СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Детский краеведческий музей - комплекс как этно - культурное образовательное пространство".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                 Детский краеведческий музей - комплекс

                     как этно - культурное образовательное пространство.

            Фестиваль  народов  РБ «Бурятия территория толерантности».

Просмотр содержимого документа
«Проект " Детский краеведческий музей - комплекс как этно - культурное образовательное пространство".»

Муниципальное Бюджетное Общебразовательное учреждение «Гимназия» №5
г.Северобайкальск, Республика Бурятия







Детский краеведческий музей - комплекс

как этно - культурное образовательное пространство.

Фестиваль народов РБ «Бурятия территория толерантности».









проект рассчитан на 8 месяцев

руководитель проекта : учитель географии первой квалификационной категории,

руководитель школьного краеведческого музея Фролова Наталья Валерьевна

Директор МБОУ «Гимназия»№5 Усынина Любовь Васильевна

Общая стоимость проекта:72000

Сумма имеющихся и привлеченных средств: 12000

Сумма, необходимая для реализации проекта: 60 000





















Актуальность:

В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.

Основная проблема, которую затрагивает данный проект – это проблема межкультурной толерантности, актуальна не только для России, Республики Бурятии в целом, но и для гимназии, поскольку она по своему составу многонациональна.

В МБОУ «Гимназия» №5 на протяжении 3-х лет действует краеведческий музей, основным направлением которого является культура КМНС, подготовлена книга «Шемагиры Северного Байкала», установлено сотрудничество с АКМНС, эвенкийскими общинами, данные условия позволяют организовать фестиваль - пример взаимодействия разных культур, возрастов , статусов



Цель проекта:

повышение роли национальных культур народов Республики Бурятия, сплочение всех субъектов образовательного процесса, формирование толерантного отношения к людям разных культур.

Задачи проекта:

  • Создать творческие группы из учащихся и учителей по различным направлениям: исследовательская работа, народная культура, игровое пространство.

  • Способствовать формированию толерантного отношения к людям разных культур.

  • Организация фестиваля народов РБ «Бурятия территория толерантности» , посвященное проблеме толерантности в подростковой среде на предмет условий формирования толерантных отношений.

  • выстроить праздник как неурочную, но образовательную деятельность

  • Разработать критерии отслеживания результативности реализации проекта

Методы реализации проекта:

  • Методы формирования интереса к изучению различных культур (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др).

  • Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

  • Проблемно – поисковые, исследовательские методы.

Использование ИКТ.

Участники проекта:

  • учителя; учащиеся 1-11 классов;

  • родители;

  • общественные организации - социум:

  • центр национальной культуры «Баяр» ,

  • ЭСРО «Возрождение»

  • ЭХПК «Чильчигир»

  • музей истории БАМа

  • АКМНС Северобайкалского района и г.Северобайкальска

Принципы реализации проекта:

  • гуманистичность,

  • комплексность,

  • системность,

  • междисциплинарность,

  • непрерывность и преемственность, доступность,

  • региональность,

  • добровольничество,

  • связь с общественностью.

Ресурсное обеспечение:

  • технические ресурсы: оборудованное помещение музея, экспозиции, ТСО, ИКТ.

  • кадровые ресурсы:

руководитель музея, преподаватели спецкурсов, учителя –предметники, руководители кружков, сотрудники общественные организации.

Масштабность проекта:

проект рассчитан на 8 месяцев:

1 этап одготовительный ( апрель -август )

2 этап Реализация проекта (сентябрь- октябрь)

3 этап. Подведение итогов (ноябрь)

1 этап подготовительный( май-август)

  • Подготовка материальной базы.

  • Подготовка нормативно-правовой базы.

  • Индивидуальная и коллективная работа по сбору и обработке информации, организации мероприятия и управление детьми своей деятельностью; подбор материала

  • изучение народного фольклора и подготовка творческого номера, изготовление наглядностей, создание национальных костюмов.

2 этап. Реализация проекта
(сентябрь -октябрь) Фестиваль народов Республики Бурятия»

  • комплексная реализация этно-краеведческого направления через взаимодействие спецкурсов.

