Региональный конкурс
« Профессиональная навигация- воспитываем и обучаем будущих профессионалов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №18» (учебный корпус «Пчелка»)
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
« Я в строители пойду, пусть меня научат»
Содержание
1. Описание проекта: цель, задачи.
2. Актуальность проекта.
3. Принципы реализации проекта.
4. Основные методы реализации проекта.
5. Основные этапы реализации проекта.
6. План реализации проекта.
7. Ожидаемый результат.
8. Контроль выполнения проекта, ожидаемые риски, минимизация.
9. Список литературы.
10. Приложение.
1. Описание проекта
Название проекта: « Я в строители пойду, пусть меня научат».
Дата начала: 06.02.2017
Дата окончания. 13.02.2017
Участники проекта:
- воспитанники старшей группы;
- родители;
- воспитатели группы.
Цель проекта:
знакомить детей с профессией строителя, актуализировать у детей представления о городской инфраструктуре и способах строительства зданий разной конструкции, формировать у детей первичное целостное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять и углублять знания детей о строительных профессиях, уточнить и закрепить у детей представление о назначение разных зданий и их отличии в конструкции;
- расширять и углублять знания детей о строительной технике, ее роли в помощи людям во время работы;
- расширять и уточнять знания детей о результатах труда архитектора и строителя, раскрыть взаимосвязь между этими профессиями;
- обогатить и расширить словарь детей, активизировать в речи слова: перекресток, здания, архитектор, строитель, схема.
Развивающие:
- развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности, самостоятельность мышления;
- упражнять в строительстве зданий разной конструкции;
- продолжать учить детей анализировать постройку;
- соотносить детали конструктора со схемой, заменять недостающие детали;
-развивать связную речь детей в процессе формирования замысла и самооценки;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда;
- желание делиться своими знаниями друг с другом, сотрудничать со взрослыми, сверстниками, оказывать помощь;
- формировать навыки самооценки, самоконтроля, развитие воли и трудолюбия, умение доводить начатое дело до конца.
2. Актуальность проекта
« Как хорошо, когда у человека есть
возможность выбрать себе профессию не
по необходимости, а сообразуясь с
душевными склонностями».
Али Апшерони
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретным трудовым процессам.
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость, удовольствие и приносящее пользу другим людям. Поэтому очень важно знакомить детей с профессиями, показать роль этой профессии в общественной жизни, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Беседы о профессиях сопровождаются стихами, загадками, пословицами, вопросами. Заставляют детей логически думать, развивать речь, активизировать память и внимание. Воспитывать профессиональные качества в детях надо с ранних лет. Так уж случилось, что рынок кадров не стоит на месте. На смену одним специальностям приходят другие, более современные и приспособленные к последним новинкам технического прогресса. Сегодня невозможно себе представить город, село, поселок, мегаполис, которые бы не развивались, не строились, не моделировались, не ремонтировались. Ни один город не появился ниоткуда. Поэтому профессия строителя всегда вызывает у нас уважение и почет.
Как известно, человек строит и созидает с самого начала создания общества. Строители- люди самой мирной и созидательной профессии. Они строят новые объекты, реставрируют новые, внедряют самые передовые технологии, перспективные разработки, оригинальные конструкторские решения, позволяя сохранить для наших потомков то, что было создано их отцами и дедами.
Строитель- значит возводить, созидать, создавать, делать какие-нибудь сооружения, здания. Профессия строителя окружена особым почетом и вниманием. Работа строителя у всех на виду, дает людям радость, эстетическое наслаждение. С первых дней возникновения цивилизации люди строят. Строить и созидать – в природе человека. Строительная отрасль сегодня приобретает второе дыхание.
Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать, как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Дети усваивают материал в различных видах деятельности: рисовании, аппликации, сюжетно- ролевых играх, беседах, рассматривании книг по данной теме, настольно- печатных играх, занятиях по развитию речи. Профессия строителя дает надежду на стабильность и веру в будущее. А с чем сравнить чувство гордости, когда, проходя мимо красивого здания, понимаешь: « Здесь ничего бы не стояло бы, когда бы не было меня».
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий- это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
3.Принципы реализации проекта
Принцип научности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся о труде и профессии строителя, строительных машин, инструментов, материалов.
