предметы мебели, украшения) | 1500 | |
Грамоты,дипломы, благодарности | награждение участников фестиваля | 600 | |
3 этап. Подведение итогов
(ноябрь)
Оформление готовых итоговых работ участников фестиваля в единую книгу (обложка, переплет) | Обобщение итога работы, результатов проекта | 400 | |
использование ИКТ – создание мультмедийного проекта «Многонациональная Бурятия»
Оформление готовых итоговых работ участников фестиваля на элек.носителях CD –R диски | Обобщение итога работы, результатов проекта Распространение материалов фестиваля | 1000 | |