  • проведение фестиваля народов РБ « Бурятия территория толерантности»: представление результатов в виде проектов; посещение «национальных гостиных» и знакомство с обычаями, традициями, кухней, забавами, танцами разных народностей

  • сетевое взаимодействие с общественными организациями и объединениями

3 этап. Подведение итогов
(ноябрь)

  • Анализ результативности работы школьного музея-комплекса как этно – культурного образовательного пространства ;

  • оформление итоговых текстов - книги «Бурятия территория толерантности»;

  • использование ИКТ – создание мультмедийного проекта «Многонациональная Бурятия»

Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли. Деятельность - главное условие формирования толерантности, мы рассматриваем фестиваль как обучающую ситуацию и как деятельность. Фестиваль - пример взаимодействия разных культур, возрастов (разновозрастный состав участников), статусов (учитель-ученик, старшеклассник-младший школьник). Проблема межкультурной толерантности актуальна для гимназии, поскольку в ней обучаются дети разных национальностей и культур. Характерными признаками образовательного пространства являются структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов. Как правило, в качестве системообразующего элемента воспитательных систем, выступает цель. Согласно концепции, целью воспитательной работы является «формирование человека культуры, человека, освоившего и осваивающего базовые культурные формы мышления, деятельности, социального взаимодействия и экологосообразной организации жизни, человека способного выстраивать свою личную перспективу, связывая ее с перспективой России». К основным компонентам культуры современного человека относят демократическую и правовую культуру, культуру толерантности и гражданственности.

В школе существует такая форма организации образовательной деятельности как познавательные праздники, цель которого создание таких образовательных ситуаций, в которых ребенок овладевает эффективными способами коммуникации с представителями различных национальностей и формирование у школьников умения выстраивать отношения с разными людьми.

Одна из задач проекта: выстроить праздник как неурочную, но образовательную деятельность. Конкретным содержанием такой деятельности является: выделение и анализ противоречий на предметность отношений, конструирование новой нормы отношений, в этом и состоит механизм решения проблемы национальной нетерпимости.

Основная проблема, которую затрагивает фестиваль – это проблема межкультурной толерантности, актуальна не только для России, Республики Бурятия в целом, но и для гимназии, поскольку она по своему составу многонациональна. В этом заключается и актуальность ситуации.

Второстепенные проблемы:

  • Недостаток информации о традициях и культуре народа, которого должны представлять;

  • Несформированный образ «другого» либо отрицательное отношение к нему на основе субъективной оценки, негативной установки;

  • Проблема принятия, чужой национальности из за негативного отношения к ней;

  • Проблемы во взаимодействии Учитель-Ученик-Родитель;

  • Отсутствие нормы взаимодействия с разными людьми.

Новизна и реальность ситуации состоит в том, что подобные мероприятия в гимназии не проводились, по массовости фестиваль напоминает ежегодные школьные праздники, но по содержанию очень от них отличается: активность каждого участника, приобретение полезных знаний, эффективных способов взаимодействия.

Целью данного мероприятия является повышение роли национальных культур народов края, сплочение всех субъектов образовательного процесса, формирование толерантного отношения к людям разных культур.

Цели, которые ставятся перед участниками фестиваля: поиск и подбор материала по теме, организация работы коллектива с материалом (использование полученной информации для подготовки к выступлению), презентация культуры, анализ результатов деятельности.

Согласно этим целям можно выделить четыре основных вида деятельности, в рамках фестиваля:

1.  Информационная

2.  Организационная

3.  Презентационная

4.  Аналитическая

Предполагаемые результаты фестиваля:

·  приобретение обобщенных знаний о каждой представленной культуре;

·  навыки сбора и обработки информации;

·  опыт субъект-субъектного взаимодействия с одноклассниками и с взрослыми;

·  умение договариваться, принимать ответственные решения и совместно организовывать деятельность, контролировать ее результаты;

·  умение выстраивать конструктивную коммуникацию, навыки позитивного двустороннего диалога;

·  мобильность – способность встраиваться в любую ситуацию, признание и использование многообразия норм поведения и отношений;

·  приобретение навыков публичного выступления;

·  приобретение навыков оценивания, анализа деятельности;

·  развитие творческой активности - умения «выходить за пределы» имеющихся знаний, заданной ситуации, взаимоотношений.

И как результат фестиваля в сознании детей формируется образ «Другого», происходит его трансформация, обобщение, «наполнение» эмоциональным содержанием, тем самым меняется и отношение к нему:

- потребность в «Другом» как в источнике информации;

- интерес к «Другому»;

- обобщенный образ «Другого», формирует объективное отношение к нему;

- на основе субъект-субъектного взаимодействия, формируется отношение к «Другому» как к равноправному партнеру по общению, деятельности;

- положительное, эмоциональное, эстетическое восприятие образа;

- идентификация с образом (принятие).

Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля:

-   Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях;

-   Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми;

-   Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;

-   Создание ситуаций успеха, поддержание уверенности у учащихся в правильности своих действий;

-   Предъявление с помощью наглядных средств обучения информации о других культурах.

Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия.

Школьный краеведческий музей – комплекс, в данном случае выступает, как этно - культурное образовательное пространство: создает условия для изучения , сохранения и развития традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории республики.

Эффекты от реализации проекта:

  • рост интереса участников проекта к изучению культуры и традиций разных народностей;

  • развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной, к проектной деятельности;

  • включение участников проекта в различные виды где они приобрели умение выстраивать отношения с разными людьми не зависимо от их статуса и культурной принадлежности;

  • развитие самоуправления в процессе работы проекта;

  • наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия; привлечение к проекту родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между гимназией и родителями, гимназией и общественных организаций;

  • создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;

  • формирование комплекса методических разработок по различным направлениям на базе музея;

  • пополнение и обновление экспозиций музея;

  • улучшение материальной базы музея, необходимой для дальнейшей работы в данном направлении.

  • текст - книги «Бурятия территория толерантности»;

  • создание мультмедийного проекта «Многонациональная Бурятия».

Планируемые результаты:

  • Создание творческой группы из учащихся и учителей, представителей общественных организаций;

  • Формированию толерантного отношения к людям разных культур.

  • Проведение фестиваля народов РБ «Бурятия территория толерантности»

  • Разработка мониторинга отслеживания результативности реализации проекта.



























План работы и смета реализации проекта.

1 этап подготовительный( май-август)

  1. Подготовка материальной базы.

Наименование

Назначение

Запрашиваемая сумма руб

Собственные средства руб

Мультимедийная установка:

(проектор, экран)

Крепление, кронштейн

ПК

Демонстрация ИКТ


20 000




4000

В наличии

фотоаппарат

сбор материала

14 000


видеокамера

Сохранение видеоинформации


В наличии

флешкарта

Накопление информации


В наличии

Канцтовары ( бумага для печати)

Распространение информации

500

500

принтер

Распечатка , копирование на бумажный носитель

3000


Картридж+тонер

Распечатка , копирование на бумажный носитель


500



Индивидуальная и коллективная работа по сбору и обработке информации, организации мероприятия и управление детьми своей деятельностью; подбор материала ;

изучение народного фольклора и подготовка творческого номера, изготовление наглядностей, создание национальных костюмов.

Информационные стенды

Демонстрация материала


В наличии

витрины

Демонстрация материала


В наличии

Экспонаты ДПИ

Ознакомление с ДПИ коренных жителей Байкала


В наличии

Экспонаты (предметы быта, мебель и т.д.) различных этносов

Ознакомление с традициями и культурой представителей других национальностей

5000

5000

Помощь организаций –партнеров

Интерактивные наглядные экспонаты (сборные, раздвижные эвенкийское, бурятское жилища)

Ознакомление учащихся с особенностями сроения жилища

4000

2000

Помощь организаций –партнеров

Пошив элементов национальных костюмов:

Бурятский

Эвенкийский

Русский


Киргизский

Армянский

Татарский

Украинский

Казачий

азербайджанский узбекский белорусский , молдавский


Ознакомление и демонстрация национальных костюмов








10 000




В наличии

В наличии

В наличии




Подготовка нормативно-правовой базы: на данном этапе финансовых затрат не вносится в смету т.к. нормативно - правовая база имеется в наличии.



2 этап. Реализация проекта
(сентябрь -октябрь)

комплексная реализация этно-краеведческого направления через взаимодействие спецкурсов.

  • проведение фестиваля народов РБ « Бурятия территория толерантности»: представление результатов в виде проектов; посещение «национальных гостиных» и знакомство с обычаями, традициями, кухней, забавами, танцами разных народностей

Тематическое оформление классных комнат

наглядное представление – оформление класса в национальном стиле (предметы мебели, украшения)

1500


Грамоты,дипломы,

благодарности

награждение участников фестиваля

600





  • сетевое взаимодействие с общественными организациями и объединениями



3 этап. Подведение итогов
(ноябрь)

  • Анализ результативности работы школьного музея-комплекса как этно – культурного образовательного пространства ;

  • оформление итоговых текстов - книги «Бурятия территория толерантности»;

Оформление готовых итоговых работ участников фестиваля в единую книгу (обложка, переплет)

Обобщение итога работы, результатов проекта

400


использование ИКТ – создание мультмедийного проекта «Многонациональная Бурятия»

Оформление готовых итоговых работ участников фестиваля на элек.носителях


CD –R диски


Обобщение итога работы, результатов проекта



Распространение материалов фестиваля






1000





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!