Принцип гуманистичности: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности. Понимание того, что для того, чтобы стать строителем, надо много учиться, добиваться поставленной цели, чутко относиться к своему здоровью и безопасности.
Принцип системности. В некоторых дошкольных учреждениях работа по данной теме ведется нерегулярно, а деятельность детей не связана между собой. Наиболее эффективным представляется
формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний. Этот принцип имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
Принцип доступности. Необходимо подобрать материал так, что он был понятен и доступен ребенку данного возраста. Необходимо подготовить и продумать материал, который будет преподнесен детям во время совместной деятельности.
Принцип деятельности. Для того, чтобы дети легко освоили этот материал, необходимо дать детям свободу деятельности. Чтобы дети легко могли пользоваться конструкторами разного вида; карандашами, фломастерами, восковыми мелками, пластилином, альбомами, раскрасками.
4. Основные методы реализации проекта
Определение темы, постановка цели и задачи.
Определение методов и приемов работы.
Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала.
Беседа с детьми о профессиях.
Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
Вызвать интерес к окружающему миру.
Расширять у детей знания и представления о профессии строителя, значимость этого труда.
Помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг.
Поручить детям посильные трудовые обязанности дома и в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
5. Основные этапы реализации проекта
Этапы деятельности | Задачи | Цель | Содержание работы |
1 Подготовительный | - пробудить интерес родителей к предполагаемой деятельности; - пробудить интерес детей к строительным играм и занятиям. | - создание предметно- развивающей среды в группе по теме проекта. | - обдумывание идеи, темы проекта, сбор информации, материала для реализации проекта; - подбор методической и художественной литературы по данной теме; - разработка мероприятий по теме проекта; - беседы с родителями о необходимости знакомства детей с профессиями взрослых, в том числе профессии строителя. - вовлечение родителей в создание игровой и развивающей среды для осуществления цели проекта. - ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. - создание папки- передвижки на тему: « Я- строитель». |
2 Основной. Реализация проекта. | - создание предметно- пространственной среды по ежедневной теме проекта; - организовать доступность методического и игрового материала | - внедрение детей в учебный и игровой процесс | - беседы с детьми: « Виды зданий», « Строительные машины», « Строительные профессии», « Строительные материалы», « День строителя»; - вечер загадок по теме проекта; - чтение и заучивание произведений различных авторов; - с- ролевые, дидактические, настольно- печатные, словесные игры по теме; - составление рассказов; - спортивные игры и игры- соревнования; - рассматривание иллюстраций и открыток по теме: «Здания моего города»; - рассматривание альбомов: « Одежда рабочего», « Строительная техника», «Строители»; - выставка строительной технике и инструментов. |
3 Заключительный. | - привлечь родителей к изготовлению выставки работ и рисунков на тему: « Город будущего»; - индивидуальная и групповая самооценка; - анализ и обобщение опыта | - объективное оценивание процесса и результатов деятельности | - оформление выставки детских рисунков по теме проекта; - изготовление альбома фотографий; - оформление выставки рисунков и поделок с участием родителей на тему: « Город будущего». |
6. План реализации проекта
День недели | Темя дня | Виды детско-взрослого взаимодействия |
Понедельник | День строителя. Виды зданий, возводимых строителями ( жилые дома, заводы, фабрики, мосты, дома культуры, театры, стадионы, детские сады, больницы, школы). | Рассматривание и беседы на тему « Виды зданий». Составление рассказа « Строим дом». Рисование « Дом, в котором я живу». Коллективная работа- конструирование « Домик для Маши». Песня « Наш дом». Пальчиковая гимнастика « Улитка». Рисование мелками « Мы- строители». Подвижная игра « Строительная эстафета». Игра- путешествие « Гуляем по городу»- достопримечательности города. Игра с конструктором « Лего». Чтение С. Баруздин « Строим дом». Образовательная ситуация « Как менялось жилье человека?» Чтение Д. Родари « Чем пахнут ремесла?». |
Вторник | Строительные профессии. | Рассматривание и беседы на тему «Строительные профессии». Дидактическая игра « Предмет бери, кому и для чего он нужен, расскажи». Чтение стихотворения В. Маяковского « Кем быть?». Разучивание стихотворения Б. Заходера « Строители». Дидактическая игра « Где какая профессия нужна?» Соревнование крановщиков « Кто скорее?» С-р игра « Строители». Лото « Профессии». Пальчиковая гимнастика « Профессии». Чтение рассказа Е. Пермяка « Для чего руки нужны?». Игра с мячом «Строительные профессии». Чтение пословиц и поговорок о труде. |
Среда | Строительные инструменты и материалы. | Рассматривание альбома и беседы на тему « Строительные инструменты». Отгадывание загадок об строительных инструментах. Энциклопедия необходимых знаний. Развивающая игра « Найди отличия». Наблюдение за погрузкой гравия для отсыпки дороги. Экспериментирование с песком, глиной, водой. Дидактическая игра « Кому что?» Чтение рассказа В. Данько « Кто построил дом». |
Четверг | Строительные машины. | Рассматривание беседы на тему « Строительные машины». Создание коллекции « Умные машины». Наблюдение за строительной технике. Словесная игра « Доскажи словечко». Совместное творчество детей и родителей « Умные машины». Просмотр мультфильмов, презентаций про строительную технику. Отгадывание загадок про строительную технику. Раскрашивание альбома « Строительные машины». Инсценировка « Три поросенка» для детей младших групп. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова « Заичьи слезы». |
Пятница | Итоговое мероприятие: викторина « Город будущего». | Чтение стихотворения Е. Благининой «Я дома не люблю сидеть». Рассматривание альбома и беседа на тему «День строителя». Беседа на тему « Труд человека». Чтение рассказа Л. Кузмина « Солнечные окошки». Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?» Дидактическая игра «Путешествие по сказкам». Составление схемы безопасного перехода к детскому саду. Выставка рисунков, совместно с родителями на тему « Город будущего». Настольно- печатная игра « Профессии разные нужны» |
Содержание каждой темы реализуется в совместной деятельности взрослых и детей. Ребенок осваивает содержание образования под руководством взрослого. Взрослый передает не только знания и умения, а культурные нормы в различных видах деятельности, а также средства и способы, характерные для этого вида деятельности.
7. Ожидаемые результаты
- расширение знаний детей о профессии строителя;
- пополнение словарного запаса по теме « строители»;
- формирование у детей самостоятельности, раскрепощенности;
- воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда;
- повышение активности и заинтересованности родителей в жизни детского сада.
Полученные результаты:
- педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;
- собран и систематизирован весь материал по теме: « Я в строители пойду, пусть меня научат»;
- дети знают и называют большое количество строительных профессий, строительной технике, материала и инструментов;
- дети стали более самостоятельными и раскрепощенными. В свободной деятельности широко применяют полученные знания, используют для этой цели атрибуты, нужные игрушки. После игр убирают весь материал на места.
- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы, изготовлению и приобретению атрибутов, игрушек по данной теме.
9. Контроль выполнения проекта, ожидаемые риски, их минимизация
Анализ деятельности по реализации задач ранней профессиональной ориентации дошкольников и ее результативности;
Размещение информации результативности проекта в личном блоге педагога и на сайте дошкольного учреждения.
Ожидаемые риски
Недостаточное оснащение материальной базы методической литературы;
Отсутствие поддержки со стороны родителей.
Минимизация рисков
Приобретение методической литературы, наглядных пособий по теме:
« Профессии».
Проявление интереса к проблеме участников образовательного процесса.
Освещение деятельности МБДОУ в публикациях.
10. Список литературы:
Алешина Н.В. « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»- УЦ. Перспектива 2008
Алебьева Е.А. « Поиграем в профессии»-Издательство ТЦ Сфера
Арушанова А.Г. « Развитие коммуникативных способностей дошкольника»- М.ТЦ. Сфера 2011
Дыбина О.В. « Знакомство с предметами и социальным окружением» Мозаика- Синтез 2015
Захаров Н.Н. « Профессиональная ориентация дошкольников»- М.1988
Кондрашов В.П. « Введение дошкольников в мир профессий»- Издательство « Николаев» 2004
В. Г. Нечаева « Строительные игры в детском саду».
Лиштван З. В. « Игры и занятия со строительным материалом в детском саду».
Потапова Т.В. « Беседы с дошкольниками о профессиях»-М. Сфера 2005
Шаламова Е. « Реализация образовательной области «труд» в процессе ознакомления старшего дошкольного возраста с профессиями»- Детство- Пресс 2012
17
Ермолаева Валентина Анатольевна